Блажен муж Славянский текст Русский перевод Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа! Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа! Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа! Воскресни, Господи, Спаси мя Боже мой. Аллилуиа! Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. Хвалите Бога! Ибо знает Господь о пути Праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. Хвалите Бога! Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Хвалите Бога! Блаженны все, надеющиеся на Него. Хвалите Бога! Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. Хвалите Бога! От Господа спасение, и на избранных Твоих пребывает благословение Твоё: Хвалите Бога!   Господи воззвах к тебе Славянский текст Русский перевод Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя Господи! Господи, возвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи! Да исправиться молитва моя, яко кадило пред Тобой; воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя Господи! Господи! я взываю к Тебе, — услышь меня! Услышь меня Господи! Господи! я взываю к Тебе, — услышь меня! Внемли воплю моления моего в то время когда, я взываю к Тебе. Услышь меня Господи! Да вознесётся молитва моя, как дым кадила пред Тобой и возношение рук моих, как вечерние приношение. Услышь меня, Господи!   Свете тихий Славянский текст Русский перевод Свете тихий святыя славы, бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго, блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерни, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы Преподобными; Сыне Божий, живот даяй, тем же мир Тя славит. Тихий Свет великой Святой славы Бессмертного, небесного Отца Своего, — Святого и Блаженного, — Господь Иисус Христос! Приблизясь к закату солнца и пользуясь уже светом вечерним, — мы воспеваем Тебя, Триединого Бога: Отца, и Сына и Святого Духа! Ты достоин во все времена быть воспеваемым хвалебными гласами Преподобных (окружающих небесный престол Твой); Сын Божий, — дающий всему жизнь, — за это и мир (юдольный) Тебя прославляет!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Постные лицемеры, признаюсь, попадались мне крайне редко. Пожалуй, я их и вовсе никогда не видал. Но посторылость наблюдаю повсюду. Чаще всего в зеркале. Когда Спаситель призывает нас поститься с веселым лицом, чтобы свой настоящий постный вид сохранить втайне, для небесного Отца, Он вовсе не намекает на то, что Богу приятны кислые физиономии, хоть и показанные втайне, припасенные лично для Него. Если мы так понимаем евангельский текст, то должны признать, что Господь, обличая одно лицемерие, учит нас другому: представляться людям веселыми, тогда как мы на самом деле в «глубоком горе». Зачем же так плохо думать о Боге. Веселое лицо и есть настоящее лицо правильно постящегося человека, его «лицевой подлинник». Не надо казаться, надо быть. Фото: Юрий Костыгов/mitropolia.spb.ru Пост – это подвиг, а подвиг – это весело. Поэтому лицо подлинно постящегося человека излучает ту «тишину неизглаголанную», которой светились лица наших чудесных старцев – преподобного Сергия, батюшки Серафима, старца Амвросия. Один из самых чудесных гимнов, очень древнее песнопение второго века «Свете тихий» – как раз об этом. «Свете тихий» – «фотос илярос», что переводится не только как «тихий свет», но и «веселый свет». Тишину и живое веселье излучали лица настоящих подвижников. Не угрюмость и мировую скорбь, а радостное, ободряющее сияние. Вот и преподобный Феодор Студит о первых итогах поста: Постов пресветлую благодать приемше, добродетельми облистаимся, тихая лица, тихия и обычаи показующе душевного устроения. (Канон утрени вторника 3-й седмицы, 8-я песнь) Настоящий и правильный пост – преображает лицо. Лицо христианина – это зеркало его духовного состояния. За своим лицом нужно следить. Лицом можно утешить. Лицом можно поранить.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-18-kak-u...

Уже в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета мы встречаем много мест, где говорится о Божественном Свете. Так, еще в Ветхом Завете мы читаем в Псалтири: «Во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). «Тогда откроется, как заря, свет Твой, – взывает пророк Исайя, – ...и слава Господня будет сопровождать Тебя» ( Ис.58:8 ). «Тогда свет Твой воссияет во тьме, и мрак Твой будет как полдень» ( Ис.58:10 ). «Солнцем Правды» называет пророк Малахия грядущего Мессию ( Мал.6:2 ). В Новом Завете Сам Христос говорит, что «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ), а апостол Павел пишет о Боге, «Который обитает в неприступном свете» ( 1Тим.6:16 ). Но особенно яркие и определенные выражения встречаем мы в Евангелии от Иоанна и в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова: «Я свет миру» ( Ин.8:12 ); «Я свет пришел в мир» ( Ин.12:46 ); «Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 ); «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ); «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ) и т.д. В Апокалипсисе мы находим пророческие видения небесного града, как Царства Божественного Света: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» ( Откр.21:23 ). «И ночи не будет там, и не будет иметь нужду ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Откр.22:5 ). Выражениями о Божественном Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви (вспомним, хотя бы, именование Спасителя словами «Свете тихий» или «Свете истинный» и т.д.). В Символе веры исповедуется вера Церкви во вторую Ипостась, как в «Свет от Света». То же можно проследить и на всем протяжении патристической и аскетической письменности Восточной Церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (мы увидим впоследствии, что это в известном смысле одно и то же).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Пение может быть «яко медь звенящая и яко кимвал бряцаяй», т. е. крикливое, бездушное, пустое, безсодержательное. Идеал нашего пения выражен в церковном песнопении: «Свете Тихий», где Св. Церковь приглашает к прославлению Отца и Сына и Святаго Духа «гласы преподобными». Церковное пение должно быть преподобное. А что мыслится под именем «преподобного», это кажется всем известно. В понятие «преподобного» входит все чистое, святое, церковное, благодатное, божественное, ангелоподобное. Много восстают против минорного пения. Оно, однако, должно быть преобладающим в нашем богослужении. Душа наша, по выражению одного нашего поэта, находится в мире печали и слез. В нашей душе сокрыты тоска по небу и печаль о постоянных человеческих грехах. Кроме минорного пения допустимо в церкви у нас еще пение величественное, в прославление величия Творца вселенной, но опять пение не трескучее, безчинное, а строго серьезное, проникнутое благоговейным трепетом и страхом Божиим, как и говорит псалмопевец: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Или вот описание пророка Исаии прославления величия Божия небесными воинствами: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих» ( Ис. 6:2–4 ). Что касается пения в городах и особенно в шумных столицах, то тут в особенности нужно рекомендовать пение спокойное, минорное и умилительное. В столице везде треск, шум, волнение и суета. Где же жителям столицы успокоить нервы, умиротворить дух, как не в храме? И как тяжело бывает, когда и здесь пение своим безвинным воплем не настраивает и не успокаивает тебя, а даже волнует и раздражает. Если от пастырей Церкви требуется призвание, чтобы им не быть наемниками, то то же требование должно быть предъявляемо и к церковным певцам. Последние являются в храме лучшими проповедниками христианства. В самом деле – сколько церковное пение, быть может, переродило сердец самых грубых и преступных, сколько оно исторгло слез, молитвенных вздохов, умиления и сокрушения у молящихся... Певец, когда ты видишь в храме во время твоего пения коленопреклоненного и усердно молящегося, знай, что церковное пение вызвало у них это умиление и слезы. Регенту и церковным певцам никогда не следует забывать своей роли, своего назначения в храме – возбуждать молитвенный дух у молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Повторение прошений этой ектеньи и даже расширение прошений (например, об учащих и учащихся, о служениях наших, о христианских семьях, об устроении нашей домашней молитвы, о воспитании детей в вере и чистоте, о Божием творении, о прекращении вражды и пр.) дает возможность откликнуться на то, о чем мы переживаем, принести это Богу. И это возможно и в домашней молитве. В богослужении Вечерни широко используются псалмы. Иногда поются избранные стихи из них, иногда псалмы читаются последовательно. По идее, в течение недели должна бы прочитываться вся Псалтирь, но в домашнем богослужении можно к этому подойти творчески: На Всенощном бдении, к примеру, поются избранные стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов: Блажéн муж, иже не иде на совéт нечестивых. Яко весть Господь путь прáведных, и путь нечестивых погибнет. Рабóтайте Гóсподеви со стрáхом и рáдуйтеся Ему с трéпетом. Блажéни вси надéющиися Нань. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Госпóдне есть спасéние, и на людех Твоих благословéние Твóе .. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Блаженны все уповающие на Него. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. От Господа — спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс 1:1, 6; 2:11-12; 3:8-9). Псалмопевец противопоставляет два пути: праведников — путь жизни, ведущий к ее источнику, Богу, и нечестивых — путь греха, ведущий к смерти. Человек призван к праведности, к исполнению воли Божией и борьбе с грехом. Тогда он будет счастлив и обретет полноту жизни в Боге. Тема покаяния продолжается пением вечерних стихов «Господи, воззвах…» (140-й, 141-й, 129-й и 116-й псалмы) со стихирами, посвященными Господу, Богородице и святым. В богослужении используются и отдельные гимны, сочиненные песнописцами, например, «Свете Тихий»: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: тем же мир Тя славит.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Вонмем! Каждый раз, когда мы участвуем в Литургии Преждеосвященных даров, которая служится во время Великого поста (в среду и пятницу, и некоторые другие дни), нам тоже напоминается о Свете, который Господь принес нам. «Свет Христов просвещает всех!» – возглашает священник, держа в руке единственную свечу перед молящимися в сумраке храма. Мы повергаемся на землю и благодарим Бога за Его дар света в нашей жизни. Во многих песнопениях также говорится о Свете Христовом. А знаете ли вы, когда на богослужениях поются песнопения: «Свете тихий...», «Видехом Свет Истинный...», «Светися, светися, Новый Иерусалиме...»? Можете ли вы отыскать какие-нибудь другие упоминания Божественного Света в церковных песнопениях? В кругу семьи Совместно со своими домашними во время Великого поста сделайте себе напоминание о дивном даре света. Для каждого члена семьи возьмите свечу, а также кусочки или полоски ленточек, цветной бумаги или фольги разной формы, а также клей, чтобы приклеить их к свече. Пусть каждый красиво оформит свечу, за исключением верхней ее трети, чтобы свеча могла гореть до украшен ной вами части. Можно использовать эти свечи дома во время общей молитвы, поставить на стол во время великопостных трапез, или просто вместе посидеть в тишине при свете свечи и подумать о том, что Бог всегда незримо присутствует рядом с нами. Можно также попытаться совместно составить молитву, в которой мы благодарим Бога за дар света, за Его Сына, принесшего нам свет. При свете свечи с подобной молитвой можно благоговейно обратиться к Богу и даже ощутить Его присутствие рядом с нами. Знамения конца Засохшая смоковница После того, как Господь провел ночь в Вифании, Он возвратился в город. По пути Он проголодался. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, Иисус Христос сказал ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Когда Его ученики увидели это, они удивились и говорили: «Как же это тотчас засохла смоковница?»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Свет Будущего века – это не наш физический свет, но исходящий от Бога нетварный свет Благодати. Он и назван здесь «славой Божией».  Физический свет есть лишь тень и образ истинного небесного света. Преподобный Симеон Новый Богослов сравнивал земной мир с темницей, а наш солнечный свет – со светом фонаря, освещающего тех, кто находится в кромешной тьме. Но за пределами этого слабого вещественного света есть еще свет Трех Лиц, находящийся по ту сторону всякого света, всякой мысли и понятия. Это свет не сравнимый ни с чем и не изобразимый в словах. И все, что находится в этом Божественном свете, не может быть увидено, познано и понято теми, кто пребывает как бы в заключении в темнице этого мира. Святые Божии угодники, подвизаясь, освобождались из этой темницы, выходили за пределы тела и чувств и созерцали этот свет, просвещались и соединялись с ним. Потому и изображаем мы на ликах этих людей световидные нимбы, потому и именуются они в русском языке святыми. О том, что не солнечным, а другим светом будет освещен Небесный Иерусалим, сказано и в Писаниях  пророков: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею» (Ис. 60, 19) . 182 182 Христиане ожидают явления этого света, о чем свидетельствуют многие богослужебные тексты Православной церкви, например, «Свете тихий», «слава Тебе, показавшему нам свет…», «во свете Твоем узрим свет», «Христе, Свете истинный…»  и др. «светильник его – Агнец» – через Христа нетварный свет будет изливаться на новое творение, на Небесный город и его святых обитателей.  Прообразом этого может служить Преображение Спасителя на Фаворе, где апостолы, будучи осияны нетварным светом, предощущали славу и блаженство Будущего века (Мф. 17, 4). 24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. В Царство Святой Троицы войдут люди из всех народов земли. Христос говорил апостолам, что Евангелие должно быть проповедано «во всех народах» (Лк. 24, 47).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Настоящая статья посвящена прославлению света в христианских песнопениях. Эти песнопения, обращенные к Богу, являющему «свет невечерний», занимают важное место в христианском богослужении. В них прославляется Создатель света«Светодавец», о котором в молитве Господней сказано: «Да святится Имя Твое». О Божественном свете поется как в песнопениях разных годовых праздников, так и в ежедневных службах. Некоторые песнопения, прославляющие свет, были созданы в древние времена, на заре христианства, и вошли в суточный круг песнопений, например «Свете Тихий», Великое славословие. Другие относятся к двунадесятым праздникам – Преображению, Рождеству Христову, Богоявлению, Троице, а также к Пасхе. Первая похвала свету содержится в первых строках Библии, в библейском повествовании о сотворении мира в книге Бытия (Быт. 1, 1-5), где повествуется о первом дне творения . «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Прославление света содержится и в других библейских книгах: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце», – говорится в книге Екклесиаста, или проповедника (Еккл. 11, 7). Свет – это яркий символ христианства. Христос говорит: «Я – Свет миру» (Ин. 12, 46). Христос как свет воспевается в песнопениях многих христианских праздников, в песнопениях суточного круга, особенно в тех, которые поют на рассвете, при появлении света, или на закате. На утрени, на рассвете поют светилен, а после него – «Великое славословие», которое начинается прославлением света. Возглас священнослужителя, предваряющий Великое славословие, прославляет Всевышнего – создателя света: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великое славословие наполнено глубоким смыслом, в последних его строках звучит строка из псалма царя Давида, обращенная к Творцу: «Ибо у Тебя источник живота: во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). В этом стихе содержится пророчество царя Давида о Христе-мессии – Свете истины, который грядет в мир как Божественный свет.

http://bogoslov.ru/article/6192118

А если воссияем, станем навеки светлыми, станем навеки любимыми чадами Божьими, станем гражданами того нового Иерусалима, сходящего с небес, который был показан святому апостолу Иоанну Богослову в его великом Откровении на острове Патмосе. Он видел этот град Иерусалим, сказано ему было многое о нем; сказано и то, что в этом граде ночи не будет уже, «и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Вот цель нашей жизни, вот к чему должны стремиться мы — чтобы осиял нас свет Христов присносущный, чтобы мы стали гражданами нового града Иерусалима, где вечный свет, где вечная радость, где царит святая любовь. Аминь. 19 августа 1952 г. Неделя 9 В день Преображения Господня В великой первой главе Евангелия от Иоанна читаем о Боге Слове, Господе Иисусе Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Какая жизнь? Есть жизнь, которую можно назвать только существованием, прозябанием, и такою жизнью живет огромное множество людей. В ней нет света, света истинного, а только слабый сумеречный свет. Есть жизнь, совсем лишенная света, жизнь, полная тьмы. В такой тьме живут все блудники, развратники, пьяницы, служащие страстям и похотям. Есть жизнь, в которой не только нет света, но тьма кровавая. Это жизнь воров, разбойников, бандитов. А в Господе Иисусе Христе была истинная жизнь, жизнь высших стремлений к добру и правде, и эта жизнь неразрывно связана с невинным светом, светом Божественным. Уже не Иоанн Богослов, а Сам Господь Иисус сказал нам: «Я Свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). Этот невинный свет есть свет Божественный, который надо было познать людям. И в великий день своего Преображения Он показал Себя трем избранным апостолам сияющим светом Божественным, чтобы они могли свидетельствовать миру, что Он есть Отчее сияние, Тихий Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного. Миру явлено было Его Божество в Фаворском свете, показан тот свет, который светит во тьме, и тьма не объяла его; тот свет, который освещает всякого человека, приходящего в мир. « В мире был, и мир через Него начал быть и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои его не приняли».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

О грядущем свете имел откровение и древний пророк Захария: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах. 14:6–7 ). В словах этого пророчества сокрыты глубокие истины. Определенно сказано, что «не станет света» тварного, так как не может не стать света нетварного. А поскольку не будет уже тварного света, то ясно, что «светила удалятся», ибо нет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения . Это будет день, но он будет «ни день, ни ночь». Дня и ночи в земном смысле там не будет, ибо не будет ни солнца, ни луны, ни других светил. Но это будет день, ибо «в вечернее время» мира, когда погаснет земной тварный свет, «явится свет» невечерний и нетварный, трисолнечный свет Царя неба и земли. Тогда слава Божия расторгнет своим светом сгущающуюся тьму вселенского вечера. Тогда светильником будет Божественный Агнец . Когда закалался Агнец на Кресте, тьма окутала землю, сгустился мрак вечера... Но «в вечернее время явится свет», «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал. 4:2 ). Воссияет присносущий свет Христа. И с древних времен – еще святой Василий Великий в 375 г. писал об этом гимне, где «народ возглашает древнюю песнь» («О Св. Духе» к св. Амфилохию, еп. Иконийскому) Церковь каждодневно воспевает на вечернем богослужении: «Свете тихий святыя славы, Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, тем же мир Тя славит». А в конце утрени (по обычаю также служится вечером) священник возглашает в алтаре: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» – возжигаются свечи и светильники церковные, и хор, ликуя, поет великое славословие. Если Бог есть свет Сам в Себе, светильник, то освещением города является слава Божия . Об этом многократно свидетельствует Писание: «Слава Божия осветила его» (21,23), «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» ( Ис. 60:1–2 ). На горе Фаворе Моисей и Илия явились «во славе» ( Лк. 9:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010