5 Наконец в 1861 году, по Высочайшему повелению на докладе Св. Синода, назначен в новооткрытую Енисейскую Епархию Епископом, с помещением Архиерейской кафедры в г. Красноярск, куда покойный Преосвященный прибыл 5 января, 1862 года. В это жестокое морозами время, ехавши почти всегда день и ночь, Преосвященный получил страшный ревматизм, который мучил его во все остальное время жизни. В 1870 г., согласно прошению, по расстроенному здоровью, Высочайше уволен от управления Епархией, с дозволением поместиться в одном из монастырей Московской Епархии по соглашению с Митрополитом Московским. Таковым монастырем избран Перервинский Николаевский монастырь в окрестностях Москвы, куда Преосвященный прибыл в первых числах Августа, 1870 года, и где жил на покое до самой почти кончины, никуда, кроме Москвы, и то изредка, не выезжая. 19 мая, 1874 года, Преосвященный совершенно неожиданно, по крайней мере без всякого предупреждения, приехал в город Дмитров и хотел было на свободном воздухе, в кругу родных, полечиться 6 . Но водянка, развившаяся до последних пределов, в соединении с болезнью ноги, до того изнурили слабые силы его, что не было никакой возможности поддержать здоровье его. Преосвященный скончался 11-го числа июня, того же года, на глазах и почти на руках родной сестры своей. Отпевание совершено было Епископом Дмитровским, Преосвященным Леонидом, Викарием Московским, 14 числа, в Дмитровском Успенском Соборе, где тело почившего Святителя и погребено, в приделе Св. Митрофана Воронежского 7 . Сведения из жизни покойного Преосвященного заимствованы мною из его послужного списка и частью из записок, оставшихся после покойного, который начал он в Красноярске, 30 Мая, 1868 года, и окончил в том же году, 6 Октября. Они озаглавлены так: «О Филарете, Митрополите Московском, моя память. Сочинитель передает об нем, по большей части, свои личные воспоминания, а по тому неизбежно касается и своей службы и многообразных отношений своих к другим лицам. Из того, что сообщает он о знаменитом иерархе, иное было записано своевременно, вскоре, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В августе 1918 года советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники расформированной семинарии были подвергнуты преследованиям и репрессиям. Последним ректором семинарии был архимандрит Серафим (Соболев), впоследствии в архиерейском сане возглавивший учрежденную для русских эмигрантов в Болгарии епархию с титулом «епископ Богучарский» (по названию города в Воронежской области). В 1934 году владыка Серафим возведен в сан архиепископа. Скончался 26 февраля 1950 года в Софии, похоронен в крипте русской церкви свт. Николая Чудотворца. Еще при жизни считался старцем и прозорливцем; после кончины, по молитвам к нему, стали совершаться многочисленные чудеса. С 1936 года в Воронежской епархии не было правящего архиерея. Если в середине 30-х гг. в епархии действовали около 200 приходов, то к 1 января 1939 года — 16 храмов (три из них — в Воронеже), в июне 1941 года всего два храма (в сел. Терновом Острогожского района и в сел. Лесное Уколово (ныне в Белгородской области). За отсутствием архиерея приходы подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию . В первой половине 1943 года, после полного освобождения Воронежской области от фашистских захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства: под началом временно управлявшего епархией епископа Курского и Белгородского Питирима (Свиридова) в некоторых приходах возобновляются богослужения. Март 1944 года можно считать временем начала возрождения Воронежской епархии, куда прибыл правящий архиерей Иона (Орлов). Кафедра епископа была размещена при Никольском храме, который временно стал кафедральным собором епархии. В послевоенный период церковная жизнь в некоторой степени была восстановлена. Ревностно потрудился на благо Церкви в это время митрополит Иосиф (Орехов), управлявший епархией в 1945-1961 гг. В 1964 году, по личной инициативе сотрудников городского краеведческого музея, епископу Воронежскому Владимиру (Котлярову) были неофициально переданы мощи святителя Митрофана. Втайне от духовенства и народа они почивали в архиерейском домовом храме до дня их торжественного перенесения в Покровский кафедральный собор в 1989 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

В Рождество-Богородицком мон-ре были проведены обыски и найдены тайники, где братия спрятала часть ценностей, не подвергшихся учету (ГА Воронежской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 401. Л. 92). За март-июнь 1922 г. из храмов и мон-рей З. в. было изъято: 74 золотника 57 долей золота, 70 пудов 39 фунтов 74 золотника 1 доля серебра, 2 фунта 52 золотника 75 долей драгоценных камней. Общая стоимость изъятых ценностей составила 10 044 585 тыс. р. Почти все драгоценные камни, золото и ок. 57 пудов серебра были конфискованы из Рождество-Богородицкого мон-ря (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 79). 30 июня 1922 г. на заседании президиума Задонского уездного исполкома член подкомиссии по изъятию Белозёров доложил, что работу в Задонском у. можно считать законченной. В результате изъятия церковных ценностей мн. храмы оказались полностью лишены богослужебных сосудов. Сохранились прошения из приходов на имя еп. Иоанна, переданные им в «подкомиссию по изъятию, с просьбой вернуть хотя бы самое необходимое для отправления обрядов» (Там же. Л. 65). В нач. сент. 1922 г. Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) предложил своим викариям, включая епископа Задонского, перейти в обновленчество , что и было выполнено. Еп. Иоанн созвал благочиннический съезд духовенства, на к-ром было образовано обновленческое окружное управление. В докладе Секретного отдела ГПУ от 14 сент. 1922 г. говорилось, что «в Задонске образовалась группа «Живая церковь». Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Группой выпущены воззвания к верующим. 13 июля 1923 г. состоялось окружное собрание духовенства. Съезд постановил присоединиться к группе «Живая церковь»» (цит. по: Митрофан (Шкурин). 2005. С. 29). К обновленцам, в руках к-рых оказался задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где находились мощи свт. Тихона Задонского, горожане относились настороженно; Свято-Владимирский собор мон-ря задонцы посещали лишь для того, чтобы приложиться к святыне и участвовать в выносе раки с мощами святителя. В 1923 г. при храмах закрытой обители образовалась «тихоновская» (каноническая) община («задонское тихоновское религиозное общество»), но обновленцы не позволили ей занять ни один из 6 числившихся за ними монастырских храмов, притом что, как свидетельствуют документы, раскольники использовали только 1 храм, остальные пустовали (ГАЛО.

http://pravenc.ru/text/182475.html

За богослужением молились сотрудники Росморречфлота, строители, благоукрасители и благотворители храма, курсанты Академии и колледжа водного транспорта (РУТ МИИТ), учащиеся классов профориентации (клуба юных моряков) при Духовном центре моряков и речников России, прихожане. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы (регент — М.В. Белякова-Бодина). Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Соколова, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Березовский, клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Братского и Усть-Илимского Константина на служение. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление святителю Николаю Чудотворцу. Настоятель Никольского храма иерей Олег Яньшин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список Феодоровской иконы Божией Матери. Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам и помощи в строительстве храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы церковных наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены заместителю министра транспорта РФ А.И. Пошиваю, руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоеву. В завершение в алтаре состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Иркутской области И.И. Кобзевым.

http://patriarchia.ru/db/text/5985401.ht...

и зарубежных походов рус. армии в 1912-1914 гг. публиковались исторические статьи и материалы об имп. Александре I , об участии в военных действиях донских атаманов и казаков. Особенно содержательные материалы по местной истории были опубликованы Кирилловым, краеведом, председателем совета учрежденного 16 апр. 1904 г. епархиального церковно-исторического комитета («Краткая историческая записка о Донской духовной семинарии» (1893), «Сообщение о деятельности Донского церковно-исторического комитета (1904-1912 гг.)» (1912. 12, 15)), а также прот. М. Симашкевичем. Среди авторов статей по истории Донского края были прот. Григорий Левицкий, А. Л. Крылов («Очерк Кременского Вознесенского монастыря» (1875. 18-21, 23), «Аксайская икона Божией Матери» (1883. 21-23), «Церковная старина Донской епархии» (1884)), Н. Снесарёв («Записка об архиве, находящемся при старочеркасском Воскресенском соборе» (1877. 22)), И. М. Сулин («Краткое описание станиц области войска Донского» (1889-1895)), А. И. Попов («История Новочеркасского духовного училища» (1897-1899)) и др. Т. к. значительную долю населения обл. Войска Донского составляли старообрядцы, сектанты и буддисты, много статей было посвящено миссионерской тематике, в 1904 г. был создан разд. «Раскол и сектантство». Из публикаций по истории старообрядчества и единоверия можно выделить такие, как «Определения, относящиеся к расколу, и клятвы великого Московского Собора 1666/7 гг.» (1871-1872, 1883) и «Деятельность Русской Церкви против раскола со времени великого Московского Собора» (1875. 3-4, 7-9, 11-14) Снесарёва; «Материалы для истории раскола в Донской области» (1873-1876); «Вечерние беседы игумена московского единоверческого монастыря о. Павла в Донской духовной семинарии» (1876); «Противораскольничья миссия в Донском крае при святителе Тихоне I» (1880) и «Чтения по обличению русского старообрядческого раскола» (1880. 1-2, 4-6, 8, 10-11, 19-20) Н. С. Кутепова; «Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, как борец со старообрядческим расколом в Донской Украйне» (1904.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Инок Косма был прославлен как местночтимый святой по благословению Суздальских архиереев, в частности, возможно, неслучайно в синодике К. Я. м. упомянуты князья суздальские, архиереи Суздальской епархии, а также настоятели Евфимиева суздальского мон-ря (Владимирские ГВ. 1884. 5. С. 1). Летом 1445 г. в окрестностях Владимира воины казанского царевича Мамутяка (Махмуда) «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша люди изсекоша, а иных в плен поведоша» (ПСРЛ. Т. 26. С. 197-198). В июне 1445 г. в сражении под стенами Евфимиева суздальского монастыря было разгромлено войско вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, попавшего в плен к татарам. Очевидно, во время набега мон-рь был разорен и погибли его насельники, были уничтожены хранившиеся в нем книги и документы. Архив К. Я. м. и др. имущество было разграблено в Смутное время (нач. XVII в.). Из царской грамоты владимирскому воеводе следует, что с 80-х гг. XVII в. мон-рь становится домовым патриаршим, в XVIII в.- синодальным. В 1725-1726 гг. К. Я. м., разоренный в период секуляризационных реформ Петра I, был приписан к Волосову во имя святителя Николая Чудотворца монастырю . По штатам 1763-1764 гг., мон-рь был отнесен к 3-му классу. В янв. 1653 г., во время богомольного «похода» во Владимир, К. Я. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Никон , «слушал обедню, а после обедни... пожаловал милостыни» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 112-113). Впечатления о посещении К. Я. м. в 1836 г. оставил в автобиографических записках архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) . Братия До 2-й пол. XVII в. сохранились лишь случайные сведения о насельниках. В описаниях мон-ря 1665-1675 гг. впервые дается полный список братии: игумен, 4 черных священника, в т. ч. духовник, ризничий, 10 старцев, в т. ч. казначей, конюший, сушильный, житный, пономарь, подкеларник, 2 «крылосных», а также 6 служек. С 1665 по 1675 г. игуменом К. Я. м. был буд. Воронежский епископ свт. Митрофан . В 1-й пол. XVIII в. состав монашествующих менялся. Наиболее полно сохранились сведения за 30-40-е гг. XVIII в. Кроме игумена в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 8 монахов, 4 белых священника, белый диакон, послушник и белец-псаломщик. В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVIII в. состав братии фиксируется «офицерской» описью 1763 г., а также перечислены миряне: 3 колодника, присланные из Канцелярии тайных розыскных дел, 3 сторожа, «канцелярий» (подьячий и келейник), иконописец, 7 конюхов, столяр, повар, 3 скотника, 10 служителей без жалованья, отставные военные - 2 поручика, подпоручик, капрал, 4 солдата, кирасир. В 1759-1766 гг. в К. Я. м. проживали игумен, заштатный игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 2 белых священника, 3 бельца (пономарь, просвирник, звонарь).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Куксины первоначально заложили однопрестольную церковь, но в 1865 г. задумали расширить здание пристройкой двух приделов. Для этого требовалось благословение правящего архиерея и утверждение чертежей строительной комиссией при духовной консистории. 10 октября 1865 г. разрешение было получено. Братья Куксины уже давно с нетерпением ожидали этого указа, причем были готовы и рабочие, имелся необходимый стройматериал. К работе приступили 11 октября - десятки строителей трудились около храма, копая рвы для фундаментов. 17 октября, после литургии, состоялась торжественная закладка первых камней в основание южного придела, который решили посвятить памяти великих русских святителей - Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Честь положить первые кирпичи выпала Ивану Куксину и священнику Андрею Михаловскому. Затем отец Андрей сказал проповедь, призывая верующих заботиться о созидании и украшении приходских храмов. Когда приделы были выстроены, точно сказать нельзя. Известно, что в 1867 г. Поречье посетил епископ Иоанн. В «Журнале обозрения епархии» появилась запись, свидетельствующая о завершении строительства. Следовательно, храмы завершены не позднее 1867 г. С тех пор Покровская церковь имеет тот вид, к которому мы привыкли и наблюдаем сейчас. В 1871 г. на средства братьев Куксиных рядом с храмом была устроена каменная богадельня. На ее строительство купцы израсходовали 1500 рублей. Покровская церковь имела все необходимое для богослужений: паникадила, подсвечники, евхаристические сосуды, богослужебные книги. Утварь приобретали на средства, пожертвованные прихожанами. В 1865 г. на деньги улана Тимофея (его фамилия неизвестна) для украшения главного престола была куплена дарохранительница. На его же пожертвования в церкви появились медная крещальная купель и венцы для брачующихся. В 1932 г. приход возглавлял протоиерей Михаил Александрович Александровский. Он происходил из семьи священника села Ильинского Сычевского уезда. О жизни отца Михаила можно узнать из строк протокола допроса от 3 сентября 1932 г. Священник был арестован 9 июля 1932 г. После ареста содержался в демидовском доме заключения, затем переведен в Смолтрудколонию. Обвинялся по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 г. М. А. Александровский из-под стражи был освобожден, с зачетом в наказание срока предварительного заключения. 31 марта 1989 г. Прокуратурой Смоленской области отец Михаил Александровский реабилитирован.

http://sobory.ru/article/?object=08293

Новые праздники, установленные в рассматриваемый период, можно свести к двум группам: 1 . По случаю благодеяний Божиих Церкви и Отечеству: а) победа в Полтавской битве (1709); б) прекращение моровой язвы (чумы) (1771). 2. В связи с прославлением новых святых: а) Димитрия Ростовского (открытие мощей в 1752); б) Феодосия Тотемского († 1568); в) Иннокентия Иркутского († 1731); г) перенесение мощей святого Александра Невского (праздник установлен В 1729). д) равноапостольных Мефодия и Кирилла. В царствование имп. Александра I, 9 февраля 1805 года, были торжественно открыты мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Празднование ему установлено еще и 26 ноября. В 1840 году этот день был Высочайше включен в число табельных дней Иркутска. В 1902 году и день открытия мощей установлено праздновать не только церковно, но и граждански. После войны 1812 года было установлено после литургии 25 декабря совершать благодарственное моление в воспоминание избавления Церкви и Державы нашей от нашествия галлов и с ними двунадесяти языки. В царствование имп. Николая I, в 1826 году, Высочайше повелено было открыть для поклонения мощи мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия (†1347). 6 августа 1832 года торжественно открыты мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (†1703). Память празднуется 23 ноября и 7 августа. На сороковой день после прославления в Воронеж для поклонения мощам прибыл сам император Николай Павлович. В царствование Александра II, 13 августа 1861 года, были открыты мощи и причислен к лику святых святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (†1783). В 1866 году установлено празднование святым угодникам Волынским (2 мая) в воспоминание спасения Александра II в Париже от пули Березовского. В 1881 году, после кончины государя, празднование было перенесено на 10 октября – день возвращения Православной Церкви Почаевской Лавры в 1831 году. В 1785 году празднование святителю Филиппу было присоединено к святителям Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Празднование стало не только московским, но всероссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отцы Серафим и Герман тогда еще не были священниками. Посещение обители оставило в моем сердце неизгладимое впечатление и дало мне ни с чем не сравнимый на тот момент опыт. Каждый день я исповедовался, открывал свое сердце, утром и вечером вместе с братией ходил в трапезную. 7 января 1976 года я был принят в послушники монастыря архиепископом Аверкием (Таушевым), который был также и ректором семинарии. В то время в семинарии учились 12 новообращенных американцев. День начинался с занятий, после обеда – послушания. В мои многочисленные послушания входила уборка, приготовление пищи, работа на полях на тракторе, копание могил на кладбище. Следующим летом я поехал в Платину на все лето. К тому времени отец Серафим и отец Герман уже были священниками. Помогал им печатать книги, работал на других послушаниях. Разница с Джорданвиллем была большая: службы в Платине совершались по-английски, я все понимал и богослужения трогали мое сердце. Ближе по духу мне был отец Серафим — очень смиренный и, в то же время, очень яркий, он замечательно проповедовал. Отец Герман был совсем другим – более динамичным, разговорчивым. — На Ваш взгляд, можно отца Серафима назвать святым нашего времени? — Думаю, что да, но будет ли он прославлен Церковью – это вопрос. Лично на меня он произвел большое впечатление, он был именно иным: вел строгую, аскетичную жизнь. В таких условиях, как он жил, я бы, честно говоря, жить не смог. Платина – это очень отдаленное место. В первый раз, когда я туда приехал, братия рыла свой колодец, а до этого они ходили на речку и там ручным насосом качали воду в емкости и носили ее в монастырь. Это была единственная вода, которую они имели. Отопления в келиях не было. В то время в монастыре жили 6-7 человек. После того, как отец Серафим умер, большинство братии разошлись, и сейчас в обители подвизаются совсем другие люди. — Как дальше складывалась Ваша жизнь в Троицком монастыре? — В пяток первой седмицы Великого Поста 1979 года я стал рясофорным монахом, а спустя год, в тот же день был пострижен в малую схиму с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского.

http://pravmir.ru/episkop-meyfildskiy-ge...

По благословению Митрополита Кирилла в начале 1991 года в Рославле стал решаться вопрос об открытии прихода на Юр-горе. Проводились народные собрания в поддержку регистра­ции прихода, писались прошения и заявления о передаче храма на баланс Смоленской епархии. В Рославле была создана комиссия из представите­лей власти, общественных организаций и интеллигенции для рассмотрения поднятого вопроса. Решением комиссии, утвержденным главой городской администрации, в октябре 1991 года здание храма Рождества Богородицы было передано в пользование Русской Православной Церкви. Первая служба, которая состоялась в возрожденном храме — благодарственный молебен — была совершена при большом стечении народа. Из двух действующих церквей города шли крестные ходы, возглавляемые настоятелями. В центре города они объединились и на­правились по улице Ленина к храму Рождества Богородицы. После молебна в храме начали регулярно совершаться литургии. Здание церкви постепенно стало преображаться. Груды отвалившейся штукатурки с элементами ценной лепнины, выбитые стекла, бурьян вокруг храма — таков был изначальный вид переданного верующим памятника архитектуры. Начался ремонт храма: первое, что было сделано, — это перекрыта крыша на четверике и установлены пять глав с вы­золоченными крестами. Основной первоначальный ремонт здания храма включал такие работы: храм внутри был оштукатурен, проведено газовое отопление, перекрыта трапезная часть и алтарная апсида, поставлена ограда, собран коллектив, создан хор. В храме регулярно совершались службы (и даже зимой, хотя там долго не было отопления). Для храма был написан образ Иерусалимской Божьей Матери местным художником В. М. Климовым. В 1996 году продолжились работы по восстановлению храма: был установлен центральный иконостас, смоленскими мастерами были написаны для храма первые иконы. В начале нового 2014 года епископ Смоленский и Вяземский Исидор совершил чин освящения левого придела храма Рождества Богородицы в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Также Преосвященнейший Исидор совершил освящение храмовой колокольни. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010