«И сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» ( 1Пет.2:5 ). Празднственно воспоминая ныне сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на учеников и Апостолов Христовых, святая Церковь воссылает сугубые молитвы о ниспослании сего Духа своим верным чадам. – Помыслим, христиане, как высок предмет сей молитвы, как велико назначение христианина, которого он должен достигать! – Мы все, христиане, предназначены к тому, – и всегда, а наипаче ныне, молимся о том, чтобы Бог Дух Святой вселился в нас, человеков грешных и нечистых, чтобы ограниченность наша соделалась обителью Беспредельного и вместилищем Невместимого, молимся, чтобы Дух Святой пришел и обитал в нас и чтобы мы соделались храмом Его, каковым должен быть каждый истинный христианин, по слову святого Апостола вы есте церкви Бога жива ( 2Кор.6:16 ), храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). По истине высокий предмет молитвы, по истине чудно назначение христианина, постигаемое не умом, но только смиренною верою в истину слова Божия! Помыслим же вместе и о том, что сие величие предмета нашей молитвы, сия высота назначения нашего возлагает на нас самих и великую обязанность – созидать себя во храм Святого Духа: и сами зиждитеся во храм духовен. Как же нам созидаться во храм сей? Все мы, христиане, в купели крещения созданы во храм Святого Духа, – храм святой, каковым должен быть каждый христианин, по слову апостольскому ( 1Кор.3:17 ). – Но кто скажет, кто дерзнет помыслить, чтобы храм сей и остался, и оставался таковым, чтобы он не был повреждаем или растлеваем? Грехами своими мы повреждаем или растлеваем храм сей, и посему имеем нужду непрестанно созидать его, и ко всем нам всегда прямо относятся слова Апостола: зиждитеся во храм духовен, зиждитеся всегда, постоянно, неослабно. Как же созидаться? Бедны и ничтожны собственные силы человека для сего великого дела; оставленный самому себе, он не может и помыслить о сем, а может устроять храм свой духовный только силою и действием Святого Духа. Но при сем нужна наша воля, наше расположение, наша деятельность, чтобы, при помощи Его, устроять для Него внутренний духовный храм наш; без нас Он не устроит нас: и сами, яко камение живо, зиждитеся во храм духовен. Камение живо, имеем свою волю, свое желание, свое расположение; надобно, чтобы и сами мы деятельно участвовали в устроении нашего храма: и сами зиждитеся. – Как же созидаться?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Изволися Духу Святому и нам». Часть 1 Святые отцы Первого Вселенского Собора Господь наш Иисус Христос, оставляя на земле Свою Церковь, попечения Своего о ней не оставил и ниспослал в день Пятидесятницы на учеников и апостолов Святого Духа, Который должен был напомнить ученикам все, что говорил им Христос, и наставить их на всякую истину. Со времени сошествия Святого Духа в Церкви всегда жила вера в то, что Сам Господь является Главой Своей Церкви (см.: Еф. 5: 23; Кол. 1: 18) и управляет Ею посредством Святого Духа. Но так было угодно Господу, что в деле устроения Церкви на земле, как и в деле спасения каждого человека, должен осуществляться принцип «синергии» (от греч. συνεργα – «вместе действующий»), то есть взаимодействия Божественного и человеческого начал. Вселенская Церковь – богочеловеческий организм и, помимо Своего Единого Главы Христа, имеет власть, осуществляемую земной инстанцией. В первые века христианства носителем такой власти был апостольский сонм – ближайшие ученики Христа, составлявшие костяк первой христианской общины, и их ученики. Для обсуждения наиболее важных для Церкви вопросов апостолы собирались и выносили решения, которые считались происходящими не только и не столько от волеизъявления самих участников Собора, но более от внушения Святого Духа. В послании Апостольского Собора 51 года в Антиохию (см.: Деян. 15: 23–29) отражено понятие о Соборе как о богочеловеческом организме, жизнедеятельность которого воодушевляется Святым Духом, осеняющим решения членов Собора. «Угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15: 28) – такими словами предваряет Собор апостолов изложение своих решений, указывая на их богодухновенность и на свое согласие с внушением Святого Духа. И принцип, выраженный в этих словах, незыблемо соблюдается с тех пор в управлении Церковью уже дальними учениками и преемниками апостолов – епископами Вселенской Церкви. Поместные Соборы Сами апостолы, распространяя Евангелие в различных уголках Римской империи, поставляли для них епископов как своих полномочных представителей, имеющих власть управлять Церковью своей области.

http://pravoslavie.ru/29055.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бог Отец (греч. Θες Πατρ) – одно из Лиц ( Ипостасей ) Единотроичного Бога, Пресвятой Троицы , Причина бытия Сына и Святого Духа . Бог Отец единосущен Сыну и Святому Духу и равночестен Им. Почитая молитвенно Бога Отца, христиане почитают Его не как обособленную Божественную Ипостась , но как одну из Ипостасей Единого Бога: как Того, Кто неразделен с Сыном и Святым Духом. Чем отличается Бог Отец от Бога Сына и Бога Святого Духа? От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит, но Сам предвечно рождает ипостась Сына и предвечно (то есть бесконечно, вне времени, присущего нашему тварному миру) изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трёх, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», – пишет свт. Григорий Богослов . Почему мы называем Бога – Отцом? Бог Отец является Отцом по отношению к Своему Единородному Сыну: Он рождает Его в вечности. Вместе с тем можно утверждать, что по отношению к усыновлённым Богом верующим Отцом именуется Триединый Бог. Почему в молитве Господней мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш»? Иисус Христос является Сыном Божьим в особом, исключительном смысле этого слова: Он рождается Богом Отцом. Мы же созданы Богом и являемся Его детьми по благодатному усыновлению. Благодаря самоотверженной Жертве Иисуса Христа и мы имеем честь обращаться к Богу словами «Отче наш», в соответствии с евангельским свидетельством: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Бог Сын и Бог Святой Дух действуют обособлено от Бога Отца? Или же действие Отца и Сына и Святого Духа едино? Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Три Божественные Ипостаси – не три обособленных Бога, обособленных Действователя, но один. Отвечал ли Бог Отец Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/bog-otec

Рогатин. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Музей-памятник деревянной архитектуры и живописи XVI-XVII вв. в г. Рогатине был открыт в 1983 г. в ранее закрытой для осмотра Церкви Святого Духа (1596). В 2005 г. на базе Рогатинской филиала создан музейный комплекс. В него вошел Мемориальный музей-усадьба славного сына украинского народа Николая Угрина-Безгрешного, где представлены история и быт Опольского края, произведения народного и сакрального искусства рогатинщини. Среди рогатинских достопримечательностей особое место занимает величественный иконостас (1650 г.) Церкви Святого Духа и экспонированные в ней иконы XVI-XIX ст., происхождением из Рогатиншины. Без существенных изменений сохранился он в первоначальном интерьере, образуя с его архитектурой гармоничный ансамбль. В живописи и декоративной резьбе иконостаса воплощены высшие достижения галицкой школы монументально-декоративного искусства середины XVII ст. Рогатинский иконостас - не только выдающееся явление украинского искусства, но и памятник, имеющий общечеловеческое значение. В 1991 г. вышло в свет первое и единственное на сегодня монографическое исследование этого известного архитектурного памятника XVI в. и его иконостаса " Церковь Святого Духа в Рогатине " (автор-составитель - В. Мельник). Источник: статья Андрея Давыдюка, начальника отдела музейной работы и охраны культурного наследия облгосадминистрации (Информация взята с портала who-is-who.ua ) на туристическо-краеведческий портале drymba.net Год постройки - 1598. Датируется по надписи в интерьере на северной стене центрального сруба. Некоторые ученые считают, что храм возник раньше: в 1562 году. Есть и такие, которые " омолаживают " святыню, относя ее построение до 1648 года. Храм - один из восьми претендентов в Список наследия ЮНЕСКО в номинации деревянных храмов Карпат (номинируются 16 храмов - по восемь из Польши и Украины). Церковь трехсрубная с квадратным центральным срубом, граненым п " алтарем и вытянутым граненым бабинцем. С запада к бабинця прилегает квадратная по плану трехъярусная увенчанная шатром колокольня каркасной конструкции. Центральный сруб накрыт квадратным в основе верхом с двумя заломами и завершается аркадной сигнатурой с высоким шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=20960

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» июнь 2023 30 мин., 18.07.2023 Обложка : На желтом фоне изображена девочка, играющая на голубой флейте. А из флейты вылетают ноты и птицы. В середине — красная надпись: «ОЖИВИ МИР СЕРДЦЕМ». Рисунок Юлии Каменщиковой. Пролог : Юрий Ряшенцев . " Ничего не видя и не слыша...«. Стихотворение. Фото Dwinanda Nurhanif Mujito /Unsplash//Фома. июнь 2023. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июнь //Фома. июнь 2023. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 5 июня. День Святого Духа. [По учению Церкви, Святой Дух является Третьим Лицом Пресвятой Троицы, то есть Он обладает такой же Божественной сущностью как Бог Отец и Бог Сын. В связи с этим, как учат святые отцы, верующие должны воздавать Ему такое же поклонение и прославление, как и первым двум Лицам Троицы. Церковь установила праздник Святого Духа «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть от Святыя и Живоначальныя Троицы» в противовес тем ересям, которые в своем учении отвергали Божественность Святого Духа. Также Православная Церковь выразила свою веру в Божество Святого Духа в Символе веры: «Верую в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»]. Ил.: Святой Дух в виде голубя. Фрагмент церковной росписи. — С.4; 3 июня. Троицкая родительская суббота. [Свое название эта родительская суббота получила из-за того, что она предваряет великий двунадесятый праздник — День Святой Троицы, или, как еще его называют, Пятидесятницу. В этот день верующие приходят на особую панихиду: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших»]. Фото пресс-службы Троице-Сергиевой лавры. — С.4; 14 июня. День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. [Однажды, во время эпидемии холеры, в Кронштадт зашел шведский грузовой пароход, на борту которого были холерные больные.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-242-...

Святой Дух как Бог Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 В современной западноевропейской христианской мысли богословие Святого Духа чаще всего находит свое выражение в контексте нового поиска религиозной свободы. Святой Дух рассматривается либо как критерий институционального изменения, либо как религия личного опыта или духовный феномен, известный под названием Пятидесятница. К сожалению, традиционное западное систематическое богословие периода Средних веков или Реформации дает слишком мало материала или контекста для появления органичного и интегрированного богословия Святого Духа, которое остается в известной степени спекулятивным по отношению к Личности Дарителя, и вследствие этого интерпретация “даров” часто бывает достаточно произвольной. Возможно, в этом заключена одна из причин идейного разброда в современном богословии. На христианском Востоке богословие Святого Духа также не получило достаточного систематического развития. Тем не менее некоторые основы для такой систематизации мы находим в великих тринитарных спорах IV века, которые привели к принятию догмата о Божестве Святого Духа как третьего Лица Троицы, а также к интерпретации спасения человека и конечной цели его существования в терминах обожения. Эти основы имеют тем более первостепенное значение для православного истолкования свидетельств Писания и Предания о Святом Духе, что они вошли в текст Литургии и засвидетельствованы в опыте святых и в жизни христианской общины. Совершенно очевидно, что я не смогу удовлетворительным образом изложить пневматологию систематически в столь кратком обзоре. Я ограничусь основными тринитарными и антропологическими аспектами проблемы, изучение которых привело к моему пониманию Святого Духа как Бога, и затем сделаю некоторые богословские выводы, в которых мы сегодня нуждаемся. Тринитарный аспект Неоднократно было отмечено, что Восток и Запад по-разному подходят к тайне Пресвятой Троицы. Запад воспринимает единство Бога как данность и относится к Троичности как к поводу для умозаключений, в то время как отправной точкой для богословских рассуждений Востока служит живой опыт Троих, а затем уже и утверждение равенства Их Божественной природы и вследствие этого Их единства. На этом основании Каппадокийцев (IV в.) обвиняли в тритеизме, поскольку “их мысль зиждется на троичности равных Ипостасей (Лиц), а единство Божественной oЩs…a (сущности) находится на втором месте” 1 .

http://pravmir.ru/svyatoy-duh-kak-bog/

Семья освящается благодатию Святого Духа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Из книги “Домашняя церковь” Все в Церкви освящается в молитве Духом Божиим. Таинством крещения и миропомазания человек входит в церковное общение, становится членом Церкви; снисхождением Духа Святого происходит пресуществление Святых Даров; силою Его получают благодать и дар священства; благодатию Святого Духа освящается храм, приготовленный строителями и иконописцами для совершения в нем богослужения, освящается и новый дом перед вселением. Неужели брак и начало супружеской жизни мы оставим без церковного благословения, вне благодати Святого Духа? Только с Его помощью, силою Его можно создать домашнюю церковь. Брак является одним из семи православных таинств. Для христианина связь с женщиной вне церковного брака можно сравнить только с попыткой совершать литургию не-иереем: одно является блудом, другое — святотатством. Когда на венчании говорится “Славою и честию венчай я (т. е. их)”, то славится беспорочное житие новобрачных до брака и Церковь молится о браке славном и честном, о славном увенчании их предстоящего жизненного пути. Относясь очень строго к половым связям вне церковного брака христиан, считая их недопустимыми, церковное сознание с уважением относится к честному и верному гражданскому браку неверующих и некрещенных. К ним относятся слова ап. Павла: “…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Рим 2:14–15). Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, креститься (войти в Церковь можно только через крещение), а крестившись — венчаться, сколько бы лет ни прожили они в светском браке. Если вся семья обращается к вере, то дети очень радостно, значительно воспринимают церковное венчание родителей. Если кто когда-то был крещен, но рос без веры, а потом поверил, вошел в Церковь, а жена осталась неверующей и, по слову ап. Павла, “она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится” (1 Кор 7:12–15). Конечно, такой брак верующего с неверующей не создает домашней церкви, не дает ощущения полноты супружеских отношений.

http://pravmir.ru/semya-osvyashhaetsya-b...

Скачать epub pdf Слово на св. Пятидесятницу. О благодати Святого Духа, как средстве дивного изменения нашей души 100 «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог , творяй чудеса...» Вот слова великого прокимна, которые мы услышим сейчас за Троицкой вечерней. Мы этот великий прокимен слышали, возлюбленные о Христе братия и сестры, за вечерней в первый день св. Пасхи. Тогда его словами св. Церковь ублажала Господа, как совершителя великого чуда воскресения Своего, а вместе с тем, и нашего тела. А на праздник Святой Троицы в этом песнопении прославляется Божественное чудо воскресения нашей души. Это воскресение совершилось Духом Святым, Его благодатию в душах Апостолов в день св. Пятидесятницы. В чем же это чудо состояло? На заданный вопрос мы находим ответ в следующих словах священнослужителя, которые произносятся во время пения этого прокимна: «Сия есть измена десницы Вышняго» ( Пс. 76:11 ). Слеловательно, происшедшее силою Святого Духа в день Пятидесятницы чудо воскресения души состояло в ее изменении, о котором еще ветхозаветный пророк сказал: «И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно» ( Иез. 11:19 ). Это изменение имел в виду Ап. Павел, когда сказал: «Аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Но ярче всяких слов о сем дивном изменении души свидетельствует та перемена, которая произошла с Апостолами при сошествии на них Святого Духа. Его благодатию они из греховных сделались святыми; из объятых страхом от иудеев, они сделались мужественными всенародными их обличителями; из неведущих Писание превратились в бесподобных богословов, обогатившись всею высотою и глубиною божественного ведения и премудрости; из печальных они сделались радостными, восприявши в сердца свои нескончаемое блаженство небесного Царства Христова. Наконец, тою же благодатию Святого Духа они получили такую веру, которая своими великими чудесными знамениями сломила языческий и иудейский мир и сделалась основою для новой христианской жизни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Солотча. Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1688-89 годах. Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единственный аналог - трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. В 1735 г. закончено строительство колокольни. Богослужения ведутся с 1994 года. Во время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688-1689 годах при настоятеле архимандрите Игнатии (Шангине), были построены наиболее интересные в художественном отношении здания, такие как надвратный храм Св. Иоанна Предтечи и величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Их возводил выдающийся архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Внешний облик этих храмов в сравнении с более древним Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой XVI и XVII веков. Оба эти сооружения, как восточная и южная стена с башнями, строились по заказу архимандрита Игнатия и являются частью большого замысла восстановления и обновления всего монастыря, который проведён в эти годы. В первую очередь были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа, отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года. Но из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной, тогда не была закончена. Её достроили позднее, в 1735 году. Вероятно, этим можно объяснить, что шатёр колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа. Каменный шатёр (после осквернения храма в ХХ веке) восстановлен совсем недавно, в 1966 году.

http://sobory.ru/article/?object=05475

Флёново. Церковь Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Строительство храма в Фленово начато в 1902 г. В создании проекта принимали участие художник С.С. Малютин, знаток старины и искусства И.Ф. Барщевский и владелица усадьбы М.К. Тенишева. Здание церкви производит впечатление монументальной постройки. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным и дробным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке. В 1903 г. в строящемся храме похоронен хозяин усадьбы князь В.Н. Тенишев (могила разграблена после 1917 г.). Строительство церкви было в основном завершено в 1905 г. С 1903 г. в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. В 1908 г. он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом Первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный». Сложная, полная символики композиция росписи - «Царица Небесная на берегу Реки жизни» - не отражала православного мировоззрения и поэтому церковь так и не была освящена. В настоящее время церковь входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок», требует ремонта. З.И. Пастухова. По Смоленщине. - М, Искусство, 1985; Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская и др. Страницы истории Смоленщины. - Смоленск, Русич, 2007. В 1902 году в самом живописном месте села Фленова, в бывшем имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, была выстроена церковь Святого Духа. Автором проекта была сама княгиня, а также археолог И.Ф. Барщевский и художник С.В. Малютин. Строительство было закончено только 1905 году. Росписи в храме и смальтовая мозаика выполнены знаменитым художником Н.К. Рерихом. Он трудился над её убранством с 1908 по 1914 год. В 1923 году разорили храмовую усыпальницу, в которой был захоронен князь В.Н. Тенишев. Его перезахоронили на деревенском кладбище. В советское время церковь Святого Духа в Смоленской области использовался под зернохранилище, поэтому росписи интерьера не сохранились, но бесценным даром дошла до нас великолепная мозаика «Спас Нерукотворный». Она в полной мере дает представление о стиле талашкинских произведений Рериха.

http://sobory.ru/article/?object=03165

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010