Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамин С. М. «Доношения» воронежского священника Саввы Ивановича Дугина в документах Тайной канцелярии Личность воронежского священника Саввы Ивановича Дугина, составителя неопубликованного сочинения «Книга устав христианского жития», уже привлекала внимание исследователей. А. С. Лавров характеризует его следующим образом: «Оригинальный мыслитель, автор любопытной книги о русской Церкви и обществе, вполне сопоставимой с трудом Ивана Посошкова, Дугин настолько незауряден, что менее всего поддается какой либо В настоящей статье я попытаюсь систематизировать имеющиеся сведения о личности Дугина. Ниже публикуются его «доношения» на современников. Эти материалы отложились в документах Тайной канцелярии в составе одного Они сохранили уникальные сведения о жизни Рязанской епархии, на территории которой служил Дугин. Не менее интересны рассказы о повседневной жизни Липецких железоделательных заводов (в изучаемый период их называли Липскими заводами) и Воронежской верфи, в чьем административном подчинении находилось село Кузьминки – место жительства Дугина. В 1731 г. на допросе в Синоде Дугин сообщил, что ему 35 лет, следовательно, родился он в 1696 г. Место его рождения – село Сокольского уезда, где при церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил диаконом отец Дугина Иван Федоров. Умер он за 15 лет до описываемых событий. В 1718 г. 9 апреля по благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана в этой же церкви положен во священнический сан и сам Дугин. Он занял место своего деда по матери, священника этой церкви Ивана Ануфриева, который тогда постригся в городе в Красногорской Спасо-Преображенской пустыни (л. 233–233 об.). Судя по отрывочным сведениям из следственного дела, семья Дугиных имела обширные родственные и дружеские связи в Рязанской епархии. К примеру, арестованный по показаниям Дугина дьячок А. Г. Попов, живший в селе Колыбельском Добренского уезда, приходился ему родственником, поскольку брат Попова был женат на сестре Дугина (Л. 52). Других родственников из числа священнослужителей указывает вкладная запись на печатном Евангелие 1701 г.: «Отдана сия книга Еуангелие вкладу в поминовение по игумне города Романова в церковь Рожества Богородицы, а отдали сродники ево поп Дементе, да поп Максим, да села Кузьминки поп Савва и подписал своею

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

II. Преобразования в строе церковной жизни в царствование Петра Великого за время до учреждения Святейшего Правительствующего Синода. Петр и патриарх. – Характер преобразований петровых. – Первые преобразовательные указы Петра. – Смерть патриарха. – Преобразования 1700 и 1701 годов. – Дальнейшие изменения в строе церковной жизни: в делах веры, по части церковного образования, в епархиальной жизни, относительно церковного имущества, по части призрения. – Высшее церковное управление, – митрополит Стефан Яворский . – Мысль о Синоде. I Еще патриарху Адриану Петр, пока в форме желания, говорил: «священники ставятся малограмотные. Надобно их сперва научить Таинствам, и потом уже ставить в священный чин. Для этого надобно человека, и не одного, кому это делать, и определить место, где быть тому. Надобно промыслить, чтоб и православные христиане, и зловерцы: татаре, мордва, черемисы и другие познали Господа и закон Его. Для того послать бы хотя несколько десятков человек в Киев в школы. И здесь есть школа, можно бы и здесь об этом деле порадеть, но мало учатся, потому что никто не смотрит за школою как надобно. Нужен для этого человек, знатный чином, именем, богатый, и нет его. Евангельское учение – вот знание Божеское, больше всего нужное людям. Многие желают учить своих детей свободным наукам и отдают их здесь иноземцам, другие в домах своих держат учителей иностранцев, которые на родном нашем языке не умеют правильно говорить. Кроме того, иноверцы учат малых детей своим ересям, отчего детям вред и Церкви нашей святой может быть ущерб великий, а языку нашему от неискусства повреждение. Тогда как в нашей школе, при знатном и искусном обучении, всякому бы добру учились» 117 . Нет указаний, чтобы патриарх что-либо предпринял к улучшению строя церковной жизни, несовершенства которого так хорошо были замечены гением Петра. За дело взялся тогда сам государь. И, как всегда, Петр начал преобразования не сразу по какому-либо заранее выработанному, самостоятельно ли, или под посторонним влиянием, плану, а лишь по мере практической нужды, когда совокупность жизненных условий предъявляла с практической стороны настойчивую потребность реформы и в сознании выяснялась не только необходимость устранения того или иного нестроения, но и самые способы этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #14fa12fd73 Закрыть «Первее всего и с чувством безграничной благодарности должны мы указать, что идея эта удостоилась Всемилостивейшего одобрения Возлюбленного Монарха нашего Государя Императора Николая Александровича...» Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете Игорь Алексеев   00:09 05.02.2019 782 Время на чтение 43 минут 14 мая 1897 г., «в священный день Коронования Их Императорских Величеств», в г. Казани произошло событие, имевшее важное научно-медицинское и общественное значение: состоялась торжественная закладка Бактериологического института (БИ) при Императорском Казанском университете (ИКУ) (иногда он назывался также «Областным бактериологическим институтом») - одного из первых в своём роде в России. Как сообщала газета «Казанский Телеграф», закладка была совершена в час дня - после молебна, отслуженного архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (И.П. Петровым), в сослужении ректора Казанской духовной академии архимандрита Антония (А.П. Храповицкого) и члена Училищного совета при Святейшем Правительствующем Синоде протоиерея А.П. Владимирского, «в присутствии гг. начальника губернии, попечителя округа и его помощника, профессоров университета, представителей: учебных заведений, военного, судебного и др. ведомств, земства и города». с. (3)] После этого все присутствующие прошли в актовый зал ИКУ на «завтрак», за которым были произнесены многочисленные тосты и речи: заслуженными профессорами Императорского Московского университета (ИМУ) Н.В. Бугаевым и А.С. Павловым, Казанским городским головой С.В. Дьяченко, деканом медицинского факультета (МФ) ИКУ Н.М. Любимовым, а также - заключительное слово, сказанное профессором хирургической патологии ИКУ Н.Ф. Высоцким.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

XIII.Cuлa Дашкова. – Ревизия Синода. – Шаткое положение Феофана, – Покровительство Остермана Феофану. – Коронация Петра II. – Мечты о патриаршестве. – Новые протесты Родышевского. –Ответ Феофана. – Продолжение дела Носова. – Письмо Феофана к Голштинскому герцогу. – Свидание с Маркевичами. – Дело Каллиста Заленского Реакция, начавшаяся при Екатерине, развернулась во всей силе при Петре II. 289 Многие лица, заправлявшие делами в царствование Петра I и Екатерины сошли со сцены; новые или прежние опальные выступили на сцену. В мае 1727 г. Верховный Тайный Совет призвал в свое собрание синодального обер-прокурора Баскакова и приказал подать ведомости о состоянии Синода по экономическим делам: 1) сколько собрано с раскольников двойного оклада денег и что в расходе и на какие потребы; 2) сколько взято оставшихся после умерших архиереев и архимандритов денег и вещей и куда они употреблены и по каким указам; 3) сколько взято с кого по делам штрафов и что из того и куда издержано; 4) что, из оставшихся после святейших патриархов, в синодском доме всяких вещей, платья и прочего синодальным членам и другим разного звания людям роздано и кому что именно и по каким указам? В то же время Верховный Тайный Совет отрешил от должности синодального секретаря Палехина и назначил на его место своего кабинет-секретаря Черкасова, поручивши ему освидетельствовать с прежними книгами и описать патриаршую ризницу, а также ризницы и прочую церковную утварь во всех московских соборах и монастырях: все ли в них находится в целости, или где что и для чего убыло? 3-го июля, после поданой Баскаковым ведомости, Верховный Тайный Совет предписал Синоду, чтобы оставшиеся после патриархов панагии, кресты и прочие вещи у которые синодские члены разобрали по себе и другим роздали, отобрать назад в патриаршую ризницу. 290 Феофан был старшим в Синоде, но самый Синод был унижен, лишен доверия. Все вершил Верховный Совет. 291 Верховный Тайный Совет назначал архиереев я архимандритов на открывавшиеся архиерейские и знатные архимандрические вакансии, не обращая внимания на синодские доклады и синодских кандидатов. Из этих назначений, для нашей последующей истории важно назначение Игнатия коломенским митрополитом и, вслед за тем, синодальным членом, на место вологодского Афанасия Кондоиди, и горицкого архимандрита Льва –воронежским епископом. Игнатию поручено было ведать духовенство С.-Петербурга и новозавоеванных городов и наблюдать над ними всякое благочиние, совершенно на правах местного архиерея. 292

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XVIII. Св. Синод в царствование Александра II Царствование Императора Александра II, ознаменовавшееся столь многими и крупными преобразованиями в политической, общественной и народной жизни, не коснулось ведомства Святейшего Синода. Между тем, произведенные графом Протасовым, по его инициативе, с Высочайшего соизволения, перемены в среде духовного ведомства провели решительную грань, отделившую Синод от его прошедшего. В то время, как граф Протасов восторгался своими нововведениями по духовному ведомству, видел в них залог и обеспечение правильного и успешного течения дел-современные ценители реформ графа Протасова думали о них иначе, словом не одобряли. Известный церковный ревнитель А. Н. Муравьев, в свое время много говоривший и писавший о переменах графа Протасова по духовному ведомству, так отзывался о духи и направлении его реформ: «Учреждение министерства духовных дел, соединенного с просвещением народным, было первым нарушением Регламента Петра Великого, ибо оно подчинило Синод светскому влиянию министра, хотя весьма благонамеренного и благочестивого, каков был князь Голицын, но сих двух добродетелей недостаточно для управления делами церковными: необходима опытность духовная и соблюдение тех основных правил, соборных и отеческих, на коих держится церковь православная, ибо она не может быть управляема мимо епископов и без соборного совещания. По возникшим от того неустройствам духовным, первенствующий член митрополит Серафим принужден был, при всем своем смирении, просить Государя Императора отпустить его на покой, если не восстановится прежний порядок управления церковного. Порядок был восстановлен, но кратковременное министерство оставило по себе неблагоприятный пример для будущего. Еще прежде министерства, в начале сего столетия, при образовании училищ, учреждена была духовная комиссия при Святейшем Синоде, которая состояла из членов духовных и светских; но первенствующий член Синода имел всю распорядительную часть и один, своим лицом, сносился со всеми ведомствами по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Αρχεο Епископ Воскресенский Савва: Учеба — это некая отдушина для священнослужителя, будь то пресвитер или архиерей 28 Μαρτου 2013 τος 12:33 Наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва рассказал о действующих в обители курсах повышения квалификации для клириков г. Москвы. — Владыка, как возникла идея открыть курсы повышения квалификации для клириков в Москве? — Когда я только был назначен в Новоспасский монастырь наместником, Святейший Патриарх обозначил несколько первостепенных задач в отношении бывшего здесь филиала заочного сектора Московской духовной семинарии . В силу разных обстоятельств — отсутствия помещений, зарплат и так далее, его работа сошла на нет и была поставлена задача его возродить. Задача была выполнена, теперь тут постоянно присутствуют преподаватели, ведутся занятия и принимаются экзамены у студентов-заочников Московской духовной семинарии. Затем, поскольку было вынесено определение Архиерейского Собора 2009 года о повышении квалификации клириков Русской Православной Церкви, которые довольно давно закончили духовные школы, Святейший Патриарх поставил задачу открыть для московских священников в Новоспасском монастыре также и курсы повышения квалификации при Московской духовной академии, Учебном комитете и Синоде Русской Православной Церкви. Поначалу было довольно-таки тяжело, потому что нужно было согласовать много программ и документов, но, тем не менее, все было согласовано с Его Святейшеством. В апреле 2011 года он подписал резолюцию об открытии курсов, а в ноябре 2011 года к нам на обучение поступила первая группа московских священников. Их было около 20 человек, по четыре священника с каждого благочиния. — Никто не протестовал против направления на учебу? — Поначалу курсы действительно были восприняты без энтузиазма. Но после прохождения месячного курса отношение менялось. Первый блин всегда будет комом, мы ведь и сами не знали, как организовать курсы, чего уж требовать от слушателей! Первоначально священники учились с 9 до 19 вечера, выбегали из аудиторий с испариной на лбу, очень сильно уставали… Постепенно курсы стали приобретать тот вид, который имеют сейчас.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4528345...

  разделы   рассылка  распечатать Священник Александр Мазырин Учредил ли Сталин РПЦ МП? Источник:  Нескучный сад " Нынешняя РПЦ не настоящая, она учреждена Сталиным " , – такова одна из наиболее популярных антиклерикальных формулировок, звучащих сегодня в медийном пространстве. Действительно, в 1943 году политика государства в отношении Церкви резко изменилась. Изменилась ли при этом сама Церковь? Нераспавшаяся связь Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, следует уточнить ключевые понятия. Когда мы говорим о Церкви, речь может идти как о богочеловеческом организме, Главой которого является Сам Христос, так и о земной организации верующих людей во главе с церковной иерархией. Нельзя сказать, что Церковь-организм и Церковь-организация – это не связанные между собой явления. Но очевидным образом они не являются и тождественными. До тех пор, пока церковная организация хранит в чистоте православную веру и канонический строй, она является земным продолжением богочеловеческого организма Церкви, Тело Христова. В случае утраты чистоты веры и повреждения основ канонического строя эта связь нарушается, примером чего являются разнообразные еретические и сектантские сообщества, которые организационно могут быть весьма крепкими (например, мормоны или иеговисты). Понятно, что к Церкви-организму Сталин не причастен (разве что в детстве, когда он еще воспитывался верующим и участвовал в церковных Таинствах, но тогда он был еще Джугашвили, а не Сталиным). Никакие исторические превратности, никакие сталины оказать воздействие на Церковь как Тело Христово не могут. Доказывать это нет необходимости. Очевидно, что когда говорят, " Сталин учредил РПЦ МП " , имеют в виду именно земную церковную организацию. Так ли это? Чтобы разобраться в том, что такое Русская Православная Церковь как организация, потребуется небольшой исторический экскурс. После Крещения Руси наша церковная организация оформляется как митрополия Константинопольской Церкви и существует в таком виде до середины XV века. Затем в результате отпадения (временного) Константинополя от Православия в связи с Флорентийской унией Русская Церковь становится автокефальной. Подобно византийским императорам верховными покровителями Церкви были московские великие князья, а затем цари. В результате реформ Петра Великого церковная организация оптимизируется в духе того времени. Патриаршество упраздняется, вместо него учреждается Святейший Синод. Реформа весьма значительная и по-своему беспрецедентная, но церковной самоидентичности она не нарушила: Русская Православная Церковь осталась Русской Православной Церковью и при Святейшем Синоде, и при государе-императоре как ее земном главе. Чистоты православной веры она не утратила и основ канонического строя не повредила (в отличие от Католической Церкви, не мыслящей себя без папства, Православная Церковь без патриаршества существовать вполне может), а посему, как и была, так и осталась продолжением богочеловеческого церковного организма на русской земле.

http://religare.ru/2_99245.html

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Годы учения в Олонии Первая школа В 1883 году Василий Казанский, как позднее и его младшие братья, Григорий и Александр, был отдан в Каргопольское духовное училище. Затем он продолжил образование в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге. Духовные школы этих столь различных между собой городов помогли развить воспитанные с детства религиозные чувства и зажечь в сердце юноши «пламенную ревность о распространении царства Божия на земле» 58 . Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. По внутренней жизни каждый подобный приход приближался к духовному братству. На окраине города стоял женский, а за рекой Онегой – мужской монастырь 59 . Общее число каргопольских городских и монастырских церквей составляло 20, а число престолов в них приближалось к 80 60 . Городской Христорождественский собор – первый каменный приходской храм епархии – строился еще при Иване Грозном в 1552–1562 годах. Каждый месяц, а то и чаще, из него направлялся крестный ход в какую-нибудь городскую или монастырскую церковь в честь храмового праздника. На Преполовение «с крестами» обходили весь город, а водосвятия 6 января и 1 августа совершались на обоих берегах Онеги – духовенством собора и братией Спасо-Преображенского монастыря. У монастырской стены проходила дорога на Нименское... Были в Каргополе и чудотворные иконы – Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, и местночтимый родник, носивший название «Волосатый», с часовней над ним. Каргопольцы любили и берегли церковную старину, так богато представленную в храмах города. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Попытка разместить его в Спасо-Каргопольском монастыре не увенчалась успехом, и для него отвели место в самом городе. Училищное строение долго оставалось тесным и неудобным. Назначенный смотрителем в 1878 году молодой выпускник С.-Петербургской духовной академии Яков Яковлевич Михайловский (1851 – 23 октября 1903), уроженец Олонецкой епархии, видел, что местное духовенство, содержавшее училище материально, «вполне понимает и ценит науку и, в частности, весьма сердечно относится и к требованиям современной гигиены» 61 . Был произведен сбор средств, на которые удалось приступить к сооружению для училища нового двухэтажного здания. Деревянный на каменном фундаменте дом, с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, строился вблизи реки и собора. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел (Доброхотов; 1 июня 1814 – 23 апреля 1900) выхлопотал в Святейшем Синоде 3000 рублей на достройку здания. Освящение училища состоялось 18 ноября 1882 года. Из собора в новый корпус был совершен крестный ход с чудотворной Казанской иконой 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анастасий, архиепископ Астраханский и Моздокский (Братановский-Романенко Андрей Семенович) Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря. В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию. 26 июня 1790 года принял монашество. В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса. 8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1793 году назначен придворным проповедником. В 1794 году избран членом Российской Академии. В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. С 1796 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса. 20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 4 декабря 1803 года – архиепископ Могилевский и Витебский. 20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань. Скончался 9 декабря 1806 года. Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества. Преосвященного Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул «русского массильйона». По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о Промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия. Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010