Доклад председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения 7 червня 2008 р. 08:49 Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри! В период с 2000 по 2004 год Учебный комитет при Священном Синоде осуществлял разностороннюю деятельность в сфере богословского и духовного образования, руководствуясь решениями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определениями Священного Синода, а также указами и распоряжениями Святейшего Патриарха. Помимо традиционных направлений деятельности Учебного комитета — таких, как контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях и работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса, в центре внимания учебного ведомства нашей Церкви находились также вопросы лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, а также их взаимодействия с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования. Изучался вопрос об участии Русской Православной Церкви в деятельности открывшихся теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России. Приоритетным направлением работы стало также расширение информационной и издательской деятельности. Однако прежде чем подробнее остановиться на этих и других аспектах нашей работы, необходимо сказать о том, что в связи с реформой системы духовного образования в межсоборный период было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям: Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви.   1. Реорганизация и реформа духовных учебных заведений В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге — епархиальное женское училище, в Красноярске — пастырские курсы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762471...

В.И. Попов Вступление В 1721 году по инициативе государя императора Петра I учрежден был в России, взамен патриаршества, святейший правительствующий синод для управления всею русскою церковию. В ведение святейшего синода перешли те различные приказы, которые существовали при патриархах. Но с другой стороны стали формироваться под управлением его новые синодальные и епархиальные органы для управления различными отраслями цирковой жизни. Все эти учреждения, со святейшим синодом во главе, составляли правительственную власть в русской православной церкви. Имея в виду исследовать во всех подробностях устройство нового церковного правительства в России в первые годы его существования, ограничиваясь концом царствования Петра I, мы изложим этот предмет в следующем порядке: 1) изложим, в виде вступления, состояние церковного правительства в России от смерти последнего русского патриарха Адриана до учреждения синода; 2) изложим со всею подробностью обстоятельства, предшествовавшие открытию святейшего синода и покажем его состав, права, обязанности, отношения и деятельность в царствование Петра I, и 3) раскроем те учреждения, оставшиеся от патриарха и вновь сформировавшиеся при синоде, при посредстве которых он, то есть святейший синод, управлял церковию. I. Состояние церковного правительства в России от смерти последнего Русского патриарха до учреждения святейшего синода В 1700 году умер последний патриарх Русской православной церкви Адриан. Вопреки ожиданиям духовенства и народа, государь Петр Алексеевич нового патриарха не назначил, потому что имел намерение заменить патриаршество в России другою формою церковного управления. Чем же заменить патриарха? Кого поставить во главе церкви? На первых порах, пока ещё не было выработано ничего определенного относительно этого вопроса. Петр во главе Русской церкви поставил местоблюстителя патриаршего престола, назначив на эту должность знаменитого иерарха того времени, преосвященного Стефана Яворского , митрополита рязанского и муромского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27. Понятие об ектениях При совершении Богослужения священник или диакон произносят ектении. Ектенией называется протяжно произносимое моление Богу о наших нуждах. Ектении бывают: великая, малая, сугубая и просительная Великая ектения заключает в себе двенадцать прошений. Она начинается такими словами: «Миром Господу помолимся»; после каждого прошения поют один раз «Господи помилуй». Малая ектения состоит из трех прошений и начинается такими словами: «Паки и паки миром Господу помолимся». Сугубая ектения называется так потому, что пение «Господи помилуй» усугубляется, т.е., увеличивается и поется три раза. Просительная ектения та, в которой вместо «Господи помилуй» поется «Подай Господи». После каждой ектении священник произносит особо положенный возглас. При произнесении каждого прошения ектении молящиеся полагают на себя крестное знамение сопровождая его малым поклоном Великая ектения так произносится: 1) Миром Господу помолимся! Этими словами верующие приглашаются помолиться Господу Богу, примирившись со всеми ближними. 2) О свышнем мире и спасений душ наших Господу помолимся. Этими словами просим о том, чтобы Господь примирился с нами грешными и спас наши души. 3) О мире всего мира, благостояний святых Божиих церквей и соединении всех. Господу помолимся Этими словами мы просим Бога послать мир и согласие всем людям, просим о благополучном состоянии Божиих церквей и о присоединении к Православной церкви всех отделившихся от нее. 4) О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся Этими словами мы молим Бога о сохранении храма, в котором находимся, и о всех тех, которые входят в него с благоговением и страхом Божиим. 5) О Святейшем Правительствующем Синоде, Господине нашем Преосвященнейшем (имя местного архиерея), честнем пресви- терстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся Этими словами мы молимся о Святейшем Синоде. (Синод есть собрание архиереев, которое управляет всею Русскою церковью). Еще молимся о священниках, о диаконах, о чтецах и певцах и о служителях храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

IV. Состав Святейшего Синода. Члены Синода. – Президент – митрополит Стефан Яворский . Вице-президенты: архиепископы Феодосий Яновский и Феофан Прокопович . – Советники: архимандриты – Петр Смелич, Гавриил Бужинский, Леонид, Иерофей Прилуцкий, Феофилакт Лопатинский, Феофил Кролик. – Асессоры: протопопы Иоанн Семенов и Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, игумен Варлаам Овсяников, иеромонах Феофил Кролик, грек Анастасий Наусий, иеромонах Рафаил Заборовский. – Жалованье. – Квартиры. – О вспомогательных источниках содержания членов Синода. I Состав Святейшего Синода определялся следующими словами духовного регламента: «число особ правительствующих довольное есть 12; быть же лицам разнаго чина: архиереям, архимандритам, игуменам, протопопам» 670 . Манифест 25 января 1721 года, об учреждении Синода, определял быть в Синоде одному президенту, двум вице-президентам, четырем советникам и четырем асессорам 671 : определено только одиннадцать членов. Первоначально, по-видимому, предполагались еще в составе Синода и «мирского чина честныя и благоразумныя особы». По крайней мере, о них упоминается в рукописном оригинале регламента, хотя и не при исчислении лиц, «из которых составляется духовное коллегиум» 672 . В печатный экземпляр это упоминание не вошло 673 ; быть может, потому, что в рукописи оно осталось по недосмотру, ибо оно не соответствовало ни точнейшему последующему указанию духовного регламента в главе о составе Синода, ни действительности, так как светских лиц в Синод не было назначено. Регламент требовал, чтобы из двенадцати членов трое были архиереи, «а прочих чинов, сколько котораго достойных сыщется» 674 . Из четырех «чинов» духовенства, полагавшихся в Синоде, числу архиереев была отведена равная с прочими доля: три из двенадцати. Пестрота состава полагалась достоинством Синода в том смысле, что она исключала возможность «пристрастия, коварства, лихоимнаго суда», так как «отнюдь не возможно будет войти всем членам в тайное соглашение», если они будут «лица разнаго чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства». Нельзя вообразить, как бы они осмелились открыть друг другу «коварное некое умышление», тем более «согласиться на неправость» 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Алфавитный список Членов Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 года Скачать epub pdf (В этом списке обозначены: а) фамилия, имя и отчество, б) для духовенства и монашествующих – сан, в) должность или постоянное занятие и особое положение на Соборе, г) основание полномочий, д) возраст, е) образование и ж) место постоянного жительства). 1 . Аббати Андрей Иванович – Лесничий Абинского войскового лесничества, Кубанского войска – По избранию – Мирянин от Ставропольской епархии – 34 – Ученый лесовод [Петроградский Лесной Институт] – Станица Крымская, Кубанской области. (Признан выбывшим из состава Собора). 2 . Абрамов Николай Матвеевич – Профессор Донского Политехнического Института – По избранию – Мирянин от Донской епархии – 41 – Инженер Путей Сообщения – Новочеркасск. 3 . Авдиев Александр Васильевич – Псаломщик с. Орехова, Владимирской епархии – По избранию – Клирик от Владимирской епархии – 25 – Кандидат богословия – С. Орехово Покровского уезда Владимирской епархии. 4 . Аверкий – Епископ Острожский, третий викарий Волынской епархии – По приглашению Собора – 39 – Кандидат богословия – Житомир. 5 . Агапит – Епископ Екатеринославский и Мариупольский, Председатель Хозяйственно-Распорядительного Совещания при Соборном Совете [до декабря 1917 года] – По должности – 50 – Кандидат богословия – Екатеринослав. 6 . Агафангел – Архиепископ, с 28-го ноября 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский, Присутствующий в Святейшем Синоде, Член Предсоборного Совета – По должности – 62 – Кандидат богословия – Ярославль. 7 . Агафодор – Архиепископ Кавказский и Ставропольский – По должности – 80 – Студент семинарии – Ставрополь на Кавказе. 8 . Аггеев Константин Маркович – Протоиерей, председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 49 – Магистр богословия – Петроград. 9 . Александров Павел Иоаннович – Священник, благочинный Ишимского уезда – По избранию – Клирик от Тобольской епархии – 41 – Духовная семинария – С. Рынки, Ишимского уезда, Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проект научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907-1917) 16 июня 2011 г. 12:30 Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства в период в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 13 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Общие проблемы исправления богослужебных книг Вопрос об организации систематической работы по исправлению и упрощению языка богослужебных книг активно обсуждается более полутора веков, начиная с известных призывов святителя Феофана Затворника. При этом следует признать, что до сих пор не проделана в полном объеме филологическая и текстологическая работа, без которой редакция богослужебных книг невозможна. Отсутствие должной научной базы сильно затрудняет совершенствование текста богослужебных книг. Не случайно Архиерейский Собор 1994 г. говорил о необходимости «сделать более доступными пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов, хранящих в себе величайшую боговдохновенную мудрость и могущих быть действенными средствами православного образования и воспитания» 1 . Продолжая эту сложную и ответственную работу, мы должны максимально учитывать опыт прошлого как положительный, так и отрицательный. И в этой связи уместно обратиться к примеру исправления богослужебных книг, предпринятого в 1907-1917 гг. Комиссией по исправлению богослужебных книг, возглавляемой архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси. Изучение этого опыта кажется тем более важным, что Архиерейский Собор 1994 г. поручил Комиссии по богослужению «продолжить редактирование богослужебных текстов, начатое в нашей Церкви в начале текущего столетия» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/1542490.ht...

Хрисанф, епископ Нижегородский и Арзамасский (Ретивцев Владимир Николаевич) Родился в 1832 году в селе Эська Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее – в Тверской духовной семинарии. В 1852 году поступил в Московскую духовную академию. 15 октября 1856 года по окончании курса Московской академии определён учителем в Костромскую семинарию на кафедру Священного Писания. 12 февраля 1857 года удостоен степени магистра. 29 сентября 1857 года пострижен в монашество. 30 сентября 1857 года рукоположен во иеродиакона. 3 октября 1857 года рукоположен во иеромонаха. 9 сентября 1858 года назначен бакалавром Казанской академии по кафедре основного и обличительного богословия. В 1859 и 1860 годах временно преподавал догматическое богословие. В 1862 году преподавал нравственное богословие. В 1860 году вошёл в состав комитета по переводу Священного Писания на русский язык. В 1860 же году причислен к соборным иеромонахам. В 1864 году награждён золотым наперсным крестом. 12 апреля 1865 года «за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела» возведён в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии. 18 августа 1865 года перемещён в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архимандрит Иоанн (Соколов) , незадолго перед тем назначенный на должность ректора Санкт-Петербургской академии. Был членом редакционного комитета журнала «Христианское чтение». 23 марта 1866 года возведён в сан архимандрита. 5 октября 1866 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии, и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия. В 1867 году назначен членом учебного комитета при Святейшем Синоде. С 8 января 1869 года – ректор Санкт-Петербургской академии. 28 марта 1871 года за отличную службу награждён орденом святой Анны II степени. В 1872 году награждён орденом святого Владимира III степени. В 1872, 1873 и 1874 годах исполнял должность председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде. По предложению Министерства народного просвещения ему объявлена признательность министра за труды по составлению программ преподавания Закона Божия в мужских гимназиях и прогимназиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри! Вопрос о состоянии и перспективах духовного образования в очередной раз выносится на рассмотрение Архиерейского Собора. Это естественно, потому что духовное образование занимает исключительно важное место в жизни Церкви. Подготовка пастырей и других церковных работников, развитие богословской науки - задачи, решаемые в стенах духовной школы, - в значительной мере определяют качество церковной жизни на далекую перспективу. Внимание Священноначалия к делу богословского образования объясняется также тем, что в истекшие десятилетия церковная жизнь, претерпела радикальные изменения, происходившие на фоне глубоких перемен в жизни общества. Эти изменения, а главное из них - обретение Церковью свободы, отразились и на духовном образовании, поставив перед ним новые задачи, открыв новые возможности и создавая новые трудности и проблемы. Но говоря о динамичных переменах, мы не должны забывать и о том, что как Церковь при любых исторических переменах и катаклизмах в существе своем остается одной и той же, основанной на краеугольном камне Апостольского Предания, так и главная цель духовной школы остается всегда неизмененной. Церковная школа призвана прежде всего готовить добрых пастырей, призванных вести за собой народ Божий словом назидания, совершением Таинств, примером своей богоугодной жизни, приуготовляя пасомых к вхождению в вечную жизнь со Христом. А для этого сами пастыри, выпускники наших духовных школ, должны быть, по слову Евангелия " солью земли " . Фундаментальная цель духовного образования остается всегда неизменной, но радикально изменились масштабы церковного делания, и соответственно вся система духовного образования Русской Церкви пережила значительный количественный рост и серьезные качественные изменения.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, Преосвященные архипастыри! В настоящем докладе я предполагаю, во-первых, представить вашему вниманию отчет о деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2004-2008 гг. Во-вторых, я полагаю необходимым сообщить о перспективах развития системы духовного образования в предстоящий период. I. О деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2004-2008 гг. 1. Развитие системы духовного образования Русской Православной Церкви. За отчетный период система духовного образования Русской Православной Церкви продолжала развиваться качественно и количественно. За межсоборный период были вновь открыты или преобразованы из духовных училищ следующие духовные семинарии: Хабаровская, Тамбовская, Екатеринодарская, Барнаульская, Ярославская, Новокузнецкая, Таврическая. В систему духовного образования ныне также входит и семинария Русской Православной Церкви Заграницей в Джорданвилле. Были открыты Якутское, Новгородское и Бендерское духовные училища, а также Рязанское и Брянское Епархиальные женские духовные училища. На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет: 5 духовных академий 2 университета и 2 богословских института 38 духовных семинарий 39 духовных училищ пастырские курсы. При нескольких духовных академиях и семинариях действуют иконописные и регентские школы. Выросло и количество учащих и учащихся. На конец 2006/2007 учебного года в духовных семинариях Русской Православной Церкви (кроме Украины) обучалось на стационаре около 4500 студентов, на заочном секторе более 4500 студентов, в духовных академиях на стационаре около 1100 студентов, на заочном секторе около 1000 студентов. На начало 2007/2008 учебного года количество студентов составило около 3000 человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/429985/

I.1.5. Высший Церковный Совет Высший Церковный Совет (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. О создании Высшего Церковного Совета (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г., «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 6) 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. Положение о Высшем Церковном Совете (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 марта 2011 г., журнал 10) 1. Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (далее – Высший Церковный Совет) является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси (далее – Патриарх) и Священном Синоде Русской Православной Церкви (далее – Священный Синод). В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе Патриаршего престола (далее – Местоблюститель) и Священном Синоде. 2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху (Местоблюстителю) и Священному Синоду. 3. Высший Церковный Совет рассматривает следующие вопросы: • вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных СМИ; • вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010