«Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцов, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима, Ионы» известны в ряде списков. Наиболее ранний датируется рубежом XVII-XVIII вв. и содержит описание чудес за 1609-1646 гг. (РГБ. Ф. 173.I. 202. Л. 292-301). Списки РНБ. Q.I.326; РГБ. Ф. 199. 114; F.I.778 включают помимо этого чудеса за 1675-1716 гг., а в списке ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183 описаны также чудеса за 1817-1842 гг. Большая часть чудотворений датирована. Выделяется блок из 5 чудес, случившихся с неким стрельцом Михеем в 1675-1708 гг. в Даурии и затем в Усть-Выми. Освободившись из кит. плена в 1682 г. по молитве к Усть-вымским чудотворцам, Михей построил часовню и написал их образ. Записи чудотворений, происходивших в XVII - нач. XVIII в., были собраны воедино и, вероятно, лит. обработаны усть-вымским свящ. Евтихием, к-рый в нач. XVIII в. (до 1717) просил секретаря Вологодского архиерейского дома прислать сведения «о начале и о бытности на Усть-Выми епископии Стефана, епископа Пермскаго, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали, и откуда родом, и которые епископ и чудотворец сколко годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были, и что из чудес, и который епископ где почивает» (цит. по: Филарет (Гумилевский). С. 134). Установление общероссийского почитания Пермских святителей Г., Питирима и Ионы произошло в 1607 г., когда по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского и патриарха сщмч. Ермогена Вологодский и Великопермский еп. Иоасаф написал икону Пермских святителей, на к-рой они были изображены в рост, икона находилась над их гробницей. По-видимому, вскоре после создания образа была начата запись чудес и установлен день их общей памяти. В Усть-Выми существовал храм во имя трех Пермских святителей, упраздненный к сер. XIX в. (Там же; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 218). В 1649-1653 гг. в вологодском архиерейском доме был построен храм во имя святых Г., Питирима и Ионы, в 1650 г. |
На Усть-Вымском лугу, близ городка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукою вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь действовал по наущению своих шаманов, которым дорого было уничтожаемое язычество. Святитель принял мученическую кончину 24 января. Год его смерти точно неизвестен, по всей вероятности, около 1449 года. Погребен преосвященный Герасим в Благовещенском кафедральном соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. У мощей святителя Герасима происходили многие чудесные исцеления. В 1607 году, по благословению святителя Ермогена († 1612, память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей: Герасима, Питирима († 19 августа/1 сентября 1455) и Ионы († 6/19 июня 1470). В этом же году святитель Герасим был причислен к лику святых. На этой иконе святители именуются великими чудотворцами. В 1649 году в Вологде в их честь был воздвигнут храм. Литература: Верюжский И. П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавших в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. – С. 326–332; М., 1992. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. – С. 10. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 247, 248, прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 9. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 121–122. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 729. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 200. Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 105. Русский паломник. – 1908, 7. – С. 111. |
науч. симп. Киров, 1997. С. 361-372. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 13. С. 131-137; Верюжский. Вологодские святые. С. 326-346 ; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 127-128; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 177-179, 216-218; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 24, 28; Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122; Пермский Песнословец, или «Богогласник»: Свящ. седмерица св. просветителей Пермской страны (XIV-XVIII вв.). II. Св. Герасим, епископ пермский//Пермские ЕВ. 1907. 24. Ч. неофиц. С. 448-452; Какорин А. , свящ. Священная седмерица св. просветителей Пермской страны (XIV-XVII вв.): Поэмы. Пермь, 1996. С. 31-39; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 116; Власов А. Н. Повесть о рождении Стефана Пермского и сказание о пермских епископах//Христианство и язычество народа коми/Сост. и ред. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001. С. 20-21; Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона//Там же. С. 31-32; Романова А. А. Чудеса Герасима, Питирима и Ионы, епископов пермских//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 233-235 [Библиогр.]. А. А. Романова Иконография Первое изображение Г.- в рост, вместе со святителями Питиримом и Ионой Пермскими - имелось на иконе 1607 г., написанной к прославлению святых ( Верюжский. Вологодские святые. С. 328) еп. Вологодским и Великопермским Иоасафом для помещения на гробницах святителей в ц. Благовещения Богородицы Усть-Выми (впосл. образ стоял у надгробия). По-видимому, иконографию этого образа повторяет икона сер. XVII в. (ЦМиАР), на к-рой Г. представлен в фелони, омофоре и митре, с благословляющей десницей и Евангелием, лежащим горизонтально на левой руке, у него русые волосы и средней величины борода. Описание внешнего облика Г. сохранилось под 24 янв. в неск. иконописных подлинниках, наиболее раннее - в Софийском 2-й четв. XVII в.: «Сед, брада Николина, схима на плечах, риза багор, на ней строчки, исподь празелень» (РНБ. Соф. 1523); аналогичный текст - в рукописи посл. четв. XVII в. (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 69 об.); более подробный - в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в.: «Подобием сед, брада подольше Николины, риза святительская, мантия со источники, исподняя празеленная, на главе шапка святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44). Помимо неизменного уподобления Г. свт. Николаю Чудотворцу указан довольно редкий тип облачения святого - архиерейская мантия, иногда вместе со схимой; в большаковском и строгановском подлинниках XVIII в. назван и др. извод: «А инде пишут ризы святительския, в шапке, исподь празелень, в левой руке свиток» (БАН. Строг. 66. Л. 75 об.; кон. XVIII в.). В нек-рых руководствах содержатся дополнительные сведения: «Удушен бысть от своих домочадец, лежит святое тело его на Усть-Выми, многа чудеса сотвори приходящим с верою» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 68). |
Слушайте рассказы на радио «Вера» о святителях Великопермских, Устьвымских: Собор Коми святых В Собор вошли четыре просветителя земли Коми: святители Стефан Пермский, а также Герасим, Питирим и Иона, Устьвымские чудотворцы. Вместе с ними почитаются святые земли Коми, прославленные в лике святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавшие в годы советских гонений на Православную Церковь. Полный список святых Коми включает 44 имени. Собор Екатеринбургских святых О вошедших в состав собора святых слушайте на радио «Вера» . Мученики Роман, Иаков, Филофея, Иперихия, Авив, Иулиан и Паригорий Самосатские (297) Святые пострадали в период гонения Диоклетиана (284–305) на христиан, в городе Самосата (в Сирии, на реке Евфрате). Святые обличали идольское служение, за что были схвачены и преданы разным тяжким мучениям: их тела строгали железом, подвесив им на шеи железные оковы, их заключили в темницу и, наконец, повесив, пригвоздили головы их ко кресту. Мученики Сильван, епископ, Лука, диакон, и Мокий, чтец (312) В царствование римского императора Нумериана к правителю города Эмезы на берегу реки Оронта (в приморской части современной Сирии) поступил донос на местного епископа, святого Сильвана. Святитель вместе с диаконом Лукою и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьей. Бичевание не сломило исповедников Христовых, они долго оставались в тюрьме, пока правитель не потребовал их к себе вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждой, после чего приговорил отдать их на растерзание зверям. Когда святые мученики приведены были на место казни и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и Господь принял святые души. Звери не коснулись останков, и христиане ночью тайно взяли мощи мучеников и похоронили. Новомученики и исповедники Российские Священномученики Иоанн и Константин служили соответственно священником и диаконом в одном селе — Талгар Семиреченской области. В один день с ними по обвинению в контрреволюционной деятельности был убит священник соседнего села Леонтий. Во время пыток отец Иоанн взывал, обращаясь к православным: «Не отрекайтесь от Бога!» |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Стефан, Епископ Великопермский (+ 1396) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 26 апр. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Святитель Стефан был сыном устюжского причетника Симеона и жены его Марии (род. в 1346 г.). Когда Марии было три года, св. блаженный Прокопий Устюжский (память его 8 июля) предсказал о рождении от нее великого святителя. С детства будущий святитель отличался необыкновенными способностями: через год после начала учения он уже стал канонархом и чтецом при церкви, где служил его отец. Вместе с тем зрела в нем жажда к богоугождению. Он рано поступил в ростовский монастырь Св. Григория Богослова и был рукоположен в сан иеромонаха. Здесь в свободное от трудов по послушанию время он занимался изучением Священного Писания и греческого языка. Здесь же зародилась в сердце его мысль о просвещении христианством язычников-зырян, живших в Пермской земле. Для этого он основательно изучил пермский (т.е. зырянский) язык и перевел на него священные книги с греческого. Азбуку он составил сам, пользуясь денежными знаками зырян, которые вырезывались на палочках. Управлявший тогда Московской митрополией епископ Герасим благословил его и дал ему необходимую церковную утварь, а вел. князь — охранные грамоты. Проповедь христианства подвигалась медленно. Язычники его убили бы, но их сдерживал страх, так как они знали, что у него есть охранные грамоты. Он же старался не пропустить ни одного стечения людей без того, чтобы не подойти к ним с проповедью. Потом язычники стали сами приходить к нему для прений о вере. Они не понимали кротости его, объясняли ее хитростью и не знали, что с ним делать. |
Герасим, священномученик, епископ Великопермский (Устьвымский) (память 24 января/6 февраля, 29 января/11 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) О епископе Герасиме сведений сохранилось немного. Он был возведен на Пермскую кафедру после 1416 года, в трудное время, когда положение дел в епархии было весьма неблагополучным. Паства, состоявшая из принявших христианство зырян, страдала от нападения диких языческих племен вогулов, а также от притеснения корыстолюбивой новгородской и вятской вольницы, пользовавшейся тем, что северо-восточная окраина России была слабо защищена отдаленным московским правительством. Святитель Герасим неусыпно заботился об устроении своей паствы и распространении веры Христовой. Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по Пермской земле, проникая в самые глухие места и оказывая помощь в самых безысходных обстоятельствах. Господь благословил деятельность ревностного пастыря. В 1429 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, писал: «Отринув заблуждение и мрак, ныне страна Пермская чисто и православно совершает службу Божию, по закону христианскому». Несмотря на удаленность от стольного града, святитель Герасим был участником московских Соборов 1441 и 1448 годов: 1441 года, осудившего Флорентийскую унию и ее сторонника митрополита Киевского Исидора, и 1448 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских епископов. Это свидетельствует о том, что современники дорожили мнением святителя Герасима и он пользовался большим авторитетом. В последние годы святительства епископа Герасима усилились не прекращающиеся и раньше набеги вогулов на христиан зырян. Святитель Герасим употребил все свои силы и влияние на защиту веры и своей паствы. Не щадя здоровья, с опасностью для жизни святитель сам ездил в стан вогулов. Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по епархии из конца в конец, наставляя и утешая жителей и продолжая борьбу с язычеством. Имя святителя Герасима повсюду стало произноситься с благоговением, но силы его уже были подорваны. Однажды больной святитель возвращался к себе после посещения близлежащих к Усть-Выми приходов, где, по-видимому, совершал богослужения, так как с ним было архиерейское облачение. |
Иона, святитель, епископ Великопермский, Устьвымский († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь. Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе. |
Герасим Пермский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Герасим Пермский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Герасим Пермский, свт. Святитель Герасим, епископ Великопермский (ок. 1449) Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский), был третьим епископом новопросвещенного зырянского народа и достойным последователем святителя Стефана, просветителя Пермского. Будучи возведен на пермскую кафедру после 1416 года, он был участником Соборов: 1438 года, осудившего унию и митрополита Исидора, и 1441 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских пастырей. Святитель неусыпно заботился о своей неустроенной пастве из новообращенных зырян, страдавшей от набегов новгородцев, в особенности же, от язычников-вогулов, безбоязненно являясь в их станы и убеждая прекратить грабежи селений беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из поездок по Пермской земле 24 апреля около 1447 года был убит (по преданию, задушен омофором) слугой-вогулом. Погребен в кафедральном соборе первых епископов Пермских, впоследствии - Благовещенская церковь села Усть-Выми, расположенного к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. Празднование памяти его установлено в 1607 году. У мощей его происходили многие чудесные исцеления.29 января трем святителям Пермским - Герасиму, Питириму и Ионе - творится общая память. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Герасим Пермский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Герасим Пермский, свт. Описания иконы Герасим Пермский, свт. - житие Святитель Герасим, епископ Великопермский (ок. 1449) Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский), был третьим епископом новопросвещенного зырянского народа и достойным последователем святителя Стефана, просветителя Пермского. Будучи возведен на пермскую кафедру после 1416 года, он был участником Соборов: 1438 года, осудившего унию и митрополита Исидора, и 1441 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских пастырей. Святитель неусыпно заботился о своей неустроенной пастве из новообращенных зырян, страдавшей от набегов новгородцев, в особенности же, от язычников-вогулов, безбоязненно являясь в их станы и убеждая прекратить грабежи селений беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из поездок по Пермской земле 24 апреля около 1447 года был убит (по преданию, задушен омофором) слугой-вогулом. Погребен в кафедральном соборе первых епископов Пермских, впоследствии - Благовещенская церковь села Усть-Выми, расположенного к северо-востоку от города Ярен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5119.jpg: Размер: 780x1121, 0.87 MPix, 137 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (145) , (2) . Описание: [Пермь. Н. XX.] Свтт. Пермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона. Икона. Пермь. Конец XIX - начало XX века. Пермский Успенский жеский монастырь. Файл 5120.jpg: Размер: 945x1152, 1.09 MPix, 238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (198) , (3) . Описание: [Россия. 1717 г.] Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Файл 5121.jpg: Размер: 621x1184, 0.74 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (178) , (2) . |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иона Пермский, свт. Описания иконы Иона Пермский, свт. - житие Святитель Иона Великопермский (память 6 июня и 29 января по старому стилю) Пятый епископ Пермский и преемник по кафедре святого Питирима (U 1455 г.). Рукоположен на Пермскую кафедру святителем Ионой, митрополитом Московским (U 1461 г.) в 1455 г. Продолжал укрепление Пермской Церкви и неутомимо боролся с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ. В 1462 г. епископ участвовал в прениях о вере, которые происходили в Уросе, владении пермских князей. Одержав в них убедительную победу, святитель привел ко Христу одного из влиятельных князей и с его помощью окончательно обратил в христианство Великую Пермь (языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме и Чусовой). Он истреблял идолов, сооружал храмы, при которых заводил училища, к новообращенным перевел опытных священников из Усть-Выми. Предчувствуя близость кончины, святитель стремился побывать даже в самых отдаленных местах епархии, чтобы словом назидания укрепить в вере своих пасомых. Мирно почил о Господе 6 июня 1470 г. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Пермь. Н. XX.] Свтт. Пермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона. Икона. Пермь. Конец XIX - начало XX века. Пермский Успенский жеский монастырь. Файл 6933.jpg: Размер: 945x1152, 1.09 MPix, 238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (141) , (1) . Описание: [Россия. 1717.] Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Файл 6934.jpg: Размер: 602x1166, 0.7 MPix, 92 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (144) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6936.jpg: Размер: 780x1121, 0.87 MPix, 137 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (118) , (0) . |
| |