6 декабря 1564 г. после многих трудов и подвигов мирно предал Господу свою чистую душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву святого Германа, желал возвести его на архипастырский престол в Казани. Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию. Святой Герман, вызванный соборной грамотою в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и освященного собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия. Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для сего он ввел общежитие в Зилантовском монастыре чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев. Один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский так отзывается о святителе Германе: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим». При содействии святителя в Казани был построен тогда Ивановский Казанский монастырь, существующий до сего времени. Это — видимый знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет. В 1566 г. митрополит Московский Афанасий по расстроенному здоровью отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь святого Германа хорошо была известна Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя, святитель Казанский был вызван в Москву. В то время в характере Иоанна произошла печальная перемена: подозрительность, которою он отличался и прежде, стала увеличиваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

в сан архимандрита старицкого Успенского монастыря, чрез два с половиною года отказался от этой должности и удалился на покой в тот монастырь, где постригся и где также пребывал тогда на покое святитель Гурий. Когда Гурий назначен был в архиепископа Казанской епархии, вместе с ним послан был туда и Герман в качестве архимандрита свияжского монастыря, еще только предполагавшегося. Он сам основал и устроил этот монастырь, без сомнения, согласно с волею своего архипастыря, т.е. чтобы иноки занимались и обучением детей и обращением неверных. По смерти Гурия Герман был возведен (12 марта 1564 г.) на кафедру Казанской архиепископии, и хотя до нас не сохранилось известий об его апостольских трудах, но одно уже это назначение его свидетельствует, что его считали способным продолжать дело, начатое Гурием. По отзыву современника, Герман был муж «разума многаго... чистаго и воистину святаго жительства... ревнитель по Бозе... и великий помощник в напастех и в бедах объятым, тако ж и к убогим милостив зело». После управления паствою в продолжение трех лет и осьми месяцев он скончался (4 ноября 1567 г.) во время моровой язвы в Москве, откуда уже чрез 27 лет святые мощи его были перенесены в созданную им обитель . Варсонофий, в мире Иоанн или Василий, родился в городе Серпухове от одного священника по имени Василий. Еще в юных летах, при нападении крымских татар на этот город был захвачен ими и отведен в неволю, в которой находился три года, пока не был выкуплен своим отцом. Возвратившись в отечество, немедленно отправился в Москву и там в Андрониковом монастыре принял монашество. Чрез несколько времени за свои иноческие подвиги возведен в сан архимандрита Песношского монастыря, а по открытии Казанской епархии почтен саном архимандрита и отправлен туда вместе с архиепископом Гурием. Под руководством святителя, любовью которого постоянно пользовался, основал и устроил в Казани Спасо-Преображенский монастырь и по своей жизни служил поучительным примером и для иноков и для мирян. Но всего важнее было то, что, находясь в плену у татар, Варсонофий хорошо изучил как язык татарский, так и самое учение магометанства.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

Этим-то собранием высшего духовенства государь, вероятно, и воспользовался, чтобы избрать нового митрополита. По желанию Иоанна, выбор пал на Казанского архиепископа Германа, мужа святой жизни. Но Герман долго не соглашался и, только будучи «принужден» царем и Собором, был возведен на митрополичий двор. Прошло два дня, Иоанн посетил святителя, и новоизбранный в митрополита, все еще страшась тяготы предлежащего ему сана и особенно не желая нести ее при таком лютом и нерассудительном царе, решился побеседовать с ним наедине, поучал его тихими и кроткими словами, напомнил ему о Страшном суде Божием и о том отчете, какой должны будут дать все люди, как простые, так и цари. Иоанн прямо от святителя пошел в свои палаты и немедленно объявил своим любимцам о слышанном им духовном совете. «Боже тебя сохрани от такого советника,— сказали они единогласно,— вновь ли хочешь быть в неволе, еще большей, чем был у Сильвестра и Адашева?» И стали умолять царя со слезами, припадая к его коленам, чтобы он не допустил Германа сделаться первопрестольником. Иоанн послушался и послал изгнать Германа из митрополичих палат и объявить ему: «Ты еще и на митрополию не возведен, а уже связываешь меня неволею». Надобно, однако ж, заметить, что все это известие об избрании на митрополию Германа передает нам один князь Курбский, больше никто, и передает только как слух, который могли сообщить ему из России его единомысленники, следовательно враги Иоанна и опричины. И недоверчивость к этому известию увеличивается еще оттого, что в конце его прибавлено, будто Герман чрез два дня по изгнании из митрополичих палат найден мертвым в своем дворе, и именно, по словам одних, задушенным тайно, а по словам других, отравленным по повелению Иоанна , между тем как несомненно известно, что Герман оставался жив и 25 июля того же года участвовал в поставлении митрополита Филиппа, а скончался уже чрез год и три месяца (6 ноября 1567 г.) во время морового поветрия в Москве . митрополичьего дома, то нельзя не подивиться, как мог Иоанн, отвергнув Германа, избрать на митрополию Филиппа, игумена Соловецкого монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/435978/

Не мало бывает усердно молящихся пред мощами св. Чудотворцев и постоянно, в особенности же в дни чтения акафистов в честь св. Гурия по четвергам после литургии и по воскресеньям после вечерни в честь св. Варсонофия. Св. Герман, второй Архиепископ Казанский Не многие города и веси имеют такое духовное благодатное богатство, как город Казань и сопредельный уездный городок Свияжск, где почивают честные мощи св. Германа, усердного сотрудника и достойного преемника св. Гурия, первого Казанского святителя. Союз святой любви, соединивший Герман с Гурием, начался еще тогда, когда он был очень молодым и остался неразрывным на веки. Уроженец города Старицы (Тверской губернии), Герман, в мире Григорий, происходил из знатного рода Садыревых-Полевых. Благочестивые родители воспитывали его измлада в глубоком благочестии, к которому он и сам прилежал со всем тщанием. Уклоняясь от детских игр, он всегда любил ходить в церковь , был кроток и степенен. Родители, радуясь такому нраву своего единственного сына, поспешили обучить его молитвам, чтению Псалтыри и других божественных книг. С летами степенность Григория еще более увеличилась. Сделавшись юношей, он прилежно занимался чтением священных книг, по-прежнему усердно посещал церковное Богослужение и предавался уединенной молитве. В пище он был так воздержан, что иногда доходил до изнеможения. Родители его, опасаясь за его здоровье, увещевали его умерить свой пост и советовали ему заняться хозяйственными заботами по имению, которого он имел быть наследником. Но Григорий словом и делом показывал, что его более всего занимает жизнь для Бога, а не земные ненадежные блага, и даже вообще не жизнь настоящая, а будущая вечная, о которой он и хотел приложить все свое попечение. Когда ему исполнилось 25 лет (около 1530 года), это давнее желание Григория исполнилось. Оставив все достояние свое родителям, он поступил в Волоколамский-Иосифов монастырь и вскоре принял здесь иноческий образ с именем Германа. Монастырь этот отличался строгостью порядков подвижничества и многотрудною жизнью его обитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Через два с половиной года он сложил с себя это бремя, передав его постриженному им иноку Иову, впоследствии знаменитому патриарху Московскому и всея Руси, страдальцу за благо церкви и отечества. Отказавшись от управления Старицким монастырем, Герман возвратился на место своих прежних подвигов в Волоколамский монастырь, где в то время в числе братии подвизался прежний его руководитель, отказавшийся по слабости здоровья от управления обителью, игумен Гурий, и родитель св. Германа – инок Филофей. Но на этот раз, поселившись в любимой им обители, архимандрит Герман не нашел уже того покоя в своей тихой монастырской келье, каким он пользовался в ней раньше. Уже в первый год по возвращении в Волоколамскую обитель, в 1554 году, он вместе со своим родителем был вызван на собор в Москву для увещевания еретика Матвея Бакшина. Ему же после собором поручено было взять к себе в Волоколамскую обитель этого еретика для дальнейших вразумлений и наставлений. Едва ли прошел год после сего, как Богу было угодно, чтобы он был назначен на высшее и труднейшее служение церкви и отечеству. В 1555 году, ему, несомненно, по указанию самого новопоставленного для Казанской кафедры святителя Гурия, поручено было отправиться вместе с последним во вновь открытую епархию и устроить обитель в городе Свияжске. 27 числа Июля месяца 1555 года, в субботу утром, они вместе со святителем Гурием прибыли в Свияжск, на место новых подвигов для архимандрита Германа. Получив при отправлении в Казань значительные средства от царя и архипастырей на устройство новой обители в городе Свияжске, архимандрит Герман с ревностью, вскоре же по прибытии на место, приступил к исполнению возложенного на него поручения. Много предстояло положить труда и преодолеть немало препятствий основателю монастыря. Трудно было строиться. В покоренной недавно стране, населенной фанатически настроенными татарами и находившимися под сильным их влиянием язычниками, трудно было находить рабочих, особенно для постройки храмов христианскому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Более пятидесяти лет провел преподобный Герман на суровом, холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах, стараясь, как можно более, быть полезным для обители. Но по нуждам монастыря часто путешествовал на твердую землю. Святая любовь не взирала ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, нелегкие особенно для старости. И самая смерть застигла его на службе обители. В 1479 году при игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, преподобный Герман был послан в Новгород по делам монастыря, в обители св. Антония Римлянина почувствовал близость кончины и после исповеди и причащения Св. Таин мирно предал дух свой Богу. Соловецкие иноки хотели перевезти тело святого старца в родную обитель. Честные мощи святого были обретены нетленными и с честью положены с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя святителя и чудотворца Николая, рядом с мощами преподобного Савватия. Впоследствии над местом погребения преподобного Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени. Около 1602 года преподобный Герман явился пресвитеру Григорию, служившему в городе Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Зосимой и Савватием и составить ему тропарь. Пресвитер Григорий исполнил повеление святого. Все с верою приходившие к иконе преподобного Германа получали исцеления от недугов. Празднование преподобному по благословению патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1674–1690) и архиепископа Холмогорского Афанасия совершается с 1692 года 30 июля/12 августа. Сохранилось рукописное житие святого, составленное около 1627 года иноком Соловецкой обители. К житию приложено описание чудес, совершившихся от иконы преподобного Германа в Тотьме Июль 31 Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий) родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

( < < back) Игумен Герман (Подмошенский) — духовный сын старца Никодима, друг и сподвижник иеромонаха Серафима (Роуза; 1934–1982), настоятель монастыря прп. Германа Аляскинского (Платина, Калифорния, США), по происхождению русский. В 1963 г. по благословению архиепископа Иоанна (Максимовича) друзья, будущие монахи Серафим и Герман, основали Братство прп. Германа Аляскинского. С 1965 г. их усилиями в Америке началось издание журнала «Православное слово», а в 1967 г. они основали монастырь в Калифорнии. Монашеский постриг о. Серафим и о. Герман приняли в 1970 г. ( < < back) Иеросхимонах Феодосий Карульский (1868–1937) — известный старец-отшельник, строгий подвижник, духовник русских пустынников на Карули (Афон). В прошлом архимандрит, профессор Казанской духовной академии, ректор Вологодской семинарии. Отказавшись от всех должностей и званий, удалился в уединение на Афон. Известен своей литературной деятельностью. Он нашел и впервые опубликовал сочинение прп. Паисия (Величковского) «Крины сельные», перевел с греческого несколько сочинений прп. Никодима Святогорца, вел полемическую переписку с известными учеными-богословами — митр. Антонием (Храповицким), проф. Н.Н. Глубоковским и другими. По поручению Синода о. Феодосий провел богословский анализ течения имяславия, а также много писал против введения григорианского календаря. Скончался в 1937 г. на 69-м году жизни на руках сотаинника схимонаха Никодима. Келейный «Молитвенный дневник» о. Феодосия издавался дважды, см. Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. «Лара», М., 1992; Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского. Валаамский мон. С-Пб., 1997. ( < < back) Схиигумен Герман Зосимовский (Гомзин; 1844–1923) — известный подвижник, ученик иеросхимонаха Александра Гефсиманского Затворника и святителя Феофана Затворника Вышенского. Пострижен в 1877 г. архмандритом Леонидом (Кавелиным). Настоятель Зосимовой пустыни с 1897 г. вплоть до своей кончины. Опытный духовный руководитель и молитвенник. Сподвижник прп. Алексия Зосимовского (Соловьева; 1846–1928), иеросхимонаха-затворника, причисленного к лику святых в 2000 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЕРЕМИЯ КАЗАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеремия (+ после 1581), архиепископ б. Казанский и Свияжский Об нем известно совсем немного, да и те сведения, которые излагаются в литературе, вызывают сомнения. По преданию, архиепископ Иеремия происходил из " московских купцов " . С одной стороны, в XVI-XVII веках понятие " купец " еще не употреблялось для обозначения сословия, а " московский " или " москвич " в это время чаще применяли не к жителям города Москвы, а к сельскому населению столичных окрестностей. Отсутствие фамилии косвенно свидетельствует о том, что он по происхождению не принадлежал к сословию служилых людей. Достоверно известно, что он был пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре . В 1567 году, когда архиепископ Казанский и Свияжский Герман находился в Москве, основатель Казанского Спасо-Преображенского монастыря святитель Варсонофий был назначен Тверским епископом. На его место святитель Герман избрал знакомого ему по Иосифо-Волоколамскому монастырю игумена Иеремию и вызвал его в Москву . Здесь новый архимандрит в ноябре 1567 года хоронил своего жестоко убитого архипастыря. Скорее всего, в Казань отец Иеремия вернулся вместе со своим товарищем по Иосифо-Волоколамскому монастырю, новым архиепископом Лаврентием , весной 1568 года. В качестве архимандрита Спасо-Преображенского монастыря отец Иеремия встречал в Казани еще одного бывшего насельника Иосифо-Волоколамской обители, архиепископа Тихона (Хворостинина) . Казанский Спасо-Преображенский монастырь уже считался одним из самых важных в России. Поэтому архимандрит Иеремия присутствовал на соборе 1572 года , избравшем нового митрополита Антония и разрешившем Ивану IV четвертый раз вступить в брак, и на следующем соборе 1573 года . Во второй половине 1576 года был хиротонисан во архиепископа Казанского и Свияжского . Точная дата хиротонии неизвестна, но это произошло вскоре после смерти владыки Тихона (Хворостинина) (+ 14 июня 1576).

http://drevo-info.ru/articles/13676760.h...

348 Епископ Герман не согласился с архиепископом Варлаамом в оценке декларации митрополита Сергия и признании его полномочий как временного предстоятеля Церкви. Владыка Варлаам был в 1928 году участником так называемой ярославской оппозиции. 350 После смерти митрополита Агафангела временно управляющим епархией был назначен епископ Трофим (Якобчук). 355 Наталья Александровна, получив благословение игумена Израиля и нескольких других почитаемых ею духовных лиц, вышла замуж за Виктора Капитоновича Виноградова. (В браке она приняла фамилию мужа.) 356 Архиепископ Иларион был на Соловках, очевидно, до начала декабря 1929 года. Умер 28 декабря 1929 года в тюремной больнице в Ленинграде. 358 К преподобному Зосиме Соловецкому (fl478). До закрытия Соловецкого монастыря и размещения в нем лагеря в 1923 году мощи соловецких святых Зосимы и Савватия находились в Троицком Зосимо-Савватиевском соборе. В мае 1931 года архиепископ Варлаам, согласно новому приговору, был отправлен на Соловки из Котласского лагеря (ЦА ФСБ, д. Р-41655). 361 Архиепископ Пахомий (Кедров, 1876–1937), выпускник Казанской Духовной академии. Скончался на пути в очередную ссылку. 362 Последние два года на Соловках владыка Иларион жил не на территории лагеря, а отдельно (это разрешалось тогда ссыльным из духовенства), в избе «среди леса, между морским заливом и озером» (из письма архиепископа Илариона двоюродной сестре Лидии Архангельской от 22 августа 1929 года. Церковно-исторический архив Православного Свято-Тихоновского богословского института, копия). Возможно, «квартирой Ларчика» епископ Герман называет вообще Соловецкий лагерь. 365 Р. А. Верховцев, служивший в 1924–1927 годах секретарем Серпуховского епархиального совета, а также иподиаконом епископа Алексия, был арестован в 1930 году, как «близкий и доверенный человек епископа Готовцева», обвинен в антисоветской агитации и приговорен к трем годам концлагеря (ГАРФ, ф. 10035, on. 1, д. П-48740). 367 Крест Владыки был сохранен Натальей Александровной и после ее кончины в 1991 году передан по завещанию Михаилу Осколкову, ныне настоятелю храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке. В этом храме находится и первая икона святителя Германа, написанная в 2002 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Живя в монастыре, он подавал собой добрый пример всей братии. Услышав о примерной жизни св. Германа, иноки Старицкой обители упросили его принять управление своей обителью. Но скоро он возвратился обратно в Иосифовский монастырь, чтобы подвизаться под руководством св. Гурия. В 1555 году Гурий был посвящен в архиепископа в Казань, и ему поручено было устроить обитель в Свияжске, для насаждения христианской веры среди магометан. Св. Герман помогал св. Гурию и в устройстве монастыря и затем в просвещении магометан и язычников. По смерти Гурия св. Герман был избран на его место. Он немного пас Казанскую Церковь , но и за это короткое время оставил по себе память великого архипастыря. В 1566 г. когда Московский митрополит Афанасий отказался от кафедры, царь Иоанн Грозный назначил было св. Германа на его место. Но когда святитель в разговоре начал вразумлять царя, то вельможи уговорили его не делать святого митрополитом. Св. Герман скончался в Москве во время морового поветрия в 1567 г. По собственному желанию, тело его было похоронено в Николо-Мокренской церкви. В 1595 г. по просьбе жителей Свияжска, мощи св. Германа, оказавшиеся нетленными, перенесены были из Москвы в их город, где и почивают доселе. При перенесении мощей совершилось много чудесных исцелении. 6-го ноября воспоминается некоторое необыкновенное явление, бывшее в конце V столетия в Константинополе. Это – спадение из воздуха праха. Небо сделалось облачным и темным, и чувствовался страшный жар. Так стояло 40 дней. Думали, что вся земля будет сожжена огнем. Император и патриарх назначили крестные ходы и вообще моление об отвращении гнева Божия. И Господь умилостивился: из мрачных облаков спустился на землю черный и горячий пепел; растения и травы были опалены этим пеплом; затем полился сильный дождь, и земля очистилась от праха. 7-е число Мученик Иерон служил воином при Диоклетиане, в III веке. Однажды он видел во сне некоторого человека, одетого в белые ризы, который предсказал, что ему предстоит подвизаться не за земного царя, а за небесного и получить от Него честь и славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010