– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Наследие блаженного Августина , древнего отца неразделенной Церкви, хотя всегда так или иначе присутствовало в западной традиции, однако особую актуальность вновь обрело в XVII в., когда расцвет гуманистического антропоцентризма был опознан на Западе как своего рода новое пелагианство. Характерно, что августинизм в этом отношении оказался тогда равно востребованным как в католической, так и протестантской традиции (на него в равной мере опирались, например, и янсенизм, и пиетизм). Немного позднее, в XVIII в., когда реалии Нового времени проникли и в русскую жизнь, столь же востребованным оказался он и у нас. Следует заметить, что, когда речь идет об усвоении русским богословием того времени западных идей, то внимательное наблюдение показывает, что это были скорее именно августиновы идеи, чем идеи современной западной схоластики – протестантской или католической. Первым значительным августинистом при всей дуалистической непоследовательности его взглядов является архиепископ Феофан Прокопович , а затем, безусловно – свт. Тихон Задонский . Августинианские идеи в том или ином отношении нетрудно обнаружить и у святителя Филарета, и даже у такого «антизападного» автора, как святитель Игнатий Брянчанинов с его последовательным отрицанием «естественного» добра. К августинизму XVII в. восходят и русские споры о «чистой любви», давшие в конечном счете учение о сострадательной любви митр. Антония Храповицкого . Без Августиновой экклесиологии невозможно представить себе соборную экклесиологию славянофилов. Кратко сказать, многие ярчайшие достижения русской богословской мысли так или иначе построены на интерпретации (зачастую вполне вольной и неосознанной) Августиновых идей. В связи с этим не может быть не поставлен вопрос об отношении к блж. Августину и святителя Феофана Затворника , дополнительный повод к чему дает и тот известный факт, что именно Киевская академия, в которой учился будущий святитель, более других занималась изучением, переводом и изданием трудов епископа Иппонийского. Однако, прежде чем непосредственно перейти к разбору и сопоставлению, следовало бы сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Ни во время обучения в Минской Духовной Семинарии (1947–1951 гг.), ни на лекциях в Московской Духовной Академии (1951–1955 гг.) я не слышал имени Задонского Затворника Георгия (1836). Увы! И потом нигде не встретилось это святое имя на моем трудовом пути. Привел меня к нему другой Великий Учитель нашей Святой Русской Церкви святитель Игнатий (Брянчанинов) . И вот каким образом: изучая эпистолярное наследие сего Славного Учителя, я в ряде мест встретил не просто советы, а настойчивые указания всем желающим знать духовное поприще читать письма Задонского Затворника. «Последняя книжка, – утверждает Святитель, – драгоценна. Она может быть очень полезной. Она одного духа и направления с сочинениями святителя Тихона Воронежского. Позволяю себе сказать, что она одного духа и с моими грешными писаниями, которые можно читать все: потому что в них объяснено, что идет для первоначального и что идет для преуспевшего» 2 . Эти архипастырские слова Богомудрого Учителя глубоко запали в мое сердце и не давали мне покоя: надо непременно найти творения Задонского Подвижника и познакомиться с их содержанием, а может быть, познакомить и других. Но осуществить запавшее мне в душу я не мог сразу – предстояло совершить многое-многое: не только изучить письма святителя Игнатия, но и творения святого праведного Иоанна Кронштадтского , и письма святителя Московского Филарета (Дроздова) . Как только я стал подходить к завершению «Поучительного слова» святого Филарета (по его письмам) – теплившийся внутри меня огонек превратился в пламень: пора приступать – и неотложно, ибо заканчивается библейский возраст моей жизни 3 ! Но здесь я допустил грубейшую, в плане духовном, ошибку: вопреки моему обычаю, которому следую строго, я приступил к работе, не испросив на сие Небесной Помощи – и тут же потерпел неудачу. Слава Тебе, Господи, слава Тебе, за то, что Ты сразу меня остановил и напомнил – с чего подобает начинать. Я помолился – и через секунд десять – пятнадцать(!) нашел то, откуда можно вести счет страниц нового труда: « Георгий, Затворник Задонский , 25 мая 1836 г. Димитр. 25 мая. Русские подвижники XIX в. Русск. Паломн. 1900 г. Июль» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Василий Поляномерульский. День памяти - 8 мая Преподобный Василий Поляномерульский. День памяти - 8 мая Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою». Преподобный Василий Поляномерульский (Пояномэрульский) родился около 1692 года, предположительно в Украине. С ранней юности он был охвачен стремлением к уединению и молитве. Основные сведения о его жизни содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского). Как сообщает этот источник, до переселения в Валахию прп. Василий жил в России и в Мошенских горах, вблизи Киева. По-видимому, он покинул родину в 1710е или 1720-е годы, когда для русских иноков настали особенно трудные времена (так, реформа 1724 года запрещала жительство монахов в пустынях!). В то же время на польских землях православные  обители подвергались притеснениям католиков и униатов. Это объясняет переселение в XVIII веке многих православных иноков, как русских, так и украинцев, на территорию Молдовлахийского княжества, где они встречали благожелательное отношение гражданских и церковных властей. Прп. Василий поселился в Дэлхэуцком скиту, где вокруг образованного богослова и прозорливого духовного наставника постепенно стали собираться монахи. Он руководил этим скитом несколько лет, и там же он был рукоположен во иерея. Число братии все росло, и около 1730 года искавший уединения и нерассеянной молитвы прп. Василий покинул скит и с несколькими иноками поселился в пустынном месте у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, владевшего этими землями, и господаря Валахии Николе Маврокордата он начал возведение Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В новом скиту были установлены скиту общежительные правила Св.Василия Великого, богослужение совершалось по афонскому уставу, в согласии с обычаями других румынских обителей. Прп. Василий добился для скита статуса ставропигинальной обители. Тем самым он перешел непосредственно в ведение Валашского митрополита, который имел право вмешиваться в монастырские дела только в случае уклонения братии от православной веры.Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдовлахии, в целом же под духовным руководством его главы находились 11 скитов и пустыней.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2897

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2016 г. 01.12.2016 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Время жить молитвой Как Христос мог сказать: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12)? Неужели такое может быть? Разве простой человек может быть больше Бога? Игорь Воронин, г. Омск Речь здесь идет не просто о географическом расширении Христовых дел через благовестие Церкви. Хотя в течение земной жизни Спасителя Его служение было ограничено одной Палестиной. За этими словами Господа стоит более глубокий смысл. Он говорит, что Его сила, исходящая от Отца в Духе Святом, явится в Церкви после Его Воскресения и Пятидесятницы так, как она не была явлена во время Его служения в Палестине. В мире будут действовать Его ученики. Они совершат великие дела — мы знаем множество дивных чудотворцев: от апостолов до святителя Николая с его «неисчерпаемым чудес морем», и, далее, близких к нашему времени святых, таких как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский, царь-мученик Николай и святитель Иоанн Шанхайский или преподобный Паисий Святогорец. Но это Христос будет действовать в них, ибо без Него они не могут делать ничего (Ин. 15, 5). И оттого что Христос восходит ко Отцу, сила Его Воскресения и благодать Духа Святого явится новым плодоносным даром в сердцах всех верующих в Него. Как лучше приготовиться к празднику Рождества Христова? В. Адаксина, г. Севастополь В мире декабрь — холод и мрак, когда все короче становятся дни, а ночи, кажется, заполняют почти все. «Самое великое испытание, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — когда человек, глядя с ужасом на происходящее, спрашивает себя в смятении: да и есть ли Бог?» Время Рождественского поста — ожидание Того, Кто приходит, чтобы быть «Богом с нами». Оно требует приготовления. «С нами Бог» — эта тайна открывается в Рождестве Христовом и в Богоявлении. Чтобы приобщиться этой тайне, надо быть в Церкви, участвовать в ее главных богослужениях, в ее восхождении к невероятному — Бог стал человеком! Он стал человеком, чтобы взять на себя все, что есть в нашей судьбе даже до смерти. Но с нашей стороны требуется участие во всем, что Бог совершает с нами. Разумеется, необходимо также каждодневное — более полное и более глубокое, чем обычно, — слушание Слова, ставшего плотию.

http://moral.ru/dom_12_2016/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2020 г. 29.02.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Как Вы думаете, почему одним открывается вдруг благодатно тайна жизни, хотя они явно не заслуживают этого (например, так было с преподобной Марией Египетской прежде ее покаяния), а другим, хотя, кажется, они живут достойнее, — не открывается? Почему Господь одних избирает на высокое служение в Церкви, а других явно отводит от него? Кажется, святитель Иоасаф Белгородский, предвидя будущее юных прислужников в храме, сказал одному, что тот будет священником, а другому — что только диаконом. Если он будет добиваться священства, то пойдет против воли Божией, и будет наказан. В.И. Кутепов, г. Смоленск Суды Божии о каждом человеке бесконечно таинственны. Нет ничего более несомненного, чем это: некоторые люди призваны к великому служению и к великим трудам, к которым другие не призваны. Мы не знаем тайну этого. Те, кто не призван, неспособны по-настоящему предавать себя Богу. Потому что они не выдержали прежних испытаний или не явили послушание Богу до этого. Смиренный Бог, дающий каждому всю благодать при крещении, тем не менее, как мы знаем, призывает некоторых людей к самым высоким послушаниям, большим, чем у других. Но очевидно, что один видит свою ответственность так глубоко, как другой не видит, он имеет большую веру, более горячую любовь, больший духовный разум. Однако никто не имеет права ставить идеалом святости чье-то внешнее служение. То, что происходит с другими, нас не касается. Сам Бог призывает нас отвергнуться в полноте мира и его ценностей. Если Он требует от нас пожертвовать нашими желаниями и нашими страхами — в этом наше преимущество, это знак Его любви к нам, это то, чему мы должны радоваться. Не будем бояться святой духовной гордости, как выражается святитель Игнатий (Брянчанинов), если мы следуем зову Христову с подлинной ревностью. У этой ревности нет времени идти на компромисс с чем-либо, эта ревность имеет слишком живое чувство своей немощи, чтобы превозноситься. Эта ревность ищет только того, как исполнить волю Божию. Она взывает смиренно: «Говори, Господи, раб Твой слушает Тебя». «Господи, что повелишь мне делать?»

http://moral.ru/dom-03-2020/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Благодатная сила молитвы. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) Данная работа представляет собой сборник изречений святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитве, взятых из его многочисленных творений. В них он показывает, что суть подвига и опора жизни христианина — молитва — устремление души к Богу, а в идеале – Богообщение. Но для успешного прохождения молитвенного подвига требуется соблюдение важных условий — стяжание смирения, покаянного духа, чтение Св. Писания, о чем святитель много пишет в своих творениях. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) Благодатная сила молитвы Составитель Сергей Милов Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-317-2388) Предисловие Один из светочей русского монашества – святитель Игнатий (в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 (18) февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской области. По своему происхождению он принадлежал к старинному дворянскому роду Брянчаниновых, родоначальником которого в свое время стал боярин Михаил Бренко, бывший оруженосцем святого благоверного князя Димитрия Донского. Отец святителя Игнатия – Александр Семенович – был человеком глубоко верующим, хранил традиции своей семьи. В селе он построил храм, прихожанином которого и являлся. Мать будущего святого – София Афанасьевна – была женщиной образованной и скромной, всю себя посвятив домашнему хозяйству. В пятнадцать лет отец отвез Дмитрия в Военно-инженерное училище в Петербурге, однако сам юноша хотел служить не в войсках, а Богу, так как уже тогда выразил желание «поступить в монахи». Тем не менее курс в училище Дмитрию пришлось окончить, и сделал он это блестяще – в 1826 году он сдал экзамены первым по списку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» Самое страшное в жизни человека – потерять веру в Бога, общение со своим Творцом. На осуществление этой цели с древнейших времен человечества были направлены все силы ада. Грубейшим наследием в этой борьбе был атеизм. В современном мире атеизм теряет былую привлекательность, и на его место в сознание людей все чаще вселяются безбожные идеи другого порядка. Безумие атеизма всегда было слишком очевидно. Псалмопевец Давид с предельной откровенностью говорил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» ( Пс.13:1 ). Святитель Григорий Нисский в том же духе обличал древнее неверие: «Кто в мысли своей не дает места бытию Божию, говоря, что Бога нет, тот, став вне Сущего, растлил собственное бытие» 1 . Растление духа человеческого происходит там, где природа, как бытие, или общество, как коллективное сознание, ставятся выше Божественных свойств человеческой личности. Там, где «бытие» определяет сознание духа, душа становится рабой внешнего, теряет смысл духовного самоопределения. Центр жизни смещается с внутренних ценностей на внешние преобразования, с духовного на душевное и плотское. Так исчезает внутренняя энергия духа человеческого и теряется общение с Богом. Душа, находясь в забвении, забвению предает и Самого Бога. Вера материалистов в сомнительное происхождение человечества ослабила и растлила нравы многих народов. Однако причины этого растления надо искать не только в атеизме, но и в отступлении многих христиан от основ православной веры, в их неспособности стать «солью» общества ( Мф.5:13 ). У верующих в Бога есть свои болезни «атеизма». Это прежде всего неверие в сотрудничество Бога с человеком во имя спасения человека. Святитель Игнатий Брянчанинов уже во второй половине XIX века советовал стать на путь спасения не только материалистам, но и верующим. Он писал: «…для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим» 2 . Верующим он напоминал: «По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель» 3 .

http://azbyka.ru/soblazny-neveriya-v-bog...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на притчу о званных на вечерю " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной литургией — Евангелие от Луки 14 гл. с 16 стиха и ниже. Здесь мы находим следующие слова: “… услышав это некто из возлежащих с Ним сказал Ему: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих и когда наступило время ужинать послал раба своего сказать: званные, идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал Ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня; третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И возвратившись раб тот донес о сем господину своему”. Вот здесь мы видим, что сотворен пир, который является таинственным прообразом мессианского пира ветхозаветной церкви в которой все было преуготовано для человеческого праведного существования. Был храм на горе Мориа, были писания закона Тора, пророки Набиим, писания катувим, были обширные комментарии Мишны, составленные уже где-то в этот период, было священство, были очень активно действующие миряне, фарисеи, которые не принадлежали к священству, но активность которых даже опережала активность священства, были разные религиозные группы, партии, т.е. это была динамичная ветхозаветная церковь. Сейчас бы ее нам поставили в образец, и сам Христос говорит: если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное. Казалось бы все хорошо и ничто не предвидело, что эта церковь доживает последние дни. Святитель Игнатий Брянчанинов часто говорил: не смотрите красоту архиерейского богослужения, стройность церковных хоров. Это дерево, да, оно шумит листвою, но внутри изъедено червями. Пройдет незначительное время и все это рухнет. Святитель жил и умер незадолго до революционных потрясений двадцатого века, но в Духе Святом ему было открыто, что все великолепие, внешнее великолепие уже новозаветной церкви оно было обречено.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский C лава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский ). Н адо всякий грех сделанный очищать покаянием. Д ва орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский ). П окаяние есть второе крещение. П окаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние ( святитель Игнатий (Брянчанинов)) . П окаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда. Г рех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех , в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский). С тарец Феолог заклял демона сказать о покаянии. Бес отвечал: «Несть ино ничтоже таково в церкви, якоже грехов совершенное и чистое исповедание. То нам более всего зло творит и силу нашу низлагает. Егда есть человек в грехах, то уди его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех и волю имать на всякое дело благое». П окаяние – это возвращение от диавола к Богу. Н ачало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о Таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преподобный Симеон Новый Богослов) . В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010