Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова) Святитель Игнатий Жизнь христианина немыслима без молитвы. К молитве обращаемся мы в самых разных обстоятельствах жизни – и в скорбных, и в радостных. Само возрастание христианина в духовной жизни предполагает возрастание и укрепление его именно в молитве. Что же такое молитва? Какой она должна быть? Как научиться молиться правильно? Разобраться в этом нам поможет святитель Игнатий (Брянчанинов), чья жизнь прошла в непрестанной молитве и чьи творения напитаны святоотеческим опытом молитвенного делания. Согласно творениям святителя, молитва есть «возношение прошений наших к Богу», «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом», «причащение жизни», «дверь ко всем духовным дарам», «высшее упражнение для ума», «глава, источник, мать всех добродетелей»; она «пища», «книга», «наука», «жизнь» всех христиан, а в особенности святых пустынножителей. В чем состоит необходимость молитвы? В том, что мы отпали от Бога, потеряли блаженство, вечную радость, но стремимся обрести утерянное и потому молимся. Таким образом, молитва есть «обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» . И сама молитва в некоторой степени уже есть возвращение утерянного, так как наше блаженство – в потерянном богообщении; в молитве мы и обретаем его вновь, поскольку в молитве мы восходим к общению с Богом. «Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу» . Это тот принцип духовной жизни, на который указывал еще преподобный Иоанн Лествичник: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» . Стоит вспомнить, что в грехопадении человек наследовал не только телесную, но и духовную смерть, поскольку лишился причастия Духу Святому. В беспечности мы теряем и возродившую нас благодать крещения. Но в молитве мы вновь возрождаемся чрез приобщение нашей души Духу Божию. «Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым таинственным воздухом». И молитва «от соединения духа человеческого с Духом Господа» рождает духовные добродетели, «она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом» .

http://pravoslavie.ru/32462.html

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издателей Дорогие читатели! Предлагаемый вашему вниманию сборник является попыткой донести учение Святой Церкви по одному из важнейших разделов духовной жизни (аскетики) до современного христианина, искренне ищущего спасения своей души в лоне Православной церкви. В основу сокровенной жизни человеческой души должна быть положена молитва. " Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом " – писал замечательный подвижник христианского благочестия прошлого века святитель Игнатий (Брянчанинов). Этот святой человек не может не удивлять каждого, кто знакомится с его письменными трудами, ясностью и чистотой своего ума, силой его проникновения в самое существо человеческой души и духовной жизни, явлением духа, присущего творениям святых отцов древней Церкви. Именно его учение о молитве, о ее должном содержании, о путях ее стяжания верующей душой мы предлагаем взять за основу современному христианину, и делаем мы это по следующим причинам. Во-первых, сама духовная жизнь святителя Игнатия, а также его письменные труды, как отражение этой жизни, были основаны на подробнейшем изучении им творений святых отцов Восточной Православной церкви. Его собственные творения представляют собой, по существу, непрерывное цитирование Священного Писания и святых отцов по самым важным вопросам христианской аскетики и нравоучения. Благодаря этому он избежал тех искажений в понимании главных моментов духовной жизни, которые неизбежно усваивает человек, изучающий Православие по школьным учебникам богословия. Во-вторых, святитель Игнатий жил в сравнительно недавнее время (умер в 1867 году) и поэтому его творения вполне доступны для нас как по языку и формам выражения мысли, так и по причине одинакового духовного устроения (а точнее – бездуховного), присущего человеку нашей эпохи и современнику Святителя, которого он и наставлял в своих творениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Прямой эфир от 14.12.2014 21:00. Священник Олег Стеняев отвечает слушателям радио «Радонеж», ведущий - Владимир Носов. 26.02.2015 08:23:26 Кульков Сергей Андреевич - Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что грех печали есть тоска и огорчение. Что есть грех тоски, что есть грех огорчения? Может быть, не любое огорчение является грехом? - Для  верующего человека печаль может быть и чем-то спасительным, так как печаль верующего человека отличается от печали мирянина. Читаем: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что опечалились к покаянию и опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда, ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7, 9-10). Скорее всего, святитель Игнатий имеет в виду печаль к унынию. Надо научиться отделять печаль ради Бога от печали мирской -  и тогда все станет на свое место. Тем более человеческая тоска, которая может быть прекращена добрым словом, вниманием к тоскующему,  не может быть чем-то неисправимым. Например, в Книге Притч (12:25)  сказано: «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его». Т.е. если мы видим человека, который пребывает в тоске, мы должны найти какое-то доброе слово, чтобы вывести его из этого состояния. - В это состояние, я заметил, вгоняет еще чувство обиды, чувство огорчения, может быть, дух соперничества, который , к сожалению, царит между православными людьми. - В основном, это происходит, как я часто объясняю, в рамках  одного какого-то «цеха». Ну, например, есть какой-то благотворительный фонд, а рядом действует другой благотворительный фонд - и у них напряженные отношения. Или есть один православный телеканал, предположим, а тут же какой-то еще православный телеканал – и у них очень сложные отношения. Никогда не доверяйте миссионеру, который ругает другого  миссионера. Не доверяйте монаху, который ругает другой монастырь. Не доверяйте архиерею, который ругает другого архиерея.  Потому что, когда это происходит в рамках какого-то одного «цеха», то, скорее всего, это связано с взаимной  завистью. Какая-то конкуренция существует между людьми. Вряд ли мы можем найти сообщество, где все идеально между людьми, но стремиться-то мы должны.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва . Святые отцы называли молитву дыханием жизни и главой добродетелей. Без молитвы духовная жизнь православного христианина невозможна. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души» 1 . «Путь к Богу – молитва, – научает святитель Игнатий (Брянчанинов) . – Измерение совершаемого пути – различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно» 2 . Этот святоотеческий призыв к правильной молитве обращен ко всем поколениям верующих во Христа. В наше время распространения различных лжемудрствований очень важно обратиться к наследию святых отцов, их учению о правильной молитве. Святитель Игнатий Кавказский так определяет молитву: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» 3 . Итак, первым условием правильной молитвы наш отечественный подвижник ставит покаянный плач сердца, отвержение своей гордыни, осознание себя великим грешником. Из этого осознания и рождается покаянное чувство, без которого молитва превращается в дерзкий вызов Творцу. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит к ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50:19 )» 4 . Известный подвижник благочестия и исповедник ХХ века, глубокий почитатель святителя Игнатия (Брянчанинова) игумен Никон Воробьев писал: «Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства… Если человек не считает себя от всего сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути, тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духовной, как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и чудеса творил» 5 .

http://azbyka.ru/osnovnye-usloviya-pravi...

Разделы портала «Азбука веры» Об эсхатологии без эсхатофобии ( 12  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Предлагаемый сборник содержит широко известные и совсем неизвестные читателю свидетельства о посмертном состоянии души. Они оставлены нам в назидание теми людьми, которые, по милости Божией, пережили откровение о смерти и впоследствии коренным образом изменили свою жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что без постоянного памятования о смерти и суде Божием становится опасным самый возвышенный подвиг, как могущий дать повод к самомнению. Святитель Игнатий советует обратить наши мысленные очи к страшному, но спасительному зрелищу, – к ожидающей нас смерти. Эта книга, безусловно, способна помочь человеку, желающему обрести такую христианскую добродетель, как смертная память. А поскольку все мы смертны… Невероятное для многих, но истинное происшествие (1) К. Икскуль I Многие наш век называют «веком отрицания» и объясняют такую характерную особенность его духом времени. Не знаю, возможны ли тут вообще такие подобия: эпидемий, поветрий, – но несомненно, что, кроме этих, так сказать, эпидемических отрицаний, немало есть у нас и таких, которые всецело выросли на почве нашего легкомыслия. Мы зачастую отрицаем то, чего совсем не знаем, а то, о чем слышали, то не продумано у нас и тоже отрицается. И этого непродуманного накопляются целые вороха, и в голове получается невообразимый хаос: какие-то обрывки разных и иногда совсем противоречивых учений, теорий, и ничего последовательного, цельного, и все поверхностное, неясное и туманное для нас самих, до полной невозможности разобраться в чем-нибудь. Кто мы, что мы, во что веруем, какой носим в душе идеал и есть ли он у нас – все это для многих из нас такие же неведомые вещи, как миросозерцание какого-нибудь патагонца или бушмена. И удивительная странность здесь: кажется, никогда люди не любили так много рассуждать, как в наш просвещенный век, и рядом с этим самих себя не хотят осмыслить. Говорю это и по наблюдениям над другими, и по личному сознанию.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

С ЧЕМ СВЯЗАНО СТОЛЬ ЧАСТОЕ УКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В НАШИ ДНИ ОТ МНОГИХ САМЫХ НЕОБХОДИМЫХ ПРАВИЛ И УТВЕРЖДЕНИЙ НАШЕЙ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет в одном письме своем, что скорби всегда постигали стадо Христово: вначале было явное гонение на христиан, затем гонители стали требовать не отречения от Христа, а принятия ересей. «Далее, – говорит святитель Игнатий, – гонение сделалось еще тоньше: оставлено на произвол верование во Христа, а отвергнуто жительство по заповедям Христовым; принято жительство противоположное им, отчего вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, т.е. в духовную. Вера без дел веры, т.е. без исполнения заповедей Христовых, мертва. Самые вводные познания ее остаются для человека крайне темными и сбивчивыми, как не объясненные в нем и ему деянием, паче – Духом Святым. В этом состоянии сбивчивости и темноты мы видим в настоящее время многих, считающих себя христианами и даже учителями Христовой Церкви, – из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Евангелии, другой верит одной части учения Христова, а другую отвергает, иной не верит существованию демонов: опять иной думает, не умея различать дела веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела и проч. и проч. По этой причине весьма редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Глад слышания Слова Божия – вот бедствие, несравненно тягчайшее бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан» письмо 54]. «Состояние наше, по причине недостатка в руководителях, в живых сосудах Духа, по причине бесчисленных опасностей, которыми мы обстановлены, достойно горького плача, неутешного рыдания. Мы бедствуем, мы заблудились, и нет голоса, на который могли бы выйти из нашего заблуждения: книга молчит, падший дух, желая удержать нас в заблуждении, изглаждает из нашей памяти и самое знание о существовании книги. Спаси мя, Господи, взывал пророк, провидя пророческим духом наше бедствие и приемля лице желающего спастись, яко оскуде преподобный ( Пс. 11:2 )! Нет духоносного наставника и руководителя, который непогрешительно указал бы путь спасения, которому желающий спастись мог бы вручить себя со всей уверенностью!

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

сост. Т.Н. Семенова От составителя В настоящей библиографии представлены прижизненные и посмертные публикации текстов Святителя и литература о его жизни и творчестве, изданные на русском языке в 1847–2001 гг. в России и отчасти за рубежом. За пределами данной работы остались переводы сочинений святителя на иностранные языки. Материал систематизирован по следующим разделам: Творения: (Сочинения и письма: отдельные издания и публикации в сборниках и периодических изданиях); Материалы для изучения жизни и творчества: (Общие работы; Вологодский период, 1807–1833 гг.; Троице-Сергиева пустынь Санкт-Петербургской епархии, 1834–1857 гг.; Кавказская кафедра в Ставрополе, 1857–1861 гг.; Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, 1861–1867 гг.; История рода Брянчаниновых; Усадьбы Брянчаниновых; Воспоминания, записки и письма современников; Письма разных лиц свт. Игнатию); О сочинениях и письмах; Святитель Игнатий и русские писатели XIX века; Святитель Игнатий, его духовно-нравственное влияние: современники и потомки; Канонизация, прославление: (житие, службы, акафист, иконы, освящение церквей; Общество по изучению православной культуры им. Игнатия Брянчанинова) ; Образ святителя Игнатия в художественной литературе и изобразительном искусстве; Справочные и библиографические издания. Внутри разделов литература расположена в хронологическом порядке, в пределах одного года – в алфавите авторов и заглавий. Переиздания во всех разделах помещены в хронологическом порядке (за исключением 144, 174, 626, 667, 797:956). Все материалы библиографии описаны de visu, исключения отмечены звездочкой. Библиографическое описание дается по принятой системе. Для выявления материала были просмотрены государственные библиографические указатели Книжной палаты, текущие указатели ИНИОН РАН, отраслевые и тематические библиографические пособия (см. раздел «Библиографические и справочные издания»), а также каталоги и картотеки Российской национальной библиотеки; Библиотеки Академии наук России; Библиотеки С.-Петербургской Духовной академии; Российской государственной библиотеки (Москва); Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (Москва); Библиотеки Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные журналисты, писатели, режиссеры - это тоже своего рода миссионеры На вопросы " Религии и СМИ " отвечает епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан 15.10.2007 414 Время на чтение 3 минуты - Ваше Преосвященство, какие СМИ будут представлены на предстоящем Первом православном фестивале прессы Юга России? - В первую очередь, те СМИ, которые освещают религиозную, православную тематику. Это газеты, журналы, телевизионные программы из Южного федерального округа, как церковные, так и светские. Будут специалисты не только из ЮФО, но и приглашенные нами из Москвы . - Какова главная цель этого фестиваля? - Что такое фестиваль? Это площадка, где люди будут делиться опытом работы в своих регионах. Нередко бывает так, что в тех или иных епархиальных СМИ бьются над какой-то задачей, а для кого-то это уже пройденный этап и они знают как добиться цели. Важно ощутить поддержку, увидеть, что мы не одиноки, ближе познакомиться друг с другом, а затем и завязать конкретные деловые отношения. Здесь может быть и обмен видеопродукцией и какими-то тематическими материалами. Наверное, было бы интересно узнать в Астрахани или Калмыкии об опыте духовной жизни Северного Кавказа, и наоборот. Вот в чем суть фестиваля. Фестиваль - это форум, который помогает сблизиться, понять, увидеть и взаимодействовать. А затем и наметить пути для дальнейшего сотрудничества. При этом очень важно, чтобы была выработана какая-то платформа. - Почему фестиваль приурочен именно к 200-летию со дня рождения святителя Игнатия Брянчанинова? - Наша епархия - это край святителя Игнатия. Совершенно особая духовная личность, он трудился на Кавказе в не очень спокойное время. Святитель Игнатий Брянчанинов известен не только как епископ, но и как талантливый духовный писатель и даже общественный деятель. Слишком много неизученного из его наследия еще лежит под спудом. Наше общество, наша православная общественность мало знают о святителе Игнатии. А ведь в его жизни и трудах содержится неимоверно богатый материал для духовной жизни, для осмысления сегодняшнего дня, русской души, православного видения, взаимоотношений православного Востока с протестантским и католическим Западом. Святитель Игнатий поднимал все это вопросы, которые актуальны и на сегодняшний день.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Письмо 92 Ваше Высокопреподобие! Отец Игумен! Почтеннейшее письмо Ваше получено мною 24-го сего Января, и на оное имею честь Вас уведомить, что дело о завещанных Коллежским Советником Описка, нужно Ларионовым) в пользу Лаврентьевского и Малоярославецкого Николаевского Монастырей 10 т. рублях находится в рассмотрении 7-го Департамента Сената, что в Москве, коему подчинена Калужская губерния; а поэтому и советую Вам немедленно принять меры о ходатайстве в упомянутом 7-м Департаменте Сената в Москве, а между тем я узнаю, какое последовало по оному делу мнение Г-на Обер-Прокурора Святейшего Синода, и Вас непременно вскоре уведомлю. С истинным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий Января 26-го дня 1840 года Троицко-Сергиева пустыня. Письмо 93 Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и вселюбезнейший Отец Игумен! Когда получил я приятнейшее письмо Ваше, тогда лежал на одре тяжкой болезни, – и хотя любовию, дышущею в письме вашем, до глубины сердца был тронут, однако никак не мог отвечать собственноручно. Не желая, впрочем, оставить Вас в недоумении относительно прописанного в письме Вашем деле, поспешил по скорейшей справке уведомить Вас,– что, вероятно, Вы и получили. Благоволите наблюсти за сим делом в Москве, и когда оно перешлется в Петербург к Министру юстиции, потрудитесь немедленно меня уведомить. Доложите его Преосвященству, что я почитаю себя одолженным особою Его Святительства; и потому исполнение по силе Его Архипастырского поручения для меня будет приятнейшим долгом и послушанием. Поздравляю Вас, почтеннейший отец Антоний, с приятием Игуменского сана, что случилось не без особенного Промысла и воли Божией. Да дарует Вам Господь благоденствие и обильный духовный плод. Прошу продолжения братской любви Вашей, прошу Святых молитв Ваших, в коих весьма нуждаюсь: ибо живу близ моря житейского, волнуемого и обуреваемого многоразличными ветрами. О. Иоанникий прибыл благополучно в Петербург, принят Преосвященным Митрополитом весьма благосклонно,– и у нас, грешных, в шумной обители Сергиевской погостил денька два, утешая и утешаясь взаимною любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf О препятствиях в духовной жизни и о стремлении к благодати 190 Всем известно «Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», написанное святителем Игнатием (Брянчаниновым) . Оно начинается замечательными, очень важными словами, которые в свое время произвели на меня сильнейшее впечатление. Святитель Игнатий говорит о том, что многие, находясь долгое время в монастыре, не только не преуспевают в добродетелях, но и приобретают страсти, каких не имели до прихода в обитель. Такое случается с теми, у кого нет покаяния. Конечно, чаще происходит так, что в монастыре человек обнаруживает в себе те страсти, которые у него уже были. Раньше они действовали скрыто, потому что человек, живя в миру, руководствовался своей волей и тем самым как бы «сглаживал» проявление страстей. Когда же он, придя в монастырь, отрекается от своей воли, то под действием тех требований, которые предъявляет к нему монастырский устав и вообще монашеский образ жизни, его страсти, так сказать, выходят на свет Божий. Такое происходит по большей части в первое время пребывания в обители. Конечно, не в первый месяц, но постепенно страсти обнаруживают себя. Человек должен относиться к этому не то чтобы спокойно, но благоразумно, понимая, что благодаря молитве и, в особенности, послушанию, отсечению своей воли в нем теперь всего лишь проявляется то, что раньше было скрыто. Но иногда все происходит иначе, гораздо печальнее, опаснее и страшнее. Человек долгое время как будто прилежит к духовной жизни и ожидает хотя бы некоторого преуспеяния (и другие от него этого ждут), но преуспеяния не происходит, более того, человек развращается. Святитель Игнатий говорит, что покаяние – главная причина преуспеяния и главная добродетель, как бы совокупляющая в себе все прочие. А отсутствие покаяния как раз является причиной того, что человек не преуспевает. Под покаянием следует понимать не только сокрушение, печаль, а может быть, даже и плач о своих грехах, но и борьбу с грехом – постоянное сопротивление ему. Однако, даже понимая это, мы часто обнаруживаем, что у нас нет такого состояния. Соответственно нет и преуспеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010