Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский , выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. В него были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408-450) - два трактата с обличением ереси. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого , а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника – Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст , вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?» Свою бурную карьеру Кирилл начал диаконом при Феофиле и в этом качестве присутствовал на соборе «под дубом», осудившем, как мы помним, Златоуста. Позднее, уже будучи епископом, он непосредственно участвовал в знаменитой ссоре с представителем императора, префектом Египта Орестом. В общей смуте участвовали также и монахи, толпами пришедшие из пустыни на зов Кирилла. Во время уличных демонстраций один из монахов, Аммоний, был задавлен насмерть, и Кирилл немедленно объявил его мучеником. Историк Сократ по этому поводу замечает, что люди благоразумные отнеслись к энтузиазму Кирилла с неодобрением, правильно полагая, что Аммоний погиб не за веру, а исключительно по своей собственной глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Девятый день. Поучение 1-ое Святой Кирилл Александрийский. (Безмерное милосердие Божие должно побуждать нас не к беспечности, но к покаянию). И. Святой Кирилл, память коего ныне, родился в Александрии во второй половине IV века от богатых и знатных родителей. Под руководством своего дяди, архиепископа Феофила, он изучал священное писание, а светские науки проходил в знаменитой в древности александрийской школе. Живя в богатом и многолюдном городе, Кирилл не мог привыкнуть к городскому шуму, не любил развлечений и искал уединения. Он избрал местом своей пустынной жизни скит св. Макария, где провел пять лет в иноческих подвигах. Архиепископ Феофил вызвал его из пустыни в Александрию и сначала причислил к клиру, потом рукоположил в диакона. По смерти Феофила возник вопрос, кого избрать на епископскую кафедру. И народ и духовенство указывали на Кирилла, которого твердая вера, познания в священном писании и благочестивая жизнь резко выделяли из числа других желавших занять александрийский престол, и Кирилл был избран. Первым делом святителя была борьба с ересью «новациан». Новациане были последователями римского священника Новация. Они утверждали, что те, кто впал в тяжкий грех после крещения, особенно же отрекшиеся от веры во время гонений, если бы даже потом и раскаялись, должны быть на всегда отлучены от церкви. Новациане думали составить церковь из одних только совершенных и, будучи ослеплены гордостью, считали такими только себя. В знак своей мнимой святости они носили белыя одежды. «Не так думали истинные христиане, следуя учению и примеру Христа, они утверждали, что нет греха, который превышал бы милосердие Божие, и что впавшие в тяжкие грехи могут быть приняты в церковь , если искренно раскаятся». Святой Кирилл сначала действовал против новациан убеждением, затем принужден был изгнать их из Александрии. Еще более, чем новациане, возмущали спокойствие церкви египетские иудеи и язычники. Их было очень много в Александрии и они постоянно наносили христианам оскорбления. Кирилл изгнал и их, закрыв синагоги и языческие храмы. Удаляя из среды своей паствы врагов православия, святитель в то же время заботился и об утверждении александрийских христиан в истинах веры, действуя словом и писаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V век Святитель Кирилл Александрийский Первая половина V века была временем утверждения Христовой веры как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В эту непростую для христиан эпоху на исторической арене выдвинулись наиболее деятельные, образованные пастыри. Одним из них стал святитель Кирилл Александрийский . Он был племянником египетского архиепископа Феофила, однако воспитывался в строгости и непрестанных трудах. С детства будущий святитель изучал естественные науки, философию и Священное Писание. Когда Кирилл стал юношей, его дядя, архиепископ Феофил, сказал: «Итак, образование ты получил. Теперь же я хочу, чтобы ты познал суровость жизни египетских монахов. Отправляйся в пустынные горы, в скит святого Макария». В аскетических лишениях монастырской жизни юный Кирилл провел шесть трудных лет. Закалившись физически и духовно, он по приказу дяди вернулся в Александрию, где был рукоположен во диакона. А в 412 году, когда Кириллу было только 35 лет, архиепископ Феофил умер, и святой Кирилл был возведен на Александрийскую кафедру. Став архиепископом, святитель Кирилл с первого же дня столкнулся с противоречиями внутри Церкви. Один из священников, по имени Новациан, произвел раздор среди христианских пастырей. «Во время гонений на Православие многие отпали от Бога, отреклись от Христа и Его учения. А теперь, когда гонения кончились, эти люди хотят вернуться в лоно Церкви, просят простить их. Не бывать этому! Предателям нет прощения!» Так проповедовал Новациан. Он и его сторонники не пускали раскаявшихся отступников в храмы. Это разрушало единство Православной Александрийской Церкви. Святитель Кирилл правильно оценил опасную ситуацию и осудил позицию Новациана. Архиепископ говорил: «Многие отреклись от христианства под пытками, в тюремных казематах. Ведь далеко не все способны вынести лютые страдания. И мы по любви к ближнему должны простить их». Тем временем Новациан ввел и другие неразумные нововведения. Так, его единомышленники из числа священников не дозволяли христианам вступать во второй брак после смерти супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Восемнадцатый день. Святители Христовы Афанасий и Кирилл. (О средствах обличения заблуждающихся). I. К числу неустрашимых исповедников св. веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые. Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р. Хр., обличал сильнее других безбожного Ария, ложно учившего о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священного Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его – ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетняго правления паствою. Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианского исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал церковь Божию от других еретиков – несториан, ложно учивших, об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать церковь , то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршего престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разные клеветы и делать ему всевозможные оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриарх Кирилл 3 февраля 2012 г. 12:53 Служение Патриарха Кирилла с 21 по 29 января 21 января в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил М.Аббаса с присуждением ему премии Международного фонда единства православных народов. Говоря о ситуации, складывающейся сейчас в странах Ближнего Востока, Святейший Патриарх напомнил о вопиющих случаях притеснений, о гонениях на православных христиан в ряде стран и высоко оценил религиозный мир, сохраняющийся на земле Палестины, который поддерживается в том числе усилиями Главы Палестинской национальной администрации. Предстоятель Русской Церкви с удовлетворением отметил развитие паломничества православных людей из стран, где присутствует Русская Православная Церковь, в Святую землю. В ходе встречи отмечалось, что Московский Патриархат поддерживает братские отношения с Иерусалимским Патриархатом, в юрисдикцию которого входят православные Святой земли.         21 января в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил XII Ежегодную церемонию вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов (МФЕПН) «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» им. Патриарха Алексия II. Лауреатами премии МФЕПН за 2011 год стали Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и сербский спортсмен Новак Джокович.         22 января, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За богослужением молились многочисленные участники Рождественских чтений, прибывшие в Москву из епархий Русской Православной Церкви в России и за рубежом. По окончании Литургии Предстоятелей Александрийской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также всех собравшихся в храме приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем прозвучало слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. В дар Блаженнейшему Патриарху Феодору Святейший Патриарх Кирилл преподнес икону Спасителя с изображением Новоспасского ставропигиального монастыря, Блаженнейшему Митрополиту Христофору — образ Божией Матери с предстоящими святыми.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

9-е Святого Кирилла, архиепископа Александрийского Кирилл, родом Египтянин, племянник патриарха Александрийского Феофила, родился во второй половине IV столетия, получил замечательное образование, почерпнутое им преимущественно, как он сам говорит, из учения писаний древних учителей, причём ему хорошо были известны и языческие писатели’. Довольно долго жил он с иноками в Нитрийской пустыне – под руководством благочестивого старца Серапиона. Потом был вызван в Александрию дядей своим патриархом Феофилом, и поставлен им в диаконы; продолжал своё духовное образование под руководством дяди; был с ним в 404-м году на соборе, осудившем святого Златоуста (и, к сожалению, долго ещё оставался предубеждённым против этого святителя под влиянием враждебных отношений к нему Феофила 72 . Ещё при жизни Феофила Кирилл успел приобрести общее уважение безукоризненною строгостью своей жизни и прославился, как красноречивый проповедник; поэтому, по смерти Феофила, в 412 г. был избран преемником своего дяди на патриаршем престоле Александрийском и вскоре оказался одним из самых влиятельных деятелей своего века, в особенности в делах Востока. В это время Церковь страдала от различных ересей; великие испытания предстояли в борьбе с представителями этих разнообразных ересей, между которыми иные пользовались большой силой, опираясь на сочувствие к значительно распространённым лжеучениям. Кирилл выступил твёрдым и неуклонным до конца жизни борцом за православие. Первым делом его было изгнание из Александрии новатиан 73 , но так как они были значительно распространены в этом городе, то эта мера возбудила против Кирилла многочисленных врагов. Число их ещё увеличилось, когда он прибегнул и к другой крутой мере против Евреев, а именно – за произведённое ими в городе ночью смущение, среди которого они погубили множество христиан, Кирилл осудил иных на смерть, иных – на изгнание и конфискацию имущества. Этим восстановил он против себя и начальника города – Ореста, державшего сторону Иудеев, и он открыто стал действовать против патриарха; подал даже на него жалобу императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В.В. Новиков Христологические образы в ранней экзегезе святителя Кирилла Александрийского. Христос, предвозвещенный в Ветхом Завете Источник Скачать epub pdf 1. Некоторые особенности Кирилловой ветхозаветной экзегезы. Как известно, именно толкования на ветхозаветные книги составляют большинство в ранней экзегетике святителя Кирилла. В своих ветхозаветных толкованиях святитель Кирилл придерживается нескольких методов, соединяя аллегорический и прообразовательный методы с историческим. Так, в книге «О поклонении в духе и истине» он доказывает, что Моисеев Закон не отменен, но с пришествием Христа требует совершенно иного, духовного переосмысления. Соответственно, учит святитель Кирилл, христианин должен «во всех книгах Моисея» отыскивать прообразования, касающиеся тайны Христа. При этом ему следует учитывать, что прообраз не есть точное отображение грядущего. Ведь «Когда излагается образная речь, духовные созерцания, имеющие высший духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз Христа, тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить, с одной стороны, что здесь имеет значение для предположенной цели, и, с другой стороны, что полезно и необходимо и более всего послужит для назидания слушателей» 1 . Другими словами, иносказания Библии должны толковаться также и в нравственно-назидательном смысле. В комментариях на малых пророков святитель Кирилл Александрийсикй уделяет немало места историческим условиям написания каждой книги и их литературным особенностям. «Пророческое слово, – пишет он, – приличествовало и вполне соответствовало событиям и обстоятельствам известного времени». Нередко святитель Кирилл обращается и к еврейскому тексту для пояснений и уточнений. Он подчеркивает стилистическую неоднородность пророческих писаний, связывая ее не с условиями составления книг, а с зависимостью пророков от высшего вдохновения. «Обыкновенно все пророки очень быстро переменяют свои речи по внушению Святого Духа, так что от истории или чувственных, как бы перед глазами находящихся и совершающихся явлений, быстро возносятся к внутреннему, духовному и, наоборот, снова возвращаются... к чувственным явлениям» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010