Посему, когда почил о Господе первый Казанский святитель Гурий (4 декабря 1563 года), то преподобный Герман единодушно избран был и рукоположен в архиепископа Казанского. Единоверный и единомысленный с почившим первосвятителем Казанским, свят. Герман, сделавшись преемником Гурия на великом поприще своего служения, верно следовал стопам предшественника своего, как говорит жизнеописатель его, архиепископ Казанский Григорий. Он был, как передает предание, «око слепым, нога хромым, жезл претыкающимся и падающим, утешитель скорбящим». Как муж многоопытного ума, святой жизни и неоскудный благотворитель, свят. Герман светло сиял своими добродетелями, озаряя мрак язычества и магометанства, окружающего Казань. Постоянное мудрое попечение о пастве, торжественное богослужение, совершавшееся им во все нарочитые праздники, напаяли, укореняли и оплодотворяли те семена благочестия, которые были посеяны его святым предшественником. Царь Иоанн Васильевич, узнав о такой жизни свят. Германа и в особенности о том, что он отличался необычною кротостью и смирением вызвал его в Москву, чтобы назначить его митрополитом. Быть может, царь надеялся, что он найдет в Германе кроткого зрителя своих жестоких и несправедливых поступков со многими верноподданными и даже с высшим служителем св. Церкви, св. митрополитом Филиппом, который обличал царя за его худую жизнь. Но при первой же беседе царь увидел, что он ошибся, и потому велел свят. Герману оставить митрополичьи покои. Год и 7 месяцев свят. Герман принужден, был жить в Москве в великой скорби, тесноте и всяких лишениях. Когда открылся суд над святым Филиппом, то свят. Герман безбоязненно засвидетельствовал правоту св. Филиппа и обличил старавшихся, угодить царю чрез обвинение Филиппа. Правдивая речь, однако, не тронула сердца Грозного. Филипп был умерщвлён, а вскоре затем, именно 6 ноября 1568 года почил о Господе и Герман, сделавшийся жертвою моровой язвы, как утверждали одни, или пал «жертвою смертоносного поветрия, исходившего от Грозного», как полагают другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вступив в управление обителью, в сане архимандрита, св. Герман служил для иноков образцом смирения и кротости, был их добрым отцом и примером, достойным подражания. Вскоре (через два с половиной года), по любви к уединению, св. Герман, оставив настоятельство, снова удалился, как простой инок, в уединенную келью Волоколамского монастыря для подвигов поста и молитвы. Но, когда, в 1555 г., св. Гурий был поставлен архиепископом в Казань, св. Герману, уже прославившемуся св. жизнью, поручено было устроить обитель в г. Свияжске (см. Казан. еп.), чтобы она служила рассадником св. веры среди магометан. Пр. Герман с честью выполнил это поручение. Благоустрояя обитель, он вместе с тем ревностно заботился о распространении: Христовой веры между магометанами и язычниками. Он всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогая, ко всем относясь одинаково попечительно. Это вместе с его подвижнической жизнью сильно влияло на неверующих и склоняло их к принятию истинной веры Христовой. По смерти св. Гурия, в 1564 г. поставлен был в архиепископа Казанского. В этом сане св. Герман еще ревностнее заботился о распространении среди неверных Христовой веры, служил для своей паствы высоким образцом христианского благочестия и во всем был достойным преемником св. Гурия и ревностным продолжателем его святительских трудов. Высоко ценя значение монастырей, он построил в Казани Иоанновский монастырь. (См. Каз. еп.) Вызванный в 1566 г. в Москву для занятия кафедры митрополита, св. Герман, при глубоком иноческом смирении, отличавшийся искренним правдолюбием и непоколебимой твердостью, с силой обличил бесчинство опричников при первом же личном свидании с И. Грозным, за что был изгнан из митрополичьих покоев и до самой кончины своей в течение года и семи месяцев оставался в Москве под царской опалой. Впрочем, царский гнев не устрашил твердого духом св. Германа. На соборе, созванном в 1568 г. И. Грозным, для осуждения св. Филиппа, св. Герман один из всех возвысил свой голос в защиту невинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Варлаам оградив меня крестным знамением и иконою св. Николая, сказал: «Григорий! ты молился вел. чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь: молись ему и вперед, а я – помощник твой». Отойдя немного, оглянулся и сказал: «спустя 7 лет ты будешь у меня» и – стал невидим. 618 Блаженный Герман, в крещении Григорий 620 был из фамилии Полевых, происходившей от князей смоленских. Полевы отличались и усердною службою гражданскою, и ревностью к благочестью. Александр Борисович Поле был боярином в. к. Василия Дмитриевича. Внук его Феодор Дмитриевич служил у волоколамского князя Бориса, духовного друга преп. Иосифу. Василий Федорович старший служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича; а сын его Никифор постригся у преп. Иосифа с именем Нила. 621 Сын Афанасия Феодоровича, брата Васильева, Феодор был отцом блаженного Григория. 622 В иосифовой обители подвизались еще Полевы Серапион и Симеон. 623 Это, как вероятно, были племянники Афанасия Федоровича, Иван и Владимир Васильевичи. 624 Под влиянием благочестивых родственников и обители иосифовой блаж. Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву; а потом удалился в Иосифов монастырь и здесь принял иночество с именем Германа. Сюда же поступил и родитель его, принял иночество с именем Филофея и пожертвовал обители свою деревню. 625 В волоколамской обители Герман подвизался под руководством игумена Гурия Руготина, в последствии первого святителя казанского. По его благословению, «последний в иноках», так называл себя Герман, трудился над списыванием книг. Так известны списанные им богородичник 626 и евангелие; а кроме того, в иосифовой обители были «псалмы печатные в честь архиепископа Германа казанского». 627 Хотя Волоколамская обитель и была местом самого сурового заточения для блаж. Максима Грека , но блаж. Герман с любовью изучал наставления блажен. Максима, как мужа просвещения высокого и страдальца невинного. 628 Старицкая братия вызвала к себе Германа для управления обителию, и он посвящен был (в нач. 1551 г.) в архимандрита тверским епископом Акакием. Пробыв два года с половиною в Старице, возвратился он в Иосифов монастырь, чтобы быть под начальством других и обучать себя смирению. В 1553 г. архимандрит Герман был на соборе против Матвея Башкина, и этот злой враг христианства отдан был ему на увещание в Волоколамский монастырь. 629

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского. О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса. 25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847. Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года). Арсений, архиепископ. Святитель Христов Герман.Казань, 1900. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях.Казань, 1893. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 84–89, 98, 476. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 60–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Собором 1555 г. блаж. Гурий избран и посвящен был в архиепископа казанского, а блаж. Герману поручено было устроить обитель в Свияжске, чтобы была она рассадником благочестия и веры св. в стране магометанской. Получив богатые пособия от царя и святителей, блаж. Герман ревностно занялся исполнением возложенного на него поручения: он построил каменный храм успения Богоматери с колокольнею и келлии для монашествующих. По переписке его со св. Гурием, работы по построению монастыря производились поденщиками, которым платилось по денежке за день работы, и однако преподобный жаловался святителю, что цена работе очень высока. – Это показывает, как дороги были тогда деньги! Недавно еще цела была келья, где св. Герман проводил время в молитве и трудах. Келья под колокольнею не более трех квадратных аршин. На этом не широком пространстве помещалась и печка; окно одно, менее аршина в вышину. В переднем углу икона Богоматери и пред нею фонарь из слюды. Иглы, нитки, наперсток, которые употреблял он при келейном занятии, оставались при его гробнице. 630 Так была проста жизнь свияжского настоятеля! Так был строг к себе преподобный! Слух о добродетельной жизни его разнесся по окрестностям Свияжска и вдали от него. В новую обитель, к ее подвижнику-настоятелю, приходили многие, один, чтобы принять благословение человека Божия, другие принимали иночество от рук его. Строгий к себе самому преподобный, был милостив и щедр ко всем нуждающимся. Христианская благотворительность его, не различавшая ни своего, ни чужого, ни верного, ни неверного, ни друга, ни врага, сама собою показывала неверным, каков дух христианского закона. А для того, чтобы благотворениями проповедовать о вере детям природы, блаженному Герману даны были достаточные средства: 631 ни блаженный Герман, ни другие, не думали тогда, что не иначе, как наставлениями, подобно преобразовывать души дикие; напротив хорошо понимали тогда, что нельзя учить детей философии Платоновой, им нужна азбука. «Иноки должны уподобляться апостолам, которых послал Господь учить и крестить», писал царь архиепископу Гурию. Блаж. Герман вполне был таким иноком. Слушатель наставлений мудрого Максима был в состоянии предлагать отчетливую проповедь о св. вере и магометанам, и язычникам. Свияжская обитель была средоточием, откуда распространялась проповедь св. веры по правому берегу Волги и в ней преимущественно принимали крещение оглашаемые чада веры. Такое значение за обителию Германа осталось на долгое время и после Германа. По писцовой книге 1568 г. видим, что заботливостью блаж. Германа собрано было в его обители до 152 книг разного содержания; из них 8 были писаны на пергаменте. – Псалтырь, книга Антиоха, пролог и пр. 632 Блаженный Герман был усердным помощником святому архипастырю своему по делам веры и усердно выполнял поручения его по епархии. Со своей стороны св. Гурий оказывал ему особенное доверие свое, – поручил суду его все сельские церковные причты свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда. 633

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Схиигумен Герман (Гавриил Симеонович Гомзин, 20.3.1844 †17.1.1923) – родился в Звенигороде Московской губ. в благочестивой семье стекольщика (отец его, Симеон Матвеевич Гомзин, завершил свои дни рясофорным монахом Гефсиманского скита). Учился живописи у известного художника И. И. Иванова . Вступил в число братии Гефсиманского скита (20.2.1868, на 2-й седмице Великого поста). Пострижен в рясофор (25.6.1870), а потом в мантию (29.11.1877) с наречением имени Герман – в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Наряду с прочими, проходил иконописное послушание. Ему принадлежали Черниговская и Скорбящая иконы Божией Матери. Им были поновлены почти все иконы пещерного храма, а также образа и настенные росписи Иверской часовни. Написаны им были портреты своего духовника старца Александра (Стрыгина, 878) и скитоначальника архимандрита Антония (Медведева, †1877). К этому времени относится его переписка со свят. Феофаном Затворником , впоследствии изданная под названием «Ответы Епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни на вопросы инока о молитве» (2-е изд.. М. 1910). Рукоположен во иеродиакона (5.7.1880) и иеромонаха (17.8.1885). Братский духовник Гефсиманского скита (13.3.1892), духовник больницы и богаделенного скита (1893). Среди его духовных чад были будущие митрополит Антоний (Храповицкий) , епископ Арсений (Жадановский) , игумения Иоанна – настоятельница Борисоглебской Аносиной пустыни (см. прим. 111). По благословению старца Варнавы Гефсиманского , с 12-ю учениками перешел в Зосимову пустынь, приняв настоятельство (26.9.1897). Иконы его письма (всего – 24) украшали соборный храм пустыни и келлии монахов. Среди них были образы Нерукотворного Спаса, Успения Богородицы, Черниговской и Тихвинской икон Божией Матери, изображение основателя пустыни схимонаха Зосимы. Из множества монастырских уставов он выбрал устав Саровской обители. Стремясь устроить внутреннюю духовную жизнь обители на основах старчества, процветавшего в Оптиной пустыни, о. Герман способствовал тому, чтобы характерной чертой Зосимовой пустыни стало откровение помыслов и всецелое послушание старцу-духовнику. Владыка Серафим (Чичагов) писал: «О. игумен Герман опытно изучал иноческую жизнь еще под духовным водительством известного старца Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра, питомца основателя старчества в Оптиной пустыни о. иеросхимонаха Льва, и был в духовном общении с известным святителем-затворником Феофаном. Духовная опытность о. Германа и знание им всех сторон монашества содействуют спасительному устроению монашеской жизни в Зосимовой пустыни, которая имеет характерную особенность иночества – старчество. Этим благодатным даром обладал, как известно, основатель пустыни схимонах Зосима...» В результате наветов был ненадолго переведен в Махрищский монастырь (14.9–4.11.1909). Епископом Арсением (Жадановским) пострижен в великую схиму (28.7.1916). Скончался схиигумен Герман незадолго до закрытия обители. Погребен в пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Сам Варлаам сказал: «хорошо было бы остаться тебе здесь; но будут скорбеть родители твои, – иди, утешь отца и мать, я – твой помощник». Взяв за руку, повел он меня, а впереди шел тот ангел в диаконском одеянии. – Пройдя мимо цветущих дерев, ангел скрылся, а св. Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою св. Николая, сказал: «Григорий! ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на иомощь; молись ему и вперед, а я – помощник твой». Отойдя немного, оглянулся и сказал: «спустя 7 лет ты будешь у меня» – и стал невидим» 101 . Блаженный Герман, в крещении Григорий 103 , был из фамилии Полевых, происходившей от князей Смоленских. Полевы отличались и усердною службою гражданскою и ревностию к благочестию. Александр Борисович Полев был боярином великого князя Василия Дмитриевича. Внук его Феодор Дмитриевич служил у Волоколамского князя Бориса, духовного друга преп. Иосифу. Василий Феодорович старший служил в Угличе у князя Дмитрия Ивановича; а сын его Никифор постригся у преп. Иосифа с именем Нила 104 . Сын Афанасия Феодоровича, брата Василиева, Феодор был отцом блаженного Григория 105 . В Иосифовой обители подвизались еще Полевы Серапион и Симеон 106 . Это, как вероятно, были племянники Афанасия Феодоровича, Иван и Владимир Васильевичи 107 . Под влиянием благочестивых родственников и обители Иосифовой, блаж. Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву, а потом удалился в Иосифов монастырь и здесь принял иночество с именем Германа. Сюда же поступил и родитель его, принял иночество с именем Филофея и пожертвовал обители свою деревню 108 . В Волоколамской обители Герман подвизался под руководством игумена Гурия Руготина, впоследствии первого святителя Казанского. По его благословению, «последний в иноках», так называл себя Герман, трудился над списыванием книг. Так известны списанные им Богородичник 109 и Евангелие; а кроме того в Иосифовой обители были «псалмы печатные в честь архиепископа Германа Казанского» 110 . Хотя Волоколамская обитель и была местом самого сурового заточения для блаженн. Максима Грека , но блаженн. Герман с любовию изучал наставления блаж. Максима, как мужа просвещения высокого и страдальца невинного 111 . Старицкая братия вызвала к себе Германа для управления обителию и он посвящен был (в нач. 1551 г.) в архимандрита Тверским епископом Акакием. Пробыв два года с половиною в Старице, возвратился он в Иосифов монастырь, чтобы быть под начальством других и обучать себя смирению. В 1553 г. архимандрит Герман был на соборе против Матвея Башкина и этот злой враг христианства отдан был ему на увещание в Волоколамский монастырь 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Герман был назначен его вторым помощником. Святитель Гурий поручил ему Свияжскую горную сторону непокоренной страны. Он любил его, доверял ему во всем и совершенно не вмешивался в его распоряжения. В Свияжске святитель Герман создал монастырь с училищем, ставшим просветительным средоточием края. Велики были просветительные труды его, а также дела его милосердия. К себе он был необыкновенно строг. Келья его, очень узкая и тесная, помещалась под колокольней. До последнего времени хранились в ней его наперсток и нитки, которыми он чинил свои одежды. Став после кончины святителя Гурия (+ 1564) его преемником, он продолжал его ревностные труды. Так, он ввел общежитие в Зилантьевом монастыре и расширил находившееся там училище. Предполагают, что будущий Патриарх Всероссийский Ермоген (память его 17 февр.) был его учеником. Он называл святителя Германа своим учителем. В 1566 г. архиепископ Герман был вызван в Москву для занятия митрополичьего престола, и хотя был вынужден поселиться в митрополичьих покоях, но престола все-таки не занял. Это было страшное время опричнины, и святитель на следующий же день при первой встрече с царем напомнил ему, что суд Божий и истязания о делах ждут каждого человека — как царей, так и простых. «Еще на митрополию не возведен еси, а уже меня неволею обязуешь!» — воскликнул царь. Митрополитом согласился стать соловецкий игумен Филипп, которого духовенство умолило, ради блага Церкви и народа, дать царю обязательство «не вступаться в опричнину». Он оговорил себе только древнее право «печалования» (заступничества) за осужденных. Когда же все епископы, страшась царя, в начале ноября 1568 г. осудили святителя Филиппа и тем подготовили его низвержение и будущее убийство (см. его житие — 9 янв.), за него открыто вступился святитель Герман. Он сказал царю: «Хотя бы все братия наша еще тмами словес обносила пред тобою сего блаженного — ни один из них не сказал тебе правды. Сей человек от юности своей никогда не произносил неправедного суда и не знал лицеприятия!» Царь отвечал ему молчанием — он знал, что это правда.

http://sedmitza.ru/lib/text/437861/

Как человеку образованному, ему было благословлено переписывать богослужебные книги. Его труды на протяжении 20 лет, а также духовная дружба со свт. Гурием явились началом их последующей совместной просветительской деятельности в Казанском крае. На это послушание св. Герман был направлен уже в должности игумена Старицкого Успенского монастыря. После поставления Гурия на Казанскую кафедру Герман стал его ближайшим помощником, заслужив репутацию мужа «разума многаго… чистаго и воистину святаго жительства… ревнитель по Бозе… и великий помощник в напастех и в бедах объятым, тако ж и к убогим милостив зело» С. 191—192]. В июле 1555 г. архим. Герман прибыл в г. Свияжск и сразу занялся устройством здесь Успенского монастыря. Он много проповедовал Слово Божие и примером своей жизни привлекал ко Христу и русских, и татар. Число братии в свияжском монастыре росло, и вскоре он стал одним из главных центров духовного просвещения края. После кончины свт. Гурия Герман в 1564 г. стал его преемником на Казанской кафедре, но в 1566 г. Иоанн Грозный призвал его в Москву. Исполняя свой архиерейский долг «печалования» — ходатайства за осужденных, свт. Герман попал в опалу и в 1567 г. при загадочных обстоятельствах 59  скончался. Архимандрит Варсонофий († 1576) (в миру Иоанн) был сыном священника Василия из Серпухова. Промыслом Божиим он с ранних лет был уготовлен к миссионерскому служению среди татар. В юности он попал в плен к крымским татарам, где научился прежде всего молитве, кротости и послушанию. Будущий святитель изучил татарский язык, познакомился с исламом и обычаями татар, что позднее помогло ему на миссионерском поприще. Через три года отец выкупил его из плена. Вернувшись в Россию, он принял монашеский постриг с именем Варсонофий в московском Спасо-Андрониковом монастыре, а через некоторое время митр. Макарий поставил его игуменом Николо-Пешношского монастыря 60 . После учреждения Казанской архиепископии Варсонофий становится соратником архиеп. Гурия, основывает в Казани Спасо-Преображенский монастырь, который станет важнейшим духовным центром Казанского края. Архимандрит Варсонофий строил церкви, много проповедовал. Его знание татарского языка и мусульманского вероучения делали его проповеди, беседы, диспуты интересными и понятными для татар и многих из них привлекли в православие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Писание икон дало возможность отцу Герману с первых же дней монастырской жизни усердно заняться духовным деланием. Многие из написанных Преподобным образов уже при его жизни почитались чудотворными. Преподобный Герман за работой в иконописной мастерской 29 ноября 1877 года рясофорный послушник Гавриил Гомзин был пострижен в мантию и наречен Германом. Монашеское имя он получил в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником отца Германа в монашестве был его старец иеросхимонах Александр (Стрыгин). 9 февраля 1878 года затворник отец Александр почил о Господе. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководства. Он вступил в переписку с Валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником. По свидетельству самого отца Германа, святой епископ “добре устроил” его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде двух брошюр. 5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиакона. 17 августа 1885 года, в день скитского праздника Вознесения Божией Матери, иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонаха. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий. Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной Академии стали обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями. Это смущало подвижника, и он обратился за разрешением недоумения к Вышенскому Затворнику. Святитель Феофан благословил иеромонаха Германа принимать приходящих и даже дал ему заповедь: никому не отказывать и всех принимать с любовью. 13 марта 1892 года отец Герман был утвержден в должности братского духовника Гефсиманского скита, а в 1893 году назначен также духовником больницы и богадельного женского скита. С 1897 года начинается новый этап в жизни подвижника, связанный с настоятельством в Зосимовой пустыни. Преподобный Герман, имевший к тому времени тридцатилетний опыт подвижнической жизни, напутствуемый молитвами и благословением своего сподвижника преподобного старца Варнавы Гефсиманского 104 , по благословению наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) удаляется из Гефсиманского скита с тринадцатью послушниками.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010