Он велел, чтобы каждый из христиан засвидетельствовал ему свое почтение. Множество монахов лавры Саввы Освященного пришли к нему с подарками. Приняв подарки и удивившись такому большому количеству монахов, посол велел тут же на его глазах умертвить половину из них. «Нельзя допустить такое множество людей в одном монастыре», – сказал он. И султан одобрил его распоряжение. Общий гнет заставлял слабых людей обращаться в мусульманство. Христианин освобождался даже от смертной казни, если он изъявлял желание принять ислам . Но многие христиане претерпевали и гонения, и мучения, оставаясь непоколебимыми в вере. Даже дети ради веры претерпевали мучения и смерть. Так, в XVII веке один христианский мальчик Николай был отдан родителями для обучения турецкой грамоте. Учитель-турок, восхищаясь прекрасными способностями ученика, всячески старался обратить его в мусульманство, но безуспешно. Тогда он оклеветал Николая в богохульстве. Отрока заключили в тюрьму, подвергли пыткам и, наконец, отрубили голову. За свою твердость в Православии была замучена отроковица Акилина, которую хотел обратить в мусульманство ее отец. Он во время ссоры убил турка и из-за страха казни принял ислам. Желая отвратить от христианства и свою дочь, он подверг ее жестоким истязаниям, от которых она умерла. В числе прославленных Церковью мучеников есть и Павел Русский, живший пленником в Константинополе и отказавшийся поменять веру. Турки поощряли интриги и борьбу за патриарший престол, которую порой вели греки. Султан ввел особую плату за выборы и утверждение патриарха. Но кроме султана новые патриархи, чтобы утвердиться во власти, должны были платить еще великому визирю, придворным, чиновникам, евнухам и женам султана. При такой системе патриаршую кафедру часто занимали люди недостойные или неспособные к управлению Церковью, которые заботились только об удовлетворении своего честолюбия. Это приводило к презрительному и деспотичному обращению турок с патриархами. Низложения, ссылки и убийства иерархов были частыми явлениями в XVII веке. За 80 лет на патриаршем престоле сменилось 50 патриархов. Некоторые из них по два, три и даже пять раз возводились и свергались с престола. Редким явлением была смерть правящего патриарха. Большинство из них умирали в заточении либо были задушены. Сама патриаршая должность постепенно стала чиновничьей. На нее назначали и увольняли даже не султаны, а их советники – визири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и царем Петром I. Святитель Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану, как бы в награду за участие в этой победе, именоваться епископом Воронежским и «Азовским». Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал на богослужениях. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость и величие духа, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но, войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель сказал: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святитель Митрофан явился во дворец благодарить государя. Среди постоянных подвигов епископского служения святитель Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благотворения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лично для себя Святитель довольствовался самым необходимым. Его свитки шились из синей крашенины, одеяло – из овчин, крытых пестрою крашениною, подушки в крашенинных наволоках, теплая ряса из черных курпяков. Его келейная столовая посуда – «оловянные стаканы», «зеленые горшечки» и т. п. Его стол самый невзыскательный, почти без всяких прибавлений к обычному содержанию монашествующей братии. За три года, 1699–1703, вино покупалось кроме царских приемов, только два раза, но и то делалось для «архиерейских столов», т. е. для приема гостей 192 . И несмотря на такую скромность и даже бедность домашнего обихода, Святитель не оставил после себя сбережений, о чем заявил и в своем «Духовном Завещании», «а келейных моих денег у меня нет» 193 . Отсутствие личных сбережений при скромности домашнего обихода объяснимо только в том случае, если допустить расходование сбережений на дела благотворительности. Народная молва действительно сохранила память о св. Мнтрофане, как о щедром благотворителе, помогавшем и нищей братии, и острожникам, и бедным монахам. Праведный епископ, благотворивший по-христиански, не оставил никаких записей о своих личных даяниях. Характер его благотворительности можно восстановить на основании любопытных записей о расходах архиерейского дома. Кроме постоянных записей о раздаче денег нищим из средств архиерейского дома, записей, говорящих о привычном подаянии, есть много весьма любопытных записей, свидетельствующих, что святитель близко входил в нужды нищеты, которой так много было в Донской Украине. В своей архиерейской Крестовой Палате святитель устраивал для нищих «столы», во время которых трапезовавшим раздавались деньги 194 . Ежегодно для воронежской голытьбы на средства архиерейского дома покупались тулупы, зипуны, кафтаны и холстина на рубахи. «Служилым неимущим людям и нищим» раздавался зерновой хлеб 195 . Но особенно трогательна забота святителя об усопших. Опять-таки эта забота прочно засела в народной памяти и занесена была в житие Святителя по преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

От непомерных поборов патриархия все более беднела. Патриархам приходилось все чаще просить помощи, а иногда и самим ездить за милостыней к более богатому православному соседу – России. Множество грамот, посланий и писем сохранилось в российских архивах, которые показывают, какую огромную помощь в то время оказывала Россия своим единоверцам. С самого начала захвата турками Константинополя Россия начала помогать попавшим в зависимость от мусульман восточным христианам. Однако пожертвования и милости со стороны России увеличивались по мере увеличения притеснений православных греков турками. После ряда ограблений Константинопольской Церкви в конце XVI века она бы «окончательно разорилась, если бы не щедрость русского царя», – писал патриарх Иеремия II. Начиная с конца XVI века за 50 лет в России побывало десять восточных патриархов, каждый из которых уезжал от русского царя утешенным и с богатыми дарами. При царском дворе постоянно жили, меняя друг друга, просители от восточных патриархов, различных епархий, монастырей и даже простые миряне. Сокровищница русского царя была неистощима для милостыни. Весь Восток понимал это и спешил воспользоваться ею. Можно без преувеличения сказать, что Православные Восточные Церкви поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских царей и иерархов. С разрешения русского правительства восточные иноки основывали в России свои монастыри, подворья и часовни, приобретая для них земли, дома и лавки. Доходы от всего этого посылались на Восток. На русские деньги патриархи строили новые церкви, монастыри, открывали училища, устраивали больницы и выкупали христиан из рабства. При таких постоянных заботах со стороны России бедственная участь восточных христиан значительно облегчалась, о чем они и сами свидетельствовали. М.В. Первушин Патриарх Иов и Лжедмитрий I Управление первыми патриархами Православной Церковью в Российском государстве пришлось на Смутное время. Эти обстоятельства заставили московских первосвятителей встать на защиту интересов русского народа, сыграв в политической жизни России ведущую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Антон Макарский, актер театра и кино Антон Макарский С самого первого прочтения Евангелия на меня больше впечатление произвел образ Иоанна Предтечи . Сразу же запомнились слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (МФ 3:2). Потрясали и его аскетическая жизнь, и то, как он и в темнице продолжал говорить Истину. Потом я стал узнавать подробности, которых нет в Писании, но которые есть в Предании, что его отца – того самого Захария – убили между алтарем и жертвенником, что его мать – святая Елизавета бежала в пустыню. Потом, на Святой Земле произошла еще одна – более зримая, что ли, встреча со святым. Я ходил по местам, связанным с Иоанном Крестителем, прикладывался к камню, на котором он сказал свою проповедь… Иоанн Предтеча сильно изменил жизнь нашей семью и продолжает вести нас. Его молитвенную помощь мы чувствует постоянно. Последнее время мы часто бываем в Горненском монастыре в Иерусалиме, который расположен в местах, тесно связанных с земной жизнью Иоанна Крестителя. Там крестилась моя мама, наша с женой Викторией дочка, которая появилась после 13 лет ожидания, и появление которой мы тоже связываем с заступничеством Иоанна Предтечи. Уезжать из Горненского монастыря, где мы часто бываем, живем по нескольку дней, всегда тяжело. Это особый, другой мир. И, когда нужно возвращаться в свою повседневную жизнь, всегда тяжело сделать шаг, переступить за ворота монастыря. Если у нас будет сын, обязательно назовем его в честь Иоанна Предтечи. Житие на тему современности Андрей Золотов, заместитель руководителя Объединенной редакции иновещания РИА Новости. Андрей Золотов Не так давно мне в руки попало житие святителя Митрофана, епископа Воронежского . Рядом с моим домом стоит храм Митрофана Воронежского, в Воронежской области живут мои родственники, но до того я лишь знал, что он – первый епископ Воронежский и сподвижник Петра Первого, и все. А тут взял книжку, ему посвященную, читаю и глазам своим не верю: житие написано не совсем в духе житийной литературы, а представляет собой настоящий небольшой исторический труд. Первая его часть рассказывает о монашеской жизни святого до того, как он стал епископом. Там подробно говорится о том, какой строгой жизни он был человеком, насколько был начитан, как оказался в Москве и был представлен при дворе. А вот потом — удивительная картина духовной пустыни Придонья и рассказ об обустройстве её епископом.

http://pravmir.ru/o-lyubimom-zhitii-svya...

Положили святителя в кафедральном соборе. Но не забыли. К 1820 г. число обращавшихся к святителю с молитвой стало таким значительным, что тогдашний епископ Воронежский приказал записывать показания об исцелениях. В 1831 г. при ремонте обветшавшего собора разобрали пол и через отверстие в склепе увидели нетленное тело святителя. Изучив мощи, обстоятельства жизни Митрофана и десятки свидетельств об исцелениях, Синод узаконил то, о чём давно уже говорили в народе. Празднование святого было установлено 23 ноября (6 декабря). В день прославления святого произошли новые чудеса. В том числе был исцелён глухонемой от рождения Пётр. Мощи святителя покоятся в Покровском соборе Воронежа, являющимся кафедральным. В пятнадцати минутах ходьбы от Покровского собора находится источник свт. Митрофана, известный более двух веков. (От улицы Софьи Перовской пройти около ста метров в гору.) Летом в источнике купаются в основном отдыхающие. Возле источника строится церковь свт. Митрофана. Напротив – баптистский центр. Монастыри [ править править код ] Свято-Алексиев Акатов женский монастырь [ править править код ] Свято-Алексиев Акатов женский монастырь В обители более 60 сестёр. Главная действующая церковь монастыря – двухэтажная; верхний храм – свт. Алексия , нижний – Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь, которую обычно называют Алексиевской, была построена в 1804-1819 гг. (в стиле классицизма). Восстановленная Крестовая церковь используется как гостиница для паломников. Частично сохранилась ограда, возведённая в 1772-1776 гг. Почитаемые иконы: мироточащие образы афонского письма – Божией Матери «Живоносный источник» и мученика Пантелеимона, Касперовская икона Божией Матери, Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Недалеко от монастыря (ул. Освобождения труда, 20) стоит Введенская церковь (1770-1780), также принадлежащая монастырю. В ней находится икона свт. Питирима Тамбовского, которая недавно обновилась и замироточила. Трудниц принимают по согласованию. Богослужения. Утреннее – в 7.30, в Вс. и праздники – в 6.30 и 9.00. Вечернее – в 17.00.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

«Память христианских и пастырских добродетелей святителя Митрофана, говорить официальная записка об его канонизации, которую мы передадим вкратце, – чтима била в Воронеже со времени кончины его, то есть с 1703-го года: усердствующие приходили на место погребения его и просили совершать по нем панихиды... В 1830-м году замечено, что число таковых почитателей святителя Митрофана возросло до многолюдного стечения их к месту погребения его... О возрастающем в народе благоговении к памяти святителя Митрофана доведено было до сведения Святейшего Синода..., и (Синод) предписал Антонию, епископу Воронежскому, скромное и осторожное наблюдение событий. (А) поскольку из числа благоговейно притекавших ко гробу святителя Митрофана некоторые объявляли о полученных ими чудесных исцелениях: то епископ Воронежский приказал о таковых событиях вести записку». Зимой 1831-го года по случаю исправления ветхостей собора, в котором погребен был святитель, обретены были нетленными его мощи. Об этом обретении в начале 1832-го года донесено было «в тайне» императору Николаю и Его Величество «повелел предоставить сие дело на рассмотрение Святейшего Синода, также с сохранением тайны». «Святейший Синод, приступая к рассмотрению сего дела, истребовал из Московской Синодальной Конторы хранящееся в Синодальной библиотеке подлинное завещание преосвященного Митрофана, которое открывает некоторые черты жития его и представляет излияние благочестивого, смиренного, ревностью о спасении паствы исполненного, духа его. А от епископа Воронежского истребована вышепомянутая записка о исцелениях, совершающихся при гробе святителя Митрофана. Собранные таким образом предварительные сведения оказались довольно важными, чтобы для удостоверения о нетлении тела преосвященного епископа Митрофана, в схимонасех Макария, и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над болящими, употребить те средства испытания, какие для сего предписаны в духовном Регламенте и какие употреблены были прежде в подобных случаях, как то при обретении мощей святителя Димитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вскоре после этого, 29 января 1893 года я женился и посвящен был в сан диакона 2 марта 1893 года, и сан священника 20 марта 94 года принял в соборе при мощах святителя Митрофана. При моем посвящении в сан священника произошла тоже одна удивительная случайность. Преосвященный епископ Владимир назначил мне посвящение в Алексеевском монастыре. Уже и всенощную служил я в этом монастыре, и сильно скорбел, что не у мощей святителя Митрофана приму сан священника. Все приготовили к служению назавтра святой Литургии в Алексеевском монастыре, сам владыка сказал мне, чтобы назавтра приходил я сюда для посвящения, и преподал назидание, но не успел я дойти до двери храма, как бежит монах и говорит: «Владыка раздумал здесь служить, а у святителя Митрофана будет служить. Туда и приходите». Да, слава Богу за все. Промыслу Божию угодно было перевести меня в Двинск, в военный собор. Благополучно прослужил я здесь год. Но некоторые особенные обстоятельства моей службы в Двинске сделали будто бы то, что я стал недомогать часто, и родные начали уговаривать меня хлопотать перевестись опять в какой-нибудь полк. Я возражал, что меня в Двинск послал Господь, и что нехорошо священнику идти против Промысла Божия и самому устраивать службу свою. Разлад душевный у меня был полный. Что делать, на что решиться? Тяжело было невыразимо. В это время я заболел инфлюэнцей. И вот, в начале декабря 1895 года, святителю Митрофану угодно было еще раз меня утешить. Я увидел следующий знаменательный сон. Будто бы вышли мы с братом В. во двор монастыря святителя Митрофана в городе Воронеже. Я нес в руках какую-то странную тяжесть, вещь в платке. Нам предстояло пройти мимо собора, где находятся мощи святителя Митрофана. Впереди виднелись ворота в ограде. Они были приотворены немного, и в них стоял мой дядя диакон отец Дмитрий. Он знаком руки убедительно звал нас к себе (он умер незадолго перед тем). Над нами кружилось в воздухе огромное множество белых голубей. Я говорю брату: «Вася, пойдем в ворота! Видишь, дядя Митя стоит там и зовет нас к себе!» Брат же стал уговаривать меня не ходить к дяде.

http://moral.ru/st-mitrophan/

Соколов Н. Святые земли русской. К двухсотлетию годовщины со дня кончины святителя Митрофана Воронежского . – СПб., 1903. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 102, 172, 173, 329, 463. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С.176–178. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 23, 27. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 683, 711, 837, 857. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 161–164. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 688, 787. Описание Макариева Унженского Костромского епархиального мужского монастыря. – М., 1835. – С. 59, 60. Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII–XIX столетиях. – М., 1913. – С. 85. Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца. – Киев. Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и сказание о обретении и открытии честных его мощей. – 13-е изд. – М., 1896. Митрофан, святитель Воронежский, чудотворец. – СПб., 1911. Митрофан, святитель, 1-й епископ Воронежский. Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя.Воронеж, 1904. Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. – Воронеж, 1903. Сергий (Спасский) , архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 44, 67. Церковный вестник. – СПб., 1891, 33. – С. 517. –»– 1903, 47. Православный собеседник. – Казань, 1907, сентябрь. – С. 394.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рядом с мощами свт. Митрофана находилась икона прп. Макария Унженского, к-рого святитель особенно почитал. Здесь же хранился образ свт. Митрофана, шитый золотом и серебром по бархату. В 1903 г. на пожертвования московского худож. М. В. Малова была написана ростовая икона свт. Митрофана, поставленная над ракой святителя у него в ногах. Киот для иконы выполнен из мрамора. Мраморный киот был сделан и для Смоленской иконы Божией Матери. В нач. XX в. в ризнице М. В. м. хранились вещи, принадлежавшие свт. Митрофану или связанные с ним: панагия, митра и жезл, крест, а также 4 его черновых письма 1698 и 1699 гг., синодик свт. Митрофана («рукопись с миниатюрами»); рукописная книга «О небесном священстве» свт. Дионисия Ареопагита, писанная полууставом, купленная свт. Митрофаном в Москве; ставленные священнические грамоты, подписанные святителем в 1684 и 1699 гг.; 4 антиминса, освященные им в 1686, 1681, 1695 гг.; 5 Евангелий, в т. ч. Патриаршее Евангелие (1689) в серебряном окладе весом 1 пуд 20 фунтов; 2 серебряных креста с мощами; ковчег для мощей (1682-1683), шитая золотом плащаница (1702). В ризнице хранились дары имп. фамилии: серебряная лампада к мощам свт. Митрофана от вел. кнг. Елены Павловны (1836); покрывало из золотой парчи, пожертвованное имп. Николаем I; такое же покрывало от имп. Александры Феодоровны (1837); ковры работы вел. кнж. Марии Николаевны (1837). Материальное положение По штату денежное содержание М. В. м. было скромным. Основные доходы монастырю приносили пожертвования от паломников, приезжавших поклониться мощам святителя. Однако мон-рь был настолько тесно связан с архиерейским домом, что отделить доходы обители от доходов епархии затруднительно. Встречается лишь приблизительная оценка доходов М. В. м. в период правления Воронежского и Задонского еп. Вениамина (Смирнова) (1886-1890), содержащаяся в памфлете, вероятным автором к-рого был Н. П. Гиляров-Платонов. В памфлете утверждалось, что епископ «получает до 25 000 рублей дохода от воронежского Митрофаниева монастыря» (Разумевающие верой.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010