Мартинович В. А . Идентификация новых религиозных движений в белорусской науке//Вестник Синодального центра сектоведения. 2023. Том. 8. 4 (43). С. 6–20. В статье проводится анализ идентификации новых религиозных движений в белорусской науке. На основе выборки из 798 научных работ автор статьи занимается изучением специфики реакций ученых на феномен нетрадиционной религиозности, распределения субъектов идентификации новых религий по научным дисциплинам, конфигурации религиозных организаций в Беларуси, идентифицированных учеными в 1988–2020 гг. Автор статьи отмечает, что к числу наиболее значимых показателей реакции институтов общества на религиозное многообразие относится социальная идентификация религиозных организаций с одним из типов религиозности. Мартинович В.А . Сектоведение в Беларуси (1990–2023гг.)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (20). С.63–88. Статья В. А. Мартиновича посвящена описанию истории сектоведения в Беларуси в 1990–2023 гг. Автор выделяет основных церковных, общественных и государственных акторов, обозначает их место и роль в общем контексте истории сектоведения. Автор приходит к выводу о несоразмерности всех инициатив и реакций на сектантство реальным процессам, протекающим в среде новых религиозных движений. По его словам, имеют место нескоординированность действий, высокая автономность сектоведов, их нечувствительность к религиозному многообразию, ориентация на практические действия без фундаментальной теоретической проработки материала. Прилуцкий А.М . Апологетический комментарий в Интернет-дискурсе «Царя-схимитрополита Зосимы»//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (19). С.106–117. Автор статьи анализирует основные апологетические стратегии, используемые в интернете адептами «схимитрополита-царя Зосимы», под именем которого скрывается авантюрист Леонид Власов. По словам автора, к основным стратегиям сторонников Зосимы относятся инвективные, императивные, вокативно-кооперативные и констатирующие стратегии. Согласно выводам автора, анализ особенностей применения этих стратегий сторонниками секты не только позволяет поставить вопрос о духовном состоянии ее адептов, но и предположить наличие среди них лиц, нуждающихся в медицинской помощи.

http://bogoslov.ru/article/6194930

Н.О. Харламова ( Санкт-Петербургская духовная академия ) посвятила свое сообщение теме «Нагорная проповедь в толкованиях блаженного Августина». Выступление посвящено комментариям Августина на Нагорную проповедь, в которой Спаситель говорит о самых главных принципах христианской жизни. Хотя существует множество святоотеческих толкований на этот текст, а также обширная литература по этой теме в современной науке, в докладе исследовательница ограничилась анализом первой части проповеди Иппонского епископа «De sermone Domini in monte», сосредоточив основное внимание на Заповедях блаженства. Здесь блаженный Августин не только дает оригинальную характеристику семи категориям людей, удостоившихся блаженства, но и выстраивает особую лестницу — восхождение по семи ступеням, каждая из которых соответствует одной из выделенных групп праведников и, кроме того, сопоставлена с дарами Святого Духа, перечисленными у пророка Исайи. Были привлечены и другие сочинения блаженного Августина, в первую очередь проповеди на отдельные места Священного Писания, например, «De verbis Evangelii Matthaei: Beati pauperes spiritu» (Гомилия 47). Иеромонах Афанасий (Букин) (Санкт-Петербургская духовная академия) представил доклад «Герменевтическая трансформация взглядов священномученика Киприана Карфагенского в трактате святого Августина " De Baptismo contra donatistas " ». В докладе были проанализированы переосмысление учения и личности священномученика Киприана Карфагенского святым Августином Иппонийским в трактате " De Baptismo contra donatistas " («О Крещении против донатистов»), а также о значении этого переосмысления для успеха антидонатистской полемики блаженного Августина. Борьба святого Августина с донатизмом продолжалась на протяжении четырех десятилетий. Первоначальные попытки полемизировать, хотя и были богословски отточены, однако не достигали сердец и умов африканцев. Водоразделом можно назвать осознание блаженным Августином необходимости привлечения на свою сторону фигуры безусловно значимой для всего североафриканского христианства, а именно священномученика Киприана Карфагенского, который был важен как для донатистов, считавших себя его прямыми наследниками, так и для кафоликов, видевших в нем образцового епископа-мученика.

http://patriarchia.ru/db/text/5765739.ht...

Но несмотря на наличие подробного описания социально-ориентированной деятельности благочиния, не удаётся оценить масштаб проведённой работы. Это, по словам докладчика, может быть следствием вольной системы подачи отчётной документации в епархию: зачастую подробность изложения зависела от личных отношений между правящим архиереем и благочинным. После перерыва конференция продолжилась в атмосфере научного чаепития в Книжной гостиной исторического здания Санкт-Петербургской Духовной Академии. Провёл второе заседание кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук. Доклады, прочитанные на втором заседании, позволили углубиться во взаимоотношения государства и Церкви, посмотреть на них с разных сторон: не только на отношение Российского государства к Русской Церкви, но и частично рассмотреть внешние взаимодействия империи с мировым православием. Так, слушатели могли познакомиться с подробностями заключения различных мирных договоров между Российской Империей и Турцией (XIX век), в которых прописывались права сторон по отношению к православным христианам в зависимых от султана странах (Сербия, Греция, Валахия, Румыния и т. д.). Другим примером внешнего взаимоотношения Церкви и государства стала политика немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 году. Здесь участники конференции смогли подробно рассмотреть условия существования Церкви на оккупированных территориях и те компромиссы, на которые пришлось пойти духовенству в период оккупации. Также без детального внимания не осталась и внутренняя жизнь Церкви. Наравне с общецерковными вопросами, такими как в отношении верховной светской власти; церковной журналистики в условиях свободы слова; цензуры; особенностей преподавания Закона Божия, прозвучали доклады о характеризующих Синодальную эпоху личностях. Среди них обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер и первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев).

http://sedmitza.ru/text/9647253.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Всероссийский батюшка/сост. В. Зоберн» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-816-0603 22 .       Заявитель: ООО «Рипол Классик». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Большая книга здоровья. Православный помощник/сост. В. Зоберн» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Большая книга здоровья. Православный помощник/сост. В. Зоберн» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-816-0604 23 .       Заявитель: Санкт-Петербургская православная духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги А. Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-816-0605 24 .       Заявитель: Санкт-Петербургская православная духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги прот. Г. Митрофанова «Князь Евгений Николаевич Трубецкой - философ, богослов, христианин» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги прот. Г. Митрофанова «Князь Евгений Николаевич Трубецкой - философ, богослов, христианин».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Большой международный резонанс получила его идея, связанная с попытками издания пятиязычного словаря, пробный оттиск первых листов которого был выпущен в типографии Н. Греча. Несмотря на высказываемые и по сей день сомнения в реальности проделанной П.И. Каменским практической работы над составлением такого рода словаря, имеющиеся в нашем распоряжении архивные материалы позволяют утверждать, что к моменту отправки в Китай он основательно потрудился над задуманным изданием, хотя и не успел завершить этот грандиозный труд до конца. На данное обстоятельство указывают также многочисленные рецензии, поступившие из-за рубежа от крупнейших востоковедов Западной Европы (Дж. Барроу, Л.-Ж. Дегиня, Ж.-П.-А. Ремюза, барона А.-И. Сильвестра де Саси, Ч. Уилкинса и др.). Из отечественных синологов отозвался Н.Я. Бичурин, причем негативно. Большую помощь в попытках издания словаря П.И. Каменскому оказывал П.Л. Шиллинг фон Канштадт, сумевший специально для этой цели выхлопотать необходимые денежные средства. Приблизительно в те же самые годы ученым-синологом был осуществлен перевод книги " Тайшан " , неполный текст которого был опубликован в " Журнале министерства народного просвещения " за 1821 г. Параллельно он преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, где читал курс по современной истории Китая. Наглядным проявлением признания заслуг П.И. Каменского в научной сфере явилось его избрание в 1819 г. членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Императорской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. Он также являлся членом Вольного экономического общества, Вольного общества любителей науки и художеств, Парижского Азиатского общества и Копенгагенского общества северных антиквариев. Именно П.И. Каменский явился автором проекта той инструкции (с небольшими добавлениями иркутского генерал-губернатора Н.И. Трескина), которая и стала основой деятельности Российской православной миссии в Китае. Главными среди ее пунктов являлись следующие: забота о сохранении и приумножении православной паствы в Китае, правильная постановка учебных занятий и сбор материалов всеми без исключения членами миссии по интересующим русское общество и правительство отраслям знания, " сохранение в миссии отменного порядка, столь уважаемого в Китае " , соответственно через это " снискание благорасположения начальствующих чинов и доверенных лиц " китайского правительства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Далее началось пленарное заседание конференции «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских вузах». Тезисы докладов опубликованы на сайте Издательства СПбДА . Все девять действительных членов Барсовского общества представили следующие доклады: протоиерей Александр Задорнов — «Обзор актуальных учебников по церковному и каноническому праву»; протоиерей Константин Костромин — «Потенциал церковноправовой проблематики в курсе " Основы российской государственности " »; А.В. Ведяев — «Проблемы преподавания в духовных семинариях предмета " Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви " »; А.Ю. Митрофанов — «Проблема актуальности византийского права для преподавания дисциплин, связанных с церковным правом, в современных духовных академиях»; П.И. Гайденко — «Проблемы преподавания церковного права и сопутствующих дисциплин в высших светской и церковной школах: ожидания, реальность, перспективы»; А.А. Дорская — «Преподавание церковного права в дореволюционной России: достижения, особенности методики и проблемы»; Ю.В. Ерохина — «Пропедевтический курс для учебной дисциплины " Церковное (каноническое) право " »; А.А. Хохлов — «К вопросу о преподавании в духовных учебных заведениях канонического/церковного права»; С.Ф. Веремеев — «О преподавании церковного права в светских и церковных учебных заведениях современной Беларуси: реалии и перспективы». Выступления сопровождались активным обсуждением участников, в том числе и тех, кто принял участие в мероприятии без доклада. По окончании конференции Д.В. Волужков подвел итоги, отметив, что информация о мероприятии и статьи участников будут опубликованы в академическом журнале «Христианское чтение». Общество изучения церковного права им. Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии (Барсовское общество) представляет собой научно-просветительский проект, способствующий развитию науки церковного права. Барсовское общество создано в январе 2019 года А.Ю. Митрофановым и Д.В. Волужковым. Носит имя Тимофея Васильевича Барсова (1836-1904), доктора канонического права, члена Комитета по преобразованию судной части духовного ведомства (1870), заслуженного ординарного профессора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099600...

Еще одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом, было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня — перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это — неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них все-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских ученых имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап — размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд  Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалек тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Ученого совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой — открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://patriarchia.ru/db/text/349315.htm...

Ещё одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня - перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это - неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них всё-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских учёных имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап - размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалёк тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Учёного совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой - открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

С 16 по 20 марта в Курской епархии проходили V научно-образовательные Знаменские чтения «Молодежь. Общество. Религия: современная модель взаимодействия», где с докладом выступил секретарь Ученого Совета МДА прот. Павел Великанов. 20 марта ректор Московских духовных школ принял участие в IX съезде Российского союза ректоров и возглавил секцию «Культура и духовно-нравственное развитие молодежи». 5-6 мая в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургской духовной академии состоялась первая студенческая научно-богословская конференция, в которой приняли участие студенты Московской духовной академии и семинарии. Члены корпорации приняли участие в международной научной конференции «Славянский мир: общность и многообразие», которая проходила 22-23 мая в рамках «Дней славянской письменности» в г. Саратове. С 1 по 7 июля состоится поездка студентов Кафедры библеистики в Венецию для участия в конференции «Святость в библейской и церковной традиции», организованной Университетом Ка Фоскари и Венецианским Патриархатом. Минувший год был плодотворным в плане пополнения библиотеки. Усердием игумена Дионисия (Шленова) из библиотек университетов и других учебных институций Англии и Германии было отобрано около 13000 книг по богословию, философии, библеистике. Книги растаможены и доставлены в академию. В течение учебного года основной фонд библиотеки академии пополнился более чем на 1700 книг и журналов. Совместно с Учебным комитетом была разработана и внедряется Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС), целью которой является централизация и управление информацией по духовным учебным заведениям. Информационная система должна обеспечить как все внутренние потребности учебных заведений по учету преподавателей и студентов, составлению графиков, расписаний, списков, так и предоставить оперативный доступ сотрудникам Учебного комитета к необходимым сведениям. Несколько слов об изменениях в преподавательской корпорации. В.В. Бурега для ведения преподавательской деятельности перешел в Киевскую духовную академию.

http://patriarchia.ru/db/text/671256.htm...

«Организованная духовная цензура начала действовать в эпоху, если не зарождения, то первоначального образования современной церковно-богословской литературы, более жизненной, критической, стремящейся к фактическому обоснованию своих положений и выводов, более близкой к общей литературе по языку» [xv] , - писал крупнейший дореволюционный историк духовной цензуры А. Н. Котович. Но и духовные цензоры, в большинстве своем, также признавали, что схоластические произведения минувших эпох должны уступить место «несравненно лучшим книгам новейших авторов, которые, применяясь ко вкусам и просвещению новейших времен, пишут гораздо основательнее» [xvi] . Как уже было отмечено, предварительная цензура сочинений духовной литературы таила в себе опасность произвола со стороны цензоров. В секретном деле Синода, возникшем в 1858 году по поводу возможного улучшения работы духовно-цензурных комитетов, по этому поводу сообщалось: «Не говоря уже о том, что они [цензоры - М.А.] могут быть сами на разной степени образования, они могут иногда по мнительности и личным опасениям, боясь ответственности, задерживать и запрещать то, что на самом деле не заключает ничего прямо неверного или вредного и опасного...» [xvii] В конечном счете духовная цензура нанесла духовной литературе величайший вред, в то время как создавалась она именно для защиты этой литературы от проникновения «неправославных» взглядов. Известный дореволюционный публицист А. А. Кизеветтер писал по этому поводу, что из-за цензурных крайностей «поле русского духовного просвещения к середине XIX ст. оказалось столь основательно выполотым от всяких злаков, что на нем совершенно уже ничего не оставалось для жатвы. И все это было сделано ради вящего утверждения церковного авторитета в жизни народа. История духовной цензуры в России с полным основанием может быть названа историей самопарализации Церкви» [xviii] . 2. Состав Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры Санкт-Петербургский комитет духовной цензуры, созданный при столичной духовной академии, имел особый статус. Находясь в непосредственной близости от Святейшего Синода, он, в сравнении с провинциальными духовно-цензурными учреждениями, пользовался особенным влиянием и привилегиями.

http://bogoslov.ru/article/311692

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010