По общей оценке Д.Е. Афиногенова, для свт. Германа «характерна гораздо более примирительная позиция в отношении иконоборцев, чем у прп. Иоанна Дамаскина : просматривается явное нежелание вывести вопрос на догматический уровень. Допустимость почитания икон в достоверно принадлежащих ему сочинениях не переходит в обязательность» 113 . Известный патролог А.И. Сидоров ( † 2020) подтверждал, что «в посланиях святителя Германа излагаются многие принципиальные аргументы в защиту иконопочитания, которые повторяются и развиваются последующими святыми отцами и православными писателями, выступающими против иконоборчества. Они также проливают свет на достаточно трудное положение святителя в церковно-политической ситуации той эпохи, когда императора Льва III поддерживало и определенное число иерархов, внутренне готовых предать Православие» 114 . Список литературы Источники Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение: Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. Послание Германа, архиепископа константинопольского, к Иоанну, епископу синадскому//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. С. 462–464. Послание Германа, архиепископа константинопольского, к Константину, епископу наколийскому//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. С. 465. Послание Германа, архиепископа константинопольского, к Фоме, епископу клавдиопольскому//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. С. 465–475. Epistole dogmatice//PG 98, col. 156–188. Литература Андреев А.И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с. Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. Заплатников С.В. Богословие иконы в посланиях патриарха Германа константинопольского //XX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2010. С. 192–195. Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества//Seminarium Kondakovianum: Сборник статей по археологии и византоведению, издаваемый семинарием имени Н.П. Кондакова . 1. Прага, 1927. 348 с. С. 35–48.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

Во время татаро-монгольсокого нашествия монастырь неоднократно подвергался разграблению. Так, в 1272 году были убиты игумен Серапион и 124 человека братии, тела которых были сброшены в Волгу, но, по сообщению монастырского летописца, тела мучеников речные воды не унесли и «по уходе поганых благочестивые христиане принесоша я в дом Пречистыя и погребоша я чесно». Страшный погром не прекратил монашескую жизнь. Постепенно, с возвышением Тверсокго княжества, вокруг монастыря разрастался город. После присоединения в начале XVI века Старицкого княжества к Москве младший сын великого князя Ивана III князь Андрей Иванович Старицкий изменил месторасположение монастыря и совершил большое каменное строительство. Первым архимандритом после татарского нашествия был Старицкий уроженец Герман, происходивший из знатного рода Полевых, в будущем архиепископ Казанский, человек простой, искренний, с твердым характером, ревностный подвижник. В 1550 году настоятелем монастыря стал постриженик архимандрита Германа архимандрит Иов (в последствии – Первый Патриарх Московский), также уроженец Старицы, с младенческих лет отданный родителями в монастырь на воспитание. Здесь на него обратил внимание государь Московский Иван IV Васильевич Грозный , неоднократно посещавший город и обитель. После изгнания святителя Иова из Москвы польскими интервентами он был радушно принят новым настоятелем монастыря преподобным Дионисием, в будущем игуменом Радонежским, который несмотря на приказ держать святителя «в суровости» с честью покоил его старость в течение двух лет до самой смерти святителя Иова 19 июня 1607 года. Во время правления патриарха Адриана в память пребывания в монастыре святителя Иова особой грамотой все назначаемые наместники возводились в сан архимандрита. В монастыре пребывал епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. Из стен обители вышли такие подвижники, как Святитель Герман, архиепископ Казанский, святитель Иов, первый Патриарх Московский , преподобный Дионисий Радонежский. В 1809 году в монастыре было открыто духовное училище, существовавшее в нем до перевода в собственное здание в 1884 году.

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

439 «Подвиг патриарха Гермогена, последнего святителя московского, канонизованного в наши дни, соединяет исповедничество Филиппа с национальным служением Петра, Алексия, Ионы. Святой Гермоген был замучен как исповедник польско-русской властью, оккупировавшей Москву, но содержанием его исповедничества было не слово правды, как у Филиппа, а стояние за национальную свободу России, с которой была связана и чистота православия». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 126–127) Патриарх Гермоген был канонизован в 1913 году, когда широко отмечалось трехсотлетие дома Романовых. До этого времени он почитался как местно чтимый святой. Император Николай II почитал патриарха Гермогена, как одного из покровителей императорской семьи. Ведь именно он выдвинул на российский престол в период Смуты молодого Михаила Романова. Сведения о жизни патриарха Гермогена весьма скудны. Накануне его канонизации профессором А. Дмитриевским было произнесено похвальное слово, которое впоследствии было издано отдельной брошюрой – «Святейший патриарх Гермоген и русское духовенство в их служении отечеству в Смутное время». (С.-Петербург, 1912 г.) 440 Казанский святитель Герман – жизнь будущего архиепископа протекала в основном в монастырях. Из последнего, Свияжского, в котором он трудился, стремясь просвещать иноверный казанский край, был возведен на Казанскую кафедру. В Казани пробыл недолго – всего три года. Был вызван Иоанном Грозным в Москву, где царь заставил его принять митрополичий престол. Князь Курбский вспоминал, что уже состоялось избрание на Соборе и святитель жил два дня на митрополичьем дворе. Но между ним и царем произошел разрыв из-за опричнины. После разговора с митрополитом Грозный отказался от мысли увидеть его на митрополичьем престоле. Святитель Герман скончался 6 ноября 1568 г. от моровой язвы. Неизвестно, провел ли он последние годы своей жизни в заточении или на свободе. Современники были уверены, что Грозный отравил его. 441 Архиепископ Гурий – после завоевания Казани Иоанном Грозным был назначен в Казань. Бывший игумен Селижарова монастыря. В феврале 1555 г. отправился в новую епархию. Много содействовал просвещению края. Вместе с ним трудился архимандрит Варсонофий, первый настоятель Казанской обители. Оба были канонизованы в 1595 г. по повелению патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Распространение христианства. Еще в царствование Ивана Грозного, после взятия Казани, для проповеди христианства открылись широкие пути на восток. Особенно прославились в деле проповеди христианства святые Гурий , Варсонофий и Герман . Они научились говорить по-татарски, устраивали школы для татарских детей, монастыри, строили храмы. Святой Гурий (ум. 1563) стал первым архиепископом Казанским в 1555 г. и положил начало христианскому просвещению недавно завоеванного Казанского ханства. Святой Варсонофий основал в Казани Спасский монастырь и стал ближайшим помощником святителя Гурия в деле просвещения татар. Он хорошо знал татарский язык и был искусным врачом, чем также многих привлекал к себе. В 1567 г. он стал епископом Тверским, однако под старость в 1571 г. вернулся в Казань в основанный им монастырь, где мирно скончался в 1576 году. Святой Герман был основателем Богородицкого монастыря в Свияжске, втором по значению городе Казанского края; там он с любовью принимал всех приходивших, и христиан и мусульман, что очень способствовало успеху проповеди Христовой веры. Он стал вторым архиепископом Казанским (ум. 1567). Подвиг христианской проповеди продвинулся и далеко на север России, где преп. Трифон Печенгский (ум. 1583) достиг Лапландии и Кольского полуострова. Двадцать лет он странствовал по необъятным просторам Севера, проповедуя слово Божие среди лопарей, но. не решаясь никого крестить, так как он не был священником. Наконец, до него добрался иеромонах Илья, который окрестил всех просвещенных лопарей, освятил построенный храм, а Трифона постриг в монахи. Основанный преп. Трифоном Печенгский монастырь стал центром церковного просвещения на Крайнем Севере. Положение Православной Церкви в Польско-Литовском государстве (в Речи Посполитой). Начало Брестской Унии. Восстановление православной иерархии . В западнорусских землях, находившихся под господством Польско-Литовского государства (Речи Посполитой), положение православных было очень трудным. Еще в 1461 г., после кончины св. митрополита Ионы, единая прежде Русская митрополия разделилась на две – Московскую и Киевскую, с центром в Вильно (ныне Вильнюс). Последняя сохраняла формальное подчинение Константинопольскому Патриарху, но испытывала при этом сильное давление гражданских властей, стремившихся насадить католичество среди православных Украины и Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке – преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После смерти Гурия Герман в 1564 г. стал его преемником на Казанской кафедре. В 1566 г. Иоанн Грозный сделал его нареченным митрополитом (если верить сообщению князя Курбского) и призвал в Москву. Но царь получил в его лице строгого обличителя своих опричных беззаконий. Св. Герман был сведен царем с митрополичьего двора прежде его интронизации и скончался в Москве в 1567 году при весьма загадочных обстоятельствах (скорее всего, он умер насильственной смертью). Другим соратником св. Гурия был св. Варсонофий. Он был сыном священника Василия из Серпухова. Промыслом Божиим он уже с ранних лет был уготовлен к миссионерскому подвигу среди татар. В юности, после очередного их набега на Русь, молодой попович попал в плен и находился в татарской неволе три года, пока отец не выкупил его. За время пребывания в плену будущий святитель изучил татарский язык, познакомился с мусульманским учением и обычаями татар, что позднее помогло ему на миссионерском поприще. После возвращения из плена юноша постригся в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Позднее Варсонофий стал настоятелем Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова. После учреждения Казанской архиепископии Варсонофий был направлен в помощники св. Гурию. Здесь он стал основателем и устроителем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, который долгие годы являлся важнейшим духовным центром Казанского края. Прекрасно говоривший по-татарски и разбиравшийся в исламском учении Варсонофий проводил беседы и диспуты, плодом чего было привлечение множества татар в Православие. В 1567 г. он был рукоположен во епископа Тверского. Тверской епархией святитель управлял недолго, до 1571 г., после чего вернулся в Казань, где жил в Спасской обители на покое до своей кончины в 1576 г. Вскоре после покорения Казани, в 1554 г., была практически бескровно присоединена к Московскому царству и Астрахань. И здесь также началось обращение в Православие местного исламского населения. В числе первых была крещена с именем Иулиании бывшая ханша Ельякши, отданная замуж за боярина Плещеева, а также ее царевич-сын.

http://sedmitza.ru/lib/text/436293/

Впрочем, быть может, он сделал еще один опыт. По крайней мере, курбский сообщает, что ранее Филиппа царь обратился к Герману, архиепископу Казанскому, впоследствии причисленному клику святых, и умолял его принять избрание Курбский уверяет даже, что Герман был " собором принужден к сему " , т. е., что выбор его уже был проведен в соборе. Нареченный митрополит жил, " как говорят " , уже два дня на митрополичьем дворе, все еще не решаясь принять тяжелое бремя, когда между ним и царем произошел разрыв — как раз по поводу опричнины. В беседе с царем наедине святитель " тихими и кроткими словесы " напоминал царю о страшном суде Божьем, взыскующем со всех, " царей яко и простых " . Иван вернулся к своим " ласкателям " , передал им об этой беседе и встретил с их стороны общее негодование: " Боже сохрани тебя от такого совета. Опять ли хочешь, царь, быть в неволе у того епископа, еще горшей, нежели был ты у Алексея и Сильвестра столько лет? " Алексей Басманов с сыном обнимали даже его колена, умоляя царя не поддаваться — на внушения митрополита. Намек на опеку Сильвестра, тягостный для самолюбия царя, возымел свое действие. Иван велел прогнать Германа из церковный палат со словами: " Еще и на митрополию не возведен, а уже связываешь меня неволей " . Курбский заканчивает свой рассказ сообщением о том, что через два дня казанский архиепископ был найден во дворе своем мертвым — одни говорят от яда, другие — от удушения. Здесь Курбский явно ошибается. Архиепископ Герман участвовал 25 июля в поставлении митрополита Филиппа и скончался 6 ноября 1567 г. Эта ошибка набрасывает тень на рассказ Курбского. Впрочем, все русские историки принимают самый факт избрания Германа. Речи " ласкателей " и Грозного психологически очень метки; если и вымышлены, то прекрасно рисуют больное место царя, на котором играют опричники. Переписка Грозного с Курбским говорит о необычайной его чувствительности к попыткам морально " связать " его. Наконец, избрание Филиппа дало место для аналогичных сцен, закрепленных даже в официальном акте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

Удрученный недугами, он сложил с себя звание игумена и стал жить в монастыре, как простой монах. Когда в монастыре Селижаровском (в Тверской епархии) потребовался опытный игумен, то Царь послал туда Гурия. Около этого времени было покорено Русской державе Казанско-Татарское царство. Царь и митрополит Макарий постановили открыть в Казани Архиепископскую кафедру, с отчислением на нужды Архиепископа десятой части всех доходов Казанского края. Но пасомых здесь еще почти не было, кроме немногих русских: нужно было еще обратить к Христу неверующих в Него и научить их истинному Боговидению. В такую епархию требовался пастырь, готовый на все трудности и на самое полное самопожертвование, который бы своею святой жизнью, мудрым словом и кротостью обхождения привлекал к себе всех, а своею опытностью в благочестии направлял бы к оному и всех вверенных ему. Царь и Митрополит сердечно желали поставить на такую трудную епархию преподобного Гурия, но, держась исконного обычая, избрали 4-х достойных священников. Имена их были написаны на 4-х листах бумаги, которые свернули и положили на св. престоле Большого Успенского собора. Из 4-х взяты были сначала два жребия, а прочие уничтожены, потом положили оставшиеся 2 жребия снова на престол, отслужили молебен и взяли один. Он оказался с именем Гурия. Все, сознавая, что «в пастыря граду Казани Господь Бог избрал, мужа праведна и свята», с особенным благоволением воздали, слава Богу. Рукоположение св. Гурия в епископа совершенно было митрополитом Макарием с 2 архиепископами и 7 епископами, февраля 7 дня 1555 года. Вскоре назначены были в помощь св. Гурию: Герман, бывший архимандрит Старицкого Успенского монастыря, живший на покое, и Варсонофий, игумен Песношского монастыря и несколько других игуменов. Герман назначен был в Свияжский Успенский монастырь, а Варсонофий в Спасский Казанский монастырь, которые еще только должны были строиться. Царь одарил святителя Гурия многими иконами, утварью и другими церковными вещами, и книгами и всем повелевал снабжать его церковными принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви, (Московский Патриархат) колыбель православия Казанского края и Поволжья. Содержание История [ править править код ] Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года. Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь - главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI—XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. Успенский собор (Свияжский монастырь) За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых. По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь). Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

В XVI-XVII вв. появилось более 300 новых монастырей, большинство из которых связано с колонизационными мероприятиями московского правительства. После завоевания Казани и Астрахани на новую Казанскую кафедру был назначен епископ Гурий – воспитанник Иосифо-Волоцкого монастыря. Свою деятельность святитель начал с открытия двух монастырей и устройства при них духовных училищ, в которых монахи обучали, наряду с христианскими детьми, детей мусульман и язычников. Сотрудники святителя Гурия – архимандриты Герман (из Волоцкого монастыря) и Варсонофий (из Андрониковского монастыря) также основали в Казанской епархии монастыри – Богородицко-Успенский в Свияжске и Спасо-Преображенский в Казани. Позже, став епископом, святой Герман основал еще четыре монастыря. Все три святителя своей личной жизнью служили примером для язычников, привлекая их делами христианской любви. Сам царь Иван Грозный основал Успенский монастырь в Казани сразу после ее покорения. В Астрахани основание в 1568г. Свято-Троицкого монастыря игуменом Кириллом стало этапом на пути к созданию самостоятельной епархии, которая была открыта в начале следующего столетия. И позже в Казанском крае монастыри служили миссионерской цели. Казанский митрополит Тихон (Воинов) в 1724г. восстанавливает с этой целью запустелый Юнжинский Спасский монастырь, который становится одним из центров миссионерской деятельности. Другим центром служил Свияжский Богородицкий монастырь. Архимандрит этой обители, Алексей Раифский возглавил, по поручению императрицы Анны Ивановны, Комиссию Новокрещенных дел, в которую он включил, главным образом, монашествующих. В 1723г. по благословению архиепископа Нижегородского Питирима было учреждено несколько общежительных обителей для проповеди христианства язычникам и мусульманам. Их деятельность привела к обращению в христианство нескольких тысяч человек в ближайших Приволжских губерниях. В XIX веке Казанский митрополит Владимир (Петров) применял в своей миссионерской деятельности опыт работы на Алтае, и эффективным миссионерским методом оказалось создание мужских и женских монастырей, которые принимали к себе инородческих послушников и послушниц и приобщали их к Православию. Так при нем было основано два мужских и четыре женских монастыря для черемисов и один монастырь для татар.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010