отрок схимонах Боголеп, Черноярский, Астраханский Священномученик Иосиф, архиепископ Астраханский Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский Феодор Алексеевич (1676 – 1682) Мученик Павел Русский Цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи (1682 – 1689) Мученик младенец Гавриил Белостокский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Преподобный Корнилий Переяславский Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский Святитель Питирим, епископ Тамбовский XVIII век Святитель Митрофан, епископ Воронежский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Святитель «Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский Преподобный Иов Анзерский Преподобномученик Пахомий Анна Иоанновна (1730 – 1740) Праведный Иоанн Русский, исповедник Святитель Иннокентий, епископ Иркутский Святитель Иоасаф, епископ Белгородский Елисавета Петровна (1742 – 1762) Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский Екатерина II (1762 – 1796) Святитель Софроний, епископ Иркутский Блаженная Ксения Петербургская XIX век Николай I Павлович (1835 – 1855) Преподобный Герман Аляскинский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Александр II Николаевич (1855 – 1881) Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Александр III Александрович (1881 – 1894) Святитель Феофан, затворник Вышенский Николай II Александрович (1894 – 1917) Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский В. И. Ленин (1917 – 1924) Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Царственные мученики Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна Преподобномученица инокиня Варвара Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский Священномученик архимандрит Сергий Мученик Иоанн Ковшаров И. В. Сталин (1924 – 1953) Мученик

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

400 Опис. лавры стр. 32. 33. Святыни Киева стр. 36. 37 Только напрасно приурочивают построение врат к 1106 г. 401 Этот перевод с предисловием и послесловием нап. в чтен. общ. ист. 1848 г. 7. «Веде же господин мой кир Николае, яко никакоже достойно твоего чаяния преложение... призываю же раб твой Феодосий моего патриарха молитвы». 404 Послание 1578 г. в ист. акт. 1, 381. Житие пр. к. Николая в ркп. прологе 17 в. у Румянцева 325. 408 Относительно посвящения Иоанна в епископа допускали странную путаницу: то писали, что посвящен он после смерти свят. Алексия († 1376 г.), то говорили, что он – предшественник архиеп. Дионисия (с 1374 г.) и поставлял пр. Евфимия в настоятеля. – Это зависело от того, что хотели, но не умели, примирить посвящения Иоанна при Данииле епископе Суздаля. 416 Анания о Суздале стр. 127. 28. 140. Ркп. разговор 1785 г. о древностях Суздаля «великий святитель и чудотворец Иоанн, епископ суздальский, иже бысть епископ и Нижнему Новуграду и Городеску, преставился в л. 6882 окт. 15 д. и положены быша святые мощи его в суздальской соборной церкви, иже и доныне нетленны пребывают, чудес лучи с верою притекающим источая, память его святая церковь торжественно празднует м. окт. 15 д.» 417 Анания стр. 117–-150. Стихиры и каноны Иоанну и Феодору суздальским чудотворцам – в описи Евфимиева монас. Владимирский сборник стр. 165. Анания стр 132. 419 Суздальский епископ Порфирий в 1751 г. писал в святейший синод: «не соблаговолено ли будет освидетельствовать мощи святителей Феодора и Иоанна?» Синод указом 27 авгус. 1755 г отвечал: «понеже святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в суздальской стране пастырие благочестивы и по скончаний своей жизни пребыли и ныне пребывают нетленны и чрез такое многое время бывыми преемниками и народом были почитаемы и почитаются за святых, то не имея никакого о них сумнительства, вновь свидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии в почитании». Анания стр. 145. 146. 421 Степ. кн. 1, 526. В 1343 г. из Печерской Дионисиевой обители отправится пр. Евфимий для основания монастыря в Суздале; а до того времени он жил у Дионисия конечно не менее 8 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рукоположен во диакона в 1999 г., во пресвитера в 2002 г. С 2008 г. — настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Владимирском государственном университете. В 2012 г. пострижен в монашество с именем Варфоломей в честь апостола Варфоломея. Насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря г. Владимира. Святитель Феодор — начаток христианства на нашей земле Не во всех древних русских городах своими святыми мощами пребывает сподвижник самого крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира. Промыслом Божиим у невеликого Суздаля, в котором проживают всего девять тысяч человек, такой небесный заступник есть — святитель Феодор. Теперь, через тысячу лет после окончания его земного пути, на небольшом по географическим меркам пятачке площадью около 15 квадратных километров действуют три десятка приходов, открыты пять монастырей. Честные мощи еще нескольких угодников Божиих из сонма святых Владимиро-Суздальской земли доступны для поклонения верующих в пределах нашего града: святителя Иоанна, преподобного Евфимия, святителя Арсения, преподобной Евфросинии, преподобной Софии. Даст Бог, в этом году удастся обрести мощи святителя Илариона Суздальского. Но первым бриллиантом в будущем ожерелье святости воссиял епископ Феодор. В прошлом году мне довелось лично участвовать в перемещении мощей святителя в наш соборный храм. Поражает степень сохранности цельнокупных мощей: уцелели кожные покровы, ресницы на закрытых очах, ногти на сложенных руках. Можно говорить о практически полном нетлении плоти! К превеликому сожалению, о святителе Феодоре прибывающие к нам паломники знают очень мало, а светские туристы — практически ничего (впрочем, подмечаю, что история средневековой срединной Руси до XV века для них вообще полное откровение). Суздальцы же воспринимают святителя Феодора как некую постоянную величину, которая неизменно с ними. Этот феномен известен и по светской жизни: местный люд, обитающий рядом со всемирно известным памятником или достопримечательностью, перестает видеть в них уникальную ценность, взирая на них обыденно. Конечно, сказать, что земляки перестали молиться святителю Феодору, никак нельзя. Вот начинается Великий пост, прерываем акафистное пение — сразу вопросы у прихожан: а когда возобновим? То есть потребность в молитвенном общении с первым суздальским святым у паствы есть. Знаю, что чаще всего горожане молятся святому об укреплении веры — когда видят в себе расслабленность, справиться с которой собственных сил недостает.

http://e-vestnik.ru/analytics/svjatitel_...

Приводится по изданию: Монахиня Таисия. Руссие святые. Санкт-Петербург. Издательство «Азбука-классика». 2001 Источник текста: http://www.sedmitza.ru ru Your Name FictionBook Editor Release 2.6 09 October 2012 51031303-0E45-41F2-9C9B-C9B151FF92DF 1.0 1.0 — создание файла Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век до XI в. Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992 XI в. Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073 Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Невидимая брань. Изд. 4-е, 1904 г. 3 . Митерикон. Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. Изд. 1891 г. 4 . Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, что близ Иерусалима. Изд.1891 г. 2. Книги, брошюры и журнальные статьи, которыми пользовался автор труда, как пособиями 1 . Иеромонах Феодор (ныне епископ). Аскетические воззрения препод. Иоанна Кассиана Римлянина . 2 . Иеромонах Феодор (ныне епископ). К вопросу о христианском аскетизме. 3 . Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению – книги 1 и 2-я. 4 . Янышев, прот. Учение о нравственности. 5 . Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении. 6 . Архангельский (ныне епископ Стефан). Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения (в первом и втором издании). 7 . Смирнов. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. 8 . Смирнов. Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник (его подвиги и значение их). 9 . Прот. Хитров. Преосвященный Феофан затворник Вышенский . 10 . Крутиков. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. 11 . Кротков. Святитель Феофан-затворник и нравоучительные изречения из его творений (брошюра). 12 . Иеродиак. Вениаминь. В обители и у гробницы Святителя Феофана, затворника Вышенского (брошюра). 13 . Проф. Корсунский. Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. 14 . Проф. Корсунский. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова) – Богословск. Вестн. 1895 г. Январь, стр. 82–83. 15 . Поселянин. Русские подвижники XIX века (приложение к журналу «Русский Паломник» за 1900 год). 16 . Егоров. Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по Епископу Феофану. 17 . Преображенский. История Владимирского епархиального женского училища за первый период его существования (1865–1879 годы). 18 . Мартенсен. Христианское учение о нравственности 1-й и 2-й тома. 19 . Проф. Тареев. Собрание сочинений. 20 . Еп. Иустин. Учение о нравственности св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Напомнив заповеди о страхе Божием, смиренномудрии и труде, вспомнил святитель и о том, чтобы «не отлагать со дня на день времени исправления своего: ибо не знаем мы, что принесет нам утренний день, и многие, совещавшись о грядущем, до него не достигли. Если же будем чуждаться злых и припряжемся добродетели, испрашивая себе милости от человеколюбия Божия, то возможем избежать широкого пути погибельного и тесным – подвизаться, вводящим в жизнь вечную». Со вступлением в великое княжение Иоанна, прозванного Кротким, междоусобия в Российском государстве увеличились и дошли до последней крайности. Мятежи усилились и даже вспыхнули в самой Орде – убийства, предательства, кровопролития и измены, не остановила даже моровая язва, истреблявшая сотни тысяч людей. Какой–то ужасный стон стоял в воздухе и над нашим отечеством. Муром, Тверь и Новгород обливались кровию. Муромский князь Юрий Ярославович ссорился с своим родственником Феодором Глебовичем. Хан вытребовал их на торжественный суд в Орду. Но Феодор Глебович превозмог и получил не только княжение, но и самого князя Юрия, который затем умер в несчастии. Вражда между Василием Тверским и его племянником Всеволодом Холмским не могла никак прекратиться, несмотря на вмешательство великого князя Иоанна. Митрополит Алексий собрал их в 1357 году во Владимире, усовещевал, но не и мел успеха. Тверской епископ Феодор хотел даже покинуть свою епархию, чтобы не быть свидетелем этого междоусобия. В 1358 г. враждующие были представлены на суд хана и последний, без всякого расследования, выдал неповинного Всеволода послам князя Василия, который стал обходиться с племянником, как с невольником и начал отнимать имения у бояр Холмских и налагать тяжкие дани на чернь. В Новгороде возгорелся мятеж по случаю смены посадника. Только появление среди шумного воинского стана владыки Моисея схимника, изведенного из 25–ти летнего затвора просьбою народа, а также его мольбы, просьбы и благословение прекратили кровопролитие. Неутешительное зрелище представляла и сама Церковь Российская.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

" И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам " . Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына " избрали себе боги, да принесем его им в жертву " , старый воин решительно ответил: " Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам " . Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, " стоял на сенях с сыном своим " , мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: " Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына " . Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их... Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми " русскими гражданами небесного града " назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь " из варяг в греки " становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету. На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая).

http://pravicon.com/info-2466

17 января 1589 г. в Москве был созван Собор высших иерархов Русской Церкви. На Соборе присутствовали: царь. Митрополит Иов, архиепископы Новгородский и Псковский Александр, Казанский и Свияжский Иеремия, Ростовский и Ярославский Варлаам; епископы: Суздальский и Тарусский Иов, Рязанский и Муромский Митрофан, Смоленский и Брянский Сильвестр, Тверской и Кашинский Захарий, Коломенский и Каширский Иосиф, Сарский и Подонский Геласий, архимандриты московских монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Симонова Тихон, Иона из Владимира, Мисаил из Новгорода; игумены монастырей: Кириллова Марк, Хутынского Сильвестр, Волоколамского Левкий, Пафнутиевского Варлаам; соборные старцы: Леонид Ширшиков из Кириллова монастыря, Исмаил Сназин и Варсонофий Криницын из Иосифова монастыря . Феодор Иоаннович открыл соборное заседание речью, в которой сообщил о предварительных переговорах с патриархами Иоакимом и Иеремией об учреждении Патриаршества в России, в результате которых этот вопрос был решен Патриархом Константинопольским положительно. Затем царь предложил Митрополиту Иову совместно с духовенством обсудить с отцами Собора конкретные пути осуществления этого великого для России дела. При участии Константинопольского Патриарха был составлен Чин поставления Патриарха в Русской Церкви . 19 января совместный Собор духовенства и бояр, на котором присутствовали государь Феодор Иоаннович и Митрополит Иов, одобрил это чинопоследование и постановил отправить особых посланников к Патриарху Иеремии, чтобы тот назначил день избрания и наречения Московского Патриарха и день его посвящения. В состав представителей Русской Церкви входили архиепископ Ростовский Варлаам, епископ Смоленский Сильвестр; архимандриты монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Преображенского в Казани Гермоген; игумены монастырей: Пафнутиевского Левкий, Хутынского Сильвестр, Кириллова старец Леонид Ширшиков, Иосифова старец Исмаил Сназин, строитель Серапион Марков и царский дьяк Андрей Щелкалов. Патриарх Иеремия, посовещавшись с прибывшими к нему, вынес решение: на Московское Патриаршество будет возведен тот, кого изберет Бог, Пречистая Богородица и великие чудотворцы Московские Петр, Алексий и Иона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

В этот день я разделил трапезу, предложенную мне гостеприимным моим хозяином, добрым и почтенным отцом архимандритом Николаем. После обеда я взял своего келейника, отца Аркадия, и отправился с ним к пристани, чтобы на пароходе проехаться по Волге, поглядеть на Ярославль с этой стороны и взглянуть на берега. Толгский монастырь, видимый с парохода, кажется приближеннее по воде, чем сухим путем. Вечером преосвященный слушал всенощную у себя в келиях, а на следующий день, в воскресенье, совершал литургию в своей большой крестовой церкви. Обедал я у него и вечером простился, потому что наутро, 4 числа расположился ехать в Вологду, мой родной город, где я не был с 1848 года. 56 Леонтий, третий епископ Ростовский, но первый из русских (ибо его предшественники, святители Феодор и Иларион, оба были греки), и потому называемый первопрестольником; посвящен из иноков Киево-Печерских (1054–1077), просветитель земли Ростовской и Суздальской, убит язычниками и причтен клику святых в 1230 году. 57 Исаия, постриженник Киево-Печерский, хиротонисан из игуменов обители святого Димитрия в Киеве. Преемник святителя Леонтия; преставился 15 мая 1089 года. 58 Игнатий, хиротонисан из архимандритов Авраамиева Богоявленского монастыря 19 сентября 1262 года; преставился 28 мая 1288 года. 59 Феодор, родной племянник Преподобного Сергия, первый архимандрит Московского Симонова монастыря; хиротонисан в Цареграде Патриархом Нилом в архиепископа Ростовского в 1389 году; преставился в 1395 году. 60 Собор первоначально дубовый, построенный первым Ростовским епископом Феодором в 991 году; он в 1160 году сгорел; но на том же месте при великом князе Андрее Боголюбском был заложен новый каменный храм, который, не будучи еще довершен, разрушился и вновь построен (ныне существующий) собор в 1213 году великим князем Константином Всеволодовичем. См. соч. графа М. В. Толстого : «Древние святыни Ростова Великого», стр. 26, изд. 1860 года. 63 Желающие иметь более подробные сведения о достопримечательностях ростовских, найдут подробное описание оных в сочинении графа М. В. Толстого , которым и я руководствовался, опасаясь сделать ошибку в годах. Прежде мощи св. Леонтия были на вскрытии и почивали в золотой раке, которую в 1609 году поляки похитили; рака, ныне существующая, устроена в 1800 году; она серебряная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010