Еще немного труда, немного терпения - и я снова буду на трассе. Справа выплыл указатель: Шацк - 150 км. Мне туда. III Очки и письмо святителя А пока он был еще Георгием Васильевичем Говоровым. Прежде чем он станет Вышенским Затворником, ему предстоит пройти множество ступеней, потрудиться на различных поприщах. Он имел мечту - но исполнение ее возлагал на Бога, и Господь провел его к назначенной цели тем путем, на котором надлежало ему обрести разнообразные знания и богатый опыт, дабы главное дело его жизни не обернулось пустой фантазией, но принесло добрые и обильные плоды. Незадолго до окончания Киевской духовной академии Георгий принимает монашеский постриг с именем Феофан - Богом Явленный. И действительно, он стал одним из тех христианских подвижников, через которых Господь творит в мире свои дела. А дел этих у будущего святителя было немало, и разнообразие их поражает. Жизнь понеслась вскачь, бросая его с места на место, со стези на стезю, не давая привыкнуть и успокоиться. Так он познавал мир, в который ему надлежало принести свою меру света и добра. Ректор Киевского духовного училища, инспектор и преподаватель Новгородской семинарии, труды в Санкт-Петербургской духовной академии, потом работа в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Снова Санкт-Петербург, Олонецкая семинария, назначение в Константинополь, где были нестроения между греками и болгарами. Опять возвращение в Петербург, уже в качестве ректора духовной академии. И наконец епископская хиротония и назначение на Тамбовскую, а позднее и на Владимирскую кафедру. Сам святитель сравнивал течение своей жизни с движением шара, катающегося туда и сюда в зависимости от получаемых им толчков. Что же, он безмерно доверял Богу... После Рязани всё изменилось. Это была прекрасная дорога, одна из лучших, по которым мне приходилось ездить. Но испытания на этом не закончились. Успеть, только бы успеть... Забавно, но мой навигатор показывал, что я еду по чистому полю, и то и дело твердил мягким женским голосом: «Пересчет маршрута, пересчет маршрута...» Наверное, дорога была совсем новой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

— Что самое трудное для учебного заведения в процессе организации магистратуры? Получение лицензии? — Самое трудное — не столько процесс лицензирования, сколько стабильное следование лицензионным требованиям на протяжении всего образовательного процесса. Поэтому мы активно перенимаем опыт светских учебных заведений в вопросе организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В содержательном плане ориентиром для нас являются Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московская и Санкт-Петербургская духовные академии. — В чем принципиальная новизна вашей магистратуры по сравнению с прежней пятилетней семинарией? — Цель магистранта — не только получение образования, но и разработка тех или иных актуальных проблем миссиологии, служащих ее дальнейшему развитию. Наша магистратура не только даст выпускникам возможность преподавать весь спектр миссиологических дисциплин, но и расширит возможности научно-исследовательской работы и прохождение специализированных миссионерских практик. — Вы будете убеждать выпускников вашего бакалавриата поступать в вашу магистратуру, или желающие вольны будут поехать в магистратуры иных (центральных) академий и семинарий? На ваш взгляд, в чем возможные преимущества того или другого решения? — На протяжении истории нашей семинарии многие ее выпускники получили академическое образование, однако немалая часть выпускников не смогла поступить в академии в силу трудностей, связанных с переездом в другой город, особенно это относится к людям семейным. К сожалению, поступлению выпускников провинциальных семинарий в академии препятствует некий социальный фильтр материального, логистического и психологического характера. После открытия магистратуры выпускники обретают большую свободу выбора — продолжать образование в Белгороде или поступить в столичные духовные учебные заведения. В этом году из 10 выпускников 8 подали заявления в магистратуру, 1 в рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, 1 уже поступил на магистерскую программу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия.

http://patriarchia.ru/db/text/3696177.ht...

Сообразно с этими общими началами и применяясь к общему плану народного просвещения, духовные училища полагаются четырех родов: 1) академии, 2) семинарии, 3) училища уездные и 4) приходские, как предположено было и в плане об усовершенствовании духовных училищ. Духовные академии, не препинаясь в поприще, им предназначенном, первоначальным и так сказать стихийным обучением наук грамматических и исторических, займут в науках богословских и философских пространство, им приличное и станут на чреде просвещения, свойственного высшему духовному образованию. Семинарии, в степени учения, им присвоенном, доставят академиям воспитанников, уже сведущих в словесных науках и отличившихся успехами; доставлять Церкви служителей, имеющих достаточное познание, соразмерно классу мест, им назначаемых. Училища уездные, сблизясь с учением домашним, дадут родителям лучшие способы, и с меньшим иждивением, наставлять детей в познаниях, свойственных возрасту и назначению их. Наконец, училища приходские распространят в самые села и деревни отрасли единообразного и методического учения, и рассеянное под частным и нередко недостаточным призрением юношество соберут и соединят под общий и единообразный надзор. Управление, нисходя от Комиссии духовных училищ, как общего средоточия, к академиям, а от них простираясь до самых последних разрядов духовного воспитания, с удобностями единства представит достаточные способы к единообразному надзору в порядке их учения и экономии. Начертание правил об образовании духовных академий Предмет установления академии – троякий: 1) образование духовного юношества к высшим духовным должностям; 2) распространение и поощрение учености в духовенстве своего округа и 3) управление училищ своего округа. По этим трем предметам академия делится на следующие главные отделения: первое содержит в себе учебную часть академии, или академический институт. Предметы учения в академиях: 1) Класс словесных наук: эстетика или теория изящных письмен, во всем ее пространстве; всеобщая философская грамматика, или аналитика слова; практическое упражнение в сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Можно только догадываться, какие искушения и какую борьбу пришлось выдержать 32-летнему старшему преподавателю Смоленского мединститута, только за год до этого защитившему кандидатскую диссертацию по медицине, Олегу Горянову, когда он, бросив свою довольно престижную работу, устроился разнорабочим на железной дороге, а потом сторожем в монастыре. А иначе поступить в Духовную семинарию и академию было невозможно, преподавателей советских вузов туда не пускали, только сторожей и разнорабочих! Рассказы Владыки о том времени, которые мне доводилось слышать, весьма интересны и познавательны. А главное - учат реальной твёрдости в вере, чего нам, нынешним православным, не приходится испытывать. В период, как казалось, самого расцвета СССР , в 1986 году митрополит Константин принимает монашеский постриг и уходит от мира, но через четыре года, в 1990 году, в канун крушения советской империи, он возвращается в мир уже в качестве ректора Минской духовной семинарии, а через год уже в качестве епископа. Митрополит Константин представляет собой и еще более редкий тип современного архиерея - тип учёного архиерея. По окончании Московской Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации теперь уже в области богословия (она была посвящена русской религиозно-философской антропологии рубежа 19-20 веков) он недолгое время преподавал в МДА, а затем был назначен ректором возрождавшейся Минской Духовной Семинарии, где трудился 6 лет. В два раза дольше, с 1996 по 2008 годы, он возглавлял Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Но даже будучи удалён с должности ректора и назначен на совершенно провинциальную кафедру в Курган, владыка Константин не переставал заниматься наукой и преподаванием, для чего ему приходилось преодолевать немалые расстояния - ближайшие семинарии находились в Тобольске и Екатеринбурге. Нам привычно видеть Владыку, приезжающего в Санкт-Петербург по делам журнала «Родная Ладога», председателем Редакционного совета которого он состоит, или по делам Российской Академии Естественных Наук, или в связи с подготовкой своих книг, которые в последние годы выходят довольно часто, с дипломатом, в котором полно книг.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/ud...

Особенностью проведения форума в 2023 году стал блок презентаций информационных и издательских проектов Научно-образовательной теологической ассоциации. Со структурой и содержанием Электронной библиотеки НОТА участников работы секции познакомила директор библиотеки, профессор кафедры теологии и религиоведения Бурятского государственного университета им. Доржи Банзаева С.В. Васильева. Международный научный журнал  «Вопросы теологии» , основанный по инициативе ректоров СПбГУ и ОЦАД в 2019 году, представили его главный редактор Д.В. Шмонин и член редакционной коллегии, научный консультант Синодальной библейско-богословской комиссии А.И. Кырлежев. Редакционная политика отраслевого журнала, издаваемого Санкт-Петербургским университетом и входящего в группу К 1 Перечня ВАК при Минобрнауки России по научным теологическим специальностям 5.11.1, 5.11.2, 5.11.3, нацелена на публикацию статей по всему конфессионально-исследовательскому спектру современной теологии. О книжной серии «Теология: история и современность», которая выходит в свет в Издательстве Санкт-Петербургской духовной академии под эгидой Ассоциации «НОТА» с 2021 года, рассказал один из ее создателей и авторов заведующий кафедрой богословия СПбД доцент священник Димитрий Лушников. В рамках серии вышли два переводных издания, что является исполнением благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на возобновление выпуска переводов лучших образцов западной богословской мысли, и семь монографий современных российских авторов. Книги полезны как учащим, так и учащимся духовных учебных заведений и теологических факультетов университетов, педагогических и других вузов, а также всем занимающимся проблемами современного богословия. Видеоматериалы о шести выпусках ежегодника Ассоциации НОТА «Теология и образование», важность которого состоит, среди прочего, в публикации материалов докладов молодых теологов, участвующих в различных мероприятиях сетевого плана НОТА, представила исполнительный директор НОТА, заместитель проректора по научной работе доцент Г.И. Теплых.

http://patriarchia.ru/db/text/6078215.ht...

Следует заметить, что еще в декабре 2009 года по случаю 10-летия подписания Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации церковное Священноначалие высказалось в поддержку предложениям Минюста «по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях», а также было сказано и о том, что «помимо введения соответствующих предметов в учебные планы семинарий, имеет смысл создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в ИТУ». Учитывая сложившуюся за два последних десятилетия систему сотрудничества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси выразил надежду в том, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие в организации и проведении данных курсов». Осенью 2011 года на базе Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России был проведен первый образовательный 80-часовой семинар для священнослужителей — руководителей епархиальных отделов тюремного служения из 20 епархий Российской Федерации, несущих пастырское служение в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Разработанная совместно с ФСИН России программа обучающих семинаров состоит из трех модулей: правового, психолого-педагогического и духовно-пастырского. Правовая и психолого-педагогическая подготовка была осуществлена работниками кафедр Академии ФСИН России, а специальный курс духовно-пастырского окормления заключенных — преподавателями Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии . По результатам учебы программа была доработана и создан методический курс, по которому будут в дальнейшем заниматься священнослужители, работающие с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Тюремному священнослужителю необходимо знать специфику мест принудительного содержания и особенности взаимодействия с лицами, в них содержащимися, чтобы достичь в своих трудах положительного успеха.

http://patriarchia.ru/db/text/2196729.ht...

— В скольких духовных учебных заведениях ведется подготовка регентов и иконописцев? Выпускники этих программ получают дипломы государственного образца? Программы охватывают только бакалавриат? — За последние годы была проведена большая работа по систематизации и упорядочению  подготовки регентов и иконописцев. Завершается процесс преобразования и унификации разноуровневых регентских отделений в полноценные факультеты подготовки руководителей церковных хоров. Таковые факультеты-отделения существуют в 22 учебных заведениях на территории Российской Федерации, в которых на сегодня обучается более четырехсот преимущественно студенток, но, впрочем, и небольшое количество студентов. Традиционным флагманом регентского образования и по истории возникновения, и по фундированности подготовки является факультет церковного искусства Санкт-Петербургской духовной академии, руководством и преподавателями которого были разработаны основные учебно-методические материалы для современного регентского образования. Следует отметить здесь значительный личный вклад руководителя факультета церковного искусства Елены Михайловны Гундяевой и ее помощников. Десятилетиями сложилось, что самым большим по количеству и также обладающим своей уже достаточно длительной историей является регентский факультет Московской духовной академии, переживающий ныне период значительных качественных преобразований. Собственно, высшее образование и диплом государственного образца выдает только Санкт-Петербургская духовная академия. Другие регентские отделения выдают дипломы церковного образца, но для лучших из них задача получения полноценной государственной аккредитации является актуальной, и работа в этом направлении ведется. Важным является и то, что как регулярно проводимые в основном на базе СПбДА, впрочем, и других вузов, курсы повышения квалификации преподавателей, так и начавшееся проведение фестивалей регентских отделений на порядок увеличивают взаимообщение между преподавателями регентских школ, ведут к преодолению изолированности, замкнутости на самих себе, что очень важно для регентского дела.

http://patriarchia.ru/db/text/5856134.ht...

6 ноября 2013 г. участвовал в повышения квалификации для сотрудников духовных академий и семинарий в Московской духовной академии по методике проведения практических занятий в духовных учебных заведениях. Удостоверение 1067/3-15. Принимал участие в подготовке мультимедийного учебного пособия «Библейская археология. Выпуск 1. Святая Земля». 24 апреля 2013 г. отмечен грамотой во внимание к трудам и в связи с тридцатипятилетнем. В ноябре 2013 г. в издательстве Санкт-Петербургской православной духовной академии вышла моя книга «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (112 стр.), которая получила диплом III степени IX открытого конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее учебное издание». 10 февраля 2014 г. выступил на VIII Тихвинских образовательных Рождественских Чтениях (г. Тихвин) с докладом «Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета» который был напечатан в Вестнике Оренбургской духовной семинарии. 1-2 апреля 2015 г. участвовал в краткосрочном повышении квалификации для преподавателей духовных дисциплин при Московской духовной академии в объеме 20 часов. Сертификат (МДА), удостоверения 1067/3-15 (ПСГТУ). С 2015 по 2017 г. работал в Русской христианской гуманитарной академии преподавателем курса «Библейская история». С 2015 по настоящее время преподаю курс «Священного Писание Ветхого Завета» в школе при Спасо-Парголовском храме. 1 декабря 2015 г. поступил в аспирантуру Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Направление подготовки: «Философия, этика и религиоведение» (47.06.01); профиль подготовки: «Философия, этика и религиоведение» (47.06.01).         В январе 2016 г. вышло 2-е, переработанное и дополненное издание моей книги «Введение в Ветхий Завет. Курс лекций по ветхозаветной исагогике» (176 с.), которое получило диплом III степени XI открытого конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее учебное издание». 20-21 апреля 2016 г. принимал участие в международной научной конференции «XX юбилейные Царскоселькие чтения» с докладом «Первый русский учебник по библейской герменевтике», который был напечатан в сборнике материалов конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/1650

18-19 мая 2016 года выступал на VIII международной студенческой научно-богословской конференции с докладом «Пособия по герменевтики П. И. Савваитова». С 16 мая по 10 июля 2016 г. прошел повышение квалификации в Русской христианской гуманитарной академии по дополнительной профессиональной программе «Церковное социальное служение» в объеме 96 часов. Удостоверение 782404184810, регистрационный номер 197. 26 мая 2016 г. выступал на круглом столе, посвященном обсуждению вопросов методологии преподавания введений в библейские дисциплины проходившем в Московской духовной академии с докладом «Вопросы преподавания «Ведения в Ветхий Завет». Свидетельство 9 октября 2016 г. награжден памятной грамотой в ознаменование празднования 70-летия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. 3 ноября 2016 участвовал в Региональных Рожественских образовательных чтениях в Красносельском благочинии с докладом «Власть в Библии». 16-17 ноября 2016 г. принимал участие в VIII международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» с докладом «История изучения библейской герменевтики в Русской Церкви», который вошел в сборник трудов конференции. В декабре 2016 г. вышло мое учебное пособие «Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике». С 21 по 22 февраля 2017 г. прошел повышение квалификации в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на факультете дополнительного образовании по дополнительной профессиональной программе краткосрочного повышения квалификации «Библеистика» в объеме 20 часов. Удостоверение регистрационный номер 0025/3-17. 10-11 мая 2017 г. принимал участие в IX международной студенческой научно-богословской конференции с докладом «Этап «Применение» в индуктивном методе изучения Библии», который вошел в сборник материалов. 29 мая 2017 г. выступал на ежегодной международной научно-богословской конференции кафедры библеистики «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» в Московской духовной академии с докладом «Индуктивный метод толкования Библии: обзор и анализ».

http://azbyka.ru/otechnik/1650

«Коротко говоря, - писал он впоследствии о своих семинарских годах, - я энергично протестовал против неподобающего поведения моих одноклассников и учителей, и это привело к тому, что меня обычно боялись» . Протесты Сергея не затрагивали, как ранее, религиозных вопросов, напротив, были направлены против разных грехов. В семинарии, вопреки окружающей атмосфере, глубокая религиозность юноши окрепла. Впоследствии он стыдливо уверял американских читателей, что благочестивые убеждения в него вколотили учителя. Но что можно вколотить в такого бунтаря? Он будет слушать только тех, кого уважает. Перед церковью же он глубоко благоговел. «С пятнадцатилетнего возраста, - писал Сергей Труфанов, - я смотрел как на агента Бога не только на царя, но и на каждого монаха, священника или епископа. Каждое произносимое ими слово было для меня законом, который ни при каких обстоятельствах я не мог бы преступить. В возрасте шестнадцати или семнадцати лет моя вера была похожа на скалу, которую невозможно ни сдвинуть, ни сокрушить, ни разбить» . Именно в эти годы, к 4-му классу, у Сергея созрело главное решение его жизни - стать монахом. Законы Российской Империи разрешали мужчинам монашеский постриг не ранее 30-летнего возраста, а Сергей вышел из семинарии всего в 20 лет. Именно по этой причине он решил продолжить образование в Санкт-Петербургской духовной академии . По-видимому, карьера ученого монаха, обыкновенно начинавшаяся отсюда, юношу не интересовала. Атмосфера столичной академии была гораздо благотворнее, чем в захолустной семинарии. Сергей свел знакомство с разными духовными светилами и вообще оказался в гуще церковной жизни, оставаясь верным своим привычкам - много учиться и громко протестовать против несправедливости. «Здесь, в духовной академии, брат Илиодор очень много работал по вопросу нашей церкви, - неуклюже рассказывал Максимилиан, - он интересовался философией и проводил все время в упорном труде. Как и в семинарии, он пользовался значительным влиянием среди студентов академии и к нему весьма прислушивались.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/201...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010