На соборе в Сардике (ныне София), в 343 г. западные неарианские епископы настаивали на учении об одной ипостаси Отца и Сына, а учение восточных епископов о трёх ипостасях отвер- —224— гли 770 . Дело в том, что на Антиохийском соборе 341 г., при участии младших ариан Урзакия и Валента 771 , была предложена вторая сирмийская формула, в основу которой был положен Символ Лукиана Антиохийского: Отец, Сын и Святой Дух суть имена Трёх Ипостасей, объединённых единством согласия 772 . В 343 г. на Сардикийском соборе, где присутствовали св. Афанасий и Маркелл, епископ Анкирский, было составлено Соборное послание ко всем епископам ойкумены 773 . В нём говорится, что представление о том, что ипостаси Троицы различны и отдельны, является мнением еретиков-ариан, в особенности Урзакия и Валента. «Мы же напротив приняли, изучили и держим такое вселенское и апостольское предание, такую веру и исповедание, что ипостась – одна, или, как называют это сами еретики, существо Отца, Сына и Святого Духа – одно» 774 . Однако, несомненно, существовала и иная церковная традиция в учении о Трёх Ипостасях, чему косвенное подтверждение мы находим в некоторых источниках второстепенного характера, например, в «Климентинах», датируемых периодом ок. сер. III в. – нач. IV в. 775 . Проповедующий о Христе здесь говорит о «едином Боге в трёх Ипостасях» 776 . В уста апостола Петра вкладывается Символ веры , со- —225— держащий близкое к нашему выражение: «Чтобы люди веровали во единого Бога Отца Вседержителя и Единородного Его Сына, рождённого из Него несказанно прежде веков и Духа Святого из Него неизреченно исходящего, единого Бога познавая в трёх ипостасях» 777 . Помимо того, в 50-м и 51-м канонах, входящих в состав «Апостольских постановлений», последнюю редакцию которых относят примерно к 379 г., говорится о единосущии Трёх Ипостасей по Божеству 778 . Свт. Афанасий не мог не знать о том, что Ориген и свт. Григорий Чудотворец учили о Трёх Ипостасях. Для сопоставления отметим, что в «Огласительных поучениях» свт. Кирилл Иерусалимский не раз называет и Отца, и Сына, и Святого Духа ипостасями, но ясного различения понятий «ипостась» и «сущность» он не делает 779 . Когда сторонники идеи Трёх Ипостасей (из арианствующей среды) достигли понимания единосущия Трёх, стал возможен определённый компромисс. На Александрийском соборе 362 г. была предпринята попытка ввести единую для всей Церкви терминологию; были сопоставлены два образа понимания термина. Согласно одним, в Боге Три Ипостаси, т. е. Три индивидуально и истинно существующих. Соответственно «ипостась» выступает здесь синонимом совершенно другого слова – «лицо». Согласно другим (сторонники св. Афанасия), одна ипостась в Боге означает тож-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Надо допустить, – замечает по этому поводу Тернер, – что копиисты VI века, изготовляя списки псевдо-сардикийских правил, заботливо вносили в предлежавший им псевдоникейский текст все дополнения, придуманные последним фальсификатором, и в то же время оставляли в неприкосновенности имя никейских отцов, прямо обличающее эти добавления; «кому такие трудности представляются менее, чем безнадежными, я рад, что не могу согласиться с ним» 35 . Вторая группа возражений Тернера имеет своею целью ослабить значение тех фактов, которые приведены Фридрихом в доказательство неизвестности Сардикийских правил на Западе за эпоху от папы Юлия до Иннокентия. Тернер, впрочем, не берет на себя обязанности входить в специальное рассмотрение этих фактов и такого рассмотрения действительно не дает: он хочет лишь указать ряд наблюдений, оставленных в аргументации Фридриха без внимания или не оцененных в их надлежащем значении. Попытаемся ближе вглядеться в те условия, при которых составился Сардикийский собор 343 г. Церковь уже давно развивала обширную административную и судебную деятельность и выработала ряд правил, имевших своею целью поставить органы этой деятельности – епископов – в законные границы. На соборе Никейском 325 года было постановлено, чтобы все епископы каждой области два раза в год собирались на общий собор и здесь обсуждали сомнительные или опротестованные действия отдельных епископов касательно отлучения мирян или клириков. Но обстоятельства, последовавшие за Никейским собором, скоро показали, что в защите от несправедливых приговоров нуждаются не только миряне и клирики, но и сами епископы. Собор Сардикийский и собран был для того, чтобы высказаться по поводу осуждения Афанасия александрийского , произнесенного собором восточных епископов в Тире в 335 году, а также и по делу других жертв арианских преследований. Невозможно было требовать, чтобы каждый раз, когда представлялась необходимость пересмотреть решение областного собора, был собираем вселенский собор. Сами восточные епископы на соборе в Антиохии 341 года пытались создать эту проверочную судебную инстанцию, узаконивши в 14 своем правиле, чтобы в случае разногласия областного собора по вопросу о виновности епископа митрополит области призывал соседних епископов и при их соучастии вновь рассматривал дело; если же суждение произносилось единогласно, то считалось окончательным (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

4 . О Максиме Цинике и о произведенном им безчинии в Константинополе: Максим не был и не есть епископ, как и поставленные им на какую бы то ни было степень клира, и сделанное для него, как и сделанное им – все ничтожно. Правило издано против Максима Циника, который желал захватить Константинопольскую кафедру, занятую в то время Григорием Назианзином . Прибывшие по его вызову два епископа из Александрии совершили его хиротонию, но она никем не была признана. Важно отметить, что правило признает его хиротонию недействительной, хотя она и была совершена двумя законными епископами Православной Церкви. Она недействительна, потому что была совершена в нарушение 4 и 6 правил I Всел. Собора. Т.о. для действительности таинства священства оно должно быть совершено не только правомочными вообще для священнодействия епископами, но и с соблюдением прочих канонических правил об избрании и поставлении епископа. Этим опровергается католическое учение о таинствах, которое во всех случаях признает их действительными, если только они совершены епископом или священником с законным преемством, по правильному чину и с надлежащим намерением. 5 . Относительно свитка Западных: мы принимаем и находящихся в Антиохии, исповедующих едино Божество Отца, и Сына, и Святого Духа. Здесь разумеется свиток Западных Епископов, содержащий постановления Сардикийского Собора, которым признан и подтвержден Никейский Символ веры . Относительно «свитка западных» мнения расходятся. Некоторые думают, что это означает исповедание Сардикийского Собора 343 г., но теперь кажется преобладает мнение, что под этим свитком подразумевается послание Римского Собора Восточным епископам в 369 г., принятое и подписанное на Соборе в Антиохии в 378 г. 6 . Поскольку многие, желая привести в замешательство и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некоторые обвинения, не с иным каким намерением, как только с целью помрачить добрую славу священников и произвести смятение в мирном народе; поэтому святый Собор епископов, собравшихся в Константинополе заблагорассудил: не без изследования допускать обвинителей, не позволять всякому приносить обвинения на правителей церкви, однако, и не всем возбранять этого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

  14. Павел и Афанасий (Сардикийский собор 343 г.) На Сардикийском соборе были оправданы и восстановлены в сане Павел Константинопольский и Афанасий Великий Александрийский, который был низложен в 339 г. арианским собором в Антиохии. Важно рассмотреть данный факт в том неизменном виде, в каком он представлен под пером святителя Никодима в его комментарии на 5-е правило Второго Вселенского Собора, поскольку оно имеет отношение к хронологически ему предшествовавшему Сардикийскому собору: «Когда императоры Констанций и Констант узнали, что сторонники Евсевия возмущают Церкви и что они низвергли  Афанасия Великого  и Павла Константинопольского, тогда повелели созвать Собор в Сардике, Иллирийском городе, с участием как западных, так и восточных отцов. Восточные отцы, отправляясь на Собор, написали из Филиппополя западным, чтобы те не допускали на Собор Афанасия и Павла как изверженных, ибо восточные были врагами «единосущия». Западные же написали им в ответ, что не считают их изверженными или виновными . Узнав об этом, восточные отцы удалились с Собора и вернулись в Филиппополь. А западные, оставшись одни, довершили Собор, оправдали Афанасия и Павла и утвердили Никейскую веру, причем ничего к ней не прибавили и ничего из нее не устранили» . Вследствие этого Сардикийский собор не соединял и даже не воссоединял Павла и Афанасия с Церковью, с которой они никогда не расходились во взглядах и от которой не отпадали. Он сделал само собой разумеющееся, подтверждая правоту двух поборников Никейского Собора и одновременно отменяя те неканонические и антицерковные деяния, на которые пошел в ущерб вере и единству Церкви собор 339 года.   15. Совершение Божественной литургии мирянином Данный пример взят из апологии иерусалимского монаха Леонтия и часто используется некоторыми современными богословами, чтобы доказать, по их утверждению, что «благодать превосходит закон». Итак, по их словам, Четвертый Вселенский Собор дошел до того, что признал «священство» и действительность Божественной литургии, совершенной нерукоположенным актером-мирянином. Этот удивительный вывод, как окажется, самым непосредственным образом опирается на неверное прочтение источников, вследствие чего произошло их ложное толкование. По ходу отметим, что содержание конкретного текста имеет в точности противоположный смысл тому, что пытаются показать касательно связи еретиков с дивными знамениями.

http://mospat.ru/ru/articles/87403/

Большинство из этих коллекций не представляют собой плода лишь начального собирания канонических памятников, а, напротив, требуют для себя продолжительной стадии предварительных работ по этой части. Об этом свидетельствует разнообразие текста, редакций, порядка и пр., в каком один и тот же документ воспроизводится в разных, хотя и одновременно возникших коллекциях. Эта черта наблюдается и в применении к тексту Сардикийских канонов, содержащемуся в древнейших (VI в.) собраниях. По словам Маассена, «между всеми этими коллекциями существует большое различие текста.., в разделении правил наблюдается большое разнообразие.., восстановить оригинальный латинский текст при помощи существующего материала было бы очень нелегким делом». Такое разнообразие рукописей не могло возникнуть вдруг: оно предполагает длинную и запутанную историю прежде, чем списки текста были внесены в существующие собрания шестого века. Думать, что все это могло совершиться на пространстве только этого века, как того требует теория Фридриха, в виду указанного свидетельства рукописей невозможно. – Но допустим, вия, при которых составился Сардикийский собор 343 г. Церковь уже давно развивала обширную административную и судебную деятельность и выработала ряд правил, имевших своей целью поставить органы этой деятельности – епископов – в законные границы. На соборе Никейском 325 года было постановлено, чтобы все епископы каждой области два раза в год собирались на общий собор и здесь обсуждали сомнительные или опротестованные действия отдельных епископов касательно отлучения мирян или клириков. Но обстоятельства, последовавшие за Никейским собором, скоро показали, что в защите от несправедливых приговоров нуждаются не только миряне и клирики, но и сами епископы. Собор Сардикийский и собран был для того, чтобы высказаться по поводу осуждения Афанасия Александрийского , произнесенного собором восточных епископов в Тире в 335 году, а также и по делу других жертв арианских преследований. Невозможно было требовать, чтобы каждый раз, когда представлялась необходимость пересмотреть решение областного собора, был собираем Вселенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посланием святого Тарасия завершается основной канонический свод Православной Церкви. Дополнением к нему считается «Каноникон» святого Иоанна Постника († 595 г.), который в позднейшей обработке иеромонаха Матфея Властаря стал руководством для духовников. Это руководство включено в греческие канонические сборники «Пидалион» и «Афинскую Синтагаму». «Каноникон» Иоанна Постника частично послужил основанием для «Номоканона» при славянском «Большом Требнике» 91 . В «Пидалионе», «Афинской Синтагаме» и «Кормчей книге» содержатся (но в разном количестве) каноны Патриарха Константинопольского святого Никифора Исповедника († 818 г.). Эти каноны принято также рассматривать как дополнение к каноническому кодексу. 7. Западные источники церковного права эпохи Вселенских Соборов 7.1. Каноны западного происхождения Западные, латиноязычные Церкви в эпоху Вселенских Соборов хранили единство веры с Восточной Церковью, и поэтому большая часть канонов, которые принимались на Востоке, признавались и на Западе. В свою очередь, некоторые правила западного происхождения вошли в Канонический корпус Вселенской Церкви. Это относится к канонам Сардикийского и Карфагенского Соборов. Собор в Сардикии (ныне София) состоялся на границе между западной и восточной половинами империи. Традиционно, основываясь на данных историков Сократа и Созомена , Собор датировали 347 годом. Этот год указан в «Пидалионе» и «Книге правил». Но исследователи XIX века (Манси, Гефеле, кардинал Питра, кардинал Гергенретер), опираясь на новонайденные источники, пришли к выводу, что Сардикийский Собор состоялся в 343 или 344 году. Эту датировку усвоили православные канонисты Н. С. Суворов 92 , А. С. Павлов 93 , епископ Никодим (Милаш) 94 . Зонара писал об этом Соборе: «Сардикийский Собор был в царствование Констанция, сына Константина Великого . Он, приставши к ереси ариан, употреблял усилия к извращению догматов и определений Первого Собора (подразумевается Никейский. – В. Ц.). Узнав о сем из донесения тогдашнего папы, брат его Констант, владычествовавший в старом Риме, письмом угрожал брату войной, если он не перестанет волновать церковь и колебать Православную веру. А тот отвечал брату письмом, что он ищет точности в вере и имеет попечение о том, чтобы точность сия была утверждена и чтобы имела ситу та вера, которая будет ими исследована. Посему, по повелению сказанных братьев и императоров, в Сардике, которая ныне называется Триадицею, собрались епископы в числе 341, которые, рассудив о Никейских догматах, подтвердили их и изложили определение, коим утверждается святый символ Никейских отцев и определяется, что он должен иметь силу и пребывать неизменным, а мудрствующие несогласно с ним отлучаются и предаются анафеме. Отцы сего Сардикийского Собора изложили и правила, относящиеся и к церковному устроению» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сардикийский Собор был созван в 343 или 344 году в городе Сардике (или Сердике – столице римской провинции Фракия, ныне София) – городе, расположенном на границе между Восточной и Западной частями Римской империи, по желанию двух правителей – императоров Констанса (православного) и Констанция (арианина), сыновей Константина Великого . Он явился логическим продолжением Первого Вселенского Собора и состоял как из восточных (76), так и из западных (300) епископов. Формальным поводом для созыва Собора были обвинения против святителя Афанасия Великого , борца с арианами. На Соборе была поддержана позиция святителя Афанасия, утвержден Никейский Символ веры  и преданы анафеме все, чья вера не согласна с ним. Сардикийский Собор издал 20 правил, которые имеют своим предметом исключительно церковное управление. В этих правилах содержится запрещение епископам покидать свои епархии и занимать чужие (1–3, 11, 17–19), поставлять чужих клириков (15), описывается порядок церковного суда над епископами и прочими клириками (4, 5, 13, 14), а также некоторые аспекты поставления епископа (6, 10). Карфагенский Собор Карфагенский Собор состоялся в 419 году. На нем присутствовали 217 епископов. Поводом к созыву Собора послужило возникновение вопроса о праве Римского папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы Собора произвели ревизию четырнадцати предыдущих Соборов Африканской Церкви, проходивших в период с 348 по 418 год, и утвердили 121 правило этих Соборов. Также Карфагенский Собор издал 12 новых правил, так что деяния этого Собора составили собой целый свод правил Карфагенской Церкви, затрагивающих самые разные стороны церковной жизни и признанных одним из основных источников канонического права Православной Церкви. 133 правила Карфагенского Собора вошли во все канонические сборники, однако с разной нумерацией. В первоначальном сборнике их было 133 и еще 5 дополнительных, извлеченных из посланий различных африканских епископов Собору и посланий отцов Собора разным лицам. Позже некоторые издатели разделили отдельные правила на два и более самостоятельных правила, присвоив каждому из них порядковый номер. Мы пользовались нумерацией «Книги правил», в которой содержится 147 правил Карфагенского Собора и еще дополнительно к ним Послание Собора к папе Целестину . Константинопольский Собор

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

4 . Антиохийский собор 217 . По случаю освящения новой церкви в Антиохии собралось в половине 341 года около 100 епископов. После совершения освящения собравшиеся епископы составили собор, чтобы издать несколько постановлений относительно повсеместного однообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе Плакет, епископ Антиохийский, и издано было 25 канонов, которые все вошли в общецерковный канонический сборник и о которых с особенным уважением отзывается как Восток, так и Запад. В Кормчей они составляют 9 главу. 5 . Лаодикийский собор 218 . По всей вероятности, в 343 году, в Лаодикии, главном городе Фригии, был составлен многими епископами Малой Азии собор, на котором было издано 60 канонов разного содержания, и каноны эти, хотя различно разделяемые вошли в канонические сборники. В Пидалионе они помещены в том же числе, как и в Книге правил. В Кормчей каноны Лаодикийского собора составляют 10 главу, и хотя по числу их 58, но со стороны содержания они все находятся в ней. В Indreptarea стоит 59 канонов, что зависит от того, что последние два составляют один канон. 6 . Сардикийский собор 219 . На границе между восточной и западной частями греко-римской империи, в Сардикии (нынешней Софии) состоялся в 343 220 году многочисленный собор, с целью установить согласие относительно Афанасия Великого между восточными и западными епископами, разъединенными арианскими интригами. Присутствовавших на этом соборе членов насчитывается 376, из которых было 300 западных епископов и только 76 восточных. Председательствовал, известный со времени Никейского собора, Осия, епископ Кордубский. Когда были объявлены безосновательными все обвинения, возникшие против Афанасия, и утвержден Никейский Символ, собор издал 91 канон относительно церковной дисциплины, и все эти каноны вошли в общецерковный канонический сборник. В нынешних наших сборниках различие этих канонов состоит лишь в порядке нумерации, со стороны содержания они все находятся в них. В Indreptarea помещены все каноны. В Пидалионе их 20; нет 18 канона, но так как он имеет нераздельную связь с следующим (19) каноном, в котором говорится о том же предмете, то содержание самых канонов ничуть не страдает. В Книге правил тоже 20 канонов, что зависит от того, что 18 и 19 каноны составляют один, именно 18 канон. Причина этого та же, что и в Пидалионе. В Кормчей порядок канонов иной, хотя число их полное, а именно 21 канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

20 16 правило святителя Тимофея, епископа Александрийского разрешает причащаться, даже если «измывая уста или находясь в бане, нехотя проглотил воду». 21 Об употреблении в Русской Церкви и бумажных антиминсов свидетельствуют сохранившиеся бумажные антиминсы середины XVII века. 22 Поместный Лаодикийский Собор собрался в Лаодикии, главном городе Фригии, в Малой Азии. Точный год Собора не установлен. Одни относят созыв его к 343 г., а другие к более поздним датам. Шестой Вселенский Собор в перечислении Соборов (прав. 2), коих правила должны приниматься Церковью, упоминает Лаодикийский Собор до Сардикийского, который имел место в 343 г. и потому едва ли правильно относить время его созыва позднее этого года. Собор составил 60 правил. 23 Трулльский, Вселенский V–VI собор состоялся с целью дополнения правил V и VI вселенских соборов, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины. Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви. Так как отцы VI Вселенского Собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван пято-шестым, а так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил он в том самом отделении царских палат, где были заседания последнего VI собора, то и правила, им изданные, называются правилами VI Вселенского Собора Трулльского. 24 Надо заметить, что похищение или съедение агнца мышами происходило довольно часто не только на Руси, но и на Востоке. Этот вопрос специально обсуждался на патриаршем соборе в XIII веке, на котором постановили, что священник за подобное «не подлежит епитимии, так как многое подобное часто бывает».

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

515 . Собор этот собирался собственно по случаю освящения (или обновления, γκαινοις) храма, основанного Константином Великим и доконченного сыном его Констанцием. Но он постановил также 26 правил и кроме того издал три дополнения к Никейскому символу без употребления слова: единосущный, и подтвердил низложение св. Афанасия Великого , знаменитого борца против арианства. Это показывает, что в составе его были полуарианские епископы 516 . Вследствие этого собор этот был признан не без колебаний, и уже после Гангрского, хотя происходил раньше этого последнего. В конце четвертого 517 столетия его правила, вероятно, уже находились в общепризнанном сборнике канонов. В 451 г. его правила (16-е и 17-е) читались на Халкидонском соборе и, вероятно, вскоре после собора была переведены на латинский язык 518 . Около того же времени или несколько позднее были признаны и занесены в сборник и также переведены на латинский язык правила Лаодикийского собора во Фригии (между 343 и 381, вероятно, около 363–364 г.) 519 , которых считается обыкновенно 60 520 . Все эти соборы собирались раньше второго вселенского собора, Константинопольского 381 года. Около 500 года существовало уже четыре латинских перевода правил этих соборов, именно: Исидоров, versio prisca, Галльский перевод и Дионисия Малого 521 . 4. Собор Сардикийский. – Подобно тому как правила восточных соборов были переводами и входили в сборники правил на Западе, и правила западных поместных соборов вносились в сборники на Востоке. Прежде всего были внесены в восточные сборники правила собора Сардикийского, или, правильнее, Сердикийского, собиравшегося в 343 г. 522 в Сардике или Сердике 523 в Иллирии (Средец, нынешняя София в Болгарии), по делу об Афанасии Великом и для того, чтобы положить конец разделению между православными и сильной арианствующей партией на Востоке. Хотя он собирался в латинском городе, и большинство епископов, именно 300 524 , было западных, но на нем присутствовали и греческие епископы в числе 76. Цели своей он не достиг, потому что разделился на два собора прежде чем приступил к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010