Феофилактом Русановым . Утверждение уставов Государем последовало в 1814 г. когда они и отпечатаны, но по петербургскому округу они получили применение с 1809 г. По постановлению Комиссии духовных училищ, первоначально открыта с. -петербургская академия, 17 февраля 1809 г. Затем в собрании 23 февраля 1809 года, по предложению митрополита Амвросия, Комиссия имела рассуждение об устройстве петербургской семинарии и сделала по этому предмету журнальное определение от вышеозначенного числа, в статье 15-й. Постановлено: из тех учеников, которые были в 1 и 2 классах старой Александроневской академии сделать уездное училище, а из классов 3, 4, 5 и 6-го составить с-петербургскую александроневскую семинарию 6 . Затем назначены были начальствующие и учащие для новой семинарии. Митрополит Амвросий ректором во вновь открытую семинарию представлял архимандрита Сергиевой пустыни Порфирия Кириллова, бывшего учителя и префекта в Александроневской академии, но Комиссия вместо него определила ректором, также из бывших александроневских наставников, потом Спасосенновского священника Андрея Максимовича, в начале 1809 г. принявшего монашество, с именем Анатолия, и вскоре возведенного в сан архимандрита; ему одному усвоено и звание профессора (богословских наук). Инспектором назначен вызванный – собственно для академии – из святотроицкой семинарии учитель риторики, иеродиакон Филарет Дроздов , с званием академического бакалавра и с возведением вскоре в сан иеромонаха; ему же поручено и преподавание философии. Из наставников бывшей александроневской академии, допущенных к соисканию бакалаврского звания в новой академии, определены учителями семинарии: Дим. Малиновский, на класс высшей риторики и греческого языка; Дим. Воронов на низший греческий класс и новые языки, но от немецкого он вскоре отказался, «находя себя не в состоянии занимать этот класс»; Андр. Иванов – на историю и географию; вызванный из Харьковского коллегиума для академии, Яков Толмачев определен на класс низшей риторики и математики; И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла конкурс ежегодно проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Министерством образования и науки Российской Федерации, являя пример успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования. По итогам конкурса в 2017 году первое место заняла Любовь Николаевна Урбанович, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленской православной духовной семинарии. По традиции награду победителю вручили Святейший Патриарх Кирилл и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 25 января 2018 года во время открытия VI Рождественских парламентских встреч. Дипломы педагогов, работы которых признаны лучшими на заключительном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до двадцати лет «За нравственный подвиг учителя», в рамках торжественной церемонии закрытия Чтений вручили архиепископ Петергофский Амвросий, председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, и статс-секретарь заместитель министра образования и науки Российской Федерации Павел Зенькович. Дипломом II степени награждены: Климова Инна Васильевна, преподаватель воскресной школы храма Трех святителей с. Нижняя Омка Омской области Калачинской епархии, главный редактор журнала «Божий лучик», за работу «Детский православный детский журнал «Божий лучик»; Режабек Наталия Сергеевна, методист-координатор отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область, за работу «Дон. Традиция. Культура. Учебная программа курса внеурочных занятий в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 2-3 классов». Дипломом III степени награждены: Матюшкина Анна Александровна, воспитатель группы продленного дня МБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Шатурского муниципального района Московской области, за работу «Адаптированная рабочая программа духовно-нравственного воспитания «Бог, природа, человек»; Сердитова Людмила Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Объячево» Прилузского района Республики Коми, за работу «Методические разработки уроков из цикла учебных занятий начальной школы и модуля ОПК на основе межпредметной интеграции»; Бердникова Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, Основ православной культуры, МОБУ «Гимназия 7» г. Арсеньева Приморского края, за работу «В поисках Слова». Методические материалы в помощь учителю для подготовки к урокам литературы в 8-10 классах».

http://patriarchia.ru/db/text/5137630.ht...

В состав этой комиссии в разное время входили епископ Мефодий (Великанов), протоиерей Димитрий Мегорский, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Е.И. Ловягин, Н.Н. Глубоковский, справщик Санкт-Петербургской синодальной типографии Н.Ф. Чуриловский, А.И. Соболевский, В.В. Латышев, И.Е. Евсеев, Д.И. Абрамович, В.Н. Бенешевич, А.И. Пападопуло-Керамевс, А.А. Дмитриевский и нек.др. Если говорить о принципах их работы, исчерпывающий свод которых утрачен, то, судя по результатам, они в русле современной рефлексии по поводу церковнославянского языка преследовали следующую цель – сделать славянский текст более простым и понятным для человека, говорящего по-русски. Для этого нужно было работать со смысловой сферой, что порой приводило к отказу от буквального следования греческому оригиналу. Так, в части лексики правка касалась слов, имеющих разные значения в церковнославянском и русском языках, отсутствующих в богослужебных текстах, направленных на русскую норму, сопряженных с ошибками перевода и замене одной единицы на словосочетание. Исправлениям также подвергся порядок слов (и отчасти связанные с ним знаки препинания), конструкции с глагольным управлением и значением цели, единицей иже, некоторые словосочетания . Очевидно, что по большей части исправления сближали не грамматику, а семантику и логический строй русского и церковнославянского языков. Однако такое сопряжение вряд ли можно назвать русификацией текста в строгом смысле, ведь при этом полностью сохранялась грамматическая церковнославянская структура. Прояснить критерии сергиевских поновлений помогает резюме определений Синода 1908-1909 гг. Там обнаружены положения, которые были непосредственно связаны с работой комиссии по подготовке текста Постной Триоди: «1. Принятые Комиссией общие начала исправления текста одобрить и благословить ее продолжить свою работу в том же направлении. 2. Пунктуацию оставить прежнего славянского образца, изменив лишь расстановку знаков препинания сообразно смыслу речи. 3. Синаксари оставить на славянском языке, исправив их текст до возможной удобопонятности.

http://pravoslavie.ru/47372.html

Верующий разум Библиотечно-издательский центр Епархиального Отдела издает периодический журнал " Верующий разум " , который является интеллектуальной площадкой для диалога представителей самых разных областей знания: науки, культуры, образования. Авторы - преподаватели Духовной Академии, Епархиальных Курсов, известные ученые, педагоги, богословы, психологи. С очередным выпуском этого журнала вы можете ознакомиться сегодня.  Интернет На сегодняшний день средства массовой информации, и прежде всего Интернет, оказывают огромное влияние как на отдельного человека, так и на общественные процессы. Не учитывать этого все возрастающего влияния нельзя. Епархиальный Отдел ведет значительную работу по созданию образовательных Интернет-ресурсов, современных по форме и содержанию. Более пяти лет действует и постоянно совершенствуется Интернет-сайт Отдела eoro.ru. На сайте публикуются актуальные материалы и новости из сферы религиозного образования, духовного просвещения, проповеди, беседы, интервью. В 2011-2012 году начал действовать сайт для Интернет-регистрации конкурсных работ участников выставок, также разработанный Отделом. В социальной сети ВКонтакте при содействии нашего Отдела открыта и действует Воскресная он-лайн школа, в которой размещаются материалы по самым разным темам, связанным с православной культурой.  Недавно создан и скоро начнет действовать сайт методической поддержки педагогов ОПК eduvero.ru. Мы приглашаем к сотрудничеству всех желающих - руководство и специалистов системы образования, директоров школ педагогов, родителей. Совместными усилиями мы сможем заполнять Интенет-пространство духовным содержанием, несущим истинные незыблемые ценности, способным преображать умы и сердца тех, кто будет к нему прикасаться, в противовес тому потоку пошлости и безнравственности, который вливается в Интернет из мира его создавшего. О планах В этом году мы празднуем 300-летие Александро-Невской Лавры. Отдел религиозного образования и катехизации СПб митрополии выступил с инициативой проведения в общеобразовательных школах города, в рамках этих празднований, открытых уроков, посвященных истории Александро-Невской Лавры, и готов, со своей стороны, оказать всесторонюю помощь и поддержку. Опыт проведения подобных уроков у нас есть: мы проводили их, когда отмечался юбилей Казанского Собора. Уроки, которые проводились священниками Санкт-Петербургской епархии, были восприняты с большим интересом и учащимися и педагогами.

http://mitropolia.spb.ru/docs/episkop-pe...

И только детский сад в академии так и не появился. Возможно, потому, что венчаться будущим регентам не благословляется ранее последнего, четвертого курса (чтобы преддипломной практике и подготовке основной части квалификационной бакалаврской работы ничто не мешало). Поскольку подавляющее большинство подающих документы на регентское направление абитуриентов — представительницы прекрасного пола (хотя и среди поступающих, и среди выпускников ежегодно попадаются юноши), многие из них становятся матушками и уезжают за мужьями на приходы — как в русскую глубинку, так и в места географически гораздо более экзотические (вплоть до Пхеньяна). Обязательным условием обучения здесь выступает проживание в общежитии как городских, так и иногородних студентов: это неотъемлемая часть воспитательного процесса в традиции Санкт-Петербургской духовной школы. «Все без исключения выпускники трудоустраиваются либо по направлению, либо самостоятельно. Вообще по уровню подготовки наши дипломированные бакалавры могут свободно работать хормейстерами в светских любительских хоровых коллективах и, разумеется, педагогами в детских садах, детских музыкальных и средних общеобразовательных школах, — считает заведующий кафедрой дирижирования факультета церковных искусств СПбДА, заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова профессор Антон Максимов. — Если брать уровнем выше — зависит от широты взглядов и доверия конкретного работодателя. По крайней мере, учебные дисциплины богословского цикла у нас на факультете преподаются в рамках общецерковного образовательного стандарта бакалавриата, а музыкальные знания студенты получают на уровне, сравнимом с региональными консерваториями России. У всех без исключения наших педагогов высшее консерваторское образование, у большинства — опыт практического руководства хоровыми коллективами. Среди преподавателей назвал бы заведующего отделением дирижирования Хорового училища имени М.И. Глинки Александра Беляева, регента богослужебного и учебного смешанного хора Раису Гундяеву, художественного руководителя Хора любителей пения при Государственной академической капелле Ирину Андрякову».

http://75.patriarchia.ru/db/text/5863956...

Модератором дистанционной секции «Актуальные проблемы теории и практики церковного права в России» стал проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. В рамках данного блока IV Барсовских чтений участники конференции обсудили тему пересечения светского и церковного права в условиях современной религиозной ситуации, а также состав церковного правонарушения согласно современным документам Русской Православной Церкви. Ряд докладов осветили вопросы изучения в Казанской и Санкт-Петербургской духовных академиях Русской Православной Церкви церковно-правовых дисциплин как сложившегося в истории христианства корпуса кодифицированного права, регулирующего каноническую жизнь Церкви и ее отношений с государством. Представленные на конференции доклады вызвали активное обсуждение у участников чтений. Впервые за время проведения Барсовских чтений по результатам обсуждения участники конференции выпустили совместную резолюцию: «Церковное право является важным элементом церковной жизни и его значение постепенно растет как в межправославных отношениях, так и во внутрицерковных реалиях. Церковное право может и должно рассматриваться как часть правовой традиции России, которое основывается не на государственной юрисдикции, а на стремлении к справедливости, использованию правовых механизмов и Божественном авторитете. Эти утверждения должны иметь практическую реализацию через: 1. Расширение правовой подготовки обучающихся высших духовных учебных заведений посредством введения пропедевтического (общеправового) курса, предваряющего собственно церковное право; 2. Проведение при СПбДА/МДА или совместного проекта двух академий курсов повышения квалификации судей церковных судов первой и, возможно, второй инстанции. 3. Первоочередной задачей является проведение всестороннего (в том числе общеправового) повышения квалификации преподавателей церковного права духовных учебных заведений». Со списками участников секционных заседаний, темами и тезисами докладов можно ознакомиться  по ссылке .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5732537...

Традиционно духовное образование отличалось основополагающей воспитательной составляющей, которая только сейчас начинает возрождаться в светском образовании, и Святейший Патриарх всегда уделял пристальное внимание воспитанию будущих пастырей. Разработана и реализуется программа подготовки воспитателей, тьюторов и индивидуальных наставников. В рамках Рождественских чтений на постоянной основе проводятся методические мероприятия, сформировано профессиональное сообщество работников воспитательных служб, регулярно проводятся совещания проректоров по воспитательной работе духовных учебных заведений Московского региона. По благословению Святейшего Патриарха был введен рейтинг высших духовных учебных заведений как логичное продолжение многолетней работы Учебного комитета по инспектированию. Огромный статистический материал был сведен воедино и позволил видеть картину как в целом, так и в деталях, все учебные заведения были разделены на рейтинговые группы. С накоплением опыта менялись и приоритеты, если на начальном этапе преимущественное значение придавалось материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, то в последние годы на первое место выходит показатель уровня знаний студентов и качество научной работы. Еще во времена своего ректорства Святейшему Патриарху приходилось заниматься обучением иностранных студентов, то в годы Первосвятительского служения это направление образования получило новое развитие. Сейчас в Санкт-Петербургской и Московской духовных академиях обучается 280 студентов со всего мира, причем значительное количество составляют представители стран Африки. В соответствии с требованиями времени при МДА создана система дистанционного образования на английском языке, по которой обучается более ста студентов. Для повышения уровня церковных исследований Святейшим Патриархом было принято решение об открытии новых диссертационных советов и повышении требований к защищаемым диссертациям. В 2011 году был утвержден Общецерковный докторский диссертационный совет для всех научно-академических учреждений Русской Православной Церкви. В 2015 году было утверждено обновленное «Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», по которому сегодня действуют богословские диссертационные советы в ОЦАД, Московской, Санкт-Петербургской, Минской духовных академиях и ПСТГУ. В январе 2019 года по Патриаршему благословению был создан новый Объединенный докторский диссертационный совет на базе духовных академий Русской Церкви. К настоящему времени накоплен достаточный для дальнейшего развития научный потенциал, на сегодняшний день в духовных образовательных организациях трудятся более 130 докторов наук и более 550 кандидатов наук.

http://patriarchia.ru/db/text/6099691.ht...

В настоящее время в Санкт-Петербургской духовной академии имеются высококлассные специалисты в области догматического богословия, философии, библейских дисциплин, истории древней и Русской Церкви, литургики. Правильная организация деятельности четырех отделений академии должна будет способствовать расцвету этих богословских наук. — Сейчас начало учебного года — что нового в организации учебного процесса в этом году вы бы отметили в первую очередь? — Мы стараемся, чтобы обучение в академии и семинарии было нескучным. С этой целью преподавателям предложено ввести новые формы преподавания, которые подтолкнули бы студентов к самостоятельному размышлению над богословскими проблемами, приучили бы их к работе с первоисточниками, привили бы навыки исследования. С этого года в рекомендательном, а со следующего, надеюсь, в обязательном порядке будут широко практиковаться такие формы обучения, как семинары — занятия преподавателя и студентов с совместным чтением и обсуждением церковных и библейских текстов. Было приглашено 20 новых преподавателей, большинство из которых — молодые люди, энергичные, вполне компетентные, имеющие богословскую или светскую ученую степень, стремящиеся к новым формам обучения, не чуждые использованию современных информационных технологий. С этого года повышаются требования к кандидатским диссертациям — теперь для допуска к предзащите студент должен опубликовать статью в научно-богословском журнале по теме исследования, а также выступить на конференции. Эти требования мыслятся нами не только как дополнительный «фильтр» для того, чтобы отсеять откровенно слабых претендентов — ведь любой, кто претендует на защиту кандидатской, тем самым претендует на хотя бы очень скромное, но научное открытие, о котором он способен рассказать. Публикация в журнале и выступление на конференции дадут возможность обратной связи, позволят завязать научную дискуссию, позволят соискателю понять, на правильном ли пути он находится при написании диссертации. Академический научный журнал «Христианское чтение» выходит теперь раз в два месяца, так что будут опубликованы все достойные внимания работы.

http://pravmir.ru/rascvet-bogoslovskoj-n...

Для того, чтобы перейти на новый информационный уровень, в академии была проложена локальная сеть, запущен сервер, на котором находится большое количество электронных книг, видео- и аудиофайлов, полезных и преподавателям, и студентам для учебного и научного процесса. Организован процесс сканирования дореволюционной богословской литературы и создания электронных книг. Первым плодом этой работы стало издание диска с архивом журнала «Христианское чтение» за последние 25 предреволюционных лет, включающем в себя 1800 журнальных статей. Для поиска книг в библиотеке теперь можно подключаться через локальную сеть к библиотечной программе «Руслан», в электронном каталоге которой уже находится 50 тысяч из примерно 90 тысяч наименований книг нашей библиотеки. Чтобы поддержать интерес студенчества к участию в академической жизни, был создан Студенческий совет, который уже реализовал ряд интересных проектов. Для передачи опыта пастырской деятельности был организован курс «Практическое руководство для пастырей», читаемый всем студентам семинарии, который ведет духовник академии. Для участия в занятиях приглашаются выдающиеся личности, деятельность которых так или иначе связана с церковной сферой, прежде всего — опытные священнослужители. Практический опыт социального служения студенты получают, работая в кадетском корпусе, суворовском училище, в детских домах. У студентов теперь имеется свой иллюстрированный журнал — «Невский богослов», задача которого — популярным языком донести основы православной веры до студентов светских учебных заведений. Журнал охватывает широкий спектр тем, от трудных богословских вопросов современности до рассказов о молодежных субкультурах и описаний путешествий в экзотические страны. Студенты участвуют в различных культурно-просветительских программах (например, с посещением пригородов Санкт-Петербурга, таких, как Царское Село и Петергоф), а также осуществляют паломнические поездки по петербургским святыням. Регентское отделение отмечает свое 30-летие продолжением педагогических традиций, заложенных при Святейшем Патриархе Кирилле, в соответствии с которыми для преподавания приглашаются лучшие церковные и светские педагоги, специалисты в области хорового пения, вокала, теории и истории музыки.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209712...

Еще немного труда, немного терпения - и я снова буду на трассе. Справа выплыл указатель: Шацк - 150 км. Мне туда. III Очки и письмо святителя А пока он был еще Георгием Васильевичем Говоровым. Прежде чем он станет Вышенским Затворником, ему предстоит пройти множество ступеней, потрудиться на различных поприщах. Он имел мечту - но исполнение ее возлагал на Бога, и Господь провел его к назначенной цели тем путем, на котором надлежало ему обрести разнообразные знания и богатый опыт, дабы главное дело его жизни не обернулось пустой фантазией, но принесло добрые и обильные плоды. Незадолго до окончания Киевской духовной академии Георгий принимает монашеский постриг с именем Феофан - Богом Явленный. И действительно, он стал одним из тех христианских подвижников, через которых Господь творит в мире свои дела. А дел этих у будущего святителя было немало, и разнообразие их поражает. Жизнь понеслась вскачь, бросая его с места на место, со стези на стезю, не давая привыкнуть и успокоиться. Так он познавал мир, в который ему надлежало принести свою меру света и добра. Ректор Киевского духовного училища, инспектор и преподаватель Новгородской семинарии, труды в Санкт-Петербургской духовной академии, потом работа в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Снова Санкт-Петербург, Олонецкая семинария, назначение в Константинополь, где были нестроения между греками и болгарами. Опять возвращение в Петербург, уже в качестве ректора духовной академии. И наконец епископская хиротония и назначение на Тамбовскую, а позднее и на Владимирскую кафедру. Сам святитель сравнивал течение своей жизни с движением шара, катающегося туда и сюда в зависимости от получаемых им толчков. Что же, он безмерно доверял Богу... После Рязани всё изменилось. Это была прекрасная дорога, одна из лучших, по которым мне приходилось ездить. Но испытания на этом не закончились. Успеть, только бы успеть... Забавно, но мой навигатор показывал, что я еду по чистому полю, и то и дело твердил мягким женским голосом: «Пересчет маршрута, пересчет маршрута...» Наверное, дорога была совсем новой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010