Церковь Сергия Радонежского расположена в трапезной монастыря на втором этаже . Она была построена в 1604 году и в ней находилась чудотворная икона Сергия Радонежского, которую принесли в 1551 году в Свияжск. Сейчас она находится в церкви Ярославских чудотворцев в Казани. Свияжский Успенский монастырь находится в Зеленодольском районе острова Свияжск. Добраться до него можно от речного вокзала города Казани и доезжать до пристани «Свияжск». До монастыря можно также добраться на машине по дамбе, которая имеет протяженность в восемь километров. Город – крепость Свияжск, расположенный в устье Свияга – реки, основан в 1551 году. Он был главной базой русских войск для борьбы с Казанским ханством. Уже к шестнадцатому веку он был крупным торговым центром и уездным городом, а потом стал первым христианским городом Казанского края. В 20 веке судьба Свияжск был сделан лагерной зоной, территория, где располагался концлагерь и колония. Это было до 1997 года. После постройки Куйбышевского водохранилища Свияжск стал островом. Возрождение Свияжска началось с возрождения монастырей Православной Русской Церкви. В августе 2004 года появилось женское Иоанно-Предтеческое подворье Успенского мужского монастыря. С сайта " В Татарстан " Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифе-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.

http://sobory.ru/article/?object=01000

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Татарстан, Зеленодольский рн, о. Свияжск. Город Свияжск при впадении реки Свияга в Волгу был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре – 6 ноября 1567 года – по одним сведениям, был убит (усечен мечом), по другим – скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем Патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней. Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Герман, архиепископ Казанский (+ 1567) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 нояб. в день преставления, 23 июня в день второго перенесения мощей внутри Успенского собора в Свияжске, 25 сент. в день первого перенесения мощей из Москвы в Свияжск и 4 окт. вместе с Собором Казанских святых Святитель Герман Казанский родился в городе Старице Тверской области, в семье бояр Полевых, происходивших от князей смоленских. Род их дал немало иноков. От юности он отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание, особенно псалмы Давидовы. Родители не препятствовали его настроению, но отпустили в монастырь, лишь когда ему минуло 25 лет. Он поступил в Иосифов Волоколамский монастырь. В то время там подвизался будущий святитель Гурий, просветитель Казани (память его 4 окт.) — тогда еще рядовой инок, а потом настоятель, — а также неправедно сосланный туда прп. Максим Грек (память его 21 янв.). Оба они имели на молодого монаха большое влияние. Проходя все монастырские послушания, он продолжал изучать Священное Писание и занимался переписыванием богослужебных книг. Затем он был архимандритом старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. Тогда он поставил вместо себя настоятелем ученика своего Иова (будущего первого Патриарха Всероссийского), а сам вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. Вслед за сыном поступил в ту же обитель отец его, боярин Феодор Афанасьевич Полев, и принял постриг с наречением ему имени Филофей. Отец и сын принимали участие в Соборе 1555 г., и тогда-то по совету святителя Германа царь Иоанн IV, который хорошо знал и почитал его, избрал архимандрита Гурия (память его 4 окт.), находившегося тогда в затворе, первым архиепископом Казани.

http://sedmitza.ru/lib/text/437861/

Св. Гурий, Варсонофий и Герман. Иоанн IV Васильевич воевал с татарами не ради только войны. Он хотел обезопасить восточные границы своего государства от беспокойных соседей и подчинить этих последних русскому влиянию. Самым верным средством для утверждения русского влияния в завоеванном крае он совершенно справедливо считал распространение в нем христианской веры; поэтому, вслед за покорением Казани, Иоанн Васильевич поспешил открыть здесь особую епархию. В 1555 г. первым архиепископом казанским был избран святитель Гурий. Выбор этот был самый лучший. Святитель Гурий еще прежде заявил себя опытным просветителем народа и миссионером. Отправление его на епархию было обставлено необыкновенною торжественностью. Это был как бы новый духовный поход на казанское царство. Святителя Гурия проводили из Москвы, а равно и встречали во всех городах, лежавших на пути от Москвы до Казани, торжественным крестным ходом; новый святитель ехал в свою епархию с иконами, книгами, церковною утварью и богатою казною государя, предназначавшеюся на построение монастырей и церквей. Ему дан был подробный наказ, как обращать людей к истинной вере. Ему внушалось при этом привлекать к себе неверных только ласкою, заступлением перед властями, крестить только волею, а не насилием, печаловаться за подсудимых пред воеводами и судьями, обличать неправды судей, участвовать с ними во всех советах. Своим учением и добрым обхождением св. Гурий весьма благотворно действовал на покоренных инородцев и в 9 лет своего архиерейства обратил их в православие многие тысячи. Сотрудниками его в этом деле первоначального насаждения христианства в казанском крае были св. Варсонофий и Герман. Св. Варсонофий, благодаря своему знанию татарского языка и нравов татарских, был особенно полезным сотрудником св. Гурия. А св. Герман был его преемником и достойным продолжателем дела, начатого св. Гурием. Ливонская война. Иоанн Васильевич, подобно своему деду и отцу, желал иметь постоянные сношения с иноземными государствами Западной Европы. Эти сношения были необходимы для того, чтобы русские могли сделаться более просвещенным народом, А для того, чтобы иметь сношения с иноземными государствами, русскому народу необходимо было получить доступ к берегам Балтийского моря. Прежде русские владели этими берегами, но впоследствии они были отняты у русских ливонскими рыцарями. Ливонцы вместе с поляками старались препятствовать сношениям русского народа с другими государствами. Они не пропускали в Москву ученых и художников, которые могли бы принести русским просвещение и научить военному искусству и без того страшную для них Россию. Так они поступили и в 1547 г., когда уговорили немцев не отпускать к русским более 100 мастеров, нанятых нашим царем для различных работ. Иоанн Васильевич тогда решил объявить ливонцам войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

В., вместе со святителями Гурием и Германом, изображается на фоне Казанского кремля. Известно неск. таких икон-пядниц нач.- 1-й четв. XVIII в. (ГОМРТ, ПГХГ): святители (слева направо Гурий, В., Герман) с Евангелиями (В. держит Евангелие обеими руками), в фелонях, омофорах и митрах с белыми опушками обращены влево, в молении образу Благовещения Богородицы; ниже Благовещения на всех иконах располагаются обрамленные живописным барочным картушем ковчежцы для святых мощей; кремль изображен с пятиглавым Благовещенским собором, с папертью и колокольней за стенами с башнями. На одной из икон (ГОМРТ) более детальное изображение Казанского кремля: Благовещенский собор соединен переходом с архиепископским двором, на 2-м плане стены и башни, ограждающие место государева двора и Спасо-Преображенского мон-ря; в правой части иконы за стенами Кремля фигуры святителей, стоящих на облаках. Иногда на иконах с изображением Казанского кремля святители Гурий, В. и Герман предстоят в молении образу Казанской Божией Матери (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ). Их изображение в молении ко Христу (Деисус с предстоящими) имеется на правой створке трехстворчатого складня (1-я четв. XIX в., НТМЗГД). Среди вселенских учителей и святителей Гурий и В. изображены фронтально на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича), вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых в ростовский Успенский собор (1665, ЯИАМЗ) и на саккосе из Благовещенского собора Сольвычегодска (ок. 1665, СИХМ). С московскими святителями Герман, Гурий и В. представлены на раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска (ГМИИРТ): В. ниже Гурия, с более узкой и длинной темной бородой. На старообрядческих иконах XIX-XX вв. В. изображен среди избранных святых со свт. Гурием, оба с удлиненными узкими бородами с сединой, в низких полукруглых митрах (ГМИИРТ; частное собрание, Казань). Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР) Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/154327.html

Гавриил (Абалымов; 1881–1958) – епископ Осташковский, викарий Тверской. Гавриил (Зырянов ; 1844–1915) – старец Седмиезерной пустыни, схиархимандрит, духовный отец схиигумена Игнатия (Лебедева) в молодости, преподобный. Гавриила (Елизавета Николаевна Чиркова; 1906–1981) – тайная монахиня, духовная дочь зосимовских старцев Игнатия и Исидора. Гаврилов Василий Дмитриевич – псаломщик храма села Бужаниново. Гаврилов Николай Иакимович – владелец нотопечатни в Москве. Галактион – иеромонах. Галактион (Игнатий Хореев; † 1900) – монах, сын блаженного Филиппушки. Гамбе Мария Сергеевна – преподаватель МГУ. Гарадцева Аграфена. Гедеон (Черкалов Герман Никитич; 1873–1937) – игумен. Гедеон (Смирнов Григорий Сергеевич; 1880 – 10.12.1937) – иеромонах Троице-Сергиевой Лавры. Геннадий – послушник Столобенского монастыря. Геннадий – иерей. Георгий Победоносец (†303) – великомученик. Герман (†1567) – святитель, архиепископ Казанский. Герман «младший» (Полянский Борис Иванович; 1900–1939) – (2000), архимандрит, духовник Высоко-Петровского монастыря. Расстрелян под Мариинском в 1933, преподобномученик. Гермоген († 1612) – священомученик, патриарх Московский и Всея Руси, чудотворец. Глаголева Софья Павловна. Глазунов Александр Константинович (1865–1936) – российский композитор, дирижер. Гоголь Н.В. (1809–1852) – великий русский писатель. Головин Владимир Васильевич – помещик, устроитель Зосимовой пустыни. Головин Димитрий Васильевич – сын В.В. Головина, продолжатель возрождения пустыни. Голубцова Мария Александровна – дочь профессора Московской духовной академии. Гомзин Алексей Семенович – брат прп. Германа. Гомзин Василий Семенович – брат прп. Германа. Гомзин Симеон Матвеевич († 1859) – отец прп. Германа. Гомзина Марфа Федотовна (1811–1848) – мать прп. Германа. Гомзина Матрена Матвеевна – родная сестра отца прп. Германа. Горева Наталья Алексеевна – духовная дочь зосимовского старица Досифея. Грачева Мария – жительница села Мордыш. Григорий (Козырев; 1882–1937) – епископ Суздальский с 1927 г., епископ Барнаульский с 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время кровавого похода царя Uoahha IV против Новгорода, арх. Пимен был схвачен опричниками, провезен по всему городу в одежде шута, а потом незаконно лишен сана и сослан в монастырь. В 1576 году его преемник, арх. Леонид, зашитый в медвежью шкуру, был затравлен собаками. В связи с возвышением московской кафедры, было умножено количество епархий. В Казани была учреждена архиепископия, а епископы, жившие ранее в ханской ставке (Орде), переехали в Москву в квартал «Крутицы» и стали называться Крутицкими. Распространение христианства на восток В 1552 году царь Иоанн IV взял Казань, а в 1556 Астрахань, и для православной миссии открылись широкие пути на Восток. Просветителями казанского царства явились – свв. Гурий, Герман и Варсонофий. Св. Гурий (память 5 декабря) был родом из города Радонежа и сперва состоял на службе местного князя. Оклеветанный врагами, он был посажен в подземную темницу и долго в ней томился. После своего освобождения, он поступил в Волоколамский монастырь и был избран в его игумены. В 1555 году, когда он был поставлен в архиепископы города Казани, он взял с собой в только что завоеванный русскими край инока Волоколамского монастыря, Германа, славившегося своим образованием и благочестием (он происходил от кн. Смоленских), и настоятеля Песношеской обители, Варсонофия, который провел долгие годы в плену у татар и хорошо знал их язык и нравы. Св. Гурий, строгий постник и аскет, подавал своей обширной пастве пример благочестия. Он крестил много тысяч татар, устроил школы для татарских детей и ревностно заботился о просвещении края. Св. Гурий проповедовал слово Божие по всей своей епархии и даже, когда по болезни он не мог уже ходить, его переносили из храма в храм, и он повсюду учил народ. Перед кончиной св. Гурий принял схиму и был похоронен в Спасо-Преображенском монастыре в Казани. В 1595 году мощи его были обретены нетленными и источающими миро. Преемником святителя Гурия на казанской кафедре был арх. Герман. Он по приезде в казанскую епархию основал Свияжский монастырь, который стал центром распространения христианства. В нем св. Герман принимал с любовью всех приходивших и христиан, и магометан, что много способствовало успеху проповеди Христовой веры. Он построил в Казани Иоанновский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь Дата создания: 1555 г. Описание: История Успенский монастырь на острове-граде Свияжск был основан в 1555 г. одновременно с учреждением Казанской епархии . Основателем обители и первым настоятелем монастыря стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), потомок смоленских князей, постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря и духовный друг первого архиепископа Казанского Гурия. После смерти святителя Гурия архимандрит Герман стал в 1564 г. вторым архиепископом Казанским. Впоследствии он был прославлен в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. В 1595 г. при митрополите Казанском Гермогене (будущем Патриархе Всероссийском) были обретены мощи святителя Германа. Мощи были перенесены в Свияжский монастырь, где стали главной монастырской святыней. Свияжский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). Обитель также была главным духовно-просветительским и миссионерским центром Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI-XVIII вв. По штатам 1764 г. монастырь был зачислен в первый класс. В течение XIX в. монастырь постепенно приходил в упадок. Этому способствовало обеднение города Свияжска, а также секуляризация церковных земель при Екатерине II. К началу ХХ в. братия, когда-то превышавшая 100 человек, едва достигала 20-25 монахов и послушников, доходы монастыря резко снизились и уступали доходам других монастырей епархии. После революции, в 1923 г., мощи святителя Германа — главная святыня обители — были вскрыты. Вскоре после этого монастырь был закрыт. В советские годы на территории монастыря находились концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 г. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II , посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244519...

И он решил, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу, совершенно оставить Мир, удалиться из дома родителей в монастырь. В конце тридцатых годов XVI столетия Григорий, имевший от роду свыше 25 лет, с благословения родителей, поступил в славившуюся тогда строгой подвижнической жизнью иноков, несомненно, близко ему известную Волоколамскую обитель. В это время подвизался в числе братии Волоколамского монастыря, а потом стал и игуменом этого монастыря, будущий первосвятитель Казанский Гурий и проживал в заточении невинно сосланный туда известный ученый преподобный Максим Грек . Вскоре по поступлении в обитель, Григорий, как вполне подготовленный к несению иноческих подвигов, удостоен был монашеского звания и назван был при совершении обряда пострижения Германом. Приняв иночество, Герман, прилагая труды к трудам, усугубил подвиги поста и молитвы и с ревностью занимался изучением Слова Божия и святоотеческих писаний, пользуясь при этом руководством и наставлениями просвещеннейшего мужа того времени преподобного Максима Грека . Считавший правилом жизни неопустительно присутствовать за церковными службами, державший всегда строгий пост, инок Герман, живя в обители, украшался необыкновенным смирением. Считая себя «последним в иноцех», он с радостью оказывал всевозможные услуги каждому из братии и охотно исполнял всякое возлагавшееся на него настоятелем послушание. Особенно много им положено было труда за время пребывания в Волоколамской обители на переписывание, по указанию игумена настоятеля, впоследствии святителя Казанского Гурия, книг священного писания, богослужебных и творений святоотеческих. Своей строгой подвижнической жизнью и глубокими знаниями Слова Божия и писаний святых отцов, инок Герман скоро приобрел себе всеобщее уважение братии Волоколамского монастыря. Немного же спустя, слава о нем не только вышла за стены Волоколамского монастыря, а и достигла его родины – города Старицы. Братия Старицкого Успенского монастыря, слыша прекрасные отзывы о жизни «последнего в иноцех» Германа, как он называл себя, пожелали иметь его настоятелем своей недавно основанной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Недолго, однако, ему пришлось пробыть здесь. Он видел, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, со скорбью замечал, как сильно изменился характер Грозного – и не мог стерпеть: верный своему пастырскому долгу, он попытался вразумить царя, говорил ему о необходимости чистосердечно раскаяться, о будущих муках и о вечном блаженстве. Грозный царь не мог вынести обличений блаженного святителя. Смиренный, но правдолюбивый истинный светильник Церкви не понравился Иоанну Грозному, ибо при первой же встрече смело обличил бесчинства опричников. Царь Иоанн Грозный с бесчестьем выгнал святого Германа из митрополичьих палат, но он не был отпущен в Казань, а содержался в Москве, в заключении, почему и не был на Соборе, на котором избран в митрополита святой Филипп; именно поэтому многие думали, что он или отравлен, или задушен. Но он был на посвящении святого Филиппа; перед ним протекла вся страшная буря гонений и страданий Филипповых; он один поднял за него на Соборе искренний голос, когда гневный царь требовал осуждения Филиппа. «Хотя бы и вся братия наша, – говорил Герман, – еще тьмами словес обносила перед тобою сего блаженного – ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей никогда не произносил неправды и не знал никакого лицемерия!» Безмолвствовал царь, внимая сей дерзновенной речи святителя, пораженный ли крайним его смирением, или стыдясь царской своей багряницы. Но слова Германа не спасли Филиппа от заточения и смерти. Около двух лет святитель Герман пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хотя он и считался архиепископом Казанским. Все это время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был страшен опричникам. Вскоре, 6 ноября 1567 года, Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 году, когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей святого Германа, имевшее место летом 1922 года, отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии священномученика Филиппа. В описании мощей Германа отмечено, что «голова его отрублена и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами – одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади, по шее». 88 Однако, по сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Герман Казанский скончался 6 ноября 1567 года от морового поветрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010