14 июля в Исаакиевском соборе состоялась миссионерская Божественная литургия, служение которой возглавил епископ Гатчинский Амвросий. Миссионерским контентом явились комментария протодиакона Андрея Кураева. За богослужением прозвучали песнопения в исполнении сводного хора фестиваля " Академия православной музыки " . Как отметил протод. Андрей Кураев, " чтобы человеку было легче присоединиться к общецерковной молитве, необходимо понимать значение того, что происходит в храме " . Церковь Христова являет собой уникальный пример преемственности, которая восходит своим началом к Самому Господу и Его апостолам. И по слову божественного Павла, который говорит в послании к Евреям " поминайте наставников ваших " , одной из главных задач любого христианина является сохранение памяти о наших уже почивших учителях и наставников. В Санк-Петербургской епархии в уходящем слова апостола нашли свое практическое осуществление в двух мероприятиях. 12 мая мы вспоминали 100-летие со дня рождения видного иерарха Церкви Христовой, чья жизнь очень тесно была связана с городом на Неве - архиепископа Михаила (Мюдьюгина). На Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена панихида, а затем в Духовной академии состоялась презентация  II тома магистерской диссертации Владыки " Православное учение о личном спасении " . Было также зачитано приветственное слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА. 13 августа в Санкт-Петербурге состоялся вечер, посвященный 90-летию со дня гибели священномученика митрополита Петроградского Вениамина. Во встрече приняли участие историки, а также потомки священномученика. На вечере были показаны два документальных фильма о событиях тех лет. 2012 год явился годом продуктивного диалога между Церковью и государством. 19 сентября парламент Санкт-Петербурга принял региональный закон о возвращении имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности. Документ был внесен на рассмотрение Губернатором города Георгием Сергеевичем Полтавченко. 21 сентября Православной Церкви был официально возвращен храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. Первое богослужение в храме было совершено в день памяти преподобного - 8 октября.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

26 сентября, в заключительный день работы конференции, участники распределились по тематическим секциям: «История Церкви в XX веке, подвиг новомучеников Церкви Русской», «История Церкви до XX века», «Новозаветные исследования», «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии», «Богословие и патрология», «Религиозная философия», «Литургика», «Церковное изобразительное искусство и архитектура», «Церковно-музыкальное искусство». Заседания секций «Новозаветные исследования» и «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии» проходили в Книжной гостиной Академии. В неформальной обстановке «научного чаепития» работу секции «Новозаветные исследования» открыл доклад заведующего кафедрой библеистики Московской духовной академии протоиерея Георгия Климова на тему «Смысл самых первых в Четвероевангелии слов, произнесенных Иисусом Христом (Лк. 2:49), — сложности толкования». По его мнению, первые слова Господа указывают на то, что Он уже с юношеского возраста готовился к принесению Себя в Жертву на кресте. Заведующий кафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов в докладе «Усыновление как образ спасения в Новом Завете. Взгляд русских богословов в изгнании» продемонстрировал на примере трудов протоиерея Сергия Булгакова, епископа Кассиана (Безобразова), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Александра Шмемана, что новозаветный термин «усыновление» является предпочтительным для раскрытия понятия «спасение» по сравнению с другим, небиблейским термином, известным из святоотеческой литературы, — «обожение». Доцент Санкт-Петербургской духовной академии С.А. Андреева представила доклад «Традиционные (библейские) языковые формулы и их преобразование в агиографическом тексте», в котором она рассказала, как библейские устойчивые фразы могут приобретать новые оттенки смысла в агиографической литературе. Доцент кафедры библеистики Московской духовной академии иеромонах Филофей (Артюшин) в докладе «Проповедь в Назарете (Лк 4:16-30): загадка отвергнутого Мессии в свете богословия Евангелия от Луки» проанализировал структуру указанного фрагмента третьего Евангелия и отметил, что с помощью литературных приемов евангелист Лука указал на исключительную выразительность выступления Господа в назаретской синагоге, которое привлекло внимание всех присутствующих. Преподаватель Петербургской духовной академии священник Дионисий Харин предложил вниманию слушателей доклад «Портрет читательской аудитории книги Деяний апостольских», в котором аргументировано доказал, что адресатами указанной новозаветной книги были обратившиеся из иудеев и язычников-прозелитов члены христианской общины Коринфа. Доклад заведующего кафедрой библеистики СПбДА протоиерея Димитрия Юревича был посвящен теме «Сложные вопросы экзегезы Пролога Евангелия от Иоанна».

http://patriarchia.ru/db/text/5274467.ht...

— Что вас связывает с Санкт-Петербургом? — Этот город для меня был и остается довольно близким и понятным. Здесь в разное время учились, жили и работали мои предки и родственники. В царское время мои прадеды проходили обучение в школах военных кантонистов. В 1930-х годах один из моих дедов работал на Ленинградском заводе имени Молотова, откуда в 1939 году был призван в армию и направлен в Брестскую крепость, где затем, в начале войны, был взят в плен и погиб в концлагере. И до сих пор мои сродники продолжают жить в Петербурге. Самому мне неоднократно приходилось бывать здесь как по личным, так и по служебным поводам. Периоды пребывания были разными — и недолгими, и более продолжительными. За год моего служения в качестве председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви по служебным делам я приезжал в Санкт-Петербург дважды — в июле и декабре 2017 года. Повестка была довольно насыщенной: совещание руководителей отделов по молодежной политике районных администраций Санкт-Петербурга и координаторов молодежной работы в благочиниях, конференция «Работа с молодежью — 2017», совещание руководителей епархиальных молодежных отделов Северо-западного федерального округа. — Вы — выпускник Московской духовной академии , преподавали в Смоленской семинарии. Приходилось ли близко общаться с преподавателями или выпускниками СПбДА? Есть ли, на ваш взгляд, какие-то особые черты у «петербургской школы»? — Санкт-Петербургские духовные школы и их традиции очень дороги моему сердцу. В каком-то смысле я прикоснулся к ним с детства, поскольку находился в церковной среде, которую в большой степени составляли представители «петербургской школы». Прежде всего следует назвать нашего правящего архиерея — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, период ректорства которого связан с расцветом Ленинградской духовной академии. Кроме того, многочисленные выпускники духовных школ города на Неве с середины 1980-х составили ядро клира Смоленской епархии и костяк преподавательского состава вновь создаваемой духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262219...

Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся сегодня в славном граде Смоленске под покровом Божией Матери Одигитрии. Всемерно поддерживаю ваши усилия, направленные на осмысление путей развития русской духовной школы. У духовной школы всегда была и остается неизменной важная миссия – способствовать формированию служителей Церкви Христовой. От того, с каким духовным и интеллектуальным багажом выходит сегодня будущий священник на поприще своего служения во многом зависит успешность созидания церковной жизни в каждой общине верующих. Поэтому духовная школа должна быть в хорошем смысле консервативной и сохранять все то лучшее, что было накоплено в ней за предшествующие столетия. С другой стороны она должна интегрировать лучшие педагогические наработки, возникающие в процессе развития системы общего образования. Кроме того, ее важной задачей должно стать творческое накопление опыта по передаче церковной традиции в формах, учитывающих состояние современного человека и общества. Желаю вам, предстательством Царицы Небесной, помощи Божией в ваших трудах по обсуждению столь актуальных проблем для нашей Церкви. Благословение Божие да пребудет со всеми вами». В ходе конференции был зачитан ряд докладов, вызвавших оживленное обсуждение. Преподаватель Смоленской Духовной семинарии Д.В. Валуев представил доклад об истории духовного образования на смоленской земле и Смоленской Духовной семинарии. Острые проблемы, касающиеся преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных школах, были затронуты в докладах протоиерея Георгия Митрофанова (Санкт-Петербургская Духовная академия) и С.Л. Фирсова (Санкт-Петербургский государственный университет). О месте академического образования в общей структуре церковных школ доклад представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Александр Ранне. Ректор Санкт-Петербургской Русской Христианской гуманитарной академии Д.К. Бурлака рассмотрел богословие как методологию гуманитарного образования, а директор Санкт-Петербургского православного института миссиологии протоиерей Владимир Феодоров предложил свои рассуждения о богословском и религиозном образовании как миссионерской задаче Церкви в XXI веке. Опытом государственного лицензирования и аккредитации своих учебных заведений поделились первый проректор института теологии Белорусского Государственного университета Белоруссии иеромонах Серафим (Белоножко) и проректор по внешним связям Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Шамаро.

http://pravoslavie.ru/14844.html

10. Протодиакон Сергий Голубцов, кандидат богословия. «Московская Духовная академия – очаг образования и просвещения в русской культуре XIX–XX вв.». 11. Гостев Олег Алексеевич, член Московского Союза художников. «“Будьте как дети” (ср.: Мф. 18, 1–6). Детский портрет в русском искусстве XVIII–XX вв.». 12. Протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма во имя св. благоверного князя Александра Невского, директор церковно-приходской школы в г. Кинешма; Ракоца Александр Николаевич, помощник благочинного Кинешемского, Юрьевецкого и Заволжского районов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. «По страницам альманаха “Свет Православия” Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии». 13. Захарченко Елена Владимировна, член Санкт-Петербургского Союза художников и Союза писателей «Литературный Петербург». «Культурные традиции православных национальных приходов Санкт-Петербурга». 14. Кедрина Светлана Дмитриевна, член Союза писателей Москвы. «Церковь, обряд, торжественность – основа моего понимания в раннем детстве. К 50-летию со дня смерти и 100-летию со дня рождения поэта Дмитрия Кедрина (1907-1945)». 15. Ковалевская Ольга Тимофеевна, член Союза художников Санкт-Петербурга, заведующая отделом прозы журнала «Костер», представитель журнала «Вестник русского христианского движения» в Санкт-Петербурге. «Творческий и духовный путь монахини Елены (Казимирчак-Полонской)». 16. Кублановский Юрий Михайлович, поэт, член Союза писателей России, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир». «Религиозные мотивы в современной русской поэзии». 17. Кузинков Алексей Михайлович, лейтенант Космических войск Российской Федерации (Санкт-Петербург). «К возрождению храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены при Павловском военном училище (ныне Военно-Космическая академия)». 18. Кузнецова Татьяна Феликсовна, ст. н. с. музея архитектуры им. А. В. Щусева, кандидат культурологии. « Музей и церковь: исторические аспекты и поиск путей взаимодействия». 19. Лебедев Валентин Владимирович, председатель «Союза православных граждан», гл. редактор журнала «Православная беседа». «Проблемы духовной культуры на страницах российской церковной периодики».

http://pravoslavie.ru/428.html

В 1854 году, когда Соловкам угрожала английская военная эскадра, самая ценная часть монастырской библиотеки была вывезена в Антониево-Сийский монастырь, а позднее передана в библиотеку Казанской духовной академии. После закрытия Соловецкой обители, в двадцатые годы прошлого века, сокровища монастырской ризницы были вывезены на материк и предназначались к уничтожению, однако многолетние подвижнические усилия таких выдающихся деятелей культуры, как Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский, М.П. Мошков, Ф.А. Каликин и других, подчас безвестных людей, помогли спасти и сохранить для будущих поколений уникальные святыни Соловецкого монастыря. Несмотря на все испытания и трагедии XX века, культурное наследие Соловецкого монастыря хорошо сохранилось. Большинство архитектурных памятников обители уцелели на самом архипелаге (в 1992 году они были включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО). Сокровища соловецкой книжности и монастырского искусства сегодня хранятся во многих архивохранилищах и музеях России. По степени сохранности и объему историко-культурное наследие Соловецкого монастыря — один из самых богатых исторических комплексов, находящихся в руках российских исследователей. В настоящее время большая часть соловецкой библиотеки — 1482 рукописи и 83 старопечатные книги — хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Десятки соловецких рукописей находятся в Библиотеке Академии Наук (Санкт-Петербург), Государственном Музее истории религии (Санкт-Петербург), музее-заповеднике " Московский Кремль " , в Государственном Историческом музее (Москва). Самые ценные актовые книги и грамоты из монастырского архива находятся в музеях Московского Кремля (около 1500 единиц) и в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Огромный архивный фонд Соловецкого монастыря находится в РГАДА (Москва): в ф. 1201 ( " Соловецкий монастырь " ) числится около 12,5 тыс. ед. хр. (от одного до десятков и сотен листов в каждом). Большое количество дел находится в ф. 1183 ( " Московская контора Синода " ). Сокровища соловецкой ризницы хранятся в музее-заповеднике " Московский Кремль " (566 ед. хр.), Государственном Историческом музее (113 ед. хр.), музее-заповеднике " Коломенское " (270 ед. хр.), Государственном Музее истории религии (129 ед. хр.), Государственном Русском музее (23 выявленных ед. хр.), Архангельском краеведческом музее, Музейном объединении " Художественная культура Русского Севера " (г. Архангельск), Соловецком музее-заповеднике. Самые ценные предметы из военного арсенала Соловецкого монастыря (средневековое огнестрельное и холодное оружие) находятся в Военно-историческом музее артиллерии и инженерных войск (Санкт-Петербург).

http://patriarchia.ru/db/text/4016387.ht...

Митрополит Исидор Хиротонию владыки Владимира (Богоявленского) летом 1888 года возглавлял митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский; 1799-1892), в то время - старейший иерарх Русской Церкви, годом раньше (1887) хиротонисавший и Антония (Вадковского). Этот иерарх возглавлял столичную митрополию более 32 лет, родившись в эпоху Императора Павла I и скончавшись за два года до воцарения последнего российского самодержца. Владыка Исидор принял таинство хиротонии в октябре 1834 года в Чудовом монастыре Москвы от рук выдающегося церковного деятеля Русской Церкви имперского периода - святителя Филарета (Дроздова; 1782-1867). Свое архипастырское служение владыка Исидор начал как епископ Дмитровский, викарий Московского святителя. Святитель Филарет Свою славу выдающегося церковного администратора и богослова хиротонисавший владыку Исидора (Никольского) свт. Филарет приобрел в Санкт-Петербурге, с церковной и политической жизнью которого связаны многие годы его жизни. Именно он стал первым действительным доктором богословия в России (в 1814), являясь в то время ректором столичной Духовной академии. В столице же, 23 июля 1817 года, по представлению митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова; 1742-1818), он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, оставаясь и далее ректором академии. А вскоре, 5 августа, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Амвросием, возглавившим хиротонию, будущий святитель был рукоположен во епископа. Разговор об апостольском преемстве можно было бы продолжить и далее, но, думается, сказанного достаточно для того, чтобы сделать некоторые заключения. Среди тех, кто таинством хиротонии оказался связан с митрополитом Владимиром - причем удаляясь только лишь на 150 лет в глубь времен, - и великие богословы (свт. Филарет), и священномученики (митрополиты Владимир и Вениамин), и Патриархи (Алексий I и Пимен). Если представить сказанное в виде краткой формулы, то придется сказать, что преемственно связанные таинством хиротонии с владыкой Владимиром архиереи в большинстве случаев были и его предшественниками в качестве Санкт-Петербургских иерархов. Это ли не лишнее доказательство действия Провидения в истории, не только рационально понимаемой, но и чувствуемой религиозно!

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Так, Казанской Духовной академии вменялась в обязанность защита от ислама , буддизма и прочих восточных религий, с которыми Россия соприкасалась на восточных границах Империи. Киевской Духовной академии ставилась задача защиты от католицизма и униатства. Московская Духовная академия должна была разрабатывать вопросы преодоления старообрядческого раскола в Российской Православной Церкви и защиты от сектантства. И наконец, на долю Санкт-Петербургской Духовной академии приходилась самая трудная задача: стоять на страже и защите Святого Православия от проникновения с Запада тлетворных идей: либерализма, протестантизма, материализма, атеизма, всякого антихристианства и масонства. Преосвященный Феофан в период своего ректорства в Санкт-Петербургской Духовной академии, несмотря на все протесты части профессуры, заявляемые во имя антихристовой «свободы», исповеднически исполнял свой священный долг. Позже владыка Феофан рассказывал о болезненном конфликте, произошедшем у него с одним из профессоров, пожелавшим свободы от ига Христова. Тот начал жить грешным сожительством с женою своего коллеги на виду у всей академии. Начальствующие лица академии старались этого не замечать, не желая обострять отношения со знаменитым профессором. Но когда инспектором стал будущий Владыка, то сразу всем стала известной яркая черта его душевного устройства: исповедническое служение правде Божьей, несмотря ни на какие личные невыгоды. Владыка Феофан внес предложение в академический Совет, чтобы тот профессор поступил по закону, согласно требованиям законоположений Православной Церкви: – Совершенно недопустимо, чтобы профессор Духовной академии жил не венчано и к тому же с чужой женой. Ведь Санкт-Петербургская Духовная академия – высокое место по подготовке будущих пастырей Православной Церкви в Православном Царстве. Ведь эта академия перед глазами всех в столице Империи, и с нее берут пример миллионы... И как это возможно такое неуважение и нарушение законов Церкви и государства? Профессор страшно возмущался и негодовал:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Книга снабжена обстоятельной вступительной статьей и комментариями. Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия. Предисловие Иван Иванович Соколов , избранные труды которого публикуются в настоящем издании, принадлежит к числу видных представителей отечественной византинистики конца XIX – первых десятилетий XX в. Будучи выпускником Казанской Духовной академии, где он, под руководством профессора Ф. А. Курганова , подготовил и защитил магистерскую диссертацию «Состояние монашества в Византийской церкви с середины X до начала XIII в. (842–1204)», И. И. Соколов в 1894 г. становится преподавателем Санкт-Петербургской Духовной семинарии, а с 1903 г. занимает в Духовной академии Санкт-Петербурга кафедру истории Греко-Восточной церкви. Здесь, в звании ординарного профессора, вплоть до закрытия духовных школ в 1918 г., он и осуществляет свою многогранную научную и преподавательскую деятельность. 1 Надо заметить, что характер научных и богословских интересов в тогдашней Академии оказался весьма расположенным к актуализации византинистических исследований. Ведь уже на исходе 50-х гг. XIX в. в Санкт-Петербургской Духовной академии была предпринята масштабная и систематическая работа по переводу на русский язык богатейшего наследия византийских историков. Тем самым, существенно византологическая ориентация была задана представителям разных академических кафедр как участникам переводческой деятельности. «Этот общий труд, – как отметит И. И. Соколов , – до известной степени объединил в византологических интересах членов академической корпорации». 2 Тем более, что инициатива перевода, в решающей степени, принадлежала ректору тогдашней Академии, архимандриту Феофану (Говорову), в ноябре 1857 г. обратившемуся в Академическое правление с запиской, развернуто мотивирующей необходимость перевода научными и церковными интересами одновременно. В период с 1858 по 1863 г. был осуществлен перевод исторических сочинений Никифора Вриенния, Иоанна Киннама, Анны Комниной (Ч. 1), Никиты Хониата , Никифора Григоры (Ч. 1), Георгия Пахимера и Георгия Акрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В прошлом году исполнилось 170 лет со дня рождения митрополита Антония (Вадковского), а в году нынешнем чтущие память выдающегося русского иерарха отметят 105 лет со дня его преставления. Будущий митрополит – в миру Александр Васильевич – родился в небогатой многодетной священнической семье на Тамбовщине. Однажды семейство посетил святитель Феофан Затворник, который выделил маленького Сашу среди прочих детей и особо благословил его, положив руку ему на голову. Возможно, высокое предназначение отрока святому открыл сам Бог, который сказал своему пророку: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16. 7). В судьбе его и в самом деле ощущалось могущественное действие промысла Божия: блестящее окончание Казанской духовной академии, многообещающая карьера и счастливый брак, в котором родились у него двое детей – всё это внезапно оборвалось, в 1879 году Господь призвал к себе его супругу, а в 1882 году – и детей. Многие на его месте, очутившись в положении вдовца, либо впали бы в отчаяние, либо искали вступить в новый брак, однако Александр увидел в случившемся знак Божией воли и избрал для себя путь монашества. В 1883 году он принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, посвятив себя успешным трудам на поприще профессора и инспектора Казанской духовной академии. Промысел Божий вёл его дальше, и в 1885 году сам обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев ходатайствует о его переводе в Санкт-Петербург, где уже через два года, в 1887 году, он становится ректором Духовной академии. В Санкт-Петербургской духовной академии раскрылся присущий ему особый дар миссионера, который в некоторых моментах опередил его эпоху. Нет, пожалуй, ни одного направления развития духовного образования, на котором не было бы им предпринято какое-либо важное начинание. Он высоко поднял авторитет учёного монашества – среди его пострижеников был, в частности, будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Именно ему принадлежит заслуга создания в Санкт-Петербургской духовной академии кафедры византологии. Им же вдохновлена была деятельность студенческого академического кружка, члены которого «пошли в народ», отдавая личное время не заботе о собственном житейском благополучии, а делу религиозного просвещения народа, живым встречам с верующими и богословским беседам повсюду, где души требовали ответа на сложные мировоззренческие вопросы, вспыхивавшие в жизни предреволюционной России – от храмов до мест лишения свободы и ночлежек для бездомных.

http://bogoslov.ru/article/5622305

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010