Священномуч. Маркелла, епископа Римского, и с ним свв. мучеников: и диаконов, Смарагда, Мара и и свв. мучениц жен: Лкины и царевны, пострадавших в 305, 306 и 310 г. Св. Маркелл управлял церковью с 304 (или 308 г.) и скончался в 310 г. от изнурения и лишений, будучи осужден на работы на скотном дворе. С ним приняли мученический венец свв. Прискилла и Лукина, римские знатные женщины, и св. Артемия, дочь импер. Диоклетиана. Все другие пострадали ранее, при Диоклетиане и Максимиане Галерии. Мощи всех их в Риме. 8 . В. † Св. великомуч. еодра стратилата. Ныне празднуется перенесение его мощей из Ираклии в Евхаиты, в 319 г. См. 8 февраля. Тропарь, Кондак, Ап. и Ев. см. 8 февр. Св. Ефрема, патриарха Антихийского. Воевода Антиохии, он много помогал нищим, отличался милосердием и сострадательностью к несчастным, а также кротостью и обходительностью со всеми. По особому внушению Божьему, он переменил сан воеводы на сан патриарха. Святитель был ревностным поборником православия и написал иного сочинений в защиту Халкидонского Собора. Истину православия пр. Ефрем утверждал не только словом, но и чудесами. Скончался он в 545 г. Пр. Финикийского. Родом из селения Сидны, около г. Тира (в Финикии), он, удалившись в одну ближайшую обитель, принял иночество и молитвой и постом вместе с другими подвигами так усовершил свои духовные силы, что сподобился от Господа дара прозорливости, предузнав землетрясение (в 526 г.) в Антиохии, и имел силу укрощения диких зверей. Он жил и скончался в VI в. Св. еодора, епископа Суздальского. Родом грек, первый епископ Ростова, он был поставлен на эту кафедру в 991 г. Ростовский край тогда был еще населен язычниками и св. Феодору пришлось много потрудиться над их просвещением верою Христовой (сн. 23 мая). Грубые и дикие язычники наносили много оскорблений святителю и раз даже изгнали его. Св. Феодор поселился в Суздальской земле, здесь многих просветил светом истинной веры и после многих трудов апостольских скончался в Суздале. О последних годах жизни св. Феодора неизвестно. Кончину его относят к 1023 г. Св. Мощи его открыто почивают в Суздальском Богородице-Рождественском соборе. – См. 3 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Блаженный Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня. Тут разумеется князь Ярослав Георгиевич или Ярославович, княживший в Турове с 1146 года. Год вступления блаженного Кирилла на кафедру неизвестен. Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен, а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г. казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. Святитель Кирилл присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении. Думают, что послание эти касались и дела Феодорца, но ни одно из этих посланий неизвестно. Из сочинений блаженного Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон молебный. Подлинность этих сочинений несомненна. Блаженный Кирилл скончался около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни. Разумеются татары. Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла впервые в печатный Пролог издания 1642 и 1643 годов. Память святого Апостола Иакова Зеведеева Фарисеи — религиозная секта, возникшая в Палестине за два или за три века до Р. Хр. Своею целью секта поставила точное, доходившее часто до мелочности и скрупулезности, соблюдение всех обрядовых предписаний закона Моисеева. Народный учитель, раввин. Здесь разумеется Ирод Агриппа I, сын Аристовула и внук Ирода Великого, управлявший Иудеею с 40 г. по 44 г. Евсевий Памфил — знаменитейший церковный историк, живший с 268 г. по 340 г. Его «Церковная История» доведена до 324 г. Кончина святого Апостола Иакова последовала ок. 42 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

113 О Владим. Соборе 1274 года есть подробная статья во Влад. Епарх. Вед. За 1868 г. и 11. Прекрасную заключительную речь Святителя Кирилла можно читать в «Ист. Вл. Каф. Усп. Соб.» стр. 66–69. 115 Во Влад. Епар. Вед. За 1867 г., помещена статья П.Ц. о словах Святителя Серапиона с многими выдержками из его слов. 116 Так обличал суеверие пастырь Православной церкви в России в 12 веке в то время, как на западе латинское (католическое) духовенство само производило розыски мнимых колдунов и волшебниц и, по испытанию их водой и другими способами, предавало смерти. Так православие заключает в себе полный свет, а уклонение от правой веры производит и множество других заблуждений. 117 Воскр. лет. дает указание, что Феодор был поставлен в епископа из игуменов монастыря св. Константина и Елены. Но, на основании исследований Строева, здесь нельзя разуметь Константино-Еленинского монастыря, находившегося в 5 верстах от Владимира (где ныне Доброе село с древней Константино-Еленинской церковью), т.к. этот монастырь построен позднее времен Святителя Феодора, – св. митрополитом Алексием в 1362 году. По мнению Строева, в названии монастыря в летописи могла быть даже ошибка («Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». Стр. 670). 118 Степ. кн. говорит: «В та времена Русская земля не вредна бяша, и не ратуема от безбожных татар, но тишина бысть и ослаба христианству». (390 стр.) 119 Андрей Александрович приводил еще татарское войско против брата и в 4-й раз, только по смерти епископа Феодора, в 1293 г.; тогда татары взяли и разграбили 14 городов, в том числе Владимир. Карамзин говорит, что они тогда разграбили соборный храм Владимирский, и выломали даже прекрасный медный пол его. («Ист. Гос. Рос.» т. 4 стр. 159, по С.-Пет. Изд. 1830 г.). Россия, после кончины св. Александра Невского, победителя шведов, немцев и литвы, терпела много и от этих народов. От них великим защитником был теперь только св. Довмонт, князь Псковский. Юго-западная Россия вела войны с поляками и терпела зло от татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

801 «...В 1473 году епископ Брянский, Феодор Святой, переведен в Суздаль, и Чернигово-Брянская епархия упразднена, а епископы сии стали именоваться Суздальскими, Брянскими, Торусскими, или Суздальскими, Калужскими и Торусскими. Между тем остальная часть Чернигово-Брянской епархии отошла к епархии Смоленской, когда над ними утвердилось общее владычество Литвы» ( Макарий (Миролюбов) , архиеп. Донской и Новочеркасский. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. M., 1863. С. 23). Вторая дата – дата ухода на покой (Акты исторические... Т. 1. С. 139–140). 803 По Н.Д. Иерархия... С. 235 «...хиротонисан, по некоторым летописным сведениям, в 1597 г., скончался, по тем же свидетельствам, в 1610 г. в Чудовом монастыре, откуда тело его перенесено в Суздальский кафедральный собор...» Поддержал «Тушинского вора», о чем свидетельствует грамота суздальского воеводы от 14.10.1608 и ответная похвальная грамота Лжедмитрия II к нему же от 23.10.1608 (Акты исторические... Т. 2. С. 131–132). Заметим, что он был не единственным среди архиереев, признавшим Лжедмитрия II (также митрополит Филарет [Романов]). В ААО. Т. 1. С. 179 далее следуют не встречающиеся у др. исследователей следующие иерархи: Трифон (ок. 1601 г.), Симеон (1607 г.) и, несколько ниже, Герасим (1637 г.). 804 Из бывших архиепископов Элассонских («Галусинских»), До кон. 1621 г. продолжал проживать в Москве, при Кремлевском Архангельском соборе (см. Сербская и Архангельская), с 1613 г. – архиепископ Архангельский, Тверской и Кашинский, с 1615 г. числился Суздальским и Торусским. На его надгробной таблице в соборном храме г. Суздаля дата кончины указана иная: 29.04.1625 ( Питирим (Нечаев) , еп. Арсений, архиепископ Элассонский//БТ. 1968. 4. С. 254). Прославлен как местночтимый в 1982 г. Память – 23.06 в Соборе Владимирских святых. 23.08.2005 года мощи Святителя по просьбе Элладской Православной Церкви были извлечены из захоронения и перенесены в новую раку в алтаре Суздальского Богородице-Рождественского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после того (15 апреля 1212 года) великий князь Всеволод скончался. Великое княжение Суздальское разделилось тогда на две области: Константин, старший из сыновей умершего, княжил в Ростове и Ярославле; второй сын, Юрий (Георгий), которого отец перед смертью назначил наследником всего великого княжения, владел Владимиром и Суздалем; оба желали единовластия, и каждый считал себя законным наследником; первый опирался на право старшего в роде, а последний – на предсмертную волю отца. Братья их также разделились: Ярослав-Феодор в Переяславле-Залесском и Святослав в Юрьеве-Польском взяли сторону Георгия; Дмитрий-Владимир в Москве остался верным Константину. Началось кровавое междоусобие. Большая часть князей, в том числе и Мстислав Удалой, была на стороне Константина. Борьба братьев кончилась битвой на берегах реки Липецы. Летописцы оплакивают эту страшную сечу, в которой сын шел на отца, брат на брата. Константин при помощи Мстислава, одержал победу, не стал преследовать брата и медленно пошел к Владимиру. Георгий не мог уже обороняться, покорился старшему брату и уступил ему великое княжение, а Константин оказал великодушие, объявив его своим наследником. Правление Константина продолжалось только три года (1216–1219). Он заложил в Ростове, на месте прежней соборной церкви, которая по неопытности зодчих обрушилась, великолепный храм Успения Богородицы; 138 оказывал любовь к просвещению, необыкновенную в его время: когда еще вся Европа коснела в глубоком невежестве, у Константина были писцы, которые списывали для него множество рукописей, и просвещенный князь часто и прилежно читал их. Он был благочестив, любил раздавать милостыню, не оскорблял ни одного человека, но словом и делом старался утешать всякого. При нем святительствовал во Владимире святой епископ Симон, постриженник Печерский и писатель житий подвижников Киевских, поступивший на епископскую кафедру в 1214 году, по желанию князя Георгия. Он преставился 20 мая 1226 года, приняв перед кончиной схиму. Современный летописец называет его «блаженным, милостивым и учительным епископом», а по сочинениям он известен как благочестивый и искусный жизнеописатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Тогда князь Александр Михайлович сказал псковитянам: «Братия и друзья верные! пусть не будет на вас отлучения и проклятия святительского ради меня худого и грешного. Я ухожу от вас к немцам и в Литву, чтобы не было никакой тягости земле вашей от царя Узбека». Псковичи послушались, со слезами отпустили Александра и послали к великому князю Иоанну Даниловичу челобитье о мире и любви. Тот примирился с псковичами, а митрополит преподал им свое благословение. Посвятив для Ростова и Ярославля, вместо почившего Прохора, епископа Антония, преосвященный Феогност отправился в 1330 году в Галицко-Волынскую область. По дороге сюда или, может быть, ранее этого путешествия святой Феогност остановился в городе Костроме, где был собран собор из четырех епископов, который поставил на Суздальскую кафедру епископа Даниила, а затем разбирал спор между епископами Сарайским и Рязанским о Червленом Яре (местность между реками Доном и Хопром). Дело решено было в пользу рязанского владыки: Червленый Яр приписан был к Рязанской епархии. В Галицко-Волынской области он пробыл продолжительное время к утешению Православия, сильно теснимого католичеством, и для того, чтобы воспрепятствовать отделению Галицко-Волынских епископий в особую от Всероссийской митрополию. Из Владимира Волынского он дал знать в Новгород, чтобы явился для посвящения к нему нареченный в архиепископа Новгородского Василий. В то же время пришли во Владимир и послы от псковичей, от возвратившегося князя Александра Тверского и от князя Гедимина Литовского, с просьбой, чтобы митрополит поставил во Псков особого епископа — Арсения. Феогност поставил Василия во архиепископа Новгороду и Пскову, а псковичам в их просьбе отказал, так как они добивались себе отдельного епископа из стремления к церковной и гражданской независимости от Новгорода, и незадолго перед этим временем проявили непокорность великому князю и митрополиту. Во Владимире же Волынском был посвящен блаженным Феогностом и епископ Феодор для Твери. Во след новопоставленному архиепископу Василию, возвращавшемуся с посадниками и их дружиной в Новгород, митрополит послал грамоту, в которой писал: «Князь литовский отпустил на вас 500 воинов, чтобы вас схватить».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Архив Пн Созидая храмы во славу Божию 28 июля 2023 г. 17:16 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) ( 7, 2023 , PDF-bepcuя ). Крещение Руси — удивительное явление милости Божией, изменившее весь ход отечественной истории. Как известно, христианизация русских земель, и прежде всего центра княжества — Поднепровья, началась задолго до официально принятой даты этого события. Крещение Аскольда и Дира, святой равноапостольной княгини Ольги, возникновение христианских общин в Киеве и Великом Новгороде знаменовали собой шествие всего русского народа ко Христу. Благодаря воле великого князя Владимира Святославича этому благотворному процессу оказались сопричастны все племена — как славянские, так финно-угорские и тюркские, входившие в состав древнерусского государства. В дальнейшем Промыслом Божиим Залесье, место формирования великорусской народности, располагавшееся в Волго-Окском междуречье, стало местом сохранения великого общерусского религиозного и культурного наследия. Особое место в списке столиц на разных исторических этапах занимает город Владимир — связующее звено Руси Киевской и Руси Московской. Многие славные исторические деяния на Владимирской земле освящены именем первого святого Залесской Руси — святителя Феодора Суздальского. При князе Владимире Святославиче (†1015) 1 , язычнике, пережившем глубокий мировоззренческий переворот и ставшем водителем своего народа на пути ко Христу, Залесская Русь входит в орбиту единого государственного пространства. В лето 988 года великий киевский князь Владимир Святой сажает своего сына князя Бориса в граде Ростове, а князя Глеба — в Муроме. «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией жителей. Святая православная вера из Киева распространялась по всем землям Руси 2 . Подробный источниковедческий и историографический обзор обстоятельств христианизации жителей Северо-Восточной Руси дан в монографии О.М. Рапова, посвященной истории Русской Православной Церкви в IX — первой трети XII века 3 . К сожалению, как указывает автор, состояние источниковедческой базы затрудняет ответ на многие вопросы, касающиеся распространения веры Христовой в пределах Северо-Восточной Руси 4 .

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

Потом прислужник не получил даже замечания, да оно было и не нужно – семинарист для себя уже сделал выводы. После окончания семинарии в 1908 году Сергей Сахаров поступил в Московскую духовную академию. Здесь обстановка в корне отличалась от семинарии. Поскольку поступить сюда было непросто, то случайные люди сюда не попадали. Это учебное заведение в то время переживало расцвет, в его стенах преподавали светила русской культуры – А. П. Лебедев 3 , В. С. Ключевский 4 , А. П. Голубцов 5 , Е. Е. Голубинский 6 , А. И. Введенский 7 , С. И. Смирнов 8 , М. Д. Муретов 9 , Н. Ф. Каптерев 10 . Сергей Сахаров полюбил литургику, гомилетику, историю Церкви. Он вообще интересовался церковным искусством, особенно искусством Древней Руси, что было неудивительно. Ведь слушатель академии, имевший суздальские корни, вырос во Владимире – носителе русской культуры. В академии будущий епископ окончательно определил для себя те области интереса, которым, несмотря на все чудовищные препятствия, будет посвящена вся его жизнь: литургика, богослужебный устав, история Русской Церкви. Однако самым любимым предметом все-таки была литургика, ее слушатель знал глубоко. Недаром потом на Поместном Соборе именно он был привлечен к работе, которая прославляет владыку сейчас и, наверное, так останется до века. Оценивая кандидатское сочинение будущего владыки «Настроение верующей души по Триоди Постной», ректор академии епископ Феодор завершил свой отзыв такими словами: «Автор с особой любовью и задушевной нежностью читал песнопения Постной Триоди, умилялся душой и содержание их усвоил сердцем и передавал его хотя в бесхитростном, но довольно назидательном и толковом изложении. Степени кандидата богословия автор заслуживает» 11 . В 1912 году академия закончена, нужно выбирать – служить в белом духовенстве или принять постриг. Тут колебаний не было: 12 (25) октября на всенощной под Иверскую Сергей Сахаров был пострижен в монахи с именем Афанасий в честь святителя Афанасия III Пателария, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. M., 1807–1815, т. 1, стр. 114. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). M., 1890. Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892, – Вып. 4. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, июнь, стр. 66–68. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 6, прим. 25. Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20–26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 100. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 243–244. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 153. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 16, 47. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860. Голубинский Е Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 174. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 143, 426, 555. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 590. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 99. Никоновская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 105. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

112. 1484 г. Отреченные грамоты: I) новгородского архиепископа Сергия и II) суздальского епископа Феодора В синодальном сборнике 562, по которому издаются обе эти грамоты (л. 169 об. и л. 186), первая из них (еще нигде неизданная) обращена в совершенно безымянную форму; в последней (издана в I-м томе Акт. Истор. под 94) опущено только имя отрекающегося епископа. – О принадлежности их поименованным владыкам см. примечания под текстом. I. Послание, имярек, митрополиту всея Руси от архиепископа Великого Новгорода, о оставлении архиепископии Се аз Сергий 2915 , смиренный архиепископ Великого Новгорода и Пскова, прошу и молю и челом бью господину и отцу своему Геронтию 2916 , митрополиту всея Руси, и о Святом Духе братии своей, архиепископу и епископам: ростовскому и ярославскому архиепископу Асафу, суздальскому епископу Феодору, рязанскому и муромскому епископу Семиону, коломенскому епископу Герасиму, сарскому епископу Прохору 2917 и прочим боголюбивым епископам и всем священным соборам всей русской митрополии. Прошу прощения о том, еже доныне пасох от Бога врученную ми паству архиепископии Великого Новгорода и Пскова, и найде на мя великая немощь 2918 (и о семь свидетельствующу Святому Духу), еяже ради ничтоже могу святительская действовать; и того ради оставих той великий степень святительства, архиепископию Великого Новгорода и Пскова, и изидох в смиренный в иноческий образ; и отныне ничтоже могу святительская действовать, ниже архиепископ нарицаться. И господин и отец мой Геронтий, митрополит всея Руси, со архиепископом и епископами и со всеми священными соборами всея русской митрополии, изберут и поставят на той великий степень святительства, на мое место архиепископа Великому Новгороду и Пскову; аще ли ми и продолжит Бог живот, и мне никакож святительская действовать, ни архиепископом нарицаться, а пребывать ми в смиренном в иноческом житии. А подписал сию грамоту своей рукой. II. Отписная епископу, имярек 2919 Се язь смиренный Феодор 2920 , епископ суздальский и торусский, сие написах о том, что есми добил челом своему господину Геронтию, митрополиту всея Руси, пред архиепископом и епископами: пред Асафом, архиепископом ростовским и ярославльским, пред Семионом, епископом рязанским, и пред Герасимом, епископом коломенским, и пред сарским епископом Прохором, и предо всеми соборами великой митрополии всея Руси, и по своему челобитию приях от него благословение и прощение о своем дерзновении, еже хотех пасти Христово стадо словесных овец, и того содержать и управлять не возмогох 2921 , да своей ради немощи оставил есми свою епископию и степень своего святительства суздальского и торусского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010