Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного Вениамина архиепископа иркутского и нерчинского донского монастыря Источник От редакции В прошедшем году 20 мая исполнилось 25 лет служения нашего Архипастыря в епископском сане. Четверо из Иркутских городских священников пожелали приготовить к этому дню описание его Архипастырской деятельности за 25 лет. Каждый из них взял на себя труд описать одну какую-либо сторону этой деятельности. Дело это было выполнено ими с любовью и усердием, по мере своих сил. Но не все из них успели своевременно в прошедшем году напечатать свои статьи, касающиеся 25-летнего епископского служения своего Архипастыря; успели напечатать только двое: один в Ирк. Епарх. Ведомостях, а другой – отдельно. Приступая осенью прошедшего года к напечатанию остальных статей, еще нигде не напечатанных, мы сочли необходимым присоединить к ним статьи, уже напечатанные, подвергнув их тщательной редакции, чтобы дать в руки читателя Сборник, обнимающий жизнь Преосвященного, по возможности со всех сторон. Но все эти четыре статьи касаются деятельности Архипастыря только в Иркутской епархии. Поэтому для более полного ознакомления с епископским служением Высокопреосвященнейшего Вениамина, мы сочли полезным перепечатать в этом же Сборнике одну статью, описывающую Архипастырское служение его в Камчатской епархии, и несколько небольших статей, помещенных в разных духовных и светских журналах, по случаю празднования в С.–Петербурге в прошедшем году его 25-летнего епископского служения. Последние статьи интересны для нас, как отзывы лиц посторонних о нашем Архипастыре и его многосторонней пастырской деятельности. Высочайший рескрипт. Преосвященный Архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин Святительское служение ваше в продолжении четверти века на отдаленной окраине Российского Государства, в звании епископа Селенгинского, потом Камчатского и ныне архиепископа Иркутского, ознаменовано подвигами высокой ревности вашей о просвещении христианской верой многочисленных, обитающих в том крае, инородцев и неутомимыми трудами по благоустроению епархий, преемственно вверяемых вашему управлению. На бывшем в 1885 году в Иркутске, под вашим председательством, собрании епископов Сибирских епархий для совещания о духовных нуждах того края вы с истинно пастырской ревностью и разумной опытностью руководили совещаниями, изыскивая и подвергая обсуждению все меры, могущие служить к вящшему благу святой церкви, а присутствуя в Святейшем Синоде способствовали уяснению весьма важных вопросов, касающихся духовного управления Сибирских епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Дмитрий, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Сеченов Даниил Андреевич) Родился 6 декабря 1709 года в дворянской семье. Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии. В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона. 17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем. 29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником. С 4 декабря 1738 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. 11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. 24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 21 июня 1752 года – епископ Рязанский и Муромский. 22 октября 1757 года возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. 8 октября 1762 года возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года. Скончался 14 декабря 1767 года. На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дневник 1871–1872 гг. Алабышеву, Сильверствову, Левицкому книги 30 сентября 1871 г. Сделано. (Об Ольге из [деревни] Гасселовича похлопотать.) Еще в трех классах книги у двух. На леднике стоят три бутылки с 5-го августа хереса, сотерну и рогому 1 . Сахар взят у Калашникова 27 августа – голова 4 рубля 68 копеек по 18 копеек. 5 рублей [отдано], надо [получить] – 32 копейки. Вьюшку в печи кабинетной переменить. Письмо написать Евдокии Михайловне, в Боровичи. Бамо и Коргуеву сказать, чтобы пришли в среду; на будущей неделе во вторник святых апостолов Петра и Павла. Евдокии Гавриловне Александровой дана книга 27 января 1872 г. Жития святых. У [К.] книга. У Сапожн. певчего – книга. Сотерн – очень полезное вино. Молиться за Агафию и Гавриила, живущих, – о здравии и спасении. 3 рубля вчера я дал нищим, чтобы купили одежду и работали, а на меня не надеялись: одному бедному, тонкому, другому будто чухонцу, а третьему – столяру. 2 сентября. Отцу Александру Невскому послать пять экземпляров своих бесед и семь экземпляров «Страданий святой великомученицы Евфимии». Верховцев делает в Святейшем Синоде кресты наперсные по 17 рублей за крест. Слуге Екатерине черного хлеба не доверять: крадет много (NB). 24 июня 1871 г. Сказать проповедь о необходимости приходского попечительства на основании повествования евангелиста Луки в Деяниях апостольских и слов апостола Павла: точию [рус.: только] нищих да помнима [ Гал. 2, 10 ]. 10 февраля 1871 г. Заплачено за книгу 65 копеек у М.А. Туркина. Стекло разбилось в лавке при моем входе в нее. Должное по сбору всё отдается братии, а колосья, оставшиеся после жатвы на нашем поле или с чужой нивы, отдаются нищей братии [ Лев. 19, 9–10; 23, 22 ]. 21 апреля молебен к Тимофею Алекс.: дочь Александра – именинница. К Доброхотову молебен в 8 часов. 13 января 1872 вечером в 9 часов подал одному нищему 40 копеек на одежду: заметь, употребит ли на одежду, пойдет ли на работу; перестанет ходить ко мне попрошайничать или нет?! Малый рост. [Солдатский] сын. 27 января 1872 г. мещанину Викторову, живущему на горе в доме Дмитриева, дал один рубль в долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Доклад архиепископа Никона Издательскому Совету при Святейшем Синоде. Время молчати и время глаголати (Эккл.3:7). Давно это было, больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Заспорили три юноши о том: что сильнее всего? И один написал на записочке: «сильнее всего вино». Другой написал: «сильнее царь». Третий написал «сильнее женщины», а потом, как бы исправляя себя, приписал: «а над всем одерживает победу истина» ( 2Ездр.3:10–12 ). Нет нужды доказывать, что последняя приписка есть неоспориваемое слово самой истины. И для того, чтобы истина над всем всегда и во всем одерживала победу, Бог дал человеку разум и совесть, а в делах веры еще и всемощную Свою благодать, руководящую людей ко спасению чрез Церковь , хранительницу Божественного откровения. Человек изобрел и свое могучее средство к распространению истины – это письмо и печатное слово. К несчастию, этим могучим средством пользуется не истина только, но и заклятый враг ее – ложь. Но чем больше захватывают в свои нечистые руки печатное слово служители лжи, тем настойчивее является нужда самой Церкви, как хранительнице истины, использовать печатное слово для распространения и защиты истины. Наше время в этом отношении можно назвать исключительным: повременная печать в подавляющем большинстве захвачена врагами Церкви, голос преданных и верных Церкви сынов едва слышен среди шума и неистовых криков открытых и тайных врагов ее; нас, служителей Церкви, обвиняют в том, что мы молчим, что не умеем или не хотим защищать свою мать – Церковь Божию, что мы не даем верующим душам той пищи, какой алчут они, что Церковь не дает ответа всякому вопрошающему о словесех ее упования... Было, может быть, время, когда можно было молчати, ныне, по слову Экклезиаста, настало время глаголати. Отвечая этой потребности духовной, наш Святейший Синод, с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора, учредил Издательский Совет, на которого и возложил заботы о том, чтобы отвечать печатным словом назревшей потребности нашей церковной жизни. А потребность эта велика; задачи, поставленные Совету, слишком трудны; поле его будущей деятельности, если только Бог поможет ему исполнить свой долг, почти необозримо...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Документы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1838–1918. Раздел 1: Предыстория и первый период деятельности Русской Духовной Миссии под начальством архимандрита Порфирия (Успенского) 1838–1855 1. Письмо русских иноков из Святой Земли к А.С. Норову, зачитанное в заседании Св. Синода 3 августа 1838 г. Иерусалим, Лавра Саввы Освященного без даты (1838). Подлинник Мы, нижеподписавшиеся, покорные единоотечественные русские, числом 10 человек, богомольцы во святой обители в Лавре Саввы Освященного, непрестанно просим милость от Всевышнего Бога за крестоносителя и богохранителя императора Николая Первого, и царя всея России, о многолетном здравии и благополучном управлении и победу на сопротивных врагов христианских. Еще молим Бога о Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде, дабы Господь подал мудрость и благоразумие пасти словесное Христово стадо и, наставляя в православной по Евангельским учениям, радостно исполнять слова истины. При сем приносим Святейшему Синоду чрез Вашего Превосходительства нашею покорностию благодарение за церковные книги, которые послали для сей святой обители – целый церковный круг 16 . Радуемся, что в дальней сей стране нас не забывает, но утешает нас в сей дальней святой пустыне. Уведомляем же Ваше Превосходительство, что Его Блаженство Иерусалимский Патриарх послал было нам русского священника, но он поехал из Константинополя в Святую Афонскую Гору по своем имении и там умер от чумной заразы. Ныне же в обители Лавры Святого Саввы ежедневный священник и наш духовник, именем отец Иоасаф 17 , знает русской грамоте и читает нам правила и служит нам божественную литургию на росском языке чрез день, и теперь остаемся благодарны, покуда найдется русский священник, который бы мог сносить здешний южный климат, несравненный вредный смрад и солнечные жары. Господь Бог , молитвами богоносного отца нашего, святого Саввы, да даст и всему христолюбивому Вашему семейству благополучие и многолетие и да сподобит Вас в царствие небесное. Остаемся нижайшие и смиренные Ваши богомольцы во святой обители Саввы, схимонахи:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Енисейск. Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1871 и 1872. В 1923-1924 гг. перестроена. Архитектор:Г.Я. Судовский (предположительно) Адрес: Россия, Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск, ул.Ленина, 100 Координаты: 58.453685, 92.188335 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Христорождественская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай! В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация. В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской). Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». В 1837 году распря о праве на Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…».

http://sobory.ru/article/?object=15134

епископ Кирион (Садзаглишвили) §V Кривотолки проф. В. В. Болотова о грузинской летописи Картлис Цховреба. Разбор его отзыва. Ученый первого ранга .в роли начетчика. Долг платежом красен. Некоторые дефекты русской летописи временных лет для ее характеристики. Ходатайство, епископов Грузинского Экзархата и церковного музея духовенства Грузинской Епархии пред Святейшим Синодом об учреждении при С.Петербургской духовной академии самостоятельной кафедры по истории грузинской церкви. Отзывы двух комиссий по этому вопросу и заключение Совета Академии. Мнете проф. Н. Я.Марра о том, что сохранившееся на грузинском языке толкование Ипполита на книгу «Песнь Песней» сделано с армянского Отзывы об этом немецких ученых. Неосновательность мнения Н. Я. Марра по несомненным грузинским данным. Мы выше уже указали на значение и высокий авторитет нашей отечественной летописи Картлис Цховреба, в настоящей же дополнительной главе обратим, по выражению агиолога Георгия Мтацминдели 759 , парус своего слова на отзыв известного, церковного Историка проф. С.Петербургской духовной академии В. В. Болотова (1854– 1900) о грузинской летописи Картлис Цховреба, высказанный им в рецензии о кандидатском сочинении С.Петербургского академического питомца г. Гамрекелова: «Древнейшая История церкви в Грузии (от IV в. до прибытие Сирских святых 760 , который, по мнению Н. Н. Голубинского, открывает широкие перспективы 761 . Я не коснулся бы субъективного отзыва проф. Болотова о грузинской летописи, если бы не был связан словом. На седьмом заседании II Отдела Высочайше учрежденного Присутствия при Святейшем Синоде: я высказал следующее: «я преклоняюсь пред ученым авторитетом проф. Болотова, но не пред его суждениями по грузинской истории. Он не авторитет в вопросах грузинской церковной Истории и в этой области находится он под влиянием взгляда г. Патканова на грузинскую летопись... О компетентности суждений проф. В. В. Болотова касательно грузинской летописи я выскажусь печатно 762 . Я, исполняю свое слово и подвергаю рассмотрению по порядку все более или менее замечательные пункты отзыва г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Его сердце болело о мире 30.12.2008 298 Переживая тяжелую утрату в связи с кончиной Предстоятеля нашей Церкви, невольно вспоминаешь о былых встречах с человеком, которого мы все любили как доброго и заботливого Святейшего Владыку и отца. Мне впервые довелось увидеть будущего Патриарха в Ленинг радской Духовной школе: я был первоклассником-семинаристом, а он — блестящим выпускником академии. Кто мог знать тогда, что ему предстоит возглавить нашу Церковь, а мне — трудиться под его омофором в Священном Синоде? Я помню, как приснопамятный владыка Никодим, ища себе заместителя в Отделе внешних церковный сношений в епископском сане, с особым уважением отзывался о человеческих и пастырских качествах «отца Алексия из Эстонии». События развивались быстро, и в 1964 году уже Владыка Алексий стал управляющим делами Московского Патриархата, восприняв бремя ответственности за решение сложнейших проблем внутренней жизни Русской Православной Церкви в тех непростых исторических условиях. По восшествии на Патриарший Престол Его Святейшество использовал свой духовный потенциал для управления?величай­шей Православной Церковью. При всем своем опыте и широкой информированности, Святейший Патриарх был неизменно открыт для новых сведений, интересовался мнениями своих собратьев по епископату и их подходами к решению той или иной церковной проблемы. Он очень демократично вел заседания Священного Синода, терпеливо и вежливо выслушивал мнение каждого. Святейший Патриарх Алексий был добр и внимателен к людям. Невзирая на свою исключительную занятость, он всегда быстро находил время ответить на мои рапорты и обращения, связанные с управлением Московской епархией. С любовью храню многочисленные открытки Его Святейшества, написанные от руки, во время зарубежных поездок, изысканным и образным языком, содержащие меткие и емкие оценки важных церковных вопросов, по-человечески теплые, дружеские и заботливые. Для меня как управляющего Московской епархией, конечно, безмерно дорого то внимание, которое оказывал Святейший Патриарх развитию церковной жизни в Подмосковье. Он традиционно бывал в Новодевичьем монастыре на празднике Смоленской иконы Богородицы, с удовольствием посещал храмы и монастыри Подмосковья, искренне радуясь тому, как из руин восстают наши некогда поруганные святыни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Фролов: «Наконец, восторжествовала справедливость» Ветеран Великой Отечественной войны об изгнании «церковного власовца» о.Г.Митрофанова из Синодальной комиссии по канонизации святых 21.03.2013 1656 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 12 марта в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Иерархи в частности утвердили состав Синодальной комиссии по канонизации святых. «Отец Георгий Митрофанов больше не член Синодальной комиссии по канонизации святых. Таково решение вчерашнего заседания Синода. По словам самого о. Георгия ни митр. Ювеналий, ни епископ Панкратий (главы Комиссии в разные годы) не высказывали недовольство его работой именно в Комиссии. Комиссия лишилась еще одного профессора СПБ Академии - архим. Ианнуария. Из петербургской школы теперь в этой комиссии нет никого», - пишет в своем блоге по этому поводу протодиакон Андрей Кураев. Изгнание представителей петербургских духовных школ из Синодальной комиссии по канонизации святых огорчило главным образом антицерковные и либеральные СМИ. «Изрядно почистили комиссию по канонизации. Вычистили двух петербуржцев - архимандрита Ианнуария (Ивлиева) и профессора-протоиерея Санкт-Петербургской духовной академии Георгия Митрофанова. Оба не только имели свое мнение, но и всегда отстаивали его во время заседаний комиссии. Чистку приписывают интригам секретаря комиссии - игумена Дамаскина (Орловского)», - заявляет Сергей Бычков в статье «Утомленные отделами» , опубликованной на «Портале-Credo.Ru». «Остается понять, хорошо ли происходящее для Петербурга. Думаю, что петербуржцы сами способны оценить свои перспективы. На том же Синоде из состава Комиссии по канонизации святых были исключены два профессора Петербургской духовной академии - архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и протоиерей Георгий Митрофанов, которые проработали в этой комиссии более 20 лет. Для отца Георгия это исключением явилось логическим продолжением патриаршего запрета на общение со СМИ, которому он подвергся в конце 2012 года», - пишет доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин в статье «Патриарх Кирилл - классический " 2 " . Ему обязательно надо с кем-то состязаться», размещенной на одном из самых раскрученных петербургских сайтов «Город-812» .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/22/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковная цензура на марше Журналу «Благодатный Огонь» отказано в получении грифа Синодального информационного отдела 19.09.2011 1553 Время на чтение 4 минуты В минувший вторник, 13 сентября, Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви на своей коллегии принял решение отказать в выдаче грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом» авторитетному православному журналу «Благодатный Огонь» , выходящему в свет с 1998 года и свободно распространявшемуся до сих пор в храмах. Претензии к «Благодатному Огню», на основании которых вынесено отрицательное решение, сводятся к тому, что в каждом номере журнала есть материалы, содержащие критику явлений, квалифицируемых редакцией и авторами журнала как модернистские, обновленческие или экуменические, соответственно критикуются и лица, проповедующие эти заблуждения, говорится в заявлении редакции журнала, опубликованном на сайте издания . Кроме того, по мнению цензуры, материалам журнала присуща «излишняя политизированность». «Эта последняя претензия привела нашу редакцию в некоторое недоумение, поскольку до сих пор мы получали обвинения как раз в крайней " неполитизированности " и даже в " безыдеологичности " », - отмечают в редакции журнала. «Так неужели в нашей Церкви уже нет проявлений модернизма, экуменизма и обновленчества? Или вообще отсутствуют лица в священном сане, в ущерб Церкви разделяющие и проповедующие эти взгляды? Ведь именно эти лица, подчас сами того не ведая, вносят в Церковь " излишнюю политизированность " », - говорится в редакционном комментарии. Редакция «Благодатного Огня» расценивает решение Синодального информационного отдела как карательное «по отношению к свободе обсуждения актуальных проблем нашей церковной жизни». Основной причиной этого решения, считает редакция, является то, что позиция журнала всегда была «серьезным препятствием для осуществления " Перестройки " в Русской Православной Церкви». Редакция обращает внимание не то, что решение Синодального отдела по журналу было принято именно в то время, когда в церковных СМИ началось открытое обсуждение проектов Межсоборного присутствия по важнейшим вопросам богослужебной практики Русской Православной Церкви, в частности, по вопросу упрощения и русификации церковнославянского языка: «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» и «Проект научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907-1917)».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/19/ce...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010