(67) «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?» 104 Если закон, данный через Моисея, хотя это был Божий закон, притом возвещенный через ангелов, не подавал Святого Духа и никому не доставлял способности совершать чудеса, но то и другое мы приобретаем через веру во Христа, то каким образом эта вера не лучше древнего закона? И если Он просто был человеком, таким как мы, то каким образом вера в Него упразднила Божественный закон? И если мы через веру находимся в лучшем состоянии, нежели жившие в те времена, когда был закон, то каким образом Христос – не Бог? (68) «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под (руководством) детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 105 . Если закон был детоводителем, возводя не к другому кому, как только ко Христу, будучи, однако, учителем истинного богопознания, то каким образом Христос – не Бог? И если закон упраздняется через веру в Него и Ему передает завершение детоводительства, поскольку Он возводит детоводимых к высшему благу, а конечное благо не может быть ничем иным, кроме познания истинного боговедения, то как можно сомневаться, что Он – Бог? Крестясь же в Отца, и Сына, и Святого Духа 106 , каким образом мы крестились во Христа, если Он не есть истинный Сын, хотя один есть истинный Сын по природе? Но мы действительно крестились в Него, стало быть, Он – Бог как единый Сын и единый Господь, поскольку по домостроительному единению Слово стало плотью. (69) «Но тогда, не знав Бога, вы служили (богам), которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам?» 107 Если мы познали Бога, исповедуя Христа, и, получив познание от Него, говорим, что получили познание от Бога, то каким образом Христос – не Бог?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

6. Кир был рожден от матери Манданы, дочери Астиага, правителя мидян, а от отца Камбиза, перса родом, но очень кроткого нравом. Отсюда некоторые из древнейших называли Кира мулом и инородным, по причине, как я думаю, различия отца и матери его по роду: ибо персы – иной народ, нежели мидяне. Нечто таковое же ты можешь видеть и в отношении ко Христу. Со стороны матери он был по плоти от Святой Девы, бывшей подобною нам и человеком по природе; Отца же имел отнюдь не подобного нам, но, так сказать, инородного совсем, превышающего природу и превосходящего все произведенное. Поэтому Он и говорил иудеям, думавшим, что Он подобен нам и соделался таким, каковы мы: «вы от нижних, Я от вышних» ( Ин. 8, 23 ). И Кир обладал бесчисленным множеством народов, и всякий город принимал его. Получил он и сокровища темные, сокровенные, невидимые и избавил Израиль от долгого рабства. Еммануил также царствовал над поднебесного, и всякий город принимает Его, как всяческих Спасителя и Искупителя; освобождает Он также от рабства и корыстолюбия диавольского весь род, который терпел от диавола насилие и принуждаем быть действовать по его повелению. Сошедши же во ад, опустошил сокровища темные, сокровенные, невидимые. «Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил» ( Пс. 106, 16 ; ср.: Ис. 45, 2 ); говорил «узникам: и тем, которые во тьме: ( Ис. 49, 9 ). Посему и древле говорил Иову, терпеливейшему и непобедимому борцу: «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» ( Иов. 38, 16–17 .) Мы будем читать это как поставленное в вопросах, причем речь наша будет показывать дела Христа, совершенные Им в самих тайниках ада: ибо для того Христос и умер и ожил, чтобы и мертвыми и живыми обладать. Затем Кир в древности, дав деньги, повелел воссоздать храм в Иерусалиме. Еммануил же основал Церковь , истинно святой и славнейший град, ниспровергнув совсем, как бы некоторый Вавилон, надменное и дерзостное идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

6 Согласно святому Кириллу Александрийскому , «данную нам через Спасителя евангельскую благодать, противопоставлять благодати законной, данной через Моисея пророка» (PG 73, 173). Изъясняя этот стих, Ориген говорит: «Поскольку Спаситель пришёл не для того, чтобы покарать грешников, но дать отпущение совершившим грех и положить конец лжеучению и познанию подобий истины, Сам её являя, а лучше сказать, Сам являясь Истиной, то само собой разумеется, что узревшие Его узрели полноту благодати и истины. Ведь если одному была явлена благодать, а другому нет, то не было полноты благодати, как если бы что-то одно Он вывел из тьмы, а другое нет, то не было бы полноты истины» ( Τρεμηλα П. " Yπμνημα ες τν ωννην. A­ θναι, 1954. Σ. 61). 7 Маркиониты – древняя гностическая секта, получившая название по имени Маркиона (II в), признающая существование двух богов: справедливого, но сурового и другого – милосердного. Маркиониты не признавали истинности Нового Завета, признавали лишь Евангелие от Луки и десять посланий ап. Павла, исключая из них те места, которые противоречат учению Маркиона. Они совершенно отвергали также церковное предание. 11 Παπαπτρον Κ. A­ ποκλυψις το Θεο κα γνσις ατο, κατ τ πμνημα το Κυρλλου Αλεξανδρεας ες τ κατ ωννην Εαγγλιον. A­ θναι, 1969. Σ. 25. 12 «По несравненному умоповреждению и чрезмерному безумию думали некоторые, что, погрешая против Сына и противодействуя словам Спасителя, они благоугождают Богу, дарователю закона, и, стараясь всегда давать перевес Моисеевым заповедям, окажутся какими-то подлинными блюстителями любви к Богу» (PG 74, 413 А; цит. по: Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Кн. 3. С. 652). 17 См.: Τρεμπλα, П. Yπμνημα ες τς πιστολς. В». Αθναι, 1956. Σ. 45. Там же см. толкование Феодорита: «Закон восполнил нужду в наставнике и, научив богопознанию, освободил от прежнего безбожия: подобно тому, как к некому мудрому учителю он приводит ко Владыке Христу». 18 См. также: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу... потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим. 8, 3–4; 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

(74) О похвалах в законе он говорит: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа нашего 115 : для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» 116 . Почему тщета и сор в законе? И какое же превосходство познания Иисуса Христа? Притом что закон, данный чрез Моисея, возвещал древним Бога по природе и истинного, а тайноводцы Нового Завета возвестили миру Христа. Но если Он действительно такой, как мы, человек, то есть обыкновенный, не единый по ипостаси, я имею в виду, со Словом Божиим, и веруют, что Он – Бог, то каким образом вера в Него превзойдет веру законную? Из Послания к Колоссянам (75) «Ныне радуюсь, говорит он, в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь , которой сделался я служителем по Домостроительству Божию, вверенному мне для вас, (чтобы) исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем» 117 . Почему тайна сокрыта, или почему вообще это слово – Божие, и какое богатство славы присуще Ему, если Христос – обыкновенный человек, такой, как мы? Ведь не велика и не заслуживает упоминания тайна, если мы приступаем ко Христу не как к Богу и не разумеем, что Слово, будучи Богом в равенстве и образе Отца, низвело Себя до истощания 118 , став человеком и оставшись тем, чем было. Ибо так эта тайна мыслится богатой и заслуживающей великой славы. (76) «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере» 119 . Но как мы приняли Христа, этому научит премудрый Иоанн, говоря: «И Слово стало плотью» 120 . Однако Оно не прекратило быть Словом, хотя и стало плотью, ибо даже так Оно восседает с собственным Отцом, и Распятый именуется Господом славы 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(77) «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» 122 . Если Христос – не Бог, а человек, почтенный Божественной благодатью, то тайна о Нем не имеет ничего глубокого. Тогда в какой двери он нуждался, чтобы явить ее и возвещать ее как должно? Ведь нет ничего великого или трудного говорить о человеке, что он – человек по природе. Но если проповедуется, что Слово от Бога стало человеком, то непременно будет нужда в Боге, Который отверзает дверь и учит возвещать тайну надлежащим образом. Из Послания к Евреям (78) «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» 123 . Слово от Бога Отца наименовано Единородным по природе, поскольку Оно единственное родилось от единственного Отца, Оно названо и Первородным, поскольку вошло во вселенную, став человеком и частью ее. Но и так Ему поклоняются святые ангелы, хотя только Богу приписывается и подобает то, что Ему надлежит поклоняться. Тогда каким образом не Бог – Христос, Который и на небе принимает поклонение? (79) «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты Твоей 124 . Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» 125 . Если Он – Творец ангелов, имеющий престол в век века, Который возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и о Нем говорится, что по этой причине Он получил помазание от Бога Отца елеем радости, тогда что же мы скажем, приступая к размышлениям о Нем? А именно, если Он творит ангелами Своими духов и имеет престол Божества, каким тогда образом Он помазывается елеем радости? Очевидно, Он созидает ангелов как Бог, а помазывается как человек, так как помазание относится не к природе Божества, но к искусству Домостроительства 126 . Стало быть, Христос – Бог и человек, Бог по природе, и Он же – человек, такой, как мы, по Домостроительству, когда родился от жены по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(7, 14) Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон) (V, B) Он повсюду показывает небезопасность стремления пребывать под законом и увещает, чтобы, напротив, добивались и всем помышлением жаждали благодати через веру, то есть оправдания во Христе, с Которым и погребены, утверждает он, крестившиеся, дабы, умерев для греха, ожить для Бога в праведности. Поэтому он и говорит: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не подзаконом, но под благодатью»( Рим.6, 12–14 ). Так заметь же, как он приказывал оставлять тень закона и прибегать лучше к благодати во Христе. Тем не менее духоносный муж не остался в неведении, что некоторые непременно скажут или начнут рассуждать, что отцы, стало быть, уклонились от правого пути и от жизни, ни в чем не помог им закон и пропала слава их жительства. Ведь если стремление находиться под законом неуместно, но такова была цель жизни древних, то разве не истинным будет сказанное, что они уклонились от надлежащего? Поэтому вступает в борьбу он, имеющий в себе Христа (ср. 2Кор.13, 3 ), и, с одной стороны, искусно принимает вид, будто желает говорить заодно с теми, которые провели жизнь под законом. Но, с другой стороны, он разными способами обращает к мысли, что раз обстоятельства времени призывают к вере, то не должно усиленно стремиться пребывать в древних обычаях. Потому-то он и говорит: «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над еловеком, пока он жив?»( Рим.7, 1 ). Это общее определение относится и ко всякому закону, и к тем, которые под законом. Ведь хотя всем, подчинённым скипетрам царей, законы определяют и то, что нужно делать, и то, чего не нужно, но силу они имеют только у тех, которые ещё живы. А если уж кто из подзаконных освобождается от жизни в теле, вместе с этой жизнью он совлёк с себя и власть законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(7, 16) Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр (V, B, A) Он снова обращает точность умозрения на природу тела и рассматривает силу природно присущих ему болезней. Ведь стремления, уводящие ко всякой, какая только может быть, страсти, и обвинения в сластолюбивой жизни своим источником имеют плоть. И именно в этом удостоверяет нас ученик Спасителя, говоря: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» ( Иак.4, 1 ). (7, 18–20) Потому что желание добра прилежит мне 80 , но чтобы сделать оное, этого нет 81 (V, B, A) " Потому что желание добра прилежит мне»,– говорит он, – «но чтобы сделать оное, этого нет»и прочее. Для наглядного обнаружения того, что плоть сама в себе мучительно рождает грех, он мудро признаёт, что хотя нам прилежит благое, но ещё нет возможности исполнить его, ведь плоть принуждает ум к невольному отступлению, даже если он этого не хочет. Следовательно, что касается того, что угодно уму, он был бы вне греха, но поскольку он претерпевает неизбежное насилие, вину за это естественно было бы возлагать уже не на него, но на то, что чинит насилие. Поэтому-то он и говорит: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (A) Но можно сказать: «А если какие-нибудь нечестивые варвары, разорив город или страну и угнав потом кого-нибудь из захваченных жителей, наложат на них иго рабства, а претерпевшие это в силу неизбежного пленения подчинятся законам властвующих над ними? Неужели они будут достойны порицания и осуждения за то, что они не оказываются выше принуждения и не стараются исполнять приятное им самим, не обращая внимания на власть притеснителей?» Однако я полагаю, что никто по справедливости не станет порицать их, ведь у находящихся в рабстве нет возможности освободиться и, как я сказал, они уступают невольному стечению обстоятельств. Хотя они и терзаются оттого, что лишены свободы, но, принудительно уступив тем, кто их сильнее, они находятся в рабстве, даже не желая этого. А если это действительно недалеко от справедливого суждения, пусть человеческий ум освободится от обвинения за немощи плоти. Но от него зависело, скажут, даже не принимать того, что он делает, ведь он сам имеет бразды пожеланий, поэтому пусть он будет и выше насилия, и неподвластен грехам. Если же непереносима и неблагосклонна природа плоти, противопоставляющая уму неукротимую похоть, и бессилен помочь закон, ведь он не обладает возможностью умерщвлять грехи, то не сможет никто по справедливости обвинить его за то, что ум не поступает лучшим образом, допустив постыдное, пусть даже есть у него бразды наших пожеланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(7, 25–8, 1) Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию – закону греха. Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. (V, B, A) Пространное вышло рассуждение у него, ведь он тонко разби- рает всё то, что есть в нас, и те проявления насилия, которые обычно претерпевает помышление человека, когда сталкивается со злом. Он утверждал, что хотя временами ум тех, которые более добродетельны, скорбит под тиранией страстей, пребывает в крайнем смятении и стыдится немощей, однако никак не может снять с себя бремя невольного греха, поскольку тяжко нападает на него похоть. Поэтому он и не имеет сил оказать сопротивление, совсем никакой помощи не получая в этом посредством закона. Стало быть, истину говорит божественный Павел, если утверждает, что умом своим он служит закону Божию, а плотию закону греха.И это, полагаю, есть то, о чём он сказал: «Желание добра прилежит мне, но чтобы сделать оное, этого нет»( Рим.7, 18 ). Итак, хотя прежде, как я сказал, была в нас возможность, что касается ума и воли в нём, предпочесть служение закону, но плоть принуждала ко греху, противопоставляя как бы собственную волю. Следовательно, было осуждениетем, которые желали исполнять благое, но ещё не были способны на это ввиду тирании страстей. Однако во Христе прекратилось осуждение, то есть насилие плотских движений 83 . (8, 2) Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе (V, B, A) Для точного выявления смысла этих слов, думаю я, необходимо сказать следующее, а именно: как законом греха и смерти он называет плотские помышления, увлекающие нас ко всякому виду порочности, так и законом духа жизни– волю духовную, то есть склонение мыслей к благу; но если «сеющий в плоть от плоти пожнет тление,то сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную»( Гал.6, 8 ). Следовательно, хотя закон духа жизни,то есть воля ума, влекущая к жизни, был в нас и прежде, ведь умом мы служили закону Божьему (ср. Рим.7, 25 ), но он захворал неспособностью к сопротивлению 84 и, уступая плотским вожделениям, осуждался законом. После же того как он отбросил эту болезнь, он окреп благодаря Христу, ведь через Него мы были запечатлены Святым Духом и облеклись силой свыше( Лк.24, 49 ). Тем самым мы получили искупление и уже не находимся под игом зла, но призваны, как я сказал, к свободному достоинству. Поэтому закон духа жизни,то есть воля ума, склонившийся к благим делам и влекущий к жизни, когда он обогатился благодатью через Христа и освободился от древней немощи, презрев тогда бывшее, проистекавшее от греха зло и одолев закон плоти, освободил меня,говорит апостол. При этом не сам он дал мне свободу, но, скорее, стал ходатаем свободы, подаваемой через Христа. Но как бывшие под законом греха со всей неизбежностью связывались тенетами смерти, так и оказавшиеся вне его и освободившиеся через Христа должны уже, в свою очередь, быть вне смерти, усматриваться превосходящими тление и жить в освящении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

7. Заслуживает, я думаю, тщательного и тонкого исследования также то, кого должно разуметь под вошедшими с Ноем ковчег и получившими спасение чрез веру и воду. Написано, что «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег» ( Быт. 7,7 ). Вместе с ними ввел он туда и из всех животных и пернатых, чистых по семи, а нечистых по два. Так угодно было постановить Богу. Имена сынам его были: Сим, Хам, Иафет. Сим значит «растение и совершенный», Хам – «теплота», а Иафет – «широта». ибо спасены во Христе чрез веру мы, из несовершенного как бы жительства по закону, наподобие некоторых нежных веток, пересаженные на совершенство евангельского наставления. Посему и божественный Давид порицал народ Иудейский, не принимавший оправдания во Христе, говоря: «ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный» ( Пс. 51, 5–6 ): ибо они неудержимо злословили Сына. " За то..., – говорит он же, – Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых» ( Пс.51, 7 ). О возлюбивших же оправдание и жизнь во Христе: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» ( Пс. 91, 14 ). А что не без Божественного и мысленного огня и не без теплоты Духа произвел в нас Еммануил посылаемую от Него благодать, в этом удостоверит нас и божественный Павел, желающий, чтобы призванные к освящению являлись «духом пламенейте» ( Рим. 12, 11 ). Отнюдь не менее того утверждает нас и мудрый Иоанн, говоря: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3, 11 ). Ибо охладела любовь иудеев по той причине, что умножилось беззаконие их, как написано ( Пс. 15, 4 ). Очень теплы к тому же и мы. Посему говорим: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8, 35 .) Итак, очень ясным образом горящих духом может служить Хам, имя которого значит теплота.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

7. Ты слышал, что, достигши возраста, Моисей вышел к братиям своим. И истинен божественный Павел, который пишет: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4,4 ). Необходимо рассмотреть, какой благопристойно разуметь образ посольства, открываемого здесь Апостолом, или, что то же, сбывшегося. Не согласимся ли с тем, что рождшееся от Бога Отца Слово стало подобно нам, то есть соделалось человеком, некоторым образом вышло из Себя, стало вне боголепной славы, если истинно то, что Христос «будучи богат, обнищал» ( 2Кор. 8, 9 ) и «уничижил Себя» ( Флп. 2, 7 )? Потому-то и по совершении домостроительства спасения, когда Он имел уже возвратиться к Отцу, чтобы воссесть одесную Его и воссесть превыше всякого трона, то и тогда говорил: «прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ). Что же Господь неба и земли, как Бог , по естеству имеющий власть над всем, не мог разве выйти из Себя, явившись в зраке раба? Тот, о «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ), если и виден был среди нас нагим и во гробе, и если снова ожил, как жизнь ( Ин. 14, 6 ), разве не мог хотя на краткое время расстаться с тем, что всего более приличествует Ему? Как мог бы кто в этом усомниться? Итак, Он вышел к братиям своим, то есть к сынам Израилевым. Ибо «их обетования, их отцы», которым даны обетования ( Рим. 9, 4–5 ). Посему Он и говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15, 24 ). Но когда Он увидел их терпевшими ужасное и поистине несносное насилие (так как сатана как бы нападал на них, сокрушая их), то вознамерился освободить их и избавить от всякой болезни. Убив же некоторым образом восхотевшего обижать их, Он скрыл его в землю, то есть поместил в преисподних частях ее, заключив во ад. Это, полагаю, означает сокрытие умершего египтянина в песке. А что богоненавистные и нечистые скопища демонов неизреченною силою Спасителя нашего прогнаны во ад, и что Он осудил их на пребывание в бездне, об этом всякий может узнать, и весьма легко, из евангельских чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010