Для укрепления себя в строительных трудах, и для низведения на оные благословения Божия, св. настоятель имел уединенную малую и тесную келью, ту самую, которая и ныне существует при колокольне Никольской церкви 256 . В этой-то келье св. настоятель уединялся на молитву для низведения благословения Божия на новоустрояемую обитель, и для испрошения самому себе благодатного света и силы, дабы достойно управлять братством, неоскудно назидать всех приходящих, сообразно потребности каждого. Так руководясь сам во всем молитвой и молитвенным преданием себя в волю Божию, так руководя и братией, и всех приходивших для назидания, св. настоятель вскоре просиял как светильник в темном месте, разливая окрест лучи благотворного озарения. Подобно благоуханному и обилующему приятными плодами древу, далеко распространяя духовную воню, и привлекая отовсюду способных ощущать оную, св. Герман и словом Христовым, и примером Христоподражательной жизни, всех приходивших к нему питал во спасение. Поэтому-то просветительному действию обитель его соделалась местом духовного просвещения, где верные назидались и утверждались в вере, а непросвещенные верою оглашались к принятию веры и просвещались святым крещением 257 . Таковыми трудами и подвигами в благоустроении обители, в благоуправлении братством, в благоплодном назидании приходящих, и в благотворительном вспомоществовании требующим, преподобный настоятель прославился не только в месте своих подвигов, но слава о его добродетелях 258 достигла в царствующий град до царского и первосвятительского престола. И когда первосвятитель Казанской паствы, блаженнейший Гурий, кончил свою жизнь, соборным определением вызванный в Москву блаженный Герман единомысленно и державным и святительским судом, яко един достойный возсесть на кафедре святителя Гурия, несмотря на смиренное его отклонение от себя такового избрания, рукоположен (12 марта 1564 г.) в архиепископа Казани и с честью восприял кормило Казанской епархии. Единоправный с усопшим святителем по совокупным долговременным иноческим подвигам, и по 9-тилетнему нахождению под игуменством Гурия в Волоколамском монастыре, единомысленный и по 9-тилетнему служению под архипастырским его управлением, сделавшись преемником его, святитель Герман мог ли иначе действовать и на великом поприще святительского служения, как не последуя верно стопам святого предшественника своего? По светоносному примеру святителя Гурия, и святитель Герман во свете Христовом совершал жизнь и служение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В Казани существует предание о том, что святитель Гермоген был родом из этого города. Профессор А. Царевский называет его «наш земляк» 202 . С.Ф. Платонов в своих «Статьях по русской истории», ссылаясь на польские источники, говорит о том, что Патриарх Гермоген в молодости жил на Дону 203 . Вероятно, первоначальное церковное образование святитель Гермоген получил в одной из духовных школ, существовавших в то время на Руси в силу постановления Стоглавого собора 1551 года 204 . Духовные школы в то время устраивались при монастырях. В одной из таких школ учился современник Патриарха Гермогена, близкий к нему человек преподобный Дионисий. Некоторые исследователи предполагают, что учителем святителя Гермогена был архиепископ Казанский Герман 205 . Известно, что святитель Герман скончался в 1568 году и был погребён у церкви Николы Мокрого в Москве, но потом у царя Феодора Иоанновича « испросиша мощи ученицы А святитель Гермоген был главным ходатаем у царя 206 . По словам князя Андрея Курбского, святитель Герман был «муж высокий умом, ревностный исследователь Священного Писания », усердный почитатель Максима Грека 207 . Возможно, что именно святитель Герман как человек начитанный привил будущему святителю Гермогену отличавшую его впоследствии любовь к Священному Писанию и к распространённой в то время на Руси литературе религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания. Святителем Германом было собрано в Свияжском монастыре, основателем которого он являлся, более 150 книг разнообразного содержания, а в Казани им была устроена школа при Зилантьевом монастыре 208 . Под влиянием своего учителя святитель Гермоген мог познакомиться с библейской и святоотеческой литературой по книгам, находившимся в библиотеках довольно богатых по тому времени казанских церквей и монастырей. Как известно, характер русского образования в XVI–XVII веках был исключительно духовный, а литературу того времени можно назвать преимущественно церковной. Несомненно, что будущий святитель Гермоген получил именно духовное образование. Каталоги трёх казанских библиотек: кафедральной при Благовещенском соборе, при Спасо-Преображенском и Свияжском Успенском монастырях, относящиеся ко второй половине XVI века, вполне подтверждают это. Кроме Евангелия, Апостола, Псалтири и богослужебных книг, в этих библиотеках имелись творения Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Симеона Нового Богослова , Дионисия Ареопагита , Иоанна Дамаскина , Исаака Сирина , Кирилла Иерусалимского , Иоанна Лествичника и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобно святителю Гурию, и святитель Герман старался непрестанно поучать всех как словом, так и примером своей жизни и деятельности. В праздничные дни он неопустительно совершал Богослужение и произносил поучения. В обхождении со всеми был чрезвычайно ласков. Особенно же он проявлял свою любовь к тем из своей паствы, которым приходилось переживать какую либо беду, или испытывать какую либо нужду. Современник и друг святителя Германа князь Курбский характеризовал его в своей истории Иоанна Грозного следующими совершенно верными чертами: «Герман был человек знатного рода, и сколько высок телом, столько и разумом, муж честного и святого жительства, исследователь священных писаний и ревнитель по Бозе в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но человек простой, истинный и непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим». Таким именно и знала его Казанская паства. Такое именно воспоминание о нем сохранилось и в предании. Он был милосерден к страждущим, защищал гонимых, охранял от обид вдов и сирот, был око слепым, нога – хромым, жезл – претыкающимся, утешитель –скорбящим. Вещественным памятником служения в Казани святителя Германа остается существующий и теперь построенный им на свои средства, при пособии граждан, Ивановский Казанский монастырь. Но не долго, как сказано выше, не более двух лет, Бог судил святителю Герману управлять лично Казанской епархией. В мае месяце 1566 года митрополит Московский и всея Руси Афанасий за болезнью отказался от управления церковью. Царь Иоанн Васильевич Грозный, хорошо знавший святую жизнь Казанского архипастыря Германа, пожелал видеть святителя Германа на кафедре митрополита Московского. Немедленно святитель Герман по распоряжению царя вызван был в Москву, и ему, не смотря на отклонение им от себя такой высокой чести, повелено было занять митрополичьи покои, в коих он пробыл однако не более двух дней. Сознавая всю опасность своего положения, святой Герман решил до всенародного своего возведения на митрополию побеседовать с царем и попытаться отклонить его от того пагубного пути, по которому он тогда шел, окруженный страшной опричниной.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Герман не убедил царя удалить от себя опричников, – и со слезами пали к ногам Грозного, умоляя не возводить Германа в митрополичье достоинство. Наветами и клеветами на св. Германа им удалось до того раздражить царя на святителя, что он послал немедленно изгнать Германа из митрополичьих палат и объявить ему: «Ты ещё и на митрополию не возведён, а уже неволею меня связуешь». Курбский писал, что будто бы уже чрез два дня по изгнанию из митрополичьего дома св. Герман был найден на своём дворе мёртвым («не то от задушения, не то от отравы»). Но это известие оказывается неверным, так как святитель прожил в Москве более года в скорби и оскорблениях от опричников; он участвовал в торжестве посвящения в митрополита св. Филиппа, 25 июля; от 1567 г. сохранилась запись св. Германа в писцовой книге г. Казани (стр. 65–70). Святитель Герман скончался, говорят, от моровой язвы, в Москве 6 ноября 1567 г., во время самого разгара неистовств, которые производили (в Москве) опричники, от имени царя (удалившегося в Александровскую слободу) убивая без разбора всех, кто им не нравился. Митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген в составленном им житии св. Германа, даёт такое показание: «преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в 6 день; пас церковь Божию три лета и месяц 8; бе же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве, грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским Иродионом и Казанским Иеремиею, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый». Но мор послужил только удобным средством для благовидного объяснения загадочной кончины глубоко уважаемого народом святителя. Глава св. Германа оказалась отрублена не обычным, при обыкновенной казни, способом, а двумя ударами; одним спереди, отсёкшим нижнюю челюсть, другим сзади по шее, из чего видно, что святитель сделался жертвой не казни, а какого-то свирепого побоища (видимо от опричников).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Так протекло 8 лет жизни в Казанской стране, когда скончался св. Гурий. Собор 1564 г. признал блаж. Германа достойным занять кафедру св. Гурия, и он был посвящен (марта 1?) в Москве в архиепископа Казанского. Он «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев» 117 . Собственно в Казани пришлось ему жить не более двух годов; но и в эти немногие годы он оставил по себе память великого святителя. Так в Зилантовой пустыни, где дети обучались грамоте и закону Божию, введено им общежитие, что дало возможность более прежнего содержать братии и учеников 118 . В 1566 г. (мая 12) митрополит Афанасий по болезни отказался от кафедры. Блаж. Герман находился тогда в Москве и был ходатаем за знаменитого князя Воротынского пред царем 119 . Царь знал высокие добродетели святителя. «Герман, так писал бывший царедворец Иоанна, князь Курбский, был человек знатного рода Полевых и столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа; был человек простой, искренний и твердый, готовый на помощь застигнутым бедою и напастию и усердный попечитель о бедных» 120 . – Иоанн в это время иногда приходил в себя, но уже страдал душевною немочию, которая терзала его и особенно подданных его. Он назначил Германа в митрополита; блажен. Герман не мог желать высокой кафедры уже и потому, что с диким зверем, каким бывал тогда Иоанн, жить было не легко; но по воле царя занял митрополичий дом. Высоко уважая обязанности сана, которым готовились облечь его в храме, Герман не хотел связать себе рук молчанием; прежде чем облечен будет высоким саном, он решился переговорить с царем. Раз Иоанн посетил его в митрополичьем доме. Во время разговора блаж. пастырь обратил речь к высоким и необходимым предметам жизни, тихо и кротко говорил царю о страшном суде Божием, пред которым должны дать отчет вое, подданные и цари, и пред которым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были. Царь задумался и вышел от Германа мрачным, в тревоге души, страдавшей подозрительностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Другим, не менее чтимым в Свияжске святым стал святитель Герман, архиепископ Казанский, “всея России чудотворец”. Его трудами и попечением был построен и украшен Успенско-Богородицкий монастырь, заложены основы монашеской жизни. Веками мощи святителя почивали на земле Свияжской в главном храме этой обители. Но в годы советской власти они были вывезены, судьба их неизвестна до сих пор. Однако часть святых мощей сохранилась в Казани. И вот накануне дня памяти святителя – 8 октября 1995 года – отец Сергий поехал к епископу Анастасию. Из рук Владыки он получил и вложил в изготовленную им костяную икону-мощевик частицу мощей святителя Германа. Так промыслом Божиим частичка святых мощей вернулась на свияжскую землю, это стало большим событием для прихода и возрождающегося Свияжска. Отец Сергий написал икону “Святитель Герман, казанский и свияжский чудотворец”, на которой в мощевике и хранится частица мощей святителя. На иконе изображён св. Герман, позади — свияжская крепость. Особо выделяется Успенская обитель, устроителем которой был святитель. В верхней части иконы – Пресвятая Троица, перед которой предстательствует святитель за Свияжск. В 2012 году отцом Сергием были написаны и размещены в храме иконы Николая Можайского и Богородицы “Всех скорбящих радость”. Престольные праздники [ править править код ] Константин и Елена, равноапостольные - 3 июня Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Константиновская улица, 2 Телефон: +7 (843) 7138932 Электронная почта: svprihodhram@yandex.ru Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова идти прямо по центральной улице (Успенская) около 1 км. Церковь будет справа, после того как дорога пойдет вниз, на спуск к берегу. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_равноапос...

Так протекло 8 лет жизни в казанской стране, когда скончался св. Гурий. Собор 1564 г. признал блаж. Германа достойным занять кафедру св. Гурия и он был посвящен (12 мар.) в Москве в архиепископа казанского. Он «пас церковь Божию три лета и восемь месяцев». 634 Собственно в Казани пришлось ему жить не более двух лет: но и в эти немногие годы он оставил по себе память великого святителя. Так в Зилантовой пустыни, где дети обучались грамоте и закону Божию, введено им общежитие, что дало возможность более прежнего содержать братии и учеников. 635 В 1566 г. (12 мая) митрополит Афанасий по болезни отказался от кафедры. Блаж. Герман находился тогда в Москве и был ходатаем за знаменитого князя Воротынского пред царем. 636 Царь знал высокие добродетели святителя. «Герман, так писал бывший царедворец Иоанна князь Курбский, был человек знатного рода Полевых и столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь священного писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа; был человек простой, искренний и твердый, готовый на помощь застигнутым бедою и напастью и усердный попечитель о бедных». 637 – Иоанн в это время иногда приходил в себя, но уже страдал душевною немощью, которая терзала его и особенно подданных его. Он назначил Германа в митрополита; блаж. Герман не мог желать высокой кафедры уже и потому, что с диким зверем, каким бывал тогда Иоанн, жить было не легко: но по воле царя занял митрополичий дом. Высоко уважал обязанности сана, которым готовились облечь его в храме, Герман не хотел связать себе рук молчанием; прежде, чем облечен будет высоким саном, он решился переговорить с царем. Раз Иоанн посетил его в митрополичьем доме. Во время разговора блаж. пастырь обратил речь к высоким и необходимым предметам жизни, тихо и кротко говорит царю о страшном суде Божием, пред которым должны дать отчет все, подданные и цари и пред которым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были. Царь задумался и вышел от Германа мрачным, в тревоге души, страдавшей подозрительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Потому что она чудотворная. К образу Владычицы были привешены отлитые из золота и серебра изображения рук, ног, голов – приношения в свидетельство о чудесных исцелениях. 29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли в мантию и нарекли Германом, в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником на постриге был его старец отец Александр. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководителя. Он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником . По свидетельству самого отца Германа, святой епископ «добре устроил» его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде брошюры под названием «Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». На суд святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию Оптинскому и затем, получив его одобрение, – святителю Феофану, который, исправив кое-что, в письме к отцу Герману посоветовал издать записи, прибавив, что «держать их под спудом было бы не совсем безгрешно». Ученые иеромонахи из духовных чад отца Германа еще раз просмотрели и отредактировали рукопись, которую затем и издали. 5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиаконы. В 1885 году, 17 августа, в день скитского праздника «Вознесения Божией Матери», иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонаха. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий (Руднев). Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной Академии стали обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями. Это смущало подвижника, и он обратился за разрешением недоумения к Вышенскому Затворнику. Святитель Феофан благословил иеромонаха Германа принимать приходящих и даже дал ему наказ: никому не отказывать и всех принимать с любовью. Через некоторое время (13 марта 1892 года) отец Герман был утвержден должности братского духовника Гефсиманского скита, а в 1893 году он был назначен еще и духовником больницы и богаделенного скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Спасо-Преображенском монастыре мощи Святителя Гурия находились до 1630 года. В этом году Казанский Митрополит Матфей принял за благо перенести мощи Святителя Гурия из Спасского монастыря в Кафедральный Благовещенский собор, так как собор этот был создан самим Святителем Гурием. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня 1 . Память Святителя Гурия в Казани празднуется с особенной торжественностью 5 декабря, в день кончины Святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения его мощей из Спасо-Преображенского монастыря в построенный им Казанский Кафедральный собор. Со времени вступления на Казанскую кафедру ныне благополучно управляющего Казанской паствой Архиепископа Арсения еженедельно, по средам, за вечерним Богослужением самим Архипастырем, при торжественной обстановке, читается акафист Святителю Гурию. Благочестивые христиане Казанской церкви всех сословий и возрастов со всех концов города Казани в большом количестве стекаются на это Богослужение в Кафедральный собор и, прославляя хвалебными песнями Святителя, усердно молят его о помощи, заступлении и ходатайстве перед Престолом Всевышнего. Святитель Божий не оставляет тщетными усердные мольбы с теплою верою притекающих к нему, как свидетельствуют время от времени совершающиеся при мощах его исцеления. Святитель Христов Герман, чудотворец Казанский Второй Архиепископ Казанский Святитель и чудотворец Герман, второй Архиепископ Казанский, непосредственный преемник Казанского первосвятителя Гурия, происходил из знатной дворянской семьи Садыревых-Полевых, потомков князей Смоленских, проживавшей в городе Старице Тверской губернии. Родился он в самые первые годы XVI столетия, в начале царствования великого князя Василия Иоанновича. При святом крещении ему дано было имя Григорий, во имя Св. Григория Декаполита . Знатный род Садыревых-Полевых, ревностно несший государственную службу, особенно отличался своим благочестием и религиозностью. Известно несколько лиц этого рода, которые, стремясь к святой жизни по Бозе, оставляли мир и посвящали себя иноческим подвигам в монастырях. Таковы были сверстники и двоюродные братья Феодора Афанасьевича, родителя святого Германа, Никифор, Иван и Владимир Васильевичи, принявшие иночество в Волоколамском монастыре и подвизавшиеся там – первый с именем Нила, второй – Серапиона и третий – Симеона. Их примеру потом, как известно, последовал и родитель святителя Германа Феодор Афанасьевич, принявший иночество в том же Волоколамском монастыре с именем Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Для большего успеха распространения христианской веры он послал в эти монастыри опытных старцев, с тем, чтобы они обращали «поганых в христианскую веру и обучали иноверческих детей христианской грамоте, дабы и они, взошедши в возраст, могли научати басурманы». Ближайшими помощниками и сотрудниками Св. Гурия были архимандрит Спасского монастыря Варсонофий и Свияжского Успенского – Герман. Деятельность Св. Гурия и Варсонофия прекрасно обрисовывает митрополит Казанский Гермоген в составленных им жизнеописаниях этих мужей. Вот что, например, говорит он о миссионерской деятельности Св. Гурия 95 . «И неверныя учая и наказуя познати истиннаго Бога и Творца всему, и веровати во Отца и Сына и Св. Духа, во святую и неразделиму Троицу единосущну, и многия неверныя в веру приведе, и крести их множество и жены и дети; всюду убо Божия богатно излияся благодать, по писанному: посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обагатити ея даром благодати Св. Духа, св. крещением; и явишася мнози от неверия праволавнии, ихже имена в книгах животных. И бывает преподобный, яко некое древо доброродно кипящее плоды красными, и всем произносящее богатно овощие: тако и сей божественный муж Гурий архиепископ учением своим множество душ присвояет Христу». О Святит Варсонофии он замечает: «бысть во всем образ братии к добродетели, монахи наставляя, и мирския поучая, и неверныя приводя в Христову веру…, языками многими видяще глаголати, стязаяся с неверными, и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во святую Троицу» 96 . Об апостольской деятельности Св. Германа находим указание у историка Русской Церкви, преосв. Филарета Черниговского . Он говорит: «Святитель Герман (1555–1576), будучи (1564–67) еще в сан архимандрита Свияжского Богородицкого монастыря, усердно помогал своему архипастырю святителю Гурию в деле обращения иноверцев к вере Христовой. Став преемником на Казанской кафедре Св. Гурию, св. Герман продолжал апостольское дело обращения иноверцев в христианство с тою же ревностью» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010