Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители. Игуменство его здесь продолжалось десять лет, в течение которых вполне раскрылась любвеобильность святого по отношению к пастве, а также его способности духовного наставника. Памятником его трудов по благоустройству обители стал храм Всемилостивого Спаса, устроенный на месте небольшой старой церкви. Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (1674–1690), он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон. Во время своего настоятельства в Унженском монастыре святитель духовно окормлял также окрестные обители и храмы. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—219— году, в правление Суздальского епископа Симона 2-го, «возникло было некоторое сомнение касательно мощей» епископов и «в народе произошло волнение», в следствие того, что «злонамеренные люди распустили нелепые слухи». По сему поводу преемник Симона епископ Порфирий, основываясь на том, что в Регламенте напечатано о мощах святых: где какие явятся быть сумнительны, разыскивать, в Ноябре 1751-го года входил с представлением в св. Синод, «не соблаговолено ли будет указом Ея Императорскаго Величества от Святейшаго Правительствующаго Синода повелеть кому оныя святителей Феодора и Иоанна, епископов Суздальских, мощи освидетельствовать 1456 , дабы впредь без всякаго народнаго усумнения достодолжно мощах святых угодников Божиих, святителей Феодора и Иоанна (пропуск?), такожде службы и торжество по чину церковному исправляемы быть могли». Св. Синод указом от 27-го Августа 1755-го года (производство дел было неспешное!) отвечал епископу Порфирию: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальстей стране пастырие благочестивии, и по скончании своей жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и чрез такое многое прошедшее время бывшими последи их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых; и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы, а оставить в таковом же, как доныне были, состоянии и почитании. 1457 56 . Аврамий Мирожский, основатель Спасо-Мирожского монастыря, который находится близь Пскова, скончавшийся 24-го Сентября 1158-го года. Когда началось местное ему —220— празднование в его монастыре, ничего не может быть сказано. 57 . Константин 1-й, митрополит Киевский, по удалении из Киева в Чернигов скончавшийся в последнем городе, если принимать день памяти за день кончины, 5-го Июня 1150-го года. Установление местного празднования ему в Чернигове (или только в Черниговском соборе, в котором он погребен) со всею вероятностью должно относить к более или менее древнему времени, ибо уже самое его погребение, после того как тело его, согласно его завещанию, было выбрасываемо в поле, сопровождалось чудесными знамениями. 1458

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

614 Захария Копыстенский (псевдоним Азария; †1627) – червонорусский шляхтич из Перемышля, писатель, культурный и церковный деятель, архимандрит Киево-Печерской лавры с 1624 г. Его «Палинодия, или книга обороны» (1621–1622) была направлена против католицизма и Унии и вы­ражала идею объединения Восточной Европы под эгидой Православия. 616 Имеются в виду святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярос­лавский († 1299), и чада его святые благоверные князья Давид († 1321) и Константин († ранее 1321). 617 Иоасаф Белгородский (Горленко Иоаким Андреевич; 1705–1754), святи­тель. С 1748 г. – правящий епископ Белгородский и Обоянский. 1 декабря 1920 г. во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 г. «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 г. Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х гг. их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея исто­рии религии и атеизма в бывшем Казанском соборе. 618 Феодосий Черниговский (Полоницкий-Углицкий; 1630-е – 1696) – святи­тель, архиепископ Черниговский. 619 Павел (Петр Конюскевич (Канючкевич, Конюшкевич); 1705–1770) – мит­рополит Тобольский и Сибирский, святитель. С 1768 г. жил на покое в Киево-­Печерской лавре. 622 Точнее; Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е – 1157) – князь Ростово-Суздальский и великий князь Киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы. 636 Праведная Анна Пророчица, благочестивая вдова из Иерусалима, упоми­наемая в событии Сретения Господня, вместе с Симеоном Богоприимцем сла­вила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2:38 ). 640 Точно: «Закон свободен научать всякой истине, и многие читают его по своему, но немногие разумеют по мере того, как исполняют заповеди» (Марк Подвижник, прп. 200 глав о духовном законе, 30//Добротолюбие. Т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Труднее происходило крещение Руси инородческой (Меря и Весь) и состоявшей из славян польского происхождения (вятичи). В Ростове народ изгнал первых епископов – грека Феодора и Илариона. В Муроме язычники заставили удалиться князя Св. Глеба Владимировича. Ростовские язычники проявляли упорство и позднее. Третий епископ Св. Леонтий, проявлявший ревность и мужество, привлекший к себе молодое поколение, около 1077 г. был убит язычниками. Только преемнику его, Св. Исаии – родом русскому, постриженнику Печерского монастыря, потом игумену Дмитриевского мон. в Киеве, – удалось крестить ростовцев и жителей соседней суздальской области. Помогал ему кн. Владимир Мономах . Святитель Исаия преставился около 1090 г. Значительно позднее ревностным миссионером был св. архимандрит Авраамий Ростовский, живший сначала в хижине на берегу озера Неро. Он сокрушил идола Волоса с помощью жезла, полученного им в видении от св. ап. Иоанна Богослова. На месте сверженного идола он основал Богоявленский монастырь и был его первым архимандритом. Преставился преп. Авраамий предположительно в 1107 г. В Муроме просветителем края, входившего в состав черниговского княжества, был сын Святослава Ярославича черниговского, кн. Ярослав-Константин. Язычники в самом начале его деятельности убили сына князя, Михаила. Он, с другим сыном, Феодором, продолжал миссионерствовать до самой кончины в 1129 г. Князья Муромские Константин, Михаил и Феодор причислены к лику святых. Дольше всех славянских племен оставались язычниками вятичи (север Черниговской, восточная половина Орловской и южная – Калужской губерний). В составе черниговского княжества просветителем их был в 12 веке священномуч. Кукша, инок печерский, принявший от них в 1113 г. мученическую смерть. Корелы, тогдашнюю территорию которых составляли: юго-восточ. Финляндия, части нын. Петербургской и Архангельской и большая часть Олонецкой губ., крещены были в 1227 г. Просветителем Вологодского края был Пр. Герасим, пришедший из Киева и в 1147 г. поселившийся около Вологды (прест. в 1178 г.). В конце 12 века утвердилось христианство на р. Вятке. Скрытую – иногда только выходившую наружу – работу против христианства вели языческие волхвы. Деятельность их особенно проявлялась во время народных бедствий, которые ими приписывались гневу покинутых богов. Но большого значения это противодействие не имело. Христианство утверждалось, чему помогало наличие славянских книг. Вера стала национальной. Значительное время в некоторой части народа существовало двоеверие. Чтились и священник и волхв, иногда последний даже больше. Много старых верований и обрядов перешло и к христианскому народу; часть их сохранилась до позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской. С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем († 1276), в Кострому. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр – великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,– я уже здесь и пленяю твою землю». Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Кого Царь произволит в Патриарха, тому пошлет в келлию двух человек известить, что Царь и Патриарх хотят нарицать его, и делают втайне; а как собором отпоют вечерню, после молебна возьмет избранный свечу в руки и свиток, в коем писано благодарение Царю, Патриарху и всему Собору, к нему придет в церковь Царев ближний человек и станет со свечою против него, говоря: «святый Царь и святейший Иеремия Патриарх и весь освященный Собор велели тебе говорить: призывают тебя воссесть на престол Владимирский и Московский всея Руси». А нареченный держит тому Цареву ближнему ответ: «Коли меня грешного избрал Самодержец и Вселенский Господин Иеремия со всем освященным Собором в такой великий чин, я о том их благодарю и на себя тот чин принимаю», да после того избранный всему Собору и народу говорит помолиться, чтобы ему соблюсти сие стадо Господне». Но благоверный Царь Феодор Иоаннович велел еще выписать из книг уложенную грамоту блаженной памяти отца своего, на поставление Митрополита Дионисия Грамматика, и, сличив с патриаршим чином, составил свой приговор об избрании и наречении, на который, однако, послал предварительно испросить взаимное согласие св. Иеремии, от лица всего Собора, чрез Архиепископа Ростовского Варлаама и Смоленского Епископа Сильвестра, со многими Архимандритами и Игуменами. В предназначенный день, четверток (23 января), сошелся весь освященный Собор: Архиепископы, Епископы, Архимандриты, Игумены в Апостольскую церковь Пречистой Богоматери и пели молебны великим Чудотворцам. Двое же из числа Епископов, Иов Суздальский и Митрофан Рязанский, со многими канонархами и старцами, посланы опять к святейшему Иеремии пригласить его на Собор Российской земли, и подвигся Патриарх на их моление, шествовал со звоном, Китай-городом и Кремлем, ко храму, где ожидали его три встречи: не доходя еще, Епископ Крутицкий Геласий в мантии и с ним двенадцать Архимандритов и Игумнов в полных великолепных облачениях, и на крыльце три Епископа, Смоленский, Тверский, Коломенский, с пятью другими великими начальниками обителей, и в самых дверях три Архиепископа, Новагорода, Казани и Ростова, с Архимандритом Троицкой лавры и соборными старцами. Святейший же Иеремия вошел в церковь , знаменался у святых икон и благословив великий Собор Святителей, тайно совещался с ними о избрании; потом стал на свое патриаршее место, Святители же все поднялись во главу собора, для избрания Главы Церковной, в приделе Похвалы Богородицы, что над ризницею в куполе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Св. Синод указом от 27-го Августа 1755-го года (производство дел было неспешное!) отвечал епископу Порфирию: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальстей стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизнипребыли и ныне пребывают нетленны, и чрез такое многое прошедшее время бывшими последи их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы, а оставить в таковом же, как доныне были, состоянии и почитании 293 . Местная память епископа Иоанна 15 -го Октября, епископа Феодора – 8-го Июня. Митр. Платону в его бытность в Суздале в 1792-м году говорили в Суздальском соборе, что «Иоанн быль первый епископ в Суздале», см. Путевые записки Платона в Ярославль, Кострому и Владимир, по изданию, которое указываем в дополн. к стр. 130–131, стр. 21 нач.. А что касается до поминовения Иоанна впереди Феодора, то еще свидетельство о сем встретили мы в грамоте архиепископа Суздальского Серапиона в Суздальский Покровский монастырь от Января месяца 1636-го года; грамота оканчивается: «А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих святителей Иоанна и Феодора Суждалских чюдотворцов молитвы и нашего смирения благословение да есть и будет с вами»..., – Акт. Ист. т. III, 189, стр. 346. Наконец, и ключарь Анания Федоров в своем Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале, давая знать, что и при нем еще оставался в силе прежний обычай, ставит Иоанна впереди Феодора, хотя и держится о последнем того баснословия, что он был первым епископом Суздальским, поставленным от св. Владимира, – во Временнике Общ. Ист. и Древн. кн. XXII, стр. 117 sqq. 73 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Местное празднование ему установлено когда-то до второй половины XVII века, ибо в Сковородском монастыре, в котором он погребен, устроен был в честь его придел в правление митрополита Питирима, последующего патриарха, занимавшего кафедру с 1664-го по 1672-й год 294 . Мощи Моисея архиепископа Новгородского «чудесным образом среди церкви обретены» в 1686-м году, и теперь открыто почивают в Сковородском монастыре, см.преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, 616 fin. (Не совсем ясно, как понимать то, что новоприбывший из Москвы в 1484-м году и заходивший по дороге в Сковородский монастырь архиепископ Сергий приказывал было «скрыта», т. е. вскрыть, открыть, гроб архиеп. Моисея, находившийся в паперти монастырской церкви, о чем рассказывает 3-я Новгородская летопись под 1488-м годом, – Собр. лет. III, 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Празднование Собору всех святых, в земле Тульской просиявших, приурочено ко дню памяти самого известного тульского святого — преподобного Макария Жабынского, Белёвского чудотворца (22 сентября/5 октября). В 2023 году исполнилось 400 лет со дня кончины подвижника. Святой почитается как возобновитель монашеской жизни в Жабынской пустыни, а сама она является одним из духовных центров Тульской земли. К мощам святого и к цельбоносному источнику, выкопанному самим преподобным, регулярно притекают люди. О непростом пути обители, которую неоднократно пытались уничтожить, и о людях, которые вновь и вновь возрождали ее, материал корреспондента «Журнала Московской Патриархии» Александра Черепенина. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин 12 января 2024 г. 17:30 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) . PDF-bepcuя.     Иеромонах Варфоломей (Минин) 28 июля 2023 г. 16:00 Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году.  PDF-bepcuя.     протоиерей Александр Рычков 12 января 2023 г. 13:00 В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко. PDF-bepcuя. протоиерей Алексий Марченко 19 июля 2022 г. 16:00 В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-bepcuя. Иеромонах Пафнутий (Фокин) 5 июня 2022 г. 11:00 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/moshchi_251/

Столица переживала тогда исключительное время. 28 апреля 1682 г. скончался царь Феодор и обострился вопрос о преемстве престола. Патр. Иоаким поддерживал Нарышкиных, боярина А. С. Матвеева, долголетнего сотрудника царя Алексея, ближайших сподвижников царя Феодора, постельничего И. М. Языкова и стольника А. Т. Лихачева, выдвигавших царевича Петра, минуя старшего Иоанна, рожденного от М. И. Милославской. Десятилетний здоровый, крепкий, с детства развитой, царевич Петр, конечно, имел все, – кроме законных, – преимущества перед 15-летним и малоумным Иоанном. Он и был провозглашен царем. С этим не могли примириться Милославские, в особенности же властная царевна София. 15 мая они, используя стрельцов, подняли возстание, закончившееся провозглашением царями Иоанна и Петра, царевны же Софии правительницей государства. Большинство Нарышкиных, Матвеев и многие другие были убиты безчинствовавшими несколько дней стрельцами. 25-го июня епископ Митрофан участвовал в венчании на царство Иоанна V и Петра I, причем подносил патриарху Иоакиму державу для вручения государям. Стрельцы были также использованы раскольниками. Опираясь на них, последние требовали допущения прений с православными. Таковые состоялись 5 июля в Грановитой палате. Раскольники вели себя вызывающе и говорили грубости иерархам. Особенную ненависть их стяжал только что поставленный еп. Холмогорский Афанасий (Любимов), сам ранее раскольник-сибиряк, ставший православным. Главный вожак раскольников, суздальский поп Никита Пустосвят, в присутствии царей, патриарха, царицы Наталии и правительницы набросился на еп. Афанасия и нанес ему побои. Царевна София прекратила собрание за поздним временем. Раскольники считали себя победителями. Выйдя на улицы, они показывали с громкими криками двуперстный крест, убеждая народ креститься по ихнему. Царевне Софии, испуганной нароставшей распущенностью толпы, удалось убедить начальников стрельцов переловить главных заводчиков смуты. Никита Пустосвят был казнен. Вскоре казнен был правительницей новый начальник Стрелецкого приказа, князь И. А. Хованский, замышлявший захватить власть в свои руки. Своеволию стрельцов был положен предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

(Акты археографической Экспедиции т. I, Епископ Феодор скончался 20 марта 1367 г. в Отроче монастыре, но тело его было погребено в придельном храме (Введения Божией Матери) Кафедрального собора, в одном месте с Владыкой Андреем (Никоновская, IV, стр. 15; Львовская, II, стр. 136). До возведения в сан Епископа о сем святителе ничего не известно. В списках иерархов у Строева сказано, что он взят был на Тверскую кафедру из Болдина монастыря (стр. 401). В первый раз Архиепископ Феоктист упоминается при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. С Суздальским Архиепископом он подносил царю царский венец, а затем со Смоленским Епископом скипетр и державу, в 1606 г. В этом же году Архиепископ Феоктист проявил великий пример верности царю и любви к отечеству. Приверженцы Лжедимитрия 2-го (Тушинского вора), разбивши царское войско, рассеялись для грабежа в разные стороны, захватывали города, приводя жителей к присяге самозванцу. Ржев, Старица, Зубцов и др. города нынешней Тверской Епархии, присягнули Лжедимитрию. «Приходили те богоотступники, (писал Ростовский Митрополит Филарет, впоследствии Патриарх, от 30 ноября 1606 г. к Устюжскому протоиерею) злые душегубцы и сквернители к Государевой вотчине, ко граду Твери, и во Тверском уезде служилых и всяких людей привели ко кресту насильно. А в Твери Государев богомолец, а наш сын и богомолец Феоктист, Архиепископ Тверской и Кашинский, положа упование на Бога, призвал к себе весь освящённый собор и приказных государевых людей, и своего архиепископля двора детей боярских и града Твери всех православных христиан; и укрепися все единомысленно, поборая за святые Божия церкви, и за православную веру и за Государево крестное целование стояти безо всякого сумнения и страха. И тех злых врагов, и грабителей, и разорителей под градом Тверью много злой проклятый их скоп побили и живых многих злых разбойников и еретиков поймав к Москве привели». (Акты экспедиции, т. II, После сего города Старица, Ржев, Зубцов и Погорелое Городище и др. отложились от Самозванца. В 1607 г. Архиепископ Феоктист участвовал в погребении патриарха Иова († 19 июня), умершего в Старицком Успенском монастыре, за что была дана ему, принадлежавшая патриарху, кунья шуба под камкой двухличной, дву шелков (Истор. Библ. Твер. Еп., стр. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010