Матерь Божия изображена как бы лишившейся Сына, во всем облике Божией Матери, в поднятых руках, еще как бы несущих Спасителя, неизъяснимая скорбь. В этом предзнаменовании материнского страдания Божией Матери, прореченного Симеоном. В движениях рук и всего стана Матери Божией предчувствие утраты Сына, утраты, которую понесла Матерь Божия, стоя при Кресте Заповедь посвящать Богу первенцев мужского пола была дана израильскому народу через Моисея после умерщвления Божиим Ангелом всех египетских первенцев (в результате чего фараон и разрешил израильтянам выйти из Египта) и до перехода через Чермное море. Характерно и обоснование данного действия: «Ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта» (Исх. 13:9). Посвящение первородного Богу было выражением признательности за Его благодеяния Более подробно об этом обряде говорится в книге Левит. Родив младенца мужского пола, мать на восьмой день должна была обрезать его, а в сороковой принести в Храм. Вместе с новорожденным родители должны были «принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику» (Лев. 12:1-7). Установленный Богом Словом закон был соблюден и Им Самим, принявшим человеческую плоть, чтобы этот закон не был нарушен. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что мы не должны соблазняться при мысли, что Христос исполняет закон, не должны почитать Его – свободного – за раба, но нам надо «более постигнуть домостроительства глубину». Как говорит свт. Григорий Палама, Христос не нуждался в очищении, поскольку оно в Ветхом Завете было установлено для рождавших и рождаемых, а Он был зачат бессемянно и рожден непорочно. Христос был принесен в Храм не из-за нужды в очищении, но «это было делом послушания». Подразумевается не только послушание закону Божию, но и совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама – Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность Божия заповедь звучала четко: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна» (Лев. 13:2). Эта заповедь одновременно является и пророчеством о воплощении Сына и Слова Божия, что ни один ребенок, даже первородный, не открывает ложесна матери. Святитель Афанасий Великий

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

О чужеродном кабальном иге, опутавшем Россию, настоятельно предупреждали Святые отцы – христианские подвижники. «Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке святитель Кирилл, патриарх Александрийский; «самые души иудеев есть жилища демонов», – утверждал святитель Иоанн Златоуст. В Евангелии от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос обличал сатанизм иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44); «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8: 47) . От общения с подобными безбожниками  предостерегал апостол Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14) В этой связи наиболее актуально звучат слова Лескова, который устами своего героя-правдолюбца Василия Богословского в повести «Овцебык» (1862) обращался к тем так называемым «благодетелям» народа, у которых слово расходится с делом: «А вижу я, что подло все занимаются этим делом. Всё на язычничестве выезжают, а на дело – никого. Нет, ты дело делай, а не бреши. эх, язычники! фарисеи проклятые! Таким разве поверят! Душу свою клади, да так, чтоб видели, какая у тебя душа, а не побрехеньками забавляй». Золотой фонд русской литературы востребован за рубежом, а в России упрятан на задворки. В то же время не один десяток лет с попустительства и дозволения правящего режима во всех регионах людей массово одурманивают, зомбируют, оглупляют душепагубной информацией, потоки которой извергаются словесными нечистотами из огромного количества продажных и подконтрольных СМИ, жёлтой прессы, бульварного массового чтива, «зомбоящика» и т.п. Былой атеизм коммунистов ныне сменился сатанизмом кланово-олигархического капитализма, который разделяет людей на страты,  прикрываясь фальшивым лозунгом о единстве и легендой о демократии. Политика «прозрачности» на деле обернулась «тайной беззакония» . На страждущую Россию накинута плотная завеса, под которой задыхается всё честное и свободное. Лукавство и ложь продажных, коррумпированных, бездарных чиновников возводятся в ранг обязательных правил поведения с народом, а подчас принимают формы нормативных правовых актов, которые наскоро стряпают фарисействующие «законники разноглагольного закона» (по точному выражению Лескова), вместо того, чтобы свято исполнять законы Христа, «Который дал нам глаголы вечной жизни» . Господь в праведном гневе обличает и предостерегает угнетателей народа, не обременяющих самих себя теми путами и ограничениями, которые эти горе-законники накладывают на других: « Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы  – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.  и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11: 42–46) .

http://radonezh.ru/2021/04/27/literaturn...

Особое внимание святитель Кирилл Александрийский уделял также прообразовательному значению ветхозаветных жертв. Так, вслед за святым Иустином Философом , он говорит: «Остающиеся части тела жертвы сжигаются вне стана, ибо пострадал вне врат Христос ( Евр. 13:12 )... В жертвенном овне совершенном изображается Христос совершенный, имеющий святую жизнь... Затем то, что Он свят и священ весь, не имеет скверны и нечистоты, на это весьма ясно указывает омовение внутренностей жертвенного овна» 259 . Заклание жертвенного агнца вечером предызображало страдания Христовы, ибо, когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородное Слово Божие соделалось Человеком и претерпело заклание за всех 260 . Даже фимиам, приносимый в скинии, «был составной, потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, – впрочем, из обоих один, Сын и Христос» 261 . Седьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 32: 30 – 33:11) Повествование об этом восхождении предваряется рассказом об истреблении участвовавших в служении золотому тельцу. При седьмом восхождении на Синай Моисей умоляет Бога помиловать его народ. Уясняя нравоучительный смысл данного отрывка, святитель Димитрий Ростовский говорит: «Молитвою Моисей удержал крепчайшую руку Господню, уже поднявшую меч и приготовившую стрелы и громы для избиения отступников. Бог хотел поразить – и не мог. Поэтому-то Господь и просил Моисея, чтобы он перестал молиться, говоря: оставь Меня, то есть пусти, не держи Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Вот видите: молитва так сильна, что связывает и укрощает даже гнев Всесильного, удерживает руки, поднятые для отмщения, и, как щитом, укрывает от гнева Божия» 262 . Тогда же Господь обещает послать впереди народа Ангела – Своего Единородного Сына 2 . После чего Моисей сооружает скинию собрания, где поучает народ. Восьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 33:12 – 23) При этом восхождении Моисей просит Бога Самому идти впереди народа и показать ему Свою славу. «И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою славу Мою... сколько в состоянии видеть очи твои... и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею ( Исх. 33:19 ), то есть не весь народ и не весь сонм. Лица Моего не можно тебе увидеть ( Исх. 33:20 ), потому что человек, увидев лице Мое, не может уже оставаться в сей жизни. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы ( Исх. 33:22 ). Расселиною камня именуется сонм сынов Церкви, которым дан духовный закон. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади ( Исх. 33:23 ). Этим иносказательно предвозвещается, что Церкви дано будет рукоположение священства. Ты увидишь Меня сзади – здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божественному естеству Своему невидим» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что ложные знамения и чудеса будут « действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его ». И это напоминает прельщение нашей праматери Евы, о которой сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Святитель Игнатий, также писал о прельщениях последнего времени: « Не сообразят человеки, что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта ». А разве эффект и стремление к нему не являются стимулом деятельности современных людей? Конечно, ДА! И мы должны пробудить в сознании собственном, и особенно сознании подрастающего поколения подлинные духовные краски, которые являет нам православная икона, своею бесстрастностью открывающая для нас подлинные, а не искусственные красоты духовного мира. И если чудеса антихриста и его слуг, как мы прочитали у Брянчанинова, « не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения », то любое чудо веры, а подлинное чудо всегда есть чудо веры, напротив, предлагает нам и цель и направление для исполнения воли Создателя в этой нашей земной жизни; которая и дана нам для того, чтобы мы, отвергнув ложь дьявола, его прельщение и обман, обрели истинный смысл бытия в Боге и с Богом. Святой Кирилл Александрийский пишет: « Если кто в той утвержденной на Вселенских Соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки ». Согласно с ним, и преподобный старец Паисий Величковский наставляет нас: « Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от Истинной Православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех Апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по Евангельским и отеческим заповедям ». Также и святой Киприан Карфагенский учит и наставляет нас: « Большое, конечно, дело, и достойное удивления – пророчествовать, изгонять бесов и производить великие чудеса на земле; но совершающий все это не достигнет Царства Небесного, если не будет идти прямым и истинным путем ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Толпа идёт избитою тропой; Рабы довольны, если сыты, Но нам даны иные аппетиты… О Господи! Удвой желудок мой! Утрой гортань! Учетвери мой разум! Дай ножницы такие изобресть, Чтоб целый мир остричь вплотную разом (4, 247) Здесь и «жиды-банкиры» (4, 245), исполняющие свою «Еврейскую мелодию». В ней подаются «толковые советы», как избежать ответственности, проворовавшемуся грабителю государственной казны: Денежки есть – нет беды, Денежки есть – нет опасности (Так говорили жиды, Слог я исправил для ясности). Вытрите слёзы свои, Преодолейте истерику. Вы нам продайте паи, Деньги пошлите в Америку. Вы рассчитайте людей, Вы распустите по городу Слух о болезни своей, Выкрасьте голову, бороду, Брови… Оденьтесь тепло. Вы до Кронштадта на катере, Вы на корабль… под крыло К на сей финансовой матери. Денежки – добрый товар, – Вы поселяйтесь на жительство, Где не достанет правительство, И поживайте как – царрр!.. (4, 245) О чужеродном кабальном иге, опутавшем Россию, настоятельно предупреждали Святые отцы – христианские подвижники. «Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке святитель Кирилл, патриарх Александрийский; «самые души иудеев есть жилища демонов», – утверждал святитель Иоанн Златоуст. В Евангелии от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос обличал сатанизм иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44); «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8: 47) . От общения с подобными безбожниками предостерегал апостол Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14) Современник Некрасова, великий русский писатель Николай Семёнович Лесков в романе «На ножах» разоблачил один из распространённых способов многовековой массовой мимикрии противников Христа, подобных еврею Тихону Кишенскому – экс-нигилисту, жадному и хитрому ростовщику, мошеннику, продажному журналисту, вероломному интригану, шпиону, «полицианту», подлецу и предателю – словом, «деятелю на все руки». Таким, как он, «нужен столбовой дворянин», в том числе и для того, чтобы под прикрытием славянских, особенно знатных, фамилий пробираться на руководящие должности, занимать ключевые посты в государственных, коммерческих, религиозных, общественных учреждениях России с целью кабалить, разлагать и уничтожать коренное население страны, глумясь над его христианскими идеалами и православной верой; маскируясь русскими именованиями и вывесками; снаружи рядясь в овечьи шкуры, будучи изнутри волками; фарисейски прикрываясь благими целями доброделания, безбожно обогащаться, получать свои барыши, выгоды, прибыли и сверхприбыли, служить не Богу, а мамоне.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Я неслучайно привел здесь эти две цитаты, ибо их прямо можно использовать по отношению к ветхозаветным храмовым священникам, хотя здесь апостол Павел ведет речь о новозаветном священстве. Дело в том (мы уже однажды касались этого вопроса), что священники Храма совершенно оставили обучение народа и занимались только совершением треб и сбором пожертвований. Причем пожертвования иногда отбирались силою, и это считалось в порядке вещей. Левиты, которые не были храмовыми священниками, как крепостные крестьяне, работали на архиереев и старцев, и только фарисеи и книжники выполняли функцию преподавателей Торы (Пятикнижия Моисея), но их проповеди были перенасыщены народными сказками, нелепыми примерами и неправильными цитатами. Именно о таковых апостол писал, что надо веровать, «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» ( Тит.1:14 ). Но апостол Петр уже сказал «да» от имени своего Учителя, и с этим надо что-то делать. Далее мы читаем, как Сын Божий говорит апостолу Петру: Мф.17:27 . «но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Святые Отцы по-разному видят смысл этого стиха – в основном прославление Христа как Царя и земли, и моря. Святитель Иоанн Златоуст настаивает на том, что Господь как Творец Неба и земли свободен от всякой подати, но как Человек не возражает, перепоручая это дело Петру; святитель Кирилл Александрийский учит, что мы подобны рыбе, выловленной апостолами, и во рту у этой рыбы – Царская Монета Христос, Который оплатил наши долги и за душу, и за тело; Ориген настаивал на том, что, поскольку Иисус Христос есть образ Бога невидимого, а не образ человеческого видимого кесаря, изображенного на монете, то Он (Христос) извлекает монету из моря не Своими руками а руками апостола Петра, коль скоро тот дал на это поспешное и необдуманное согласие. Как мы видим, истолкования по данному вопросу различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(102) «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вы. Возьмите иго Мое на себя» 177 . Если не Бог поистине Еммануил, то каким образом Он налагает на нас Свое иго? Ведь всё служит Богу, а игом назван и закон. Но Христос налагает на нас собственное иго и подчиняет Самому Себе, хотя все приводит к Отцу. Стало быть, Он есть Бог, так что подобает, чтобы Ему все было подвластно, [согласно тому, что сказано Богу: «Все служит Тебе» 178 ]. (103) «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» 179 . Если нарушающие субботу священники невиновны, поскольку приносят служение Богу, то каким образом служение Христу считается большим того, что совершается в храме? Но очевидно, что те по закону служили тени и образу небесного, а божественные ученики, предавшись Христу и совершая Ему служение, и славу имели. И если служение Христу лучше служения по закону, то как можно Его не считать истинным Богом? (104) «И если Я Веельзевулом 180 изгоняю бесов, говорит Он, то сыновья ваши кем 181 изгоняют? Посему они будут вам судьями» 182 . Если ученики именем Христа исцеляли бесноватых, [ведь они восклицали: «Во имя Иисуса Христа Назорея» 183 ,] то как можно не считать Его истинным Богом? Ведь для того чтобы одолеть сатану, не могла быть достаточной слава и сила человека. (105) «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века 184 : пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную» 185 . О Боге написано: «Благословите Господа, все Ангелы Его» 186 . Ведь не ангелу принадлежит ангел, но все – Божие. Каким тогда образом Он говорит о Сыне Человеческом, что Тот пошлет ангелов Своих? Стало быть, Он – Бог, поскольку Своими собственными имеет ангелов и принимает служение от высших духов. (106) Христос спросил: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» 187 Петр же, как сообщается, «отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» 188 . Если Христос – простой человек, то чем вызвал восхищение Петр, исповедавший Его? Почему он научен Богом или в каком просвещении свыше нуждался, чтобы познать относящуюся к Нему тайну? Но он познал, что Христос – Бог, и исповедал Его Сыном Бога Живого, потому и заслужил восхищение. Только он говорит об одном Сыне, а не о двух Сынах. Следовательно, разграничивать Его надвое нечестиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(10:26) Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. 3. (Q) Начало охотного послушания – дружеская близость, ведь вера сближает нас с Богом, и такое сближение делает нас мудрыми, но эти вот мудрецы не принимают уроков, приносящих пользу для спасения. Называя же их чужими, Он указывает, что Его овцами были и те, которым предстояло уверовать из числа язычников, и Он угрожает им переселением к язычникам, чтобы пусть даже с помощью угрозы страхом принудить их мыслить должное. (10:29) Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. 4. (Q) Давая то, что Он имел как Бог по природе, как человек принимая и возводя к собственной славе, Сам от Себя (φ’ αυτο) направляясь и к этому. (10:31–32) Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 48 5. (Q) Ибо если бы не удостоверяли эти дела Мои слова, которыми я говорил о Себе, что равен Отцу, то вы могли без замедления вознегодовать на Меня за то, что Я назвал Себя Богом по природе, если бы все Мои дела не показывали Меня Богом по природе. Ведь если бы Я богохульствовал, – говорит Он, – назвав Себя Богом, то вам естественно было бы думать, что теми делами, какие Я сделал, Я ещё в большей степени показываюсь Богом, и именно за это вы ищете Меня убить. (10:36) Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? 6. (V) Единородный является освятителем и всего остального, что по участию в освящении восходит к святости. А об освящении чего-либо в Священном Писании говорится по-разному. Итак, Он освящён, то есть предназначен к посланию в мир с тем, чтобы спасти живущих в нём, или понимай под освящением чего-то отделение для жертвы. Ведь один умер за всех 49 по благоволению Бога и Отца. Или (говорится, что Он освящён) из-за того, что Он сделал Свой храм святым. Ведь Его плоть не была свята по собственной природе, но она освятилась, получив святость соединившегося с ней Слова, так что я думаю, Он и по этой причине так сказал 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(10:37–38) Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём. 7. (Q) Говорит это также против ариан, и что это не сходно с тем, что говорилось ученикам. Ведь Господь, сказав им: Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви 51 , объясняет этим, что пребудет в любви Христовой тот, кто исполняет Его заповеди. Это не возводит к единосущию с Сыном учеников, которые могли оказаться и вне (Его любви), если бы не желали более исполнять Его заповеди, пусть даже Сын непреложно делает угодное Отцу как Бог по природе, хотя и говорит это как человек для нашей пользы, чтобы мы подражали Ему насколько возможно. Поэтому «желать» или «не желать» мы усматриваем не в сущностях и не в понятии природы, но в преднамеренном выборе (προαρεσις), какой был у учеников, но не у Сына. Ведь мы усматриваем, что Сын – единосущен Отцу из тех природных благ, что есть у Него, а не из того, что бывает или отсутствует в нас. (10:39) Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их. 8. (Q) Евангелист рассказывает и о жестокости иудеев, которые в ответ на столь благие речи не умягчились, но искали схватить Его и убить, и о силе Спасителя. Будучи Богом по природе, Он убежал от исступленных врагов, хотя и находился прямо в руках их. Сказал же об этом евангелист как бы в удивлении, показывая этим, что Тот, Кто, находясь посреди ищущих Его крови, легко ускользает без всякой опасности, не мог никогда быть схвачен иначе, как только добровольно. (11:1) Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, (где жили) Мария и Марфа, сестра ее. 9. (Q) Итак, вследствие любви этих жен достоин был и брат их того, чтобы любил его Христос, так как и его Он любил очень сильно 52 . ( Ин. 11:11–12 ) Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. 10. (V) Разве не нелепо было им верить, что Он приходит туда ради того, чтобы разбудить его? Поэтому они и говорили: если уснул, то выздоровеет. Они полагали, что Он не говорит ни о сне, ни о смерти, но думали, что говорит Он какую-то загадку, потому что пройди Он пять и десять стадий 53 54 , Он бы не мог успеть разбудить Лазаря 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(110) «И первосвященник, говорит евангелист, сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» 198 . Каким образом Сын Человеческий сидит одесную силы? Но очевидно, что хотя и стало Сыном Человеческим Слово от Бога, Оно не прекратило быть Богом, но есть то, чем Оно было. Потому Оно и восседает вместе с Тем, Кто родил Его и видно, что Оно выделяется достоинствами Божества, хотя и стало плотью. (111) «Иисус же 199 , возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» 200 . Если Христос был обычным человеком, то почему, когда Он умер, такое было смятение в стихиях? Ведь солнце скрыло лучи, и днем сделалась тьма, земля же, видя своего Владыку, поносимого иудеями, расселась, и ад выпустил души святых. Кто сотворил это? Не Бог ли? Ведь Он был Богом во плоти, Которому даже творение некоторым образом сострадало, когда Его оскорбляли. Из Евангелия от Иоанна (112) «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» 201 . О Боге написано: «Кто создал особо сердца их» 202 . И Сам Он говорит: «Может ли от Меня что утаиться?» 203 Если же Христос знает все и видит то, что в человеке, то как может не быть Богом Он, испытующий сердца и утробы? 204 (113) «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» 205 . Ты слышишь, как Он говорит, что спасение от Иудеев? Но мы определили Спасителем Бога, ибо спас нас не ходатай, ни Ангел, но Сам Господь 206 , по Писанию. Дело в том, что Он, родившись по плоти от иудеев, наименован Христом Иисусом, а «Иисус» толкуется как «спасение». Стало быть, Он является этим «спасением от Иудеев», так что хотя и стало плотью Слово, и приняло от семени Авраама, даже с плотью Он – Бог 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010