Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА) (Плотников Владимир Владимирович; 1855, Красноярск - 18.11.1901, Гурзуф), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Род. в семье столоначальника Красноярского духовного правления, окончил Томскую ДС. В 1876 г. поступил в КазДА, к-рую окончил в 1880 г. со степенью канд. богословия. В период обучения в академии занимался у известного лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ. Собирался посвятить себя миссионерской деятельности в Японии под рук. свт. еп. Николая (Касаткина) , но не принял монашества, необходимого для работы в миссии, и отказался от поездки. 27 авг. 1880 г. поступил в Томскую ДС преподавателем словесности, истории лит-ры и логики, временно преподавал также гомилетику, лат. и греч. языки. С 1884 г. доцент КазДА по кафедре метафизики. В 1885 г. защитил дис. «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», написанную под рук. проф. И. Я. Порфирьева , решением Святейшего Синода от 30 мая 1886 г. утвержден магистром богословия. 29 марта 1886 г. еп. Чебоксарским Кириллом (Орловым) пострижен в монашество, 10 апр. рукоположен во иеродиакона, 12 апр.- во иеромонаха. Указом Святейшего Синода от 17 окт. 1886 г. переведен инспектором в МДА, где читал «Введение в курс богословских наук». С 26 окт. 1886 г. архимандрит. С 22 мая 1887 г. цензор ж. «Троицкие листки» . В 1888 г. назначен ректором Киевской ДС, также являлся редактором ж. «Руководство для сельских пастырей» и председателем комитета по изданию ж. «Воскресное чтение» . Решением Святейшего Синода переведен в С.-Петербург, в апр.-окт. 1892 г. исполнял обязанности старшего цензора С.-Петербургского комитета духовной цензуры и члена Учебного комитета при Святейшем Синоде. С 30 окт. 1892 г. ректор СПбДА, с 15 дек. 1892 г. член синодальной комиссии для переговоров о присоединении старокатоликов к правосл. Церкви. Из-за слабого здоровья по рекомендации врачей начал хлопотать о переводе из С.-Петербурга. 2 дек. 1893 г. получил назначение настоятелем посольской церкви в К-поле. Самостоятельно выучил новогреч. язык, интересовался общей ситуацией на правосл. Востоке, много общался с представителями греч. духовенства (с К-польскими Патриархами Неофитом VIII , Анфимом VII и др.). В февр. 1899 г. вернулся на должность ректора СПбДА.

http://pravenc.ru/text/153157.html

И новый Синод впереди РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_63592.html 27 марта 2009 Виктор Милитарев И новый Синод впереди Всех проблем он не решит, но всё же.. Источник:  http://www.apn.ru/column/article21477.htm АПН По вполне достоверным, хотя и официально неподтвержденным слухам из хорошо информированных источников, первое после избрания Патриарха Кирилла заседание Священного Синода Русской Православной Церкви состоится 31 марта. Как сформулировало одно, естественно, пожелавшее остаться неизвестным, влиятельное лицо из окружения Патриарха, " всех проблем он, конечно, не решит, но все же ... " . Лично я не собираюсь гадать о повестке дня Синода, пока она не будет объявлена официально. Однако считаю разумным предположение о том, что на Синоде будут обсуждаться не только принципиальные, но и кадровые вопросы. Не собираюсь я, впрочем, гадать и о возможных назначениях и отставках. Как я уже писал в колонке " Русская Церковь при Патриархе Кирилле " , особо сенсационных отставок ожидать, видимо, не стоит. Стиль управления нашего Патриарха, как я полагаю, подразумевает минимум отставок и максимальное использование наличного кадрового потенциала. Полагаю также, что Святейший по мере возможностей постарается загасить и примирить существующие в церковном руководстве и в церковном обществе конфликты, прибегая к мерам кадрового воздействия только в тех случаях, когда конфликты погасить не удастся. Как я писал, – " Я уверен, что никаких репрессий и отправлений " за Можай " архиереев и статусных священников, близких к почившему Патриарху Алексию, как это у нас, к сожалению, происходило ранее чуть ли ни при каждой новой интронизации, не воспоследует. Как говорится, не дождетесь. Святейший, как я уже говорил, совсем не мстителен, и предпочитает оценивать сотрудников и подчиненных по их профессиональным достоинствам, а не по личному отношению к себе. Хотя, в том, что я говорил, возможно и одно важное исключение. Это – высокопреосвященнейший Климент (Капалин) митрополит Калужский и Боровский. И дело здесь вовсе не в том, что владыка Климент всерьез соперничал с владыкой Кириллом в борьбе за Патриаршье звание. Святейший не мстителен. Дело здесь даже и не в том, что нельзя доверить управление такой " серьезной конторой " как Управление делами Патриарха человеку, которому не вполне доверяешь. Этот вопрос, как я уже говорил выше, вполне решаем.

http://religare.ru/2_63592_1_21.html

Разбор сочинения С.Г. Рункевича: История русской церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1. Источник Том I. Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721–1725 гг.). Сочинение С.Г. Рункевича . СПБ. 1900. Стр. 429 – II Рецензия заслуженного ординарного профессора С.-Петербургского университета, протоиерея М.И. Горчакова Книга г. Рункевича имеет два заглавия: общее и особенное. Первым заглавием, под которым стоит «том первый», указывается, что автор предпринял написать полную историю русской церкви в период синодальный, имеющую состоять из многочисленных томов. Особенным заглавием обозначается содержание изданного автором тома. Но и изданный том есть лишь первая книга Истории русской церкви за весьма краткий период существование Св. Синода (1721–1725 гг.), посвященная исключительно историческому исследованию и изложению «учреждение и первоначального устройства» Св. Синода. По словам автора, в коротеньком, предпосланном исследованию, предисловии, он «первоначально предполагал написать историю русской церкви за время от учреждения Св. Синода до кончины Петра Великого в одном томе из следующих шести глав: I) учреждение и первоначальное устройство Св. Правительствующего Синода; II) дела веры; III) образование и просвещение; IV) епархиальная жизнь; V) церковные имущества и VI) духовный суд. Но оказавшаяся в распоряжении автора масса исторического материала, не вполне обработанного, или вовсе неразработанного, или совсем доселе неизвестного, повела к тому, что каждая глава выросла в целый том и каждый том получил монографический характер». – Таким образом книга г. Рункевича, заглавие которой мы выписали и которая подлежит нашему рассмотрению, есть историческая монография о Св. Синоде за первые пять лет его существования, – первая из шести, обещаемых автором, и первый том из многочисленных, в которых будет исследуема и излагаема им история русской церкви под управлением Св. Синода. Предпринятый г. Рункевичем ученый труд, исполнение которого началось изданным и подлежащим нашему рассмотрению томом, имеет своим содержанием предмет величайшей, первостепенной важности в науках церковной истории и церковного права и в соприкосновенных с ними, весьма сложный и многосодержательный; задачи, поставленные себе автором, обширны; обещание его – широкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентацию алфавитных томов, изданных в 2011 году 11 ноября 2011 г. 22:22 11 ноября 2011 г. в  кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  состоялось очередное, 24-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии». Заседание Советов возглавили председатель Наблюдательного совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общественного совета спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  Б.В. Грызлов  и председатель Попечительского совета мэр Москвы  С.С. Собянин . В заседании участвовали:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Учебного комитета  при Священном Синоде Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений ; руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк ; председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор  Киевских духовных школ   архиепископ Бориспольский Антоний ; ректор  Санкт-Петербургских духовных школ   епископ Гатчинский Амвросий ; руководитель  Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец . В числе присутствовавших были также академик, член Президиума Российской академии наук Е.М. Примаков, председатель Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций  С.А. Попов , директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, специальный представитель Главы Российского государства по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти ОАО «Газпром» Е.Г. Катаева и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1672243.ht...

2. Утвердить следующий состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха:   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви. Справка: Продолжая реформирование системы духовного образования, Учебный комитет при Священном Синоде разработал ее новую модель, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования, в том числе: Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе (2-4 февраля 2011 г.). В соборном определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, сказано: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода…» (п. 29). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить: 2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел в Челябинской и Ставропольской епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определить г. Москву. 2. Преосвященным Челябинским и Златоустовским быть Преосвященному Феофану, архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Раскольники и еретики, изыдите!» Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко Редакция РНЛ   12:40 18.03.2024 514 Время на чтение 3 минуты Фото: mospat.ru В субботу, 16 марта, в Патриаршем кафедральном соборе благоверного князя Александра Невского в Софии были совершены Божественная литургия и отпевание Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, скончавшегося 13 марта, сообщает Патриархия.ru. Заупокойную Литургию возглавил председательствующий в Синоде Болгарской Православной Церкви митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн в сослужении сонма болгарских архиереев. Почтить память почившего Предстоятеля Болгарской Православной Церкви приехали представители Поместных Православных Церквей. За Литургией молились представлявшие Русскую Православную Церковь Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор и настоятель Патриаршего подворья в Софии протоиерей Владимир Тыщук, которые возложили венок от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/18/ra...

Архив Пн Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года 2 февраля 2010 г. 16:04 Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это: XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15-17.02.2009), XIII Всемирный Русский Народный Собор (21-23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05-01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» (4-8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1-2.12.2009), I Форум православных женщин (3-4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом и  Председателем Правительства России, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и Премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и Генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства. В 2009 году мною вместе с членами Священного Синода была предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы: Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Финансово-хозяйственное управление, разведены функции Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Учреждена Общецерковная аспирантура и проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. По завершении подготовительной работы начало действовать созданное решением Священного Синода Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви. Активизируется деятельность Общецерковного суда.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

Епархиальное собрание духовенства города Москвы. 28 декабря 2012 г. ЖМП 2 февраль 2013 /  29 декабря 2012 г. 01:00 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.) 28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялосьежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Рад приветствовать вас в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым. Обзор деятельности Патриарха - правящего епископа города Москвы – в 2012 году Прошедший год был отмечен многими важными событиями, в том числе непосредственно связанными с церковной жизнью Первопрестольного града. Как Председатель Священного Синода я созывал в этом году пять заседаний этого органа управления Церковью . Хотелось бы особо отметить, что второе заседание весенне-летней сессии Синода прошло в здании нового Патриаршего и Синодального духовно-административного и культурного центра Русской Православной Церкви на юге России. Теперь к традиционным местам проведения заседаний Священного Синода – Москве, Санкт-Петербургу и Киеву – добавился еще один центр. Таким образом, синодальные заседания и иные мероприятия общецерковного масштаба отныне будут проходить непосредственно в пределах наших южных епархий, вблизи канонических территорий братских Поместных Православных Церквей. Высший Церковный Совет (ВЦС), будучи исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде, собирался в этом году 6 раз (с учетом внеочередного заседания 12 октября) , и в каждом случае на повестке дня стояли острые вопросы современной церковной жизни. ВЦС было принято новое Положение о Международных Рождественских образовательных чтениях, сделано важное заявление в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя. В заявлении, в частности, звучат значимые и актуальные для ситуации в нашей стране слова:  " Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан " .

http://e-vestnik.ru/church/eparhialnoe_s...

Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 г.) 21 июня 2016 г. 16:11 С 14 по 17 июня 2016 года в Санкт-Петербурге прошли IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собеседования проходили в стенах Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской Лавре и были посвящены теме «Христианское учение о браке и семье в свет современных вызовов». Они стали продолжением VIII собеседований по христианскому осмыслению ценностей в современном обществе, прошедших в 2013 году в Магдебурге. В состав делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский Экзархат), профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и секретарь кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия д-р Е.А. Пилипенко. Немецкая епископская конференция была представлена делегацией, в состав которой вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге (сопредседатель), викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург), д-р Урсула Нотелле-Вильдфойер (Фрайбург), д-р Томас Зёдинг (Бохум) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн. Открывая собеседования, глава делегации Московского Патриархата архиепископ Берлинский и Германский Феофан приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Кирилла, подчеркнул их значение для взаимопонимания и отметил важность пастырского подхода в вопросах брака и семьи. В свою очередь глава немецкой делегации епископ Магдебургский д-р Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции кардинала Райнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, напомнил о последних Генеральных ассамблеях Синода епископов  Католической Церкви в Риме по вопросам брака и семьи и обратил внимание на Апостольское обращение Папы Римского Франциска «Amoris laetitia» (Радость любви), опубликованное по итогам дискуссий на Синоде.

http://patriarchia.ru/db/text/4545301.ht...

М. В. Шкаровский. Подавление имяславской смуты на Афоне в 1913 г.     К весне 1913 г. «афонская смута» – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, – охватила широкие слои русских монахов на Святой горе и достигла пика своего развития. Однако вскоре произошел ее разгром с помощью военной силы. В середине мая 1913 г. состоялось заседание Российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), на котором были заслушаны три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и известного канониста, преподавателя Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища магистра богословия С. В. Троицкого. Все доклады признавали учение имябожников неправославным. На основании этих докладов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) написал «Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода всечестным братиям, в иночестве подвизающимся, с подробным опровержением учения имябожников», где обвинил имяславцев в магизме . Кроме того, имяславцы обвинялись в пантеизме: «Новые учители смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божий, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге... Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий все существующее за Бога». В заключительной части послания говорилось о том, что Святейший Синод присоединяется к решению Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, осудивших новое учение «как богохульное и еретическое» . По итогам заседания Синода единогласно было принято постановление, осуждавшее учение имяславцев, и 18 мая опубликовано составленное архиепископом Сергием послание. Однако имяславцы отказались принять это послание, как ранее постановления афонского Кинота и Константинопольского патриарха. Одновременно с публикацией послания Святейший Синод приступил к разработке практических мер по искоренению имяславия. Определением от 16–17 мая он предписал архиепископу Никону в сопровождении магистра богословия С. В. Троицкого отправиться на Афон для выясне ния расхождений между насельниками и преодоления смуты . При этом в Синоде считали, что причины бунта носят скорее социальный и политический, чем религиозный характер .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010