Поездка императорского посла в Восточную Европу свидетельствует о том, что после Констанцского Собора не только для католического мира, но и для Византии стало ясным, что в заключении унии должны принять участие правители Польши и Литвы. Зная о целях императорских посольств 1419–1420 гг., можно высказать и некоторые предположения о предмете обсуждения на встрече в Новогрудке. Поскольку именно в это время поднимался вопрос о созыве Собора в Константинополе, то лица, заинтересованные в его представительности, должны были добиваться участия в нем православных епископов с территорий Восточной Европы. Так, митрополит Фотий и его свита оказались вовлеченными в переговоры об унии православной и католической Церквей. Хотя Ягайло обещал Мануилу II дипломатическую поддержку, мы ничего не знаем о каких-либо шагах, предпринятых им с этой целью. По неизвестным для нас причинам на этом участие правителей Польши и Литвы в переговорах об унии Церквей прекратилось. Переговоры об унии возобновились лишь в 30-х гг. XV в. в других исторических условиях. Главным участником событий с православной стороны оказался митрополит Герасим. В 1415 г. он сослужил при поставлении Цамблака как епископ Владимирский, а к 1428 г. «волею и хотением» Витовта был переведен на Смоленскую кафедру. Весной—летом 1428 г. епископ побывал в Константинополе и, вероятно, приобрел там полезные связи. Возможно, поэтому преемник Витовта, новый великий князь литовский Свидригайло, после кончины 2 июня 1431 г. митрополита Фотия отправил Герасима на поставление в Царьград . Поездка закончилась успешно, и в 1432/33 г. «Герасимь митрополить выиде из Царяграда» . В научной литературе имел место спор, получил ли Герасим в Константинополе лишь «литовскую» митрополию, или он был поставлен общерусским митрополитом — главой православной Церкви на территории Восточной Европы. Как справедливо отметил А. А. Зимин, свидетельства источников не оставляют сомнений в том, что Герасим был поставлен общерусским митрополитом . Действительно, в псковских летописях не только сказано, что Герасим был поставлен митрополитом «на Рускую землю», но и объяснялось, почему он не поехал в Москву, являвшуюся в то время резиденцией общерусских митрополитов . В текстах Новгородской первой летописи младшего извода под 989 г. и в сборнике, сопровождающем текст этого летописного памятника, Герасим как преемник Фотия помещен последним в списке общерусских митрополитов .

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

И действительно, не прошел еще определенный старцем срок, как косуля пришла к его каливе! Он снял ортопедическую повязку. Животное было совершенно здорово. Кончина этого достигшего святости человека была поистине святой. В последние минуты лицо его просияло, как ангельский лик. Оно напоминало сверкающий месяц. В этом благословенном скиту прожил многие годы и старец Иосиф, пещерник и безмолвник. Он собрал на некоторое время в качестве опыта, скажем так, некое содружество монахов-единомышленников, которое составили отец Герасим Менайас, а также Спиридон-Афанасий Камбанаос, лаврский врач, и фармацевт Афанасий Вальсамакис. Все они предавались самому суровому подвижничеству. Обыкновенно старец давал им на целый день консервную банку размоченных сухарей. Монахи следовали молитвенному распорядку, который он определил для них: следовало совершать все службы по четкам, совершенствуясь в искусстве благоразумного молчания. В пустыне святого Василия отец Герасим прожил приблизительно двадцать пять лет. В подвижнических каливах и окрестных пещерах жили в его время многие известные пустынники, украшенные разнообразными дарованиями, каковы, например, старец Херувим, отец Ефрем, отец Герасим. Старец Херувим достиг степени совершенного нестяжания. Однажды, когда он из-за снегопада оказался отрезанным от остальной братии и остался на неделю без пищи, то сподобился принимать ангела Господня в образе монаха, принесшего ему еду. Отец Ефрем жил в пещере. Отец Герасим сочетал в себе удивительные теоретические познания в науке добротолюбия с такою же внутренней жизнью. Пот подвижнических трудов Человек, посетивший в ту пору скит святого Василия, воздал бы должное блаженной жизни отцов пустынников, увидел бы преподобнические лица, пепельнобледные от постов и бдений, но светящиеся, благодаря многолетней и многотрудной молитве. Шагая по тропинкам скита, он мог бы услышать, как с неким желанием и чаянием произносится сладчайшее имя Господа нашего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». На этом духовном лугу жил и отец Герасим. Молитва именем Христовым была его ежедневной пищей. Он жил всеобъемлющей добродетелью молитвы, добродетелью, которая освящает всякое делание, телесное и духовное. Но подвиг молитвы тяжел. Необходимо сражаться с мироправителями тьмы века сего 390 лицом к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вдруг он повернулся к алтарю, широким крестом помолился перед Царскими вратами и быстро пошел из церкви… . — Пойдемте, — сказал он, проходя мимо отца Герасима. Отец Герасим запер церковь и направился за архиереем. Дойдя до кареты, владыка отдал приказание кучеру ехать домой одному и распрячь лошадей, а затем, повернувшись к отцу Герасиму, сказал: — Мне нужно с вами поговорить и очень много… Пойдемте к вам на квартиру. — Но, владыка, — смешался отец Герасим, с изумлением глядя на архиерея, — туда… нельзя… там… У меня нет квартиры. — Как нет? А где же вы живете? — То есть, квартира есть… но… Отец Герасим совсем смутился, замолчал и потупился. Краска бросилась ему в лицо. Вдруг он выпрямился, как–то загадочно метнул глазами и, видно на что–то решившись, резко проговорил: — Пожалуйте, Ваше Преосвященство.   Когда человеку случится быть раненым, он спешит к доктору, охотно раскрывает пред ним свою рану и терпеливо выносит ту боль, которую невольно причиняет ему доктор, тревожа рану своим осмотром. Человек позволяет тревожить рану, так как надеется, что после осмотра получит облегчение. Другое дело, когда ранами бывает покрыто все тело, когда нестерпимая, невыносимая, мучительная боль охватывает все существо. Тогда больной не дается осмотру, он уверен, что ему уже ничто не поможет, он отталкивает врача и в ответ на его старания оказать помощь, раздирающим душу голосом, корчась от мук, кричит в смертельном ужасе: «Ах, оставьте меня; ради Бога оставьте, не мучьте, дайте спокойно умереть». Получив первые душевные раны, молодой и неопытный батюшка отец Герасим кинулся было к своему архипастырю, надеясь найти в нем себе врача; горький опыт раскрыл ему глаза; он понял, что нигде не найдет себе врача, и с тех пор никому уже больше не показывал своих ран и никому не позволял дотронуться до них. Вопросительный взгляд владыки в церкви, брошенный на отца Герасима, и его желание поговорить с ним в его квартире, очевидно, наедине, дали понять отцу Герасиму, что от внимания владыки не ускользнуло его душевное настроение. Только недальновидный начальник, увидев запустение церкви, стал бы тут же делать ему выговор, чему отец Герасим был бы очень рад, так как это давало ему возможность сохранить неприкосновенным свое «Святое Святых». Новый владыка был проницателен: он увидел, всмотревшись в отца Герасима, что не лень и не преступное нерадение служат здесь причиной такого запустения в церкви. Он догадался, что это — отражение какой–то неизвестной ему душевной драмы, пережитой настоятелем. И он захотел заглянуть в глубь того, на что давала неясный намек церковная обстановка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

псаломщиков, был я тогда молод и полон желания и полон желания быть полезным. Вскоре все ушли. Оставшись почти один в опустевшем Храме, я с любопытством продолжал его разглядывать, и никак не мог вдоволь насладиться его величием и красотой. Помню, как подошел ко мне некий старец, имевший вид подвижника. Внешний его вид выдавал в нем человека, который вел подвижническую жизнь. Его тело, скрывавшееся под складками рясы, казалось истонченным суровыми подвигами. Весь его внешний облик сразу располагал к себе, невольно вызывая чувство уважения. Очевидно, от чрезмерных подвигов он походил скорее на тень, нежели на живого человека. Это был ризничий Святого Гроба, звали его отец Герасим. Он хранил все самое святое, священное и ценное, чем только обладала Иерусалимская Патриархия. От древних облачений до византийских Священных Сосудов. Послушание, которое несет ризничий Гроба Господня, весьма почетно, и ответственность за сохранность всех Святынь велика. Отец Герасим начал беседовать со мной. Я вкратце рассказал ему всю мою историю и раскрыл перед ним всю мою душу, объяснив, к чему я так страстно стремлюсь. Не скрыл и того, что дал обет Богу послужить у Гроба Господня. Когда наша беседа закончилась, я поклонился в ноги святому старцу и, поцеловав его руку, сказал: - Отче святый, я хочу попросить Вас об одной милости, могу ли я исповедываться у Вас? О. Герасим был внимателен к моей просьбе и с большой любовью принял меня в тот же день. Это была моя первая исповедь на Святой Земле. Когда она закончилась о. Герасим спросил меня: - Желаешь ли ты, чадо мое, остаться со мной? - От всей души желаю сего, отче святый, сказал я в ответ, я буду исполнять все, что Вы мне прикажете, ибо хочу послужить на Святой Земле. Ради Христовой любви прошел я пешком тысячи километров, скитался по горам и долинам, преодолел громадные расстояния… Я очень этого хочу. О. Герасим, видя мое страстное желание послужить Богу, принял меня и сделал своим послушником. Я же слушал его с большим смирением и безропотно выполнял все его распоряжения, и у меня было удивительно легко и спокойно на душе.

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

В те времена среди насельников Гнилецкой пустыни еще жили лично знавшие Печерских первоначальников. С их помощью началось восхождение преподобного Герасима по духовной лествице. В совершенном послушании, непрестанном труде и глубокой сердечной молитве проводя дни, преподобный Герасим стремился в своей жизни воплощать уроки святых. Когда он достиг возраста, позволявшего принять священнический сан, то по смирению своему долго от этого отказывался, но все же из послушания братии был рукоположен во иеромонаха. На новой ступени духовного делания преподобный Герасим ежедневно совершал Святую Евхаристию. По ночам он молился в той самой Феодосиевой пещере, которая была освящена молитвою столь чтимого им Киево-Печерского игумена. Как и многие из последователей преподобных Антония и Феодосия, по достижении духовной зрелости отправлявшиеся в мир проповедовать слово Божие, так и преподобный Герасим направил свой путь из Гнилецкой пустыни на север. Что побудило его оставить родные места и милую сердцу обитель, когда вышел он из Киевских пределов и как добрался до Вологды – неизвестно. Возможно, преподобного Герасима стала тяготить все более распространявшаяся молва о его иноческих подвигах. Не исключено, что одной из причин, подготовивших его решение, было начавшееся в Киеве политическое неустройство, приведшее к убийству святого благоверного великого князя Игоря (ок. 1146–1147; память 19 сентября и 5 июня). Несомненно, однако, что приход преподобного Герасима в вологодские места совершился по Промыслу Божию. Северные окраины Руси, известные тогда под именем Заволочья, были заселены коренными жителями, называемыми «чудью белоглазой». Познакомившись с христианской верой не позднее XI века от новгородцев, местное население нуждалось в дальнейшем просвещении верой Христовой. 19 августа 1147 года, после утомительного и небезопасного странствования по лесам и болотам, преподобный Герасим достиг Вологды. Велика была радость путника, увидевшего в посаде церковь – храм в честь Воскресения Христова (перейдя Волгу, он еще не встретил ни одного храма). Сразу за посадом начинался густой лес. Здесь, под ветвями столетних деревьев, никому не ведомый инок устроил себе хижину. Дни и ночи проводил преподобный Герасим в псалмопении и молитве. Вскоре лесной отшельник стал известен местным жителям. Обретя в преподобном Герасиме мудрого проповедника слова Божьего, они стали посещать хижину для получения советов и наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный поведал мне и то, что человек, который достиг такой высоты посредством утомительного занятия умной молитвой, и чисто видел и познал собственное свое состояние, в которое пришел по благодати Христовой, — видел воскресение души раньше общего воскресения, на которое все мы надеемся. Душа, очищенная таким образом, может вместе с божественным Павлом сказать: «в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю» (2 Кор.12: 2), но и сама недоумевает и изумляется этому и с удивлением вопиет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11: 33). Вот что поведал мне божественный тот отец. Об учениках же его, которые водительством преподобного взошли на высоту добродетели, не знаю как достойно рассказать и как поведать об их бранях и подвигах. Первым из них был святой Герасим, происходивший из Эврипа, как я уже говорил. Впоследствии он стал учеником святейшего патриарха Исидора, принес огромную пользу и заслужил его похвалу, ибо с самого начала был хорошо научен божественным Григорием добродетели и житию, подобающему монаху. Сей дивный муж подражал бывшему в древности преподобному Герасиму (Иорданскому), и как тот прошел апостольским путем и укротил пустыню Иорданскую, воздвигнув в ней честные обители, так и сей новый Герасим, исполненный Божественной благодати и просвещенный Богом, пришел в Грецию. Подобно апостолам, он обошел ее и всех алчущих и жаждущих слова Божия насыщал сладчайшим учением Добродетели, обогащая, сколько было возможно, богатством освящения и благочестия. Но и сам Герасим, благодаря своему старанию и прилежанию, собрал вокруг себя множество учеников и, с помощью Божией, основал небесное жилище и обитель монашескую, передав братьям правила строгого ангельского жития, учил их, являясь образцом добродетели, как в древности преподобный Герасим. Подобно том и этот новый Герасим сподобился зреть в безмолвии Божественные видения, и провел жизнь в духовных подвигах, достойных удивления, после чего преставился о Господе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

В январе 1663 г. монастырский книгохранитель диакон Нил возглавляет сторонников наонной традиции, соборно квалифицирующих наречь как никонианство, и соответственно, обвиняющих Варфоломея в принятии этой ереси, происходящей от Арсения Грека и царя. В феврале 1663 г. братия чуть было не побила о. Геронтия, заподозрив его в самовольном изменении чина литургии. После того как выяснилась невинность Геронтия, постановили по всем вопросам низшим слушаться высших, монахам – священников, тем – архимандрита, а ему самому в случае недоумения обращаться к митрополиту. При этом братии было запрещено жаловаться вышестоящим инстанциям на настоятеля. К тому же времени относится формирование круга лиц, которые возглавят имеющее вскорости вспыхнуть восстание. Архимандрит Варфоломей наносит предупредительные удары. В 1664 году из руководства монастыря был выведен Герасим Фирсов, «смирен» старец Александр Стукалов. Они тоже не сидели сложа руки и просили Москву о смене руководства. Сразу после отбытия Варфоломея в Москву на собор 1666 г., 14 февраля на монашеском соборе была составлена первая челобитная к царю с просьбой оставить монастырь в старой вере (соловецкие отцы считали, что собор осудит Никона и оправдает Аввакума). Волей судеб она попала в руки Варфоломея еще в Вологде, и была им предъявлена на Соборе как знак своего единомыслия с властями, когда стало понятно, что осужден будет не только Никон, но и его противники из русской партии. Была написана и большая челобитная о смене Варфоломея. Но стараниями его заместителя келаря Савватия, уничтожена. 27 мая Герасим Фирсов отбыл на собор, прихватив с собой второй вариант челобитной, подписанной теми же людьми, что и первый. Герасим Фирсов был враг опасный, безжалостный к себе не менее, чем к врагу. По прибытии он немедленно раскаялся в своем старообрядчестве, обещал написать опровержение на свой трактат о двуперстии, и вместе с тем обличал архимандрита Варфоломея наряду с прочими грехами и неспособностью к управлению – в старообрядчестве. Весь ужас для Варфоломея был в том, что Герасиму не нужно было ничего выдумывать. Если бы не компромиссы со старообрядцами, о которых убежденному старообрядцу Герасиму было известно лучше кого бы то ни было, Варфоломей давно бы уже был выгнан братией монастыря: в этих именно уступках и обвинял его теперь Герасим перед собором. Само собой понятно, что Герасим попал под начал в Иосифо-Волоцкий монастырь, где, игнорировав все напоминания о самообличении, и умер спустя год. Однако репутацию Варфоломею он испортил непоправимо, не помогли и встречные иски на жалобщиков. В августе 1666 г. в монастырь был послан для разбирательств и освидетельствования степени реформированности монастыря архимандрит Сергий. Пока Сергий добирался на Соловки, в Москву шло еще одно соловецкое посольство со второй и третьей соловецкими челобитными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Герасим Иванов ЖМП 2 февраль 2013 /  29 января 2013 г. 14:43 Протоиерей Герасим Иванов (+06.12.2012) 6 декабря 2012 года на 95-м году жизни отошел ко Господу старейший московский клирик митрофорный протоиерей Герасим Иванов. Родился Герасим Петрович Иванов в 1918 году в Москве в бедной семье. День рождения его точно неизвестен, в те времена этому не придавали значения, а праздновали день ангела — 17 марта, когда отмечалась память преподобного Герасима Иорданского. Когда паспорт в 16 лет получал, поставил себе день рождения 4 марта, то есть свой день ангела по старому стилю. Отца мальчик не помнил, тот погиб во время Гражданской войны. Известно, что он был художником, резчиком по дереву — вырезал иконостасы. Верующим Герасима воспитала мать Агриппина Герасимовна, сама она окончила церковноприходскую школу и хорошо разбиралась в вопросах вероучения. Она увлекалась чтением, любила читать как Священное Писание, так и русскую классическую литературу. Семья ходила в храм Петра и Павла на Преображенской площади. Смута послереволюционного времени повлияла на жизнь семьи, и мать, которую смущали современные нравы, проникающие в церковную жизнь, например разговоры во время службы или нецеломудренная одежда прихожан, стала ходить также на старообрядческие приходы. Крестила в старообрядческой церкви и сына. Запомнился отцу Герасиму один эпизод из его детства: " Помню, мама топит печь, мы жили в полуподвальном помещении, смотрит на раскаленные угли и плачет. Приговаривает: " Господи, Господи, угли даже на расстоянии обжигают, а как гореть-то будем? Как гореть? " А я спрашиваю: " Мама, неужели все гореть будем? " Она отвечает: " Нет, сыночек. Люди благочестивые, которые жили добро, по заповедям Божиим, будут радоваться. А мы-то грешные " . Этот случай батюшка часто рассказывал и отмечал, что слезы матери произвели такое сильное впечатление, что он уже в детстве осознал, что нет ничего страшнее греха и ничего прекраснее благодати Божией. Молились в семье подолгу. Бывало, перед именинами вместе с его дедом Герасимом молились всю ночь напролет, а было тогда мальчику десять лет.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Нигде не подтверждается и не делается предположений, действительно ли владыка был в союзе с Сигизмундом или нет. Однако и каких-то фактов, доказывающих непричастность митрополита Герасима к заговору против Свдригайло, не существует. Что было после смерти владыки? Как известно, митрополит Киевский и всея Руси Исидор уклонился в унию и окончил свою жизнь в Риме. В 1448 году митрополитом стал епископ Иона, будущий святитель, который так долго ждал возведения. Имя самого митрополита Герасима оказалось табуировано. Об этом говорит смоленский «Требник», в котором после присоединения Смоленской епархии к Московской митрополии в 1514 году имя митрополита Герасима вместе с именами нескольких почивших архиереев (в том числе и митрополита Григория Цамблака) было вычеркнуто из поминовения за богослужениями , что объясняется политическими мотивами.  Библиографический список Тарасов А.Е. Герасим//Православная энциклопедия. T.XI. С. 152-154. Там же. С. 152. Цыпин В., прот. Канонический возраст//Православная энциклопедия. Т. XXX. С. 366. Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение//Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 606. Там же. С. 598. Глава I. Иерархия//Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 62. Там же. С. 63. Тарасов А.Е. Герасим//Православная энциклопедия. Т. XI. С. 152-154. Глава VIII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам//Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 345. Глава I. Иерархия//Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 63. Тарасов А.Е. Герасим//Православная энциклопедия. Т. XI. С. 153. Часть I. Глава VIII. Княжеские усобицы, борьба за великое княжение//Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X – XVI века). С. 599. Тарасов А.Е. Герасим//Православная энциклопедия. Т. XI. С. 153. Глава I. Иерархия//Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. С. 70. Митрополит Исидор//Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Том II. Период второй, Московский. С. 416.

http://bogoslov.ru/article/6167235

Дивные образы, как маяки, встают в сознании, когда хочешь высказать пожелания дорогому о Христе брату нашему быть добрым воином Христовым и беспреткновенно идти по своему нелегкому крестному пути… Пусть отец Герасим помнит, что и преосвященный Феофан Затворник был когда-то живым и резвым Егорушкой. Пусть напечатлеется и на нем мягкий свет кротких и любвеобильных “преподобного отца нашего Герасима, иже на Иордане” и благостного в Бозе почившего Чудовского старца!» Теплые слова статьи свидетельствуют о самом сердечном отношении автора к семье Садковских. Но еще более в них видны большие надежды, возлагаемые на постриженика. В 1914 году иеромонах Герасим закончил Московскую духовную академию со званием магистранта. Верный ученик замечательного архиерея Феодора (Поздеевского), отец Герасим старался не только внешне подражать своему учителю, но внутренне, присовокупляя опыт, полученный от старцев. Ни в чем не отстававшему от старшего брата своего, а может быть, в чем-то и преуспевавшему, архимандриту Герасиму раньше других братьев Садковских Господь Бог вручил пасти свое стадо – отец Герасим стал первым наместником Даниловского монастыря при настоятеле епископе Феодоре (Поздеевском). Правильнее сказать – наместником Даниловской общины, так как в начале 1919 года Даниловский монастырь был закрыт. Но уже 20 февраля 1919 года была образована Даниловская община, заключившая договор с Моссоветом с правом пользования храмами монастыря. Договор подписали 96 человек, и одной из первых подписей была подпись и Герасима. Бывший клир монастыря и многие миряне вошли в общину, а так как преосвященный Феодор по причине частого нахождения в тюрьмах и ссылках не мог управлять общиной, то с 1919 года наместником был назначен уже к этому времени архимандрит Герасим. Если учесть, что ректор Московской духовной академии преосвященный Феодор собирал около себя ученую, подающую большие надежды молодежь, и среди них выбрал себе помощником отца Герасима, то можно заключить, насколько доверял владыка духовному и практическому опыту архимандрита Герасима.

http://pravoslavie.ru/32572.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010