В этот же день память преподобного Анатолия Печерского, в XII в. В этот же день память святого отца нашего Антония, патриарха Цареградского, скончавшегося в 458 году. В этот же день память благоверных князей Василия и Константина Ярославских, в XIII в. В этот же день память святых мучеников Диомида, Евлампия, Асклипиодота и Голиндухи, пострадавших при Траяне во II в. В этот же день память преподобных Иоанна и Лонгина, Яренгских чудотворцев, утонувших в Белом море и обретенных у моря около 1544–1545 годов. В этот же день преставление блаженного Иоанна, юродивого Московского, в 1589 году. В этот же день преставление преподобного Никодима Кожеозерского (Хозъюгского), скончавшегося в 1640 году. В этот же день перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкой обители в Москву в 1652 году. Память 4 июля Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах. Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми. По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов в царствование императора Константина Брадатого против злочестивой ереси единовольников (монофелитов — относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Предпразднство — день (или дни), предшествующие великому празднику, когда Церковь наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым святым предлагает молитвословия в честь наступающего праздника, приготавливая верующих к его достойной встрече. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Богоявления (4 дня). Припев канона — стих, которым предваряются тропари канона. Для канонов праздников Господних припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных — «Пресвятая Богородице, спаси нас», припев воскресных канонов — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», крестовоскресных канонов — «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению». В каноне ко Святому Причащению — особые припевы: стихи 50-го псалма. В некоторых канонах бывает особый припев к 1му тропарю 1й песни (так — в каноне Ангелу хранителю), Троичный припев в 8й песни (в каноне ко Святому Причащению). На 9й песни канона великих праздников бывают особые припевы — иногда целый ряд припевов, как в Пасхальном каноне или, например, каноне Сретения Господня. Псалтирь — книга псалмов Давидовых. Псалтирь содержит 150 псалмов, которые делятся на 20 отделов, или кафизм. Стих — краткое изречение или песнь, избранная из Псалтири или других книг Священного Писания, предваряющая пение, чтение и некоторые молитвы. Стихира (по-гречески — «то, что написано стихами, стихотворение») — церковное песнопение, повествующее о празднуемом событии… Троичен — тропарь, посвященный прославлению Пресвятой Троицы и учению о Ней. Тропарь — краткая песнь, в которой прославляются дела Бога или святых его. В широком смысле — общее название для всяких церковных песнопений. В узком смысле — главное песнопение в честь праздника или святого. Об авторах молитв Андрей Критский, святитель, архиепископ Критский (ок. 660 – 740 г.; память 4 июля) — великий византийский песнотворец, один из первых творцов канонов и, по-видимому, создатель самого жанра канона. Родился в Дамасске, в детстве был нем и получил дар речи по причащении Святых Христовых Таин в семилетнем возрасте. В 14 лет был отведен родителями в иерусалимский монастырь братства Гроба Господня и посвящен Богу. Был экономом Братства; после 681 года был послан в Константинополь и оставлен при церкви Святой Софии, рукоположен в сан диакона. Двадцать лет он трудился при храме и возглавлял благотворительные учреждения Церкви — Дом для сирот и Дом престарелых. Затем был рукоположен в епископский сан и назначен архиепископом Крита, где много потрудился и проповедью, и молитвой, и благотворением. Когда в Византии началось иконоборчество, выступил в защиту святых икон.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Согласно житию, составленному Никитой, родителей А. звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Св. Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте А. поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Всел. VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, А. вместе с 2 монахами доставил их в К-поль. Оставшись в столице Византии, А. был посвящен во диакона ц. Св. Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Св. Софии. При К-польском Патриархе Кире (706-712) А. был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (о-в Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству св. Феофана Исповедника , на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом , буд. Патриархом К-польским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впосл. А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения Филиппика в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Всел. Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывш. участниками Собора 712 г. На Крите А. строил церкви, в т. ч. по образу Влахернской в К-поле, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Неск. раз А. совершал поездки в К-поль, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на о-ве Лесбос, где его мощи были положены в храме мц. Анастасии (ныне ц. свт. Андрея Критского). Автор рус. анонимного хожения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в к-польском мон-ре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

http://pravenc.ru/text/115200.html

  Канон Великий. – Нижний Новгород: Редакционно–издательский центр Нижегородского епархиального управления, 1994.   Канон Великий. – Новосибирск, 1996.   Канон Великий. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 2003.   Канон Великий. – СПб., 1992.   Колодец покаянных слов. – М.: Новая Святая Русь, 1998.   Пасхальный канон свт. Андрея Критского/Публ. и пер.: прот. Сергей Правдолюбов. – М., 1996.   Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю//Христианское чтение. – СПб.,  1834. – Т. IV.    Проповеди//Воскресное Чтение. – СПб., 1853.   Проповеди//Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы. – СПб., 1868.   Проповеди//Прибавления к Церковным ведомостям. – 1898.  36.   Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. – СПб.,  1829. – Т. XXXIII.    Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Т. III.    Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы//Воскресное чтение. – Киев, 1853. – Т. 17.   Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – Т. III. То же: СПО.    Фрагменты сочинений//Жития святых.  – Кн. 12 – Месяц июль.    Публикуется последняя, четвертая часть перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. В дни начала Великого поста предлагаем вниманию читателей портала перевод на русский язык Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Части канона будут публиковаться ежедневно в течение первых четырех дней поста. Преподобный Андрей, архиепископ Критский, оставил нам богатое письменное наследие. Наиболее известным его трудом является всем знакомый покаянный канон, читаемый на Первой и Пятой седмицах Великого поста. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию своих читателей перевод менее известного текста святого автора. Это Слово посвящено событию Усекновения главы Иоанна Предтечи. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/person/2597470

В правление императора Юстиниана II преподобный Андрей был поставлен архиепископом Критским и ревностно проповедовал слово Божие своей пастве. Его молитвы спасли от нашествия арабов остров Крит, о чем свидетельствует сам Святитель в Слове на Обрезание Господне: «Так, оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение». Известны и многие другие чудеса пастыря Критского – в засуху по его молитвам ниспосылался дождь и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей прожил долгую жизнь, так, в частности, имеются свидетельства, что, убеленный сединами, он приносил похвальные слова святым; в тексте Великого канона содержатся указания, что это произведение написано им в преклонном возрасте. В 712 году, возвращаясь с Константинопольского Собора, преподобный Андрей заболел на острове Митилена и скончался в пути на остров Крит, в г. Иерис. Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его вдохновенные творения, его «медоточные глаголы», по определению святителя Димитрия Ростовского 9 . Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор Петербургской Духовной Академии И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Триоди Постной определяет, что по древним ирмологиям насчитывается до 70 канонов пастыря Критского. Автор отмечает также, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея недостаточно изучена 10 . Преосвященный Филарет различает в песнотворческом наследии Критского святителя различные формы произведений 11 . 1. Песни богословские: а) Трипеснцы на повечерии Недели Ваий и первых четырех дней Страстной седмицы; б) Каноны: Воскрешению Лазаря; в Неделю жен-мироносиц; Преполовения Пятидесятницы; на Рождество Иоанна Предтечи; в) Стихиры самогласны: на Сретение Господне; на Рождество Христово. 2. Песни в честь Богоматери: Каноны на Рождество Богородицы и на зачатие святой Анны (9 декабря). 3. Песни в честь святых апостолов: стихиры святым апостолам Петру и Павлу; святому апостолу Андрею Первозванному. 4. Песни святым мученикам: а) каноны: святым мученикам Маккавеям; Усекновению главы Иоанна Предтечи; святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля); священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря); б) стихиры самогласны святым мученикам: священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря); святым убиенным младенцам (29 декабря); святому мученику Прову (12 октября); великомученику Димитрию Солунскому (26 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу. После сего в правление императора Юстиниана второго [ 8 ] Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами. Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем, святым Андреем, заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие. Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу [ 9 ]. По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу [ 10 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Андрей Рублев Преподобный Андрей Рублев: История в картинках Андрей Рублев. Звенигородская история Созерцая «Троицу» Благоверного князя Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству Святителя Андрея Критского, архиепископа Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Преподобной Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца   Обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца   Православные праздники 18 июля Преподобного Афанасия, игумена Афонского Афон Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Преподобный Сергий Радонежский в миру имел имя Варфоломей. С детских лет он веровал в Бога. После смерти своих благочестивых родителей жил в глухом лесу, где основал вместе с 12 иноками Троице-Сергиеву лавру. В то время святой предсказал победу русским войскам в борьбе с татарским игом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, который одержал победу в Куликовской битве. Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобной мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) Княгиня Елисавета была женой великого князя Сергея Александровича Романова. После его убийства она первая поехала собирать останки мужа, просила у царя о помиловании преступника, увившем его. Елисавета открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности и помощи больным и обездоленным. Елизавета Федоровна Романова Дармштадтские принцессы при русском дворе Православные праздники 19 июля Собор Радонежских святых Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобных Сисоя Великого и Сисоя, схимника Печерского   Православные праздники 20 июля Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской Святая Евдокия была женой Дмитрия Донского и имела 12 детей. После смерти мужа она надела вериги, наложила на себя пост и стала каждый день ходить в церковь. Она построила женский монастырь в Кремле, несколько храмов в Переяславле-Залесском, занималась благотворительной деятельностью. Евфросиния способствовала перенесению чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Москву, тем самым отвратив нашествие Тамерлана на Москву.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий канон 3 мин., 09.04.2019 Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется  великим повечерием, и  длится  около двух часов (текст по дням и с переводом смотрите  здесь ). Канон также прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние» . ©Владимир Ештокин По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах. ©Владимир Ештокин, foma.ru Автором канона является критский архиепископ VIII века святитель Андрей. ©Владимир Ештокин Появление канона связывают с раскаянием архиепископа Андрея в ереси монофелитства (Монофелитство — учение о единоволии Христа.) Канон был дополнен великим современником святителя Андрея преподобным Иоанном Дамаскином. ©Владимир Ештокин Время возникновения: Великий канон получил общецерковное употребление в конце IX века. ©Владимир Ештокин Состав канона: Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события Священной истории от грехопадения Адама и до земной жизни Христа. Каждый тропарь сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». ©Владимир Ештокин Покаянная авто-биография — так часто называют Великий канон. Святитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души. ©Владимир Ештокин Библейская история повторяется из года в год в круге богослужений, и каждый человек, посещающий церковь, переживает давно прошедшие события так, как если бы они происходили здесь и сейчас. ©Владимир Ештокин Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный преподобным Романом Сладкопевцем: « Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

http://foma.ru/velikij-kanon.html

В четырнадцать лет благочестивый отрок покинул семью, удалился в Иерусалим, и там, в обители преподобного Саввы Освященного принял монашеский постриг. Строгий и целомудренный, кроткий и смиренный инок Андрей удивлял добродетельной жизнью и необыкновенным для его небольших лет разумом. По прошествии определенного времени он был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Анд рея в число представителей Святого Града на VI Вселенском Соборе. Благодаря глубоким знаниям православных догматов, он успешно противоборствовал еретическим учениям и проявил себя как замечательный богослов. После Собора архидиакона Андрея отозвали в Константинополь и определили к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В конце VII века святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх-богослов, учитель и гимнотворец. О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие – 726 год. Известно только достоверно, что скончался он на острове Митилини, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. Святитель Андрей Критский написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Самым же впечатляющим наследием святителя является великий покаянный канон, чтение которого, братья и сестры, мы начали с вами сегодня. Вместе с преподобным Андреем, вслушиваясь в слова канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, каемся и плачем очищающими слезами, думая о том, что Любовь Божия не оставляет нас, выводит из бездны отчаяния и греха. И ждет от нас искреннего покаяния. Бог с нами всегда! По-отечески милосердно и сострадательно Господь смотрит на нас даже тогда, когда мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не покидает человека, это мы, люди, порой не чувствуем этой близости.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

За каждым его творением – каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея – Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвятой Богородицы святой Андрей говорит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию ( Ис.40:12 ) и исчислить множество звезд ( Пс.146:4 ), если можно постигнуть капли дождя ( Иов.36:37 ), пылинки земли, вес ветров ( Иов.28:25 ) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами: «Крест – лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию...». В стихире службы Рождеству Иоанна Предтечи святой Андрей, стремясь выразить само существо личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и начало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася и проповедавша прежде Рождества Солнца Правды, днесь Елисавет раждает и радуется...». Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой. Литература: 1 .Денисов Л. И. Жизнь святого Андрея Иерусалимита. М., 1902. 2 . Виноградов А. Святой Андрей, архиепископ Критский. СПб., 1902. 3 .Монахиня Игнатия. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского . – Богословские труды, сб. 25, М 1984, с. 260–275. 4 . Беседа на четверодневного Лазаря. – Христианское чтение. СПб., 1826, ч. 22, с. 5–39. 5 . Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста.Там же, СПб., 1839, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010