Во время пения Богородична пред песнью «Свете тихий» на великой вечерне, священник, в предшествии диакона с кадилом, совершает вход в алтарь чрез северные двери в царские врата. Вход изображает в священнодействиях то самое, что выражается в песнопении «Свете тихий», т.е. что для людей воссиял тихий свет в кротком лице Спасителя, Который, ради немощи людей, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного, сошел с небес. Открываются царские двери в знак того, что с пришествием Господа открывается людям Царствие Божие. Из алтаря, как с неба, идет, в образе Господа, священник прост (прямо, не согнувшись), имея фелонь опущенную для изображения смирения и величия, пред ним идет как бы Предтеча, диакон, держащий в руке кадильницу. Кадильница с фимиамом изображает, что чрез ходатайство Господа наши молитвы, как фимиам, возносятся к Господу, и Святый Дух присутствует в храме. Диакону предшествует светильник, означающий собою духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне бывает чтение Евангелия, тогда на входе выносится диаконом Евангелие, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь , придя к царским вратам, священник стоит прямо против них, диакон же одесную священника глаголет тихо: «Господу помолимся». Священник же произносит тайно молитву входа. Диакон орарем, держа тремя перстами, показывает на восток, где был рай, и говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Изображение креста показывает, что чрез крестный путь Господь отверз нам двери рая. Диакон входит в алтарь, возглашая: «Премудрость, прости». Словом «премудрость» дает знать предстоящим, что имеющее быть за сим пение «Свете тихий» и чтение из Св. Писания прокимна или паремий открывает премудрость Вышнего. Говоря: «Прости», т.е. стойте прямо, диакон внушает стоять с благоговением, не рассеиваться другими помышлениями. После сего, по входе лик поет «Свете тихий». Священник, поклонясь к престолу и целовав св. двери, входит в алтарь. Там, взойдя на горнее место, одесную престола, обратясь к западу, стоит, ожидая (окончания) прокимна.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Свете тихий» – это песнопение, которое имеет множество мелодических вариантов в рукописях и в печатных изданиях. Так, в Обиходе 1893 г. синодального издания содержится 5 вариантов «Свете тихий»: знаменного распева, «ин роспев» (то есть иной распев), киевского распева, сокращенного распева и еще один «ин роспев» . Песнь «Свете тихий» уже в XVI веке, при Иване IV Грозном распевали троестрочно, в три строки – путь, низ и верх. Эта песнь распета в различных композиторских интерпретациях, в том числе у композиторов-классиков – Чайковского, Римского-Корсакова. Особенно глубокой проникновенности достиг С.В. Рахманинов. В качестве мелодической основы он взял ту же простую, плавную мелодию киевского распева. Волнообразная мелодия раскачивается, словно колыбельная, но центральная фраза в песнопении у Рахманинова – «Поем Отца, Сына и Святого Духа Бога» – выделена солирующим тенором. С.В. Рахманинов стремился подчеркнуть смысл песнопения с помощью различных музыкальных приемов и особенно ярких и свежих гармоний. Песнопение «Свете тихий» вдохновляло к творчеству не только композиторов, но и поэтов. И.А. Бунин в 1888 г. написал стихотворение, в котором описал свое впечатление от этой песни:   Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющий огнями, Перед молящейся толпой; Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой; Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе; И в час, когда хор тихо пел О «Свете Тихом», – в умиленье Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел...   Такие же теплые слова о песнопениях вечерни есть и в поэзии Хомякова. Вообще, в русской поэзии тема созерцания света вечерней зари, умиротворения всей природы приводила многих замечательных поэтов к мысли о сравнении этого света с благой вестью о Свете Невечернем. Это отражено у православного мыслителя и поэта XIX в. А.С. Хомякова в его стихотворении «Вечерняя песнь». Стихотворение было написано в 1853 г.

http://bogoslov.ru/article/6192118

И помянем мы в молитве травы нежные, Желтоцветы и березы белоснежные. Свете Тихий О. Беляевской В сельском храме, простом, убогом, Свет вечерний на Лике строгом. К ветхой ризе он льнет, алеет. Вздох молитвы под сводом реет. Меркнут окна, чуть рдеют главы. «Свете Тихий Святыя славы»... Ангел сходит к земле с приветом, Весь одетый вечерним светом. Молит Бога над темной пашней, Встретив вечер, задень вчерашний. Тихо молвит: «Леса, долины, Небо гаснет, но Свет единый Ждите завтра, молясь, с утра вы... Свете тихий, святыя славы...» Вторят росы, вздыхают травы: «Свете Тихий Святыя Славы»... Пыль веков Ф. Сологубу Моя душа вместить не в силах Вечерних веяний тоски. О неоплаканных могилах Пустынно шепчут ей пески. Об утомлении великом Ей говорят кресты путей, Пред ней невинно-страшным ликом Встают страдания детей. Каким смирю я заклинаньем Рожденный от начала страх? И утолю каким молчаньем Весь крик, пронесшийся в веках? К моим уныниям все строже, Как с ядовитых лепестков, Ты в душу мне свеваешь, Боже, Всю скорбь земли, всю пыль веков! 1910 Сосны сухие и ели мохнатые черные К берегу тесно столпились. Мрак их недвижный и тяжкие ветви узорные В сонной воде повторились. Там, над деревьями, яркое небо закатное Все обещаньями рдеет... Слышит вода заклинанье деревьев невнятное, Небу ответить – не смеет. Так, угрожая, все помыслы, тьмою одетые, Душу мою обступили, Падают руки, к далекому небу воздетые, В сердце молитвы остыли. Боже! я сплю, но великое чудо желанное Дай, пробудившись, мне встретить, Темной душе дай на слово Твое несказанное Новой молитвой ответить! Ранняя обедня Еще не дрогнул сумрак предрассветный, Еще душа меж бдением и сном, А мерный звон, призывно-безответный, Как дождик падает за дремлющим окном. Забрезжил свет над белой колокольней, Дрожит веревка в ангельских руках. Все жертвенней заря, все богомольней. Льет алое вино в рассветных небесах. Завеса храма таинство скрывает, Кровь пролилась, возносится потир, И кто-то любящий, простив, благословляет Безумный и несчастный мир. (1923) Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология/Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Хор: «Аминь». Канонарх: «Глас… (называет глас в соответствии с гласом первой стихиры). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Хор: «Господи, воззвах…» – по гласу 1-й стихиры. Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы 140, 141, 129, 116, см. Часослов) до слов «Аще беззаконие назриши...». Хор далее поет стихиры на 6 по Уставу (перед каждой стихирой канонарх возглашает соответствующий стих). Используются две практики, в зависимости от возможностей хора: или канонарх говорит первую половину стиха, а хор допевает остальную часть и затем поет стихиру (в соборных храмах), или же канонарх говорит весь стих, а хор сразу поет стихиру (в малых храмах). Предпочтительной является первая практика, хотя ее основная трудность состоит как раз в пении стихов, которые поются особым распевом, отличным от стихирного (что для неопытных или недостаточно обученных регентов и певцов является камнем преткновения). При этом перед стихирой «Славы» канонарх говорит: «Слава, глас… (называет глас) » , а хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» , а перед Богородичным или последней стихирой канонарх говорит: «И ныне, глас… (называет глас) » , хор поет «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Если же поется сразу стихира на «Слава, и ныне», то канонарх говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас… (называет глас) » , а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (и далее поет стихиру). Хор после стихиры на «И ныне» исполняет песнопение «Свете тихий...». Диакон (выходит в конце пения «Свете тихий…» и становится на амвоне): «Вонмем» . Священник: «Мир всем». На практике во многих епархиях Русской Церкви на слова священника «Мир всем» хор отвечает: «И духови твоему». Однако во 2-й главе Типикона о пении «И духови твоему» после «Свете тихий…» ничего не говорится, хотя само последование службы в данном месте излагается четко и определенно: «По конце же “Свете тихий” глаголет диакон: “Вонмем”, иерей: “Мир всем”. И паки диакон: “Премудрость, вонмем”». Справедливости ради следует отметить, что в Типиконе не говорится о пении «И духови твоему» и в других местах, когда эта фраза на практике следует после благословения «Мир всем» (после просительной ектении, на литии перед молитвой «Владыко Многомилостиве…» и так далее). Потому необходимо обратиться к тексту Служебника, где действительно во многих местах фраза «И духови твоему» присутствует после «Мир всем» (хотя в Типиконе в соответствующих местах она не приводится). Но для нас самое важное то, что в последовании вечерни, совершаемой в соединении с литургией Преждеосвященных Даров, ответ «И духови твоему» все равно отсутствует. Следовательно, в богослужебных книгах нет ни одного основания в пользу пения «И духови твоему» после «Свете тихий…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

726 , за которыми следуют: Благословенно царство... Аминь. Приидите поклонимся... 3. Благослови, душе моя, Господа... и т. д. в обычном порядке. IV. Вечерня поется после молитвословий из последования изобразительных: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, за которыми следуют: Приидите поклонимся... 3. Благослови, душе моя, Господа... и т. д. в обычном порядке. 18 кафизма с малыми ектениями после каждого антифона. 18 кафизма с малою после неё ектениею. 18 кафизма с малыми ектениями после каждого антифона. 18 кафизма с малою после нея ектениею. Стихиры на Господи, воззвах на 10: Стихиры на Господи, воззвах на 6: Стихиры на Господи, воззвах на 10: Стихиры на Господи, воззвах Триоди самогласен дне 2. Предтечи 3. Триоди самогласен дне 2. Предтечи на 6. Предтечи на 4. Феодора 3. Из Октоиха мученичны 4. Феодора иа 4. Слава – Феодора. Слава – Феодора. Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров. И ныне, богородичен 1 настоящаго гласа. И ныне, богородичен 1-й гласа прешедшего (разумеется тот же, какой в 1 графе). И ныне, богородичен 1-й настоящаго гласа. И ныне, богородичен 1-й настоящаго гласа. Вход. Премудрость, прости. Входа нет, а прямо: Премудрость, прости. Вход. Премудрость, прости. Вход. Премудрость, прости. Свете тихий... и т. д. Свете тихий... и т. д. Свете тихий... и т. д. Свете тихий... и т. д. Паремии дня и Предтечи, и пр. Паремии дня и Предтечи, и пр. Паремии дня и Предтечи. Паремии дня и Предтечи и т. д. Стихиры на стиховне: Стихиры на стиховне: Триоди самогласен дне 2. Триоди самогласен дне 2. Мученичен 1. В дальнейшем продолжении вечерня и литургия преждеосвяшепных даров не имеют никаких особенностей. Мученичен Октоиха одного гласа с самогласном. Припевы к ним обычные. Потом припев (причастен): Возвеселится праведник... и стихира мученика: Божественных даров... Слава – Предтечи: Сокровище божественных... И ныне – Богородице, ты еси лоза... Слава – Предтечи: Яко же божественных...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Свете Тихий О. Беляевской В сельском храме, простом, убогом, Свет вечерний на Лике строгом. К ветхой ризе он льнет, алеет. Вздох молитвы под сводом реет. Меркнут окна, чуть рдеют главы. «Свете Тихий Святыя славы»… Ангел сходит к земле с приветом, Весь одетый вечерним светом. Молит Бога над темной пашней, Встретив вечер, задень вчерашний. Тихо молвит: «Леса, долины, Небо гаснет, но Свет единый Ждите завтра, молясь, с утра вы… Свете тихий, святыя славы…» Вторят росы, вздыхают травы: «Свете Тихий Святыя Славы»… Пыль веков Ф. Сологубу Моя душа вместить не в силах Вечерних веяний тоски. О неоплаканных могилах Пустынно шепчут ей пески. Об утомлении великом Ей говорят кресты путей, Пред ней невинно-страшным ликом Встают страдания детей. Каким смирю я заклинаньем Рожденный от начала страх? И утолю каким молчаньем Весь крик, пронесшийся в веках? К моим уныниям все строже, Как с ядовитых лепестков, Ты в душу мне свеваешь, Боже, Всю скорбь земли, всю пыль веков! 1910 Сосны сухие и ели мохнатые черные К берегу тесно столпились. Мрак их недвижный и тяжкие ветви узорные В сонной воде повторились. Там, над деревьями, яркое небо закатное Все обещаньями рдеет… Слышит вода заклинанье деревьев невнятное, Небу ответить – не смеет. Так, угрожая, все помыслы, тьмою одетые, Душу мою обступили, Падают руки, к далекому небу воздетые, В сердце молитвы остыли. Боже! я сплю, но великое чудо желанное Дай, пробудившись, мне встретить, Темной душе дай на слово Твое несказанное Новой молитвой ответить! Ранняя обедня Еще не дрогнул сумрак предрассветный, Еще душа меж бдением и сном, А мерный звон, призывно-безответный, Как дождик падает за дремлющим окном. Забрезжил свет над белой колокольней, Дрожит веревка в ангельских руках. Все жертвенней заря, все богомольней. Льет алое вино в рассветных небесах. Завеса храма таинство скрывает, Кровь пролилась, возносится потир, И кто-то любящий, простив, благословляет Безумный и несчастный мир. (1923) Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1658  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

е. не земная, или человеческая, а Божественная, небесная, нам, здесь – в священнослужении предлагается; поэтому мы должны быть) прости (от всего земного отрешены, ничем, противным нашей вере, не предзаняты, но незлобивы, «просты» и доверчивы, как добрые дети пред добрым своим наставником)! Совершает вход в алтарь, представляя, целым этим священнодействием, разумно – благоговейному помышлению верующих, спасительное сошествие на землю Единородного Сына Божия и воплощение Его от Пресвятой Девы Марии, для просвещения людей светом Божественного учения и для спасения их. И вот, как бы в приветствие явившемуся Светоподателю, и, в то же время, единому истинному свету – Господу нашему, Иисусу Христу, и в ответ на приглашение: «премудрость: прости»! на клиросе, тихо, но выразительно, поется трогательно – умилительная древняя церковная песнь 81 : Свете тихий (тихо, кротко проливающий живительные лучи свои, – не ослепляющий, как свет полуденного, или утреннего яркого солнца, а только все озаряющий, животворно греющий, как солнце в тихий, но светлый летний вечер, – свет от света, вечная святая слава от) святыя славы – Отца небеснаго, святаго, блаженнаго, (и этот животворный свет есть именно Ты, наш Господи и Боже – ) Иисусе Христе! (Чрез Твое спасительное просвещение и освящение, достигши возможности видеть Тебя, свете невечерний и неприступный, в доступной и даже осязаемой плоти человеческой, как солнце, склонившееся к западу, в вечернем примраке его, – достигши этого – ) пришедше на запад солнца (и таким образом у) видевше свет (Божественный, но тихий – ) вечерний, (мы научились знать и петь, и) поем Отца, Сына и св. Духа, – Бога; (поэтому, за наше освящение и просвещение светом Божественным) достоин еси во вся времена петъ быти гласы преподобными ( – самыми превосходными, совершенно, по своему духовному совершенству, подобными гласам ангельским, – достоин Ты – ) Сыне Божий, (как со светом и) живот даяй: тем же ( – от чего и за что весь) мир Тя славит! За «свете тихий» следует возглас: вонмем (будем внимательны, и, для этого, между прочим, да подаст Господь) мир (умирение внутреннее и внешнее, благодатное успокоение) всем; (ибо во всем, что мы при Богослужении слышим, так как и в паремиях, предлагается Божественная) премудрость! В ответ на это поется прокимен, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Свете тихий» Прокимен После Богородична поется «Свете тихий», произносится прокимен дня. Прокимен и стих прокимна священник может говорить или в алтаре пред престолом или на солее, куда он выходит во время пения «Свете тихий». Прокимен предваряется положенными возгласами: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость», «Вонмем», – священник обращается лицом к народу и по обычаю благословляет предстоящих. «Сподоби, Господи» Читается «Сподоби, Господи». Затем произносится ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву». Эту ектению и возглас на ней произносит священник на солее. После просительной ектении поются стихиры «на стиховне» из Октоиха. При пении или чтении этих стихир священник входит северными вратами в алтарь и становится пред престолом. После стихир чтец читает: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое», «Отче наш», тропарь святому из Минеи, «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря и по дню. После сего священник выходит северною дверью на солею, произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже» и говорит полный отпуст. Отпуст Отпуст совершается так: по возгласе «Яко милостив и человеколюбец», священник, стоя на том же месте, возглашает: «Премудрость». Лик: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Лик: «Утверди, Боже...» Священник возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую херувим». Священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...» Лик: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови». Священник, обратясь лицом к народу, говорит отпуст, в котором «поминает святого, его же есть храм, и святого, ему же служба поется». При произнесении слов: «Христос Истинный Бог наш...» (а в среду и пятницу при словах: «Силою честнаго и животворящаго креста») священник истово полагает на себе крестное знамение. Лик поет многолетие. Малое повечерие Начало малого повечерия По окончании вечерни священник возглашает: «Благословен Бог наш...» и по трех поясных поклонах на «Приидите, поклонимся» уходит северною дверью в алтарь, где, закрыв завесу, полагает поклон пред престолом, целует лежащее на престоле святое Евангелие, край престола и напрестольный крест, покрывает престол покрывалом и разоблачается из фелони.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Изображение креста показывает, что чрез крестный путь Господь отверз нам двери рая. Диакон отходит и, покадив иконы и иерея, становится па прежнем месте и дожидает окончания пения стихир. По окончании пения, начертав кадильницею или Евангелием крест по средине Царских врат (Тип., гл. 2), входит в алтарь, возглашая: «Премудрость прости». Словом «премудрость» дает знать предстоящим, что имеющее быть засим пение «Свете тихий» и чтение из Св. Писания прокимна или паремий открывает премудрость Вышнего. Говоря: «прости», т. е. – стойте прямо, диакон внушает стоят с благоговением, не рассеиваться другими помышлениями. После сего, по Входе, лик поет: «Свете тихий». Священник, поклонясь к престолу и целовав св. двери (Тип., гл. 2), входит в алтарь. Там, взойдя на ее место, одесную престола, обратясь к западу, имея руки согбенными, стоит, ожидая исполнения (окончания) прокимна. Потом покланяется (обратясь к востоку) и отходит на свое место (Служеб.), т. е. пред престол. Затем затворяются Царские двери 365 (Тип., гл. 2). Чин Входа излагается с подробностями и следующим образом: диакон, прием кадило и взем благословение, кадит престол окрест, и предыдущу ему светильнику, исходит северными дверьми, и обшед по заамвону, кадит Царские врата и местные иконы, в сие время иерей целует престол, исходит вслед за диаконом и стоит посреди церкви позади амвона. Диакон, покадив иконы и иерея, и взем кадим в левую руку, в правую же орарь, глаголет тихо: Благослови, Владыко, святый Вход. Иерей благословляет Вход, глаголя тихо: Благословен Вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно, и во веки веков. диакон тихо: Аминь. И кадит паки иерея и лики и, став в Царских вратах, ожидает окончания догмата, также возглашает: Премудрость, прости. Лик поет: Свете тихий. Диакон, вшед в алтарь, кадит престол и ее место. Иерей в Царских вратах целует святые иконы и тако входит в алтарь. Диакон снова исходит Царскими враты и кадит предстоящих. Иерей же, целуя престол, идет на ее место и стоить одесную престола, обращся к западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сборники песнопений В. б. включают от 2 до 20 и более неизменяемых песнопений, не считая вариантов одного и того же песнопения разных распевов. Один из наиболее кратких сборников с заголовком «Начало Всенощнаго» состоит из 2 вариантов «Благослови, душе моя, Господа» без указания распевов и 2 вариантов «Хвалите имя Господне» с названиями «Полиэлеос демественный» и «Греческий» (ГИМ. Син. певч. 1055). Иногда рукописи содержат неск. сборников песнопений В. б. разного состава. Так, рукопись ГИМ. Син. певч. 342 а-г открывается предначинательным псалмом, затем помещены подборки из 3 песнопений (предначинательный псалом, «С нами Бог», «Хвалите имя Господне»), из 4 песнопений (предначинательный псалом, «Блажен муж», «Свете тихий», «От юности моея») и, наконец, наиболее развернутое последование с подзаголовком «Начало Всенощного бдения» («Благослови, душе моя, Господа», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево», «Бог Господь», «Хвалите имя Господне», величание Покрову и Благовещению «Архангельский глас», песнопение по Пс 50 «Всяческая днесь радости исполнишася» на Рождество Христово, «Благословен еси, Господи» (тропари по непорочных), антифон «От юности моея», прокимны воскресные на 8 гласов, катавасия «Отверзу уста моя», «Величит душа моя Господа», великое славословие и «Возбранной Воеводе»). Широкое распространение получило построение сборника песнопений В. б. по принципу чередования распевов, когда изложены от 2 до 5 распевов одного и того же песнопения подряд (ГИМ. Син. певч. 444, 1301; Епарх. певч. 3, 4 и мн. др.). Наибольшее число вариантов распевов обычно имеют предначинательный псалом, полиелей, меньшее - «Блажен муж», «Свете тихий», «Взбранной воеводе». Великое славословие в этот период редко входит в состав нотированных последований В. б.: напр., в рукописи ГИМ. Син. певч. 486 после песнопения «Преблагословенна еси» имеется только указание: «Посем поем славословие»; исключительный случай - 2 варианта великого славословия в рукописи ГИМ. Епарх. певч. 4: одно без указания распева, 2-е «на глас 3-й». Также редко встречается в составе сборника песнопение «Сподоби, Господи» (исключение: ГИМ. Син. певч. 796, из Свято-Троицкого собора г. Красноуфы, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010