Диакон, испросив благословение на вход, говорит: «Премудрость. Стойте благоговейно». Народ: «Свете Тихий, Святой славы Бессмертнаго Отца Небесного, Святого Блаженного, Иисусе, Христе. Мы, доживши до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем, Отца, Сына и Святого Духа – Бога. Достоин Ты, чтоб воспевали Тебя во все времена благоговейными гласами. Сыне Божий, подающий жизнь, за то и прославляет Тебя мир». Диакон: «Будем внимательны». Священник: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец произносит прокимен и положенную паремию; второй прокимен и затем диакон возглашает: «Повелите». Священник, взяв кадило и подсвечник со свечею оборачивается к народу и, делая свечею знамение креста, возглашает: «Премудрость. Стойте благоговейно. Свет Христов просвещает всех». Чтец читает остальные паремии. Священник по окончании их говорит: »Мир тебе». Диакон: «Премудрость». Народ: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». «Господи, к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, для извинения дел греховных» (пс. 140:1–4). Если положено чтение «Апостола» и «Евангелия», то они читаются так же, как в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Сугубая ектения Молитва Священник: «Господи Боже наш, приими усердное моление сие от рабов Твоих и помилуй нас по множеству милости Твоей, и ниспошли щедроты Твои на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя богатой милости. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Заупокойная Ектения и молитва Ектения об оглашенных Молитва Священник: «Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий всем спастись и прийти к познанию истины, призри на рабов Твоих, оглашенных, и избавь их от древнего заблуждения и козни противника; и призови их в жизнь вечную, просветив души и тела их, и сопричислив их к словесному Твоему стаду, на котором нарицается святое имя Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Описывая события Великого Пятка: страдания и крестную смерть Христа, и затем снятие Его со Креста и погребение, ев. Лука замечает, что всё это произошло в пятницу: «и день бе пяток”. Но погребение Тела должно было совершиться именно до наступления субботы, ибо закон запрещал оставлять тела повешенных на древе на ночь: «да не переночует тело его на древе, но во гробе погребите его в тот же день» ( Втор. 21:23 ). Из Евангелия мы знаем, что Иосиф Аримафейский, купив плащаницу – тонкое льняное полотно, – пришёл снять Тело Господа с Креста. Предварительно он заходил к Пилату «просить тело Иисусово». Пришёл и праведный Никодим, «князь жидовский», потаённый ученик Христов, и принёс очень много благовонного смешения из смирны и алоэ – сто литров. Солнце всё более и более клонилось к закату. Им нужно было до вечерней зари совершить погребение. «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» ( Ин. 19:40 ). На это ушло не мало времени, и, вероятно, Солнце уже заходило. На том месте, где происходило распятие, на Голгофе, был сад, и в саду у Иосифа был новый гроб – пещера, высеченная в скале, – в котором никто ещё не был погребён. И Иосиф решил положить Тело Иисусово в этом своем новом гробе «ради пятницы Иудейской; потому что гроб был близко» ( Ин. 19:42 ). Сбылось предреченное Исаией Пророком: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его» ( Ис. 53:9 ). И когда положили Тело и привалили камень к двери гроба, Солнце зашло и тихо светилась вечерняя заря субботы. И ев. Лука заключает: «День тот был пятница, и светилась суббота». И Церковь всегда в это время поёт вечерний гимн «Свете тихий». Так же ясно и точно обозначено время у ев. Матфея: «В вечер субботный, свитающи во едину от суббот », – то есть на вечерней заре первого дня после субботы. Только, может быть, здесь сказано о времени, немногим более позднем, чем у ев. Луки, и несколько иными словами. Иоанн Златоуст отмечает: «Мария Иаковля (это была Богородица, так называлась Она тогда, как мачеха Иакова, называемого братом Господним) от скорби не могла переждать всю ночь после субботы, но тот час в поздний вечер субботы пришла ко гробу » с. 803].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Но мало, кто выделяет, что Святой апостол Иоанн Богослов говорит о пяти запретах, которые неминуемо приведут православного христианина к духовной смерти. Нельзя поклоняться зверю – т.е. нельзя поклоняться антихристу. Нельзя поклоняться образу зверя – т.е. нельзя поклоняться искусственному интеллекту. Нельзя принимать число зверя - т.е. нельзя принимать идентификационные номера. Нельзя принимать имя зверя – т.е. нельзя принимать имя, которое дает система (единый биометрический код, геномный паспорт, нельзя сдавать биометрические данные, отпечатки пальцев, отпечаток голоса, сканирование лица и глаз и т.д.). Нельзя принимать начертание зверя - т.е. нельзя принимать штрих-коды, коды, чипы и любые инвазивные микропроцессорные устройства и т.д. Все запреты равнозначны и наказание за нарушение этих запретов одно и то же: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9-11). Исходя из анализа современных апокалипсических событий, прошу внести в резолюцию конференции следующее: обратиться ко всем архиереям и в богословскую комиссию для того, чтобы Церковь официально дала толкование этим пяти запретам в свете новых технологий обезличивающих человека, внедрение бездушного искусственного интеллекта в сферу управления человеческими жизнями. Обратиться в органы ФСБ, в Совет Безопасности России с тем, что в России происходит тихий, последовательный антиконституционный переворот. Власть в государстве постепенно переходит к наднациональным структурам, через повсеместное внедрение искусственного интеллекта – цифрового государства. Я также поддерживаю позицию предыдущих выступающих юристов, что необходимо направить усилия на реальное исполнение действующих законов в сфере защиты семьи, материнства, детства, а не тратить усилия на принятие новых законов, в том числе закона «о профилактике семейно-бытового насилия», создающего угрозу национальной безопасности России и разрушению традиционной российской семьи. В связи с этим я также поддерживаю Заключение доктора юридических наук, профессора Понкина И.В. и общественные заключения в этом ключе.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/17/...

Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

О непременной обязанности христиан прославлять Бога всеми силами души и телесной чистотой св. апостол Павел писал в Послании к коринфянам: Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). И Сам Господь наш Иисус Христос, заповедуя творить добро, целью всей христианской нравственности поставил единственно славу Божию: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ), – и, наставляя учеников Своих, как должно молиться, прежде всего заповедал говорить так: «Отче наш, да святится имя Твое» ( Мф.6:9–13 ). И Сам Он явил нам пример того, как прославлять Бога, совершив по воле Отца Своего дело спасения человеческого. Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.13:31,17,4 ). Все от века благоугодившие Богу находили высокое блаженство в славословии Господа. Блажени живущии в доме Твоем: в веки веков восхвалят Тебя, – свидетеяльствует пророк Давид ( Пс.83:5 ). Как же нам должно прославлять Бога, Творца нашего, в Троице Святой покланяемого? И словом, и делом. Главное содержание всего нашего православного богослужения – прославление Господа: и на вечерне, и на утрене, и на Литургии Св. Церковь непрестанно славословит Господа. Все ее молитвы, чтения и песнопения начинаются, или продолжаются, или оканчиваются славословием Бога. На вечерне поется трогательная песнь: «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит». Во время утреннего богослужения каждый день Православная Церковь произносит умилительное славословие, которое воспевали Ангелы, прославляя Рождество Спасителя от Приснодевы Марии: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» ( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/luch-u...

Так как пустынею в данном месте и некоторых других (ср. Чис.23:48 ; Втор.3:29 ), по мнению толковников, называется вся простирающаяся от северного берега Мертваго моря долина реки Иордана, то принято думать, что гора Фегор возвышалась почти отвесно прямо над равнинами моавитскими, где в это время стоял почти весь стань Израильтян. Однако на эту возвышенность Валаам вступил уже более по настоянию Валака, чем по собственному желанию. Он уже чувствовал себя утомленным и не имел сколько-нибудь твердого намерения умолить Божество о позволении проклясть загадочный для него народ, вышедший из Египта. Впрочем, чтобы утешить Моавитского царя и показать ему, что сам он искренно желал бы исполнить его просьбу, Валаам, как и в первый раз, сам немедленно предложил главе Моавитян построить здесь семь жертвенников и приготовить семь тельцов и семь овнов ( Чис.23:29 ). И сделал Валак, как сказал Валаам, и вознес по тельцу и овну на каждом жертвеннике ( Чис.23:30 ). Между тем как исполнялось это необходимое условие действенности проклятие, в душе Валаама снова стало возникать дивное недавнее восторженное благожелательное настроение. В этом настроении он чувствовал дыхание таинственного небесного Духа и с удовольствием устремлялся к Нему сердцем. В его духе быстро пронеслись пережитые им в этот день удивительные превращения чувств, мыслей и желаний. С невольной радостью он вспомнил, как свойственное ему бурное, порывистое, темное и грозное, как разбушевавшийся поток, яростное настроение мага превращалось в тихий, светлый, согревающий свет пророческого восторженного созерцания, Ему становилось ясно, что Богу угодно благословлять Израиля, ибо Он не человек, чтоб Ему изменяться. Все доселе случившееся с Валаамом со времени его отправления из Пефора в Моавию могло наводить его на мысль, что Иегова особенно благоволит шатрам Израиля и дышит на них обилием блага и милости. Все это укрепляло в Валааме уверенность в неизменности воли Божества, а крепость такой уверенности делала его более и более восприимчивым к веяниям Божественного Духа 265 . При свете таких чувств и помыслов Валаам мысленно увидел, что Господу угодно только благословлять Израиля, и поэтому не пошел, как прежде, на высотах Ваала и Фасги 266 – «для гадания» или «волхвования», т. е. искать повелений Божества в знаменательных, по мнению халдейских астрологов, явлениях окружающей природы, и не стал лицом своим к северу, где священное обиталище месопотамских богов – «гора востока», а обратился лицом своим на северо-запад к Иорданской пустыне (равнине), где стояли мириады скромных и мирных шатров Израиля 267 ( Чис.24:1 ср. Чис.2:2 ). И взглянул Валаам своим вещим взором и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий ( Чис.24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Смирение. Великую ценность его всякий из нас знает. Смирение предохраняет нас от падений, привлекает к нам любовь ближних, вносит в наше сердце чистоту, вселяет в наше сердце мир и спокойствие. Кротость – это тоже смирение, но только, когда оно обнаруживается в отношении к людям. Миролюбие, незлобие, обходительность – вот проявления кротости. Молчание. Язык наш враг. Ап. Иаков говорит: «язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи воспаляем от геенны... Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак. 3:5–10 ). Сколько огорчений ближним мы приносим через свой язык, когда осуждаем, оговариваем, клевещем! Как поэтому нужно нам молчание, как оно полезно и спасительно, а в духовной жизни в особенности. Молчание заставляет нас входить внутрь себя, ведет, таким образом, нас к духовному созерцанию, сосредоточенности в Боге, в чем и состоит цель нашей иноческой жизни – жить с Богом и в Боге. Всеми указанными добродетелями мы привлекаем в свое сердце благодать Божию, которая обвеселяет нас, дает нам духовную радость, дает нам духовное счастье уже в сей земной жизни, а в будущей готовит нам спасение души, готовит нам небесный чертог, которого да сподобит нас Господь молитвами преподобных отец наших. Аминь. Слово, сказанное в женской тюрьме «В темнице был, и посетили Меня». – Это говорит Христос во св. Евангелии. Значит и находящиеся в темнице не лишены возможности быть со Христом. Христос может соприсутствовать вам и здесь, в узах ваших. Когда же Спаситель с вами, когда Он не оставляет вас Своею благодатью? Никто со стороны не может этого сказать, потому что все вы находитесь в равных внешних условиях, все вы – обитатели темницы, т. е. места отбывания наказания за разные повинности, но может знать это Сам Христос, да отчасти ваше сердце, ваша душа, приявшая в себя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется? Но смирим себя, братья, и Господь все нам покажет, как любящий отец все показывает детям своим. Смотри умом, что делается в душе. Если небольшая благодать, то в душе мир, и чувствуется любовь ко всем; если благодать больше, то в душе свет и радость великая, а если еще больше, то и тело ощущает благодать Святого Духа. Нет большего горя, чем потерять благодать. Душа скучает тогда о Боге, и чему уподоблю это скучание. Уподоблю его плачу матери, которая потеряла единственного возлюбленного сына своего, и взывает: «Где ты, утроба моя возлюбленная, где ты, радость моя?» Так и еще больше скучает душа по Господу, когда потеряет благодать и сладость Божественной любви. «Где Ты, Боже мой милостивый; где Ты, Свете Незаходимый? Почто скрылся Ты от меня, и не вижу больше Твоего кроткого и светлого лица?» «Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою. Но как Ты Сам сказал Апостолу Фоме: «Ты видел и осязал, но блаженны и те, которые не видели, но веруют». Так не все ощущают Духа Святого, но кто боится Бога и хранит заповеди Его, все будут спасены, ибо безмерно много нас любит Господь, и я не мог бы знать этой любви, если бы не научил меня Дух Святый, Который учит всему доброму. Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе, и слезно ищу Тебя. Ты украсил небо звездами, воздух — облаками, землю же — морями, реками и зелеными садами, где поют птицы, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен. Только Тебя желает душа моя, Господи. Твой тихий и кроткий взор я не могу забыть, и слезно молю Тебя: Приди, и вселись, и очисти меня от грехов моих. Ты видишь с высоты святой славы Твоей — как скучает душа моя по Тебе. Не оставь меня, раба Твоего; услышь меня, вопиющего, как Пророк Давид: «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Да будет же Христос нашим путеводным светом, в котором одном только мы можем найти счастье жизни, сделаться детьми Христовыми, ищущими не своего блага, а блага своих ближних!.. «Свете тихий святыя славы...», «Свет Христов просвещает всех!», «Слава Тебе, показавшему нам свет!» (из богослужебных текстов). Мудрость Будьте мудры, как змии ( Мф. 10:16 ). Чтобы вы были мудры на добро ( Рим. 16:19 ). Есть мудрость ложная, мудрость мира сего, которая в очах Божиих есть безумие, – мудрость, вырастающая из начал узкого человеческого себялюбия. Эта мудрость – та мудрость, о которой говорит святой апостол Иаков: Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская ( Иак. 3:14–15 ). Это мудрость, которая нагим и не имеющим дневного пропитания брату и сестре говорит: идите с миром, грейтесь и питайтесь – и не дает им никакого удовлетворения в их нуждах (ср. Иак. 2:15–16 ). Не этой мудрости должны просить от Него. Есть и еще мудрость – мудрость мертвая и бесплодная, мудрость воображаемая, не умеющая познать истинной сущности вещей и истинных начал жизни. Это та мудрость, носителей которой представляет нам Евангелие в лице книжников и законников. Эта мудрость лишена света, жизни и истины. Она имеет глаза, но не видит Христа, она имеет уши, но не слышит учения Его и не уразумеет (см. Мф. 13:13 ). Эта мудрость людей с огрубелым и плотским сердцем, в котором нет места для обитания Духа Божия. Но есть иная мудрость, истинная мудрость Христова, мудрость небесная, нисходящая свыше, чудная, Божественная мудрость. Она чиста... скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (ср. Иак. 3:15, 17 ), обнаруживаясь добрым христианским настроением и поведением и мудрою кротостью. Она полна света, смирения, жизни и истины. Она низводит Бога в души наши. Потому что плоды ее – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (ср. Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010