Недолго св. Герман управлял Старицкий обителью; он, тяготясь почестями, стремился в дорогой ему Иосифов монастырь, к любимым своим книжным занятиям, в звании простого инока возвратился в Волоколамской монастырь и здесь снова встретился со своим духовным руководителем, св. Гурием, который, отказавшись от игуменства, проживал на покое (до 1554 г.). Царь Иоанн IV Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифова Волоколамского монастыря, нередко вызывал их к себе для духовных бесед, и из среды иноков этой обители в то время избирались на святительские кафедры. Св. Герман со своим отцом Филофеем, Герасимом Леньковым и др. был вызываем в Москву, по случаю появления вольномыслия среди белозерских иноков и ереси (Матфея Бакшина, Феодосия Косого и др.). – В 1555 г. на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казани святительской кафедры, на которую был избран св. Гурий (Руготин) и к нему (не без его, конечно, влияния) в сотрудники дан был архимандрит Герман, а также архимандрит Варсонофий. По прибытии в Казань первого архипастыря Гурия со свитой, указано св. Герману местожительство в г. Свияжске и для просветительной деятельности ему назначена была нагорная (правая) сторона Казанского края, а св. Варсонофий левая (г. Казань). Первым делом св. Германа было устройство на иждивение царской казны монастыря (Успенского) в г. Свияжске (в июле 1555 г.). При св. Германе построены были и доныне существующие в Свияжском монастыре Соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая, также каменная с колокольней и трапезой (Никольская церковь была освящена 6 января 1556 г., а Успенский собор 12 сентября 1558 г.); устроены были деревянные кельи для братии и разные службы. Новая обитель была обеспечена, от царских щедрот, крестьянской землёй, рыбными ловлями и др. угодьями. Св. Герман строил величественные храмы в обители, а сам жил в малой келье (доныне сохранившейся под колокольней церкви св. Николая). Св. Герман, сам строгий аскет, и в своём монастыре, по образцу Волоцкой обители, ввёл строгое общежитие, причём настоятель во всём был примером для братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Игумен Зосимовой пустыни отец Герман 29 ноября 1877 года Гавриил Гомзин принял постриг с именем Герман – в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником его во время пострига был старец иеросхимонах Александр. После кончины любимого старца инок в продолжение девяти лет искал духовного руководителя. Для этого он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником . Впоследствии их переписка была издана в виде брошюры под названием «Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». На суд святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию Оптинскому и затем, получив его одобрение, – святителю Феофану, который, исправив кое-что, посоветовал их издать, присовокупив, что «держать их под спудом было бы не совсем безгрешно». Книга была издана. 5 июля 1880 года, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков ; †1882) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиакона. 17 августа 1885 года иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонаха. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий (Руднев; 1826–1900). Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной академии стали обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями. Это смущало молодого иеромонаха, и он снова спросил совета у Вышенского затворника. Святитель Феофан благословил его принимать всех приходящих с любовью и никому не отказывать. Братия Зосимовой пустыни. 1920 г. Насельники обители возле монастырской церкви С 1892 года отец Герман был утвержден в должности братского духовника Гефсиманского скита. Среди духовных чад старца были ректор Духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий ; †1936), впоследствии митрополит; архимандрит Чудова монастыря Арсений (Жадановский ; †1937), впоследствии архиепископ Серпуховской; игумения Иоанна – настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря, этой, как ее называли, «женской Оптиной пустыни», и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Со своей стороны святитель Гурий оказывал святому Герману особенное во всем доверие. Он не только освободил Свияжский монастырь от своего суда, но и поручил суду святого Германа и все сельские причты Свияжского уезда. В таких неусыпных трудах по просвещению неверных, по устроению во всех отношениях монастыря и по сотрудничеству святителю Гурию в управлении епархией провел святой Герман свыше восьми лет. О деятельности святого Германа на пользу новоприсоединенного края знали царь и митрополит и высоко ценили ее. Эта апостольская деятельность открыла святому Герману путь к служению святой церкви в высшем Иерархическом звании – в звании святительском. В 8 часу вечера с 4 числа на 5 число декабря месяца 1564 года святитель Гурий Казанский мирно скончался. Когда донесено было об этом царю Иоанну Васильевичу Грозному и митрополиту Афанасию, – оба они, зная о трудах, понесенных святым Германом на пользу Казанской епархии, единодушно решили предоставить архипастырскую Казанскую кафедру ближайшему и полезнейшему сотруднику скончавшегося первосвятителя Казанского Гурия настоятелю Свияжского монастыря архимандриту Герману. Вызванный соборной грамотой в Москву, святой Герман, считая себя по смирению своему недостойным епископского сана, долго отклонял от себя честь быть преемником святителю Гурию. Но так как царь и митротрополит настойчиво желали, чтобы святой Герман возведен был на Казанскую кафедру, то он вынужден был подчиниться их воле. 12 марта 1564 2 года святой Герман рукоположен был в архиепископа Казанского и Свияжского. В том же 1564 году он возвратился из Москвы в Казань и вступил в управление Казанской епархией. В недолгое свое управление Казанской епархией святитель Герман во всем следовал примеру первосвятителя Казанского Гурия. Он всей душой заботился о том, чтобы пастыри свято исполняли свой долг, а пасомые, как дети, слушались их и повиновались им. Заботясь о том, чтобы новопросвещенные инородцы в большом количестве обучались в существовавших для них при монастырях школах, он учредил общежитие при Зилантовском монастыре, что дало возможность увеличить как число монашествующих, так и число обучаемых в монастырской школе инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вспоминая свои первые шаги на поприще иночества, схиигумен Герман говорил, что в скиту у него было «два столпа»: старец и игумен. Старец учил уничижать и укорять себя постоянно, в монастыре учили знать лишь церковь , келлию, трапезу и старца. Кроме послушания у отца Александра Гавриил ежедневно по два часа нес в храме чреду по чтению Псалтири и писал иконы. Поступая в обитель, он скрыл, что владеет ремеслом живописца, полагая, что по делам своим достоин лишь послушания на кухне. Но кто-то из его прежних знакомых открыл «тайну» монастырскому начальству, и Гавриилу определено было проходить послушание иконописное. Первая икона, написанная им в скиту, – Черниговский образ Божией Матери, помещенный на монастырскую колокольню. Его кисти принадлежали также изображение Скорбящей Божией Матери в притворе Черниговского храма над пещерами, портреты старца отца Александра и скитоначальника архимандрита Антония. Им были отреставрированы почти все иконы пещерного храма, иконы и настенные росписи Иверской часовни. Всего отец Германа написал двадцать четыре иконы. Среди них образы Нерукотворный образ Спаса, Успение Богородицы, Тихвинская икона Божией Матери… С иконописным послушанием связан один примечательный эпизод.. Как-то приехав на богомолье в Киев, отец Герман побывал в часовне, принадлежавшей одному женскому монастырю. Там он увидел Черниговскую икону Божией Матери и... узнал свою работу. Подойдя поближе, он разглядел и подпись: «Писал рясофорный монах Гавриил. Гефсиманский скит. 1874 год». Икона была окружена особым почитанием.. Отец Герман спросил о причинах такого благоговейного отношения к иконе и услышал в ответ: – Потому что она чудотворная. К образу Владычицы были привешены отлитые из золота и серебра изображения рук, ног, голов – приношения в свидетельство о чудесных исцелениях. 29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли в мантию и нарекли Германом, в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником на постриге был его старец отец Александр. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководителя. Он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником . По свидетельству самого отца Германа, святой епископ «добре устроил» его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде брошюры под названием «Ответы епископа Феофана, Затворника

http://azbyka.ru/otechnik/German_Gomzin/...

В 1566 г. архиепископ Герман был вызван в Москву для занятия митрополичьего престола, и хотя был вынужден поселиться в митрополичьих покоях, но престола все-таки не занял. Это было страшное время опричнины, и святитель на следующий же день при первой встрече с царем напомнил ему, что суд Божий и истязания о делах ждут каждого человека — как царей, так и простых. «Еще на митрополию не возведен еси, а уже меня неволею обязуешь!» — воскликнул царь.  Митрополитом согласился стать соловецкий игумен Филипп, которого духовенство умолило, ради блага Церкви и народа, дать царю обязательство «не вступаться в опричнину». Он оговорил себе только древнее право «печалования» (заступничества) за осужденных.  Когда же все епископы, страшась царя, в начале ноября 1568 г. осудили святителя Филиппа и тем подготовили его низвержение и будущее убийство (см. его житие — 9 янв.), за него открыто вступился святитель Герман. Он сказал царю: «Хотя бы все братия наша еще тмами словес обносила пред тобою сего блаженного — ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей никогда не произносил неправедного суда и не знал лицеприятия!» Царь отвечал ему молчанием — он знал, что это правда.  Через несколько дней — 6 ноября 1567 г. — святитель Герман был зарублен опричниками. Было объявлено, что он умер от моровой язвы. Но в описании мощей его, открыто почивавших в Свияжском монастыре, сказано другое: «О роде кончины святителя явно свидетельствуют его мощи: голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее. Видно, что святой сделался жертвой не казни, а какого-то свирепого побоища». Погребли его, по завещанию его, при церкви Святителя Николая Мокрого, «в архиерейской одежде»: ясно, что святитель ждал своей участи и опасался, что этого могут не сделать.  В 1592 г. святые мощи его были перенесены в Свияжск по просьбе жителей этого города, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном и положены в монастырском Успенском храме, причем храм исполнился благоухания, и были исцеления. К лику святых, чтимых всей Русской Церковью, святитель Герман был причислен в 1696 г. В последнее время святые мощи его почивали посреди церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Здесь он опять встретился с Гурием, и вскоре Господь воззвал их обоих на высшее и труднейшее служение. В 1552 году покорена была Казань. По особенному избранию Божию первым архиепископом Казанским назначен был св. Гурий. В трудном деле устроения новой Казанской паствы первому ее святителю требовались сотрудники, равно преданные Богу и святой церкви. Посему понятно, что жребий сотрудничества великому Святителю пал на его присного сподвижника Германа, который действительно и был назначен архимандритом первоклассного Свияжского монастыря. Св. Герман прибыл в Свияжск вместе с Гурием (в июле 1555 г.). Город Свияжск, поставленный в 1550 году царем Иоанном IV Васильевичем, был в первое время областным городом, значение коего он поддерживал и далее. Этому должен был соответствовать и монастырь, который обязан был устроить в Свияжске св. Герман, получивший на это и средства. Прибыв в Свияжск, пр. Герман избрал для монастыря самое возвышенное место и устроил в нем Никольскую церковь , с обширною трапезою, и величественный соборный храм, в честь Успения Божией Матери; расписал его благолепною живописью и освятил в 1561 году. Келии были устроены на первый раз деревянные (на том месте, где ныне находится трехэтажный братский корпус). Показуя братии образ смиренного подвижничества, препод. Герман, часто уединялся в небольшой кельи, при колокольне Никольской церкви и здесь предавался неусыпной молитве. Кроме того, он неоскудно назидал всех приходящих к нему словом божественного учения, наипаче же приводил всех окружающих его ко спасению примером своей Христоподражательной жизни. Поэтому обитель Свияжская все более увеличивалась в количестве братии и сделалась местом духовного оглашения верою, просвещения св. крещением и утверждением в православии. В последующее время Свияжский Успенский монастырь сделан был миссионерским. Девятилетние неустанные святые труды и великие подвиги преподобного Германа сделались известными не только во всех окрестностях, но и в Москве – митрополиту и государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глас 6: Приими, святителю,/наше песненное хваление/и вонми смиренной молитве нашей,/яко верный ходатай/и теплый молитвенник за ны Христу Богу,/Егоже соделай милостива,/да прошения наша тобою исполнит во благо/и спасение душ наших. Слава, глас 2: Храм всечестен Божией Матери воздвигл еси,/да под кровом Ея/созиждеши себе и чад обители твоея во спасение./Ейже молися, святителю,/да благодатию Господа и мы созиждемся в храм Божий/и в жилище Духа Святаго. И ныне, глас 3: Приими от нас песнь исходную,/Мати Живаго Бога,/и светоносною Твоею и Божественною/осени благодатию,/стране победительная,/Христолюбивым людем мир,/укрепление поющим,/и душам нашим спасение подающи. Славословие великое. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы: Апостол ко Евреем, зачало 318. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную. Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий) родился около 1505 года в городе Старица Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева-Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чтение святых книг. Монашеский постриг он принял в двадцатипятилетнем возрасте в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия (память 5 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. Молодой монах Герман усердно читал книги, хранившиеся в богатой монастырской библиотеке, ревностно исполнял послушания, и вел строгую подвижническую жизнь. Тверской епископ Ананий в 1551 году вызвал святого Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха. Затем возвел в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкой Успенской обители. Святой ревностно заботился о благоустройстве монастыря, а для руководства ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. Святой Герман занимался книгописанием, преуспевал в благочестии и был известен как человек святой жизни и ревнитель православной веры. Он находился в близких отношениях с преподобным Максимом Греком , жившим в той обители в заключении. В 1553 году святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг с именем Филофей) участвовал на Московском Соборе, осудившем ересь Башкина. Вскоре Господь призвал его к миссионерскому подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вся жизнь его проходила в трудах по внешнему благоустройству, и Свияжский монастырь доселе служит памятником его неусыпной деятельности и заботливости; лучшие и образцово устроенные здания в Свияжской обители называются именем св. Германа, как их строителя. Много заботился св. Герман и о духовном просвещении не только братии обители, но и в пределах своего миссионерского округа: он собрал в обитель много книг – преимущественно в целях просвещения магометан и язычников; сам писал книги, а богослужебные книги были пожертвованы в Свияжский монастырь царём. При св. Германе в обители была заведена школа для обучения инородческих детей. Свияжская обитель сделалась средоточием, откуда евангельская проповедь распространялась по всему правому берегу Волги (в пределах Казанского края) и преимущественно совершалось крещение инородцев. В 1563 г. 5 декабря скончался св. Гурий, первый Казанский архиепископ. Собор святителей в Москве 1564 г. вместе с царём избрали на его место ближайшего его сотрудника, Свияжского архимандрита Германа, и 12 марта он был хиротонисан в сан Казанского архиепископа. На святительской кафедре св. Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей, как просветительных центров для обращения в христианство инородцев, в постройке храмов, в благоустройстве архиерейского дома и пр., но, к сожалению, слишком кратковременно было его служение на Казанской кафедре; через два года (в 1566 г.) Грозный приказал престарелому Московскому Митрополиту Афанасию удалиться на покой и на его место, как достойнейший и по святой жизни, и по образованию, и по пастырской ревностной службе, собором святителей указан был св. Герман. Выбор Грозного царя (в 1566 г.) пал на него же. Несмотря на все отказы, Герман «принуждён» был согласиться, и уже наречён был в Московского митрополита. Дня через два царь посетил св. Германа в его покоях, и святитель поспешил воспользоваться этим случаем для откровенной беседы с царём. Грозный рассказал о речах святителя своим недостойным любимцам, те испугались, как бы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

После учреждения Казанской епархии в 1555 году святой Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой святого Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления святым Германом стал центром просвещения Казанского края. Основа просвещения – книги. Зная это, святой настоятель заботился о собирании монастырской библиотеки, насчитывавшей при нем 152 книги. Опыт в этом деле он приобрел еще в Волоколамской обители. Предполагают, что святой Герман был наставником святителя Ермогена (память 17 февраля). По кончине святителя Гурия (†1563) святой Герман хиротонисан в 1564 году во архиепископа Казанского и Свияжского и успешно управлял епархией в течение нескольких лет, продолжая дело своего предшественника и учителя. Он способствовал утверждению Православия, усилил миссионерскую деятельность, воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовском монастыре устроил школу для детей. Вскоре святителя Германа вызвали в Москву как кандидата на престол первосвятителей Русской Церкви. Смиренный, но правдолюбивый, истинный светильник Церкви не понравился Иоанну Грозному, ибо при первой же встрече смело обличил бесчинства опричников. До самой кончины святитель Герман был в опале. Преставился святой архипастырь в Москве от моровой язвы, 6 ноября 1567 года, и погребен, по его просьбе, при храме во имя святителя Николая. В 1592 году святые останки его перенесены в Свияжск. Благоуханный гроб встречал Казанский митрополит Ермоген, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. 25 сентября мощи святителя были поставлены в Успенском храме Свияжской обители. Современник оставил такой отзыв о святителе Германе: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания , подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С иконописным послушанием связан один замечательный эпизод из жизни отца Германа. Приехав на богомолье в Киев, подвижник побывал в часовне, принадлежавшей одному женскому монастырю. В часовне он увидел Черниговскую икону Божией Матери и... узнал свою работу. Подойдя поближе, он разглядел и подпись: «Писал рясофорный монах Гавриил. Гефсиманский скит. 1874 год». Икону явно окружали особым почетом. К образу Владычицы были привешены отлитые из золота и серебра изображения рук, ног, голов — свидетельства чудесных исцелений. Отец Герман спросил у монахини о причинах такого благоговейного отношения к иконе и услышал в ответ: — Потому что она чудотворная. 29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли в мантию и нарекли Германом. Монашеское имя он получил в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником отца Германа в монашестве был его старец отец Александр. 9 февраля 1878 года почил о Господе затворник иеросхимонах Александр. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководства. Он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником (†1894). По свидетельству самого отца Германа, святой епископ «добре устроил» его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде брошюры под названием «Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». На суд святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию Оптинскому и затем, получив его одобрение, — святителю Феофану, который, исправив кое-что, в письме к отцу Герману посоветовал издать записи, прибавив, что «держать их под спудом было бы не совсем безгрешно». Ученые иеромонахи из духовных детей отца Германа еще раз просмотрели и отредактировали рукопись, которую затем и издали. 5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков, †1882) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиаконы. В 1885 году, 17 августа, в день скитского праздника «Вознесения Божией Матери» иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонахи. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий (Руднев, †1891).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3043...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010