К 1786 г. осталось по Киевской епархии таковых правлений только 17, и из них по представлению Преосвященного митрополита Самуила в том же году указом Св. Синода марта 13 утверждены только 9: в Козельце, Пирятине, Лубнах, Переяславле, Миргороде, Хороле, Золотоноше, Городище и Острее, но после введения в Киевской епархии духовных штатов по указу 1757 г. учреждено по числу епархиальных городов 11. Монастырское правление в Киевской епархии было двоякое: одно не зависимое ни от епархиальных архиереев, ни от митрополита, а прямо от патриарха, в ставропигиальных так называвшихся монастырях, каковым правом с 1159 г. г. пожалована от патриарха Константинопольского Сильвестра, а вероятнее Луки Хрисоверха, Киево-Печерская Лавра, с 1588 г. Львовский Успенский и Виленский Святодухов, с 1710 г. Межигорский, а с 1720 г. и Киевобратский монастыри. Некоторым монастырям и польские короли давали такое же право независимости ни от кого, кроме от себя 206 . В других монастырях правление зависело от епархиальных архиереев и митрополитов. В первых из сих монастырей начальствовали архимандриты или игумены, а во вторых только игумены. В Виленском они назывались старшими. Но с 17 и 18 столетий и в сих иногда определялись архимандриты по рассмотрению самих митрополитов Киевских, а в 1765 г. именным указом февраля 17 производство их без дозволения Св. Синода запрещено. Ставропигиальные и королевские монастыри имели право избирать себе вольными голосами братии и сторонних светских чиновников своего настоятеля, а избранные утверждались королевской грамотой, в последовавшие же времена и гетманом. Первые из сих монастырей имели под своим ведением многие другие мужские и женские монастыри, единственно от их управления зависевшие. Киево-Печерской Лавре подведомы были многие не только по Киевской, но и по другим епархиям, а Виленскому все литовские. Они сами избирали, определяли и сменяли в них настоятелей, или своих наместников и настоятельниц и в вотчинах своих таким же образом распоряжались даже белым духовенством, управляя им и самыми прихожанами ее в духовных делах посредством избранных ими же протопопов, а только для посвящения в чины относились к епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ковнировский корпус и типография. Неподалёку от Успенского собора привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами двухэтажный Ковнировский корпус - памятник XVII- XVIII вв. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня. Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. В годы Второй мировой войны здание было повреждено, а в 1963 г. восстановлено. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины. К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Сначала сооружение было деревянным, а 1701 г. на его месте возведено каменное одноэтажное. В 1721- 1722 гг. надстроен второй деревянный этаж. Корпус стоит на взгорье, поэтому он часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы. В середине XVIII в. с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны. В 60-х гг. XIX в. после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный. Сооружение оформлено в стиле барокко. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был " Часослов " (1616-1617) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - " Лексиконъ " Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был " Синопсис " (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. " Синопис " переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В годы Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952 - 1954 гг. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Покинув пещеры, братия поселилась в удобных деревянных кельях. В 1720-х годах монашеские жилища обрели вид каменных одноэтажных корпусов, тянувшихся длинными рядами от крепостной стены к Успенскому собору. Единые по архитектуре, эти здания имели высокую кровлю с уступами, весьма характерными для светского зодчества Украины. Верхние части фасадов были украшены фигурными фронтонами с неглубокими нишами и лепными узорами. Декор стен дополняли широкие пилястры с капителями, плавно переходившими в сложные профилированные карнизы. Наружное убранство завершали наличники с фронтонами привычной треугольной и оригинальной луковичной формы. Каждый член печерского братства занимал отдельную келью в 2-х и 4-комнатных помещениях с отдельным выходом. Из высоких окон каждой комнаты открывалась живописная картина лаврских садов. В 1777 и 1783 годах корпуса перестраивались, о чем свидетельствуют надписи на фасадах. Из текстов на рельефных табличках можно узнать имена создателей, которыми, в частности, являлись крепостные каменщики, возглавляемые мастером П.И. Рубашевским. Ранее путники проходили в лаврскую крепость через Васильковские, Московские и Киевские ворота. В середине XIX века территорию Нижней лавры окружила каменная стена, возведенная по правилам современной фортификации. Не считая длины, ее параметры значительно уступали крепостным сооружениям Верхней лавры. Ушли в прошлое тараны, стрелы и бочки с дегтем, поэтому толщина стены не превышала 1 м, зато вся ее поверхность была испещрена отверстиями для ружейной стрельбы и амбразурами для пушек. К началу следующего столетия печерская твердыня утратила оборонное значение, но сохранившие прочность сооружения пригодились в монастырском хозяйстве. По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г. Глядя на эффектные здания невдалеке от Успенского собора, трудно вообразить, что в них когда-то протекала бурная хозяйственная жизнь. Здесь никогда не было красивой мебели и ценной утвари, интерьеры не отличались изяществом, но кухонные помещения в нем и не нуждались. На плане Афанасия Кальнофойского эти корпуса обозначены как «хлебня с житницей и всем, ей принадлежащим».

http://sobory.ru/article/?object=00330

25. Ковнировский корпус. Сооружен в XVII-XVIII в.в. Состоит из двух объемов, построенных в разное время. Пекарни с пристройкой, возведенной в XVII в., и книжной лавки, построенной мастером С.Д. Ковниром в 1721-1727 г.г. После пожара в 1744-1746 г.г. С.Д. Ковнир восстанавливает оба здания и подводит их под общую крышу. Пекарня представляла собой однокамерное сооружение в плане в виде параллелепипеда со стенами, сложенными из чередующихся рядов кирпича и валунов, перекрытое сводами. К пекарне с северной стороны делают пристройку с порталом, поребриками из кирпича и двумя полуколоннами (возможно архит. Д.В. Аксамитов). Книжная лавка - одноэтажное трехкамерное сооружение, с двумя тамбурами, перекрытое сводами и с высокой крышей. В 1772 г. в чердачных помещениях устроен второй этаж. Корпус в стиле барокко кирпичный оштукатуренный двухэтажный с подвалом сложной конфигурации в плане. 26. Ворота между Экономическим и Ковнировским корпусами. Устроены как ворота, ведущие на экономический двор при перестройке Ковнировского корпуса в 1744-1746 г.г. 27. Просфорня. Трехэтажное кирпичное здание сооружено с тыльной стороны Ковнировского корпуса в 1913 г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Пристроено к административному корпусу. 28. Административный корпус, является составной частью здания Лаврской типографии. В современном виде сооружен в 1828 г. при перестройке основного корпуса типографии. 29. Типография. Сооружена в XVIII-XIX в.в. Первая в Киеве типография была основана в 1615 г. и размещалась в небольшом деревянном доме в Лавре. В 1701 г. на его месте был возведен кирпичный одноэтажный корпус. Планировка нового здания была секционной асимметричной. После пожара в 1718 г. была восстановлена в 1721-1727 г.г., при этом использованы сохранившиеся старые стены. В 1772-1773 г.г. архитектор Шарль де Шардон над зданием строит второй деревянный этаж. Тогда же для укрепления южной стены было установлено три аркбутана, пятами поставленные на террасу корпуса 30. В 1828 г. к основному объему сооружения с севера и востока сделаны пристройки. В 1864 г. установлен четвертый аркбутан. В 1863 г. между зданием типографии и построенной Словолитной мастерской установлены ворота, ведущие в Экономический двор.

http://sobory.ru/article/?object=00330

В 1900-1902 гг. группа художников во главе с В. Сониним расписала плоскости стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами. Кельи соборных старцев. Из главных ворот посетитель попадает на аллею, с обеих сторон которой стоят кельи соборных старцев. Налево - 140-метровый корпус 4, направо - 64-метровый корпус 3. Оба корпуса имеют высокую кровлю с изломом, торцы кровли закрыты фигурными фронтонами с декоративными нишами и лепным орнаментом. Стены расчленены пилястрами, разукрашены сандриками, профилированными карнизами. Построенные в 20-х годах XVIII в., сооружения являются характерными образцами тогдашней российской гражданской архитектуры. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была отдельным жилищем лаврского соборного старца. В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948 - 1963 гг. Ныне в бывших кельях разместились выставки: в корпусе 3 - " Сокровища, поднятые из руин " , " Традиционная иконопись и культовое литьё " ; в корпусе 4 - " Украинское искусство барокко " , " Духовные сокровища Украины в голограммах " ; ювелирный магазин " Сувениры " . Большая лаврская колокольня. Сооружение колокольни продолжалось в 1731-1745 гг. Проект выполнил известный архитектор Й.- Г. Шедель. В сооружении колокольни участвовали отечественные строители С. Ковнир, Й. Рубашевский, Иван и Гавриил Шаровары, Сидор, Андрей, Иван и Григорий из семьи Горохов и др. Колокольня - это величественная и стройная восьмигранная в плане четырехъярусная башня высотой 96,5 м. Конструкция здания - сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проёмов. Толщина стен первого яруса достигает 8 м, фундамент залегает на 7 м вглубь. На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Один из них - весом 1000 пудов отлит в Лавре Г. Лукиным. Второй весом 1636 пудов отлил в Москве П. Финляндский. В 1744 г. на четвертом ярусе установлены башенные часы с курантами. В 1903 г. их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. Каждую четверть часа с колокольни раздается мелодия, а каждый час бьют часы.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Можно определить прототипы значительной части композиций Троицкой ц., ряда изображений 60-х гг. XVIII в. в соборе Св. Софии Киевской. В надвратном храме, напр., по известным европ. образцам выполнены композиции «Крещение евнуха ап. Филиппом» на сев. стене трансепта, «Жертвоприношение Авраама» в апсиде жертвенника, цикл «Евангельские заповеди блаженства» на пилястре юж. стены и на юж. пилоне юго-зап. крещатого столпа и др. В алтарной части храма Св. Софии - также сюжеты цикла «Евангельские блаженства». Образцами для подобных росписей были иллюстрации Библий Пискатора, Вайгеля, Мериана, Данкертса и др. популярных европейских гравированных альбомов. Стенопись лаврских мастеров 1-й пол. XVIII в. по характеру и манере исполнения почти не отличается от станковой живописи, что заметно, напр., при сопоставлении настенных росписей Троицкой ц. с иконами из ее иконостаса. Эти особенности соответствуют общеевроп. тенденциям - с XVII в. в искусстве Зап. Европы ведущую роль играет станковая живопись. Лик преподобных. Роспись притвора Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Лик преподобных. Роспись притвора Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Киевская монументальная живопись XVIII в. по стилю родственна укр. портрету эпохи: реалистическая тенденция объединялась с использованием орнаментики. Типично введение в стенопись или размещение в храмах живописных, заключенных в рамы портретов исторических персонажей - гетманов, князей, царей, митрополитов, архимандритов, донаторов. В Успенском соборе монументальная «портретная галерея» (до 1718, поновлена и дописана в 20-х гг. XVIII в.), включавшая ростовые изображения архимандритов, князей, царей и гетманов, опоясывала 3 стены нефа (Там же. С. 180). С 20-х гг. XVIII в. до 1-й трети XIX в. на хорах собора формировался комплекс крупных ростовых портретов на холстах (после 1832 перенесены в ризницу, ныне в собр. НКПИКЗ, НХМУ; см.: Лonyxiha. 2005). Значительны достижения лаврских мастеров в изображении пейзажа. Так, в Троицкой ц. композиции с образами природы представлены не только в стенописи, но и на иконах из иконостаса, а также на дверях и стасидиях. Аналогичные приемы исполнения пейзажа наблюдаются и на др. иконах того времени: «Грехопадение» (НХМУ, происходит из с. Березна), «Встреча Марии и Елисаветы» и «Соглядатаи земли Ханаанской» (НМ(Л), НХМУ, обе из с. Сулимовка) и др.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

78. Водосвятный киворий. Сооружен в 1896-1897 г.г. по проекту В.Н. Николаева. В 1899 г. площадка перед киворием была замощена. 79. Павильон входа в галерею Дальних пещер. Прямоугольный в плане павильон сооружен в 1897 г. по проекту В.Н. Николаева на месте деревянного. Оформлен в псевдорусском стиле. 80. Схимнический корпус. Сооружен в 1824-1825 г.г. по проекту А.Меленского в стиле классицизма. В 1894-1896 г.г. перестроен по проекту В.Н. Николаева в псевдорусском стиле. 81. Братские кельи Дальних пещер. Двухэтажное здание сооружено в 1823 г. по проекту А. Меленского. 82. Братский корпус. Сооружен в 1898-1899 г.г. по проекту В.Н. Николаева. 83. Дом блюстителя Дальних пещер. Сооружен в 1810-1813 г.г. Расположен на косогоре. Корпус в стиле классицизма кирпичный одноэтажный прямоугольный в плане на высоком цоколе с арочным входом с северной стороны. Вдоль восточного фасада протянута открытая галерея с колоннами тосканского ордера, к которой ведет деревянная лестница. Внешнее оформление выполнено в 1814 г. Корпус часто ремонтировался и реконструировался, поэтому почти утратил свой первоначальный вид. Так, в 20-е годы в. Со стороны восточного фасада к нему пристроили контрфорсы для защиты от оползней. Несколько раз полностью изменялось внутреннее оформление и планировка дома. 84. Некрополь при церкви Рождества на Дальних пещерах. Самый большой некрополь Лавры. Возник в первой половине XIX в. Среди погребенных выдающиеся полководцы, государственные деятели, церковнослужители и знатные киевляне. 85. Монастырская гостиница. Первая половина XIX в. 86. Монастырская гостиница. Первая половина XIX в. 87. Монастырская гостиница и склад для свечей. П-образное в плане одноэтажное сооружение. Построено в 1830-1831 г.г. Сюда был переведен свечной завод, существовавший на территории Верхней Лавры. В 1872-1874 г.г. под руководством А. Середы был сооружен второй этаж. В конце 1880-х г.г. произведен капитальный ремонт, укреплены фундаменты, восточная часть усилена контрфорсами, проведен водопровод. После постройки в 1898 г. в Китаевской пустыни нового сооружения Лаврского свечного завода, помещение было перепланировано под гостиничные номера, подвалы - на склады по сохранению свечей и две кельи.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Неповторимой по красоте и сложности работой является керамическая отделка стен. Детали из обожженной глины выполнялись на лаврских кирпичных заводах по методике и под непосредственным наблюдением Шеделя. Из керамических блоков собран антаблемент, протянувшийся над колоннами второго яруса. Белоснежную керамику выбрал создатель ионических капителей. Из того же материала сделаны коринфские колонны четвертого яруса, дополненные двуглавыми орлами в качестве гербов митрополита Рафаила Заборовского. Легко представить, какие трудности пришлось преодолеть мастерам при лепке и обжиге деталей, достигавших по высоте и в диаметре 1,5 м. В строительстве и отделке колокольни принимали участие крепостные лавры С. Ковнир, И. Рубашевский, И. Горох. Каждый ярус постройки имел особое назначение: на первом помещался лаврский архив, на втором – библиотека, на третьем, опираясь на толстые деревянные брусья, висели колокола общим весом более 5 тысяч пудов (около 82 000 кг). Более трети массы (1636 пудов или 27 000 кг) приходилось на самый большой из них, отлитый в Москве мастером П.Н. Финляндским. Торжественное водружение этой махины состоялось 20 августа 1897 года, когда около тысячи нижних чинов 3-й саперной бригады выгрузили колокол на киевском вокзале, доставили в лавру и укрепили на балках, с трудом подняв его на высоту четвертого яруса. До того монастырский распорядок устанавливался с помощью 1000-пудового колокола, отлитого в 1732 году на территории лавры. Его создание является заслугой московского литейщика Г. Лукина, которого летописцы называли «знаменитым помощником артиллеристско-колокольных дел мастера Моторина». Братия имела возможность оценить его способности при отливке 800-пудового колокола, изготовленного в лавре для Софийского собора. Гигантский предмет весом 24 пуда 3 фунта почти три года висел на перекладине молча. Без языка его оставили небрежно сработавшие тульские литейщики. Прикрепленный к колоколу, он выдержал несколько месяцев, после чего переломился пополам и упал, едва не убив звонарей. Более качественный язык выполняли на том же заводе те же мастера, которые на сей раз использовали высокопрочное сибирское железо.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Трагические события начала 2014 года навсегда станут печальной страницей новейшей истории Украины. И мы должны приложить все усилия, чтобы не допустить повторения этого ужаса в будущем. Сегодня мы возносим молитвы за украинский народ. Просим Бога, чтобы он берег нашу страну и помогал нам в развитии справедливого демократического государства. Боже Великий Единый, нам Украину храни! 24 февраля 2014 Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Источник: официальный сайт УПЦ Перевод с украинского редакции портала «Правмир» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 июня, 2022 16 июня, 2022 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 10 ноября, 2023 7 июня, 2023 27 февраля, 2023 15 августа, 2022 21 июня, 2022 16 июня, 2022 20 марта, 2024 19 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/obrashhenie-svyashhenn...

В те годы Древнерусским государством управлял Святополк II (1050–1113). Киевский стол сыну Изяслава уступил преемник покойного Всеволода, черниговский князь Владимир, более известный под прозвищем Мономах. Современники отмечали робость великого князя в ратных делах и неосмотрительность в дипломатии. Эти незавидные для правителя черты вызвали междоусобицы и крайне обострили отношения с половцами. Первые годы княжения Святополка II стали для Руси временем бесконечных войн, братских раздоров и природных бедствий, подобных нашествию саранчи. Соединившись с войсками тмутараканского князя Олега, степняки разграбили Чернигов, Переславль, часть Киевского княжества, сожгли город Юрьев и лесную крепость в Берестове. Боняк успел постучать в Золотые ворота, но, вопреки поверью, двери не распахнулись, и варварам пришлось удалиться за Днепр. Начавшееся в 1113 году восстановление Берестова продолжалось более десятилетия, а закончилось заботами Владимира Мономаха, к тому времени занявшего киевский престол. На месте сгоревшей деревянной церкви появился храм Спаса – однокупольное здание из камня с выступающими ризалитами на двух фасадах. Стены берестовской церкви были сложены типичной для местного зодчества кладкой с плинфой, оставлявшей на поверхности характерные полосы. Первые строители по традиции оштукатурили стены, оставив открытыми декоративные элементы: кресты и фризы с меандровым орнаментом. Придерживаясь крайней простоты в отделке, мастера старались украсить фасад оригинальными деталями. Например, в средней нише церкви Спаса помещено небольшое окно. Одно из углублений на западной стороне храма немного выше соседних. Возможно, только в декоративных целях неравномерно разбросана скульптура в виде крестов. Победы русских в борьбе с половцами воплотились в патетическом облике здания. Высота хоров в интерьере церкви Спаса достигает 10 м, что ранее никогда не встречалось в русских храмах. В этом сооружении явно преобладали вертикальные линии, архитектурные массы тяготели к стройности, поскольку были устремлены вверх. Необычная высота вынудила создателя устроить три притвора для обеспечения устойчивости. В настоящее время еще можно увидеть след арки притвора на западном фасаде и древние строения вблизи северного и южного входов. Неплохо сохранились фрагменты деревянных лесов и дубовых перемычек окон.

http://sobory.ru/article/?object=06203

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010