В царствование Ярослава сына Владимира «вера христианская плодилась и расширялась», говорит Нестор, – при нем основаны монастыри и умножились черноризцы, которых он любил до излиха 3 . В последние годы своей жизни уже после сооружения Киевского Софийского собора, Ярослав, как ревностный продолжатель деяний своего отца, – создал сам два монастыря в Киеве: один мужской во имя своего Ангела Георгия, другой женский во имя Ангела своей супруги Ирины 4 . И не в одном только стольном граде Киеве возникали Св. иноческие обители, но и в прочих пределах Русских много тогда основывалось монастырей, из них многие построены были князьями – благочестивыми потомками св. Кн. Владимира, – с честью правившими Русью. С тех пор православное монашество существует уже в России около тысячи лет; ибо Св. иноки примером своей благочестивой жизни, лучше всякого устного назидательного слова являли собою силу Евангелия и всегда благотворно влияли на не утвердившееся еще христианское общество. А потому и самые монастыри охотно созидались и благо украшались усердием русского народа, всегда питавшего к ним глубокое уважение, чем объясняется и прочность их в земле русской. Но главнее всех других возникших в первое столетие обителей в России почитается Киево-Печерская Лавра, чудесно основанная в 1051 г. преподобным Антонием и Феодосием в честь Успения Пресвятой Богородицы 5 . Начальником же Русского монашества по справедливости считается преподобный Антоний Печерский, уроженец местечка Любеч, Черниговской губернии, в миру Антипа. Он в 983 г. положил начало своей иноческой жизни на Афонской горе в Эсфигменской прибрежной пещере и духовным старцем его был Феоктист, игумен Эсфигменской обители, доныне красующейся на Афоне. Вернувшись в 1013 г. из Греции, Антоний, напутствованный благословением своего игумена, который, при расставании, пророчески сказал ему: «Иди опять в Россию, и да будет на тебе благословение святой горы, ибо от тебя имеют произойти многие черноризцы»,– поселился в одной из Киевских пещер, близ места, где ныне Киево-Печерская Лавра. Святая жизнь сего подвижника привлекала к нему многих любителей благочестия. Он окружен был истинными любителями монашеского безмолвия и подражателями его святых подвигов, и ветхая пещера его, таким образом, вскоре сделалась знаменитою лаврою, с многочисленным сонмом иноков, прославивших себя не одними делами благочестия, но и вообще благотворною деятельностью для церкви и государства Русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

— ХХ век был очень тяжелым для Православной Церкви, много было испытаний — и расстрелы, и гонения. Но уже глядя сейчас, с высоты лет, на эту историю, можем ли мы говорить о том, что это все-таки было исцеление, что эти испытания не прошли незамеченными для Бога, и поэтому мы имеем такой сонм святых новомучеников? — Никакое самое незначительное для внешнего взгляда дело не бывает без воли Божией или Божьего попущения. Есть две вещи: Бог или дает, потому что Он хочет этого, или попускает нам, потому что мы это заслужили. И то, что случилось с Лаврой, и вообще с христианством в начале ХХ столетия, было попущением Божиим за наши грехи. К сожалению, это правда. Хотя люди себя оправдывают, делают из себя великих мучеников, но мы заслужили это всё. А Киево-Печерская лаврасвятыня. Когда Бог дает испытание человеку или наказывает человека, то он не щадит и святыни. Святыня — для человека, человек тоже определяет долю святыни. И была разорена святая обитель, опустошена. И была закрыта в свое время, уже в 1961 году. Все это мы заслужили своими грехами. Но святые угодники Божии остались святыми, и они не покинули Лавру и ее пещеры. Нас, людей живых, выкинули из Лавры, а преподобные не дали себя выкинуть из ее стен. И был парадокс: как это совместить и понять, как отнестись к государству, которое держит у себя мощи святых угодников, которые явно обвиняют их в неправоте? Они держали эти мощи, даже водили к ним экскурсии, выставляли напоказ (правда, со своей трактовкой). Люди слушали, каждый по-своему это понимал, по-своему все это осуждал. Но наши святые не оставили это место. А значит, была надежда, что оно возродится. — Мы знаем, что в ХХ веке в Киеве были уничтожены практически все православные храмы. Как произошло, что Киево-Печерская лавра выстояла? — Думаю, что это Матерь Божия покрыла Свою обитель. Тут человеческих заслуг нет, есть только заслуга благодати Божией. Молитва Пресвятой Богородицы очень сильна, и молитвы Печерских угодников к ней присоединились. И я думаю, что это плоды великой благородной молитвы. Хотя сказать, что абсолютно ничего не пострадало, нельзя — был взорван Успенский собор. Но в целом все сохранилось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5243204...

Именно этим путем и шли «Все Святые, в Земли Российстей просиявшие», память которых установлено нашей Русской Церковью праздновать в следующий воскресный день – в неделю 2-ую по Пятидесятнице. Но для чего установлено это особое празднование, сверх общего празднования в честь «Всех Святых», независимо от того, к какому народу они принадлежали, в какой стране они родились и жили? Конечно, смысл этого празднования, в том, чтобы начертать перед духовным взором всех русских людей высокие примеры святой жизни в лице наиболее близких им людей – их соотечественников. Такие примеры действуют особенно сильным, воодушевляющим образом. Вот почему празднество в честь «Всех Святых, в Земли Российстей просиявших» установлено с целью побудить всех православных русских людей стать на путь истинно-благочестивой жизни, ведущей к святости. Это – наш величайший национальный русский праздник, который должен быть особенно близок и дорог душе каждого православного русского человека, не отрекшегося от любви к Богу и своему Отечеству – Святой Руси. И самое это название «Святая Русь» объясняется и оправдывается именно тем, что Русская Земля на протяжении всей своей христианской истории дала целый величественный сонм святых угодников Божиих, вышедших из среды всех слоев и званий русского народа от иерархов и князей до простых иноков и рядовых верующих мирян. И весь русский народ в целом всегда благоговел перед идеалом святости и глубоко чтил своих родных угодников Божиих, воздавая им высокие почести и призывая их в молитвах. И многие, весьма многие старались, в меру сил своих, подражать подвигам их святой богоугодной жизни, а если и отступали, по человеческой немощи, от пути святости, то спешили приносить искреннее покаяние. И как любили прежде русские люди не только призывать в молитвах своих отечественных подвижников благочестия, но и совершать паломничества к их святым мощам, иногда идя пешком за сотни верст! Подлинными разсадниками духовного просвещения, очагами православной русской культуры были у нас многочисленные иноческие обители, основанные этими отвергшимися себя, по слову Христову, подвижниками благочестия, а в особенности наши славные лавры. Из них главным светочем духовного просвещения в Киевской Руси была прославленная подвигами многих святых наша знаменитая Киево-Печерская Успенская Лавра, а на северо-востоке в Московской Руси – Троице-Сергиева Лавра, распространившая вокруг себя множество новых иноческих обителей, основанных учениками преподобного Сергия, «игумена всея Руси», как его благоговейно называли верующие русские люди, во множестве стекавшиеся со всех концов русской земли на поклонение его святым мощам. На эту великую святыню русского народа не посмели посягнуть даже лютые безбожники, и доселе перед его святыми мощами возносятся непрестанные молитвы приходящими туда отовсюду богомольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Основанные в разных местах нашей родины монастыри наибольше всегда поддерживали в народе эту веру, наибольше ободряли его и наивернее помогали выйти из беды, Вспомните уже рассказанное нами про Киево-Печерскую Лавру, потом про Троице-Сергиевскую под Москвой… Само собою разумеется, не все монастыри имели одинаковое значение; но некоторые из них выдвинулись тем, что имели великих подвижников и были особенно прославлены. Такие монастыри; в жизни русского народа и были особенно этой большой поддержкой, этим ободрением, этой помощью. На таких монастырях мы останавливаемся по преимуществу, знакомим с ними читателей. Теперь мы именно переходим к изображению одной из подобных великих святынь на Руси, переходим к святыне, также хорошо знакомой всем, как и святыни Киевская, Московская. Мы будем говорить о Святой Почаевской Успенской Лавре. Спросите, кого хотите: слыхал ли он что-нибудь про Почаев и про Успенскую Лавру Почаевскую? И, наверное, о том никто и никогда не отговорится, не знаем, а всегда скажет, вам, что или сам, был в этой Лавре, или родители его ходили туда на богомолье, или от богомольцев, слыхал он много много рассказов про это святое дивное место. Найдутся многие верующие, которые покажут вам свято хранимую воду, принесенную отсюда, или изображение чудотворной иконы, составляющей величайшую святыню Почаевской Лавры, или житие Иова преподобного, подвижника великого и устроителя монастыря... Да и может ли быть иначе? Святая Почаевская Лавра принадлежит к выдающимся святыням нашей родины православной. Место это достойно особенного внимания всех и каждого. Для истинноверующего человека, желающего поклониться Святыне, нет пути далекого и трудного, который бы устрашил его. Посмотрите на эту толпу богомольцев, медленно двигающихся по дорогам. Убогое платье, едва прикрывающее наготу, за плечами котомка с большим запасом белья да хлеба, палка в руке вот и все. И с этим выходит богомолец в путь за сотни, тысячи, десятки тысяч, верст. Его обгоняют поезда железных дорог, быстрые тройки, а он идет себе медленным шагом, пробирается по тропинкам и широким дорогам, коротает молитвой да благочестивой думой своей путь далекий и трудный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомню, что святыня будет строиться не за бюджетные деньги. Хотя в православных государствах, к которым себя относит и Украина, власть обычно берет на себя весомую часть финансового груза по строительству сооружений такого значения. Мы этот собор можем возвести за пять лет — при условии должного материального обеспечения». В день светлого Христова Воскресения 4 апреля 2010 года из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры к месту строительства Свято-Воскресенского кафедрального собора направился десятитысячный крестный ход с Благодатным огнем и Вифлеемской иконой Божией Матери, прибывшими в Киев со Святой Земли накануне. Это было знаменательно: святыни провожают из Успенского собора Лавры, который ныне иногда служит кафедральным, и несут с пасхальными песнопениями к будущему кафедральному собору в честь Воскресения Христова — в его престольный праздник. Святая Киево-Печерская лавра будто вновь собирает свои земли, ведь Промыслом Божиим главный собор Церкви восстанет на месте древних лаврских владений. На месте алтаря будущего собора крестный ход со святынями встретил Блаженнейший Митрополит Владимир. Под воображаемыми сводами кафедрального собора была совершена Великая пасхальная вечерня. «Для нас это по-настоящему пасхальная радость, которую принесли нам Пасха Христова, Божия Матерь и Ее благословение на возведение на этом месте кафедрального собора в честь Воскресения Христова», — рассказывает пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ и ключарь будущего кафедрального собора протоиерей Георгий Коваленко. Духовно-просветительский центр уже действует На территории будущего кафедрального собора литургическая жизнь началась задолго до начала строительства. Два года назад Блаженнейший Митрополит Владимир освятил здесь небольшой деревянный храм в честь Всех святых (настоятель — епископ Переяслав-Хмельницкий Александр), чтобы постоянно просить помощи Божьей в деле строительства собора и чтобы на момент его открытия место было уже «намоленным». С тех пор растет и крепнет община этого уютного «домашнего» храма.

http://e-vestnik.ru/church/sofiya_kievsk...

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях». Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы. Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих. В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы. Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

http://sobory.ru/article/?object=05582

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, кельи внутри скалы и келарня (место хранения продуктов). По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило. Архитектура келарни, где хранились продукты и стояла печь, и трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. В древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 году пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. В конце XVII b. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 году был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 году – новый каменный Успенский собор. В XVIII b. уменьшилась опасность со стороны татар. Монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм апостолов Петра и Павла и неосвященный храм в «Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. В этот период своего существования, охвативший 2ю половину XIX b. и начало ХХ в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Ныне эта древнейшая обитель переживает новый период своего бытия. Мне особенно памятно соборное служение в Лавре в июле месяце сего года, когда тысячи верующих со всех концов Украины и других стран прибыли в Киев для участия в общецерковных торжествах, посвященных празднованию 1020-летия Крещения Руси, когда вновь было подтверждено всенародное стремление к церковному единству. Незабываемые впечатления от этого визита я с благодарностью храню в своем сердце. Теплые встречи с клиром и паствой, торжественные богослужения, радость молитвенного и человеческого общения – все это убедительно свидетельствовало о единстве нашей Святой Церкви. Особую благодарность хочу выразить Блаженнейшему Владыке Митрополиту, архипастырям, пастырям, монашествующим и всему украинскому боголюбивому народу за мужественное стояние в православной вере в тех непростых условиях, в которых ныне пребывает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Верю, что, Богу содействующу, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра трудами Владыки Наместника и братии будет способствовать дальнейшему возрождению духа монашеского преемства, сохранению и приумножению древних традиций монашеского делания, укреплению Канонического Православия и духовному единению народа Божия. Надеюсь, что всегда она будет тем благодатным местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая сможет обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной. Молитвенным предстательством Царицы Небесной, Всеславное Успение Которой ныне празднует Святая Церковь, да хранит Господь Вас, Ваше Блаженство, собратьев архипастырей, дорогих отцов, братьев и сестер, на всех путях жизни и служения вашего! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_57265.html

С жизни в этой пещере и начался подвижнический путь святого: глубокая уединенная молитва и строжайший пост (преподобный вкушал через день, а иногда не ел по неделе), ночные бдения и тяжелый труд, духовничество и наставничество. Служение святого явило миру высочайший подвиг – подвиг истинной любви к Богу и ближнему. Уединения, к которому так стремился Антоний с младых лет, не удалось достичь при жизни: постоянное присутствие братии, окружавшей его до последних дней, всё возрастающее количество людей, обращавшихся к нему за духовными советами, увеличивающееся с каждым днем число учеников… Только после кончины преподобный обрел долгожданное уединение. Предчувствуя свой уход, святой попросил братию не выносить его останки для поклонения после кончины. Сказав это, он зашел к себе в келлию, где вскоре и почил. Сразу же вход обвалился, полностью засыпав доступ в пещерку. Таким образом мощи святого обрели наконец-то желаемый покой. Любить всех Киево-Печерская Лавра. В пещерах Милостью Божией и трудами преподобного было положено начало строительству величайшей святыни, которая стала оплотом, надеждой, центром Православия как для современной Украины, так и для всего православного мира. Это святая Успенская Киево-Печерская Лавра . Я убежден, что благодаря присутствию мощей святых угодников в Ближних и Дальних пещерах на территории Киево-Печерской Лавры, их молитвенному заступничеству и ходатайству перед Всевышним мы до сих пор храним веру православную. С такой надежной защитой нашей Церкви ее верным чадам не страшны никакие гонения и бедствия. Нетленные мощи подвижников: мучеников и целителей, чудотворцев и бессребреников, живших с IX по XX век, – главное сокровище обители. Жизнь святых учит нас сегодня главному – жертвенной любви. Любви непростой и не каждому понятной. Противостоять злу можно только взращивая любовь в собственном сердце, возрастая в доверии к Богу Заповедь о любви к Богу и ближним – краеугольный камень, на котором утвержден весь Ветхий Завет. Христос Спаситель раскрывает подлинный смысл этой заповеди и возводит ее на небывалую высоту. Господь уточняет: нужно любить не просто ближнего, нужно любить всех людей, вплоть до тех, кого мы считаем своими врагами. Христианская любовь – любовь прежде всего жертвенная. В Евангелии сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

http://pravoslavie.ru/105242.html

Крестный ход в открывшейся Лавре. Монах Руф (Резвых; † 2009) и иеродиакон Игнатий, в схиме Иларион (Дзюбанин; † 2007) Рассказывал, что Лавра пребывает в «мерзости запустения», что из храма, где предполагалось служить, братия вынесли горы мусора, идет ремонт и Литургия пока совершается на втором этаже 50-го корпуса, где должна разместиться братская трапеза. О том, что мощи преподобных, томившиеся многие годы в каких-то старых простынях, обрядили в новые облачения и что в пещерах, изуродованных безбожным временем, также идут ремонтные работы. Что в Лавру вернулись старые насельники, принимавшие постриг еще в 1950-х годах, а также пришло много молодежи, желающей монашества, и что нужно возрождать лаврский песенный обиход… Что сухие главы, покоящиеся в одной из старинных келий Дальних Пещер, вдруг покрылись маслянистой влагой – замироточили! – и это указывает на помощь Божию и покровительство Пресвятой Богородицы и угодников Печерских. Наместник архимандрит Ионафан у 49-го корпуса (ныне – митрополия УПЦ), ноябрь 1988 г. А еще молодой архимандрит тогда сказал о сокровенной мечте – возрождении из руин главной святыни Лавры – Великого Успенского собора, «богосозданного прообраза всех монастырских храмов Древней Руси», отстроенного греческими мастерами по велению Божией Матери стараниями преподобного Феодосия и взорванного немецкими оккупантами в 1941 году… Руины Успенского собора после взрыва 3 ноября 1941 г. Помню, как главный редактор-фронтовик молча читал этот материал, качал головой и после раздумий сказал: «Моя мати ходила в Лавру на прощу мене благословляла перед на фронт… Будемо друкувати, мабуть час прийшов…» С тех пор минуло почти 30 лет. Киево-Печерская Лавра готовится к празднованию в следующем году 30-летия ее возвращения Церкви. За это время святая древняя обитель, родоначальница русского монашества, превратилась в цветущий оазис Православия, стала духовным центром Украинской Православной Церкви. Здесь находится резиденция Предстоятеля – митрополита Онуфрия – священноархимандрита Лавры; Киевские духовные школы; корпус синодальных отделов, издательство, типография, редакции газет и журналов, паломнический центр, многочисленные мастерские. В отстроенном Успенском соборе (2000) и других храмах, в том числе и пещерных, возносится молитва. Со всех уголков Украины и из-за рубежа, как и в далекие времена, сюда ежедневно устремляются паломники. Неслучайно Киев был назван «вторым Иерусалимом», «матерью городов русских». Здесь нашел упокоение первомученик безбожного гонения ХХ века митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918), прославленный Церковью в 1992 году. И Лавра сегодня, как и встарь, остается «кузницей кадров»: многие ее современные насельники стали настоятелями возрожденных и вновь открывшихся обителей, известными иерархами на Украине и за ее пределами.

http://pravoslavie.ru/107026.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010