(118) «Да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» 219 . Тщательно удержав мысленное око на значении этого предложения, давайте рассмотрим его содержание. Какую, говорит Он, славу Сын получил от Отца и дал ее нам? Но Он освобождает нас от исследования этого, говоря: «…да будут едино, как Мы едино». Ведь по природному тождеству Слово Божие едино со Своим Отцом, хотя Каждый мыслится по собственной ипостаси. Но как Оно оказалось в нас равным образом, я имею в виду существенно и природно, притом что природа Бога совершенно не может сходиться с творением, я имею в виду в тождестве по сущности. Тогда как Тот, Кто выше творения, природно оказался в нас? Дело в том, что Сын стал человеком, чтобы как по природе Божества Он – едино с Отцом, так и с нами стать одним через отношение по человечеству, ибо так и мы совершены воедино. (119) «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» 220 Вероятно, кто-то станет недоумевать, так говоря: если и после Воскресения Слово было в теле, как и прежде честного Креста, каким образом при запертых дверях Оно неожиданно явилось среди учеников. На это мы ответим, что Божественной силой. Следует напомнить, что Павел говорит: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» 221 . Ведь после воскресения из мертвых, поскольку Домостроительство, для которого по необходимости и произошло принятие плоти, уже совершилось, Он пользуется богоприличной властью и силой, желая, чтобы Его узнавали скорее по ним, нежели по состоянию истощания, поскольку надлежащее время настало. (120) «Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» 222 . Все произошедшее, богоприлично и достойно всякого внимания. Ибо, во-первых, не человеческое свойство – дунуть на апостолов и этим дать Духа; далее, велико и выше творения такую подать власть, чтобы они удерживали грехи, на ком сочтут нужным, и отпускали, кому пожелают. Но почему же Он дает Духа и через плотское дуновение? Потому что не чуждой для Слова стала плоть Его, но собственной Ему. И хотя человеческое – дуновение посредством плоти, но дело Божественной силы – объявить достойных причастниками Духа. Из Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(11) Итак, козел закалывался за грех , и ты научишься этому из закона, который ясно говорит: А если согрешит начальник, и невольно сделает что-то против заповедей Господа Бога их 57 , чего не надлежало делать, и согрешит, и преступит, и станет известен ему грех , которым он согрешил, пусть принесет он дар свой, козла от коз 58 , мужеский пол без порока 59 . Сказал же и Сам Бог , Который над всеми, о тех, кому на долю досталось священство: Грехами народа Моего они кормятся 60 , то есть жертвами за грех; ведь приношения Господу часть и удел священникам, согласно написанному 61 . Поэтому Христос стал жертвой за грехи наши, по Писанию 62 , и ради этой причины, говорим мы, Он наименован грехом. Ведь пишет премудрый Павел, что не знавшего греха Он, разумеется Бог и Отец, сделал ради нас грехом 63 . Мы ведь не говорим, что Христос стал грешным, да не будет! но что Его, хотя Он был праведным, вернее же, Сам по себе был праведностью (ведь Он не знал прегрешений), Отец сделал жертвой за прегрешения мира и Он причтен к беззаконникам 64 , получив жребий, более всего надлежащий беззаконникам. И в этом удостоверяет божественный пророк Исаия, говоря, что все мы, как овцы, блуждали, каждый 65 заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехи наши 66 , и Он страждет за нас, и язвою Его мы исцелились 67 . Пишет и премудрый Петр, что Он грехи наши вознес телом Своим на древо 68 . (12) Следовательно, хотя тяготел над живущими на земле жребий необходимость претерпеть смерть как из-за преступления в Адаме, так и по причине господствующего от него и вплоть до нас греха, но Слово от Бога Отца, богатое в милости и человеколюбии, стало плотью, то есть человеком, сообразным нам, которые под грехом, и на Себя приняло наш жребий. Ведь как пишет превосходнейший Павел, Он по благодати Божией за всех вкусил смерть 69 , и выкупом обманной жизни сделал Свою душу, и умер за всех, чтобы все жили для Бога, освящаемые и оживотворяемые Кровью Его и оправдываемые даром по данной от Него благодати. Ведь, как пишет блаженный евангелист Иоанн, Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

11). О том, что Евхаристию необходимо совершать только в кафолических Церквах Разъяснение А тот Дар, или Приношение, которое мы таинственно совершаем, нужно приносить только в святых Православных Церквах, а не где-то в другом месте. Иначе поступающие так явным образом преступают закон. И это можно увидеть из священных писаний, а именно: закон повелевал, чтобы агнец приносился в жертву в соответствующий день, то есть на праздник Пасхи, что являлось прообразом Христа, но «в одном доме должно есть его, говорит он, и не выносите мяса вовне» 133 . Таким образом, выносят Дар вовне те, которые не совершают его в одном кафолическом доме Христа, то есть в Его Церкви. И другой закон указывает на нечто подобное, а именно: написано, что если кто заколет тельца или овцу в стане или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, истребится эта душа из народа своего 134 . Следовательно, те, которые совершают жертвоприношение вне скинии, не могут быть никем, кроме еретиков, и им угрожает гибель, коль скоро они дерзают так поступать. Итак, мы верим, что приносимые в Церквах Дары освящаются, благословляются и совершаются Христом. 12). О том, что плотские, или же естественные, удовольствия мы можем отсечь, но совершенно искоренить не можем Разъяснение Кому-то кажется, что премудрый Павел говорит что-то трудное или неудобовразумительное 135 , по выражению святых апостолов. Но нельзя сомневаться, что это исполнено горней мудрости, ибо в нем говорит Христос 136 . Так вот, он сказал: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» 137 . И еще: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога Иисусом Христом, Господом нашим» 138 . Ведь движение плоти противоборствует уму, обращенному к воздержанию через страх Божий, и противостоит стремлениям к чистоте. Однако живущие в трезвении, которое приличествует почитающим Бога, препятствуют движению плоти и притупляют жало греха, употребляя подвижничество, труды и другие средства воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(13) Итак, имя закалываемому козлу Господь, он получал по жребию заклание, и эта святая и священная жертва была образом Христа, Который не ради Себя умирает, но, как я сказал, за нас и освящает Церковь собственной Кровью. Ибо заколет, сказано, козла, который за грех народа, пред Господом, и принесет от крови его внутрь завесы, и покропит кровью его на умилостивилище по лицу умилостивилища, и очистит святое от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их за все грехи. И он сделает то же со скинией свидетельства, которая водружена у них, среди нечистоты их 71 . Ведь Господь вошел в Святое святых не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез Свою Кровь обретя вечное искупление 72 и освящая, как я сказал, более истинную скинию, то есть Церковь и все, что в Ией. Ведь пишет божественный Павел, что Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат 73 , и еще в другом месте: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву 74 в благоухание приятное 75 . Поэтому надлежит видеть в закалываемом козле Еммануила, претерпевшего смерть плоти, хотя и для разрушения смерти и греха. Ведь он был в мертвых свободным 76 , то есть недоступным для грехов и не подлежащим вместе с нами смертному приговору. (14) Так узрим же Его в другом козле, живом и отправляемом в пустыню: что Он, страдая как человек, не страдал как Бог, и что Он при умерщвлении плоти был сильнее смерти, и что Он не остается вместе с нами во гробе, и что не удерживается вратами смерти вместе с другими, как то измышляют иудеи. Ведь говорит Его ученик: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления 77 , ибо Он ожил, расхитив ад и узникам сказав: Выходите, и тем, которые во тьме: Откройтесь 78 , и взлетел к вышнему на небесах Отцу, в недоступную для людей землю 79 , Сам на Себя восприняв грехи наши и будучи умилостивлением за них. Ведь божественный Иоанн пишет уверовавшим в Него: Дети! 80 сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и (за грехи) всего мира 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(15) Но я думаю, что необходимо привести соответствующее место из законных Писаний для напоминания слушателям, а оно таково: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню 82 . Так заметь же, что хотя первый козел закалывается, другой многократно называется живым; ведь через обоих описывался, как я сказал, один и единственный Сын и Господь Иисус Христос в страдании Своей плоти и вне страдания, в смерти и выше смерти. Ибо живым было Слово Божие, даже когда вкушала смерть святая Его плоть, и Оно пребыло бесстрастным, хотя и усваивает страдание собственной плоти, и относит его к Себе. (16) Можно увидеть, что это великое и глубокое таинство описывается в книге Левит и другим образом. Закон, данный через Моисея, объявляет прокаженного оскверненным и предписывает высылать его из стана как нечистого. Если же ему случится освободиться от болезни, он повелевает, что тогда его надлежит принимать, и при этом говорит: Вот закон о прокаженном, в тот день, когда он очистится и приведут его к священнику. И священник выйдет вон из стана, и священник увидит: и вот, он исцелился от болезни прокажения, и прикажет священник, и возьмут для очищенного двух птиц живых чистых 83 . И прикажет священник заколоть одну птицу в глиняном сосуде над живою водою, и возьмет он птицу живую 84 , и омочит в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищенного прокаженного семь раз, и он будет чист, и отпустит живую птицу в поле 85 . Итак, брались двое пернатых, притом непорочных, то есть чистых и не дающих никакого повода к обвинению, разумеется, со стороны закона. И в то время как одно из них закалывалось «над живою водою», другое, остающееся вне заклания и затем омоченное в крови погибшего над водою живою, точно таким же образом, как и козел, отсылалось в пустыню. И в этом месте образ опять-таки может указывать нам на великое и священное таинство нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

( ) 191 В – Но кто же говорил жене самарянке: Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся ( Ин.4:22 )? И потом, как может принимать поклонение Тот, Кто причисляет Себя к поклонникам? 192 ( А – Однако, друг мой, ты уж слишком часто произносишь это словечко «кто», не знаю для чего отысканное невежами. Ведь никак не разделился Христос.) 193 А Тот, Кто говорил с этой женой, был один и единственный Господь Иисус Христос, неизреченно составленный из поклоняющегося человечества и из принимающего поклонение Божества 194 . Подобное этому можно, конечно, сказать и иным образом. А именно, поскольку Он есть Бог, Его можно считать Самим Господом славы; а поскольку Он стал человеком, который прославляется Богом по причастию, Он нуждается в славе, говоря: Отче, прославь Сына Твоего ( Ин.17:1 ). Но один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ). Значит, подобно тому, как есть одна вера во Христа и поистине одно крещение, хотя мы крестились и уверовали в Отца и Сына и Святого Духа, таким же точно образом и на таком же основании есть одно поклонение Отцу, и вочеловечившемуся Сыну, и Святому Духу. И Единородный никак не будет лишен того поклонения, которое должно быть приносимо Ему как от нас самих, так и от святых ангелов, даже если Он стал плотью и обитал с нами (ср. Ин.1:14 ) и наименован Первородным между многими братьями (ср. Рим.8:29 ). Не стоит ли рассмотреть, каким впредь могло бы быть слово веры (ср. Рим.10:8 ) о Нем? Ведь те, кто предпочтут истинное рассуждение, не смогут утверждать, будто мы уверовали только в Слово, рожденное от Бога, обнажая Его тем самым от плоти. В свою очередь и мы не минуем этого вопроса, но дадим и объяснение. ( В – Какое именно?) 195 А – Дело в том, что мы верим ни в одного из подобных нам, ни, разумеется, в человека, но мы верим в Бога по природе и истине в лице Христа. Такому суждению будет способствовать и мудрый Павел, который пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] светом познания славы Его, в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(23) О тех, которые поклоняются творению вместо Творца, он говорит: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» 11 . Пишет негде Павел призванным из язычников, то есть нам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога» 12 . Итак, Кого мы познали через веру, как не Христа Иисуса? Поэтому, если мы познали Его как Бога и как Бога прославляем, мы поистине просвещены. Если же мы изменяем славу Его, то и мы осуетились в своих умствованиях. Ведь если мы вполне уверовали в Него, то веруем как в Бога, а иначе мы должны будем непременно признать, что и ныне мы удерживаемся в сетях древнего заблуждения, веруя в простого человека. Но это неправда. (24) «И как они не посчитали нужным 13 иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» 14 . Если мы познали Христа как Бога, то не будем же отвергать как ненужное знание о Нем, утверждая, что Он простой человек. А если мы по невежеству дерзнем поступать так, то непременно впадем вместе с прочими в превратный ум. (25) «Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» 15 . Блаженный Павел говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое» 16 . И другой из святых апостолов сказал: «Един есть Законодатель и Судия» 17 . И сам Давид поет: «Так как Бог – Судия» 18 . Поэтому если он говорит, что праведным судом Божиим будет решение о каждом на Божественном судилище, которое вынесет Сам Христос (ибо мы предстанем перед судилищем Его, притом не как перед одним из подобных нам, но как перед Судиею, Богом и Законодателем), то каким образом Христос – не Бог? (26) «Ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех 19 верующих» 20 . Независимо от закона, говорит он, есть правда через веру во Христа Иисуса, о которой, говорит он, засвидетельствовали и святые пророки. Тогда каким образом не Бог Тот, Кто оправдывает верующих именно в то, что Он воистину есть Бог ? Ведь к этому как конечной цели направлена вера. А раз святые пророки свидетельствуют в пользу веры во Христа, кто дерзнет утверждать, что Он – не Бог по причине человеческого, то есть тогда, когда Слово стало плотью?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(27) «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» 21 . Если то, что мы грешим, приводит к лишению славы Божией, поскольку Он не знает греха, о Христе же написано, что «Он не сделал греха» 22 , а мы по той причине лишаемся Его славы, что прегрешаем, стало быть, даже с плотью Слово – Бог , ведь Он не сделал греха. (28) «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» 23 . Закон, данный чрез Моисея, учил израильтян поклоняться единому Богу. Ведь он говорит: «Господь, Бог твой 24 , Господь един есть» 25 . Но и Сам Бог взывает к ним, говоря: «Да не будет у тебя других богов кроме Меня» 26 . Так неужели вера во Христа привела призванных через нее к тому, чтобы они не поклонялись единому по природе Богу? Неужели мы уничтожаем закон, который приводит к единому истинному Богу? Никак, говорит он, но закон утверждаем. Следовательно, мы приступаем ко Христу как к Богу, чтобы нам не подвергнуться обвинению в том, будто мы отменяем закон, но, напротив, чтобы заслужить похвалу как утверждающим закон через веру. (29) Об Аврааме он говорит: «Пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее» 27 . Итак, если способность животворить мертвых не может подойти никому другому, как только Богу по природе, а Христос даже посредством собственной плоти животворит подпавших тлению, касаясь мертвых и воскрешая их, то каким образом не Бог истинный Тот, Кто и другим дал власть воздвигать мертвых именем Его? (30) «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» 28 . Мы умираем для закона, прекращая служение по нему, и принадлежим другому, Воскресшему из мертвых, то есть Христу, стараясь следовать Его евангельским предписаниям, чтобы принести плод Богу. Глава же евангельских предписаний – вера в Него, и таков наш плод, который мы приносим Христу как Богу. Стало быть, Воскресший из мертвых есть Бог , поскольку Слово стало плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2. Гадательно указываемо было еще и на другое таинство, касающееся иудеев. Три народа было всех: бывший в первое время, как и Сим; бывший в среднее время, соответственно проклятому Хаму, наконец третий, подразумеваемый в последнем – Иафете, имя которого толкуется как широта. Когда же Бог и Отец открыл нам Сына Своего, Который означается посредством чресл и, насколько можно сказать в отношении к мысленной красоте Божества, безобразен и непривлекателен по причине человечества: ибо «нет в Нем ни вида, ни величия», по слову пророка ( Ис. 53, 2 ), – тогда, и только тогда, как могло бы засвидетельствовать и самое событие вещей, первый и последний народ, то есть как в начале и в числе первых уверовавшие, так и призванный в последних, постыдились Еммануила. Они же и благословены чрез Него от Бога и Отца. А бывший посреди двоих как бы посмеявшейся над Христом по причине безобразия человечества и от Бога явившегося Сына многообразно обесчестивший подпал состоянию рабства и потерял свободу отцов. Но что уверовавшие в последние времена из иудеев имели быть общниками и едва не домочадцами первых, так же как и собранными в один город или двор, или дом, то есть в Церковь , на это указал, сказав: «да распространит Бог Иафета» ( Быт. 9, 27 ), то есть третьего и последнего, так как Иафет – третий; «и да вселится он в шатрах Симовых» ( Быт. 9, 27 ), то есть первого, и «Ханаан же будет рабом ему» их (там же). Это, я думаю, означает то же самое, что сказал Христос народу Иудейскому: «истинно говорю вам: всякий, делающий грех , есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 34–36 ). Ибо подсмеявшиеся над домостроительством Спасителя нашего несчастные иудеи, не почтившие Его откровения, бывшего к нам от Бога и Отца, пребыли в духе рабства. О столпе и его устройстве Ничего недоставало для человеческой природы к тому, чтобы быть хорошею и благоденствовать: ибо Творец всяческих сделал ее полною и исполненною всякого блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2. Мы уже говорили, что мучимые и удручаемые невыносимым голодом израильтяне перешли из земли Ханаанской в Египет в числе " душ... седмидесяти пяти», как написано ( Исх. 1,5 ). С течением же времени их род распространился до бесчисленного множества. Ибо написано: «а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» ( Исх. 1, 7 ). Когда же получивший жребий управления страною Египетскою стал считать подозрительным такое увеличение числа евреев, то замыслил против них нечто худое, «и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами» ( Исх. 1, 11 ). А способ озлобления состоял в труде землекопания, в продолжительном и безвозмездном делании кирпичей и в устроении фараону укрепленных городов, то есть окруженных стенами с башнями или столь крепких и великих, чтобы по сравнению с другими они казались совершенно непобедимыми, конечно, по причине множества обитателей. Эти города были: «Пифо, Рамесси» и другие ( Исх. 1, 11 ). Но случилось то, чего не ожидал мучитель в своем намерении. " Поскольку... смиряху " , сказано ( Исх. 1, 12 ), наказываемых чрез меру толико больше представлялось для него опасности, и они «множайшии бываху» ( Исх. 1, 12 ), так как Бог и чрез самое озлобление хотел принести пользу несправедливо оскорбляемым. Уразумев сие, мучитель сверх прежних трудов измыслил и другие козни. Он повелел иудейским повивальным бабкам, чтобы они, когда повивают у жен, находящихся в муках рождения, зорко смотрели на пол рождающихся и мужеский пол удушали бы, а женскому полу давали жизнь ( Исх. 1, 15–16 ). Ибо он ни во что ставил этот последний, как бессильный и невойнолюбивый, удобопреклонный к боязливости и по самому закону природы слабый. Но повивальные бабки не делали такого нечестия и чрез это угождали Богу. Тогда что же беззаконник? Он воспламеняется гневом и побуждает народ свой к употреблению бесстыднейших способов несправедливости. «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» ( Исх. 1, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010