Святитель Феодор, «родом грек», стал первым епископом в Ростово-Суздальской земле. При нем в центре епархии в Ростове появился первый христианский храм — церковь Успения Пресвятой Богородицы. В конце X века из-за противления языческих волхвов святитель вынужден был покинуть Ростов и перейти в Суздаль 9 . Из летописи мы узнаем, как развивались события на новом месте: «Прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение». В труде иеромонаха Иоасафа (Гапонова) «Церковно­историческое и статистическое описание Владимирской епархии» указывается, что это краткое рукописное сказание находится в ризнице Суздальской соборной церкви и было опубликовано в 1849 году в 3 газеты «Владимирские губернские ведомости» 10 . При втором разделе земель около 1010 года князь Владимир Святославич подтвердил право своего сына Бориса на управление Ростовом Великим в Северо-Восточной Руси, и святитель Феодор вернулся с ним в город, продолжив свои апостольские труды. Система власти в этот период включала в себя не только княжеское, но и вечевое управление, что затрудняло процессы «окняжения» и христианизации земель, расположенных на окраине древнерусского государства. В 1015 году, по кончине великого киевского князя Владимира Крестителя, князь Борис был вероломно убит братом своим Святополком. Ростовские язычники после этого события вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. В дальнейшем епископ Феодор жил на Суздальской земле и был погребен в Рождественском соборе. В церковной традиции он считается основателем Владимиро-­Суздальской епархии, хотя носил сан ростовского епископа. В XVIII столетии ключарь Богородице-­Рождественского собора Суздаля архимандрит Анания (Федоров) написал «Историческое собрание о граде Суждале» 11 . Особое место в своем историческом сочинении он уделил личности святителя Феодора. В частности, автор писал: «По крещении святаго равноапостольнаго всероссийскаго великаго князя Владимира в лето 6496 (от Рождества Христова 988), великий святитель и чудотворец Феодор, епископ Суждальский, егоже равноапостольный князь Владимир взял с митрополитом из Греции в Россию, прием паству в Суждале в лето 6498 (от Рождества Христова 990), преставися же и положен бысть в Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы; память его торжественно святая Церковь празднует июня 8 числа».

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

 Святитель Феодор, «родом грек», стал первым епископом в Ростово-Суздальской земле. При нем в центре епархии в Ростове появился первый христианский храм — церковь Успения Пресвятой Богородицы. В конце X века из-за противления языческих волхвов святитель вынужден был покинуть Ростов и перейти в Суздаль 9 . Из летописи мы узнаем, как развивались события на новом месте: «Прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение». В труде иеромонаха Иоасафа (Гапонова) «Церковно-­историческое и статистическое описание Владимирской епархии » указывается, что это краткое рукописное сказание находится в ризнице Суздальской соборной церкви и было опубликовано в 1849 году 3 газеты «Владимирские губернские ведомости» 10 . При втором разделе земель около 1010 года князь Владимир Святославич подтвердил право своего сына Бориса на управление Ростовом Великим в Северо-Восточной Руси, и святитель Феодор вернулся с ним в город, продолжив свои апостольские труды. Система власти в этот период включала в себя не только княжеское, но и вечевое управление, что затрудняло процессы «окняжения» и христианизации земель, расположенных на окраине древнерусского государства. В 1015 году, по кончине великого киевского князя Владимира Крестителя, князь Борис был вероломно убит братом своим Святополком. Ростовские язычники после этого события вторично изгнали святителя Феодора из Ростова.   В дальнейшем епископ Феодор жил на Суздальской земле и был погребен в Рождественском соборе. В церковной традиции он считается основателем Владимиро-­Суздальской епархии, хотя носил сан ростовского епископа. B XVIII cmoлemuu ключарь Богородице-­Рождественского собора Суздаля архимандрит Анания (Федоров) написал «Историческое собрание о граде Суждале» 11 . Особое место в своем историческом сочинении он уделил личности святителя Феодора. В частности, автор писал: «По крещении святаго равноапостольнаго всероссийскаго великаго князя Владимира в лето 6496 (от Рождества Христова 988), великий святитель и чудотворец Феодор, епископ Суждальский, егоже равноапостольный князь Владимир взял с митрополитом из Греции в Россию, прием паству в Суждале в лето 6498 (от Рождества Христова 990), преставися же и положен бысть в Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы; память его торжественно святая Церковь празднует июня 8 числа».

http://e-vestnik.ru/church/svjatitel_feo...

Феодора с незапамятных времен почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся в последствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник веры. Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря можно отнести к 1023 году (Мои «Путевые письма из древней Суздальской области», стр. 64–67). В 1754 году епископ Суздальский Порфирий писал в св. Синод: «Не соблаговолено ли будет освидетельствовать мощи святителей Феодора и Иоанна?» Св. Синод указом 27 августа 1755 г., отвечал: «понеже святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суздальской стране пастырне благочестиви и по скончании своей жизни пребыли и ныне пребывают нетленны и чрез такое многое время бывыми преемниками и народом были почитаемы и почитаются за святых: то не имея никакого о них сумнительства, вновь свидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании» (Филарет, «Русск. Свят», октябрь, стр. 230–231). Житие и служба св. Феодору написаны иноком Суздальского Евфимиева монастыря Григорием (Филарет, «Обз. Русск. Дух. Литер.», стр. 172). Наружность святителей Суздальских в «Иконописном Подлиннике» описана так: «Иоанн подобием рус, аки Леонтий Ростовский, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие; на гробе его написан образ его. Феодор подобием сед, брада аки Василия Великого , подоле; ризы святительския и омофор, на главе клобук белый» (Филимонов, стр. 35 и 58). 385. Святый Арсений архиепископ Суждальский чудотворец преставися в лето 7133 месяца апреля в 29 день В Суздальском соборе, у левой стороны левого западного столпа погребен Арсений, ученый грек, бывший архиепископом города Элассона в Фессалии. В 1587 году он прислан был от Цареградского патриарха Иеремии во Львов, и там два года преподавал уроки в новом училище Львовского братства, потом сопровождал

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Таким образом, суздальская местность, входившая в то время в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским. Ревностная архипастырская деятельность епископа Феодора навсегда осталась в благодарной памяти края, вписавшего столь славные страницы в историю России. Память о его проповеди сохранилась впоследствии в стенной надписи 1635 года над мощами святителя Феодора. Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным, её можно отнести ко времени не позднее 1023 года. Дата прославления святителя точно неизвестна, но, в соответствии с древним преданием, обретение его святых мощей произошло ещё до нашествия хана Батыя, до 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский и Юрьевский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова; † 1817), нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Над мощами святителя ещё с 1635 года существует настенная надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Служба святителю Феодору, а также его Житие, написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре. В иконописном подлиннике о святителе Феодоре сказано: «Подобием сед, брада аки Василия Великаго , подоле; ризы святительские и омофор, на главе клобук белый». Литература: Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. – M., 1884–1885, июнь, стр. 147–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. M., 1807–1815, т. 1, стр. 114. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). M., 1890. Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892, – Вып. 4. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, июнь, стр. 66–68. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 6, прим. 25. Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20–26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 100. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 243–244. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 153. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 16, 47. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860. Голубинский Е Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 174. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 143, 426, 555. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 590. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 99. Никоновская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 105. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приидите же ныне, братия, прославим сего святителя такими словами: радуйся, славный святитель и учитель, больше всех других стяжавший себе славу второго Златоуста в России. Радуйся ты, который своим блестящим словом наставил все страны земли Русской в духовной мудрости. Принося тебе эту малую похвалу, молимся тебе: молись за нас Вседержителю, Которому ты ныне дерзновенно предстоишь, да избавит Он нас от постигших нас бедствий и от безбожных агарян 2830 , всегда угнетающих нас, да по твоим молитвам получим мы от Господа милость, прощение грехов и вечное блаженство в будущей жизни. 2821 Город Туров, ныне местечко Минской губернии, Мозыревского уезда, находился на реке Тирипети, на половине расстояние между нынешними городами Мозырью и Пинском. По свидетельству летописи он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогвольдом, основавшим княжество Полоцкое. 2822 Блаженный Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня. 2825 Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен, а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г. казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. 2826 Святитель Кирилл присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении. 2828 Из сочинений блаженного Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон молебный. Подлинность этих сочинений несомненна. 2829 Блаженный Кирилл скончался около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни. 2830 Разумеются татары. Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла впервые в печатный Пролог издание 1642 и 1643 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кн. Феодор Ярославич 19 сент. 1298. Василий и Иоасаф пск. 4 мая 1299. Кн. Довмонт псковский 20 мая 1299. Подвижники Антониевой пещеры Аврамий 21 сент. Алексей – – Евстафий злат – – Елладий постник – – Ефрем пресвитер – – Иероним – – Лука эконом – – Меладий – – Онисим – – Персий – – Павел посл. – – Сергий посл. 7 окт. Сисой 24 сент. Феофил 21 сент. Подвижники Феодосиевой пещеры 28 авг. Анатолий Афанасий Исидор Кассиан Лаврентий Пафнутий Пиор Сисой Софроний 14 век Кн. Даниил м. 4 мар. 1303. Максим м. 6 дек. 1305. Кн. Олег брянский 20 сент. 1307. Феоктист арх. новгор. 23 дек. 1309. Кн. Михаил тверской 22 нояб. 1318. Кн. Давид ярославский 19 сент. 1321. Петр м. м. 21 дек. 1328. Антоний, Иоанн и Евстафий 11 апр. 1347. Василий арх. новгородский 4 февр. 1352. Сергий и Герман валаам. 28 июня 1353. Василий еписк. рязан. 12 апр. 1360. Моисей арх. новгородский 25 янв. 1362. Кирилл челмский 8 дек. 1367. Иоанн еп. суздальский 15 окт. 1373. Аврамий чухл. 20 июня 1375. Алексей м. м. 12 февр. 1378. Кн. Феодора 16 апр. 1378. Препод. Сильвестр 25 апр. 1379. Пахомий нер. 23 мар. 1384. Дионисий арх. суд. 15 окт. 1385. Лазарь мурм. 8 мар. 1391. Сергий радонежский 25 сент. 1391. Иаков еписк. ростовский 27 нояб. 1391. Феодор юрод. новгород.19 янв. 1392. Димитрий прил. 11 февр. 1392. Михей рад. 5 мая 1392. Мефодий пешн. 14 июня 1392. Григорий и Кассиан овн. 15 июня 1392. Николай казан. юр. 27 июля 1392. Роман киржач. 29 июля 1392. Феодор епископ ростов. 28 нояб. 1394. Стефан епископ пер. 26 апр. 1396. Афанасий высоц. 12 сент. 1396. Кирилл челмский 28 апр. 1397. Алфановы братья 17 июня 1398. Аврамий арх. печерский 28 авг. 1398. Кн. Андрей смол. 27 окт. 1398. Печерские подвижники 28 авг. Агафон, Акила. Арсений. Варсонофий, Вениамин. Геннадий, Геронтий, Григорий. Даниил. Евлогий, Евфимий. Захарий, Зинон. Ипатий. Иосиф болезн. Леонтий, Логгин. Макарий, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей. Нестор некнижный. Паисий, Панкратий, Петр. Руф. Силуан. Тит. 15 век Афанасий высоцкий 12 сент. 1401. Андроник 13 июня 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковное и народное почитание святителя Феодора Суздальского начинается сразу после его праведной кончины. Честные мощи святого были обретены еще до нашествия Батыя 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова; †1817) нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном в XIV веке. Епископ Феодор Суздальский почитается в лике святителей. Память его совершается 23 мая (5 июня н.ст.)  и 21 июня (8 июля н. ст.) в Соборе Ростово Ярославских святых и 23 июня (6 июля н.ст.) в Соборе Владимирских святых. В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора в Суздале раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую соборную церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади. Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к полутора сотням. Но современник князя Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем Владимирского края. И не случайно на возведенном в 2007 году в центре города Владимира памятнике рядом с крестителем Руси стоит епископ Феодор Суздальский. Святитель Феодор — начаток христианства на нашей земле Не во всех древних русских городах своими святыми мощами пребывает сподвижник самого крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира. Промыслом Божиим у невеликого Суздаля, в котором проживают всего девять тысяч человек, такой небесный заступник есть — святитель Феодор. Теперь, через тысячу лет после окончания его земного пути, на небольшом по географическим меркам пятачке площадью около 15 квадратных километров действуют три десятка приходов, открыты пять монастырей. Честные мощи еще нескольких угодников Божиих из сонма святых Владимиро-Суздальской земли доступны для поклонения верующих в пределах нашего града: святителя Иоанна, преподобного Евфимия, святителя Арсения, преподобной Евфросинии, преподобной Софии. Даст Бог, в этом году удастся обрести мощи святителя Илариона Суздальского. Но первым бриллиантом в будущем ожерелье святости воссиял епископ Феодор.

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

Церковное и народное почитание святителя Феодора Суздальского начинается сразу после его праведной кончины. Честные мощи святого были обретены еще до нашествия Батыя 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова; † 1817) нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном b XIV веке. Епископ Феодор Суздальский почитается в лике святителей. Память его совершается 23 мая (5 июня н. ст.)   и 21 июня (8 июля н. ст.) в Соборе Ростово Ярославских святых и 23 июня ( 6 июля н. ст.) в Соборе Владимирских святых.   В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора в Суздале раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую соборную церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади.   Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к полутора сотням. Но современник князя Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем Владимирского края. И не случайно на возведенном в 2007 году в центре города Владимира памятнике рядом с крестителем Руси стоит епископ Феодор Суздальский. СПРАВКА ОБ АВТОРЕ  Иеромонах Варфоломей (Сергей Николаевич Минин) родился в 1957 г. Окончил исторический факультет Пермского государственного университета (1980), Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию (2002) и аспирантуру Владимирского государственного педагогического университета (2003). Кандидат исторических наук (2003), доктор теологии (2016). Преподает на кафедре философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Автор свыше сотни научных работ, в том числе девяти монографий и 19 учебников и учебно-методических пособий.

http://e-vestnik.ru/church/svjatitel_feo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010