600), слово еп. Захарии (XI в.) и слово Петра Дамиани († 1072) (PL. 144. Col. 567-572). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи Г. Сказания о Г. вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагине († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (сер. XIII в.) и кард. Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе Г. с драконом. В Италии почитание Г. распространилось рано. В Риме Велисарий (ок. 527) поручил защите этого святого ворота мч. Севастиана. Римский папа Лев II (682-683) посвятил Г. и мч. Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741-752) (LP. Vol. 1. P. 360, 434). В этом же храме хранятся копье и хоругвь Г. В 1600 г. часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в нач. V в. еп. Север основал базилику св. Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни еп. Агнелла († 570), в Равенне с VI в. в местности Кориандро рядом с мавзолеем кор. Теодориха существовала церковь, посвященная Г. Др. церковь, называемая ц. во имя вмч. Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из 2 частей позднерим. Равенны. Ок. 657 г. почитание Г. проникло в Феррару, где великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 г. гр. Роберт Фландрский привез в Феррару руку Г. и подарил ее гр. Матильде, к-рая в свою очередь подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 г. в честь великомученика. В Венеции в ц. Сан-Джорджо Маджоре хранятся глава Г. и рука святого, перенесенные туда в 1296 и в 1462 гг. В Галлии почитание великомученика распространилось в правление франк. кор. Хлодвига. В 491 г. его супруга, кор. Клотильда, основала мон-рь вмч. Георгия в Шеле, а ок. 512 г. Хлодвиг посвятил Г. и св. Герману Парижскому мон-рь в Барале близ Камбре.

http://pravenc.ru/text/162188.html

764 Cm.: Παπαδπουλος X. Βικντιος Δαμωδς/Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. T. 4ος. Σ. 939–940. 765 В Венеции, на Сатро dei Greet, вокруг церкви Сан Джорджо деи Гречи ( San Giorgio dei Greci) середины 16 в., росписи которой (включая иконостас) принадлежат знаменитому Михаилу Дамаскину, а мозаики выполнены по рисункам Фомы Ватаса с Корфу, архитектор Бальдассаре Лонгена в конце 17 в. построил ансамбль греческого землячества – палаццо Фланджини ( Palazzo Flangini) со школой Сан Николо деи Гречи ( Scuola San Nicold dei Greci), подготовившей в 1662–1905 гг. множество священников и учителей для разных греческих регионов. С 1953 г. здесь разместились Hellenic Institute of Byzantine and Post–Byzantine Studies и небольшой музей икон ( Museo dell " Istituto Ellenico) с иконами 14–18 вв. с Крита, Кипра и из Венеции. Здесь же, в одной из старейших построек Сатро dei Greci, находился в 1601–1834 гг. греческий женский монастырь со школой для девочек. Поскольку к православию в Венеции относились не слишком терпимо, греческая церковь здесь подчинялась и Вселенскому патриарху, и папе; соответствующий отпечаток сохранялся и на системе образования в местной греческой школе. (В 1573–1797 гг. здесь располагалась резиденция греческих митрополитов Филадельфийских. С 1991 г. Сан Джорджо деи Гречи – вновь кафедральный собор греческой митрополии, относящейся к Вселенскому Патриархату; дворец Фланджини переходит из рук в руки; последняя продажная цена на него – в 2010 г. – составила более 10 млн евро.) Отметим попутно, что на Сатро dei Greci работали Никодим Святогорец (в связи с публикацией Добротолюбия) и профессор Флангинианской школы Варфоломей Кутлумушский (в связи с публикацией Минеи). 766 См.: Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского (епископа Керинкского и Калавритского)/Новый пер. с греч. [под ред. архим. Никона]. Св.–Троицкая Сергиева лавра, 1902 (репр.: [М.; Рыбинск], [б.г.]; пер. сделан с греч. издания: Венеция, 1888; первый рус. пер. сего «премудрого мужа преполезных проповедей», которые «себе достойную заслужили похвалу», вышел в 1741 г. и воспроизведен в 1774 г.; «Поучения» Минятия печатались также в «Троицких листках», коих разошлось более 4 млн экз.; эти сочинения, одобрявшиеся Синодом и ведущими русскими иерархами – московским митр. Тимофеем, киевским митр. Арсением, переяславским, затем московским архиеп. Амвросием и др., – оказали существенное влияние на «русского Златоуста» 19 в. Иннокентия, архиепископа Херсонского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Венеции он работал в мастерской Тициана (с 1567), одновременно создавал иконы, в к-рых первым из критских художников активно использовал изобразительные мотивы и отдельные художественные приемы итал. маньеристов («Поклонение волхвов» (Музей Бенаки, Афины), «Тайная вечеря» (Национальная пинакотека, Болонья), триптих (Галерея д " Эсте, Модена)). Поклонение волхвов. Икона. 1584-1592 гг. Мастер М. Дамаскинос (собор св. Екатерины. Ираклион). Фрагмент Поклонение волхвов. Икона. 1584-1592 гг. Мастер М. Дамаскинос (собор св. Екатерины. Ираклион). Фрагмент Сохранилось ок. 80 икон, подписанных или приписываемых Михаилу Дамаскиносу (1530 или 1535-1592). География мест их распространения обширна: Крит, Венеция, о-ва Керкира (Корфу), Закинф и Патмос, Афон, мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Его иконы, созданные в 60-70-х гг. XVI в., напоминают монументальным стилем произведения Феофана Критского. В 1574 г. Дамаскинос был приглашен греч. общиной Венеции для росписи алтаря ц. Сан-Джорджо деи Гречи (возведена в ломбардском стиле архитекторами Санте Ломбардо и Г. А. Кьона в 1539-1571) и исполнения икон иконостаса. В созданных для Сан-Джорджо деи Гречи и для кафизмы Евангелизму на Патмосе иконах художник не отступил от визант. традиции, но использовал свободный рисунок и добился эффекта венецианского колорита. В «Тайной вечере» объединены визант. иконография и растиражированная гравюрой М. Раймонди фресковая композиция Леонардо да Винчи; в «Поклонении волхвов» заполненная фигурами людей и животных сцена близка картинам Я. Бассано, но Богоматерь с Младенцем и Иосиф написаны в традиц. манере (обе в соборе св. Екатерины в Ираклионе). Влияние маньеризма на творчество Дамаскиноса за время его пребывания в Италии (в 1584 возвратился в Кандию) было очень сильным, в частности, он был увлечен искусством Пармиджанино, работы к-рого копировал. Органичное соединение палеологовской традиции с итал. маньеризмом было характерно для творчества Георгиоса Клонцаса (1540-1608), мыслителя, художника и писца-каллиграфа, руководителя и преподавателя художественной школы в Кандии.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

В первые десятилетия XVII в. в Канеа действовала иконописная мастерская, старшим представителем к-рой работал мон. Амвросий Торговец, чьи произведения датируются ок. 1625 г. Его живописная манера оказала влияние на др. членов мастерской - иером. Нила, игум. Филофея (Скуфоса), свящ. Еммануила Скордилиса, Теодороса Пулакиса и Константина Палеокапоса, которые продолжили свою творческую деятельность в Италии, на Ионических о-вах, а также на островах Эгейского м. Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в. Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в. В кон. XVI в. представитель знатного греч. рода доктор медицины и философии Иоанн Хартофилакс основал в 3 км от Канеа мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги). В 1-й пол. XVII в. члены др. богатой греч. семьи братья Иеремия, Венедикт и Лаврентий Цангаролосы стали ктиторами крупных мон-рей Гдернетту (Гувернету), Св. Троицы и Гонья . После захвата в 1645 г. города турками здесь была размещена резиденция паши. Была восстановлена правосл. Кидонийская епископия, которая заняла 4-е место среди 12 критских епархий. Кафедральным собором стала ц. св. Бессребреников. Поскольку Кандия (ныне Ираклио) до 1669 г. оставалась в руках венецианцев, то 1-й митрополит (архиепископ) Крита Неофит Пателарий (1652-1679) пребывал на территории совр. нома Ханья. Мн. жители Канеа эмигрировали на Ионические о-ва (напр., игум. Венедикт (Цангаролос; † после 1645), автор макаристариев прп. Иоанну Отшельнику и плащанице Пресв. Богородицы) или в Италию. Так, протопр. Канеа Алоизий-Амвросий Граденигос (ок. 1616-1680) после падения города переехал в Венецию, где стал дидаскалом и библиотекарем собора св. Марка и подготовил к печати ряд изданий, в т. ч. трагедию «Эрофила» (1676), а затем был иерокириксом на Закинфе. Филофей (Скуфос; † 1685), игум. мон-ря Хрисопиги, хартофилакс Канеа и иконописец, после захвата города подвизался в мон-ре свт. Афанасия Великого на Закинфе, в 1653 г. стал дидаскалом в Венеции, в 1655-1659 гг. служил священником ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи. Даже занимавший в 1668-1671 гг. К-польскую кафедру уроженец Канеа Мефодий III (Моронис) провел последние годы жизни в Венеции в качестве эпитропа ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Рука И. В. хранилась в Венеции, в мон-ре Сан-Джорджо Маджоре. Святыня была привезена с о-ва Кипр консулом Н. Микьели, к-рый в 1518 г. получил ее в подарок от настоятеля мон-ря св. Илариона и затем передал жен. мон-рю св. Екатерины в Венеции. В 1548 г. мощи были перенесены в Сан-Джорджо Маджоре. Частицы мощей хранятся в ц. вмч. Мины в Ираклио (Крит), в мон-рях Киккском (Кипр), Пресв. Богородицы Прусиотиссы (Эвритания, Греция), свт. Николая Чудотворца Калтезон (Καλτεζν) (Аркадия, Греция), Кехровуниу (о-в Тинос, Греция), Благовещения, или Кипуреон (Κηπουραων) (Кефалиния, Греция) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 192). Ист.: Antonini Placentini Itinerarium//Itinera Hierosolymitana saeculi IIII-VIII/Ed. P. Geyer. Vindobonae, 1898. P. 180. (CSEL; 39); Albe E. Les reliques de St. Cyprien: Deux lettres inédites du vénérable Alain de Solminihac, évêque de Cahors (1637-1659)//Revue d " histoire de l " Église de France. 1911. Vol. 2. P. 725-727. Лит.: Corner F. Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello. Padova, 1758. P. 483; Marion J. L " abbaye de Moissac: Notes d " un voyage archéologique dans le sud-ouest de la France//Bibl. de l " École des Chartes. P., 1850. Vol. 11. P. 89-147; Deloncle Ch. Mémoire sur le bourg de Duravel//Congrès archéologique de France. 32e session. Séances générales tenues à Montauban, Cahors et Guéret en 1865. P., 1866. P. 564-579; Roumejoux A., de. Notice sur l " église de Duravel (Lot)//Ibid. P. 580-585; [ Joubert.] Les corps saints de Duravel au diocèse de Cahors. P., 1895; Besse J.-M. Provinces ecclésiastiques d " Albi, de Narbonne et de Toulouse. Ligugé; P., 1911. P. 34. (Abbayes et prieurés de l " ancienne France. T. 4); Rey R. L " église romane de Duravel. Dinan, 1917; B é venot M. St. Cyprian and Moissac: A 13th-Century Sequence//Traditio. 1963. Vol. 19. P. 147-166; Dufour J. La bibliothèque et le scriptorium de Moissac. Gen.; P., 1972. P. 6-7, 32.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Сан-Леонардо-ди-Сипонто, обл. Апулия, или церковь аббатства в Нонантоле, обл. Эмилия-Романья). Со 2-й пол. XII в. скульпторы все чаще начали обращаться к образу Богоматери с Младенцем на троне (правый портал зап. фасада церкви аббатства Сан-Клементе-а-Казаурия, обл. Абруццо; кон. XII в.). Часто тимпан украшала фигура святого (аббатство Сан-Клементе; собор Сан-Джорджо-Мартире в Ферраре, ок. 1135; ц. Сан-Дзено в Вероне, ок. 1138). В храмах Сан-Микеле-Маджоре в Павии (обл. Ломбардия; нач. XII в.) и Сан-Пьетро в Сполето (обл. Умбрия; XII в.) рельефами украшен практически весь фасад. Итал. мастера редко обращались к теме Страшного Суда (напр., «Взвешивание душ» в тимпане ц. Сан-Бьяджо в Талиньяно, обл. Эмилия-Романья; кон. XII - нач. XIII в.) в отличие от др. европ. мастеров. Влияние античного наследия в скульптуре особенно заметно во 2-й пол. XI-XII в. как в орнаментальных мотивах (листья аканфа, мифологические существа в зарослях, знаки зодиака), так и в фигуративных изображениях (естественные пропорции, спокойные жесты, антикизирующие драпировки). Благодаря мастерским Вилиджельмо (1-я четв. XII в.), Никколо (сер. XII в.) и Бенедетто Антелами (кон. XII - нач. XIII в.) классическая манера распространилась по всей И. и осталась ведущей. Дороманский период Встреча Марии и Елисаветы. Рельеф алтаря кор. Ратхиса. 737–744 гг. (Музей диоцеза, Чивидале-дель-Фриули) Встреча Марии и Елисаветы. Рельеф алтаря кор. Ратхиса. 737–744 гг. (Музей диоцеза, Чивидале-дель-Фриули) В итал. скульптуре дороманского периода преобладала лангобардская стилистика, ярким примером к-рой является алтарь кор. Ратхиса из ц. Сан-Мартино в Чивидале-дель-Фриули (737-744), изготовленный из единого блока «истринского камня» (известняка с п-ова Истрия) и украшенный с 4 сторон мраморными рельефами. На лицевой стороне изображен Иисус Христос между 2 серафимами в мандорле, несомой 4 ангелами. Справа, на торцовой стороне,- «Поклонение волхвов», слева - «Встреча Марии и Елисаветы». На оборотной стороне - 2 креста по сторонам квадратной ниши и розетки.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Интерьер собора в Модене Интерьер собора в Модене 3. С побережьем Тосканы связаны появление и развитие романики на Корсике (Франция) и особенно на Сардинии, где ее появление означало разрыв с предшествовавшей традицией, характерной для юга И. и Вост. Средиземноморья. Трехнефные базилики Сан-Гавино в Порто-Торрес близ Сассари (сер. XI в., большое здание с апсидами на востоке и западе центрального нефа), собор Сан-Симпличо в Ольбии (сер. XI - ок. 1120) и ц. Санта-Джуста в пригороде Ористано (20-е гг. XII в., единственная на Сардинии с криптой), зальная ц. Сан-Никола-ди-Труллас близ Семестене (между Сассари и Ористано, до 1113, перекрыта 2 крестовыми сводами), Т-образная в плане ц. Сан-Никола в Оттане близ Нуоро (освящена в 1160) активно проработаны нишами и аркатурами по фасадам и содержат богатый резной декор. Архитектура Корсики неск. проще, но нек-рые памятники - однонефные церкви Сан-Партео-деи-Мариана в Луччане близ Бастии и Тринита в Ареньо близ Кальви (обе XII в.), 3-нефная Санта-Мария-Ассунта («Ла-Каноника», 1119) в Луччане - содержат выразительные, пластически активные фасады, отражающие и приемы ломбардских мастеров. 4. Выразительностью фасадной пластики и оригинальными решениями интерьеров отличаются соборы городов Эмилии: Санта-Мария-Ассунта в Парме (после 1060 - кон. XII в., фасад 1178), Санта-Мария-Ассунта-э-Сан-Джеминьяно в Модене (1099-1184), Сан-Джорджо-Мартире в Ферраре (нач. XII в.- 1135, фасад XIII в.), Сан-Доннино в Фиденце (после 1117 - кон. XII в.), Санта-Джустина-э-Санта-Мария-Ассунта в Пьяченце (1122-1233). В этих соборах, мраморные фасады к-рых перекликаются с тосканскими образцами, присутствуют порталы с более развитой системой архивольтов и со сводом-сенью, опирающимся с передней стороны на выдвинутые колонны. В остальном они соответствуют общей типологии, окончательно сформировавшейся к сер. XI в. Портал имел широкий профилированный архивольт, обломы к-рого повторяют формы опор, представляющих чередование круглых стройных колонок и прямоугольных уступов. Над уровнем завершения этих опор устраивается широкая перемычка, над к-рой выделяется заглубленное поле тимпана. Все элементы портала - базы, колонны, арки, перемычка и тимпан - могли покрываться инкрустацией, резьбой и рельефами. Они же часто присутствуют по сторонам порталов. В целом широкая традиция поздней романики Эмилии отражала весь спектр разнообразных архитектурных и художественных идей той эпохи. Вариативность мышления противодействовала стандартизации даже самых удачных решений.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Церковь Сант-Андреа в Верчелли. 1219–1227 гг. Церковь Сант-Андреа в Верчелли. 1219–1227 гг. Влияние цистерцианских образцов очевидно в ц. Сант-Андреа в Верчелли (1219-1227) и др. храмах Пьемонта XIII-XIV вв., в которых заметно взаимное проникновение романских и готических черт. Так, в Сант-Андреа, с ее романским 2-башенным фасадом, четко выявленным трансептом, мощной башней над средокрестием, романской декоративной аркатурой, снаружи применена система аркбутанов и контрфорсов, ребра крестовых сводов поддерживают нервюры, а арки, разделяющие нефы и травеи внутри нефов, имеют стрельчатые очертания, в центральном нефе тонкие колонки-лизены тянутся от пола до основания сводов. Но несмотря на большое число готических черт, объемное решение и характер пространства остаются преимущественно романскими. В XIII в. готические конструктивные и декоративные элементы проникали в романские храмы в ходе продолжавшегося строительства или реконструкции. Примеры тому - городские соборы Генуи, Фиденцы, Пьяченцы, Феррары. В соборе Сан-Лоренцо в Генуе (ок. 1100 - ок. 1227, 1297-1312) перспективный центральный портал 2-башенного фасада (ок. 1210 - ок. 1227) имеет стрельчатые очертания, нефы разделяет аркада на готических колоннах, к-рые заменили стоявшие на их месте романские. Собор Сан-Доннино в Фиденце (кон. XI - нач. XII в.) при реконструкции в кон. XII в. получил нервюрные готические своды в центральном нефе; 6-частными нервюрными сводами перекрыт центральный неф романского собора Санта-Джустина-э-Санта-Мария-Ассунта в Пьяченце (обл. Ломбардия, 1122-1233). Характерные готические декоративные элементы (2-частные арки стрельчатых очертаний с ажурными архивольтами, опирающиеся на тонкие витые колонки, и др.) были включены в убранство главного фасада собора Сан-Джорджо в Ферраре (нач. XII - сер. XIII в.). Наиболее ранний итал. храм, в котором готические черты не являются частью романско-готического «сплава», а выступают сами по себе,- ц. Сан-Франческо в Ассизи (обл. Умбрия, 1228-1253). Церковь разделена на верхнюю и нижнюю; верхняя состоит из единственного просторного нефа, перекрытого каменными нервюрными сводами. На стенах нервюрам соответствуют пучки тонких колонок. Довольно большие окна подчеркивают зону клеристория, однако расположенные в нижней части стен эпизоды фрескового цикла, представленные в виде отдельных прямоугольных «картин», уравновешивают вертикальное движение горизонтальным, сообщая пространству церкви тектонику, близкую к классической. Росписи стен и сводов, включая декор нервюр, демонстрируют приверженность итальянской готики к декоративности. Церковь Сан-Франческо в Ассизи в той или иной мере стала образцом для мн. храмов в Умбрии (Санта-Кьяра в Ассизи, 1255-1266; Сан-Франческо в Гуальдо-Тадино, сер. XIII в.- 1315; Сан-Франческо в Терни, 1265-1445; Сан-Джироламо в Нарни, XIII в.; Сан-Фортунато в Тоди, 1291-1348, и др.) и за ее пределами.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Церковь Санта-Мария-делла-Салуте в Венеции. 1631–1687 гг. Во 2-й пол. XVII в. в архитектуре храмов Венеции заметно влияние рим. образцов: использование 2-ярусных фасадов (переход от более широкого нижнего яруса к более узкому верхнему оформляют волюты), сдвоенных колонн, глубоких раскреповок в антаблементе и обильного скульптурного декора. Такого рода фасады украшают церкви Скальци (или Санта-Мария-ди-Назарет; 1654-1689, Б. Лонгена, фасад выполнен в 1672-1680 Дж. Сарди) и Санта-Мария-дель-Джильо (или Дзобениго; 1678-1783, Дж. Сарди). Второй фасад представляет собой картину прославления (глорификации) семьи Барбаро, о чем свидетельствуют 4 статуи в нишах нижнего яруса и беспрецедентный декор стилобата церкви в виде рельефов, изображающих планы укрепленных городов, которые защищал один из представителей семейства. Предел декоративных возможностей демонстрирует фасад ц. Сан-Моизе (закончен в 1668 Алессандро Треминьон), состоящий из 3-частей с большим «термальным» окном посредине: постпалладианские черты фасада едва заметны из-за обилия пышного, дробного декора. Фасад ц. Сан-Моизе в Венеции. 1668 г. Фасад ц. Сан-Моизе в Венеции. 1668 г. В нач. XVIII в. влияние палладианских образцов стало вновь заметно, особенно в фасаде ц. Сан-Видаль (1696-1700, Антонио Гаспари, фасад выполнен в 1734-1737 Андреа Тирали). Упрощенный вариант палладианской композиции использован в ц. Сан-Стаэ (1678-1700, Джованни Грасси, фасад выполнен в 1709-1710 Доменико Росси) и позже в храмах Джорджо Массари (Джезуати, или Санта-Мария-дель-Розарио, 1724-1736; Пьета, или Визитационе, 1745-1760), где восходящие к Палладио колонны гигантского ордера на высоких пьедесталах сочетаются с изящными деталями и скульптурным убранством. Простой 2-колонный портик дорического ордера и «термальное» окно, отсылающие к храмам Палладио, использованы Тирали в центрической ц. Аппариционе-делла-Верджине в монастыре Санти-Вито-э-Модесто на о-ве Пеллестрина (1718-1726), чей небольшой 8-гранный объем отличается классической ясностью. Проявляется и интерес к образцам франц. классицизма XVII в., о чем свидетельствуют монументальные портики ц. Сан-Никола-да-Толентино (1591-1602, портик 1706-1714, А. Тирали) и купольной ротонды Сан-Симеон-Пикколо (1718-1738, Джованни Антонио Скальфаротто).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010