Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЕР-ПРОКУРОР Святейшего Правительствующего Синода, офиц. должность, учрежденная имп. Петром I Алексеевичем после отмены патриаршего управления и утверждения в церковной жизни с 1721 г. положений «Духовного регламента» (Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Правительствующий Синод ). 11 мая 1722 г. имп. Петр I велел «выбрать из офицеров доброго человека, кто б имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал-прокурора Сената» (ПСЗ. 1830. Т. 6. С. 676). 13 июня 1722 г. была составлена и подписана инструкция, согласно к-рой О.-п. должен был «сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил, и во всех делах, которые по Синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял» (Там же. С. 721). О.-п. подлежал только суду императора. В инструкции также отмечалось, что О.-п., названный «оком» государя и «стряпчим о делах Государственных», должен «верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет» (Там же. С. 722). В распоряжение О.-п. предоставлялась Синодальная канцелярия, он был обязан находиться «в заседаниях присутствия». О.-п. Синода подчинялся генерал-прокурору, что свидетельствовало о неравнозначности Сената и Синода в системе гос. учреждений Российской империи. Первым О.-п. был полковник И. В. Болтин, назначенный на эту должность 13 июня 1722 г. и занимавший ее почти 3 года. Болтин, равно как и его преемник А. П. Баскаков, не пользовался теми полномочиями, которые были предоставлены ему по должности «петровской» инструкцией, и не вмешивался в адм. дела Синода, возможно, потому, что на тот момент система гос. управления еще формировалась. Во времена имп. Анны Иоанновны должность О.-п. не замещалась. При правительнице Анне Леопольдовне , 3 нояб. 1740 г., О.-п. был назначен Н. С. Кречетников, так и не приступивший к исполнению обязанностей. Лишь при имп. Елизавете Петровне система обер-прокурорской власти была окончательно восстановлена.

http://pravenc.ru/text/2578043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Свящ. Синоду, в к-рый входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода (постоянно работающий) входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами к-рого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и адм. власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении к-рого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 г. в БПЦ действовали, по офиц. данным, ок. 3800 храмов, в к-рых служили более 1300 священнослужителей; более 160 мон-рей, где подвизались ок. 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в гос. учебных заведениях (богословский фак-т Софийского ун-та им. св. Климента Охридского; богословский фак-т и фак-т церковного искусства Велико-Тырновского ун-та; кафедра богословия Шуменского ун-та).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Мониторинг СМИ Окончен путь земной Вчера Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был похоронен в Богоявленском соборе 10.12.2008 08:26 Вчера Россия простилась в Москве со святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Провожаемый первыми лицами Церкви и государства, множеством народа, он был похоронен в Елоховском соборе. Гроб Алексия II утопал в белых розах. Возле него были выставлены атрибуты высшей патриаршей власти: белый патриарший куколь (головной убор), патриарший выносной крест и посох. Заупокойные службы пели четыре известных духовных хора страны - Троице-Сергиевой лавры, храма Христа Спасителя, Сретенского и подмосковного Свято-Голутвина монастыря. В 9 утра началась заупокойная Божественная литургия. В ней приняли участие около 200 священнослужителей, служба звучала на 12 языках. Двери в храм Христа Спасителя с началом литургии для прихожан были закрыты, всех желающих было не вместить. Но во время службы в храме находилось около 2 тысяч человек, возле храма - еще 500. Литургию возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вместе с ним служили члены Священного синода и архиереи Русской православной церкви. В понедельник к ним присоединились и священнослужители из Русской православной церкви за рубежом. Все они были облачены в белые одежды, соответствующие в церкви торжественному моменту. Служить литургию владыке Кириллу помогал председательствующий в синоде Сербской церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. По окончании Литургии митрополит Кирилл произнес торжественную речь, посвященную деяниям Патриарха. К 11 часам в храме появились президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин с супругами. На прощание с Патриархом прилетели президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Молдавии Владимир Воронин, президент Сербии Борис Тадич, президент Армении Серж Саргсян. Кроме того на Литургии присутствовали министр юстиции Александр Коновалов, генпрокурор Юрий Чайка, посол России на Украине Виктор Черномырдин, глава МЧС Сергей Шойгу, замглавы администрации президента Владислав Сурков, вице-премьеры Дмитрий Козак, Сергей Иванов, Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нектарий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (Надеждин Николай Самуилович ) Родился 30 ноября 1819 года в городе Моршанске Тамбовской губернии в семье диакона. В 1839 году по окончании курса Тамбовской духовной семинарии поступил в Киевскую духовную академию. 22 октября 1842 года пострижен в монашество; 25 декабря рукоположен во иеродиакона, а 14 августа 1843 года – во иеромонаха. 31 октября 1843 года окончил курс Киевской духовной академии и определен смотрителем и учителем Приворотенских уездных и приходских училищ. С 31 августа 1844 года – строитель Барского Покровского монастыря Киевской епархии. В 1845 году получил степень магистра. 20 сентября 1846 года возведен в сан игумена. С 22 апреля 1849 года – инспектор Киевской духовной семинарии. 19 ноября 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 февраля 1851 года – ректор Киевской духовной семинарии. В том же году 31 мая назначен настоятелем Киевского Пустынного Николаевского монастыря. С 19 ноября 1856 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. Со 2 апреля 1857 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. В январе 1858 года назначен редактором журнала «Духовная беседа». С 17 мая 1859 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 13 сентября 1859 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 29 сентября 1860 года переведен епископом Нижегородским и Арзамасским. С 1 июля 1865 года – присутствующий член Святейшего Синода. 14 мая 1867 года возведен в сан архиепископа. С 21 января 1869 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Скончался 7 сентября 1874 года. Деятельность преосвященного Нектария была посвящена преимущественно заботе о духовных учебных заведениях. В 1866 году был создан новый Комитет по соображениям о преобразовании духовных училищ, который возглавил митрополит Киевский Арсений (Москвин , † 1876), а его помощником был епископ Нектарий. Во время присутствия в Святейшем Синоде он принимал деятельное участие в составлении уставов духовных семинарий, епархиальных женских училищ и духовных академий. При этом всемерно способствовал открытию новых учебных заведений и изысканию средств для лучшего их содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский (Бровкович Александр Иванович) Родился 20 ноября 1826 года в семье священника Могилевской епархии. Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора. В 1842 году, как один из лучших воспитанников духовной семинарии, вызван в образцовую Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1850 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 30 июня 1851 года – во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром духовной семинарии. 8 декабря 1852 года получил звание магистра. С 25 апреля 1856 года – ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита. С 1 декабря 1857 года (по другим источникам, с 1858 года) – ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1864 году вызван на чреду служения в Санкт-Петербург. С 5 ноября 1865 – ректор Полоцкой духовной семинарии. С 29 июля 1868 года – ректор Казанской духовной академии. 10 октября 1869 года Святейшим Синодом ему присуждена ученая степень доктора богословия. 4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской лавре преосвященные Исидор (Никольский , † 1892), митрополит Новгородский; Никандр (Покровский, † 1893), епископ Тульский; и Павел (Лебедев , † 1892), епископ Кишиневский. 25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру. С 12 декабря 1883 года – епископ Херсонский и Одесский. 20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа; в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. В 1887 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Скончался 27 декабря 1890 года. Погребен в Одесском кафедральном соборе. Святитель Никанор – мужественный воин Христов, до последних дней своих твердо стоявший на страже веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX). Одобрено Учебным комитетом при Священном Синоде как пособие по библеистике для духовных учебных заведений Русской Православной церкви. Издательский совет русской православной церкви. Москва 2006 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Аннотация О церковном и научном значении переводов П.А. Юнгерова Книга пророка Исаии Введение Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Аннотация Настоящей книгой начинается переиздание пророческих и учительных книг Ветхого Завета в переводе, выполненном известным библеистом профессором Казанской духовной академии П.А. Юнгеровым (1856–1921). Русскому читателю предлагается библейский текст, усвоенный православным святоотеческим и литургическим преданием. Перевод сделан не с еврейского текста (масоретской редакции), положенного в основу русского синодального перевода, а с греческого языка древнейшего перевода «семидесяти толковников» (Септуагинта, LXX), с учетом церковнославянской Библии . Русский перевод сопровождается церковнославянским – так, как это было задумано П.А. Юнгеровым , но не было осуществлено при дореволюционной публикации из-за технических трудностей. Многочисленные примечания помогают уяснить разницу между греческим и церковнославянским текстами. Книга, впервые переиздаваемая после революции, станет настольным пособием не только для преподавателей, студентов и переводчиков, но и для всех христиан, внимательно изучающих Священное Писание . Остальные тома переводов П.А. Юнгерова (малые пророки и учительные книги, а также книга Бытия) будут выпущены в ближайшее время. О церковном и научном значении переводов П.А. Юнгерова Павел Александрович Юнгеров (1856–1921) принадлежал к плеяде замечательных русских ученых XIX–XX веков, выпускников русских духовных академий. Отец П.А. Юнгерова был выдающимся священником-пастырем, и глубокую и искреннюю любовь к Православию и православному богослужению его сын сохранил в неизменности до конца дней. Этой же любовью диктовалась и подготовка ученым ряда фундаментальных трудов по библеистике 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

От автора Настоящая статья, имевшая заглавие. Под впечатлением светлых Саровских праздников, первоначально была напечатана в издающихся при Святейшем Синоде Церковных Ведомостях (1903 г., 42–44). Теперь, вновь пересмотренная и исправленная, она издается особою книжкою, под другим заглавием, по желанию некоторых досточтимых стариц Дивеевского монастыря, и предоставляется автором в полную собственность сей обители, как малая, но усердная дань благоговения к священной памяти великого покровителя её, преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. H. Субботин   Весь православный русский мир полон воспоминаний и речей о великих и светлых днях Сарова. Для верных чад православной церкви не может и быть лучшего утешения, как вспоминать их, говорить и читать о них, – и дай Бог , чтобы это продолжалось долго-долго... Для нас, людей, достигших преполовения восьмидесятых годов жизни, в эти светлые дни Сарова было некоторое особое утешение в той мысли, что мы начали жизнь и провели первые её годы, когда дивный старец Серафим, ныне святопрославленный молитвенник за Русскую землю, пребывал еще в живых, с любовью принимал стремившихся к нему отовсюду искренних его почитателей, преподавал благословения, наставления, утешения и благодатную помощь прибегавшим к нему со своими нуждами и печалями, – что в самые юные годы мы уже слышали вдохновенные рассказы о нем от этих очевидцев, испытавших на себе его благодатную помощь, и потом еще долго встречали людей, находившихся в близком с ним общении. Из таких лицезрителей старца Серафима в светлые дни открытия его цельбоносных останков невольно приходили мне на память особенно те, которых видел и знал я в Сергиевой лавре, водворившись там пятьдесят пять лет тому назад и прожив лучшие годы моей жизни, – а именно тогдашний наместник лавры, архимандрит Антоний, и принятые им из Сарова, во исполнение данного ему преподобным Серафимом завета, старцы – казначей лавры архимандрит Сергий и гробовой иеромонах Авель. Под впечатлением светлых саровских праздников пишу мои воспоминания об этих лицах и их отношениях к преподобному Серафиму. Скажу сначала о двух последних, чтобы потом уже исключительно заняться изложением достойных особого внимания отношений к старцу Серафиму отца архимандрита Антония, который внушил благоговейное уважение к его памяти и митрополиту Филарету, привлек и сего приснопамятного великого архипастыря к деятельному участию в заботах о сохранении и исполнении заветов преподобного Серафима. I. Лаврские ученики препод. Серафима: архимандрит Сергий и иеромонах Авель

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Отзыв о сочинении г. Ивана Андреева: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия (Хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них). Выпуск первый. Хронология Константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельность свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника . Сергеев Посад. 1795, представленном на соискании премии Высокопреосвященного митрополита Макария при Святейшем Синоде. С именем Византии вошло в обычай в ученом мире соединять представление об институте всецело мрачном гнилостном, окостенелом, безжизненном, в котором проявление духа и силы, свойственный живому развивающемуся организму, были подавлены воцарившимися неправдою и ложью, деспотизмом и произволом – антиподами духовной жизни, свободы и истины. Укоренению такого представления о Византии и ее порядках в среде западных ученых весьма много (если только не исключительно) содействовали римские папы. С весьма давних времен, еще до окончательного отделения римской церкви от единства церкви вселенской, они в своих письмах к разным государям и князьям обращенных Римом к христианству западно-европейских народов изображали византийцев, в которых они видели самых опасных и вреднейших врагов абсолютной своей власти в церкви и над церковью, людьми богоненавистнейшими и гнуснейшими, помышляющими только о том, как бы извратить христианскую веру и ниспровергнуть христианскую церковь , умертвить духовную жизнь христиан 1 . Этот римско-куриальный взгляд на византийцев, усердно распространяемый папами среди повинующихся им западноевропейских народов, сделался как бы догматом римско-куриальных ученых, общим местом в их отзывах о Византии и Восточной церкви. Нет ничего удивительного, что от папистов он унаследован протестантскими учеными. Не будет преувеличением, если мы скажем, что мысль об окостенении и мертвенности Византии, о господстве в ней духа лжи, неправды, деспотизма и всяческого произвола сделалась ходячею мыслию и у протестантских ученых 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Kurganov...

Очисти своё сердце Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину ( Пс. 36, 3 ). Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему ( 1Петр. 3, 11 ). Так Господь заповедал людям – и в Ветхом Завете, и в Новом – через Своих избранников. Заповедь ясна. И когда её повторяешь, то, прежде всего, вспоминается рассказ одного русского путешественника (в «Нижегородских Епархиальных Ведомостях»). Остановившись ночевать в одной бедной деревеньке, путешественник предпочёл остаться в повозке, в которой ехал, так как избы были маленькие и потому душные. В наступившей ночной тишине он услышал скрип калитки и увидел как из неё вышла женщина, которая поспешно подошла к дому напротив повозки, что-то положила на завалинку и, громко постучав в окно, быстро ушла. На стук спокойно вышел мальчик и взял оставленное. Через несколько минут подошёл ещё кто-то – и картина повторилась. И ещё, и ещё... Утром путешественник поинтересовался увиденным. Ямщик ему объяснил, что в доме, к которому подходили люди и что-то клали, живёт старушка вдова с внуками-сиротами, да ещё захворала. Вот ей и помогали, делали добро. «Это у нас обычай такой, – пояснил возница, – сиротам, больным и беднякам стараются делать тайную милостыню... Завтра ведь праздник Смоленской Божией Матери: вот и вспомнили добрые люди старушку» 289 . А вот что пишет об отношениях друг к другу наших дедов Александр Нечволодов в своих «Сказаниях о Русской Земле» – книге, рекомендованной всем гражданам России Святейшим Синодом Русской Православной Церкви, Училищным Советом при Святейшем Синоде, Министром Народного Просвещения, рядом различных ведомств, в том числе и командующими Военных округов. «Между предками нашими, – сообщает А. Нечволодов, – установилась необыкновенная простота отношений друг к другу: князья, бояре, дружинники, простые крестьяне – все говорят друг с другом вежливо, но просто, как с родными; старшие по летам называются дедушками и батюшками, равные – братьями, а младшие детками, ребятами и племянниками... Этого ни в одной другой стране нет и никогда не бывало» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010