Точная дата его хиротонии неизвестно, но «это не могло случиться ранее 692 года, поскольку и в 680 и в 692-м годах архиепископом Гортины был некий Василий» . В 712-м г. Андрей Критский совершил поступок, который побуждал его затем к покаянному сокрушению в продолжение всей его жизни. Император Филиппик попытался тогда восстановить монофелитство, созвав собор, на котором, как об этом рассказывает святой Феофан Исповедник, Андрей Критский вместе с Патриархом Константинопольским Иоанном, епископом Кизическим Германом, впоследствии Патриархом и ревностным защитником иконопочитания, подписали акт об анафематствовании VI Вселенского Собора. Вскоре после этого в 713-м г. Василиск был свергнут, и Православие восстановлено во всей империи. Андрей Критский в стихотворном послании архидиакону Великой церкви Агафону писал, что, прочитав его книгу, он отверг заблуждение, которое ранее разделял. Тогда он и создал свое главное творение покаянный Великий канон. Он прославился также как храмостроитель. Памятуя о своем служении в Константинополе в сиротском доме, он и на Крите устраивал подобные заведения. Святой Андрей вел жизнь аскета и молитвенника, и по его молитвам совершались чудеса, о которых известно из его жития. По церковным делам он не раз совершал поездки в столицу империи. Возвращаясь на Крит из Константинополя в 80-летнем возрасте, он заболел и вынужден был остановиться на острове Лесбос в городе Эресосе, где и отошел ко Господу 4 июля 740 г. Он был погребен в Эресосе в храме Святой великомученицы Анастасии, который после его канонизации был освящен в его честь. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь. Святой Андрей создатель самого жанра канона, который вошел в богослужение Церкви Святой Андрей создатель самого жанра канона, который вошел в богослужение Церкви, постепенно вытеснив кондаки, составлением которых в свое время прославился преподобный Роман Сладкопевец. Андрею Критскому принадлежат каноны на все двунадесятые праздники, кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, на праздники Зачатия святой Анны, Рождества Иоанна Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, святителей Игнатия Богоносца, Николая Мирликийского, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомученика Георгия и равноапостольной Феклы.

http://pravoslavie.ru/124591.html

А.И.Виноградов Имя св. Андрея Критского очень известно в церковной литературе. Как красноречивый вития (песнописец и творец многих богослужебных канонов, особенно Великого канона) даже более – создатель этой последней литературной формы церковно-богослужебных песнопений 1 , св. Андрей занимает видное место в истории греческой литературы византийского периода. Но при всей литературной известности имени святого отца, его жизнь и деяния освещены в исторических памятниках очень скудно. За исключением одного места в Хронике Феофана где под 712 годом упоминается Андрей, митрополит Критский, нет ни одного исторического указания, которое с большей или меньшей точностью определяло бы время и обстоятельства жизни святителя Андрея. Литературные труды самого Андрей Критского дают, конечно, материал для биографических сведений о нем, но лишь отчасти: самостоятельного значения в данном отношении творения Андрея не имеют и могут служить для составления его жизнеописания лишь косвенно, подтверждая известное предание о святом отце и взаимно объясняясь этим преданием. Поэтому, главным источником сведений о житии святителя Андрея Критского является для нас церковное предание о нем, сохраняемое в синаксарях богослужебных книг, а также и в церковных песнопениях в честь Андрея 2 . Приступая к составлению жизнеописания Андрея, святителя Критского, я имею в виду положить в основу повествования сообщения синаксаря греческих (и славянских) богослужебных книг 3 поскольку подтверждаются и оправдываются они Хроникой Феофана 4 , творением самого Андрея 5 , песнопениями, в честь его составленными для церковно-богослужебного употребления 6 и некоторыми другими литературно-историческими указаниями. Те скудные свидетельства предания и истории, какие имеем мы об Андрее Критском , приурочивают время его жизни к шестому вселенскому собору, и при том так, что этот собор является в середине жизни святого отца, служа гранью между двумя половинами его деятельности: с одной стороны, уединенной монашеской, а с другой – общественной, в степенях церковной иерархии. Таким образом, время жизни святителя Андрея относится ко второй половине VII-ro и началу VIII-ro вв. Синаксарное предание называет Андрея современником иерусалимского патриарха Софрония († ок. 640 г.), представляет его участником шестого вселенского собора, а затем уже членом константинопольского клира и пастырем Критским; Феофан упоминает о нем, как митрополите Критском, под 712 годом, а сам Андрей, своим стихотворным посланием к дьякону Агафону 7 , содержанием которого служит благодарность за присылку для переписки актов шестого вселенского собора, показывает близость своего времени и интересов к этому собору. Упомянутое послание к Агафону тем более важно для нас, что в нем Андрей называет акты собора συλλεγντα πρσφτως (недавно составленными) 8 , а имя дьякона церкви константинопольской Агафона встречаем мы в числе нотариев шестого собора 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

После Сошествия Святого Духа на апостолов, между ними был брошен жребий, в соответствии с которым ученики Христа отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Так Андрей оказался на побережье Черного моря. Южная часть берега входила тогда в состав Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары — скифы. Так апостол Андрей стал первым, кто принес Благую Весть туда, где через тысячу лет зародится Киевская Русь. Позднее Андрей посетил в Риме своего брата Петра, а затем отправился проповедовать в Грецию. Как раз тогда император Нерон начинает гонение на христиан, которое принесло мученический венец обоим братьям. Апостол Андрей был распят в городе Патры на полуострове Пелопоннес. Крест, на котором страдал и умер святой, был в виде буквы «Х». Впоследствии крест такой формы был назван «Андреевским». Известные святые с именем Андрей: Святитель Андрей, архиепископ Критский (ок. 660–740) Поэт и богослов, автор знаменитого Великого покаянного канона, который читается на первой и пятой неделе Великого поста. Он родился в Дамаске и, еще будучи подростком, стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме. Затем стал диаконом и прослужил в храме святой Софии (Константинополь) около 20 лет, возглавляя Дом для сирот, который находился при соборе. Приняв сан епископа, святитель был назначен на кафедру в городе Гортина на Крите, где он построил много новых храмов и приютов для сирот. Помимо Великого покаянного канона, перу святителя Андрея Критского принадлежат каноны почти на все двунадесятые праздники. День памяти 17 июля. Преподобный Андрей Рублев (ок. 1360–1428) О жизни великого древнерусского иконописца известно крайне мало. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывался под своими иконописными творениями. Предположительно в начале XV века (до 1405 года) он принял монашеский постриг и подвизался в Спасо-Андрониковом монастыре. Вместе с другим знаменитым иконописцем Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Позднее совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В этот же период преподобный Андрей создает свой главный шедевр — «Троицу». Сегодня знаменитая икона хранится в Третьяковской галерее. День памяти совершается 17 июля. Священномученик Андрей (Воскресенский) (1884–1937)

http://foma.ru/imya-andrey.html

Сила православного богослужения – в его непосредственном воздействии на человеческую душу, и потому анализ этого воздействия, возможно, и не является безусловным, как безусловно само священнодействие богослужения. Вместе с тем исследование источников, тех живых кладезей, которые питают это Безусловное, не может быть признано излишним, тщетным. Каждый, кто молится в храме, кто возлюбил церковную доброту, красоту святого богослужения, тем самым сегодня уже причастен литургическому богословию. Он учится и учит, как мудрствовать, как проходить жизненное поприще с помощью молитв и славословий тех столпов Духа, которые посвятили свои силы и жизнь служению Церкви, устрояя чин ее Божественного богослужения. Одним из таких столпов Духа, одним из наиболее ранних и пламенных деятелей на поприще песнотворчества несомненно является преподобный Андрей, архиепископ Критский, песнописец VII и начала VIII века. Преподобный Андрей Критский жил и писал в том периоде византийской церковной поэзии, который признается профессором И. А. Карабиновым порой ее расцвета и обнимает время с V по IX век 186 . Этот расцвет начинается в восточной части Византии, в Сирии, откуда позднее церковная поэзия движется на запад; в частности, в Константинополе тогда увеличивается количество песнописцев. По мнению архиепископа Филарета Черниговского , период, в который жил и творил преподобный Андрей, наполнен бедствиями, обрушившимися на Святую Церковь от ислама , монофизитства и монофелитства. Период этот преосвященный Филарет определяет сроками от 620 до 850 года 187 . Преподобный Андрей Критский жил в начале означенного периода, когда усилилось развитие ислама . Творчество святителя Критского предваряет труды таких песнопевцев Церкви, как преподобный Иоанн Дамаскин и Косма, епископ Маиумский, которые творили преимущественно в середине и конце VIII века. Жизненный путь преподобного Андрея Критского Преподобный Андрей родился в VII веке в Дамаске, где и получил домашнее образование. Как рассказывается в Четиих Минеях святителя Димитрия Ростовского и в труде С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Булгакова, преподобный Андрей был нем до 7 лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин 5 . На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он скоро становится письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской патриархии направляется в Константинополь на VI Вселенский собор и привозит оттуда список определений Собора. У святителя Димитрия есть указание, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в чине архидиакона, тогда как преосвященный Филарет свидетельствует, что преподобный Андрей был вторично вызван в Константинополь патриархом Константинопольским и там посвящен им в диакона великой Софийской Церкви 6 . Вместе с тем подвиги, которые положил в Иерусалимской обители преподобный Андрей, ревностное изучение им там Слова Божия и писаний святых Отцов навсегда сохранили за ним именования Иерусалимлянина . При церкви Святой Софии преподобному Андрею была поручена патриархом Константинопольским должность питателя сирот. В Четиях-Минеях указывается кроме того, что преподобный Андрей был также служителем болящих и попечителем странников. При Юстиниане II преподобный Андрей поставляется архиепископом Критским и ревностно проповедует слово Божие своей пастве. Его молитвы спасают Крит от нашествия сарацин, о чем свидетельствует сам святитель в Слове на обрезание Господне: “Так оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение”. Известны и многие другие чудеса пастыря Критского. В засуху по его молитвам ниспосылался дождь, и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей жил долго. Имеются свидетельства, что он приносил похвальные слова святым, уже убеленный сединами. Есть и в словах его Великого канона указания на то, что это произведение пастырь Критскй писал в преклонном возрасте. В 712 году преподобный Андрей, возвращаясь с Константинопольского собора, куда он ездил по церковным делам, почувствовал, что не доедет обратно на Крит, заболел на острове Мителена и скончался в г.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Булгакова , преподобный Андрей был нем до 7 лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин 188 . На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он скоро становится письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской патриархии направляется в Константинополь на VI Вселенский Собор и привозит оттуда список определений Собора. У святителя Димитрия есть указание, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в чине архидиакона, тогда как преосвященный Филарет свидетельствует, что преподобный Андрей был вторично вызван в Константинополь патриархом Константинопольским и там посвящен им в диакона великой Софийской церкви 189 . Вместе с тем подвиги, которые положил в Иерусалимской обители преподобный Андрей, ревностное изучение им там слова Божия и писаний святых отцов навсегда сохранили за ним именование ИЕРУСАЛИМЛЯНИНА. При церкви Святой Софии преподобному Андрею была поручена патриархом Константинопольским должность питателя сирот. В Четиих Минеях указывается, кроме того, что преподобный Андрей был также служителем болящих и попечителем странников. При Юстиниане II преподобный Андрей поставляется архиепископом Критским и ревностно проповедует слово Божие своей пастве. Его молитвы спасают Крит от нашествия сарацин, о чем свидетельствует сам Святитель в «Слове на Обрезание Господне»: «Так, оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение». Известны и многие другие чудеса пастыря Критского. В засуху по его молитвам ниспосылался дождь, и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей жил долго. Имеются свидетельства, что он приносил похвальные слова святым, уже убеленный сединами. Есть и в словах его Великого канона указания на то, что это произведение пастырь Критский писал в преклонном возрасте. В 712 году преподобный Андрей, возвращаясь с Константинопольского Собора, куда он ездил по церковным делам, почувствовал, что не доедет обратно на Крит, на острове Мителена заболел и скончался в городе Иерис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Надо думать, что в тиши и уединении иноческой жизни изучал св. Андрей Священное Писание и отеческие творения, так как в литературных трудах самого Андрея лежит печать богатого знакомства с теми и другими 46 . Здесь же, в Иерусалиме, началась и литературная деятельность святителя Андрея. Большая часть его величественно торжественных стихир на разные праздники относится именно к этому времени 47 ; быть может здесь создавал Андрей свои каноны, здесь же быть может явился на свет и шедевр его поэзии – Великий покаянный канон 48 . Есть основания полагать, что выступил Андрей в Иерусалиме и с проповедью 49 . Своими подвигами иноческой жизни в Саввинском монастыре и церковно-литературными трудами за время жизни здесь Андрей снискал себе известность в церкви христианской; а Иерусалим, как место его обитания, откуда «воссиял» сей славный муж «светильником миру» явился как бы его родиной 50 , соединив на всю жизнь с именем св. Андрея прозвание «Иерусалимита»: сделавшись впоследствии даже пастырем Критским, Андрей продолжал называться иерусалимлянином 51 . Тихая и уединенная жизнь инока подготовила святого Андрея к общественному служению, а его литературная слава выдвинула его из ряда прочих иноков. По свидетельству предания инок Андрей сделан был секретарем при заместителе патриаршего престола в Иерусалиме 52 и отсюда отправлен был в Константинополь на шестой вселенский собор в 680 году. Прямых документальных подтверждений этих сообщений о свят. Андрее мы не имеем, так как в Деяниях шестого вселенского собора не только нет подписи Андрея под актами и упоминания о нем, как участнике собора, но даже прямо указано лицо, представлявшее на соборах блюстителя Иерусалимского престола 53 ; тем не менее отрицать свидетельство Синаксаря нет необходимости. Путешествием на собор объясняется переход Андрея в клир константинопольской церкви; а отсутствие подписей Андрея под актами собора понятно, если мы примем во внимание то, что представитель Феодора – местоблюстителя иерусалимского был, действительно Георгий пресвитер, который и подписывался на соборе, а Андрей, будучи еще простым монахом, отправлен был лишь «в помощь», как говорит Синаксарь 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Как только что было правильно сказано, «потом это как бы уйдет». Да, потому что сперва – фундамент, потом – здание. И, конечно, мы всегда говорим: да, ведь потом же – Святая Пасха. Но Пасха – это уже над фундаментом, а дальше – Пятидесятница, Троица, дальше – лето и все прочее. Но это уже – новое строение. А сейчас, помолившись, мы с вами закладываем фундамент. И мы действительно становимся крепче. Этот фундамент начинается с Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон действительно дает нам основу, показывает нам на что-то главное. А что это – главное? А главное это – покаяние, и главное оно – по изначальному учению Святой Православной Церкви. Мы входим в пост через покаяние, и им в большей степени мы укрепляемся, очищаемся, осознаем себя: осознаем: что – мы, где – мы, зачем – мы, куда мы идем. Все это мы должны увидеть в самих себе. Чтобы Господь открыл нам мудрость Своего учения, нам самим нужно иметь светлый разум, укрепленную волю. Нужна добродетель, нужно отказаться от греха. Все это осознание себя и углубление в святые молитвы и священнодействия Церкви начинается, как мы с вами знаем, с Великого канона. О святом Андрее Критском, творце Покаянного канона Святитель Андрей, архиепископ Критский Несколько слов скажем о самом этом произведении и об его авторе. Создатель Великого Канона – замечательный подвижник VII века святитель Андрей Критский, который родился в Дамаске и много лет подвизался в лавре святого Саввы в Иерусалиме. Время было трудное (а когда оно было легкое?). Но тогда оно было трудным именно потому, что надвигалась на Восток волна ислама. Ислам появился в VI веке и стал быстро распространяться. И эта жестокая, страшная волна исламской экспансии захлестнула все Восточное Средиземноморье. Тысячи людей вынуждены были бежать с насиженных мест. Мусульмане захватили Иерусалим. Святитель Андрей Критский (который тогда еще не был Критским) тоже был вынужден покинуть любимую им лавру. В конце жизни он оказался на острове Крит и был избран там (как человек образованный и известный своей духовной жизнью, как участник Трулльского собора и других подобных мероприятий) епископом, Предстоятелем Критской Церкви.

http://pravoslavie.ru/119782.html

Святые отцы о рождестве Пресвятой Богородицы Святитель Андрей Критский. Две гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы Святитель Андрей Критский (около 660, Дамаск – 740, остров Лесбос) – великий византийский гимнограф, автор знаменитого Великого Покаянного канона, иных богослужебных текстов (в том числе канонов на важнейшие церковные праздники), а также целого ряда ярких и богословски глубоких проповедей. Святитель Андрей родился в Дамаске, в христианской семье. До семи лет мальчик был немым и заговорил лишь после того, как впервые причастился Святых Христовых Таин. Получив хорошее образование, Андрей в возрасте 15 лет поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где и принял монашеский постриг. В 685 году прибыл в Константинополь, где был посвящен в сан диакона и прослужил около 20 лет в храме Святой Софии. При Константинопольском патриархе Кире (706–712) был рукоположен в епископский сан и стал архиепископом Критским с кафедрой в городе Гортина. Вскоре по неосторожности подписал еретическую анафему VI Вселенскому Собору, но затем горько раскаялся в этом грехе и вернулся к чистоте православного исповедания; по преданию, именно такое его глубокое раскаяние и стало причиной создания знаменитого Великого Покаянного канона. Святитель Андрей был мудрым пастырем, строил многочисленные храмы, организовывал приюты и богадельни. Из «Жития» святителя известны случаи совершенных им силой Божественной благодати чудотворений. Святитель Андрей почил 4 июля 740 года. Случилось это на острове Лесбос, по пути на Крит из Константинополя. Среди проповедей святителя Андрея Критского сохранились 4 гомилии, посвященные празднику Рождества Пресвятой Богородицы, произнесенные святителем в годы его епископства на острове Крит. В этой книге публикуются 1-я и 4-я гомилии данного цикла. Текст обеих гомилий святителя Андрея Критского на Рождество Богородицы печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Перевод публикуется с небольшими уточнениями. Гомилия первая на Рождество Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Как указывалось выше, от трипеснцев преподобного Андрея произошло название Триоди Постной. Нам представляется необходимым остановиться на тех тропарях трипеснцев, где проявляются наиболее характерные, отмеченные уже ранее, особенности творчества преподобного Андрея Критского . Это его большие идеи (и большая молитва) о значении великих дней Страстной седмицы в деле спасения человеков подвигом Христовым. Так, в трипеснце на повечерии в Неделю Ваий преподобный Андрей, говоря о смоковнице, которая упоминается в тексте, размышляет обо всем человечестве: «Преходя житейская шествия, Спасе мой, взалкал еси волею, спасения всех желая: сего бо взалкал еси обращения от Тебе удаленных» 80 . Высказанная святителем Андреем мысль о спасении «удаленных» от Христа вновь повторяется несколько позже: «Взалка человеческаго спасения, Хлеб сый жизни, Христос и Бог мой...» 81 . Господь «взалкал» нашего спасения – это образное выражение сущности подвига Христова не умирает в веках, оно живо и сегодня. И преподобный святитель выражает свое исповедание о пришествии Христовом на страдание для спасения людей: «...прииде кроткий и молчаливый на страсть, Агнец сый и Пастырь наш, Христос...» (там же). Кажется, лучше невозможно выразить всей глубины служения Христова. Но, по мысли святителя, для того, чтобы быть вместе со Христом, мы должны быть готовы к страданию. «...Готови будем,– пишет преподобный Андрей.– на оплевание, на поругания, и на уничижения, яко да пречистыми Его страстьми спрославимся вернии» 82 . Вот достоинства христианского подвига даже до сего дня! В трипеснце Великого понедельника, в связи с чтением в грядущий день Евангелия о эсхатологическом дне, преподобный говорит и о веке седьмом (песнь восьмая) и о вечном Царстве Христовом (там же). «Кто времена положи, – восклицает преподобный Андрей, – Кто веки соблюдаяй, Кто вся определяяй и совоздвизаяй – разве Безначальный присно сый со Отцем, яко заря во свете» 83 . Заря во свете! Какой образ нашел преподобный поэт, чтобы изобразить содержание Символа православной веры: «Света от Света»! Этот образ могла внушить преподобному только любовь ко Христу: чистая, непадательная, струившаяся в сердце архиепископа Критского! Именно эта любовь ко Христу позволяет преподобному и в следующем его трипеснце (во святый и великий вторник) сказать: «...Темже стяжи к Богу готово сердце» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010