Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и царем Петром I. Святитель Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану, как бы в награду за участие в этой победе, именоваться епископом Воронежским и «Азовским». Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал на богослужениях. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость и величие духа, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но, войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель сказал: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святитель Митрофан явился во дворец благодарить государя. Среди постоянных подвигов епископского служения святитель Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благотворения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лично для себя Святитель довольствовался самым необходимым. Его свитки шились из синей крашенины, одеяло – из овчин, крытых пестрою крашениною, подушки в крашенинных наволоках, теплая ряса из черных курпяков. Его келейная столовая посуда – «оловянные стаканы», «зеленые горшечки» и т. п. Его стол самый невзыскательный, почти без всяких прибавлений к обычному содержанию монашествующей братии. За три года, 1699–1703, вино покупалось кроме царских приемов, только два раза, но и то делалось для «архиерейских столов», т. е. для приема гостей 192 . И несмотря на такую скромность и даже бедность домашнего обихода, Святитель не оставил после себя сбережений, о чем заявил и в своем «Духовном Завещании», «а келейных моих денег у меня нет» 193 . Отсутствие личных сбережений при скромности домашнего обихода объяснимо только в том случае, если допустить расходование сбережений на дела благотворительности. Народная молва действительно сохранила память о св. Мнтрофане, как о щедром благотворителе, помогавшем и нищей братии, и острожникам, и бедным монахам. Праведный епископ, благотворивший по-христиански, не оставил никаких записей о своих личных даяниях. Характер его благотворительности можно восстановить на основании любопытных записей о расходах архиерейского дома. Кроме постоянных записей о раздаче денег нищим из средств архиерейского дома, записей, говорящих о привычном подаянии, есть много весьма любопытных записей, свидетельствующих, что святитель близко входил в нужды нищеты, которой так много было в Донской Украине. В своей архиерейской Крестовой Палате святитель устраивал для нищих «столы», во время которых трапезовавшим раздавались деньги 194 . Ежегодно для воронежской голытьбы на средства архиерейского дома покупались тулупы, зипуны, кафтаны и холстина на рубахи. «Служилым неимущим людям и нищим» раздавался зерновой хлеб 195 . Но особенно трогательна забота святителя об усопших. Опять-таки эта забота прочно засела в народной памяти и занесена была в житие Святителя по преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

От непомерных поборов патриархия все более беднела. Патриархам приходилось все чаще просить помощи, а иногда и самим ездить за милостыней к более богатому православному соседу – России. Множество грамот, посланий и писем сохранилось в российских архивах, которые показывают, какую огромную помощь в то время оказывала Россия своим единоверцам. С самого начала захвата турками Константинополя Россия начала помогать попавшим в зависимость от мусульман восточным христианам. Однако пожертвования и милости со стороны России увеличивались по мере увеличения притеснений православных греков турками. После ряда ограблений Константинопольской Церкви в конце XVI века она бы «окончательно разорилась, если бы не щедрость русского царя», – писал патриарх Иеремия II. Начиная с конца XVI века за 50 лет в России побывало десять восточных патриархов, каждый из которых уезжал от русского царя утешенным и с богатыми дарами. При царском дворе постоянно жили, меняя друг друга, просители от восточных патриархов, различных епархий, монастырей и даже простые миряне. Сокровищница русского царя была неистощима для милостыни. Весь Восток понимал это и спешил воспользоваться ею. Можно без преувеличения сказать, что Православные Восточные Церкви поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских царей и иерархов. С разрешения русского правительства восточные иноки основывали в России свои монастыри, подворья и часовни, приобретая для них земли, дома и лавки. Доходы от всего этого посылались на Восток. На русские деньги патриархи строили новые церкви, монастыри, открывали училища, устраивали больницы и выкупали христиан из рабства. При таких постоянных заботах со стороны России бедственная участь восточных христиан значительно облегчалась, о чем они и сами свидетельствовали. М.В. Первушин Патриарх Иов и Лжедмитрий I Управление первыми патриархами Православной Церковью в Российском государстве пришлось на Смутное время. Эти обстоятельства заставили московских первосвятителей встать на защиту интересов русского народа, сыграв в политической жизни России ведущую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников. В 1829 году преосвященный Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 литургии. В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь – холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-х дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась. В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана (память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря). Это событие явилось венцом славы праведной жизни епископа Антония. Еще до открытия мощей святителя Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосвященный Антоний. Он просил губернского секретаря, художника по призванию, Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: «Ты будешь видеть святителя наяву или во сне». На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя. Прежде чем получить разрешение Святейшего Синода на открытие мощей святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. Он надеялся и чувствовал, что будет благодать в Воронеже. В этой надежде укреплял его и современный ему подвижник, ныне прославленный преподобный Серафим Саровский . Он поздравлял епископа Антония с открытием святых мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия. Поэтому, когда 7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие мощей святителя Митрофана, радости епископа Антония и радости народной не было конца. 6 декабря 1832 года он был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тропарь: Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша. Святитель Митрофан Воронежский 6 декабря (23 нояб. по церковному календарю) Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился в 1623-ом году в Владимирских пределах в семье духовного звания. Благочестивые родители дали ему хорошее воспитание в духе Православной веры. Овдовев на 40-ом году своей жизни, Михаил принял иночество в Золотниковской обители Успения Богоматери, близ города Суздаля. Усердный в подвигах инок был рукоположен в иеромонахи в 1663-ом году, а через три года возведен в сан игумена Косминой Яхромской обители. Как игумен, святой Митрофан пользовался уважением как духовных, так и светских лиц. Имея полное доверие к святому Митрофану, патриарх Иоаким (1673–1690) поручал ему выдавать из монастырской казны жалование ратным людям. С открытием новой епархиальной кафедры в Воронеже, игумен Митрофан был рукоположен в епископы в 1682-ом году. Во время венчания на царство императора Петра святому Митрофану пришлось быть свидетелем крупных раскольничьих беспорядков, которые оставили на нем самое удручающее впечатление. Святитель увидел, как велико зло, порождаемое расколом, и поэтому в течение своей последующей жизни он выступал активным борцом против разделения. Занимая высокий архипастырский пост в Церкви, святитель Митрофан был доступен всякому. Его архиерейский дом служил местом пристанища скорбящих, гостиницей для странников, врачебницей для болящих. Часто святитель отправлялся по городу, посещал дома болящих и утешал страдальцев надеждой на милость Божию. Нередко он посещал и тюрьмы. Среди прочих епископов он пользовался особой любовью императора Петра. При своих частых посещениях Воронежа, где на реке Дон строилась верфь и сооружался флот, Петр Великий наделял святителя деньгами и угодьями на пользу нуждавшихся. Приезжая в Воронеж, император Петр прежде других посещал святителя Митрофана и, побеседовав с ним, неизменно отходил от него с светлым и бодрым настроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Царь Пётр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учреждённой бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. Несмотря на такое расположение к царю, святой Митрофан сохранил твёрдость, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошёл домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: " Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец " . В своём решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Пётр I обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святой Митрофан явился во дворец благодарить государя. В 1700 году в связи с образованием самостоятельной Азовской епархии титул архипастыря был изменён на " Воронежский и Елецкий " . Неизв. художник (нач. XIX в.). Портрет Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого. XIX век. Бумага, белила, акварель, гуашь. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» В своей келейной жизни епископ Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы употреблял на нужды епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалыми. Он писал в своем завещании: " А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной " .

http://drevo-info.ru/articles/4315.html

Особую страницу в его биографии занимают взаимоотношения с Петром I. Являясь единомышленником и духовным наставником императора, святитель старался содействовать полезным для Отечества преобразованиям молодого царя. Он не только одобрял постройку флота, предпринятую Петром в Воронеже, но и поддержал ее материально, жертвуя на это церковное имущество. Именно епископ Воронежский одобрил план возведения новой российской столицы на берегах Невы. В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец Петра из-за находившихся в нем языческих статуй. Разгневанный царь стал грозить ему смертью, и епископ Воронежский стал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемое для православного человека. Такое исповедничество устыдило Петра, и он убрал статуи. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой смерти. Преставился святитель Митрофан в 1703 году глубоким старцем. Он был погребен в Благовещен­ском соборе Воронежа с большими почестями. Царь Петр своими руками помогал нести гроб святителя. С 1820 года число почитателей молитвенной памяти ревнителя веры и благочестия особенно возросло, при соборе начали появляться записки о чудесах на его гробнице. По решению Синода 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами. В 2007 году Православная Церковь отпраздновала 175-летие прославления святителя Митрофана, епископа Воронеж­ского, в лике святых и обретения его святых мощей. Храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Саратове — единственный в Саратовской епархии, освященный во имя этого святого. Его настоятель отец Геннадий считает: то, что старинное храмовое здание сохранилось на столь востребованной с точки зрения рыночного использования земле в самом центре города до наших дней и вновь было возвращено Церкви — свидетельство помощи и покровительства самого святого Митрофана Воронежского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Почитателем святителя Митрофана был епископ Тихон Задонский (†1783; пам. 13 авг.). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. Позднее в Новгородской семинарии ему была дана фамилия Соколов. Детство Святителя проходило в большой бедности, но отрок отличался способностью к образованию, которое он получил первоначально в духовном училище, а затем – в семинарии в Великом Новгороде. В 1758 году он был недолгое время префектом семинарии. 13 мая 1761 года была совершена его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В тот же день Тверской епископ Афанасий (1758–1763), еще не зная о его хиротонии, помянул святителя Тихона на Херувимской песни епископом. Став Новгородским викарием, святитель Тихон прибыл в Великий Новгород, где провел свои ранние годы. Новый архипастырь по традиции был торжественно встречен духовенством с колокольным звоном. Среди встречающего духовенства были прежние товарищи иерарха по школе. Святитель Тихон вспоминал: «Вы на меня махали отопками, а теперь кадилами будете кадить» 1291 . Затем владыка Тихон управлял Воронежской кафедрой (с 1763 по 1767 г., то есть спустя 60 лет после кончины святителя Митрофана). Здесь он искореняет празднование Яриле, борется с расколом, преобразовывает Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, приглашает в нее преподавателей из Киева, Харькова. Однако из-за слабого здоровья святитель Тихон вскоре ушел на покой и с 1769 года пребывал на покое в Задонском Богородицком монастыре. Здесь вечерами и ночью Святитель слушал чтение Нового Завета или диктовал свои сочинения келейнику. В своих творениях он предстает перед нами как выдающийся богослов Русской Церкви. Будучи на Воронежской кафедре, он написал различные инструкции и наставления практического характера для духовенства епархии. Плодом его духовного опыта явились богословские труды: «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также «Об истинном христианстве». Наряду с ними в Задонске были написаны «Письма келейные», «Христианские наставления», «О истине евангельского учения» и множество духовных поучений в письмах к некоторым лицам по разным случаям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

2008. 1. С. 3–21; Духанина А. В.«Преложение грамотам»: отрывок из Жития Стефана Пермского в составе «Златой цепи»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2021. 4 (86). С. 131–153; Духанина А. В. Житие Стефана Пермского в составе печатного Пролога//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. 1 (75). С. 36–40; Духанина А. В., Карбасова Т. Б, Башнин Н. В.Агиографический сборник 70-х годов XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н. П. Лихачева. 161: история создания// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. 3. С. 143–169; Духанина А. В., Карбасова Т. Б, Башнин Н. В.Агиографический сборник 70-х годов XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н. П. Лихачева. 161 – «Толстый соборник» Кирилло-Белозерского монастыря// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. 4. С. 131–144. Глазьев В. Н. Епископ Митрофан Воронежский: к истории отношений светской и духовных властей в конце XVII — начале XVIII века//Церковь и ее деятели в истории России: сборник статей. Воронеж, 1993. С. 71–81; Святитель Митрофан Воронежский: К 300-летию памяти первого Воронежского епископа: Библиографический указатель/Сост. М. А. Прыткова. Воронеж, 2003. Маркелов А. Архиерейская дорожка: Материалы к жизнеописанию святителя Ионы (Баранова), архиепископа Вятского и Великопермского. Киров, 2005; Завойская Н. Е. Александр, епископ Вятский: Материалы к биографии. Вятка, 2008; Завойская Н. Е. К биографии вятского архиепископа Ионы//Вестник церковной истории. 2009. 3/4(15/16). С. 206–226; Дилигул Е. С., Поляков И. А.Келейный сборник тихвинского архимандрита Ионы (Баранова) как памятник монастырской книжности XVII в.//Гуманитарные науки в Сибири. 2019. Т. 26. 1. С. 40–44. Булатов В. Н. Архиепископ Афанасий Холмогорский: муж слова и разума. Архангельск, 2014. Мазуров А. Б. Епископы Коломны середины XIV — начала XV в.//Церковная археология. Вып. 4: Материалы 2-й Всероссийской церковно-археологической конференции. СПб., 1998. С. 185–189; Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в.//Московские епархиальные ведомости. 2012. 7/8. С. 148–159. Питерский С. Рязанские митрополиты и Рязанская митрополия//Рязанский богословский вестник.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

8 июня 1891 г. епископом Острогожским определен Алеутский и Аляскинский еп. Владимир (Соколовский-Автономов ; впосл. архиепископ). 16 сент. 1896 г. он возглавил епархиальный училищный совет, содействовал открытию церковноприходских школ. Архиерей заботился о благосостоянии Акатова мон-ря, в 1896 г. учредил при нем второклассную регентскую школу, к-рая готовила учителей для церковных школ и регентов для церковных хоров, а также организовал в обители хор, к-рый славился далеко за пределами Воронежа. 22 дек. 1896 г. еп. Владимир назначен на Оренбургскую кафедру. 24 мая 1897 г. викарий Литовской епархии епископ Брестский Иосиф (Соколов) определен епископом Острогожским. В Воронеж он прибыл 10 июля того же года. Архиерей состоял председателем епархиального училищного совета (с 17 июля 1897), председателем совета братства святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, председателем епархиального комитета ПМО, товарищем председателя местного отдела Имп. Палестинского православного общества (с 17 дек. 1898). 27 сент. 1897 г. освятил ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в здании исправительного арестантского отд-ния в Воронеже. Еп. Иосиф активно содействовал благоустройству Акатова мон-ря, на его средства под колокольней была построена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в ней впервые в Воронеже был устроен басменный (см. ст. Басма ) иконостас), но освятить церковь архиерей не успел. 31 янв. 1900 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; на его место определен находившийся на покое Екатеринбургский еп. Владимир (Шимкович ; впосл. митрополит). 25 февр. еп. Иосиф покинул Воронеж. Еп. Владимир прибыл в город в марте 1900 г. Помогая Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину ; с 6 мая 1902 архиепископ), он инспектировал сельские приходы и духовные учебные заведения, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и местного отд-ния ПМО. Как председатель епархиального училищного совета, много внимания уделял совершенствованию образования в церковноприходских школах. По настоянию еп. Владимира в Акатовом монастыре отремонтирована 2-этажная Алексиевско-Воскресенская (ныне Алексиевско-Владимирская) ц., организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; в 1911 г. он совместно с архиеп. Анастасием освятил после ремонта крестовую ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В мае 1913 г. Острогожский епископ возглавил чин погребения архиеп. Анастасия. Достигший почтенного возраста еп. Владимир высказывал желание до конца жизни оставаться в Воронеже.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010