Повествование у Лескова настолько объёмное, многомерное и многогранное, что, пожалуй, сравнимо с бриллиантом, играющим всеми красками спектра, сияющим и преломляющим свет. Именно Светявляется доминантой, концентрацией универсально-философских, лирико-символических и мистических глубин этого «рождественского рассказа». Думается, главное в русской святочной словесности в целом, в отличие от западноевропейской традиции, – воплощение не столько «карнавального начала», культуры «смеховой» [vii] , сколько культуры «световой». Это свет Вифлеемской звезды, просиявшей на востоке в Рождество Иисуса Христа. Это «Свете тихий»русской молитвы – предсказания о пришествии Сына Божия в мир, «нетленный Свет», «Свет присносущный», о котором совершается моление в рождественские дни: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленая наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповедуй разумение». Священное Писание всё светоносно,насыщено светом. Причем, свет не образ и не метафора, а реальная сущность Бога. Иисус говорит к народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). «Бог есть свет» (1 Ин. 1: 5), «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1: 9), – благовествует святой Апостол Иоанн Богослов. В первые века христианства о соединении «со сверхсветлым светом» учил Григорий Палама. Православный Символ веры называет Христа «светом», рождённым «от света». В этом смысле заглавие «На краю света» означает не просто «в отдалённом месте на краю земли», а «на краю светоносной ризы Христовой» – сакрального света жизни во Христе – «Ибо так заповедал нам Господь: “Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деяния. 13: 47). Вряд ли справедливо называть «темняком» того, кто держится хотя бы за край этого Света, – он уже не во тьме: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Вот почему Лесков отказался от первоначального варианта заглавия повести – «Темняк». И если даже самый малый из детей Божьих держится за «край Света», это означает, что он уже осиян Божественным светом, пребывает в нём, ибо природа света такова, что он проникает всюду, един и неделим, и малый «край» его – это уже весь свет.

http://bogoslov.ru/article/3055071

На вечерни после песни «Свете тихий», на утрени перед Евангелием, на литургии перед Апостолом поются стихи из псалмов, которые называются прокименами. На вечерни каждого дня особенный прокимен, который называется дневным. Так, например, накануне понедельника: «Се ныне благословите и пр. Благословите ныне Господа все рабы Господни» 96 . На воскресных утренях и литургиях для каждого гласа свой особенный прокимен. Так, например, первого гласа на утрени: «Ныне воскресну, глаголет Господь и пр.». «Ныне восстану, говорит Господь, положу в безопасности того, на кого они дышат злобой» 97 ; на литургии: «Буди Господи милость Твоя» и пр.. Да будет, Господи, милость твоя с нами, точно так, как мы надеялись на Тебя». Точно также во все господские двунадесятые праздники особенные прокимены, подходящие к празднуемому событию. Так, например, в праздник Крещения Господня на утрени: «Море виде и побеже и проч.». «Море увидело и побежало, Иордан возвратился назад» 98 . На литургии: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Во все праздники богородичные прокимены общие как на утрени, так и на литургии. Именно, на утрени: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде». «Я сделаю незабвенным имя Твое в род и род» или: «Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое» – «Слыши, дщерь, воззри и обрати ко мне ухо твое». 99 На литургии из песни Богородицы: «Величит душа моя» и пр. «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» 100 . Точно также и святым Божиим, каждому разряду один общий прокимен. Например, преподобным на утрени и на литургии: «Честна пред Господом смерть преподобных его». Кроме всех этих прокименов, есть еще особенные, так называемые великие прокимены. Они положены на вечернях в Господские праздники и в великопостные воскресенья – от сырного и до вербного. Отличие их от обыкновенных прокименов состоит в том, что эти последние поются по два раза, и в третий – вторая половина прокимена, а великие по четыре раза и в пятый вторая половина прокимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

И сказал Елисей: «Жив Господь и жива душа моя, не оставлю тебя». И пошли оба. Дойдя до Иордана, Илия взял милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде и расступилась вода туда и сюда и перешли оба посуху. И сказал Илия Елисею: «проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей вспомнил, что после взятия Илии на небо, он останется пророком вместо него, один, уже без поддержки своего учителя, среди нечестивого народа Израильского, которого даже Илия, при всей силе своего духа, не мог обратить к Истинному Богу; и вот, под влиянием этих мыслей он просит у Илии: «Дух, Который в тебе, пусть будет во мне вдвойне». И сказал Илия: «Трудного ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь – не будет» Когда они шли и дорогой разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его». Колесница и конница есть лучшая часть Израильского войска, и, называя так Илию, Елисей хотел сказать, что Илия есть лучший представитель израильского народа, который защищал этот народ и боролся за него с жрецами Вааловыми. Елисей не видел уже больше пророка. В горе он схватил одежды свои и разодрал их на две части. К ногам его упала милоть Илии в знак того, что сила творить чудоса и учить народ перешла к Елисею. Вопросы: Какое время наступило для Илии? Что сказал Илия Елисею? Что отвечал ему Елисей? Кто подошел к Илии и Елисею по дороге? Что сказали Елисею сыны пророков? Что сделал Илия, когда они с Елисеем подошли к Иордану? Что предложил Илия Елисею после перехода через Иордан? Чего попросил у Илии Елисей? Почему он попросил у него этого? Как вознесен был Илия на небо? Знаком чего служила милоть, упавшая к ногам Елисея? Все, что мы знаем о жизни пророка Илии, рассказано в Священном Писании в двух книгах Ветхого Завета: в конце 3-й книги Царств и в начале 4-ой книги Царств. Не является ли Илия в каком-нибудь событии Нового Завета, описанном в Евангелии? 6) План урока на тему: Повторение рассказов о Рождестве Христовом –Тропарь и Кондак праздника – 2-й и 3-й члены Символа веры – Песнь: «Свете Тихий» Уроки в 7 кл.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Богородичен Минеи святаго. Посем бывает вход с кадильницею. Иерей благословляет вход. Диакон: Премудрость, прости. Лик: Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем. Чтец: Прокимен, глас пятый: Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Лик: Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Чтец, стих: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный. Лик: Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Чтец: Ты, Господи, сохраниши ны. Лик: И соблюдеши ны от рода сего и во век. Диакон: Премудрость. Чтец: Бытия чтение ( Быт. 1:24–31, 2:1–3 ). Диакон: Вонмем. Чтец: Рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду, и бысть тако. И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их, и виде Бог, яко добра. И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими и птицами небесными, (и зверьми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверьми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. И рече Бог: се дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь. И всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь: и бысть тако. И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый. И совершишася небо и земля, и все украшение их. И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори: и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори. И благослови Бог день седмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И тогда, наконец, благий Бог начнет открывать очи сердца его, чтобы он разумел, Кто есть Тот, Который укрепляет его, и тогда поистине начнет человек знать, что Богу нужно воздать честь со всяким смирением и благодарением, как и говорит Давид: жертва Богу – дух сокрушен ( Пс. 50 ). Ведь из этой трудной борьбы происходит смирение, сокрушение и кротость. Итак, когда он будет испытан всем этим, тогда Дух Святый начнет ему открывать тайная, т. е. то, что принадлежит святым по праву и заслуге и тем, которые надеются на милосердие Бога, и тогда человек рассуждает сам собою, говоря словами апостолов: недостойны страсти века сего будущей славы, которая откроется в нас, или приводя слова Давида: что для меня на небе, и чего я захотел бы от Тебя на земле? Т. е., Господи, сколько Ты мне уготовал на небе, и на что же еще я буду требовать от Тебя в жизни смертной. Тогда ему даже начнут открываться мучения, которые должны претерпеть грешники, и многое другое, что, даже и при моем молчании, понимает святый муж. После же всего этого начнет Утешитель заключать договор с чистотою сердца его, и крепостию души, и святостию тела, и смирением духа, и будет помогать ему превзойти всякое создание, так, чтобы не говорили уста его о делах человеческих, и чтобы он видел правду глазами своими, налагал хранение на уста свои, и совершал прямой путь в хождениях своих, и имел справедливость в руках своих, т. е. в делах, и постоянную молитву, а также и умерщвление тела и частые бдения. И это устраивает с ним по мере, постепенно, покойно, а не в безпорядке. А если ум его станет презирать устроение Св. Духа, тогда сила, данная ему, исчезает, и, таким образом, происходит борьба в сердце его и смущения, и по временам безпокоют его телесные страсти вследствие нападений врага. Если же обратится сердце его, и возжелает наставлений Духа Святаго, то покровительство Божие бывает на нем. И тогда человек познает, что постоянно прилепляться Богу есть благо, и что Он есть жизнь, по словам Давида: «воззвах к Тебе и исцелил мя еси»; и опять: «Яко у тебе источник живота».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но особенно безсилие демонов по отношению к Макарию и власть над ними последнего обнаруживались в том, что преп. Макарий уже стал изгонять бесов из людей. Вот однажды привели к нему глухонемого, одержимого бесом. Четыре человека едва держали его; он рвался и кричал. Несмотря на это, Преподобный велел отпустить бесноватого. Последний, почувствовав свободу, начал еще сильнее неистовствовать, так что даже приведшие его выразили опасение, как бы он кого-нибудь не убил. Но преп. Макарий успокаивал всех, творя в сердце молитву об исцелении больного. «Как твое имя?» – спросил, наконец, авва бесноватого. – «Мое имя – сатана», – отвечал тот. «Именем Господа и от Лица Его повелеваю тебе выйти из этого человека и не входи в него до смерти». Вслед за этими словами Великого аввы бесноватый пал на землю и заснул. Старец полил водою лицо и уши больного, немного воды влил в его уста и ушел в свою пещеру на молитву. Возвратился Преподобный оттуда с маслом от светильника, горевшего в алтаре. Он помазал им больного, дал св. масла ему выпить и велел затем исцеленному идти домой. Услышал о силе преп. Макария изгонять бесов Агафоник, епарх антиохийский, у которого была бесноватая дочь. Зная, как трудно пробраться с девицей к пустыннику, преданный слуга епарха, по наущению последнего, употребил следующую хитрость. Он переодел девицу, взял ее на руки и пришел к Макарию, выдавая больную за своего сына. Но Великий старец прозрел духом, кто были пришельцы. Он сообщил мнимому отцу, что это не его сын, а девица в мужском платье, – дочь Агафоника, и что ими оставлена на пути свита. Вы солгали, говорит преп. Макарий, но в этом вашем поступке есть и хорошая сторона. Благодаря переодеванию, никто не узнал девицы и не соблазнился. Пришелец был поражен такою прозорливостию Старца. Он пал к ногам Преподобного и трепетал от страха. Но любвеобильный Старец успокоил преданного слугу. Он велел принести масла и после того, как оно было освящено, помазал им больную и тем ее исцелил. Отпуская пришельца домой, наш отец просил его не оставаться со свитой долго близ келлии, в виду того, что (в этой свите) было много женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

а) Рассказ страшный и изумляющий ум Авва Макарий сказал: Когда я пришел в Константинополь, ибо у меня явилось желание видеть его, и я гулял в одной галерее, – то вот я видел умственными (νοερος) очами (истина свидетельствует мне в том, что я рассказываю), данными мне Господом к разумению чудес Его, что какой-то человек, как будто евнух 1028 , стоит пред дверьми обиталища блудниц, закрыв лице свое своими обеими руками и так плачет, что можно было подумать и небо плачет вместе с ним. Я подошел к нему и сказал: какая же причина твоего плача и почему ты печален? Почему ты не уходишь отсюда, ведь это обиталище блудниц и любострастных женщин? Скажи мне, – прошу тебя. Ибо плачь твой возбуждает сильное сострадание. И отвечал он мне: По природе я славный раб Божий, я Ангел, назначенный для охраны и защиты находящегося здесь человека, так как все христиане в час крещения, каждый получает своего Ангела от Бога. Я сильно огорчен, видя его здесь преданного похотям и нечистотам, находящегося в этом обиталище ради похоти, как ты видишь, с этою блудницею; и как же мне не оплакивать образ Божий, низринутый в такой мрак? Я сказал ему: Почему же ты не убеждаешь избегать мрака этого греха? И отвечал мне Ангел: Потому что я не имею места, чтобы приблизиться к нему. Ведь с тех пор, как он начал творить грех, он раб демонов, и я не имею над ним никакой власти. – Откуда видно, что ты не имеешь над ним никакой власти, ведь Бог его вверил тебе? И отвечал мне Ангел: Бог наш, благий и человеколюбец, создал человека свободным, и позволил ему по своей собственной воле избирать путь, указав ему два пути, один узкий, а другой широкий, сказав ему о конце того и другого, что шествие по узкому и обременительному пути сопряжено с большим трудом в настоящем, но в безконечные веки веков доставляет покой, а шествие по широкому пути доставляет наказание вечное и огнь геенский и все прочие наказания. Какое же у меня остается увещание, каким же увещанием я буду пользоваться к этому человеку, которого Бог мне вручил для охранения его? Ведь Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго убеждает, увещевает и учит всех – воздерживаться от студных дел, и едва ли кто-нибудь соблюдает Божественные слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но не о том, к сожалению, сыны Израиля терзаются сердцем у стены. Они, несомненно, плачут об обиде, о потере храма и отечества, о возвращении прежней славы и могущества, о покорении народов земли, об отмщении и наказании последних за гонения, якобы претерпеваемые ими везде и ото всех и т. д. Но такой молитвой евреи еще больше прогневляют и отдаляют от себя Бога, ибо просят не о должном, слезы их – порождение безпримерной гордости ( Лк. 13:34 ). О, если бы они умоляли о прощении ими богоубийства, тогда бы уже не стояли у стены плача, а в храме Воскресения у Живоносного Гроба Господня! Теперь же являются отверженными. На них в точности исполняется то, о чем говорил Иегова еще через Моисея: «Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли и придут на тебя все благословения... Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, то придут на тебя все проклятия. И рассеет тебя Господь по всем народам от края земли до края земли... но и между народами не успокоишься и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души» ( Втор. 28:1–2; 15:64–65 ). Но сказанное Господом по отношению к иудеям и осуществившееся в их жизни можно отнести и ко всякому «языку и племени», ибо Бог – Один у всех. Особенно в данном случае приходится бояться за русских, взявших на себя задачу хранить Православие, ныне же развратившихся и отступивших от Христа... Как бы и над нами не повторилась судьба евреев, ибо вот грозное слово Спасителя: «Если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:5 ). Побывши и помолившись в храме Воскресения, в Гефсимании, на Елеоне, прошедши Крестный путь и осмотревши гору Мориа, мы решились, далее, обойти Иерусалим вокруг стен, начиная от Яффских ворот, являющихся въездными в город от станции железной дороги и выделяющихся по башне Давидовой, от которой идет к центру улица того же названия. Между Дамасскими и Иродовыми воротами показывают ров, куда был брошен пророк Иеремия за правдивое слово к своим соотечественникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

3) Церковь в честь св. Марии Магдалины, устроенная на месте беседы Спасителя с учениками о разрушении храма и последних судьбах мipa. Весь Святый Град прекрасно виден с этого пункта ( Мф. 24:3 ; Мк. 13:3 ). На паперти мы долго сидели, рассматривая Иерусалим и прочитывая из св. Евангелия пророчества. Две мысли, два предупреждения Божественного Учителя волновали нашу душу: первое – Страшный Суд совершится внезапно: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ); второе – христианам всегда надо готовиться к нему. «Бодрствуйте, – убеждает Спаситель, – потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». «Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:42–44 ). «Бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (последнее)» ( Мк. 13:13 ). «Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк. 13:35–37 ). «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались и объядением, и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк. 21:34–36 ). Но скажут, если внезапно придет Христос, то зачем указаны признаки Его пришествия? Опять-таки с целью убедить апостолов, а в лице их всех христиан в возможности скорого явления Господа, ибо мip всегда грешен и достоин суда. Неожиданность и готовность – вот на чем нужно нам сосредотачивать свои мысли и чувства. Рассуждать же, все ли осуществилось и исполнилось, значит успокаивать себя, усыплять нечистую совесть. «Бодрствуйте, – говорит Спаситель, – ибо каждую минуту может быть пришествие Сына Человеческого». В нашей жизни много бывает случайностей: вдруг умирает близкий человек, нечаянно приезжает гость, незаметно подкрадывается болезнь – неожиданно придет и Господь... И счастливы те христиане, которые живут с постоянным ожиданием Всеобщего Судии. Одни из них стараются не спать в полночь, другие никогда не снимают верхнюю одежду, как о. Иоанн Кронштадтский , третьи всегда творят молитву Иисусову и т. д. Все же они бывают благонастроенными и радостными. Вот и ты, пред отходом ко сну думай: хотя ложусь отдохнуть, но не уверен – может быть, в эту ночь явится Христос, и меня позовут к ответу. Встаешь, опять мысли: слава Богу, выхожу на работу, ибо необходимо себе и ближним снискать пропитание, но не загадываю вперед и не знаю, проживу ли весь нынешний день. А вдруг в полдень да и придет Спаситель! Пошли же, Господи, всем нам не забывать Твоего внезапного пришествия, ибо это заставит нас духовно трезвиться, молиться и не грешить!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Кстати, замечу, нам пришлось совершать здесь Св. Евхаристию на просфорах из весьма темной муки. Невольно вспомнили тогда нашу матушку-Россию, ее хлебные богатства и подумали: «Какой бы ни случился неурожай, а для такого святого дела у русского человека всегда найдется чистая пшеница». Но, представляя так, забывали Бога, подающего нам пищу по молитве Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» и Могущего в наказание во всякое время лишить ее нас. Еще в Ветхом Завете Иегова через пророков предупреждал евреев помнить и бояться этого Божия посещения: «Если не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей, то хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас: десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать ваш хлеб весом; вы будете есть и не будете сыты» ( Лев. 26; 14:26 ). От Него же зависит внезапно насытить и дать снедь всякой плоти. «И сказал Елисей: послушайте слово Господне: так говорит Господь – завтра в это время (а перед этим был голод) мера муки лучшей будет по сиклю (80 коп.) и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» ( 4Цар. 7:1 ). Так, не столько от плодородия земли бывает недостаток в хлебе, как от произволения Господа, посылающего сие бедствие как грозное наказание людям за грехи. Отслуживши Литургию, мы обозрели вершину горы. Рядом с греческим монастырем находится католический, занимающий довольно большую площадь. В одном месте производятся раскопки древних сооружений. Благодатно на Фаворе, чувствуется близость к Небу и какая-то отрешенность от всего мipa. Понятно, почему и св. апостол Петр говорил: «Хорошо нам здесь быть» ( Мф. 17:4 ). Но ему сугубо было отрадно, потому что с ним не только был Спаситель, но он созерцал и Славу Его, слышал голос Отца Небесного, видел великих bceмiphыx пророков! Впрочем, с воскресшим Христом, Даровавшим нам вечную жизнь и спасение, везде легко и спокойно, а без Него тяжело, ужасно, губительно. Прииди же, Господи, ко всем нам, верующим в Тебя и не на Фаворе сущим и соедини нас с Тобою навеки. С горы на тех же осликах мы направились в Кану Галилейскую, где нас ожидал извозчик, выехавший за нами из Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010