6-го вселенского собора, и по низложении Кира на 6-м году его патриаршества, Иоанн стал патриархом Константинопольским, Андрей же (стал) митрополитом Критским и Герман (стал) митрополитом Кизическим, очевидно подписавшиеся (все трое) и анафематствовавшие вместе со всеми современниками их… святой вселенский собор»; а не так: что «патриархом Константинопольским сделан был Иоанн, а Андрей, митрополит Критский, и Герман, митрополит Кизический, со всеми товарищами подписались и анафемствовали " …, как переведено в параллельном латинском тексте хроники (Ioannes patriarche Constantinopoletanus creates est: Andreas autem mitropolita Create, ac Germanus Cuzioi metropolitan popalam subscripserunt, ac anathemata damnarunt cum omnibus collegis… sanctum oecumenicum synodum). 61 Филиппик своими родителями и учителями (патрарх. Макарием и монах. Стефаном) был воспитан в монофелитстве. Поэтому, тотчас по вступлении на императорский престол он приказал стереть во дворце изображение 6-го вс. собора, а имена лиц, осужденных этим собором (- Сергия, Гонория и др.) записать в церковные диптихи и поставить изображения их на видных местах (Schrëckk. Christliche Kirchengeschichte. Leipz. 1794. XX t. 450 s.). 66 πιστολ το γοο ρχιεπισκπου Κωνσταντινωπλεως ωννου πρς Κωνςταντνον τν γτατον ππαν Ρμης Migne Curs. Compl. T. 96, 1415–1434 pp. 67 Οκ ς νατρπειν βουλμενοι τς δη συνοδκς ρισθεσας φωνς…, λλ πρς μνην ρντες το τυρννου τν πεισμονν… (1424 p.). 74 νδρου το γιοττου ρχιεπισποο Κρτης αμβοι, γραφντες πρς τν αιτατον γθωνα ρχιδικονον κα χαρτοφλακα τς νταθα χταιςττης το Θεο μεγλης κκλησας, τε λαρ ν τν παροςαν ββλον, μετβαλε κα πλιν πεστειλε. Migne. Curs. compl. 97 t. 1437–44 pp. Когда бы ни было написано это послание (до или после 712 г.), во всяком случае в нем Андрей ясно высказал свой взгляд на учение о двух волях во Христе, говоря между прочим, что должно Χριστο νοεσκαι τς νεργεας δο, διπλν θληων (признавать во Христе два действа, двойную волю). 1444 p. 75 Некоторые исследователи, отождествляя Андрея Критского с Андреем Кессарийским, автором «Комментарий на Апокалипсис» допускают предположение, что он с кафедры Критской переведен был на кафедру Кессарийскую (Ondin. Supplementum de acriptoribus ecclesiasticis. Paris. 1686. 192 p.). Но такое предположение не имеет в свою пользу никаких оснований. Андрей Кессарийский по жизни относится к первой половине VI в. (Krumbach. a. a. O. 129 s.). 76 В настоящее время издано в печати 22 слова Андрея Критского . Из них лишь два (на ап. Иакова и на Патапия), о которых упоминал выше, не относятся к периоду критской деятельности святителя. Все6 эти слова собраны в издании Migne, кроме слова Иакова, которое можно читать лишь в издании Пападопуло-Керамевса (указ. Прежде изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

680 – ок. 780; память совершается 4 декабря) родился в Дамаске в христианской семье. После смерти отца – казначея при дворе халифа – занял должность министра и градоправителя. С распространением иконоборческой ереси, поддерживаемой византийским императором Львом Исавром, преподобный Иоанн стал на защиту православного иконопочитания. Три его трактата «Против порицающих святые иконы» привели императора в ярость. Лев Исавр, оклеветав Иоанна Дамаскина с помощью подложных писем, отосланных халифу, обвинил преподобного в государственной измене. Халиф приказал отстранить Иоанна от должности и отрубить ему кисть правой руки. Получив исцеление после усердной молитвы перед иконой Божией Матери, наименованной впоследствии «Троеручица», преподобный Иоанн отказался занять прежнюю должность и удалился в лавру Саввы Освященного, где до конца дней подвизался в писании духовных книг и церковных песнопений. 5 Святитель Андрей, инок Иерусалимский, архиепископ Критский (†712 или 726; память совершается 4 июля), родился в Дамаске в благочестивой христианской семье, в четырнадцать лет принял иноческий постриг в обители преподобного Саввы Освященного. Там святой Андрей проводил весьма строгую жизнь, был кроток, воздержан, так, что все удивлялись его добродетели и разуму. Впоследствии был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем патриархии. В 680 г. архидиакон Андрей был включен в число представителей святого града Иерусалима на VI Вселенском Соборе, где он противоборствовал ереси монофизитства (см. коммент. 12 к с. 61), опираясь на глубокое знание православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. Около 690 г. он был рукоположен во архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви и великий иерарх – богослов, учитель и гимнотворец. Святитель Андрей Критский – автор многих богослужебных песнопений. Среди его творений наиболее известен великий покаянный канон, читаемый Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Много повествуется в службе святителю Андрею о чистоте его нрава и простоте сердца , о красоте и светлости его учений , о том, что он — столп Православия, образ целомудрия и начертание красоты и — основное — Божественный песнописец, просвещающий Христову Церковь . Знаменательно, что в седальне дня памяти Преподобного указывается, что он был священным священнодейственником, яко камением словесы украсившим церковный венец . Это — очень точное определение, и мы показывали выше, какие воистину драгоценные камни духовного слова вложил в венец церковный преподобный поэт. Это и составляет до последних дней неописанное сокровище Христовой Церкви. Святитель Андрей, архиепископ Критский, при его поэтических дарованиях, при глубоком знании Священного Писания и писаний святых Отцов был замечательным учителем и проповедником покаяния . В своем Великом покаянном каноне он использует всю опытность, все данные своего духа, все силы своего незаурядного слова, чтобы расположить человеческую душу к самовоззрению, самоанализу, чтобы направить человека к этому первому и главному подвигу его жизни — к покаянию, к первой и главной Евангельской добродетели. Вряд ли здесь, в заключении уместно вновь возвращаться к целительным и сладостным строкам “великой стихиры святоградца”, которые частично приведены нами выше. В своем произведении творец Великого канона не отделяет себя от всего человечества, не ставит себя над прочими людьми, а вместе с ними вопиет к Создателю, открывает перед Ним свое сердце, обнажает свои язвы. В этом и заключается вечное , непреходящее значение Великого канона Андрея Критского. Возможно, ничто из всей церковной письменности не действует на человеческую душу так непосредственно, как Великий канон, обнажающий всю неправду, все зло человека. Но покаянные строки Канона отнюдь не содержат безысходности. Всюду в них — выход в теплом покаянии, в искреннем обращении к Богу. Мы могли совершенно отчетливо убедиться, что преподобный Андрей, имея живую веру и любовь ко Христу, был и подлинным богословом , воспевающим в чистоте своих созерцаний спасительные догматы Святой Церкви. Более других преподобному пастырю Критскому близок догмат о Богочеловечестве Господа нашего Иисуса Христа. Исходя из того, что Господь наш восприял нашу плоть, преподобный Андрей отчетливо видит и единственный путь спасения человеков во Христе. Может быть, больше, чем другие богословы, святитель Критский говорит о том, как ищет, как жаждет Господь спасения человеков, не только близких Ему, но и далеких, удаленных от Него 137 .

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

По Синаксарю великого канона Андрей представляется современником иерусалимского патриарха Софрония и при этом в Синаксаре добавляется даже, что свой великий канон написал он в то время как Софроний написал житие Марии Египетской. А так как Софроний умер около 640 года 15 , то в виду указания Синаксаря следовало бы поместить год рождения Андрея Критского никак не позднее 10–15 годов VII в. (в великом каноне автор – не юноша). Но с такой ранней датой трудно согласить другие свидетельства об Андрее, также хранимые преданием церковным 16 . По богослужебным песнопениям, составленным в честь Андрея, этот пастырь Критский является борцом за святые иконы, обличителем неправо мыслящих о них 17 , и таким образом время жизни его продолжается до иконоборческой эпохи, по крайней мере до 726 года, когда императором Львом Исаврянином издан был первый иконоборный эдикт. Очевидно, обе эти полученные даты не могут быть приняты для установления предельных годов жизни Андрея Критского , так как они растягивают жизнь святителя шире обычных границ человеческого возраста. Которому же из этих двух свидетельств следует отдать преимущество, да и можно ли которое-либо из них признать соответствующем правде, определяющим точную дату? Если мы обратимся к творениям, усвояемым Андрею Критскому , то увидим, что между ними есть небольшой трактат об иконах, где в доказательство основательности иконопочитания приводятся три примера самых древних изображений Христа и Богоматери 18 , а в слове на Обрезание Господне и на св. Василия упоминается о претерпеваемых церковью гонениях на иконы и кратко разъясняется смысл поклонения последним 19 . Принимая во внимание эти, так сказать, личные показания Андрея Критского , мы должны признать достоверной вторую из вышеуказанных дат. Если писал Андрей в защиту икон, то очевидно он дожил до иконоборческой эпохи. В данном случае, писания Андрея, находя удостоверение своей подлинности в предании церковном, в свою очередь подтверждают само это предание, и взаимное свидетельство писаний и предание – двух свидетелей вынуждаемся мы принять 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

С ними и мы будем сегодня воспевать и праздновать, не с пышностью, но боголепно, нося вайи не в руках только, но и в душе: и, убелив душу паче снега, изгоним из нее всякую мертвенность древнего одеяния (ср. Быт. 3: 21 ), отринем всякую гордыню и превозношение. Вот, Царь бесплотных приходит не на колесницах и не с воинством, но сидя на бедном и малом осленке, научая тебя восходить не на коне и муле, у которых нет разума (ср. Пс. 31: 9 по LXX). Итак, соединимся и мы в смирении, чтобы собраться со Христом. С ангелами восхвалим, с детьми прославим, с Вифанией взыграем, с Лазарем восстанем от мертвых дел, с обитателями Сиона составим хоры, с прозревшими слепцами будем вопить, с младенцами и старцами восхвалим, с учениками провозвестим. Подобно детям, мудро разбросаем по пути жизни вайи масличные, посредством милостыни и милосердия расстелем самих себя по Пути, говорящему: Я есмь путь ( Ин. 14: 6 ), чтобы и нам через Него обрести милость от Него и вместе с Ним войти в горний Иерусалим, – дабы войти в великое это святилище всем вместе, и идущим впереди и идущим [за ними] вослед. Идущие впереди – [входящие сюда] в третий час, а последующие – в одиннадцатый час. Шествующие впереди – [входят] чрез дела, а идущие вослед – посредством намерения. Всем же – и следующим и грядущим последовать за Христом [надлежит], царствуя вместе с Ним, и наслаждаясь вечными благами, воссылать славу и честь Ему, купно с Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и всегда, и во все веки веков. Аминь. Святитель Андрей Критский. Беседа на четверодневного Лазаря Святитель Андрей Критский (около 660, Дамаск – 740, остров Лесбос) – замечательный византийский гимнограф, автор знаменитого Великого покаянного канона, иных богослужебных текстов (в том числе канонов на важнейшие церковные праздники), а также целого ряда ярких и богословски глубоких проповедей. Святитель Андрей родился в Дамаске в христианской семье. До семи лет мальчик был немым и заговорил лишь после того, как впервые причастился Святых Христовых Таин. Получив хорошее образование, Андрей в возрасте 15 лет поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме и принял монашеский постриг. В 685 году прибыл в Константинополь, где был посвящен в сан диакона и прослужил около 20 лет в храме святой Софии. При Константинопольском патриархе Кире (706–712) был рукоположен в епископский сан и стал архиепископом Критским с кафедрой в городе Гортина. Вскоре по неосторожности подписал еретическую анафему VI Вселенскому Собору, но затем горько раскаялся в этом грехе и вернулся к чистоте православного исповедания; по преданию, именно такое его глубокое раскаяние и стало причиной создания Великого покаянного канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

После шестого вселенского собора св. Андрей выступает на служение церкви не одними литературными трудами, но и своею деятельностью, приняв на себя общественное служение. По окончании собора он – по свидетельству синаксарного предания – был принят в клир великой церкви константинопольской, посвящен в дьяконский сан и его попечению вверены были сироты (сделан ρφανοτροφος). А в скором времени после того, читаем в том же Синаксаре, Андрей делается и архиепископом Критским 55 . О жизни и деятельности Андрея в Константинополе никаких сведений мы не имеем. Вероятно, пребывание и служение его здесь было лишь переходной ступенью к высшему иерархическому служению, которого уже достоин был святой муж по своему возрасту, и по святости жизни, и по литературной славе, а потому и продолжалось оно не долго. Из известных в печати трудов Андрея Критского только одно слово может быть приурочено к периоду его константинопольской жизни, да разве богородичные тропари Великого канона 56 . Во всяком случае, на епископской кафедре Критской церкви, куда получил назначение Андрей из клира церкви константинопольской, является он уже не позднее 685-го года, как то видели мы из слова на ап. Тита 57 . Кафедру какого города занял святитель Андрей на острове Крит – этого мы не знаем. Несомненно, одно, что не кафедру митрополичью – гортинскую, так как еще в 690-м году на этой кафедре был другой епископ 58 , а на какую-либо другую – епископскую в одном из городов «двенадцати престольного Крита» 59 . Митрополичий же титул острова Крита, следовательно, кафедру гортинскую получил святитель Андрей в 712 году, как о том говорит историк Феофан в своей Хронографии 60 . Здесь мы встречаемся с одним обстоятельством в жизни святителя Андрея, которое по-видимому набрасывает тень подозрения на православие святого отца, а потому на этом обстоятельстве и остановимся. Дело в том, что возведение Андрея в митрополиты Феофан представляет в связи с собором, составленным императором Филиппиком Варданом и направлявшимся против постановления 6-го вселенского собора. Император Филиппик Вардан, убивший Юстиниана и занявший его место, будучи ревностным поборником монофелитства 61 , в первый же год своего царствования решил уничтожить постановления 6-го вселенского собора против монофелитской ереси. С этой целью он составил свой собор в Константинополе, изгнав тогдашнего православного патриарха Кира, а на его место поставив Иоанна, который и председательствовал на соборе. Постановления этого-то собора, угодные Филиппику, подписали – вместе с прочими тогдашними епископами, – анафематствовав 6-й вселенский собор, Андрей и Герман, сделанные – первый митрополитом Критским, а второй митрополитом Кизическим 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не значится под именем преподобного Андрея Критского. Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как Иерусалимлянин , иногда как Критский . В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности встречается указание на творчество Андрея Пирра , возникает вопрос, не является ли последний одним и тем же лицом, что и Андрей Иерусалимлянин или Критский. Преосвященный Филарет Черниговский склонен видеть здесь одно и то же лицо — архиепископа Критского Андрея 127 , тогда как более поздний исследователь И. Карабинов считает Андрея Пирра лицом, чрезвычайно отличающимся от святителя Андрея Критского 128 . Несомненно, что указанное разногласие потребует дальнейших углубленных изучений, тем более, что есть ряд праздников, где в отдельных песнях церковных имя Андрея Пирра соседствует с именем Андрея Критского. Так, например, обстоит дело со стихирами на Сретение Господне 129 . Та же ситуация встречается и на день празднования святым апостолам Петру и Павлу 130 . Стихира на день памяти священномученика Игнатия Богоносца, которая, по Филарету Черниговскому, принадлежит святому Андрею Критскому, в Минее надписана именем Андрея Пирра 131 . В связи с этим, а также потому, что основные направления его творчества сформулированы нами при изучении его канонов и трипеснцев, в данной статье мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского. В заключение проделанного нами разбора основных произведений преподобного Критского пастыря желательно восстановить по возможности целостный облик великого песнописца, достигающий до нас в его произведениях из глубины более чем тысячи лет — двенадцати веков. Личность преподобного Андрея Критского Личность преподобного Андрея, архиепископа Критского представляется нам многогранной, поэтому необходимо коснуться различных сторон его жизни и деятельности. Прежде всего следует сказать, что преподобный пастырь Критский должен быть признан одним из родоначальников церковного песнотворчества . Он, по существу, стоял в начале тех трудов церковной письменности, которые были осуществлены в более позднее время, в VIII и IX веках, когда был создан Осмогласник ( Октоих ) и приводилась в порядок Минея — месячная служба святым и служба Великих двунадесятых праздников.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру - на остров Крит. Но в отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое носили предстоятели церквей. На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, молитвами своими отгонял вражеские набеги прибрежных пиратов-арабов, а однажды, во время засухи, вымолил у Бога дождь, который обильно оросил поля критских христиан. Трудился святитель Андрей и в составлении церковных песнопений, и в проповедании слова Божия. Несколько раз святитель Андрей посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, и скончался там 4 июля 740 года. В этот день доныне совершается его память во всех Православных церквах. Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост кроме Великого канона был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, к которому потом присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. На Пасху в самую ночь пелся канон Святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все Недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Но с конца XVI в. и на протяжении XVII, XVIII и XIX вв. в России распространяется “Повесть об Андрее Критском”, в которой преподобный представлен не как подвижник, а напротив, – как великий грешник. Автора этого апокрифического повествования не смутило то, что речь идет о святом муже. Конечно, житие преподобного Андрея не имеет ничего общего с “Повестью”, которая переносит действие в полусказочный и вневременной “град Крит“ 12 . Единственным связующим звеном обеих “биографий” Критского архиепископа оказывается Великий канон: в “Повести” говорится, что Андрей пишет его во время покаяния в погребе. “Повесть”, однако, пользовалась популярностью – сохранилось более пятидесяти ее списков. Примечательно, что переписчики отдавали себе отчет в псевдоисторичности “Повести”; в одном из списков сделана приписка: “Зри! В печатном Пролозе сей святой родился от благородных родителей града Дамаска”, т.е. читателю была известна вполне уважительная память об Андрее Критском – подвижнике 2 . Поэтому приведем отрывок одной из рукописей, содержащей традиционный текст Жития (Софийское собрание, РНБ, “Умер, обрете трудом венец велий Критский пастырь, емуже труды Велико правило, восхищен на небеса, взведен бысть Андрей в 4й (день июля). Сей родися от благолюбивых родителей града Дамасского. Изучив меньшая письмена, ко грамотикийскому художеству вдав себя, четыренадесятым летом возрастом сый и вменен быв в священнический причет Феодором патриархом Святого града. И нотарием назнаменован, и бяше всем яко всячески. Святому же и Вселенскому VI собору бывшу в Константине граде, послан бысть сей Патриархом на собор и добрыя ради добродетели и разума, поставлен бысть диакон Великия церкви, и помале сирым питатель, таже архиепископ Критский, в некоем острове бысть, нарицаемом Ерис, близ Метилена, и тамо житие оставль, премногая писания Церкви оставль, и того самого Великого канона на пение и пользу многих и боголюбезных душ“ 2 . Иконография преподобного Андрея Критского имеет два типа изображений: в монашеском и в святительском облачении.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

44 Синаксарь служебн. Триод. Сравн. песноп. в служ. Минее июль 4 d.: – стихир. На Господи возв. И троп. Канона. 45 Духовное око Андрея, говорит преосвящ. Филарет об этом возвышенном настроении души Андрея, зрит события обоих заветов в духовном свете. Лица священной истории то представляют ему высокие образцы святой жизни, то примерами падений возбуждают к строгому трезвению: в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни Ум зрит высокие духовные истины, осуществленные в жизни патриархов, судей, царей, пророков ветхозаветных, поучается им в евангельских притчах; а сердце с полной жаждой спасения ищет себе в священных событиях возбуждения и то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается сладким упоением на Бога, всегда готового принимать грешников» (историч. обз. Песнопевц. 238 стр.). 46 Разъяснению отдельных мест Св. Писания посвящал пастырь Критский целые слова. Но помимо этого, и в тех проповедях Андрея, где автор выходит не из библейского текста, Св. Писание всегда является на первом плане: раскрывая ту или другую догматическую мысль, святитель Андрей основания и доказательства для нее ищет в священных книгах; повествуя о том или другом историческом событии или лице, он предсказания о них находит в Библии и изображает их в библейских выражениях; желая прославить какого-либо святого, он сопоставляет его с библейскими праведниками; предлагая слушателям назидание, пользуется уроками, преподанными вдохновенными мудрецами; словом, из каждой проповеди Андрея (не говоря о канонах) мы видим, что первоисточником для него всегда служила Библия. При этом цитаты встречаем мы почти из каждой книги Ветхого и Нового заветов. А что касается знакомства Андрея с древне-отеческой литературой, то его можно усматривать как в общем характере догматического и нравственного учения Андрея, раскрываемого в полном согласии с церковным учением; так и в отдельных частных пунктах этого учения, по которым отцы иногда выступали со своими личными мнениями: повторение этих оригинальных мыслей отцов в творениях святителя Андрея служит явным признаком пользования церковно-отеческой письменностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010