Мир души любого человека – сокровенный и обычно закрытый для посторонних. Особенно – внутренний мир монаха, – того, кто избрал для себя служение Единому Богу. Святитель Феофан Затворник определяет монаха следующим образом: «Один Бог да душа – вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах». Монашеская лира раскрывает перед нами внутреннюю, сокровенную часть человеческой души, ибо поэзия не лукавит, говорит о самом главном. Для человека верующего – это путь к Небу, к Богу – Источнику всех духовных устремлений. В небольшом очерке «Христианский пастырь и христианин художник» святитель Игнатий (Брянчанинов) в форме диалога Художника и Пастыря раскрывает внутреннюю суть духовного служения Художника: «Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное – один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца – евангельские ощущения. Первое дается изучением евангельских заповедей, второе – исполнением их на самом деле. Когда усвоится таланту евангельский характер – а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою – тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято . Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себе, проникнуться им» . Духовная поэзия – это отражения небесного света, который видит и стремится передать поэт. Как писала игумения Таисия (Солопова), духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, «…небесной лиры звуки как бы беседуют с душой». Свой небольшой поэтический альбом в 1931 году схиигумения София (Гринёва) передала на хранение семнадцатилетнему юноше Михаилу Даниловичу Нечитайленко. После всенощного бдения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которое было отслужено в доме у одной прихожанки, матушка София благословила верующих разойтись ночевать к разным знакомым. А наутро стало известно, что ночью ее арестовали…

http://pravoslavie.ru/105744.html

Архив Пн В Сретенском монастыре г. Москвы прошло очередное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри 30 ноября 2023 г. 11:50 29 ноября 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось очередное собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В президиуме находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , митрополит Омский и Таврический Дионисий , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) , настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Открывая собрание, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предстоящие труды и пожелание Предстоятеля Церкви обсудить в неформальной обстановке волнующие современное монашество вопросы. Приветствовав участников, митрополит Каширский Феогност предоставил слово игумении Иулиании (Каледе). В своем сообщении игумения Иулиания напомнила, что традиционно по рекомендации Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений Синодальный отдел по монастырям и монашеству в рамках регионального этапа проводит собрание с участием епархиальных ответственных за работу с монастырями. В наступающем 2024 году тема XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В качестве тем для регионального этапа были предложены следующие: «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества (святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Андрей Рублев и др.)»; «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни (преподобный Паисий (Величковский), Оптинские старцы, Глинские старцы и их преемники и др.)»; «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (искусство трезвения, созидательный труд по послушанию со смирением и благодарением Бога и пр.)»; «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)».

http://patriarchia.ru/db/text/6081384.ht...

В Сретенском монастыре г. Москвы прошло очередное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри 30.11.2023 18:14:32 МОСКВА 29 ноября 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось очередное собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В президиуме находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, митрополит Омский и Таврический Дионисий, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Открывая собрание, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предстоящие труды и пожелание Предстоятеля Церкви обсудить в неформальной обстановке волнующие современное монашество вопросы. Приветствовав участников, митрополит Каширский Феогност предоставил слово игумении Иулиании (Каледе). В своем сообщении игумения Иулиания напомнила, что традиционно по рекомендации Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений Синодальный отдел по монастырям и монашеству в рамках регионального этапа проводит собрание с участием епархиальных ответственных за работу с монастырями. В наступающем 2024 году тема XXXII Международных Рождественских образовательных чтений — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В качестве тем для регионального этапа были предложены следующие: «Отражение опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества (святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Андрей Рублев и др.)»; «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни (преподобный Паисий (Величковский), Оптинские старцы, Глинские старцы и их преемники и др.)»; «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры (искусство трезвения, созидательный труд по послушанию со смирением и благодарением Бога и пр.)»; «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)».

http://radonezh.ru/2023/11/30/v-sretensk...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви Антология Второе издание, исправленное и дополненное Содержание Предисловие составителя ко 2-му изданию В.Ф. Федоров. Православие: PRO ЕТ CONTRA. Фундаментализм и творческая свобода в российском Православии Православное творчество Творчество как необходимое условие выхода из кризиса Разномыслие в Православии Православие как цивилизация Народ и интеллигенция Православие, свобода и либерализм Православие, ревнительство и борьба с «модернизмом» Православие и веротерпимость Православие и социально-политическое устройство государства Мечты о возрождении духовной культуры России Pro et contra в догматическом богословии. Имяславие в Православии Святитель Игнатий (Брянчанинов). О Православии Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). О современности в отношении к православию Статья первая Статья вторая К.П. Победоносцев. Церковь и государство II VI Н.И. Барсов. Православие Н.Ф. Федоров. О православии и Символе Православный погребальный обряд и его смысл В.В. Розанов. Русская церковь . Христианский социализм в России С.Н. Трубецкой. О современном положении Русской церкви Протоиерей Стефан Остроумов. Веротерпимость Православия А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский. Православие I II III Архиепископ Никон (Рождественский). Чем больна наша матушка Россия? Е.Н. Трубецкой. Старый и новый национальный мессианизм I II III IV V Н.Н. Глубоковский. Православие по его существу I II Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской церкви Протоиерей Иоанн Восторгов. Истинный патриотизм Е.Н. Трубецкой. О христианском отношении к современным событиям В.Ф. Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием II III IV Протоиерей Иоанн Егоров. Православие и жизнь в нем. Л.П. Карсавин. О сущности православия 1 5 12 В.В. Зеньковский. Православие и культура Идея православной культуры 1 2 Л.П. Карсавин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 1. Богозданный человек 1. Что есть человек? Человеку необходимо познать самого себя. Без этого он не может ни осуществиться как личность, наделенная разумом, ни осмыслить окружающий мир, ни познать Бога. Святые Отцы говорят о тесной связи между самопознанием и постижением Бога. «Кто знает самого себя, тот знает и Бога», – пишет святой Антоний Великий (PG 40, 1009А). «Хочешь ли познать Бога? Познай себя», – говорит Евагрий Монах (Добр. I, 444). Преподобный Симеон Новый Богослов неоднократно повторяет эту мысль: «Если ты самого себя не знаешь.., то как познаешь Творца? (Hymn.23, 527). Он подчеркивает важность внимательного изучения всего, что относится к человеку: «Собрав ум, постигни себя самого, или лучше – философствуй о себе и о своем» (Hymn.21, 391). Приступая к изучению себя, человек не может не остановиться перед таинственностью и противоречивостью собственной природы. Он не знает ни своего прошлого – того, что было до его рождения, ни будущего – что произойдет после его смерти. Он может подчинить себе животный мир, но не властен над собственным телом. Он стремится к счастью, но подвержен страданиям. Жаждет бессмертия, но умирает. Он – «плоть от плоти» этого видимого мира, высшая ступень в иерархии живых существ, населяющих землю, но слышит в себе дыхание иного мира – невидимого и неизведанного, но влекущего и желанного. Мотив изумления перед человеком часто звучит на страницах святоотеческих писаний. «Кто я был? – спрашивает святитель Григорий Богослов , – Кто я теперь? И чем я буду...? Я существую. Скажи: что это значит..? И ты, душа моя.., откуда и что такое?» (PG 37, 757–760). Непостижимость человека выражена святым Григорием Нисским : «Легче узнать небо, чем самого себя» (PG 44, 257 С). Святитель Игнатий Брянчанинов называет человека «тайной для самого себя». «Кто я? – восклицает он, – Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования» (БТ 285). Преподобный Симеон, философствуя «о себе и своем», тоже нередко замирает в недоуменных вопрошаниях. Его удивляет не только душа, но и тело человека: «Кто объяснит мне, как Он создал меня от начала..? Как, скажи мне, из брения (составил) кости, как – нервы, как – мясо и жилы, как – кожу, волосы, глаза, как – уши, губы, язык? Как голосовые органы и твердость зубов при помощи дыхания ясно образуют членораздельную речь..? Как ум связан с плотью, и как плоть несмешанно и неслиянно срастворена с нематериальным умом?» (Hymn. 31, 124–136). Святой Симеон ощущает непостижимость рождения, жизни и смерти человека: «Начало жизни у меня – конец, и конец у меня – начало. Откуда я прихожу – не знаю, где нахожусь – не ведаю, и куда потом пойду – не знаю я, жалкий» (Hymn. 42, 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Д.А. Авдеев Приложения Святые отцы об унынии Уныние – от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных бесед или от пресыщения чрева. Преподобный Исаак Сирин Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. Преподобный Исаия Отшельник Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти. Святитель Иоанн Златоуст Скорби находят и за прежде бывшие грехи, принося с собой то, что соответствует каждому прегрешению. Преподобный Марк Подвижник Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное следствие, естественную принадлежность греха, подобно тому как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Впрочем, (эта страсть) иногда происходит от предшествующего порока – гнева – или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Духовные врачевства Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль. Не печалится воздержанный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, – почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела. Плавильная печь очищает неочищенное серебро; а печаль по Богу – сердце, сущее в грехах. От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Жизнь и учение уральских старцев Святые отцы о значении старчества Все святые отцы Православной Церкви единодушны в том, что удобнейшим путем спасения для христианина является следование за опытным наставником. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если в человеческих науках и искусствах мы «не можем сами собой преуспеть... но имеем нужду в учителе и указателе, то не безумно ли думать, что не требует учителя труднейшая из всех наук, наука духовная? » 1 . Вторит ему и преподобный Иоанн Лествичник : «Как не имеющий путеводителя удобно заблуждает на своем пути, хотя бы и весьма был умен, так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал» 2 . А кто не помнит ставшего знаменитым благодаря своей краткости и предельной точности высказывания преподобного аввы Дорофея : «Я не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе» 3 . «Имже несть управления, падают, якоже листвие; спасение же во мнозе совете» (см. Притч. 11, 14 ) 4 , – подтверждает словами Священного Писания свою мысль святой отец. Подобные высказывания не единичны. Это учение, характерное для всего Предания Православной Церкви 5 . Святитель Филарет Московский пишет, что в высшем, духовном значении под именем послушания разумеется последование воли человеческой, как сотворенной и зависимой, воле Божией, как творческой и вседержавной. Воля Божия непогрешительна. Следовательно, послушание воле Божией ведет человека ко всякому благу. Первозданный человек в раю привык слушать слово Самого Бога, в Нем находя себе Наставника, Ему самоохотно и беспрекословно повинуясь и веруя без рассуждения. В последовании сотворенной воли человека воле Божией заключался источник его благоденствия. Но «он пал с высоты своего блаженства. Его воля отпала от воли Божией и впала в чувственные пожелания. Преслушание, грех , смерть – это звенья одной цепи» 6 . По падении в естестве человеческом произошло глубинное смешение природного добра с привнесенным злом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что естество наше отравлено грехом, «все в человеке пришло в расстройство; все действует неправильно; все действует под влиянием лжи и самообольщения. Отделение собственными усилиями прившедшего зла от природного добра соделалось для человека невозможным» 7 . «По этой причине нам нужен наставник, который бы вывел нас из нашей сложности, из нашего лукавства» 8 . Таким образом, как началом общей нашей болезни была утрата послушания, так и врачеванием является приобретение этого свойства. Преимущества послушания наставнику очевидны, даже если рассуждать с точки зрения одного только здравого смысла. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Заключение Изучая жизнь и творения приснопамятного епископа Игнатия (Брянчанинова) , невольно склоняешься перед величием его духовного образа. В нём мы видим редкое сочетание многих естественных дарований и приобретенных целожизненным подвигом христианских добродетелей. Был святитель Игнатий причастником и благодатных даров. От природы он имел светлый ум, любвеобильное сердце и поэтический талант. Эти дарования Брянчанинов не принес в жертву суете и тлению, а посвятил Богу и близким. Он от юности отдал себя с редким самоотречением на службу Господу и Его Святой Церкви. Всецело руководствуясь в своей подвижнической жизни нравственным преданием Православной Церкви, святитель-аскет опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность и многие другие добродетели. Его же непоколебимая детская вера достойна благоговейного удивления. Способность владыки Игнатия видеть состояние человеческих душ и руководить их ко спасению, а также его проникновение в будущую судьбу Церкви являются дивным и благодатным даром. Все перечисленные и многие другие дарования почившего Владыки привлекали к нему людей, имевших жажду духовной жизни. Лучшие современники видели в нём истинного светильника христианства и всей душой стремились прилепиться к нему. Многие ревностные иноки, религиозная интеллигенция и простой глубоко религиозный народ составляли большую духовную семью богомудрого Архипастыря. Духовный авторитет и влияние Владыки среди своих пасомых были велики. Современники высоко ценили разнообразные выдающиеся дарования еп. Игнатия. Один из них писал о нём: «Он бы мог быть новым Ришелье, и мог бы управить не хуже знаменитого кардинала кормою царства; мог бы даже быть и Никоном на время, но этого и не попустил Господь». Так думали о Владыке некоторые его современники, но сам он никогда не помышлял о духовной карьере, земной славе. Его душа с детства жаждала уединения и истинных монашеских подвигов в полной неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Реплика на статью Александра Кудрявцева " Тьмы низких истин нам дороже... " 06.03.2007 503 Анализируя фильм «Остров», Александр Кудрявцев справедливо выступает против его " канонизации " , но с отрицательной оценкой, с тезисом, что фильм утверждает некую «правду котельной» нельзя согласиться. В начале статьи ставится принципиально важный вопрос: " Да как ее сыграть - святость? " И далее по сути обосновывается очевидный ответ: нет, нельзя. В качестве аргументации перечисляются многочисленные огрехи фильма: и конфликтов не должно быть, и котельная не та, и поют плохо и т.д. Вроде бы все правильно, но не убедительно. Да святость нельзя сыграть, но что же тогда понравилось зрителям, почему " Остров " всколыхнул зрительскую аудиторию? После просмотра фильма я перечитал замечательную работу святителя Игнатия (Брянчанинова) " Христианский пастырь и христианин-художник " . Святитель пишет: " Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут " . Какое точное наблюдение, справедливое и для нашего времени, особенно если посмотреть на современное состояние киноискусства. Фильм " Остров " - редкая попытка показать добро. Редчайший случай - когда попытка оказалась удачной, фильм пробуждает добрые чувства ( гениальная пушкинская фраза), потому он и всколыхнул зрительскую аудиторию. Как возможно искусству изобразить добро? Святитель Игнатий пишет: " Когда усвоится таланту Евангельский характер, - а это сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, - тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято... Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им». Исполнитель главной роли П. Мамонов - человек воцерковленный, исповедуется, причащается, и воцерковление его действительно было сопряжено с большой внутренней борьбой. Без этого духовного опыта он вряд ли убедительно смог бы сыграть роль отца Анатолия.

http://ruskline.ru/analitika/2007/03/06/...

Закрыть Мы русские. Но с нами ли Бог? 26.05.2015 2297 Время на чтение 11 минут 1. Горит, горит царей столица Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере, всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия. И наобо­рот - покаяние, молитва, обращение к Богу поднимало дух на­рода и помогаю преодолевать тяжелейшие испытания. Еще ле­тописцы Киевской Руси предсказывали гнев Божий за кня­жеские усобицы, падение нравственности и отступление от евангельских заповедей. Что и подтвердилось татарским на­шествием. «Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша», - говорится в Лавретьевской и Новгородской летописях. В тех же летописях утверждается, что Бог смирил русскую землю нашествием безбожных иноплеменников. А со смирения началось и духовное возрождение, семена которого посеял в русские души преподобный Сергий Радонежский и его ученики. Деятельность игумена Всея Руси Сергия Радонежского способствовала объединению народа, укреплению веры в побе­ду, военным и политическим успехам. И все последующие события русской истории показы­вают, что за отступление от Православия грядет наказание, за обращение к Богу - прощение и помощь. Именно духовный упадок русских правителей и части народа в 17 веке привел к Смутному времени. Об этом свидетельствуют современники тех страшных событий. Так преподобный Галактион Вологодский предупреждал: «Православные, Господь Бог послал на нас гнев свой и воздвиг на нас языки польских и литовских людей за наши беззакония, вы же прибегните к покаянию и утвердите себя в воздержании и молитве». И взмолились о спасении нашего Отечества праведные православные христиане и вознес свой молитвенные воздыхания о русском народе святитель Гермоген. Тогда, как это было явлено святителю Арсению, архиепископу Элассонскому, заступничеством Богоматери «суд об Оте­честве нашем был переложен на милость». Однако в конце 18 века наше высшее общество вновь стало изменять православию. В России стало распространяться французское вольномыслие, масонские идеи. Особенно ими было заражено дворянство. Следуя западному либеральному мировоззрению, оно стало впадать в пороки, которые на Руси еще не знали. Свобода нравов привела это сословие к половой распущенности, вольномыслие к насмешкам над православной верой и критике в адрес Церкви. Среди придворных чиновников и офицерства распространились казнокрадство и самоуправство. Женщины, зараженные идеями равноправия, стали поддаваться чувствам похоти. И все это происходила под лозунгом подражания «просвещенной» Европе. Святитель Игнатий Брянчанинов с горечью и возмущением говорил: «И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим».

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/26/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010