Кровь павших в битве товарищей вселяет в бойцов новые силы к борьбе. Так же подействовали на отца Герасима смерть жены и дочери. Если и раньше его редко можно было видеть дома, то теперь отец Герасим заглядывал к себе лишь для того, чтобы взять лекарства да урвать у ночи несколько часов для сна. Он забросил не только свою квартиру, но и церковь. Скучным показалось ему стоять часами в церкви и тратить время на славословие Бога, когда там, за стенами храма, неслышными ни для кого стонами был наполнен весь воздух, когда каждая минута, каждая секунда нужна была для того, чтобы вырвать чье–либо здоровье или чью–либо жизнь из когтей смерти. Часто, совершая каждение пред святыми иконами, отец Герасим чувствовал, как в сердце его поднималось чувство озлобления против этих безмолвных небожителей, которые казались ему такими равнодушными к той бездне клокотавшего людского горя, в самой середине которого стоял он, отец Герасим. И вот, все короче стал позванивать церковный колокол, все реже и реже отпирались церковные двери, и скоро светлые ризы на иконах в храме подернулись серым налетом пыли. Отслужив посокращеннее церковную службу, отец Герасим спешил скорее к своим страдальцам. На лицах последних каждый раз при его появлении расцветала радость. Но не было радости на сердце самого отца Герасима, наоборот, он чувствовал, что с каждым годом его собственная жизнь становится ему тяжелее. Лечил отец Герасим с успехом, но там, где медицина оказывалась бессильной не только при его познаниях, но и в руках самых опытных врачей, отец Герасим бросал все лекарства и окружал больного такой лаской, таким теплом, что умиравшие страдальцы благословляли его не менее выздоравливающих. Успех, однако, не радовал отца Герасима. Чем большую успешную помощь оказывал отец Герасим, тем больше и больше возрастал спрос на нее. Выздоравливал один, взамен его являлись трое. Выхватывал отец Герасим из нищеты одного, на место его являлось пятеро. Со своим горем, с болезнями со всех сторон пошли к отцу Герасиму люди волной, и начал чувствовать отец Герасим, что эта волна захлестнет скоро его самого. Шаг за шагом раскрывалась перед ним ширь необъятного моря людского горя, и, ища берегов этого моря, отец Герасим понял, наконец, что оно безбрежно. Понял и ужаснулся. И от ужаса стали опускаться у него руки, сгорбилась спина, поседела голова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 152-154 ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) 154-155 155-156 ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода 156-157 ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф 157-158 158-159 159-160 ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов 160-161 161-163 163-164 164-165 165-166 166-169 169-170 ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря 170-171 171-173 ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. 173-174 174-179 ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иером. (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским) 179-180 180-181 181-182 182-183 ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 184-185 ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления) 185-188 ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Тут к нему кафедральный с ключарем подскочили, на ступеньках подхватили его под руки, а он им: «Не беспокойтесь, — говорит, — я не беременный». Схватил сам одного да другого под руки и потащил их перед собой. «Ну, — говорит, — показывайте, где тут моя квартира, а вас всех, отцы и братия, прошу ко мне пожаловать в воскресенье вечерком на чай…» Да, оригинальный архиерей… — закончил свой рассказ отец Герасим. Немного погодя он снова начал: — В прошлое воскресенье владыка служил в соборе. Нарочно сходил посмотреть на его служение. Хорошо служит. Голос у него такой сильный, звучный; так по собору эхом и раскатывается. Собой представительный, а в полном архиерейском облачении еще лучше выглядит. Как пойдет по собору кадить, любо смотреть. Осанка прямо царская… Завтра тоже он служит тут в монастыре. Сходи, посмотри, если есть желание… — предложил отец Герасим своему гостю. — Я и сам думал: прежде чем идти к архиерею с просьбой — взглянуть на него где–нибудь со стороны. У меня глаз на этот счет верный. Понравится — пойду, не понравится — не пойду: все равно толку никакого не будет. Стук в дверь прервал разговор приятелей. — Пожалуйте, кто там? — ответил на стук отец Герасим. Дверь отворилась, и в нее просунулась всклокоченная голова какого–то оборванца. — Батюшка, а вы обещали к нам зайти, так не забудьте. — Сейчас, сейчас, иду, — заторопился отец Герасим. — Ну, Павлуша, ты меня пока извини; я тут побегаю по одному дельцу. Ты ведь у меня ночуешь? Да ты где ж остановился? На постоялом? Зачем же? Ты переезжай ко мне… Сейчас же… Ладно? Поживем вместе, пока твое дело решится. — Что ж, если позволишь, я с большим удовольствием, — согласился отец Павел. — Только я уж лучше после к тебе, а то сегодня ты, кажется, занят. Вот уже побываю у архиерея, тогда… — Как хочешь. После — так после, только приходи. Кстати сообщишь, что тебе скажет архиерей. Товарищи распрощались. Отец Герасим ушел с ожидавшим его около двери оборванцем, а отец Павел направился к постоялому двору в свою каморку. Глава третья Только в первом часу ночи вернулся в свою одинокую квартирку отец Герасим, усталый и измученный. «Дельце», по которому он ушел, проводив отца Павла, ему не удалось «уладить». Слишком поздно позвали его. Федотыч — так звали оборванца — пригласивший к себе отца Герасима, ждал от него помощи своей умирающей жене. Звать доктора у него не было средств, да и зачем, когда он знал, что отец Герасим выхаживал иной раз больных лучше многих докторов. Вошедши в убогую каморку Федотыча, отец Герасим увидел, что с больной уже началась агония. Часа через полтора больной не стало. Перед отцом Герасимом остался растерянный Федотыч. Отец Герасим знал, что у Федотыча нет никого из знакомых, а потому, не теряя времени, снял с себя рясу, засучил рукава подрясника и, отыскав воды, стал обряжать покойницу. Через час, при помощи Федотыча, покойница была обряжена и уложена на стол под образами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

А как, государь, про тех мятежных старцов, про Герасима, про Генадья, про Александра Стуколова, про Ефрема Каргополца, про Иону Брызгала, про попа Никона, про попа Пафнутья с товарыщи, и против их составной ложной челобитной, и про меня, богомолца твоего, в Соловецком монастыре обыск будет, вели, государь, их из Соловецкаго монастыря вывесть, куды ты, великий государь, укажешь, покаместа о том деле сыск минет. Царь государь, смилуйся пожалуй. Улики на старца Герасима Фирсова. В прошлом во 173-м году, в Соловецком монастыре заскорбел казначей старец Боголеп и для досмотру посланы были соборные старцы: Васьян, Дионисей, Иларион, Феодосей, Марк, Генадей, Александр, да он Герасим: и будучи в келье, тот старец Герасим украл у него, старца Боголепа, часы, и как учал быть сыск, и те часы он, старец Герасим, отдал лицом, и в том ево Герасимове воровстве те соборные старцы подали челобитную, что им впредь с ним, Герасимом Фирсовым, у монастырских дел быть нелзе; да под тою жь челобитною на нево жь подали роспись прежнему ево воровству, будучи он в монастыре и в монастырских службах, монастырскую казну крал, и бездушством своим у себя затаил, и за то он от собору отставлен. Он же, старец Герасим, у старца своево Исаии украл денег сто двадцать рублев: про то ведомо всему монастырю. Во 171-м году он же, Герасим Фирсов, украл у брата своего келейного, у старца Нектарья, денег семдесят рублев, и в тех деньгах по сыску был на правеже, и те деньги на нем доправлены, и челобитная повинная в том ево Герасимовы руки есть; он же, Герасим, будучи в монастырской в арзужской службе, межень рыбу семгу продал и деньгами хотел завладеть, и по сыску те деньги на нем доправлены. Он же, Герасим, будучи в умской службе рыбу продавал без монастырского указу и в тех деньгах заперся, и за то ево воровство ис той службы взят в монастырь скован. Он же, Герасим, будучи в яренской службе дважды, и что сенных покосов и з бобылей оброку и что собрал зборной рыбы с улову, да церковною казною рублев с пятьдесят издержал воровски на свои прихоти, и про те деньги прикащики на него писали, а крестьянишки миром били челом; и по се число те церковные деньги и оброчные на нем, Герасиме. Он же, Герасим, у отца своего духовнаго, у черного попа Игнатрия, украл денег двадцать рублев, и про то ведомо всей братьи. Да он же, умысля воровски, дважды обманул болничного старца Меркурья слепово, нарезал им белово железа вместо денег, и на те железные вырески покупал у него медь, и не хотя на себя челобитья, за те вырески платил серебряные деньги при многих людех, и болничной братьи ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вонифатий Тарсийский мч. 1724. Мученик Вонифатий 1723. Мученик Вонифатий 343. Мученик Вонифатий 99. Священномученик Антипа, преподобная Евдокия, мученик Вонифатий Всеволод Новгородский, Псковский 460. Святой князь Всеволод Новгородский, Псковский Вячеслав Чешский страстотерпец 1725. Благоверный князь Вячеслав Чешский 1726. Благоверный князь Вячеслав Чешский 70. Святой Вячеслав, князь Чешский 113. Святой князь Вячеслав Чешский Гавриил архангел 92. Архангел Гавриил 71. Архангел Гавриил 114. Архангел Гавриил 1729. Гавриил Архангел 1728. Гавриил Архангел 1727. Гавриил Архангел Гавриил Белостокский, Слуцкий мч. 345. Мученик Гавриил Белостокский 497. Мученик Гавриил Белостокский (Заблудовский) Гавриил Лесновский прп. 641. Прп. Гавриил Лесновский Галактион Вологодский затворник, прмч. 498. Преподобные Галактион и Герасим Вологодские Геласий Критский мч. 902. Святой мученик Геласий Геннадий Костромской и Любимоградский 1730. Геннадий Костромской Геннадий Новгородский архиеп. 1731. Геннадий Новгородский Геннадий Костромской и Любимоградский 115. Преподобный Геннадий Костромской Геннадий Новгородский архиеп. 500. Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский Георгий Победоносец вмч. 502. Великомученик Георгий Победоносец 1312. Великомученик Георгий Победоносец на троне 118. Георгий Победоносец 177. Георгий Победоносец 117. Георгий Победоносец 116. Георгий Победоносец 223. Георгий, чудо о змие 222. Георгий, чудо о змие Георгий Митиленский исповедник, митрополит 501. Преподобный Георгий, митрополит Митиленский. Георгий Всеволодович, Владимирский 508. Святой благоверный князь Георгий Всеволодович Георгий Новый, Серб, Софийский, Болгарский мч. 44. Святой мученик Георгий Новый, Болгарский Георгий Победоносец вмч. 119. Чудо Георгия о змие Герасим Вологодский прп. 1733. Герасим Вологодский Герасим Новый, Кефалонский прп. 1734. Герасим Кефалонский Герасим Вологодский прп. 498. Преподобные Галактион и Герасим Вологодские Герасим Иорданский прп. 120. Преподобный Герасим Иорданский Герман Аляскинский прп. 1735. Герман Аляскинский 1736. Герман Аляскинский

http://days.pravoslavie.ru/Images/alln.h...

В.П. Быков IV. Сергиев скит и старец Герасим После короткого пребывания в Тихоновой пустыни, нам порекомендовали отправиться в находящейся в семи верстах от нее Сергиев скит, к строителю его старцу Герасиму; и мы, взявши лошадей, отправились в эту тоже в высокой степени интересную обитель Калужской губернии. Прежде чем приступить к описанию Сергиева скита, необходимо сказать несколько слов об ее основателе – старце Герасиме. Старец Герасим очень маленького роста, тщедушный, лет 47–50 иеромонах. Начал он свою иноческо-подвижническую жизнь совсем еще маленьким мальчиком, и почти с первых шагов сознательной жизни сделался келейником пользовавшегося в 80–90 годах большою известностью в Калужской губернии старца Герасима. Тот старец Герасим пользовался популярностью блаженного и Христа ради юродивого старца; был человек высокого подвижнического духа, обладал несомненным даром прозорливости; причем прозорливость его выражалась не только в словах, но иногда в поступках, в движениях, которые символически определяли духовное состояние посещавшего блаженного или в момент посещения, или в его будущей жизни. Юный послушник Миша, так звали в то время нынешнего старца Герасима, был другом и учеником Герасима. Не получивший нигде ни какого образования, кроме того наивысшего образования, которое безвозмездно дает каждому свет Христов, просвещающий всех 18 и умудряющий неразумных тем знанием, которое не в состоянии дать никакая наука 19 , – Михаил получил светлый ум, приобрел около старца великий духовный опыт и, несомненно, я имею основание более чем утверждать это, – дар провидения. Скончался старец Герасим и его бывший послушник Михаил, теперь иеромонах, тоже Герасим, как живший со старцем вне монастыря, остался совершенно выброшенным за борт жизни. Другой бы на месте молодого Герасима потерялся, или, в лучшем случае, поступил в монастырь, дабы в уединенной молитве и в созерцательной жизни спасать свою душу, но Герасим был не таков. В минуту тихих бесед со своими почитателями старик Герасим как-то высказался: «мой Миша будет меня выше», и эта предсказание не замедлило своим исполнением.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

В начале XVI века великий князь Василий Иоаннович овладел Смоленском (1514 г.) и окончил войну с Великим княжеством Литовским (1515 г.). Целых сто лет Смоленский край находился под властью иноземцев, и к этому времени во многих местах обезлюдел и был разорен. По благословению своего духовного наставника преподобный Герасим направился к западным границам России с намерением поселиться в пустынном месте, чтобы предаться молитвенным трудам. Он побывал во многих землях, пока не пришел 25 марта (ст. ст.) 1528 года в окрестности города Дорогобужа. Здесь преподобный Герасим поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской (Московской) дороги. Долгое время ему докучали праздные люди, неблаговидного поведения, покинувшие в годы иноземного правления свои дома и хозяев. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников. Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести заблудших к покаянию. В построенной им лесной келье, рядом с разбойниками, охраняемый и питаемый Господом, он прожил около двух лет. Они несколько раз нападали на преподобного, избивали, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил. По преданию, после очередного разорения, у преподобного Герасима появился сторож-ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Нападал ворон и на диких зверей, искавших у уединенного жилища, чем поживиться. (6) По особому видению преподобный Герасим перешел к юго-востоку от первоначального места, на поляну, где у источника рос многовековой дуб и протекала речка Болдинка. И с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент к нему прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приемах у великого князя, посланник низко поклонился ему и испросил благословение. Испуганный наместник с почетом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил. Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили келии и небольшой храм (часовню) для общих молитв. Видя, что количество ревнителей благочестия увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (ст. ст.) 1530 года храм был освящен, положив основу Свято-Троицкому Болдину общежительному монастырю. Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, спал очень мало и никогда не ложился. (7)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Лета 7176 году июля в 20 день Костромского Богоявленского монастыря игумен Герасим построил в дому Святого Богоявления проезжие ворота железные створные на монастырские деньги. Лета 7176 году июля в 30 день Костромского Богоя (Л. 175) вленского монастыря игумен Герасим построил в дому Святого Богоявления на монастырском гумне каменной овин, а под ним кладезь на монастырские казенные деньги. Лета 7177 году месяца декабря в 1 день Костромского Богоявленского монастыря игумен Герасим построил другие железные врата у святых ворот на монастырские деньги. (Л. 175 об.) Лета 7176 году августа в 20 день при державе царя государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержца Богоявленского монастыря игумен Герасим построил насвешник серебряной монастырскою казною перед местною иконою Богоявления. Лета 7177 году февраля в 6 день при держа (Л. 176) ве царя государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца на Костроме Богоявленского монастыря игумен Герасим построил насвешник серебряной вкладными деньгами Тимофея Исаева сына Линева против левого крылоса перед местною иконою Богородицы. (Л. 176 об.) Лета 7177 году августа в 20 день при державе царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца Богоявленского монастыря игумен Герасим построил на житном дворе каменные житные полаты о двоих сводах да наугольную башню манастырскими казенными деньгами. Лета 7178-го декабря 2 при державе царя государя и великого князя Алексея (Л. 177) Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца Богоявленского монастыря игумен Герасим построил в соборной церкви у Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа иконы пророки и праздники, обложены окладом в басму, позолочены, вкладные деньги на боярские Тимофея Исаева сына Линева. (Л. 177 об.) Лета 7158-го году месяца марта в день при державе царя государя великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца построил Богоявленского монастыря игумен Герасим в дому Святого Богоявления в соборной церкви иконы деисус на монастырские деньги.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Не удалось ему окружить себя и нравственным обаянием, какое нередко достается на долю подвижников. И в этом отношении репутация его была также не из завидных. Как уверял архимандрит Варфоломей в своей самозащите против обвинений Герасима, Фирсов был хитрым и лукавым монахом необузданного и буйного нрава, любил выпить и был нечист на руку. В свою обвинительную записку о старце архимандрит занес такие случаи. В 1655 году ночью в келье (старца) Нектария Герасим поколотил (в нетрезвом виде) келейного брата Афанасия. 4 30 декабря 1662 (171) года в келье своего приятеля головщика Ионы Брызгало(ва) Герасим Фирсов вместе с черным попом Никоном и дьяконом Филаретом во время самой заутрени принял участие в попойке: «пили они квас медвенной и табак и по сыску в этом не заперлись», за что были наказаны плетьми. 5 Еще менее щепетилен, по уверению Варфоломея, был старец Герасим к чужой собственности. Уже до своего поступления в Соловецкий монастырь он был однажды в Москве бит кнутом на козле за то, что из «рядов имал обманом жемчуг и соболи». 6 «Когда Герасим был» «приказчиком в Варзуге, он однажды продал монастырскую рыбу и хотел завладеть деньгами, но неудачно, так как после сыска деньги на нем были доправлены. В другой раз во время службы в Умском усолье он без монастырского указа продавал рыбу и в вырученных деньгах заперся, за что был отрешен от должности и доставлен в монастырь скованным». 7 В Яренском усолье Герасим растратил на себя свыше 50 рублей из церковных, оброчных и промысловых доходов. Проживая в монастыре, Герасим у своего старца Исаии украл 120 рублей, у старца Нектария – 70. Не пощадил он даже и отца своего духовного черного попа Игнатия, у которого похитил 20 рублей. Кроме того, дважды он обманул слепого старца Меркурия, расплачиваясь с ним за купленный у него мед вырезанными из жести кружечками. Плотничному старосте Сергию Герасим дал в заклад под взятую сумму в 20 рублей вместо серебреных ефимков вылуженные красные медяшки. – Все такие проделки были известны братии, и не раз Герасим был за них на правеже, принуждаемый возвратить чужое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Иеросхимонах Герасим Краснослободский Герасим пришел в Спасскую пустынь послушником, только вставшим на стезю " ангельского чина " . И произошло это около 1655 года, когда новому послушнику исполнилось от рода не более 20 лет. Юноша-паломник стал келейником строителя Дионисия и только после нескольких лет искуса, около 1660 года, он принял постриг. Через четыре года после пострига (значит, где-то в середине 1660-х годов) он с разрешения настоятеля покинул монастырь и удалился от Краснослободска на 80 верст, в глушь. Место для уединения инок Герасим нашел идеальное: жилья поблизости не было, а холмы при слиянии речек Саровки и Сатиса уже были овеяны легендами. Инок Герасим оказался не первым, кто облюбовал саровские дебри: до него здесь поселилась группа монахов во главе с отшельником Феодосием. Монахи, не выдержавшие голодной жизни в лесу, вернулись в свои обители. В пещере, вырытой в склоне городища, остался только один Феодосий. Герасим отдалился от соседа и вырыл себе другую пещеру. Феодосий вскоре вернулся в свой прежний монастырь. Герасим остался один. Пустынник ограничил себя настолько, насколько это позволил организм. Даже в хлеб, чтобы он не казался сладким, он добавлял гнилушки. Отшельничество ввиду его особой трудности никогда не принимало массовый характер, мало кто понимал разумом процесс подвига и его скрытые пружины, но все принимали сердцем его результаты. А главным результатом было то, что нищие изможденные старцы поднимались до высот пророчества и предвидения. Иеромонах Исаакий, пришедший на это место спустя двадцать лет, знал совершенно точно, что нужно делать, ибо руководствовался предсказанием благочестивого старца. Он всецело поверил своему предшественнику, а поверив - повторил его подвиг и воздвиг храм, положивший начало цитадели духа - Саровскому Успенскому монастырю, прославившемуся на весь православный мир. Когда земля запылала в огне Разинщины, близ того места, где жил в лесу инок Герасим, появились шайки и отряды повстанцев, в которых кого только не было, от староверов до язычников, не испытывавших никакого почтения к сану и нищете пещерного молельника. В 1671 году инок Герасим возвратился в Спасскую обитель, но пробыл он в ней самое короткое время. Хотя в монастыре Герасима встретили необычайно тепло, он решил продолжить пустынничество, но на сей раз, выбрал место неподалеку от Спасской пустыни, в диком лесу на берегу речки Рябки, верстах в пяти-семи от обители. В 1683 году старец все-таки вернулся в Спасскую пустынь, где сел в затвор, соорудив, таким образом, отшельнический приют посреди оживленной обители.

http://sobory.ru/article/?object=08688

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010