Письмо 1 Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе отец Макарий! Исполненное любви письмо Ваше от 13 декабря я имел удовольствие получить. Приношу покорнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с наступившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.-Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в нашей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители. Прося Ваших святых молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренному братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший послушник архимандрит Игнатий. 23 декабря 1841 года Письмо 2 Достопочтеннейший отец Макарий! Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии я получил. Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца. Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобия покорнейшим ко услугам арх. Игнатий. 6 апреля 1842 года О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв. Письмо 3 Христос Воскресе! Возлюбленнейший о Господе отец Макарий с прочею о Христе единомудренною братиею! Усерднейше поздравляю Вас с протекшим Праздником праздников и Торжеством всех торжеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14 апреля я получил сего 28 и на оное ответствую. Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен, но скрытность сия, происходящая от бестолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, – светская скрытность сия мало-помалу от чтения отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма успокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно – предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письма архимандрита Игнатия (Брянчанинова), настоятеля Сергиевой пустыни, графу Д. Н. Шереметеву Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Переписка архимандрита Игнатия с графом Шереметевым охватывает преимущественно последние годы настоятельства в Сергиевой Пустыни 1 . Это время окончательного восстановления обители после долгого запустения, оно достаточно хорошо изучено. В литературе последнего времени утвердилась точка зрения на то, что Сергеева Пустынь во времена настоятельства архимандрита Игнатия не только духовно, но и материально процветала 2 . Тем не менее из содержания публикуемых писем видно, что это благосостояние обители было далеко не так однозначно. Сложные отношения будущего Святителя с высшей церковной иерархией сложились, возможно, из-за того, что по повелению императора Николая I монастырь со всеми доходами, ранее отданный викарному епископу при Санкт-Петербургском митрополите, был передан в полное управление архимандриту Игнатию с компенсацией викарию денежного содержания из казны 3 . Земельная тяжба, о которой упоминается в письмах, была связана с возвращением незаконно захваченной казенными крестьянами монастырской земли. Архимандрит Игнатий выступил как “поверенный преподобного Сергия” в этом деле и уступил часть монастырского достояния крестьянам, не желая “причи­нить огорчения крестьянам переселением их, чему простые люди не иначе повинуются, как предаваясь неутешной печали и горьким слезам” 4 . Среди жертвователей обители до сей поры было неизвестно имя графа Д. Н. Шереметева, который, по признанию Святителя, был крупнейшим тайным благотворителем Сергиевой Пустыни. Но значительно важнее его духовная связь с великим русским святым, оказавшаяся обойденной вниманием исследователей жизни и творчества святителя Игнатия. По всей видимости, причина этого заключается в том, что эта переписка не была включена в собрание писем епископа, которых до последнего времени насчитывалось около 800 автографов 5 .

http://pravmir.ru/pisma-arhimandrita-ign...

«Аскетические опыты» епископа Игнатия написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение, не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ. «Ты приходишь! — я не вижу образа пришествия Твоего, вижу Твое пришествие…» — писал об «Аскетических опытах» Игнатия (Брянчанинова) Флоровский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предваряет свои «Аскетические опыты» следующими словами: «Читатель, знакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию Опытах изложено учение святых Отцов о науке из наук, о монашестве, — учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы Боговдохновенными наставниками, а ныне, — замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами, — монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве. Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита. Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространились в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, — по согляданию монашеской жизни, какою она является в святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Письмо 74 Ваше Преподобие! Боголюбивейший Отец Моисей! Приятнейшие ваши строки, при казенном пакете приложенные, и самое доставление онаго было для нас новым свидетельством той христианской любви и того искреннего и прямодушного благорасположения, под покровом которых мы жили в вашей Богоспасаемой обители. Не нужно в пространных словах изъяснять пред Вами нашу благодарность; ваше собственное сердце может вас уверить гораздо лучше всяких слов. При помощи ваших молитв окончили мы наше путешествие благополучно, больный с Троицкой Лавры стал ходить, а на место приехал почти здоровым. Просим покорнейше засвидетельствовать наше искреннейшее почтение о. Антонию и благодарность за его любовь. Сделайте одолжение, скажите наш усерднейший поклон скитским о. Леониду и о. Гавриилу,– также много пособлявшему нам с вашего благословения в келейных потребностях, о. Митрофану. И наконец,– препоручая себя вашим молитвам и желая вам всех благ, с сердечною преданностию и почтением, честь имеем пребыть Вашими покорнейшими слугами Дмитрий Брянчанинов и Михаил Чихачев Октября 26 дня 1829 г. Письмо 75 Ваше Преподобие! Почтеннейший Отец Моисей! Странствующий брат Демутье сказывал мне от Вас поклон. Весьма Вас благодарю и весьма рад, что как Вы, так и прочие старцы благополучны и здоровы. Вам известно, что живущий в Оптииском Ските рясофорный Монах Иоанн единственно ради меня у вас остался, что имел я к нему особенную любовь, равно и он ко мне. И потому прошу Вас убедительно отпустить чадо мое ко мне, отпустите его с миром! Я в совершенной уверенности, что если вы его, вкупе со старцем его, ко мне отпустите, то он, будучи питомец послушания, яко на крыльях ко мне полетит и прибытием своим крайне меня утешит. Может быть, я могу быть в чем-либо для Вас полезен, то за ваше одолжение постараюсь послужить со всяким усердием. О. Антонию, братцу Вашему, мой усердный поклон, и в знак памяти прошу принять по сей же почте посылаемую печать, равно как и я имею от него финифтяный образок. Пожелав вам всех благ и прося святых молитв, имею честь быть Ваш покорный слуга и Богомолец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Автор данного труда – епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в 5 томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Данное сочинение – " Слово о человеке " – не вошло в 5-томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии. Епископ Игнатий излагает учение о человеке на основании Предания Православной Церкви – Священного Писания и творений Святых Отцов. Все неправославные и тем более нерелигиозные концепции человека им просто не рассматриваются – они отнесены им к " измышлениям падшего человеческого разума " . Впрочем, находясь в русле святоотеческой традиции, его антропология имеет свои особенности. Святителя интересуют в первую очередь пути исцеления души человеческой от греха, вопросы пастырской практики и аскетики. Вот почему из Святых Отцов по данной теме ему наиболее близки святой Иоанн Златоуст, преподобные Макарий Великий и Исаак Сирин. Основополагающая идея учения о человеке епископом Игнатием взята у святого Апостола Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1454...

Виктор Афанасьев Скачать epub pdf Глава первая Как мы нередко встречаем в житиях святых, святитель Игнатий был у родителей вымоленным у Господа чадом. Его отец, родовитый дворянин и помещик Александр Семенович Брянчанинов, и мать, София Афанасьевна (также из рода Брянчаниновых) сочетались браком в весьма раннем возрасте. Двое первых младенцев у них умерли, и затем наступило долгое бесчадие. Брянчанииовы были люди благочестивые. Желая иметь детей, они начали усердно молиться о том Богу и посещать монастыри, расположенные в той же Вологодской губернии, где находилось их имение. Они проводили по несколько дней в обителях северной Фиваиды Свято-Духовском, Глушицком, Лопотове, Прилуцком и других монастырях. Господь услышал их. 6 февраля 1807 года у них родился сын, которому дали имя в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. А потом появились у него братья и сестры. Детство свое святитель Игнатий провел в родном селе Покровском, расположенном к югу от Вологды в Грязовецком уезде. Конечно, родители нанимали наставников и учителей, готовили отрока к поступлению в одно из столичных военных училищ, но он, легко и даже охотно усваивая точные науки и проявляя при этом блестящие способности, любил более всего одинокие прогулки в старинном парке имения и окрестностях села. Скудная природа русского Севера не казалась ему бедной. Он с любовью вслушивался в шум листвы и птичьи голоса, в шорох травы и плеск ручья под обрывом. Иногда подолгу сидел на камне среди могильных плит и склепов родового кладбища возле церкви Покрова Богородицы. Все вокруг говорило ему о Творце. Душа его устремлялась к Богу. Здесь таинственно, как бы сами собой, зародились те стремления и качества, которые потом возросли и укрепились в душе святителя. Позднее, уже архимандритом, он писал: «Как помню себя с детства – телесные чувства мои не были восприимчивы, слабо действовал на меня посредством их вещественный мир. Я был нелюбопытен, ко всему холоден... Я сотворен, чтоб любить души человеческие, чтоб любоваться душами человеческими!. Для лица и для всею вещественного, – писал святитель одному иноку в 1847 году, я точно хбез глаз. Черты физиономий как раз забываю; черты души, и самые тонкие, остаются запечатленными в памяти». Это качество очень существенное и редкое как бы естественная обращенность всех чувств человека к духовному. Такой дар получил он от Господа еще в отрочестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сегодня мы начинаем серию бесед, объединенных одной общей темой - об основах духовной жизни. Конечно, тема эта очень широкая, глубокая, и я не претендую на то, чтобы лучше святых отцов изложить это жизненно важное учение, но желаю лишь, подчеркивая основные моменты, во всем следуя святым отцам, так сказать, ввести вас в курс дела. И ни в коем случае не следует думать, что мои беседы могут заменить чтение Добротолюбия и творений таких святых отцов, как святитель Игнатий, авва Дорофей или Иоанн Лествичник. Цель моих бесед - сориентировать вас в этом святоотеческом чтении, в этом теоретическом руководстве. Опираюсь я прежде всего на сочинения русских духовных писателей, живших в более близкое к нам время (хотя, безусловно, не только на них), как-то: на беседу преподобного Серафима Саровского " О цели христианской жизни " , на творения святителя Игнатия Брянчанинова, - поскольку эти люди подводили своего рода итог. Надо сказать, что учение таких подвижников, как преподобный Серафим Саровский или святитель Игнатий, нисколько не выходит из русла древнего православного аскетического и нравственного предания, идущего от апостолов, но представляет собой его интерпретацию, осуществленную с одной лишь целью - применить его к современному человеку, напомнить те истины, которые содержатся в апостольском Предании с самого основания Церкви Христовой. Святитель Ириней Лионский говорит, что святые апостолы вложили в Церковное Предание совершенно все христианское учение, всю полноту своих знаний, наподобие того, как богатый человек кладет в свою сокровищницу все, что имеет. Поэтому ничего принципиально нового в Православной Церкви не появляется. Если пользоваться языком современным, общепринятым, Православная Церковь сугубо традиционалистская. Может возникнуть что-либо новое лишь по форме, допустим какое-то новое молитвословие. Будет написан, например, канон Божией Матери (я имею в виду канон, читаемый во время богослужений или келейно), но по сути в этом каноне, если он является истинно православным молитвословием, должно содержаться то же самое учение о Божией Матери, какое было известно христианам первого столетия - ученикам святых апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

Скачать epub pdf Не бывает малых заповедей и ничтожных людей 33 Сегодняшняя беседа коснется бесконечно обширной темы – любви к ближнему. Эту любовь часто отождествляют с самим христианством. Святитель Иоанн Златоуст , обращаясь, конечно же, к мирянам, говорит, что исполнение евангельских заповедей нужно начинать в своей семье. То же самое можно сказать и о монашествующих: исполнение заповедей начинается в своем братстве или сестринстве. Вся жизнь человека проходит в сравнительно узком кругу людей. Мирянина окружают родственники, соседи, сотрудники. Постоянно человек общается, может быть, с несколькими десятками своих знакомых, и по отношению к этим людям он либо исполняет заповеди, либо, наоборот, нарушает. Круг общения монашествующих еще более ограничен: они живут в замкнутом обществе, каждый день на послушании встречают одних и тех же людей, видят соседей по корпусу. Уйдя из мира, отрекшись от него, мы обезопасили себя от самых грубых и тяжких грехов, но не лишились самой возможности грешить. Поэтому нам надо внимательно следить за собой, за тем, как мы относимся к сестрам во Христе. В этом и заключается евангельская жизнь. Мы думаем, что исполнение Евангелия состоит в чем-то великом, и смотрим на евангельские заповеди как на нечто почти невыполнимое и величественное, даже непостижимое. В каком-то смысле это действительно так. Однако можно рассуждать иначе. В Нагорной проповеди Спасителя есть такое изречение: Кто будет учить и исполнять (учить других и исполнять сам эти малые заповеди. – Схиигум. А.), тот наречется великим в Царствии Небесном, а кто нарушит одну из малых сих заповедей, тот меньшим наречется в Царствии Небесном (см. Мф. 5, 19 ). Почему заповеди названы малыми? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что малыми они названы потому, что просты по своему изложению, переданы ясным языком, понятным даже человеку необразованному, простому. Мне кажется, что слово «малые» имеет еще одно значение, хотя и второстепенное в сравнении с тем, на которое указывает святитель Игнатий. Вспомним еще одно изречение Спасителя: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18, 10 ). Малым назван ничтожный, презренный в наших глазах человек, который на самом деле велик, потому что его ангел молится о нем Богу. То, что в глазах большинства людей кажется ничтожным, ничего не значащим, в глазах Божиих велико. Часто истинно смиренные люди бывают презираемы. Так, например, в неизвестности, смирении жил наш уральский святой – праведный Симеон Верхотурский, в презрении, уничижении жил знаменитый и очень почитаемый в России святой – Алексий, человек Божий. Можно было бы привести много других примеров, скажем юродивые, которых все считали за сумасшедших и презирали: Андрей Христа ради юродивый, Василий Блаженный. Может быть, сотни людей, считавшиеся самыми ничтожными, на деле были великими угодниками Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо протодиакону Андрею Кураеву в защиту монашества 23.04.2012 4351 Время на чтение 16 минут Прежде публикации в СМИ это письмо было направлено на электронный адрес протодиакона Андрея Кураева. Однако с его стороны не последовало ни ответа, ни раскаяния, ни удаления записи в блоге, содержащей нападки на православное монашество. Поэтому теперь письмо игумена Сергия (Рыбко) публикуется открыто. Уважаемый о. Андрей! Вернее, простите, больше мной... не уважаемый. Не хотелось бы писать такие вещи в дни Страстной Седмицы и преддверии великого дня Светлого Христова Воскресения. Но не могу молчать после Ваших хулений на русское монашество: Именно хулений, по-другому я это назвать не могу. Вы - великий талантливый миссионер, человек, несомненно, обладающий даром слова, много сделавший для Церкви. Но я все больше убеждаюсь, что Ваша «свобода во Христе» постепенно превращается в обыкновенную демагогию, а порой доходит до поношения Христианства. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вы похулили Духа Святаго, публично высказав сомнение в ежегодном схождении Благодатного Огня на Гробе Господнем в Иерусалиме. Неоднократно Вы хулили Духа Святаго, выражая сомнения в некоторых чудесах и случаях, описанных в житиях святых. Вы, будучи человеком ученым, конечно же, имеете право на свои критические исследования и сопоставления, но лично меня, как человека простого, ваши сомнения вводят в соблазн. Неоднократно Вы хулили причисленного к лику святых, очень дорогого моему сердцу духовного писателя - святителя Игнатия (Брянчанинова). И именно Вам, о. Андрей, принадлежит саркастическая фраза, смысл которой заключается в том, что книгу творений епископа Игнатия нужно, благочестиво облобызав, поставить на полку, как не имеющую отношения к реальной жизни. Видимо, Вы, о. Андрей, ограничившись в лучшем случае беглым просмотром, никогда и не читали сочинений великого святителя, отца современного иночества, на книгах которого выросли многие Новомученики и Исповедники из числа монашествующих. Например: преподобноисповедник Никон Оптинский (Беляев), преподобноисповедник Игнатий (Лебедев), священномученик Игнатий (Садковский), подвижники благочестия иеросхимонах Стефан (Игнатенко) и игумен Никон (Воробьев). Этот список можно продолжать и продолжать. И Вы просто не понимаете значения этого святого для духовной жизни христиан, которым выпал удел нести исповедание своей веры в XX веке.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трудно вам идти против рожна! 15.09.2007 692 Время на чтение 4 минуты Что подвигло г-на Душенова и г-на Назарова выступить с обличениями от имени " клириков, монашествующих и мирян " чукотской епархии? Любовь к Богу? Или любовь к ближним? Чем руководствовался епископ Диомид, когда задним числом покрыл своим благословением их дерзкую и беззаконную инициативу - обратиться от его имени ко всей полноте Русской Православной Церкви? Великий наставник и учитель православных христиан, святитель Игнатий Брянчанинов, в своих духоносных сочинениях много внимания уделил главнейшему вопросу церковной жизни - благодатности человеческой веры, различию плотской и духовной ревности и любви к Богу и ближним. В одной из статей он обличает неразумных и дерзких ревнителей: " Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности - безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники " . Святитель Игнатий в своей жизни часто сталкивался с этим, скрытым для многих, но совершенно реальным видом отступничества от Христа. Поэтому тема повсеместной подмены духовного делания плотским, душевным более всего волновала его боголюбивое сердце. К сожалению, именно теперь эта подмена стала очень характерным явлением церковной жизни. Она является причиной бедственной склонности к заблуждением великого множества мнящих себя быти верующими священников, мирян, и даже епископов.

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/15/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010