На нем стоит большой крест из чистого золота с славянскими надписями, в которых значится, что в кресте находится часть животворящего древа, часть столба и земли, обагренного кровью Христовой, и вервь, которую Иисус Христос был привязан во время бичевания. На жертвеннике алтаря святого архидиакона Стефана замечательна икона Спасителя в младенческом возрасте, которую писал безрукий художник, держа кисть во рту. Иконостас главного алтаря из резной по дереву вызолоченной стены. Иконы в нем богато украшены и дивно изображены. Здесь над царскими воротами находится первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 году из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители (см. 3 мая). С того времени святая икона и пребывает в Лаврской церкви. Она написана на кипарисной доске; в ширину имеет 9 вершков, а в длину 6 с половиною вершков; от пожаров, происходивших внутри церкви, рисунок почти изгладился и доска почернела. На иконе изображена Божия Матерь, почившая на одре, пред коим стоит Евангелие, покрывающее отверстие во внутренность иконы, где заключались мощи семи святых мучеников, положенные строителями Печерской церкви в ее основание. При голове и ногах Богоматери — по пяти апостолов, из коих Петр — при голове Ее с кадильницей, а Павел впереди прочих — припадающих к ногам Ее. Посредине иконы, за ложем, стоит Спаситель, держащий в пеленах, в образе младенца, душу Богоматери, а с обеих сторон Его — парящие два крылатые ангела, держащие в руках убрусы. Образ этот, кроме лица и рук, покрыт весь ризою из чистого золота и украшен множеством бриллиантов и других драгоценных камней. Он вставлен в серебряный круг, имеющий в поперечнике 15 вершков и испещренный звездами. На этом несколько выпуклом круге или щите чеканною работаю изображены два ангела, поддерживающие икону, а над нею Бог Отец, ниже Коего в облаках Дух Святой, в виде голубя. Щит этот также украшен драгоценными камнями, а по краям обложен сплошь чеканными главами крылатых херувимов.

http://sobory.ru/article/?object=00330

   Или будем по-прежнему «благодушествовать», несмотря на все предостережения свыше, пока не ударит неизбежно приближающийся грозный час возмездия Божия, когда мгновенно рушится весь наш нынешний «благобыт» и постигнет нас страшная погибель — не только временная, но и вечная.    Да не будет!... «Во успении мipa не оставила еси, Богородице».    Эту великую истину всегда ощущали на себе православные русские люди, неустанно призывавшие Богоматерь в своих молитвах. И действительно — едва ли какой-нибудь другой народ так часто, так живо и ярко испытывал в истории своей всесильный покров над собой и дивное заступничество Божией Матери. Безчисленное множество чудотворных икон Ее, явленных во всех концах Земли Русской, и неисчислимое количество чудес, от них источавшихся, а, в особенности, поразительные случаи неожиданной помощи всему русскому народу в целом, в самые критические моменты его исторического бытия, убедительно свидетельствуют об этом.    Потому-то и чтил так православный русский народ «Заступницу усердную рода христианского», и Отечество свое с благодарною любовью именовал «Домом Пресвятыя Богородицы», строя в честь Ее многочисленные храмы по всему лицу Земли Русской. А особенно почитал русский человек как раз нынешний великий праздник Успения, верно ощущая своим сердцем, что именно благодаря событию, воспоминаемому сегодня, Пречистая Матерь Божия стала так близка и дорога нам, сделавшись «неусыпающею» молитвенницею за нас и «в предстательствах непреложным упованием», как поет Церковь.    Недаром в самом сердце державной Руси — в первопрестольном граде Москве, по завету великого печальника Русской Земли св. митрополита Петра, еще издревле был воздвигнут величественный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы — эта «святая святых» народа русского, — где венчались на царство цари русские и возводились на престол первосвятители Церкви Русской.    Не случайно и первоначальное духовное средоточие Русской Земли — очаг духовного просвещения всей Руси Киевской, каковым безспорно является Киево-Печерская Успенская Лавра, посвящен тому же великому празднику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Ныне эта древнейшая обитель переживает новый период своего бытия. Мне особенно памятно соборное служение в Лавре в июле месяце сего года, когда тысячи верующих со всех концов Украины и других стран прибыли в Киев для участия в общецерковных торжествах, посвященных празднованию 1020-летия Крещения Руси, когда вновь было подтверждено всенародное стремление к церковному единству. Незабываемые впечатления от этого визита я с благодарностью храню в своем сердце. Теплые встречи с клиром и паствой, торжественные богослужения, радость молитвенного и человеческого общения – все это убедительно свидетельствовало о единстве нашей Святой Церкви. Особую благодарность хочу выразить Блаженнейшему Владыке Митрополиту, архипастырям, пастырям, монашествующим и всему украинскому боголюбивому народу за мужественное стояние в православной вере в тех непростых условиях, в которых ныне пребывает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Верю, что, Богу содействующу, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра трудами Владыки Наместника и братии будет способствовать дальнейшему возрождению духа монашеского преемства, сохранению и приумножению древних традиций монашеского делания, укреплению Канонического Православия и духовному единению народа Божия. Надеюсь, что всегда она будет тем благодатным местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая сможет обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной. Молитвенным предстательством Царицы Небесной, Всеславное Успение Которой ныне празднует Святая Церковь, да хранит Господь Вас, Ваше Блаженство, собратьев архипастырей, дорогих отцов, братьев и сестер, на всех путях жизни и служения вашего! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_57265.html

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, кельи внутри скалы и келарня (место хранения продуктов). По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило. Архитектура келарни, где хранились продукты и стояла печь, и трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. В древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 году пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. В конце XVII b. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 году был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 году – новый каменный Успенский собор. В XVIII b. уменьшилась опасность со стороны татар. Монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм апостолов Петра и Павла и неосвященный храм в «Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX b. и начало ХХ в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Западное крыло храма (против главного алтаря) полностью посвящено Русской Православной Церкви со времен Крещения Руси.Здесь изображены русские святые, созидавшие в России православие, ее хранители от войн и междоусобных браней, устроители святых обителей и молитвенники о России на небесах. В монументальной стенной росписи запечатлены эпохальные события в русской истории, в которых была явлена судьбоносная для России сила православия, с самого начала его появления на Руси. Повествование начинается со крещения святой Ольги, где подчеркивается преемственность русского христианства от Византии. Здесь изображено, как святая Ольга, выйдя из купели, принимает благословение от константинопольского патриарха. Идея православной симфонии, столь характерной для России, проповедуется в образах «Крещение киевлян» и «Основание Киево-Печерской Лавры», которые повествуют об изначальной поддержке Церкви государственной властью на Руси. Тут изображены св. Владимир, молящий Бога о ниспослании благословения русскому народу, и киевский князь Изяслав, исцеленный св. Антонием Печерским, за что в благодарность подарил монахам высокую гору над киевскими пещерами — Великая Лавра стоит там и по сей день. Два образа посвящены самой Москве. Интересно, что для храма были отобраны два исторических события, ставших вехами в судьбе Москвы как столицы России. Это «Закладка Московского Успенского собора в 1326 году» с изображением великого князя Ивана Калиты и «Сретение иконы Владимирской Божией Матери», спасшей стольный град от нашествия Тамерлана в 1395 году. Здесь же присутствуют сюжеты, связанные с Отечественной войной. Образом «Явление Богоматери преподобному Сергию» митрополит Платон благословил Александра I, когда император отправлялся в армию, оттого этот образ запечатлен на стене западного крыла. Над южной хорной аркой находится Смоленская икона Богоматери, пребывавшая в стане русских воинов перед Бородинской битвой. Над северной аркой — Казанская икона Богоматери, которой митрополит Платон благословил М.И.Кутузова перед отправкой в действующую армию.

http://pravoslavie.ru/362.html

Как известно, образец Печерской Великой Церкви был показан зодчим Самой Пресвятой Богородицей «на воздусе» во Влахерне. Некоторые исследователи полагают, что образцом была Влахернская церковь. Но если бы это было так, зачем же тогда нужно было показывать образец «на воздухе», если можно было просто повелеть мастерам снять размеры с Влахернской церкви и тщательно рассмотреть ее, чтобы сделать копию. Смеем предложить, что образец, показанный мастерам Пресвятой Богородицей, символически изображал Успенскую церковь Афонской Свято-Успенской обители Ксилургу. Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в ΧΙ–ΧΙΙ вв. С. 315. Попин — священник (примеч. автора). Основание Почаевской Лавры приписывается некоему святогорцу преподобному Мефодию, прибывшему на Почаевскую гору в XIII веке. По одному из преданий, Святогорская Лавра на берегу Северского Донца также была основана святогорцами. Источники и литература: Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. Афонский Патерик, или жизнеописания святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Ч. 2. М., 1897. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. М., СПб. 2011 г. История Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Святая Гора Афон, 2015. (Русский Афон XIX–XX веков. Т. IV.) Калужская И. А. Об одном названии винограда в балканских языках//Античная балканистика. Карпатобалканский регион в диахронии. М., 1984. С. 19. Константин Багрянородный. «Об управлении империей». Глава 29: «О Далмации и соседствующих с нею народах». Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в ΧΙ–ΧΙΙ вв.//Из истории Русской культуры. Т. ΙΙ. Кн. 1 (Киевская и Московская Русь). М., 2002. Муравьев А. Н. Письма с востока. СПб. 1851. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты Архимандрита, ныне епископа Порфирия Успенского. М., 2006. Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Т. I. М., 2007. Соловьев А. В. Византийское имя России//Византийский временник. 1957. Т. 12 (37). С. 134–155.

http://pravoslavie.ru/93621.html

В епархиях Украинской Православной Церкви завершился крестный ход, приуроченный к 25-летию Харьковского Архиерейского Собора и Дню Крещения Руси 26 июля 2017 г. 17:36 26 июля 2017 года в епархиях Украинской Православной Церкви завершился крестный ход с новоявленными и древними чудотворными иконами, проходивший в рамках торжеств по случаю 25-летия исторического Харьковского Архиерейского Собора и Дня Крещения Руси. С 1 июля в разные уголки Украины были принесены образы Богородицы: «Боянская» (Боянский женский монастырь, Черновицкая область), «Радомышльская» (Николаевский храм г. Радомышль, Житомирская область), «Киевская-Барская» (Святая Успенская Киево-Печерская Лавра), «Владимирская-Десятинная» (Десятинный мужской монастырь, г. Киев), «Призри на смирение» (Введенский мужской монастырь, г. Киев), «Почаевская» (Успенская Почаевская лавра), «Святогорская» (Успенская Святогорская лавра), «Зимненская» (Успенский Зимненский женский монастырь, Волынская область), «Касперовская» (Успенский кафедральный собор, г. Одесса), «Ахтырская» (Покровский храм, г. Ахтырка, Сумская область), а также икона «Спас Нерукотворный» (Борисоглебский женский монастырь, Харьковская область). Во время пребывания чудотворных икон на приходах и в монастырях совершались богослужения с прошениями о Церкви и мире на Украине. 27 июля все святыни будут доставлены в Киев, где примут участие в традиционном молебне и крестном ходе в Успенскую Киево-Печерскую лавру . В ночь на 28 июля чтимые образы будут находиться в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских, где помолиться и приложиться к ним смогут все желающие. Доступ к святыням будет также открыт в День Крещения Руси во время праздничной Литургии. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4969219.ht...

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

Заявление във връзка със забраната за достъп на преподаватели и студенти от Киевските духовни школи до територията на Киево-Печьорската лавра. Служба " Комуникация " на ОВЦС, 20.08.2023.  През последните седмици Министерството на културата и информационната политика на Украйна нееднократно подтвърди забраната за  достъп на преподаватели и студенти от Киевските духовни школи и учебни корпуси, които се намират в Успенската Киево-Печерска лавра. По-рано през юли 2023 г., Светейшият Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил  направи изявление във връзка с опитите за изгонване на вярващите от Киево-Печерската лавра. Тогава Предстоятелят на Руската Православна Църква  се обърна с послание към религиозни дейци и представители на международни организации във връзка с преследването на наместника на Киево-Печьорската лавра Вишгородския и Чернобилски митрополит Павел. Както  съобщава сайтът Патриархия.ru , във връзка с все повече задълбочаващия се безцеремонен натиск върху Украинската Православна Църква и изгонването на нейните представители, в това число преподаватели и учащи в най-старото православно учебно заведение в Източна Европа извън стените на Киево-Печьорската лавра. Светейшият Патриарх Кирил благослови Синодалния отдел за взаимодействие на Църквата с обществото и СМИ да направи следното заявление: В края на август 2023 г. Министерството на културата и информационната политика на Украйна потвърди забраната за достъп на преподаватели и студенти от Киевската духовна академия до академичните сгради на територията на Киево-Печьорската лавра. Това решение е част от държавната програма, официално анонсирана и утвърдена от властите в Украйна през 2022 г., за отслабването и унищожаването на Украинската Православна Църква, заграбването на нейните манастири и исторически светини, ликвидиране на религиозните общности. С това беззаконно решение на правителството на Украйна се продължава планомерното унищожаване на хилядолетния Киево-Пеьорски манастир и неотделимо свързаната с него духовна, интелектуална и културно-историческа традиция. Предприетите действия са възпрепятстване дейността на духовните школи, които имат повече от четиристотингодишна история. Бъдещите свещенослужители са лишени от възможността духовно да възрастват до светините на лаврата. Руската Православна Църква решително протестира против изгонването на Киевската духовна академия извън стените на Свято-Успенската Киево-Печьорска лавра. Обръщаме се към международните правозащитни организации, световната православна научно-богословска общност, религиозните и светски учебни заведения в целия свят с призив да застанат в защита на най-старото православно учебно заведение в Източна Европа и да предприемат възможните стъпки в негова поддръжка " . Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/90686/

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Киево-Печерская лавра закрылась для прихожан на карантин 06.04.2020 13:14 Версия для печати Киево-Печерская лавра. Архивное фото: РИА Новости/Стрингер Киев, 6 апреля. Киево-Печерская лавра закрылась для прихожан на период карантина из-за коронавирусной инфекции COVID-19, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу комплекса. Согласно последним данным минздрава, всего на Украине зафиксирован 1251 случай заболевания коронавирусом, 32 человека умерли, 25 – выздоровели. «В связи с распространением на территории Украины инфекционного заболевания COVID-19 были усилены карантинные мероприятия. Поэтому в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре с этого момента и до официального окончания национального карантина богослужения будут совершаться в закрытом режиме (с онлайн-трансляцией), без участия прихожан и паломников», – сообщила пресс-служба. Отмечается, что в период карантина в лавре совершаются все уставные богослужения и проводится видеотрансляция богослужений больших праздников, субботних и воскресных дней, Страстной седмицы. Для тех, кто желает подать записки на поминовение и пожертвования, это можно сделать на соответствующих страницах официального сайта лавры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010