Имея в виду каноны, написанные Феофаном и его предшественниками, Иосиф, как видно, восполнял прежние неполные минеи, ибо редко встречаются каноны, написанные им и другими песнописцами одним и тем же святым, исключая важнейшие праздники и святых, коим и по уставам полагается не по одному канону 43 . Андреем критским , Космою Маюмским и Иоанном Дамаскиным написаны каноны на Господские и Богородичные праздники. Иосиф пишет на предпразднества великих праздников и на менее значительные праздники: на праздники. Положения ризы и пояса Богоматери июля 2 и августа 31. Иоанн Дамаскин написал два канона архангелам 8 ноября, Иосиф пишет на 6 сентября и на 26 марта (он же и 13 июля). Андрей критский написал каноны Маккавеям (1 авг.) и Предтече (29 авг.). Иоанн Дамаскин написал каноны ветхозаветным великим пророкам: Предтече 24 июня и 29 авг. 2-й, Илии и Елиссею. Феофан написал каноны другим пророкам ветхозаветным 44 (16) и кроме того Захарии, отцу Иоанна Крестителя (5 сент.) и самому Иоанну Крестителю (7 янв.). Иосиф пишет каноны пророку Самуилу, всем праотцам и второй Илии. Иоанн Дамаския написал каноны апостолам 29 июня Петру и Павлу два, и Андрею первозванному 30 ноября один 45 . Феофан поставил себе целию написать каноны прочим 10 апостолам из 12; написал канон всему собору их 30 июня, также каноны важнейшим из 70: св. Марку и Луке, Иакову, брату Господню, Тимофею, Титу, Онисиму, Варнаве. Иосиф пишет второй канон Иоанну Богослову 26 сент., канон ап. Петру на праздник вериги его (16 янв.). Но в отношении к 70 апостолам поле оставалось мало возделанным и вот он пишет канон собору 70 апостолов 4 января и не менее 17 канонов сим апостолам единично и по группам расположенным в разные дни года 46 . Патриарх Герман, Андрей критский , Иоанн Дамаскин и другие написали весьма немногие каноны прочим святым. Феофан написал весьма многие каноны и притом известнейшим и наиболее чтимым: мученикам и мученицам, святителям, преподобным и другим; им написано не мало канонов и современным ему исповедникам, пострадавшим от иконоборцев. На долю Иосифа оставались немногие известнейшие святые, которым пр. Феофан не успел написать канонов, и затем святые менее известные. Если обратить внимание на количество канонов того и другого писателя по месяцам; то большее число канонов Иосифа падает на месяцы март и апрель, – это объясняется тем, что Иосиф дополнял прежние минеи. В древних месяцесловах и других памятниках агиологии весьма мало полагалось святых в месяцах марте великопостном и апреле пасхальном, и вот в марте Феофановых канонов 11, Иосифовых 29, в апреле Феофановых 13, Иосифовых 28 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Слава подвигов отца Андрея и его личные качества, такие как милосердие, красноречие, чувство ответственности, послужили тому, что в царствование императора Юстиниана II он удостоился посвящения в архиепископа Критского. Занимая эту должность, святой Андрей уделял много времени и сил борьбе за чистоту Православной веры. Кроме того, по его архипастырской инициативе и при его личном содействии возводились новые храмы, организовывались богадельни, приюты. Отдаваясь делу служения и угождения Богу, святой прославился и как великий молитвенник. Сообщают, что однажды результатом его молитв стало спасение города Друмеоса от осаждавших его сарацинов, которые, так и не возымев успеха, вынуждены были позорно отступить. В другой раз, во время засухи, грозившей населению неурожаем, по его молитве на почву излился дождь. Считается, что архипастырь дожил до глубоких седин. Будучи уже в почтенном возрасте, он отправился по церковной необходимости в Константинополь. На обратной дороге, достигнув Митилены, он заболел, а вскоре и умер. Есть свидетельство, что это произошло в месте по названию Иерис, в 712 году. Между тем, другие источники датируют время его преставления 740 годом. Рассказывают, что святой предвидел свою смерть заранее. Творчество Андрея Критского как писателя и песнотворца За годы зрелой подвижнической жизни святой Андрей Критский обрел известность и на ниве писательства, песнотворчества. До нас дошли десятки его сочинений. Среди них выделяют слова на Богородичные и Господские праздники (чит.: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы; Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Слово в неделю Ваий). Одно из наиболее известных произведений святого — Великий канон, читаемый ныне в храмах во время Великого поста. Правда, его современный текст содержит определенные изменения и дополнения, внесенные, в частности, преподобным Иоанном Дамаскиным, святыми Иосифом и Феодором Студитами (см: Великий канон Андрея Критского ). Помимо отображения ветхозаветной истории и нравственных наставлений, канон отображает и личный опыт переживаний, раскаяния, благодатного общения святого Андрея Критского с Богом. Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В трипеснце на Великий Понедельник в связи с чтением в грядущий день Евангелия о кончине мира 281 Преподобный говорит и о веке седьмом (8-я песнь), о конце мира и о вечном царстве Христовом (2-я песнь). Кто времена положи? – восклицает преподобный Андрей. – Кто веки соблюдали? Кто вся определяли и совоздвизаяй? Разве Безначальный, присно сый со Отцем, якоже заря во свете 282 . Заря во свете! Какой образ нашел преподобный поэт, чтобы изобразить Того, Кто в Символе нашей веры назван Светом от Света! Этот образ могла внушить Преподобному только та любовь ко Христу, о которой мы писали, заканчивая разбор Великого канона. Чистая, непадательная любовь, струящаяся в сердце архиепископа Критского! Именно эта любовь ко Христу позволяет Преподобному и в следующем его трипеснце (во Святой и Великий Вторник) сказать незаурядное слово: темже стяжи к Богу готово сердце 283 . Дальше, в 9-й песни этого трипеснца, говоря Христу, что Он Хлеб сый животворящий, преподобный Андрей словами жены-блудницы именует Его Миром: Миро у мене тленное, – читаем мы в последнем тропаре этой песни, – миро у Тебе жизни, Миро бо Тебе имя , излиянное на достойныя 284 , – богословствует жена в творении преподобного Андрея. Трипеснцы на повечериях Великих Среды и Четвертка отражают содержание этих дней, однако с наибольшим вниманием преподобный Андрей останавливается в них на Таинстве Тела и Крови Христовых. Блажен есть, иже может верно прияти Господа, – восклицает пастырь Критский в 4-й песни трипеснца на Святую Среду, – горницу убо сердце предъуготовив, и вечерю – благочестие 285 . Вспоминая ветхозаветную Пасху, преподобный Андрей в 8-й песни того же канона говорит о Пасхе Христовой: бысть же Пасха тайная и живожертвенная 286 . В 9-й песни эта мысль раскрывается подробней; святитель Андрей говорит здесь о Таинстве Евхаристии, о значении горницы, в которой это Таинство совершилось. Сень небесная явися горница, идеже Пасху Христос соверши, – богословствует Преподобный, – вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенных Таин, мысленный жертвенник 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Но с конца XVI в. и на протяжении XVII, XVIII и XIX вв. в России распространяется «Повесть об Андрее Критском», в которой преподобный представлен не как подвижник, а напротив, – как великий грешник. Автора этого апокрифического повествования не смутило то, что речь идет о святом муже. Конечно, житие преподобного Андрея не имеет ничего общего с «Повестью», которая переносит действие в полусказочный и вневременной «град Крит» Единственным связующим звеном обеих «биографий» Критского архиепископа оказывается Великий канон: в «Повести» говорится, что Андрей пишет его во время покаяния в погребе. «Повесть», однако, пользовалась популярностью – сохранилось более пятидесяти ее списков. Примечательно, что переписчики отдавали себе отчет в псевдоисторичности «Повести»; в одном из списков сделана приписка: «Зри! В печатном Пролозе сей святой родился от благородных родителей града Дамаска», т.е. читателю была известна вполне уважительная память об Андрее Критском – подвижнике Поэтому приведем отрывок одной из рукописей, содержащей традиционный текст Жития (Софийское собрание, РНБ, «Умер, обрете трудом венец велий Критский пастырь, емуже труды Велико правило, восхищен на небеса, взведен бысть Андрей в 4-й (день июля). Сей родися от благолюбивых родителей града Дамасского. Изучив меньшая письмена, ко грамотикийскому художеству вдав себя, четыренадесятым летом возрастом сый и вменен быв в священнический причет Феодором патриархом Святого града. И нотарием назнаменован, и бяше всем яко всячески. Святому же и Вселенскому VI собору бывшу в Константине граде, послан бысть сей Патриархом на собор и добрыя ради добродетели и разума, поставлен бысть диакон Великия церкви, и помале сирым питатель, таже архиепископ Критский, в некоем острове бысть, нарицаемом Ерис, близ Метилена, и тамо житие оставль, премногая писания Церкви оставль, и того самого Великого канона на пение и пользу многих и боголюбезных душ» Иконография преподобного Андрея Критского имеет два типа изображений: в монашеском и в святительском облачении. Видимо, изображение его как преподобного (в хитоне, куколе, мантии) более древнее; именно так он изображен на фреске IX в. капеллы в Гёреме (Каппадокия), это самое раннее из сохранившихся изображений святого Андрея. На Руси было распространено изображение святого Андрея как святителя – в фелони, омофоре, с Евангелием в руках, с недлинной седой бородой. Икона Божией Матери «Благодатное Небо»

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как изображают святителя Андрея Критского? 1 мин., 21.03.2018 Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Святитель Андрей Критский — и автор Великого канона , и пламенный проповедник, и борец с ересями за «правую веру». Этот подвиг отражен в иконографии. На самых древних известных нам изображениях — фресках и миниатюрах — архиепископ Критский предстает… как преподобный, в монашеском одеянии, с развернутым свитком в руках. В дальнейшем Андрея Критского начали писать в святительских одеждах. На афонских фресках, греческих иконах Андрей Критский облачен в крестчатую ризу и омофор. В левой руке — Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Этот извод закрепился в византийс­ком, а затем русском искусстве. Имя Андрея Критского было издавна известно на Руси. В древнерусских сборниках часто встречаются его сочинения, а также миниатюры с изображением автора. Иконописный подлинник указывал иконописцам: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре, испод вохра с белилом». Андрея Критского пишут старцем с острой, средних размеров бородой, в святительском облачении. В руках он держит Евангелие либо свиток, на котором могут быть написаны слова Великого покаянного канона. В храмовых росписях образ архиепископа входит в святительский чин, то есть его пишут рядом с другими учителями Церкви. Иконы Андрея Критского были широко распространены на Руси: отдельно, вместе с избранными святыми, на полях. Автора Великого канона часто изображают в молении вместе с преподобной Марией Египетской. И сегодня образ учителя покаяния включается в программу храмовой росписи.   Читайте также: Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-izobrazhayut-svyatite...

После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу. После сего в правление императора Юстиниана второго Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами. Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем, святым Андреем, заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие. Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Мы уже указывали выше, что от трипеснцев преподобного Андрея имеет свое именование и Постная Триодь. В предлагаемом разборе нет нужды подробно излагать содержание этих богослужебных произведений Критского пастыря, поскольку одни из них развивают основную идею совершаемого дня Страстной седмицы, другие содержат изложение евангельских чтений этих дней. Нам представляется необходимым остановиться на тех тропарях разбираемых трипеснцев, где проявляются наиболее характерные, уже отмеченные ранее особенности творчества преподобного Андрея Критского . Прежде всего – это его масштабные идеи (и сильная молитва) о значении великих дней Страстной седмицы в деле спасения человеков подвигом Христовым. Так, в трипеснце на повечерии в Неделю ваий преподобный Андрей, говоря о смоковнице, которая поминается в этот день 276 , думает о всем человечестве, когда пишет в 8-й песни: Преходя житейская шествия, Спасе мой, взалкал еси волею, спасения всех желая: сего бо взалкал еси обращения от Тебе удаленных 277 . Преподобный Андрей, архиепископ Критский, поднимает здесь вопрос во всем его объеме, подобно тому, как и в дни нашего века этот вопрос не сходит со страниц произведений богословов, писателей и всех людей, ищущих во Христе разрешения своих страданий. Высказанная святителем Андреем мысль о спасении удаленных от Христа опять появляется в 9-й песни того же трипеснца. Взалка человеческаго спасения, – настаивает на своем утверждении святитель Андрей, – хлеб сый жизни, Христос и Бог мой 278 . ГОСПОДЬ взалкал НАШЕГО спасения. Это образное выражение сущности подвига Христова не умирает в веках; оно живо и сегодня. Ниже Святитель снова повторяет свое исповедание о пришествии Христовом на страдание для спасения людей: Прииде кроткий и молчаливый на страсть, Агнец сый и Пастырь наш, Христос Царь Израилев 279 . Кажется, лучше невозможно выразить всю глубину служения Христова. Но, по мысли Святителя, для того чтобы мы могли быть вместе со Христом, мы тоже должны быть готовы к страданию. Готови будем, – пишет преподобный Андрей в 1-й песни того же трипеснца, – на оплевание, на поругания, и на уничижения, яко да пречистыми Его страстъми спрославимся вернии 280 . Вот достоинства христиан – даже до дня сего! – оплевания, поругания и уничижения; что и сбывается для них во всем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

1. Святитель Амвросий Медиоланский. Слово о Кресте Христовом (spuria) 2. Прп. Ефрем Сирин. Слово на Честной и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне 3. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа первая о Кресте и разбойнике, и о Втором Пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов Произнесена святителем Иоанном в 388 году, в период его служения в Антиохии, в Страстную Пятницу. 4. Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Воздвижение Честного Креста (spuria) 5. Свт. Иоанн Златоуст. Слово на поклонение Честному Древу (spuria) Эта гомилия, приписываемая авторству святителя Иоанна Златоуста являет собой прекрасный и поэтичный образец византийской проповеди. По убеждению исследователей, произнесена не ранее XI столетия. 6. Свт. Андрей Критский. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста 7. Свт. Андрей Критский. Слово иное на Всеславное Воздвижение Креста «Слово» было произнесено святителем Андреем в годы его епископства на острове Крит. 8. Прп. Иоанн Дамаскин. Слово о Кресте 9. Святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский. Слово на поклонение Животворящему Кресту 10. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседа о Честном и Животворящем Кресте Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357). 11. Свт. Филарет Московский. Слово в Великий Пяток Хотя «Слово в Великий Пяток» и не является собственно проповедью на праздник Воздвижения, именно оно в наследии святителя Филарета наиболее ярко свидетельствует нам о богословском, духовном и нравственном смысле Крестной Жертвы Христовой, а также о спасительном значении для верующих Креста Господня. «Слово в Великий Пяток», произнесенное тогда еще архимандритом Филаретом (Дроздовым) в Александро-Невской лавре в Великий Пяток 1816 года, – подлинная вершина проповеднического таланта московского святителя. 12. Свт. Феофан Затворник. Слово первое на Воздвижение Честного Креста Господня 13. Свт. Феофан Затворник. Слово второе на Воздвижение Честного Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Тайн. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, зачем пришел”. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23-го декабря 1569 г.). Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига. Тропарь: Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за православныя люди чтущия достойно святую память твою. Святитель Андрей епископ острова Крита 17 июля (4 июля по церк.кал.) Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14-ом году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя. В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II-oм святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712-ом году. Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом (“Андреево стояние”). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипесцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресенья и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Известность иерусалимского подвижника Андрея Критского была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 — 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни). По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II. Из творений святителя Андрея Критского того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близь острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море святитель Андрей Критский скончался в некоем местечке Иерес в 712 году. Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году. Память святителя Андрея Критского, совершается 4 17 июля, а главнейшее произведение его — Великий Покаянный Канон — по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью). Среда первой седмицы Великого поста По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всего Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. На первой седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на первой седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой недели Великого поста. В остальные седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010