Однако через 36 лет совершилось необычное, чуть ли не единственное в русской истории событие. У патриарха Иоакима и духовных властей возникли сомнения в святости преподобной Анны Кашинской. И в связи с этим в 1677 г. Патриарх утвердил указ о запрещении почитания святой. Гроб ее запечатали архиерейскими печатями, празднования отменили, запретили служить молебны, разрешив лишь петь панихиды по ней. В Москву были взяты иконы с изображением преподобной Анны и покров гробницы. Посвященная ей церковь была запечатана, а затем переименована в храм Всех Святых. Однако чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города чтили ее память, переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. При Воскресенском соборе велась запись чудесных исцелений от мощей преподобной. Еще более усилилось почитание святой в XIX в.: ее заступничеством перед Господом город был спасен от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 и в 1844 гг. – от холеры. А в 1812 г. Кашин по молитвам преподобной Анны был избавлен от разорения французами. В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Синод отклонил ходатайство. В 1860 г. кашинцы снова обращаются с той же просьбой к императору и снова получают отказ. Почитание святой продолжалось, как будто и не было соборов 1577–1578 гг. с их угрозами и прещениями. В 1902 г. ходатайство отклонили в третий раз. В 70-х годах XIX в., после видения княгини Анны настоятельнице Кашинского Сретенского монастыря Антонии (Мезенцевой) начинается усиленное переписывание и распространение жития преподобной Анны. Перед вступлением в брак, перед постригом, перед началом учебы, принимая важные решения, не говоря уже о бедах, болезнях и скорбях, верующий народ шел молиться ко гробу княгини Анны. Постоянно велась запись исцелений и других случаев благодатной помощи, подаваемой преподобной. Семь раз в течение XIX в. кашинцы направляли ходатайства о восстановлении почитания преподобной Анны; в них были описаны более 40 чудес, совершенных у гробницы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Во-первых, он был вызван необычным положением десницы Анны Кашинской во гробе. Если в раннем Сказании об обретении и перенесении мощей Анны Кашинской оно описывается достаточно нейтрально: «Еще же реши чюдо дивно и преславно: яко у живы сущи, десница ея преподобный стоить прямо во гроб, опершися лактем во дно гроба. Львица же по обычаю пребывает на персех» (см. наст, изд., с. 442), то в свидетельских показаниях Василия-Варлаама, зафиксированных в материалах следственного дела, о нем говорится более определенно: «А рука, де, правая лежит на персех согбенна, яко благословящая. И андроньевской архимандрит Селивестр тое руки персты розгибал, а как отпустил, и оне такожде согбенны учинились по-прежнему» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 13 об. – 14). Мало того, что рука была описана как «аки благословящая», т. е. демонстрирующая всем двоеперстие, но и разогнуть её (т. е. уничтожить двоеперстие) оказывалось невозможно, ибо персты чудесным образом возвращались в прежнее положение (подробно см. об этом: СемячкоС. А. Почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвящённые//Русская литература. 1998. 3. С. 150151). Второй причиной деканонизации Анны Кашинской стала, по всей видимости, возможная причастность к созданию её Жития одного из лидеров старообрядческого движения, апологета самосожжений Игнатия Соловецкого (вопрос об авторах Жития и Агиографического цикла в целом рассмотрен в комментариях к Агиографическому циклу). После деканонизации почитание Анны Кашинской не прекратилось, хотя те, кто держал у себя иконы с изображением благоверной княгини, хранил или переписывал её Житие, должны были быть подвергнуты суровому наказанию. Однако большинство из дошедших до нас списков Служб и Агиографического цикла относится ко времени запрета почитания княгини Анны. Продолжалась и запись чудесных исцелений, совершавшихся у её гроба (если к моменту собора 1677 г. было зафиксировано 26 чудес, то в последующее время число их увеличилось до 41). Жители Кашина неоднократно обращались в Синод с просьбой о восстановлении почитания Анны Кашинской (см., например, письмо митрополита Филарета обер-прокурору Синода графу А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За подлинность этого места, по мнению нашего ученого археолога Олесницкого, говорит также «общий на востоке обычай строить храм на месте древняго храма, дворец на месте древняго дворца» . Следуя этому обычаю, «позднейшие владетели Иерусалима и возобновили преторию Пилата или, лучше сказать, из его развалин построили группу новых зданий, для местопребывания иерусалимских пашей; в настоящее время она обращена в казармы. Новейший арабский стиль этих зданий не подлежит сомнению; но легко заметить также, что при постройке его пользовались готовым древним материалом. Очень много камней в основании здания принадлежат крестоносцам» . Прежний вход в преторию со Страстной улицы заделан, но порог крыльца виднеется и ныне. Претория Пилата была исходным пунктом крестного шествия Спасителя. Отсюда, от дома Пилата, католики и начинают счет своих станций. Церковь св. Анны с руинами купальни Вифезда. Соврем. вид На той же Страстной улице, восточнее казарм, недалеко от Гефсиманских врат, находятся латинская церковь святой прав. Анны и овчая купель – Вифезда. Церковь св. Анны, по преданию, идущему от первых веков христианства, построена на месте дома святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. В V веке по Р. Х. здесь уже стояла церковь , построенная императрицей Евдоксией, и называлась базиликой св. Марии. Арабы, овладев Палестиной, разрушили храм св. Марии. Крестоносцы на его развалинах снова строят храм – в честь св. Анны, и при нем основывают аббатство, между инокинями которого считались супруга короля Балдуина I Арда и дочь Балдуина II Юдифь. В 1192 году церковь св. Анны была обращена Саладином в школу факиров под именем Салагийе, каковое название она удерживала до 29 октября 1856 года, когда поступила в распоряжение французского правительства – была подарена Франции султаном за союз ее с Турцией во время Крымской войны против России. Современная латинская церковь св. Анны имеет сорок шагов длины, двадцать семь – ширины и состоит из трех зал, которые все оканчиваются абсидами. Под главным алтарем находится иссеченная в скале пещера, спуск в которую (21 ступень) идет из середины храма.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

А. , свящ. Житие и чудеса св. блгв. кнг. Анны Кашинской. СПб., 1909; Житие и подвиги прп. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, новой чудотворицы. М., 1909; Житие блгв. кнг. Анны Кашинской: По синод. ркп. XVII в./Предисл. А. Титова. Б. м., б. г.; Иоаким, иером. Житие св. блгв. княгини Анны Кашинской (по ркп. XVII в. из б-ки Имп. АН 31.6.34). М., 1909; Тверской патерик. Каз., 1913. Тверь, 1991р. С. 13; ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51, 67, 72, 83-84, 88; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 431; Июнь. Ч. 2. С. 545, 551, 552; Октябрь. С. 88; Святая блгв. кнг. Анна Кашинская: [Сб.]/Моск. подворье ТСЛ. М., 1996. Лит.: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в.//ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479-506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340-341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41-43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К. ] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188-192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43-49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской//ТОДРЛ. 1996 Т. 50. С. 531-536; 1999. Т. 51. С. 221-231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные//Рус. лит. 1998. 3. С. 147-154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Матушка Акилина помогла дочери Анны встретится с отцом через 30 лет после его развода с матерью. Было это в ту пору, когда приезжала она к матушке крайне редко и никогда не встречалась с кем-либо из родственников. А тут встретилась с женой первого сына матушкиного воспитанника. Она узнала дочь Анны по сходству с отцом и дала ей номер его телефона, сказав, что он тоскует и ищет её. Отношения восстановились. Направила матушка дочь Анны и к воцерковлению. Несмотря на то, что она много узнала в детстве и в подростковом возрасте о своей бабушке Акилине, став студенткой, забыла о Боге, поверила в науку. Лишь после 60 лет, задумалась о духовном. Стала захаживать в церковь ... Однажды привела она к могиле матушки новую подругу, оказавшуюся верующей, когда были у них житейские трудности, и та предложила ходить с ней в её церковь по воскресеньям и почаще приезжать к матушке Акилине и старцу Аристоклию. Предложение было с радостью принято. Так начался путь к воцерковлению. Много было удивительных случаев у дочери Анны при посещении могилки матушки. Как-то засомневалась – слышит ли матушка Акилина её – свою внучатую племянницу. И тут же женщина подошла с ребёнком и рассказала, как помогла ей матушка отсудить причитавшуюся ей комнату в её квартире, которую незаконно занял какой-то здоровяк, вышедший из тюрьмы бывший военный. Ходила, просила матушку о помощи, а теперь ходит благодарить. Старица дала понять дочери Анны: раз других слышит, то и её тоже... Подумала у могилы матушки, что никогда не узнает, где похоронили первого сына воспитанника матушки. А когда спустилась к могиле старца Исайи, поклонилась ему, подняла голову и взгляд упал на табличку на кресте могилы, расположенной выше. И прочла: «Кулигин Иван Иванович». Показала матушка, где его похоронили. Много было чудес. Но, что особенно важно, у могилы матушки состоялась встреча дочери Анны с правнучкой приемного сына матушки. Так матушка потомкам своего воспитанника, считавшим её прежде всего их бабушкой, открыла кем она была на самом деле. Прочитали они воспоминания Анны о матушке. До той поры они практически ничего не знали о её духовной жизни. После прочтения они изменили положение цветника на могиле, чтобы стало свободнее, и прикрепили фотографию матушки к кресту...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это произошло до августа 1655 г. Судить об этом можно по титулатуре царя. В Сказании об обретении мощей Анны Кашинской государь именуется «царем и великим князем, всея России самодержцем», что говорит о создании текста до августа 1655 г., в то время как в Слове на перенесение мощей он имеет титул «государя царя и великого князя, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца», что свидетельствует в пользу его создания после августа 1655 г. Существование цикла из трех текстов (Житие, Повесть о явлении Анны Кашинской пономарю Герасиму и Сказание об обретении мощей) с 11-ю чудесами зафиксировано списком XVII в. из собрания БАН, П.1.А.48, переписанным митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским-Корсаковым), кстати принявшим постриг в Соловецком монастыре. Нередки случаи, когда на основании этого делаются выводы о том, что именно митрополит Игнатий и был создателем Жития Анны Кашинской (последнее такое высказывание находится в справочной статье, сопровождающей Службу на перенесение мощей Анны Кашинской в современных печатных Минеях: Минея: Июнь. М., 2002. Ч. 1. С. 450). Однако в Соловецкий монастырь Игнатий, родившийся ок. 1639 г., попал уже будучи стольником, т. е. успев уже сделать светскую карьеру, и произошло это значительно позже того времени, когда побывал в монастыре дьякон Никифор. Стремление видеть автором Жития Анны Кашинской митрополита Игнатия порой происходит из нежелания признать возможную причастность к созданию первоначальных текстов, посвященных княгине Анне, Игнатия Соловецкого, одного из лидеров старообрядческого движения. Первоначальный состав Агиографического цикла спустя некоторое время был значительно дополнен: в него вошли Слово на перенесение мощей Анны Кашинской и Повесть о чудесах с чудесами, причём количество чудес на этом этапе было доведено до 26. Слово на перенесение мощей можно датировать благодаря чуду, в нем описанному. По версии автора Слова, при перенесении мощей, в тот момент, когда процессия уже взошла на паперть Воскресенского собора, гроб с мощами княгини Анны вдруг стал неподъёмным, и только после молитвы Анне Кашинской и обещания вернуть её мощи на прежнее место после восстановления Успенской церкви удалось внести гроб в собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь вспоминает успение праведной Анны По преданию, праведная Анна мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии 7 августа, 2019 По преданию, праведная Анна мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии 7 августа. ПРАВМИР. Церковь празднует успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Содержание статьи Праведная Анна 7 августа Церковь празднует Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Успение означает упокоение. Для светского человека странно звучит «праздновать Успение», но для праведной Анны отойти ко Господу означало пойти великую встречу с Отцом Небесным. Церковь не отрицает смерть, как горе и зло, ведь человек был создан для Вечности, но в случае, когда ко Господу отходит праведник, у нас нет сомнений в том, что этот человек идет в новую, вечную жизнь. Праведная Анна была дочерью священника. Со своим мужем праведным Иоакимом она долго не имела детей. Праведные Иоаким и Анна горячо молились о даровании им чада и дали обет посвятить ребенка Господу. Считалось, что семьи, которым не дается чадородие чем-то прогневали Господа. Их молитва была услышана, а за свою веру Иоаким и Анна были вознаграждены рождением будущей Матери Господа нашего Иисуса Христа. Девочку назвали Марией и воспитывали в семье лишь до трех лет. После чего Деву Марию ввели во храм. Как мы знаем, введение по храм Пресвятой Богородицы также празднуется Церковью. Ведь формально маленьких девочек в те времена в сам храм не вводили. Это мог сделать только первосвященник и то, всего один раз в году. Однако, увидев Деву Марию, дочь праведной Анны, первосвященник понял, что перед ним — не обычный ребенок. Праведная Анна выполнила свой обет и отдала дочь жить и учиться при храме. Для любой девочки того времени это означало — брак со священником и хорошее будущее, но Дева Мария мечтала посвятить жизнь служению Господу, несмотря на то, что в те времена не было сложившейся монашеской традицией и целибат считался экзотикой. Успение праведной Анны произошло еще до Благовещения, и она мирно отошла ко Господу к тому времени, когда Деве Марии пора было покидать храм. Поэтому заботу о ней поручили Иосифу. Брак Марии и Иосифа предполагался, как союз юной девушки, и ее опекуна. Он взял на себя заботу о ней и позже доверился Богу, защитив Пресвятую Богородицу, которая ждала появления на свет Сына Человеческого.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-usp...

Около 1364 года единственный оставшийся в живых сын княгини Василий упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество, родину святой Анны. В Кашине для нее был построен Успенский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним своим именем Анна. Господь открыл преподобной Анне день кончины, которая произошла 2 октября 1368 года. Тело ее было погребено в Успенском соборе монастыря. «Ничто Анну не отлучало от любви Божией, – заключает свое повествование составитель ее жития, – ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца…» Удивительно изображение святой княгини Анны на иконах. В основном ее иконография сводится к единственному изображению, дошедшему до нас со времени первой канонизации святой в XVII веке. Дышит благодатью само его название – Моление святой Анны ко Облачному Спасу. Княгиня в схимническом облачении молится на берегу реки Кашинки, где возвышается служивший ей прибежищем Успенский монастырь. И в ответ на ее мольбу из ослепительного сияющего облака простирает к ней Свою благословляющую десницу Господь. Благословение Господне, почившее на святой праведнице, она неизменно подавала всем чтущим ее память. Между тем именно рука княгини, сложенная «яко благословляюща», послужила причиной беспримерного и единственного в истории Русской Церкви события упразднения канонизации. Скорби сопровождали святую и за гробом. Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона , и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Святые мощи ее были обретены 21 июля 1649 года. Торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. К дню 12 июня было приурочено и восстановление церковного почитания святой Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г .   в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания. В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

http://pravmir.ru/anna-kashinskaya-gorka...

Крайне прискорбно каждому православному христианину особенно жителям Кашина, читать статью Н.И. Костомарова , в «Вестнике Европы», за месяц апрель 1870 г., под заглавием: «Церковно-историческая критика XVII века». Статья эта во многих поколебала чувство благоговения к великой княгине Анне, так как, по суду г. Костомарова, она вовсе не существовала. К утешению почитающих память вел. княгини Анны в следующем 1871 г., явилась статья Александра Димитриева, напечатанная в «Чтениях Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских», в 4-й книге за октябрь, ноябрь и декабрь, под заглавием: «По поводу статьи г. Костомарова: Церковно-историческая критика XVII века». В этой статье г. Димитриев очень основательно отвергнул суждения г. Костомарова, и в заключение высказал, что причиною закрытия мощей великой княгини Анны было только разноречие рукописного жития с летописью о месте рождения и годе смерти ее, да еще употребление не монашеского имени ею, при явлении пономарю Герасиму и исцелении его. Имея сведения о страдальческой и подвижнической жизни великой княгини Анны, равно и об обретении ее мощей, вслед за А. Димитриевым, и я почел священным долгом написать все, что мог, в защиту памяти великой княгини Анны, что благоговейно и представляю в моей брошюре, по сегодняшней почте, отеческому благорассмотрению Вашего Высокопреосвященства. К написанному доселе обязанностью считаю присовокупить устные предания о великой княгине Анне. 1) Говорят что в последних годах прошедшего столетия, бывший в Кашине, деревянный Воскресенский собор сгорел, при чем огонь коснулся и мощей вел. княгини Анны, но это не ослабило благоговения к ней, так как по изволению Божию, сожигались и св. мощи мучеников. 2) При Высокопр Григории, Архиеписк. Тверском (1831–1848 г.), впоследствии Митрополите С.-Петербургском, граждане г. Кашина просили Св. Правит. Синод о разрешении молебных пений и празднеств вел. кн. Анне, но как в прошении не были обозначены противоречия летописей с рукописным житием вел. кн. Анны, потому прошение граждан не было исполнено. Вот предания, относящиеся к мощам вел. кн. Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010