(38) «Приветствуют вас все церкви Христовы» 49 . Хотя в другом месте он говорит, когда пишет Тимофею: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием» 50 . Если же он знает, что церкви – Христовы, и засвидетельствовал это, стало быть, Христос – Бог. (39) «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» 51 . Хотя о мире говорится, что он – Божий, Христос негде сказал святым апостолам: «Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» 52 . Тогда каким образом не Бог – поистине Податель мира и Тот, Кто дает его достойным как собственное благо? Из Первого послания к Коринфянам (40) «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией» 53 . Обрати внимание, что сказав римлянам: «Приветствуют вас все церкви Христовы» 54 , обращаясь с письмом к коринфянам, он говорит, что церковь – Божия. (41) «Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”, “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» 55 Следовательно, если не разделился Христос, всё принадлежит Ему и все принадлежат Ему. И если Он Сам распялся за нас и во имя Его мы крестились, то очевидно, Ему мы стали должниками, но принадлежим мы не человеку, одному из таких, как мы, а Богу. Стало быть, Христос – Бог для нас. (42) «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» 56 . Разве не признает всякий, кто бы ни был, что евангельская проповедь призывает живущих по всей земле к истинному богопознанию? Но как и по какой причине в этом можно усомниться? Каким же тогда образом тайноводцы проповедуют Христа распятого? Неужели как одного из таких, как мы, который претерпел смерть на кресте, и вера мира делается верой в человека? Да не будет! Мы поверили Богу живому и истинному. Следовательно, апостол знает, что распятый Христос – это Бог, и это он проповедует миру, будучи твердо уверен, что он не заблуждается. (43) «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» 57 . Вот же, ясно говоря, что возвещает миру свидетельство Божие, он прибавил: «Христа Иисуса, и притом распятого». Стало быть, Богом является претерпевший ради нас крест Христос Иисус, и Его свидетельство возвещается миру чрез святых апостолов не в превосходстве слова и мирской мудрости, но в силе Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(3, 27) Итак, где же похвала? Исключена 37 (V, B) Ведь кто вообще и о чём будет хвалиться, если все стали негодными и совратились с правого пути и совсем нет никого, кто делал бы добро? (ср. Рим.3, 12 ). Поэтому похвала,говорит он, исключена,то есть отвергнута и упразднена, не имея у нас никакого места. Каким же образом она исключена?Мы обогатились прощением бывших прежде грехов, по милости и благодати получая оправдание даром( Рим.3, 24 ) во Христе. (3, 31) Итак, мы уничтожаем закон верою? (V, B) Бог всех сказал божественному Моисею: «Я воздвигну им Пророка из братьев их, такого, как ты, и дам слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им так, как Я повелю Ему; и человек, который не послушает слов Его 38 , которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»( Втор.18, 18–19 ). Так разве мы не утверждаем закон верою, принимая слово от Него? И Пророком, по причине человеческого, наименован Еммануил, Который, как бы в чине Моисея, является посредником междуБогом и человеками( 1Тим.2, 5 ) 39 . И ещё, хотя закон был в тенях, однако видно, что он мучительно рождает изображение истины 40 и истина не упраздняет прообразы, но делает их яснее. (4, 2) Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (V, B) «Я предполагаю, – сказал некто, – что тщательно исследующие это рассуждение о праотце Аврааме должны заметить следующее. Изречено было негде одним из святых учеников, что без дел вера мертва (ср. Иак.2, 17 ), и он прибавил к этому: »Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» ( Иак.2, 20–21 ). Так неужели эти духоносные мужи утверждают проти- воположное друг другу?» Итак, что нам ответить на это? Тому, кто достиг старости, Бог всех против всякого ожидания обещал сына и утверждал, что семя, которое произойдёт от него, будет соперничать по числу с неизмеримым множеством звёзд. Он же, поскольку чтил Обещавшего, Который способен совершить всё, свидетельствуя об этом Богу, был Им оправдан и приобрёл в качестве равноценной награды за столь боголюбивый образ мысли забвение древних грехов. Однако спустя какое-то время Бог дал этому праведнику в качестве испытания прорицание об Исааке. Но он даже при этом был верным и боголюбивым, поскольку ничего не ставил выше любви к Богу. Впрочем, как пишет ученик Спасителя, вера содействовала делам его, и делами вера была подтверждена ( Иак.2, 22 ) 41 . Но и сам чудный Павел сказал негде о праотце Аврааме, что он верою, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречётся тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить ( Евр.11, 17–19 ). Поэтому если даже скажут, что он оправдался делами благодаря тому, что, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, однако это было у него ясным доказательством прочнейшей веры 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(48) «Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены (дорогой) ценой. Посему прославляйте Бога в телах ваших» 64 . Если, получив Духа Христова, мы стали храмами Божиими и мы не свои, будучи куплены кровью Его, чтобы нам уже жить не для себя, но для Того, Кто приобрел нас, то каким образом не очевидно, что Бог – Христос, через Которого мы стали храмами Божиими и Которому служим как Богу? (49) «Итак, об употреблении в пищу 65 идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» 66 . Если есть только единый Бог, и другого, кроме Него, нет никого, включается же в единую природу Божества и один Христос Иисус, Которым всё, стало быть, Бог есть Тот, Кто как Бог мыслится единосущным Отцу, даже тогда, когда Он был назван Иисусом Христом, родившись от жены. Но нужно заметить, что, наименовав Христа Иисуса, он говорит, что Им сотворено всё, поскольку Сын – один по домостроительному единению. (50) «Я был, говорит он, для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу» 67 . Если имеющий закон Христа имеет закон Бога, то каким образом Христос – не Бог? (51) Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией 68 . Следует заметить, что, называя Церковь Божией, он знает, что она также Христова 69 . (52) «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» 70 . Блаженный Лука, составив для нас родословие Христа, начинает от Иосифа и далее, а затем, достигши Адама, прибавляет: «Божий» 71 , полагая началом для человека сотворившего его Бога. Именно так, утверждаем мы, главой каждого мужа является Христос, ведь Им он сотворен и приведен к бытию, поскольку Сын созидал его не как служитель, но как Бог, будучи Творцом по природе 72 . Глава же жене – муж, потому что она взята от плоти его и его имеет своего рода началом. А, подобно этому, глава Христу – Бог, потому что Он от Него по природе, ибо Слово родилось от Бога Отца. Тогда каким образом не Бог – Христос, главой Которого по природе полагается Отец? Когда же я говорю о Христе, подразумеваю Слово Божие, явившееся в человеческом образе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

4). Против тех, которые говорят, что Сын не знал последнего дня Разъяснение Говорят также, что другие, услышав слова Христа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» 97 , самым неразумным образом заявляют, будто явившееся из сущности Бога и Отца Слово поистине не знает ни часа, ни дня того, так что Он оказывается в одном чине с ангелами и никоим образом, повидимому, не превосходит сотворенные через Него существа. Как в таком случае оказались в равном чине и в равной природе творение и Творец? Но разве не является непреодолимым средостение между ними? Ведь Он – по ту сторону всего, а оно – во всем. Если же они думают, что поистине не знал чего-то Христос, насколько Он мыслится Богом, то они несутся мимо цели, устремляются против скал и воздвигают рог 98 против Его славы. Ведь если Он таков, как они утверждают, то окажется, что Он больше не единосущен Богу и Отцу. В самом деле, если Отец знает, а Сын в неведении, то каким образом Он равен Ему, то есть единосущен? Ведь незнающий непременно должен быть меньше знающего. А что еще более несообразно, Сын наименован советом и премудростью Бога и Отца. Ведь Павел сказал о Нем: «Который сделался для нас премудростью от Бога» 99 , и еще: «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» 100 . И божественный Давид поет сущему на небесах Богу и Отцу: «Ты советом Твоим наставлял меня» 101 , называя Его советом рожденного от Него Сына. Тогда разве не нелепо полагать, будто не знает чего-нибудь из того, что в Отце, Его премудрость и Его совет? И как Тот единственный, Кто знает Отца 102 , не ведает дня кончины мира? В самом деле, что предпочтительнее, с точки зрения познания: знать, чем является Отец, или же знать последний день? Также написано, что Дух всё проницает, и глубины Божии 103 . Но когда Дух, знающий глубины Божии и всё, что в Нем, является Духом и Самого Сына 104 , тогда почему Тот не знает того, что в Его собственном Отце? Следовательно, раз имеется множество доводов, сводящих к нелепости их невежественное и обманное мнение, необходимо обратиться к домостроительству и сказать, что Единородное Слово Божие взяло на Себя вместе с человечеством и всё, что свойственно Ему, кроме одного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(53) «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» 73 . Если говорить, что Христос – не Бог по природе и истине, означает не что иное, как произнести анафему на Иисуса, тогда те, которые не допускают, чтобы Он был Богом поистине, делают это не Святым Духом. И если иногда он говорит, что разделение даров производит Дух, иногда – что один и тот же Господь, а иногда – что один и тот же Бог, стало быть, он знает, что Бог есть Христос, действующий как Бог через Духа и как Господь по природе раздающий с властью, как Ему угодно, вышние дары. Должно вспомнить также, как Павел сказал о Христе, что Он действовал силою Духа Святого 74 . (54) И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, (иным дал) силы (чудодейственные), также дары исцелений 75 . Хотя говорится, что Бог устраивает это, совершителем является Христос, ведь это Он поставил в Церкви апостолов и учителей, а также [даровал] способность производить силы. Ведь Он дал власть святым ученикам врачевать всякую болезнь и всякую немощь в народе 76 . (55) «Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа 77 , анафема, маран-афа» 78 . Кого же в этом месте он называет Господом? Ведь Господь, по общему признанию, и Сам Сын, а подобно тому и Дух, ведь Господь, сказано, есть Дух 79 . Взор же блаженного Павла в этом месте направлен на Самого Иисуса, ибо один, говорит он, Господь Иисус Христос 80 . Итак, он анафематствует того, кто не любит Его, а не любит Его тот, кто говорит, что Он не Сын Божий, ни по природе, ни по истине, но помещает Его как бы во втором разряде по сравнению со Словом от Бога и повреждает Таинство Домостроительства через рассечение надвое единого Господа и Сына. Из [Второго] послания к Коринфянам

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(59) «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы 88 не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога» 89 . Если Христос, как думают некоторые, есть обыкновенный человек, имеющий сочетание (συνφεια) со Словом Божиим лишь по единству лица (ибо так говорят они), то каким образом благовествование Божие закрыто для погибающих? Ведь язычники полагают, что Он не Бог, а такой, как мы, человек. Каким же образом ослеплены сатаною те, которые говорят о человеке, что он – человек? И какой же свет присущ благовествованию Христа, если Он – не Бог и будучи таковым – прославлен? Как же Он может быть и образом Бога, если достигает только того, что свойственно человечеству, не обладая тем, чтобы быть поистине Сыном и Богом? (60) «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое» 90 . Если вся забота у святых – угодить Богу, а мы ревностно стараемся явиться таковыми перед Христом, отвергая угождение людям, то разве не ясно, что Христос – Бог? И если Он будет судить вселенную, притом что есть один, как сказано, Законодатель и Судия 91 , то и через это очевидно, что Он – Бог, пусть даже Слово стало плотью. (61) «Ибо любовь Божия 92 объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Он 93 за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» 94 . Если все мы – одно и желаем жить для Него, возвеличивая, разумеется, свою жизнь надлежащим исполнением воли Его, а живем мы для Христа, как может не быть Богом Тот, перед Которым мы – должники и для Кого стараемся жить, поскольку Он умер за нас и всех купил ценой собственной крови? (62) «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» 95 . Обрати внимание, что, с одной стороны, они – посланники от имени Христова, а с другой – говорят, что через них нас увещевает Бог . Далее снова: от имени Христова просим, говорит он, примиритесь с Богом. Стало быть, Бог – Христос, примирившись с Которым, мы примирились с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(5, 13) Ибо до закона грех был в мире (V, B) Данный через Моисея закон, как я сказал 48 , был обличителем немощи тех, которые претыкались, а не избавителем от греха, и он скорее производил гнев (ср. Рим.4, 15 ), ибо неизбежно преступники подвергались определённым законом наказаниям. А где вообще есть разновидность преступления, там непременно будет и грех . И если грех – ходатай смерти, то по всей необходимости следует сказать, что вместе с ним усилилась и произросшая из него смерть и что с его очищением она непременно разрушается и словно бы погибает вместе со своей матерью. Итак, был до закона грех,говорит он, в мире,ведь когда был ещё положен закон, тогда усиливались обвинения в преступлении против тех, которые претыкались 49 . Но раз он уже упраздняется, с ним прекратилось и обвинение в преступлении; когда же прекратится грех, как сказал я, с ним прекратится и смерть. (5, 14) Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и т.д. (V, B) Но если так, каким же образом, могут спросить, смерть овладела теми, кто жил на земле и прежде закона? Дело в том, что если некоторые и не стали повинными в преступлениях закона, поскольку ещё не был установлен закон, однако и они погрузились в тление подобно преступлению Адама.Это почти то же, что сказать, например: «Смерть распространилась по подобию Адама на весь происшедший от него род, как и у растения, когда оно претерпит повреждение в корне, совершенно неизбежно засыхают происшедшие от него побеги». Ведь Адам, говорит он, является образом будущего,то есть Христа, хотя Он и явился уже, и до конца довёл таинство домостроительства с плотью. Тогда почему, могут спросить нас, он называет Его «будущим»? Дело в том, что, представив нам первого человека и напомнив о временах преступления, он грядущим после них и последним Адамом наименовал Христа. Ведь предопределён был в изволении и предвидении Бога Отца Спаситель и Искупитель, а явился Он в свои времена, в те, когда пожелал Владыка, а времена эти – последние и как бы на закате настоящего века. Итак, предложив в качестве образа первого Адама – второго, апостол чуть ли не расспрашивает слушателя, говоря со знаком вопроса следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(5, 15) Но дар благодати разве не как преступление? 50 (V, B) 51 Это то же, что сказать: «Мы осуждены на смерть по причине преступления в Адаме, поскольку вся человеческая природа претерпела это в нём, ибо он был начатком рода. Но во Христе мы снова возродились к жизни, Адам же был образом будущего, то есть Христа, Который доставляет нам благодать, соразмерную порочности предков. Так неужели, говорит он, заявляя об этом, я погрешаю против истины? Уклонился от надлежащего смысла? Но дар благодати разве не как преступление?Но если смерть через одного усилилась, то жизнь через одного оказалась слабой? Однако не истинно ли сказать следующее: ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих?Ведь будучи человеколюбивым, Творец менее всего потерпит, чтобы смерть через одного окрепла, а жизнь через одного Человека оказалась бездейственной, но благодать превзойдет последствия гнева». (5, 16) И дар не как за одного согрешившего (V, B) Существо дела и значение мысли Он как бы помещает на том, что более всего прилично Богу. Ведь если уж, говорит он, осуждение от одного, или за одного,Адама перешло на всех по его подобию, ибо он был корнем, как я сказал, претерпевшего тление рода, то разве не будет и для веры приятным, и для Бога угодным, что из-за праведности одного от многих преступленийдолжны оправдаться многие? Или не предпочтительней для Бога спасти, нежели погубить? Поэтому как был осуждён Адам и возобладала Моисеева сила проклятия, подчиняющая тлению тех, которые живут на земле, так же, поскольку оправдан Христос, второй Адам, первым путём непременно придёт и на нас оправдание. А что Христос оправдан, мы говорим не в том смысле, будто Он когда-то был неправедным и достиг праведности через преуспеяние к лучшему, но потому, что Он – первый и единственный Человек на земле, Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его( 1Пет.2, 22 ). (5, 17) Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одногои т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(5) Итак, все Писание богодухновенно и полезно 39 , ведь что бы ни произнес Бог , это непременно спасительно. И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению. (6) И я говорю это, поскольку не без тщательного испытания прочитал написанное твоим богочестием. ведь некоторые у вас там рассудили, пожалуй, что, в то время как один из козлов был предназначен для посвящения и жертвы Богу, Который над всеми, другой отсылался какому-то «отпущенному», скверному и нечистому демону в пустыне, причем делалось это рукой священника и согласно законному постановлению. Отсюда выходит, что дело это нелепое и достойное смеха, но можно спросить тех, которые поняли его в таком смысле: разве не следовало лучше подумать вот над чем, а именно: как Творец, пребывающий за пределами всякого ума и слова, будучи по природе единственным Богом и Господом, мог допускать, чтобы в качестве некоего причастника Его Царства и славы был принят отступник сатана? Впрочем, мы ясно слышим, что Он говорит через одного из святых пророков: Славы Моей не дам иному 40 . Если же закон, данный через премудрого Моисея, предписал, что посвящение, кто какое пожелает, необходимо приносить (Богу), и только Ему, и далее Сам изрекший закон возвестил, что скверным демонам также нужно воздавать славу, более всего подобающую (Богу), и только Ему, разве не противоречит Он собственным словам? Ведь от чего Он отрекался, это самое и повелел исполнять. Но крайне бессмысленно думать, будто Бог , властвующий над всем, пренебрегает надлежащей ему честью и славой и желает приписать ее другим, в то время как Он ясно вещает через Моисея: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи 41 , – и: Да не будет у тебя других богов кроме Меня 42 . (7) Поэтому и божественный Моисей тщательно сообразуется с суждениями вышними, от Бога, и говорит тем, кто от семени Израиля: И вот постановления и суды, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь Бог отцов ваших дает вам в наследие во все дни, что вы будете жить на этой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

(63) «Но во всем мы являем себя как служители Божии» 96 . Те, о ком говорится, что они – служители Божии, названы и Христовыми; стало быть, Христос – Бог. (64) «Ибо мы 97 храмы Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом» 98 . Если мы – храмы Бога живого, поскольку в нас обитает Дух, о Котором также говорится, что Он – Христов (ибо сказано: «Если кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его» 99 ), то каким образом Христос – не Бог? (65) «Ниспровергаем замыслы, говорит он, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу 100 . Каким образом мы будем ниспровергать всякое превозношение, восстающее против познания Бога? Или как будем пленять всякое помышление в послушание Христу? Ведь Слово добровольно истощило Себя и было послушным Отцу до смерти 101 . Поэтому когда некоторые на основании того, что сделано или сказано по Домостроительству, из-за плоти и человеческого, будут превозноситься над познанием Сына, утверждая, что Тот, Кто явился в человеческом образе, не Бог истинный и Сын по природе, тогда мы ниспровергнем всякое восстающее превозношение, опровергая мнения тех, которые решили так мыслить, и обращая всякое помышление к Домостроительству послушания. Ведь нужно, чтобы, оказавшись в состоянии человечества, Сын не отвергал человеческого. Из Послания к Галатам (66) «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 102 . Необходимо рассмотреть, что именно говорит в этом месте божественный Павел. Был установлен закон от Бога гласом пророков, и он был такой: «Праведник верою жив будет» 103 . Был установлен и закон через Моисея. Так вот, он говорит: последовав закону веры, я умер для закона Моисея, уже не совершая того, что определено для древних в тени и образах. Ведь именно это означает умереть для закона Моисея, чтобы мы жили для Бога, прилепляясь к вере во Христа. Итак, если мы умираем для закона Моисея, предпочитая оправдание во Христе, каким образом не Бог – Христос, через Которого упраздняется закон, поскольку вера превосходит его? А если бы Христос был просто человеком, каким образом вера в Него могла стать лучше закона?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010