Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Андрею, епископу Острогожскому Преосвященный епископ Андрей! Премудрым Промыслом Бога и Спасителя мира Иисуса Христа ты ныне стал архиереем, получил благодать Всесвятого Духа, снизшедшую на тебя через возложение рук архипастырей. Твоя хиротония совершилась у честных мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, и священномученика Петра (Зверева) — архипастырей, своей жизнью и смертью засвидетельствовавших преданность православию. Пусть же их духовное водительство всегда сопровождает тебя во всех твоих делах и начинаниях. Стремись подражать им во всем, более же всего в ревности о Церкви Божией, на благо которой ты трудился много лет в разных местах и на разных поприщах. Тебе довелось служить на Алтае, исполнять обязанности секретаря сначала Барнаульской, а затем и Воронежской епархий, нести послушание настоятеля этого величественного собора. Теперь тебе предстоит продолжать начатое с еще большим усердием и ревностью о славе Божией в соответствии с твоим новым саном и положением. Всегда содержи в памяти слова архиерейской присяги, произнесенные тобой сегодня в присутствии православного народа. Пребывай в послушании священноначалию. Цени опыт старших собратьев-сослужителей. Проявляй уважение и сыновнее почтение к правящему архипастырю, под началом которого ты приобрел опыт административный и, что, может быть, самое важное, опыт духовной жизни и церковного служения. Помни, что полученный тобою ныне дар означает и огромную ответственность перед Богом и Церковью за врученное тебе достояние: От всякого, кому дано много, много и спросится, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Эти слова Господа имеют прямое отношение к каждому архиерею, кого Бог возносит на высокую свещницу, но с кого и взыскивает больше, чем с любого другого человека. Старайся быть доступным для духовенства и простых людей, чтобы чувствовать их нужды и чаяния; никогда не создавай искусственной преграды между собой и людьми. Все преграды, которые мы создаем, идут от нашего воображения, от ложных образов, которые мы рисуем перед взором своим, но не от Бога, не от Его слова, не от апостольского предания Церкви. Стремись быть для людей образцом не только в твердости исповедания веры, но и в благочестии, в аскетическом делании, в умении ограничивать себя ради других и жертвовать собой ради блага ближних. И всё это не красивые слова: со временем ты узнаешь, что именно, отдавая себя другим людям, жертвуя собой, своим временем, силой, здоровьем, ты и обретаешь благодать Божию.

http://e-vestnik.ru/docs/hirotoniya_epis...

К ответу своему епископ приложил выписку о 24-х новых исцелениях и явлениях сверх прежних 61-го. Вслед за тем как получен был св. Синодом ответ Иркутского епископа, Сибирский генерал-губернатор прислал отношения к митрополиту Новгородскому и обер-прокурору Синода, в которых ходатайствовал об открытии нетленного тела святителя. «По рассмотрении с прилежнейшим вниманием упомянутых обстоятельств, уважая описанные. свидетельства и чудотворения, а при том возрастающее время от времени к сим мощам святителя Иннокентия усердие тамошнего народа», св. Синод представил на усмотрение императора Александра Павловича свое мнение: «1. оное тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенные святые мощи и с подобающим благоговением епархиальному Иркутскому епископу с прочим духовенством поставить в церкви показанного Вознесенского монастыря на верху того, где обретено или в другом пристойном месте, с установлением празднования ему Ноября 26-го числа, на, память преставления сего святителя, о чем и объявить из Синода во всенародное известие указами; 2. всенощные бдения и молебные пения желающему народу открыто и надлежащую тому святителю Иннокентию службу отправлять, а также и в печатаемые церковные книги, в кои надлежит, на ряду с прочими шесть позволить». 28-го Октября 1804-го года мнение Синода было утверждено Государем, который написал на докладе ему первого: «Согласен с мнением Святейшего Синода», а 1-го Декабря· 1804-го года Синод разослал, куда следует, свои указы «о должном по сему Высочайшему Его Императорского Величества соизволению исполнении», при чем приказал предписать, «чтобы в печатаемые в обеих синодальных типографиях и Киево-Печерской Лавры церковные книги, в кои надлежит, на ряду с прочими внесено было Ноября 26-го числа тако: «Память преставления святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца» 386 . 3 .  Третьим святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию, был Митрофан, первый епископ Воронежский, скончавшийся 23-го Ноября 1703-го года и погребенный в кафедральном Благовещенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Спокойствие в Воронеже, благодаря всем принятым мерам, не было нарушено. По воле императора Николая I духовенству Воронежской епархии было преподано благословение Св. Синода. Владыка Антоний, с самого прибытия в Воронеж, именовал себя «служкой» святителя Митрофана, преставившегося в 1703 г. Почитание памяти праведного архипастыря ширилось с каждым годом. Засвидетельствованы были случаи чудес от его мощей. В 1830 г. живописец Шевцов видел во сне, как это и было предвещено ему еп. Антонием, святителя Митрофана, и написал изображение его, дотоле ему неудававшееся. Видя в этом особое знамение Божие, преосвященный усилил свои ночные молитвы в Благовещенском соборе у гроба святителя. Крепла уверенность его в скором прославлении угодника Божия. Утвердил его в этом и старец Саровский Серафим, с которым он был связан взаимной любовью. «Еще ничего не было известно», говорил еп. Антоний, «о нетлении мощей святителя Митрофана, как приносят мне из Сарова поклон и записку от о. Серафима, в которой он меня поздравлял с великой милостью Божиею и явлением нового угодника Божия и чудотворца». 18 декабря 1831 г. епископ Антоний, в дополнение к своим прежним донесениям, сообщил Св. Синоду, что при производстве работ в ветхом Благовещенском соборе «усмотрен склеп, несколько разломанный, в коем был гроб без крышки, а в нем лежащее тело преосвященного Митрофана. При личном моем обзоре, я нашел, что нетленное тело покойного преосвященного Митрофана оказалось точно в таком же положении, как многия мощи св. угодников в пещерах Киевской Лавры, что мне весьма известно, ибо я в продолжение 30-летней службы моей в той же лавре был и блюстителем ближних пещер». Св. Синод назначил комиссию. Св. мощи признаны ею нетленными, чудеса истинными. Св. Синод постановил открыть мощи свят. Митрофана для всеобщего народного чествования. Император Николай I подписал доклад Синода в день своего рождения – 25 июня. Торжество прославления Св. Митрофана состоялось 7 авг. 1832 г. при огромном наплыве богомольцев. Ровно через 40 дней по открытии мощей вновь прославленного угодника Божия, прибыл 16 сент. на поклонение ему император Николай I. Государь, при представлении ему еп. Антония, сказал ему: «Мы с вами, преосвященный, шестнадцать лет знакомы». «Великий государь», отвечал владыка, – «если, Ваше Величество, изволите помнить, то как же мне это забыть?». Епископ от всей Воронежской Церкви принес благодарение государю за прославление Святителя, которого любил и уважал царь Петр Великий. «Почему известен был Петру Великому Святитель Митрофан?» спросил государь. «По святой жизни, Ваше Величество». – «А вас знал император Александр Благословенный?» – «Этим счастием Вашему Величеству я обязан», отвечал архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В продолжение 20-ти лет своего архиерейского служения святитель Митрофан много потрудился для блага Церкви. В 1705-ом году он серьезно заболел. Прибывший в то время в Воронеж император Петр, посетил умирающего святителя, припал к его одру и оставался неотлучно при нем до самой его кончины. При погребении святого император принял участие в несении его гроба. Похоронили святителя Митрофана в Воронежском кафедральном соборе. Память о благочестии и добродетелях святителя Митрофана долго держалась у жителей Воронежа. Открытие его нетленных мощей в 1718-ом году и совершающиеся от них исцеления окончательно убедили всех в его святости. Позже, в 1833-ем году, мощи святого Митрофана были торжественно перенесены в Благовещенский собор города Воронежа. Тропарь: Правило веры, и образ кротости, словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане был еси: тем же и во светлостех святых, солнца светлейший воссиял еси, венцем нетления и славы украшаемь. Моли Христа Бога православным людем в мире спастися. Великомученица Екатерина 7 декабря (24 нояб. по церк.кал.) Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: “Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености”. Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: “Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного”. Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещая, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха. В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. “Не презирай Твоего создания, – молила Божия Матерь своего Сына, – скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик”. “Пусть она вернется к старцу и узнает от него”, – ответил Отрок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Основан он был в 1620 году игуменом Успенского монастыря Кириллом под именем Акатовой пустыни, а в 1700 г. в него были переведены иноки упраздненного тогда Успенского монастыря. Храмов в обители два; более древний из них – во имя Воскресения Христова. В нем находятся, между прочим, три чтимые иконы Божией Матери. При монастыре существует второклассная регентская школа. Управляет обителью викарный епископ Острогожский. Благовещенский Митрофанов монастырь в Воронеже. Благовещенская обитель основана в 1836 году при Воронежском Благовещенском кафедральном соборе, что случилось вскоре после открытия свв. мощей Митрофана, епископа Воронежского (1832 г.). Кроме Благовещенского собора в монастырской ограде находятся две церкви: Архангельская зимняя и летняя церковь во имя Св. Митрофана, сооруженная в 1839 году, при преосвященном Антонии. Здесь служат ранние обедни и здесь же устроена братская трапеза. Главную святыню обители составляют мощи Св. Митрофана. Они почивают на правой стороне собора, близ южной боковой двери, недалеко от иконостаса, в раке стоимостью в 45.000 р. ассигнаций, сооруженной воронежским купечеством. На крышке раки изображен образ Св. Митрофана, по сторонам ангелы; на одном барельефе представлен Петр Великий, несущий с вельможами гроб Митрофана, а внизу надпись, заключающая в себе слова, сказанные Петром при погребении святителя: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю – отданием чести. Итак, вынесем его тело сами». Мощи покоятся под балдахином, а над могилой, где почивал св. Митрофан, поставлена им сооруженная плащаница. Место это отгорожено решеткой и вверху повешен во весь рост образ святителя Митрофана. В ризнице монастыря находятся: большое Евангелие в серебряном с позолотой окладе и образками на финифти, приобретенное еще при Св. Митрофане в 1692 г.; напрестольный с мощами крест, сооруженный при его жизни; жезл святителя; богато украшенный покров, подаренный императором Николаем I, для возложения на раку св. Митрофана; золотой покров, возложенный на мощи собственными руками государыни Александры Феодоровны в 1837 г.; узорчатый ковер собственных трудов Великой Княгини Марии Николаевы, постланный у подножия раки в 1887 г.; духовное завещание Св. Митрофана, его письмо к полковнику Кукулю о присылке осетрины и белуги и многие другие вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Это было за полгода до назначения его во епископа. 31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: " Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне " . Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. При первой же его литургии паства заметила на лице своего епископа какое-то неземное сияние - знамение благодати Божией. Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себе всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать. Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор - место упокоения святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания. Много уделял внимания преосвященный Антоний составу служителей храма и их благочестию. Венцом благолепия и благоустройства храмов было само служение епископа Антония. Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения преосвященного. Оно производило на молящихся сильное действие, так что стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении божественной службы. Действие благодати Божией при служении Антония ощущалось всеми присутствовавшими. Вот что рассказал об одной пасхальной литургии преосвященного Антония симбирский советник Н. А. Мотовилов, известный как человек близкий преподобному Серафиму. " Я с умилением и ужасом видел архипастыря, окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками (длинная узкая полоса ткани для обвивания младенца поверх пеленок - ред.), черными полосами. Вид его был, как зебра. Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана " .

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

В конце XVII в. ученые монахи взяли в свои руки нашу духовную школу, – проникли в качестве воспитателей в царский дом, стали во главе всей русской церкви (в лице Стефана Яворского) , а затем начали замещать все большее количество епископских кафедр, постепенно оттесняя духовенство великорусское. Привыкнув весь век обращаться с книгами, иерархи- киевляне в Москве более всего уделяли внимания книге, школе. Но для книги надо было подготовить сперва образованных читателей, которых в Московской Руси было очень мало, а в школу Петровскую, страдавшую от крайней скудости средств, учеников загоняли силой и с такими же затруднениями, как и в солдатчину. Просветительные труды киевлян, таким образом, были бедны результатами. К тому же, их сочинения не были приспособлены к потребностям великорусских грамотеев, страдали далеким от жизни доктринерством. Это особенно ясно сказывалось в полемике киевлян с расколом, который был в их глазах только нелепой школьной теорией, основанной на одних бессмысленных опечатках в богослужебных книгах. Отсюда обличительные труды киевлян иногда достигали совершенно обратных результатов, например, из схоластических рассуждений Стефана Яворского об антихристе раскольники выводили заключение, что Петр и есть антихрист. Сам Петр Великий, ближе знавший русскую жизнь, часто указывал киевлянам на отвлеченность их литературных трудов и давал им темы религиозно-нравственных сочинений для простого народа. Их схоластическая проповедь была понятна народу только отчасти в форме панегириков, т. е. в той форме, которая менее всего отвечает задачам проповеди церковной. На своих епархиях киевляне во многих случаях были плохими церковными правителями. Одни из них постоянно отрывались от дел административных кабинетными литературными трудами. Другие на чужой стороне окружали себя киевской родней, которая спешила «покормиться» на епархии, пока жив был их брат или дядя-епископ. Иные не могли спокойно отдаваться епархиальной деятельности потому, что томились тоской по родной Украине, сравнивали свою жизнь в Великороссии с пленом Вавилонским и постоянно рвались на юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу. Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной.

http://pravicon.com/info-3220

Иконостас решили устроить мраморный и поэтому церковный староста А. Абрамов заказал его на собственные средства в Москве мастеру Кутырину за 22 тыс. руб. Он же заказал московской фирме «Немиров-Колодкин» серебряные царские врата для главного алтаря за 10 тыс. руб. из средств, завещанных его братом И. Абрамовым. Он же устроил на свои средства пол из сосновых пластин. Летом 1896 г. был получен и установлен иконостас, а также устроены клироса, солея, оклады для главного престола и жертвенника. В ноябре 1896г. мраморные работы в храме завершились, и рабочие уехали в Москву. 30 ноября 1896 г. причт и староста Александро-Невской церкви, а также прихожанин генерал А.П. Короченцев обратились к Н.И. Святополк-Мирскому с прошением выделить из войсковых сумм на сооружение каменной колокольни, церковной сторожки и ограды 25 тыс. руб. 22 декабря 1896г. совершена последняя в старом деревянном Александро-Невском храме литургия, во время которой священник Василий Петров проникновенно произнес речь о любви к своему храму, который в течение 86 лет являлся средоточием духовной жизни многих людей. Вечером этого же дня совершили первое всеношное бдение в новом каменном Александро-Невском храме. Перед этим в 16 часов дня с крестным ходом перенесли антиминс из старого храма в новый. 23 декабря 1896 г. священниками В. Петровым, В. Ермоловым и А. Мануйловым совершено освящение придела в честь святителя Христова Митрофана, первого Епископа Воронежского (Архиепископ Афанасий в эти дни болел и благословил приходских священников на освящение придела церкви). Высокопреосвященнейший Афанасий из-за болезни не смог освятить и главный престол в Александро-Невской церкви. Это совершил 19 января 1897 г. Епископ Иоанн при сослужении ключаря кафедрального собора священника Тита Климентьева и приходских священников. За литургией священник Александро-Невской церкви произнес соответствующее слово  («Донская Церковная Старина», вып. 2-й, 1909 г., стр. 41-44). Правый придел церкви устроили в честь св. великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Его освятили 19 октября 1897 г. с благословения Архиепископа Афанасия три священника Александро-Невской церкви: В. Петров, В. Ермолов и А. Мануйлов. Этим закончилось освящение всего трехпрестольного Александро-Невского храма.

http://sobory.ru/article/?object=50711

Колосков 279 Конашкина А. Т. 136 Кондратов В., крестьянин 250, 283 Кони А. Ф. 69 Константин, царь, равноапостольный 61 Константин, иеромонах 217, 227 Константин Константинович, великий князь 103 Концевич И. М. 6 Корнилий, старец 164 Короленко В. Г. 318 Корчачева E., иоаннитка 261 Костылев, отрок 129 Косма, бессребреник и чудотворец 234 Кофлин Ч. 314 Кочубей B. C. 157 Крез, царь Лидии 214 Кристиан У. 12 Кропоткины 145 Крыжановский С. Е. 286 Ксантиппа 45 Ксения Петербургская, блаженная 337, 341 Куломзины 145 Кутузовы 145 Кэнворти С. 8 Ланские 145 Ланской Г., чиновник особых поручений 270 Лебедева А. М. 195 Левин И. 124 Ленин В. И. 331 Лермонтов М. Ю. 114 Лесков Н. С. 119, 126, 188, 227, 228, 229, 237, 238, 243, 314 Ливен, баронесса 143 Липатов Г. 317 Лисовой Н. 216 Литвинцев П. 133 Литвинцева Е. 133 Лобановы-Ростовские 145 Лободин Ф., крестьянин 279 Логачева А. 282 Лоло, графиня 307 Ломоносов М. В. 215 Лотман Ю. М. 124 Лука, апостол и евангелист 123 Лукуллиан 164 Львов А. Ф. 75 Любимов А., священник 313, 320 Маитов А. 170 Макарий Великий , Египетский, преподобный 52 Макарий Оптинский , преподобный 115 Макеева М. 88, 89, 237 Максим Исповедник , преподобный 50 Максим, странник 250 Макушинский А. 325 Малкова Е. В., миссионерка 283 Манчестер Л. 165 Маргарита 210 Мария 184 Мария, Пресвятая Владычица Богородица и Приснодева 154, 225, 306 Мария Магдалина, мироносица равноапостольная 262 Мария Федоровна, императрица 146, 155 Марк, апостол и евангелист 95, 120 Маркиан, святой 53 Маркс А. Ф. 228 Матфей, апостол и евангелист 59, 91, 186, 218 Мейендорф И. Ф., протопресвитер 6 Мейсснер, чиновник МВД 164 Мейсснер, вдова чиновника МВД 165 Мелания Римляныня, преподобная 53 Мелетина 129 Менделеев Д. И. 326 Меншиков М. О. 200, 238, 310, 311 Меркуров А., священник 285 Мешков Е. М. 171 Милица Николаевна, княжна Черногорская 147 Миронов К., рабочий 319 Митрофан, епископ Воронежский, святитель 143 Михаил, архимандрит 232 Михаил Михайлович, великий князь 102 Моисей, пророк 59, 66, 87, 304, 308, 317

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010